Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Ассертивное поведение (тренинг профессиональной уверенности). Ваше отношение к ассертивности

    Ассертивное поведение (тренинг профессиональной уверенности). Ваше отношение к ассертивности

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

    Утверждаю

    Заведующий МБОУ № 8

    «Зоряночка»

    С.Ю. Месикова

    "Тренинг ассертивного поведения"

    Подготовила: Заместитель заведующего

    По воспитательно – образовательной работе

    МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»

    Жданова Т.П.

    Октября, 2016 г.

    Объект: ассертивность / уверенное поведение в себе.

    Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.

    Задачи тренинга:

    1. знакомство с общими закономерностями общения;
    2. изучение и понимание участниками особенностей своего характера;
    3. выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
    4. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности;
    5. отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

    Формы работы: групповая.

    Количество участников: 10–15 человек

    Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.

    Методики и техники тренинговой работы : беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.

    Так что же характеризует ассертивную личность?

    Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.

    Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

    Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):

    1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

    2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;

    3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

    4. Использование местоимения "Я": как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;

    5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

    6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.

    Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

    · целенаправленность;

    · ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

    · гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

    · социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

    · сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

    · настойчивость, не переходящая в агрессию;

    · направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

    · созидание.

    Техники ассертивного поведения:

    1. Техники воздействия:

    • Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности.
    • Техника «заигранная пластинка». Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым.
    • Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником.

    2. Техники самообороны

    • Раскол манипуляций. Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо.
    • «Игра в туман». Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья».
    • Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло.
    • Техника английского профессора. Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».

    Программа тренинга

    Тематический план

    Качество

    Время

    Используемые игры и упражнения

    1.Приветствие. Развитие эмпатии.

    5 мин.

    « Приветствие без слов»

    2. Мозговой штурм

    5 мин

    «Ассертивные права» человека

    2. Гибкость поведения

    15 мин.

    «Оптимальные варианты»

    3. Коммуникация

    15 мин.

    «Интеллегентная грубость»

    4. Манипуляции

    15 мин

    «Невидимый поводок»

    5.Эмоции

    10 мин.

    «Спящие львы»

    6. Обратная связь. Обсуждение

    5 мин.

    I.Вводная часть.

    Упражнение « Приветствие без слов».

    Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.

    Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции

    Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.

    Обсуждение правила работы в группе.

    II . Основная часть .

    Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.

    Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека». Перечислим эти права.

    Права человека:

    Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

    Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

    Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

    Вы имеете право менять свои взгляды.

    Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

    Вы имеете право сказать: “Я не знаю”.

    Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

    Вы имеете право на нелогичные решения.

    Вы имеете право сказать: “Я тебя не понимаю”.

    Вы имеете право сказать: “Меня это не волнует”.

    С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.

    Упражнение «Оптимальные варианты».

    Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

    Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

    Коммуникативное упражнение "Интеллигентная грубость"

    Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.

    Слово "интеллигенция" происходит от латинского "intellegentia" - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к "интеллекту". Поэтому когда под словами "интеллигентный" и "интеллигентно" понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова.
    Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он "ведет себя интеллигентно", а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он "грубиян и хам".
    Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами:
    - Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью?
    - Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать?
    - Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя "интеллигентно так", а в других - "интеллигентно сяк"?
    - Какие яркие примеры "интеллигентных грубиянов" можно вспомнить из истории, художественной литературы?
    В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который в общении тоже не "вилял" и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма "Осенний марафон", в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять "интеллигентную грубость" ("Может, вам еще и полы помыть?..")
    В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы:
    - Чем отличается "просто грубость" от "интеллигентной грубости"?
    - Каковы отличительные черты "интеллигентной грубости"?
    - "Интеллигентная грубость" это самоцель или средство?
    В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация:
    Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
    Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.

    Упражнение «Спящие львы»

    Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.

    Сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость.

    Манипулятивная игра "Невидимый поводок"


    Направлена на развитие ассертивности: уверенности в поведении и умения противостоять манипуляции.


    Ведущий тренинга заводит беседу с участниками. В процессе беседы можно рассмотреть несколько типичных примеров манипуляции (примеры предлагает как сам ведущий, так и участники). Разговор подводится к тому, что обычно значительно легче убедить человека не делать чего-то, чем убедить его наоборот что-то сделать. Это связано с двумя обстоятельствами.
    Во-первых, чтобы сделать какое-то более-менее сложное действие - человек внутри себя проводит некоторую работу, сознательную или бессознательную. Надо настроить себя на выполнение определенного алгоритма действий, надо проанализировать возможные последствия, надо выяснить наиболее оптимальный способ достижения цели. Все это надо проделать предварительно, перед выполнением действия. Разрушить эту конструкцию внешним манипулятивным воздействием легко. Построить - значительно тяжелее.
    Второе обстоятельство связано с тем, что человек, как и другие животные, значительно охотнее верит в плохое, нежели в хорошее. В поведенческом плане животному значительно
    выгоднее сразу и решительно поверить в плохое развитие событий (в то, например, что за ближайшей скалой прячется хищник), нежели в другой ситуации так же решительно поверить в хорошее развитие событий (например в то, что за той же скалой теперь прячется не хищник, а большой кусок еды). Одна ошибка первого сорта может стоить животному жизни. Ошибка второго сорта грозит лишь временным состоянием голода.
    Манипулятор легко может запугать наивного человека и внушить ему какое-то действие, но только если это действие носит оборонительный, защитный характер. Значительно сложнее
    воодушевить того же самого человека на какие-то созидательные действия.
    Пример 1. Манипулятор может, например, сравнительно легко запугать какого-то человека и добиться того, чтобы этот человек покинул город, в котором он живет. Манипулятор, искусно жонглируя фактами может "доказать", что какие-то нехорошие люди преследуют этого человека.

