Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Новые критерии малого и среднего бизнеса

     Новые критерии малого и среднего бизнеса

    При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

    Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

    ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

    Главные критерии малого предприятия, это:

    • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
    • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
    • размер дохода за прошлый год.

    Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

    • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
    • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
    • предприятия – участники проекта «Сколково»,
    • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

    Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

    • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
    • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

    Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

    Критерий

    Максимальный предел значений

    Микропредприятие

    Малое предприятие

    Среднее предприятие

    Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

    РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

    Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

    Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

    до 100 чел.

    Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

    120 млн руб.

    800 млн руб.

    2 млрд руб.

    Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

    Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

    Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

    В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

    Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

    АО – малое предприятие (критерии отнесения)

    К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

    Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

    Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

    • все акционерные общества,
    • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

    Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

    Преимущества малых и средних предприятий

    Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

    • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
    • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
    • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
    • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.

    Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

    Согласно Конституции

    Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

    Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

    Количество работников

    Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

    Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

    Налоги

    Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

    Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

    Поддержка

    Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

    1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

    2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

    3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

    4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

    5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

    6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

    Из истории

    Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

    В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

    Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

    Закон

    В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

    Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

    Другие условия

    В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

    По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

    Категории

    Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

    На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

    Документы

    Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

    1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

    2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

    3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

    4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

    Сроки

    Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

    Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

    Программы поддержки

    Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

    Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

    Участие

    В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

    Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

    Организации, относящиеся к субъектам малого бизнеса, наделены правом на госсубсидии, льготы по налогам и прочие преференции. Им разрешено вести бухучет по упрощенной схеме и минимизировать кассовые документы.

    Какие субъекты предпринимательства относятся к малым?

    К категории малого и среднего бизнеса относятся юрлица и ИП, нацеленные на получение прибыли. Принадлежность к нему определяется численностью сотрудников и величиной дохода. Этим статусом могут обладать крестьянские и фермерские хозяйства, производственные и сельхозкооперативы. Каждый субъект этой категории обязан соответствовать положениям закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г.

    Критерии малого бизнеса

    Определяющим показателем считается численность наемных работников и годового дохода. По этим показателям законом определены лимиты, превышение которых ведет к утрате статуса СМП. Но происходит это не сразу.

    После превышение лимита субъект малого бизнеса продолжает считаться таковым еще в течение трех лет, если добровольно не переоформит свой правовой статус. К примеру, если лимит по выручке или количеству сотрудников превышен в 2017-м, то вплоть до 2020-го компания может работать на прежних условиях.

    Численность сотрудников

    • Средние компании – от 101 до 250 работников.
    • Малый бизнес – до 100 сотрудников в организации.
    • – максимум наемных 15 работников.

    При этом учитываются все сотрудники – работающие на основании гражданско-правового договора и совместители. Минимальное превышение вышеуказанных лимитов лишает организацию статуса СМП.

    Для ИП действуют те же самые численные параметры. С той разницей, что предприниматель без наемных сотрудников в СМП относится, ориентируясь только на объем выручки. Абсолютно все ИП, применяющие патент, причисляются к микропредприятиям вне зависимости от численности сотрудников и объема выручки – эти параметры варьируются условиями патентной системы налогообложения.

    Объем выручки

    Значимым признаком малого предприятия является доход. В расчет принимается валовая выручка до налогообложения за предыдущий год. К малому предприятие относят с учетом годового объема выручки.

    • Средние – до 2 млрд. руб.
    • Малые – 800 млн. руб.
    • Микро – 120 млн. руб.

    Есть еще один критерий СМП – качественный состав уставного капитала. Процент участников, не относящихся к малому бизнесу, не выше 49%.

    Экономическое значение малого бизнеса

    Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.

    Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.

    Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:

    • Появление новых социальных и производственных структур;
    • Самозанятость населения;
    • Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
    • Формирование здоровой конкурентной среды;
    • Максимально эффективное использование природных ресурсов;
    • Появление и внедрение технических новшеств;
    • Адресное решение экологических проблем.

    Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.

    Есть ли у малого предпринимательства особый статус?

    Представители малого бизнеса пользуются рядом льгот, недоступных остальным субъектам бизнес-среды.

