Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Что такое «спортивный менеджмент»? Особенности менеджмента в детско-юношеской спортивной школе Основы менеджмента спортивной школы

    Что такое «спортивный менеджмент»? Особенности менеджмента в детско-юношеской спортивной школе Основы менеджмента спортивной школы

    В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении почти 50 лет. Основу ее составляют спортивные детско-юношеские школы (ДЮСШ), СДЮШОР, ШВСМ. Все вышеперечисленные организации входят в систему или номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

    Понятие “спортивные резервы” в широком смысле обозначает всю совокупность достижений общества в деле развития массовой физической культуры и спортивного высшего мастерства. В узком смысле - это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, которые обеспечивают дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

    Действующий резерв - перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.

    Ближний резерв - молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего резерва используют комплекс показателей, определяющий дальнейший рост спортивных результатов, учитывают возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки.

    Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся разными видами спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и т.п.

    Спортивная школа, как организация дополнительного образования, призвана способствовать:

    • · самосовершенствованию;
    • · формированию здорового образа жизни;
    • · профессиональному самоопределению;
    • · развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
    • · достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

    Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах.

    Спортивно-оздоровительный этап рассчитан на весь период подготовки, если это предписано нормативными документами или учредительными. Этап начальной подготовки - 2-3 года, предполагает решение задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Социальные нормы охвата занимающихся таковы - 10-12% от детей в возрасте 6-15 лет. На учебно-тренировочном этапе (4-5 лет) ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта, а также профилактика вредных привычек и правонарушений.

    Этап спортивного совершенствования - 3 года, спортивного высшего мастерства - 3-5 лет. Социальная норма 0,2% от 16-25 летнего возраста. На этих этапах ставится задача привлечения к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов.

    Современная система спортивных школ объединяет 4000 школ различного типа и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано 3000 ДЮСШ, на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. Систематически занимается около 2 млн., из них 34,5 тысячи - спортсмены высокого класса. Количество штатных специалистов составляет - 40 тысяч человек.

    Менеджмент в спортивной школе

    Деятельность спортивных школ регулируется двумя нормативно-правовыми документами:

    • 1) законом “Об образовании”;
    • 2) документом Минобразования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» №96-ИТ от 25.01.95.

    Спортивная школа любого типа и названия создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Учредителями могут быть:

    • · органы государственной власти, органы местного самоуправления;
    • · отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения;
    • · отечественные и иностранные фонды, общественные и частные;
    • · общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
    • · граждане РФ и иностранные граждане.

    Статус учредителя определяет организационно-правовую форму спортивной школы. В России более 70% спортивных школ учреждены органами образования, которые и финансируют свои школы.

    Для регистрации спортивной школы учредитель представляет заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, ее устав, документ об уплате госрегистрационной пошлины. Права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента регистрации. Таким образом, спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчетный счет в банке, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Права на образовательную деятельность возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке -- лицензии, в которой фиксируется предельная численность обучающихся, контрольные нормативы и срок действия.

    Основой государственных гарантий является государственное и муниципальное финансирование.

    Организация учебно-тренировочного процесса

    Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, учитывая специфику вида спорта. Основные формы учебно-тренировочного процесса:

    • · учебно-тренировочные и теоретические занятия;
    • · групповые, работа по индивидуальным планам (СС и ВСМ);
    • · медико-восстановительные мероприятия и медконтроль;
    • · тестирование;
    • · участие в соревнованиях и сборах;
    • · инструкторская и судейская практика.

    Внутришкольный менеджмент

    Спортивную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый учредителем. Формами самоуправления являются педагогический совет, собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений (см.ст.35 закона “Об образовании”).

    В оргструктуры спортшкол входят зав. учебной частью, бухгалтер, врач, инструктор-методист, обслуживающий персонал. В случае находящихся на балансе спортсооружений, то и администрация и обслуживающий персонал спортсооружения.

    Организационная структура нормативно закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание- это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации, а также должностных окладов по штатной должности. Заработная плата определяется по ЕТС с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося.

    Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы

    Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Деятельность ее финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе и иностранных.

    Допустимы любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом.

    Эффективность деятельности спортивных школ

    Для оценки эффективности работы спортивных школ Комитетом по ФК и туризму установлены педагогические критерии.

    На этапе начальной подготовке: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности, уровень освоения основ техники" видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовки, освоение объемов нагрузки, теории. На этапе спортивного совершенствования: уровень физического развития, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, динамика показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе спортивного высшего мастерства: стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях, число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.

    Научный анализ результатов работы спортивных школ показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке специалистов система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентное пополнение сборной команды России. Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2мсмк, 8мс, 29 кмс.

    Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7,28,168 и более 2 тысяч занимающихся на этапах многолетней подготовки. Эти расчеты могут служить основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд по разным видам спорта.

    Контрольные вопросы

    • 1. Понятие спортивных резервов.
    • 2. Цели и задачи спортивной школы.
    • 3. Организация, формы и этапы подготовки.
    • 4. Организационная структура управления спортивной школой.
    • 5. Критерии эффективности деятельности спортивных школ.

    Сергей Алтухов, Заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.

    Вопрос, который мы вынесли в заголовок, требует достаточно конкретного и содержательного ответа. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. В обиходе существует стереотип, что спортивные менеджеры – это те, кто «торгует игроками». Это совсем не так. Так кто же такие спортивные менеджеры?

    В теории менеджмента не существует одного определения термина "менеджер". Определений множество. Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа - английский глагол "to manage" (управлять), который происходит от латинского "manus" (рука). Если следовать логике, то "менеджмент" буквально означает "руководство людьми".

    В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте - это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли (клубами, федерациями, лигами, ассоциациями и др.) и организациями межотраслевых комплексов предприятий - спортивной индустрии, спортивной медицины, спортивного образования.


    О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе и организует работу других людей. Менеджер - это наемный управляющий. Сергей Кущенко, Кирилл Фастовский, Арсен Венгер и Стив Айзерман тоже являются наемными управленцами.

    Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную и тренировочную работу тренера с процессами управления клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

    Менеджмент в спорте, как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической и спортивной конкуренции.


    Классификация уровней управления и образовательного уровня

    Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В такой структуре предусмотрены управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.

    Национальные рамки квалификаций наглядно показывают требования квалификационного уровня управления к уровню образования


    9 уровень - руководители Олимпийского комитета России, оргкомитетов Чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, профессиональных спортивных ассоциаций

    8 уровень - руководители Центров спортивной подготовки сборных команд России, спортивных объектов, национальных спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг и клубов, спортивных обществ, спортивных объектов, оргкомитетов спортивно-зрелищных мероприятий

    7 уровень - руководители спортивных федераций, клубов, функциональных подразделений спортивных организаций (департаментов, управлений, отделов, групп), члены комплексных научных групп

    6 уровень - руководители учреждений спортивного образования, руководители спортивно-массовой работы по месту жительства, месту работы

    Образовательные уровни

    АС - аспирантура М - магистратура Б - бакалавриат СПО - среднее профессиональное образование

    Функционалы спортивного менеджера

    Чем занимаются спортивные менеджеры? Основные функции менеджеров в спорте можно представить так:

    Спортивные менеджеры работают в органах управления олимпийским движением на различных уровнях.

    Спортивные менеджеры занимаются управлением спортивными мероприятиями: чемпионат города, области, республики, страны, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры.

    Спортивные менеджеры управляют собственными спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами, спортивными фестивалями, массовыми соревнованиями.

    Спортивные менеджеры занимаются организацией команды, подбором персонала и атлетов, разработкой билетных программ и различных стратегий для организации, работой с болельщиками и со стейкхолдерами во внешней среде.

    Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.


    Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:

    Владение современными компьютерными технологиями и программами;

    Владение английским языком;

    Умение формировать информационную политику организации;

    Организация работы офиса организации и формирование команды;

    Знание основных маркетинговых и управленческих стратегий;

    Знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий;

    Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

    Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

    В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

    На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

    Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

    В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсме­ны, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

    Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

    Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

    Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­деленным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

    Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.


    На основе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

    Самосовершенствованию;

    Формированию здорового образа жизни;

    Профессиональному самоопределению;

    Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

    Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

    Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

    Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

    нять индивидуальные действия во время развёртывания атаки в середине поля, сделав акцент на его более глубокое взаимодействие с игроками из соседних линий. Индивидуальные действия со стороны нападающего были бы наиболее полезны для команды лишь в завершающей стадии атаки, когда соперник уже прижат к воротам.

    Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.

    Литература

    1. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: Метод. разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров, фак. повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа / Варюшин В.В.; ГЦОЛИФК. - М., 1989. - 77 с.

    2. Віхров К. Тактика гри у футбол. Групова взаємодія. „ФВ в школі”. - 2004. - №2. - С.23-25.

    3. Кучеренко О., Немировский Л. Знаете ли вы футбол? - М.: ФиС., 1980. - 88с.

    4. Лебедев Л., Немировский Л. А ваше решение? - М.: Со-в.спорт, 1990. - 95с.

    5. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

    6. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

    7. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

    8. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

    9. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед. Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

    10. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

    Поступила в редакцию 10.03.2007г.

    ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛОЙ

    Приходько И. И., Путятина Г.Н. Харьковская государственная академия физической культуры

    Аннотация. В статье авторами предпринята попытка системного подхода к организации управления спортивной школой. Спортивная школа представлена как субъект и объект управления, разработана организационная модель спортивной школы.

    Ключевые слова: спортивная школа, управление, объект управления, субъект управления, ресурсы организации, организационная модель.

    Анотація. Приходько І.І., Путятіна ГМ. Організація управління спортивною школою. У статті авторами використовується системний підхід до організації управління спортивною школою. Спортивна школа представлена як суб’єкт та об’єкт управління, розроблено організаційну модель спортивної школи.

    Ключові слова: спортивна школа, управління, об’єкт управління, суб’єкт управління, ресурси організації, організаційна модель.

    Annotation. Prikhodko I.I., Putyatina G.N. Organization of management sporting school. In the article authors are undertake the attempt of approach of the systems to organization of management sporting school. Sporting school is presented as a subject and management object, the organizational model of sporting school is developed. Key words: sports school, management, management object, management subject, resources of organization, organizational model.

    Введение.

    Проблемы сохранения и развития системы спортивных школ являются частью целостной системы развития физической культуры и спорта. Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие детско-юношеского, резервного спорта и привлечение населения к занятиям физической культурой. Один из показателей социально-экономического развития Украины - количественно-качественная характеристика спортивных школ. На данный момент проводится реформирование основ системы детско-юношеского и резервного спорта путем определения организационно-правового статуса деятельности спортивных школ.

    Научные исследования последних лет в сфере физической культуры и спорта характерны тем, что они выполнены на основе использования принципов системного подхода. Среди таких работ следует отметить работы Н.В. Жмарева , который дал глубокий системный анализ спорта как социальной системы, работы И.И. Приходько и В. И. Мудрика , которые, опираясь на методы системного подхода, раскрывают организацию совершенствования управления физической культурой и спортом. Системный подход при исследовании организации управления физической культурой и спортом реализуется как системный анализ, программно-целевые методы и моделирование. Моделирование как метод научного исследования широко применяется для изучения информационных процессов при управлении многоуровневыми системами, комплексными экспериментальными исследованиями, проектными разработками, многопроцессорными вычислительными и информационными системами . Теоретические основы моделирования используются для изучения взаимодействия экономической и социальной эффективности .