    Пример 2. Если перед манипулятором стоит другая цель, добиться, например, чтобы его жертва не покинула город, а поступила учиться в какой-нибудь вуз или же сменила место работы, то это значительно более сложная задача. Скорее всего манипулятору придется приложить много сил, времени и иных ресурсов на эту манипуляцию. Жертва, рассматривая вариант с поступлением в вуз или сменой места работы, волей-неволей начнет критически рассматривать ситуацию: будет анализировать возможные последствия своего поступка, будет рассматривать разные способы движения к цели. В конце концов, жертве придется настраиваться на выполнение действия, а это у неё может не получиться. Манипулятор обычно просто не может контролировать все эти обстоятельства.
    Манипуляцию можно охарактеризовать как "поводок", который связывает манипулятора с его жертвой. С помощью этого поводка можно ограничить свободу действий манипулируемого: одернуть его, не дать ему приблизиться к чему-то. Однако поводком сложно подтолкнуть к чему-то (хотя, конечно, можно потащить за собой).

    Манипулятивная игра состоит в следующем. Ведущий выбирает одного участника. Здесь желательно остановить свой выбор на самом эмоционально устойчивом участнике тренинга.
    Участнику дается инструкция: надо здесь и сейчас, находясь в тренинговом зале и имея под рукой только то, что есть в этом зале, придумать какое-нибудь просто действие. Которое игрок может совершить, а может и не совершить - в зависимости от обстоятельств. Ведущий может подсказать, какого рода задачу можно поставить перед собой:
    - простоять на одной ноге минуту,
    - похлопать другого участника по плечу,
    - лечь на пол и т.п.
    Игрок должен придумать себе возможное действие и огласить его, то есть свои намерения:
    - "Я собираюсь простоять одну минуту на ноге",
    - "Я думаю, не похлопать ли Василия по плечу?",
    - "Мне почему-то хочется лечь на пол и полежать немного".
    Все другие участники, услышав об этом намерении, должны отговорить всеобщими усилиями игрока от этого "поступка". В ход можно пускать любые рассуждения, придерживаясь, конечно, правил приличия. Участники могут говорить вместе, могу высказываться по очереди - как сами организуются.
    Желательно, чтобы "жертвой манипуляции" побывали все игроки по очереди. Задача ведущего - внимательно следить за состоянием "жертвы". Некоторые могут не выдержать психологического давления и начать эмоционально реагировать. В этом случае желательно прекратить давление под тем или иным предлогом.
    В конце проводится обсуждение:
    1) как можно расклассифицировать способы давления?
    2) как чувствовали себя "жертвы"?
    3) легко ли противостоять запугиванию и другим способам давления?

    III. Обсуждение занятия.

    Техника «Оценка по шкалам»

    Тренер рисует несколько шкал, каждая из которых предназначена для получения обратной связи от участников по определенному критерию. Например, можно нарисовать три шкалы – «практический эффект», «атмосфера на тренинге», «получение новой информации». Участники подходят и отмечают точку на шкале, которая соответствует их внутренней оценке тренинга по данному критерию. Важно организовать процесс так, чтобы участники подходили к флипчарту не по одному, а все вместе. Тогда возникает большее ощущение анонимности выбора, и обучающимся легче выразить свое мнение. Сильная сторона данной техники – в визуализации, а также участии всех обучающихся в процессе оценки и обратной связи. Слабая сторона – относительно низкая информативность. Для ее повышения после того, как участники выставят точки на шкалах, можно попросить желающих прокомментировать свои оценки. Всегда найдутся несколько человек, которые смогут и захотят это сделать, и данный материал может стать предметом обсуждения

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Какие же существуют основные принципы проведения тренинга ассертивного поведения?

    «Принятие на себя ответственности за собственное поведение». По своей сути ассертивность – это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?

    Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества: честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

    Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

    Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

    Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса – очень важное для нас качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который устраивал бы все стороны, в ней задействованные.

    Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций.


    Маслов

    СПб., Питер, 2001. - 208 с.

    Данное практическое руководство представляет собой сборник специальных упражнений, направленных на исследование и формирование ассертивного поведения и содержащих все необходимые материалы для проведения полноценного тренинга уверенности. Каждый блок тренинга включает в себя-теоретическую часть с последующим применением изученных техник и отработкой навыков. Все предлагаемые в руководстве упражнения связаны как с профессиональными, так и с личностными ситуациями, поэтому они могут пополнить багаж методик тренера для проведения любых обучающих программ. Книга адресована профессиональным тренерам и менеджерам, стремящимся к совершенствованию своего профессионального стиля и качества обучения вверенного персонала.