    • Применение налоговых спецрежимов. Статус СМП позволяет рассчитывать и платить налоги по сниженным ставкам. Предпринимателям доступны УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН. Выбор конкретной системы зависит от основного вида деятельности и способа его реализации, а также масштабов бизнеса.
    • Налоговые каникулы. Вновь зарегистрированные после 2015-го года ИП на УСН и ПСН имеют право в течение двух лет вообще не платить налоги. Экономия на них позволяет максимально эффективно использовать оборотные средства для развития бизнеса. Эта преференция действует до 2020 года.
    • Программа господдержки малого бизнеса. Она реализуется в виде предоставления субсидий и грантов начинающим и уже активно работающим предпринимателям. Эта программа рассчитана до 2020 года, предполагает безвозмездный характер и позволяет возместить затраты на лизинг (покупку техники, оборудования, транспорта), погасить проценты по кредитам на развитие бизнеса, компенсировать оплату участия в профильных выставках, конференциях и прочих важных для развития бизнеса мероприятий.
    • Административные привилегии. Предпринимателям позволено принимать на работу сотрудников по срочным трудовым договорам. Проверки в их отношении проводятся редко и быстро. К этом роду льгот относится и право на упрощенный бухучет.

    Право ООО и ЗАО на статус малого предприятия

    Попадает ли ООО под определение малого предпринимательства?

    В законе ФЗ-209 четко определено, кто может причисляться субъектом малого предпринимательства. Любое ООО причисляется к СМП при соблюдении условий по следующим лимитам, описанным выше:

    • состав учредителей;
    • количество сотрудников;
    • сумма уставного капитала;
    • годовой доход;
    • общая сумма активов.

    Лимиты определяются Правительством РФ 1 раз за 5 лет. При регистрации ООО применяются критерии и лимиты, действующие на момент оформления документов. На их основании выбирается система налогообложения.

    ЗАО – малый или крупный бизнес?

    Начиная с 01.01.2016г. акционерные общества утратили право на причисление к малому бизнесу. Эти изменения санкционированы законом ФЗ-408 от 29.12.2015 г. Исключения составляют акционерные общества, соответствующие следующим условиям.

    • Выпуск высокотехнологичной продукции и активный оборот акций на рынке.
    • Инновационный характер основной деятельности – внедрение результатов интеллектуального труда, правообладателями которых являются госучреждения (университеты, институты, лаборатории и бюро). Это может быть использование новых компьютерных программ, технологий, решений и образцов, разработанных в этих учреждениях.
    • Статус участника проекта «Сколково» на основании положений ФЗ-244.
    • Участниками АО являются юрлица, оказывающие поддержку инновациям в соответствии с перечнем и правилами, установленными ФЗ-127.

    Необходимо также соответствовать остальным критериям СМП по численности персонала и годовой выручке.

    Расчет СМП по 44 ФЗ

    С января 2014-го заключение контрактов с предпринимателями по выполнению госзаказов стало обязательным для бюджетных структур. Эта обязанность закреплена законом 44-ФЗ (ст. 30). Точного определения суммы закупок у малого бизнеса в законе нет. Общепринятой считается цифра в 15% от общего объема закупок за год. То есть, после анализа всех контрактов по итогам года, доля поставок от малого бизнеса должна быть не меньше вышеуказанной цифры.

    В соответствии с ФЗ-44 расчет производится следующим образом.

    • Определяется совокупный объем закупок для компании.
    • Из полученного результата вычитаются затраты на оборону, оплату кредитов, энергетику и услуг единственного поставщика.
    • От оставшейся суммы высчитывается 15 %.

    Право на проведение закупок на общих основаниях госзаказчик получает только после признания выбранного исполнителя несостоявшимся согласно закона ФЗ-44.

    Где найти информацию о малом бизнесе?

    Реестр субъектов малого предпринимательства представляет собой перечень всех организаций, относящихся к этой категории. Он представлен на официальном сайте ФНС РФ. Сведения в него попадают автоматически из ЕГОРИП и ЕГРЮЛ. В реестре представлена следующая информация:

    • Полное наименование предприятия или предпринимателя.
    • ИНН по месту регистрации.
    • Категория – малый, средний или микро.
    • Коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.
    • Информация о лицензиях.

    Проверить данные и запросить информацию можно без авторизации на сайте. Дополнительные сведения вносятся в реестр только по заявлению субъекта малого предпринимательства.

    По каким критериям предприятия и индивидуальных предпринимателей в 2018 году относят к малому бизнесу? Как критерии выделяют малый бизнес из средних и крупных предприятий? Покажем подробную таблицу с критериями и напомним, какие льготы есть у малых предприятий и ИП, включенных в реестр малого и среднего бизнеса по состоянию на 2018 год.

    Какие есть плюсы

    Малые предприятия могут получить некоторые привилегии (если их сравнивать со средним и крупным бизнесом). Поясним, какие права и льготы имеют предприятия, отвечающие критериям малого бизнеса в 2018 году.