    Моделирование в физическом воспитании и спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой спортсменов широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса . Наибольшее распространение получили модели состояния спортсмена (модельные характеристики его соревновательной деятельности, специальной физической, технической подготовленности, морфофункциональных и психических особенностей) и модели различных структур тренировочного процесса . Однако многие аспекты организационного моделирования и его применения в сфере управления физической культурой и спортом разработаны недостаточно. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает целостное представление об организационном моделировании, как методологической основе управления, планирования, организации и контроля эффективности деятельности спортивных школ.

    Данная работа выполняется в рамках Свод-

    ного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта 2006 - 2010 гг. на кафедре менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры „Організація і технологія удосконалення діяльності суб’єктів та об’єктів управління фізичною культурою і спортом (на прикладі Північно-східного регіону України)”. Шифр: 2.3.5. Номер госрегистрации: 010Ш006475.

    Формулирование целей работы.

    Цель исследования - систематизировать организацию управления спортивной школой.

    Задачи исследования:

    1. Охарактеризовать систему управления спортивной школой.

    2. Раскрыть организационную модель спортивной школы как субъекта и объекта управления.

    Результаты исследования.

    Наши исследования основываются на организационном анализе деятельности спортивных школ трех областей Украины (Полтавской, Сумской, Харьковской), а также на результатах опроса директоров и тренеров спортивных школ. Нами выявлена

    объективная необходимость систематизации и совершенствования организационной структуры спортивных школ. Системный подход в исследовании спортивных школ как объекта социального управления, на наш взгляд, предполагает рассмотрение спортивной школы в трех аспектах:

    ■ историческом - с позиции выяснения условий зарождения системы спортивных школ, основных этапов их развития;

    ■ структурном, который позволяет определить состояние и формы связи компонентов спортивных школ, иными словами организационную структуру;

    ■ функциональном, который раскрывает способность спортивных школ удовлетворять потребности личности и общества.

    Система управления спортивной школой состоит из таких компонентов: механизм управления, организационная структура (субъект! объект) управления и процесс управления. Структурный аспект системного подхода ориентирует исследование деятельности спортивных школ на раскрытие целостности объекта. Спортивная школа как объект уп-

    Рис.1. Структурные элементы спортивной школы

    равления представляет собой совокупность различающихся между собой элементов: структурных подразделений, занимающихся, тренерско-преподавательский состав (рис. 1).

    Общий характер взаимосвязи элементов спортивной школы определяется уровнем развития ее основных составляющих субъектов: учредитель выступает непосредственным создателем объекта; внутришкольное управление осуществляет директор, который несет персональную ответственность за деятельность спортивной школы; заместитель директора и методист являются административными единицами; общественный сектор управления спортивной школой представлен общественными органами внутришкольного управлении (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет); учащиеся и другие структурные подразделения. Необходимо подчеркнуть субъектно-объектную роль элементов системы управления спортивными школами, их способность быть одновременно субъектом и объектом управления, так как каждому элементу системы присущи свой предмет, формы и методы деятельности.

    Механизм управления присущ всем без ис-

    ключения областям деятельности людей. Механизм управления спортивной школой представляет собой совокупность следующих компонентов: цели управления, принципов, функций, методов и форм управления. Эффективность деятельности спортивных школ по подготовке спортивного резерва обусловлена уровнем государственной политики в системе детско-юношеского и резервного спорта, а именно в совершенствовании взаимосвязей и взаимодействий между субъектами и объектами управления физической культурой и спортом (рис.2).

    Кабинет Министров Украины на основе Конституции и законов Украины осуществляет государственное управление реализацией основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Эффективность организации управления спортивной школы - это создание научно обоснованных организационных форм, методов, техники управления и благоприятных условий для достижения педагогическим коллективом поставленных целей и высоких показателей с использованием имеющихся ресурсов.

    Организационную модель спортивной школы мы рассматриваем с двух позиций, как субъект

    Рис. 2. Механизм управления спортивными школами

    управления и как объект управления. Организационная модель спортивной школы как субъекта управления (управляющей подсистемы) характеризуется следующими блоками параметров:

    ■ цель и эффективность деятельности;

    ■ состояние управляемой системы;

    ■ использование ресурсов в управляемой системе.