    Введение................................................................................. 8

    Глава 1: ВВОДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. «ЛЕДОКОЛЫ»............11

    Знакомство...................................................................................................11

    «Легкий» разговор....................................................................................13

    История о......................................................................................................16

    Контракт........................................................................................................17

    Первое впечатление...................................................................................21

    Для чего мы здесь?.....................................................................................24

    Глава 2: НАЧАЛО...................................................................29

    Холодный суп..............................................................................................29

    Что, если?......................................................................................................33

    Лестница успеха..........................................................................................38

    Взгляд со стороны......................................................................................42

    Будь готов.....................................................................................................47

    Генеральная репетиция............................................................................51

    Глава 3: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ.................................................55

    Последствия.................................................................................................55

    Я........................................................................................................................58

    Без прикрас...................................................................................................60

    Эффективность...........................................................................................64

    Я веду себя уверенно, если......................................................................72

    Управляю ли я?...........................................................................................75

    Язык тела (невербальные проявления)..............................................80

    Зеркало...........................................................................................................84

    Глава 4: КРИТИЧЕСКИЕ ТОЧКИ

    И РАННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ..........................................89

    Большие мальчики не плачут.................................................................89

    Природа или воспитание?.......................................................................94

    Стереотипы...................................................................................................97

    Везет же вам!..............................................................................................100

    Самоубеждение.........................................................................................103

    Уничижительные высказывания.......................................................109

    Рассматривая поведение........................................................................114

    Собственно элемент программы тренинга. Просмотр учебного фильма, заполнение опросника, отработка навыка и т. д.

    Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Людям необходимо время и пространство для разговора об увиденном ими фильме, о чувствах, возникших в результате упражнения или групповой дискуссии.

    Акцентирование ключевых моментов обучения. Например, раскрытие смысла учебного фильма, анализ эффекта, вызванного бизнес-игрой или сравнительное исследование способов решения проблемы с учетом их успешности либо неуспешности. Все вышесказанное подразумевает необходимость краткого обзора проводимого мероприятия как еще одного уточнения его целей с демонстрацией их достижения в ходе упражнения. Возможно, это самая важная часть упражнения , и все же некоторые тренеры пренебрегают ею, оставляя участников размышлять: «Для чего же мы это все проделали?»

    Практическое применение приобретенных знаний и навыков. Тренинг эффективен лишь тогда, когда знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в реальной жизни. Тренер несет ответственность за помощь участникам в превращении теоретических знаний в практические умения, важные для их деятельности.

    Наконец, несколько личных наблюдений, касающихся тренинга уверенности. Я надеюсь, что каждое из них стоит принять к сведению, и поэтому хочу их подчеркнуть.

    Так как тренинг уверенности требует большего осознания себя и своего влияния на других людей, вам как тренеру необходимо стать ролевой моделью для участников программы.

    Тренинг уверенности может иметь огромное значение для каждого не просто как обучение некоему навыку, но как средство коррек-

    Введение_________________________________________________

    ции поведения, приобретения уверенности в себе, повышения самооценки и культивирования искреннего, надежного и эффективного общения.

    Тренинг уверенности увеличивает число возможных способов поведения человека . Они могут заключаться в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия.

    Участникам тренинга необходимо понимать, что взаимодействия, выстроенные по принципам уверенного поведения, включают по меньшей мере двоих человек и что всеми правами, которые имеет один из них, обладает и второй тоже.

    Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений - в восприятии себя и в отношениях с другими. Участникам следует осознавать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние !

    гАЖпЕНИЯ. «ЛЕДОКОЛЫ»

    Знакомство

    «Ледокол»1 не только побуждает участников взаимодействовать друг с другом, но и задает тон всему предстоящему занятию.

    Побеседуют со многими другими участниками программы.

    Проведут самопрезентацию, не связанную с большим риском для них.

    В первый раз задумаются о некоторых вопросах, связанных с понятием уверенности.

    Ресурсы. Копия «Материалов тренера». Время. 30 минут.


    Шаг 1: Объяснение упражнения. Это упражнение призвано помочь людям познакомиться друг с другом - или лучше узнать друг друга, если они являются коллегами. Участники выстраиваются в две линии, А и В, лицом друг к другу. Тренер задает вопрос или предлагает тему , которую люди, стоящие в парах, обсуждают несколько минут.

    ¦«Ледокол» - упражнение, цель которого и создание рабочей обстановки.

    знакомство участников между собой

    Тренинг ассертивности

    По прошествии нескольких минут человек, стоящий на левом краю линии А, перемещается на левый край линии В; человек, стоящий на правом краю линии В, перемещается на правый край линии А. Таким образом происходит движение по часовой стрелке и образуются но-" вые пары стоящих друг напротив друга участников. (Поверьте - это работает! В крайнем случае смущение, вызванное этими инструкциями, приведет к смеху и разрядке обстановки в группе).