    Легкий учет

    Одна из самых трудоемких задач бухгалтера – ведение бухгалтерского учета Однако при соблюдении критериев малого бизнеса можно вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать меньше документов в составе бухгалтерской отчетности в ИФНС и статистику.

    Предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства по определенным критериям, могут в 2018 году применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным (упрощенным) формам.

    Налоговые послабления

    В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства в 2018 году установлена пониженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства.

    Ограничения по кассе

    Малые и микропредприятия могут вести кассовые операции в упрощенном порядке. И, к примеру, не устанавливать лимит остатка по кассе.

    Государственные контракты

    Малые предприятия в 2018 году владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.

    Временный запрет на проверки

    В 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой не придут: Роструд, ФМС России, Ростехнадзор, Госпожнадзор.

    Когда запрет на проверки не действует

    Имейте в виду, что запрет на плановые проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде (часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

    • дисквалификации;
    • административного приостановления деятельности;
    • лишения или приостановления лицензии.

    Однако плановые проверки (в том числе, Роструда) могут проводиться два и более раза в три года в организациях и у ИП, которые ведут деятельность в сфере:

    • здравоохранения;
    • образования;
    • теплоснабжения;
    • электроэнергетики;
    • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • социальной сфере.

    Главные критерии: таблица

    К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:

    • хозяйственные общества и партнерства;
    • производственные и потребительские кооперативы;
    • крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • индивидуальные предприниматели.

    Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2018 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

    Критерии малых и миро предприятий
    Критерий Предельное значение
    Микропредприятие Малое предприятие
    1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%
    2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%
    3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек
    4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

    Реестр малого и среднего бизнеса в 2018 году

    Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. https://rmsp.nalog.ru/

    Что включают в реестр

    В 2018 году реестре публикуют сведения о статусе компании – малого или среднего предпринимательства. Также из реестра можно получить и другие данные о компании и ее партнерах.
    Так, по запросу на сайте Единого реестра вы можете выяснить:

    • наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
    • ИНН организации и ИП;
    • дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
    • точное местонахождение;
    • сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
    • сведения о продукции;
    • наличие лицензии на деятельность;
    • обязательства компании в партнерствах.

    Включение в реестр

    Компании и ИП попадают в реестр малых предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ИФНС сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:

    • сведения о численности сотрудников;
    • декларации о доходах;
    • сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.

    Статус малого предприятия утрачивается, когда сумма дохода или среднесписочная численность работников превышает предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07. 2007 № 209-ФЗ). Однако компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/15480).

    Общая таблица с критериями малых предприятий на 2018 год

    Критерии, общие для всех
    Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год
    • 15 человек – для микропредприятий;
    • 16–100 человек – для малых предприятий;
    • 101–250 человек – для средних предприятий1
    п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
    Доходы за год по правилам налогового учета не превысят:
    • 120 млн руб. – для микропредприятий;
    • 800 млн руб. – для малых предприятий;
    • 2000 млн руб. – для средних предприятий
    Дополнительные критерии для ООО
    Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации2 Не более 25 процентов принадлежит3:
    – государству, субъектам РФ;

    подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
    Не более 49 процентов принадлежит:
    – иностранным организациям;
    Дополнительные критерии для АО
    Суммарная доля участия в капитале2 Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит:
    – государству, субъектам РФ;
    – муниципальным образованиям;
    – общественным и религиозным организациям (объединениям);
    – благотворительным и иным фондам
    подп. «е» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
    Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит:
    – иностранным организациям;
    – организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

    Российское правительство постоянно принимает меры для того, чтобы ослабить давление на малый бизнес и поддержать его развитие. Для этого используются различные льготы и послабления, которые помогают новичкам на старте. Разберем, и на какие именно послабления они могут рассчитывать.

    Введение

    Само понятие малое предпринимательство было введено достаточно давно. Оно успешно действовало в России на протяжении долгого времени, и правительство делало шаги навстречу малому бизнесу с целью уменьшения имеющейся напряженности и увеличения общего количества самозанятых людей.

    Субъекты малого предпринимательства имеют право на льготы

    Итак, субъект малого предпринимательства - это ИП или ООО, основной задачей которых является получение прибыли. В эту категорию также попадают не только индивидуальные предприниматели и ООО, но и различные хозяйственные партнерства, сельскохозяйственные и производственные кооперативы, фермерские объединения и хозяйства. При этом все виды некоммерческих организаций не могут считаться СМП, поскольку их основная цель не получение прибыли, а ведение общественной или иного вида деятельности. Также в МСП не входят различные бюджетные и муниципальные предприятия по той же причине.