    Блок целей характеризуется эффективностью влияния организации управления на конечные результаты деятельности и включает параметры:

    ■ эффективность влияния организации управления на результат деятельности и выражается в использовании администрацией спортивной школы основ научной организации труда, внедрении в практику работы результатов научных исследований в сфере физической культуры и спорта, использовании компьютерных технологий в процессе построения учебно-тренировочных занятий;

    ■ уровень профессиональной компетенции аппарата управления в спортивной школе (директора, заместителя, методиста):

    ■ повышение квалификации административного и тренерско-преподавательского состава;

    ■ функционирование общественного сектора внутришкольного управления (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет).

    Данный блок характеризует эффективность системы управления в спортивной школе, которая в первую очередь зависит от профессиональных и личностных характеристик директора.

    Блок использования ресурсов в системе управления характеризует соотношение общей эффективности деятельности спортивной школы и затрат на управление (наличие полного состава администрации спортивной школы, эффективность принятия управленческого решения).

    Организационная модель спортивной школы как объекта управления (управляемой подсистемы) характеризуется такими блоками параметров:

    ■ цели, которые характеризуют задачи, стоящие перед спортивной школой;

    ■ состояние учебно-тренировочного процесса, спортивные достижения;

    ■ использование ресурсов.

    В блоке параметров цели раскрываются стороны деятельности спортивной школы. Главная цель и основная задача спортивных школ - обеспечение привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также селекция наиболее одаренных воспитанников в системе подготовки спортивного резерва.

    В блоке параметров состояния учебно-тренировочного процесса спортивная школа характеризуется:

    ■ степенью специализации (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ);

    ■ количеством занимающихся в группах (по куль-

    тивируемым видам спорта);

    ■ структурой учебно-тренировочного процесса (цикличность построения);

    ■ внешними и внутренними связями;

    ■ составом и структурой тренерских кадров и вспомогательного персонала.

    В блоке использования ресурсов отражается:

    ■ использование финансовых средств (основных и дополнительных источников);

    ■ использование материально-технических ресурсов (наличие собственной или арендованной спортивной базы, спортивного инвентаря, оборудования, использование коммунальных услуг);

    ■ рациональное использование трудовых ресурсов (педагогическая нагрузка на одного трене-ра-преподавателя, стимулирование труда, повышение квалификации, уровень социальной защищенности).

    В результате анализа и обобщения системы управления спортивной школой мы пришли к заключению о том, что:

    1. Система управления спортивной школой представляет иерархию организованных подсистем.

    2. Уровни иерархии формируются в процессе деятельности спортивной школы.

    3. Каждый уровень иерархии обладает собственным ресурсным и информационным полем.

    4. Процесс управления происходит на каждом уровне.

    5. Управление происходит с учетом имеющихся ресурсов.

    Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость использования системного комплексного подхода в научном обосновании организации деятельности спортивных школ. Это дает основания разработки Целевой комплексной программы совершенствования управления деятельностью спортивных школ до 2011 г. в региональном масштабе.

    Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации управления спортивной школой.

    Литература

    1. Жмарев Н. В. Системный поход и целевое управление в спорте. - К.: Здоров’я, 1984. - 144с.

    2. Исаев А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 240с.

    3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис...д. пед. н.: 13.00.04. - М., 1998. - С. 4456.

    4. Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурно-оздоровительных занятий с подростками// Наука в Олимпийском спорте. - 2002. - №1. - С. 23-29.

    5. Михеев Е.А. Научно-методические основы моделирования информационных процессов для обеспечения подготовки специалистов по управлению многоуровневыми производ-

    ственными системами: Дис...канд. тех. наук: 05.13.06. -М., 2005. - С. 22-29, С. 32.

    6. Приходько И.И., Мудрик В.И. Комплексный подход к организации совершенствования управления физической культурой и спортом// Материалы научно-практической конференции «Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях». -Белгород: БЮИ. - 1999. - С. 27-30.