    Это упражнение, с обсуждениями, перемещениями и различными парами и темами для разговора, продолжается до тех пор, пока каждый участник не поговорит со всеми участниками тренинга или пока тренер не исчерпает запас тем!

    Шаг 2: Разделите группу на две шеренги, А и В, стоящие лицом друг к другу. Если в группе нечетное число участников, вам придется управлять ими так, чтобы каждый раз они объединялись в другие малые группы .

    Шаг 3: Предложите стоящим друг напротив друга участникам представиться друг другу, если еще не все знакомы. Задайте первый вопрос или предложите первую тему для разговора (примерные темы см. в «Материалах тренера»).

    Шаг 4: Через несколько минут или когда вы обнаружите, что участники исчерпали тему, начните описанный выше процесс перемещений. Упражнение продолжается, при каждом перемещении задается новый вопрос.

    Шаг 5: Завершение работы в шеренгах. Закончите этот этап, если он длится уже достаточно долго.

    Шаг 6: Соберите группу в общем кругу для обсуждения некоторых из затронутых вопросов. Спросите участников об их мнении по поводу самого упражнения, затем - по поводу обсуждавшихся тем. Члены группы могут высказывать свое мнение, но если проводилась самопрезентация, вам необходимо пояснить, что не следует подрывать уверенность других людей оценочными высказываниями.

    Шаг 7: Сформулируйте некоторые из затронутых вопросов в контексте программы тренинга уверенности. Завершите упражнение, упомянув о его целях.

    Знакомство

    МАТЕРИАЛЫ ТРЕНЕРА

    «Подслушивание» некоторых дискуссий может помочь формированию представления об особенностях уверенности и самооценки участников

    тренинга. Ниже приведены некоторые возможные вопросы и темы , которые относятся к содержанию тренинга уверенности и которые вы можете использовать. Здесь пятнадцать вопросов, позволяющих проводить тренинг с тридцатью участниками. Пожалуйста, применяйте их по своему усмотрению, задействуйте те из них, которые вы считаете уместными, добавляйте к этому списку свои собственные вопросы и темы.

    Как вы любите проводить досуг?

    Почему сегодня вы надели именно ту одежду, которая сейчас на вас?

    Как вы отдыхаете?

    Если бы вы не являлись тем, кто вы есть, кем бы вы хотели быть?

    Могут ли люди получать от жизни больше, чем получают сейчас?

    Что вызывает у вас сильные эмоции?

    Каким было ваше детство?

    Кем из ныне живущих или уже умерших людей вы восхищаетесь?

    Каково ваше самое значительное достижение?

    Какие позитивные качества вы привносите в вашу работу?

    Что вам нравится в вас больше всего?

    Что вы умеете делать лучше, чем большинство людей?

    Чем в вашей жизни вы больше всего гордитесь?

    Если бы вы располагали неограниченными материальными ресурсами, что из ваших покупок доставило бы вам наибольшее удовольствие?

    «Легкий» разговор

    Это «ледокола, дающий участникам шанс попрактиковаться в навыках ведения короткой беседы. Нередко люди посещают тренинги уверенности, чтобы преодолеть застенчивость и повысить свою самооценку. Зачастую им трудно дается общение с другими, и поэтому они избегают многолюдных собраний. Это упражнение особенно полезно в том случае, если оно проводится среди участников, ранее незнакомых друг с другом.

    Цели. К концу этого упражнения участники:

    Тренинг ассертивности

    « Сломают лед молчания» во время беседы с другими участниками тренинга .

    Ресурсы. Копия «Материалов тренера». Время. 15 минут.

    Шаг 1: Объяснение упражнения и процедуры его проведения. В любой программе, посвященной общению или уверенности, важно про-говаривание чувств, мнений и т. д. Это придется делать каждому члену группы в ходе программы, и все же часто необходимость в первый раз произнести перед всеми несколько слов о себе может производить совершенно ошеломляющее действие.

    В группе могут оказаться люди, которым сложно общаться с незнакомыми людьми , особенно в больших компаниях. Это упражнение мягко «ломает лед», давая каждому возможность поговорить с несколькими участниками тренинга.

    Работая в парах, участники получают задание - провести короткий диалогдлящийся примерно минуту. Им сообщается тема для беседы. Когда кончается отведенное время, происходит смена партнера, участники получают новую тему для разговора, и так продолжается до тех пор, пока участвующие в упражнении не поговорят с несколькими людьми - или пока у тренера не иссякнут темы для беседы!

    Шаг 2: Разделите всех членов группы на пары. Предложите участникам вместе со своими партнерами рассредоточиться по комнате. Неважно, кто является партнером - знакомый или незнакомый человек, - потому что через минуту всем придется объединиться в другие, новые пары. Попросите участников определить, кто из них будет первым , а кто вторым номером.

    Шаг 3: Двигаясь от пары к паре, раздайте каждой из них тему малого разговора (см. «Материалы тренера»). Предложите первым номерам начать беседу, то есть, сделать вводные замечания.

    Шаг 4: По прошествии времени (минута или около того) предложите вторым номерам переместиться к ближайшим первым номерам, находящимся справа от них. Повторите шаг 3, но теперь малый разговор должны начинать вторые номера.