    Кого относят к МСП

    Рассмотрим основные критерии, по которым субъект малого предпринимательства признается таковым. В основном для этого компания должна соответствовать требованиям по количеству работающих сотрудников и общему доходу организации. Данные критерии регулируются Федеральным законом №209:

    1. Годовая выручка без учета НДС для микросубъектов составляет 800 миллионов рублей, для малых субъектов - до 800 миллионов рублей.
    2. Доля в уставном капитале компании коммерческой организации, не относящейся к мелкому и среднему бизнесу, не превышает 49%.
    3. Для микрокомпаний количество персонала не превышает 15 человек, для малых — 100 человек.

    Таким образом, сводная таблица выглядит следующим образом:

    Внимание: в таблице указаны суммы выручки за вычетом НДС. Напоминаем, что в 2018 году правительство приняло решение поднять НДС до 20% на товары и услуги.

    Главный критерий малого предпринимательства - уровень дохода и количество сотрудников

    Приведенные выше данные касаются как ООО, так и ИП. Основной упор делается на количество нанятых работников. Если работников нет или их меньше, чем положено по нормативам, то рассматривается годовая выручка. При этом все ИП, работающие по патенту, попадают под категорию микро. Также следует знать, что до 2016 года МСП снималось с предприятия, если по какому-то фактору происходило превышение, через 2 года. Теперь этот срок продлен до 3 лет. То есть если компания получила за 2018 год 850 миллионов выручки, то свой статус она утратит только в 2021 году. В случае если предприятие до 2016 года утратило статус малого, поскольку действовал лимит в 400 миллионов, то оно имеет право вернуть его себе, если общая выручка не превышает 800 миллионов рублей. Итак, теперь вы знаете, Далее, разберем, как узнать, относится ли компания-контрагент к субъектам МСП.

    Реестр субъектов

    Поскольку Российская Федерация движется по пути всеобщей компьютеризации, то в 2016 году был запущен единый госреестр, в который вносятся все субъекты малого и среднего бизнеса. Для того чтобы найти его, вам нужно зайти на сайт ФНС и сделать соответствующие запросы. Отметим, что данные обо всех субъектах вносятся в эту базу автоматически при регистрации или перерегистрации новой компании. Они подтягиваются из налоговых отчетностей, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, поэтому вы сможете получить все необходимые данные в одном месте. На сайте Федеральной налоговой службы вы сможете получить следующие сведения:

    1. Имя частного предпринимателя или полное название юрлица.
    2. Индивидуальный налоговый номер, юридический адрес или место жительства ИП.
    3. Категория бизнеса, к которой относится ООО или ИП (микро, малый, средний).
    4. ОКВЭД - коды СМП.
    5. Наличие у МСП лицензии в случае если вид деятельности попадает под лицензирование.

    Также предприниматель или ООО может внести в базу следующую информацию:

    1. Контактные данные начиная от физического адреса и телефона, заканчивая почтой или мессенджером.
    2. Данные о контрактах, которые были проведены в ходе госзакупок.
    3. Данные о том, что субъект сотрудничал с госзаказчиком.
    4. Данные о товарах или услугах, которые производит компания.

    Внимание: для внесения дополнительных данных в базу предприниматель или глава ООО должен авторизоваться на сайте ФНС при помощи электронной подписи и добавить ее в соответствующие пункты.

    Малый бизнес - основа экономики

    Для чего нужен статус

    Рассмотрим, какие льготы получают и почему, вообще, следует стремиться получить этот статус. Дело в том, что государство сделало ставку на МСП, решив, что это значительно увеличит налоговые отчисления и снизит нагрузку на бюджет. Со стороны государства преследуются следующие цели:

    1. Самозанятое население выходит из тени и регистрируется, чтобы получать социальные блага. Цель государства - легализовать различных фрилансеров, хендмейдеров и других людей, которые работают дома.
    2. Создание новых рабочих мест за счет того, что предприниматели и организации будут нанимать сотрудников для работы. Это позволило бы уменьшить безработицу и снять растущую из-за кризиса напряженность.
    3. Снизить нагрузку на бюджет за счет отмены выплат безработным и временно неработающим лицам, а также дополнительную нагрузку по пенсионному и медицинскому страхованию.
    4. Запустить различные стартапы и инновационный бизнес, нацеленный на привлечение инвестиций и генерацию прибылей, с которых будет пополняться бюджет.