    Шаг 5: По прошествии времени (минута или около того) предложите участникам еще раз поменять партнеров. Еще несколько раз повторите шаги 3 и 4.

    Глава 1. Вводные упражнения. «Ледоколы»

    Шаг 6: Соберитесь в общий круг. Выясните реакции участников на

    это упражнение.

    Вопросы, которые вы можете использовать:

    Испытывает ли кто-либо из вас в повседневной жизни трудности с ведением легкого разговора? Почему? (Типичными ответами будут: «Я недостаточно остроумен», «Я скучен», «Я не умею поддерживать "легкую" беседу», «Я слишком застенчивый», «Я не могу решить, что сказать»).

    Как можно преодолеть эти негативные чувства?

    Какую пользу приносит внимание к потребностям и чувствам других?

    Как могут помочь несколько заранее подготовленных тем для разговора? (Типичными ответами будут такие: «Могут помочь, если иметь в запасе одну вводную тему и несколько других на тот случай, если она иссякает», «Могут помочь, если иметь в запасе темы , подходящие к определенным типам людей или ситуаций», «Это сделает меня более уверенным»).

    Почему для вас важно уметь заводить легкий разговор? (Типичные ответы: «Чтобы показать другим людям, что они мне интересны»; «Чтобы я мог задать вопросы, а затем позволить другому человеку говорить»; «Чтобы понравиться другим людям - и они были бы рады видеть меня снова»).

    Когда способность начать легкий разговор может быть важной для вас? (Типичные ответы: на работе - «Когда остаешься один на один с клиентом»; в обществе - «На вечеринках»; в общем, когда первый раз встречаешься с человеком).

    Чему вы научились, выполняя это упражнение?

    Шаг 7: Поблагодарите группу за участие. Завершите упражнение,

    упомянув его цели.

    Легкий разговор

    МАТЕРИАЛЫ ТРЕНЕРА

    Некоторые темы, которые можно использовать во время легкого разговора:

    Как вы попали на программу?

    Тренинг ассертивности

    Глава 1. Вводные упражнения. «Ледоколы»

    Как вам больше всего нравится путешествовать?

    Что вы надеетесь получить в результате посещения программы?

    В каком доме вы живете?

    Вам нравится театр? Балет? Опера? и т. д.

    Какую работу вы выполняете?

    У вас есть дети? Внуки? Домашние животные?

    Вам нравится выполнять такие упражнения, как это?

    Конечно, вы можете придумать и другие вопросы, подходящие для каждой конкретной группы. Это просто несколько идей для того, чтобы начать. Задача этого упражнения - побудить людей общаться друг с другом («сломать лед») и развить их способность уверенно вступать в непринужденную беседу с другими.

    История о...

    Этот «ледокол» достаточно широко применяется в тренингах; особенно полезен он в программах развития уверенности, потому что дает тренеру возможность непосредственно «запечатлеть» характерные черты и особенности участников тренинга - тех, кто с удовольствием представляет себя другим; тех, кто предпочитает оставаться в тени; тех, кого выдают бессознательные движения их тела, и т. д. Так как участников просят рассказать о некотором объекте, а не о себе, этот «ледокол» вызывает меньше опасений участников, чем другие.

    Цели. К завершению этого упражнения участники:

    Некоторое время поговорят перед всей группой.

    Получат возможность узнать что-то о других членах группы.

    Ресурсы. Не требуются.

    Время. По 3-4 минуты на каждого участника.


    Шаг 1: Объяснение упражнения. Каждому из участников предлагается рассказать остальной группе о некотором предмете, который

    они носят на себе или принесли с собой. И это все - просто рассказать о некоей личной вещи, которую можно продемонстрировать остальным.

    Шаг 2: Дайте участникам пару минут, чтобы они решили, о каком предмете они будут рассказывать группе, и привели свои мысли в порядок.

    Шаг 3: Определите, кто первым будет рассказывать историю о... Пригласите добровольца или найдите способ выбрать одного из участников. Избегайте систематического «движения по кругу», это может вызвать волнение у тревожных участников, которое будет мешать им сосредоточиться и слушать рассказы других, пока они ждут своей очереди.

    Шаг 4; Продолжайте упражнение до тех пор, пока каждый не расскажет о своей личной вещи. Конечно же, вы можете сами участвовать в этом упражнении.

    Шаг 5: Поблагодарите участников за их рассказы, сделайте обобщения и завершите упражнение, упомянув о его цели. Выразите вслух мнение о том, что для каждого пришедшего на новый тренинг наибольшую трудность представляет первое выступление перед группой. ^Сейчас каждый сделал это, и поэтому главный барьер преодолен.

    В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

    Что такое ассертивность — определение

    Ассертивность это:

    • Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
    • Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
    • Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

    Примеры ассертивного поведения

    Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;

    • Отказ без обиды других;
    • Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
    • Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
    • Открытое выражение чувств и убеждений.

    Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

    • Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
    • Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
    • Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
    • Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
    • Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
    • Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

    Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений

    4 элемента ассертивного распоряжения:

    • Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
    • Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
    • Говорим, кого конкретно оно касается;
    • Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

    Выдача распоряжений - примеры

    Неассертивное поведение

    «Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

    Ассертивное поведение

    «Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

    Техника ассертивности. Ассертивная критика

    Принципы предоставления критической информации:

    • Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
    • Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
    • Отделяй факты от интерпретации;
    • Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
    • Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
    • Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
    • Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
    • Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
    • Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
    • Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
    • Не критикуй при третьих лицах.

    Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

    ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

    Неассертивная критика - примеры

    • «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
    • «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
    • «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
    • «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
    • «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

    Техника ассертивности. Ассертивный отказ

    Процедура ассертивного отказа:

    • Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
    • Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
    • Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

    Ассертивное поведение и Отказ - примеры

    Неассертивный отказ

    • «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
    • «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

    Асертивный отказ

    «Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

    Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

    4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

    • информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
    • выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
    • представление психологических тылов или предложение изменения;
    • использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

    Ассертивная реакция на нарушение границ - пример:

    «Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

    Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

    Тренинг ассертивности, подведем итоги

    • Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
    • Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
    • Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
    • Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
    • Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

    Видео: развитие ассертивности

    Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

    Ассертивным называется поведение, которое позволяет без лишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Поэтому развитие ассертивности в любой деятельности, несомненно, окажет позитивное влияние на результаты деятельности, особенно у тех людей, чья работа тесно связана с взаимодействием с другими людьми

    Цели тренинга:

    • развить навыки ассертивного поведения.
    • выработать позитивное отношение к себе, к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией
    • выработать адекватное реагирование на критику, повышение самооценки

    Методы проведения:

    Имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, обратная связь

    Программа:

    Отличие ассертивного от других форм поведения

    • Основные навыки ассертивного поведения
    • Техники ассертивного поведения. «Билль о правах»

    Практика:
    Диагностика ассертивности «мой ведущий стиль поведения при взаимодействии: агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный или ассертивный? оценка собственного поведения в нестандартных ситуациях. Отработка методов снятия мышечного напряжения

    Источники неассертивного поведения

    • Природа эмоций, препятствующих уверенному поведению
    • Страх и механизмы страха. Кольцо «неуверенности»
    • Защитные механизмы психики: работа с внутренним сопротивлением
    • Самокритика

    Практика:
    Приемы преодоления страха. Упражнение «Выйти из круга». Упржнение «Рефрейминг»
    Внутренний саботаж успеха: диагностика и перепрограммирование

    Позитивное мышление

    • Мои достоинства и недостатки
    • Принципы переформулирования негативных установок
    • Формирование позитивной жизненной позиции
    • Потенциал удачи

    Практика:
    Работа с самооценкой. Упражнение «Круг превосходного состояния»

    Развитие уверенности

    • «Треугольник» уверенности
    • Саморегуляция: управление своим состоянием для перехода от неуверенного к уверенному состоянию
    • Техники уверенного поведения в профессионально и личностнозначимых ситуациях
    • Проявление уверенного поведения в агрессивной среде
    • Развитие умения устанавливать контакт с незнакомыми людьми
    • Виды критики, методы эффективного реагирования на критику
    • Уверенное поведение и психологическом давлении (варварские и манипулятивные способы влияния)
    • Модели уверенного поведения. Корсет уверенности

    Практика:
    Отработка навыков ассертивного реагирования на критику. Тренировка навыков предъявлять требования в уверенной форме, отказывать, не испытывая при этом чувства вины; открытого проявления своих чувств

    Завершение тренинга
    Подведение итогов и групповая рефлексия
    Определение для каждого из членов группы «зоны ближайшего развития»
    Постановка задач для самостоятельной работы после окончания тренинга

    Бишоп Сью

    ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ

    Серия «Эффективный тренинг» Перевел с английского А. Маслов

    СПб., Питер, 2001. - 208 с.

    Данное практическое руководство представляет собой сборник специальных упражнений , направленных на исследование и формирование ассертивного поведения и содержащих все необходимые материалы для проведения полноценного тренинга уверенности. Каждый блок тренинга включает в себя-теоретическую часть с последующим применением изученных техник и отработкой навыков. Все предлагаемые в руководстве упражнения связаны как с профессиональными, так и с личностными ситуациями, поэтому они могут пополнить багаж методик тренера для проведения любых обучающих программ. Книга адресована профессиональным тренерам и менеджерам, стремящимся к совершенствованию своего профессионального стиля и качества обучения вверенного персонала.

    Введение................................................................................. 8

    Глава 1: ВВОДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. «ЛЕДОКОЛЫ»............11

    Знакомство...................................................................................................11

    «Легкий» разговор....................................................................................13

    История о......................................................................................................16

    Контракт........................................................................................................17

    Первое впечатление...................................................................................21

    Для чего мы здесь?.....................................................................................24

    Глава 2: НАЧАЛО...................................................................29

    Холодный суп..............................................................................................29

    Что, если?......................................................................................................33

    Лестница успеха..........................................................................................38

    Взгляд со стороны......................................................................................42

    Будь готов.....................................................................................................47

    Генеральная репетиция............................................................................51

    Глава 3: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ.................................................55

    Последствия.................................................................................................55

    Я........................................................................................................................58

    Без прикрас...................................................................................................60

    Эффективность...........................................................................................64

    Я веду себя уверенно, если......................................................................72

    Управляю ли я?...........................................................................................75

    Язык тела (невербальные проявления)..............................................80

    Зеркало...........................................................................................................84

    Глава 4: КРИТИЧЕСКИЕ ТОЧКИ

    И РАННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ..........................................89

    Большие мальчики не плачут.................................................................89

    Природа или воспитание?.......................................................................94

    Стереотипы...................................................................................................97

    Везет же вам!..............................................................................................100

    Самоубеждение.........................................................................................103

    Уничижительные высказывания.......................................................109

    Рассматривая поведение........................................................................114

    Я могу с этим справиться.......................................................................123

    Глава 5: ПРОСЬБА И ОТКАЗ...............................................127

    Билль о правах...........................................................................................127

    Заезженная пластинка............................................................................133

    Я сделал бы это, если бы мог, но..........................................................138

    Никаких извинений.................................................................................142

    Возражения.................................................................................................143

    Прибери здесь............................................................................................150

    Глава 6: ЗАПУТАННЫЕ СИТУАЦИИ..................................153

    Никаких неудачников.............................................................................153

    Разрешение конфликтов...................................,....................................158

    Вопрос о различиях..................................................................................160

    Мыслите позитивно.................................................................................165

    Позитивное действие..............................................................................167

    На всем готовом........................................................................................170

    Глава 7: РЕЛАКСАЦИЯ........................................................181

    Релаксация 1 ..............................................................................................181

    Релаксация 2..............................................................................................184

    Релаксация 3..............................................................................................186

    Релаксация 4..............................................................................................190

    Релаксация 5..............................................................................................191

    Релаксация 6..............................................................................................193

    Глава 8: ЗАВЕРШАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.......................195

    Подарки........................................................................................................195

    Не прекращайте работать......................................................................199

    Проверь себя!.............................................................................................202

    Слова благодарности

    Я признательна Мэгс за ее терпение и вдохновляющую поддержку -благодарность ей уже стала традицией; также я хочу поблагодарить Джун Ьарнет за помощь и руководство.


    Если вы цените время и стремитесь как можно скорее познакомиться с упражнениями , представленными в этой книге, и применить их на практике, вас едва ли обрадует слишком долгое вступление - поэтому я сделаю его кратким.

    Эта книга адресована профессиональным тренерам и менеджерам, владеющим основными навыками уверенного (ассертивного) поведения и знакомым с принципами проведения тренинга уверенности. Поэтому она не содержит подробного изложения теории, терминологии и методологии. Естественно, вы понимаете необходимость того, чтобы каждый блок тренинга уверенности включал в себя теоретическую часть с последующим применением изученных техник и отработкой навыков.

    В этой книге вы найдете ряд специальных упражнений, направленных на исследование самого понятия уверенности участниками тренинга. Эти упражнения связаны как с профессиональными, так и с личными ситуациями, поэтому способы их использования могут значительно варьировать. Почти все они могут пополнить багаж методик тренера для проведения обучающих программ. Некоторые упражнения лучше выполнять в определенной последовательности , поэтому в книге приведены руководства по созданию тренингов, всесторонне развивающих их участников. К тому же эти упражнения охватывают большинство факторов, необходимых вам для проведения полноценного тренинга уверенности.

    Эта книга была написана в расчете на занятого тренера, и любой приведенный здесь совет способствует минимизации временных затрат на подготовку. Все упражнения сопровождаются пошаговыми инструкциями и подробными руководствами, включающими подходящие к ситуации вопросы, которые вы, может быть, захотите задать своей группе.

    Введение

    Я твердо верю, что любой элемент тренинга - будь то бизнес-игра, дискуссия , просмотр видео или что-либо иное, - должен включать пять компонентов:

    Введение - информация, предоставляемая тренером участникам программы для того, чтобы ознакомить их с условиями дальнейшей работы, планами тренинга и требованиями к его участникам, а также дать необходимые начальные сведения о программе.

    Собственно элемент программы тренинга. Просмотр учебного фильма, заполнение опросника, отработка навыка и т. д.

    Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Людям необходимо время и пространство для разговора об увиденном ими фильме, о чувствах , возникших в результате упражнения или групповой дискуссии.

    Акцентирование ключевых моментов обучения. Например, раскрытие смысла учебного фильма, анализ эффекта, вызванного бизнес-игрой или сравнительное исследование способов решения проблемы с учетом их успешности либо неуспешности. Все вышесказанное подразумевает необходимость краткого обзора проводимого мероприятия как еще одного уточнения его целей с демонстрацией их достижения в ходе упражнения. Возможно, это самая важная часть упражнения, и все же некоторые тренеры пренебрегают ею, оставляя участников размышлять: «Для чего же мы это все проделали?»

    Практическое применение приобретенных знаний и навыков. Тренинг эффективен лишь тогда, когда знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в реальной жизни. Тренер несет ответственность за помощь участникам в превращении теоретических знаний в практические умения , важные для их деятельности.

    Наконец, несколько личных наблюдений, касающихся тренинга уверенности. Я надеюсь, что каждое из них стоит принять к сведению, и поэтому хочу их подчеркнуть.

    Так как тренинг уверенности требует большего осознания себя и своего влияния на других людей, вам как тренеру необходимо стать ролевой моделью для участников программы.

    Тренинг уверенности может иметь огромное значение для каждого не просто как обучение некоему навыку, но как средство коррек-

    Введение_________________________________________________

    ции поведения, приобретения уверенности в себе, повышения самооценки и культивирования искреннего, надежного и эффективного общения.

    Тренинг уверенности увеличивает число возможных способов поведения человека. Они могут заключаться в отходе от знакомых , стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия.

    Участникам тренинга необходимо понимать, что взаимодействия, выстроенные по принципам уверенного поведения, включают по меньшей мере двоих человек и что всеми правами, которые имеет один из них, обладает и второй тоже.

    Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений - в восприятии себя и в отношениях с другими. Участникам следует осознавать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности. Эффективный тренинг , конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!

    гАЖпЕНИЯ. «ЛЕДОКОЛЫ»

    Знакомство

    «Ледокол»1 не только побуждает участников взаимодействовать друг с другом, но и задает тон всему предстоящему занятию.

    Цели. К концу этого упражнения участники:

    Побеседуют со многими другими участниками программы.

    Проведут самопрезентацию, не связанную с большим риском для них.

    В первый раз задумаются о некоторых вопросах, связанных с понятием уверенности.

    Ресурсы. Копия «Материалов тренера». Время. 30 минут.


    Шаг 1: Объяснение упражнения. Это упражнение призвано помочь людям познакомиться друг с другом - или лучше узнать друг друга, если они являются коллегами. Участники выстраиваются в две линии, А и В, лицом друг к другу. Тренер задает вопрос или предлагает тему, которую люди, стоящие в парах, обсуждают несколько минут.

    Некоторые темы, которые можно использовать во время легкого разговора:

    Как вы попали на программу?

    Тренинг ассертивности

    Глава 1. Вводные упражнения. «Ледоколы»

    Как вам больше всего нравится путешествовать?

    Что вы надеетесь получить в результате посещения программы?

    В каком доме вы живете?

    Вам нравится театр? Балет? Опера? и т. д.

    Вы ездили в отпуск в этом году? "

    Какую работу вы выполняете?

    У вас есть дети? Внуки? Домашние животные?

    Вам нравится выполнять такие упражнения, как это?

    Конечно, вы можете придумать и другие вопросы, подходящие для каждой конкретной группы. Это просто несколько идей для того, чтобы начать. Задача этого упражнения - побудить людей общаться друг с другом («сломать лед») и развить их способность уверенно вступать в непринужденную беседу с другими.

    История о...

    Этот «ледокол» достаточно широко применяется в тренингах; особенно полезен он в программах развития уверенности, потому что дает тренеру возможность непосредственно «запечатлеть» характерные черты и особенности участников тренинга - тех, кто с удовольствием представляет себя другим; тех, кто предпочитает оставаться в тени; тех, кого выдают бессознательные движения их тела, и т. д. Так как участников просят рассказать о некотором объекте , а не о себе, этот «ледокол» вызывает меньше опасений участников, чем другие.

    Цели. К завершению этого упражнения участники:

    Некоторое время поговорят перед всей группой.

    Получат возможность узнать что-то о других членах группы.

    Ресурсы. Не требуются.

    Время. По 3-4 минуты на каждого участника.


    Шаг 1: Объяснение упражнения. Каждому из участников предлагается рассказать остальной группе о некотором предмете, который

    они носят на себе или принесли с собой. И это все - просто рассказать о некоей личной вещи, которую можно продемонстрировать остальным.

    Шаг 2: Дайте участникам пару минут, чтобы они решили, о каком предмете они будут рассказывать группе, и привели свои мысли в порядок.

    Шаг 3: Определите, кто первым будет рассказывать историю о... Пригласите добровольца или найдите способ выбрать одного из участников. Избегайте систематического «движения по кругу», это может вызвать волнение у тревожных участников , которое будет мешать им сосредоточиться и слушать рассказы других, пока они ждут своей очереди.

    Шаг 4; Продолжайте упражнение до тех пор, пока каждый не расскажет о своей личной вещи. Конечно же, вы можете сами участвовать в этом упражнении.

    Шаг 5: Поблагодарите участников за их рассказы, сделайте обобщения и завершите упражнение, упомянув о его цели. Выразите вслух мнение о том, что для каждого пришедшего на новый тренинг наибольшую трудность представляет первое выступление перед группой. ^Сейчас каждый сделал это, и поэтому главный барьер преодолен.

    Контракт

    Проводите это упражнение в начале программы. Оно позволяет участникам выразить свои ожидания и опасения и устанавливает основные правила, действительные в течение всего тренинга. Успешным продолжением этого упражнения может послужить описанное далее упражнение «Первое впечатление».

    Цели. В процессе этого упражнения участники:

    Выработают и согласуют стандарты, которых будут придерживаться все члены группы и тренер во время программы тренинга.