    7. Федулова Л.І. Організаційно-економічні моделі багатофункціонального управління виробничою діяльністю на основі сучасного менеджменту. - Миколаїв: Вид-во УДМ-ТУ, 1997. - 170с.

    8. Шкода Р.В. Теоретические основы моделирования взаимодействия экономической и социальной эффективности: Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград, 2001. - 162с.

    Поступила в редакцию 04.04.2007г.

    ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАКТИКЕ БЕГА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

    Рыбковский А.Г.

    Донецкий национальный университет

    Аннотация. Тактическая подготовка спортсмена во время бега на средние и длинные дистанции включает теорию, методику развития выносливости и на этой базе решение двигательных задач по определению тактических вариантов ведения борьбы на дорожке, как эффективное средство реализации своей готовности. В основу моделирования тактических вариантов положены расчеты скорости бега на дистанциях от 800 м до марафонской (42 км 195 м). На основании чего построен алгоритм управления скоростью во время бега на средние и длинные дистанции.

    Ключевые слова: тактическая подготовка, модели, координация движений, специальная выносливость. Анотація. Рибковський А.Г. Технічна підготовка спортсмена та її реалізація в тактиці бігу на витривалість. Тактична підготовка спортсмена під час бігу на середні і довгі дистанції включає теорію, методику розвитку витривалості і на цій базі рішення рухових задач по визначенню тактичних варіантів ведення боротьби на доріжці, як ефективний засіб реалізації своєї готовності. В основу моделювання тактичних варіантів покладені розрахунки швидкості бігу на дистанціях від 800 м до марафонської (42 км 195 м). На підставі чого побудовано алгоритм керування швидкістю під час бігу на середні і довгі дистанції.1

    Ключові слова: тактична підготовка, моделі, координація рухів, спеціальна витривалість.

    Annotation. Ribkowskii A.G. Technical training of the sportsman and its realization in tactics of run on persistence. The tactical preparation of the sportsman during run on average and long distances includes the theory, procedure of development of persistence and on this base the decision of motorial problems by definition of tactical variants of conducting struggle on a track, as an effective agent of realization of the readiness. In a basis of modeling of tactical variants the accounts of rate of run on distances from 800 m up to marathon (42 km 195 m) are fixed. On the establishment that the algorithm of control of rate is constructed during run on average and long distances. Keywords: tactical preparation, model, coordination of locomotions, special persistence.

    Введение.

    Реализация тактической подготовки как определенных вариантов ведения борьбы в условиях соревнований, позволяет спортсмену более эффективно использовать уровень своей специальной

    подготовленности. Возросший уровень конкуренции в беге при равной функциональной готовности показывает, что побеждает спортсмен, который зная свои и соперников достоинства и недостатки, вместе с тренером составляет выигрышные тактические программы, как в активной, так и пассивной форме. В активной форме программа поведения спортсмена составляется заранее, когда известны участники забега и их возможности. Пассивная форма предполагает действия спортсмена, как ответное поведение на маневры соперников. В первом варианте, спортсмен использует, прежде всего, свою предрасположенность к равномерной скорости бега по всей дистанции или на отдельных финишных отрезках. Во втором варианте, спортсмен по уровню своей подготовки может мгновенно реагировать на изменения скорости соперников, предпочитая держаться в «тени» и не показывая заранее свои тактические намерения. Как правило, такие спортсмены имеют универсальный уровень подготовки, одинаково владея несколькими вариантами техники бега и запасом скоростной выносливости.

    В этой связи исключительно высокие требования предъявляются к надежности и точности реализации тактических программ в экстремальных ситуациях соревнований. Если спортсмен технически и функционально подготовлен к различным переключениям скорости независимо на каком отрезке дистанции, это необходимо сделать, то не имеет значения выбор варианта тактики бега, как «пассивного», так и «активного», когда на тактические варианты спортсмен отвечает по ходу бега адекватными действиями .

    На современном этапе подготовки спортсменов в беге на средние и длинные дистанции выносливость приобретает новое качество - сохранение высокой скорости бега на отрезках финиширования. Это в свою очередь, накладывает отпечаток и на тренировочный процесс спортсменов-средневиков и стайеров, когда значительный объем скоростной работы выполняется на фоне утомления.

    Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.

    Формулирование целей работы.

    Цель работы - изучить тактические варианты в беге на средние и длинные дистанции с учетом техники бегового шага.

    Результаты исследований.

    В основу моделирования тактических вариантов, мы взяли расчеты скорости бега на дистанциях от 100 м до марафонской (42 км 195 м). При построении графика скорости бега рассматривалась средняя скорость пробегания для каждой дистанции. Наиболее высока средняя скорость бега отмечается у женщин на дистанции 100 м, у мужчин на 200 м. Математические расчеты показали, что при сопоставлении средней скорости бега с длиной дистанции отсутствует линейная зависимость между этими параметрами. Например, при увеличении дистанции в 2 раза от 100 до 200 м,

    Максим Белицкий, руководитель международной школы спортивного менеджмента МИРБИС

    Чем занимается спортивный менеджер

    Обыватели порой путают понятия «менеджер» и «агент». Если, например, говорить о футболе, то персональный агент «пристраивает» спортсменов, то есть обеспечивает выгодный контракт и зарабатывает на переходе спортсменов из одного клуба в другой. У спортивного менеджера сфера деятельности шире. Он может работать в профессиональной или любительской спортивной организации или заниматься предпринимательской деятельностью, например, инвестировать средства в развитие частных школ или проведение турниров, в поиск и профессиональный рост талантливых спортсменов, которые потом борются за титул. То есть спортивный менеджер – это человек, который помогает любой спортивной организации зарабатывать деньги, при этом получая бонусы за хорошую работу, либо тот, кто инвестирует деньги в спорт и строит на этом бизнес.

    В России специфика такова, что спортивный менеджер помогает клубу стать привлекательным для любой аудитории. Он не только продаёт права спортсмена и добивается адекватной зарплаты, но ещё и способствует развитию спортивной организации в целом. Это может быть менеджер по спонсорству, по маркетингу, по проведению матчей, финансовый менеджер или же менеджер футбольной академии, который «растит» спортсменов, а потом продаёт их в более крупные клубы. В любом случае это человек, который создает возможности для получения доходов.

    Не каждый менеджер - спортивный

    Получить профессию спортивного менеджера можно в специализированных учебных заведениях, где помимо базовых знаний учитывается и спортивная специфика. Но бывает, что человек с юридическим, финансовым, социологическим, маркетинговым образованием или с образованием в сфере классического менеджмента приходит в спорт, если увлекается им или уже имеет опыт работы в этой сфере. Из таких людей и вырастают спортивные менеджеры, которые целенаправленно приходят учиться на специализированные программы.

    В МИРБИС существуют программы «Международной школы спортивного менеджмента», где эксперты и преподаватели, представляющие ведущие спортивные рынки мира, предлагают очень качественные, ориентированные на практику знания. Но их необходимо адаптировать к реалиям российского рынка. Обычно в подобных программах больше внимания уделяется бизнес-курсу, то есть управленческой и предпринимательской составляющей. Но рассказывают и о таких узких сферах, как маркетинг, спонсорство, event, коммерческая деятельность футбольных академий, а также предпринимательство в спорте. Студенты учатся строить свой бизнес.

    Профессия для фанатов спорта

    Плюсы профессии спортивного менеджера в том, что начало карьеры, как правило, проходит мягко – можно начать рост с работы в команде небольшого клуба. Кроме того, это идеальная профессия для настоящих фанатов спорта. Часто работать приходят именно те, кто сам играет, болеет, следит за результатами матчей. Так любимое дело становится профессией, а значит, работа приносит удовольствие. Я сам не имею ни менеджерского, ни экономического, ни маркетингового образования, но моя страсть к спорту привела меня сюда, и я успешно работаю уже 14 лет. Находясь «в поле», чувствуешь энергию трибун, видишь драйв на площадке, и каждый день работы – это всё больше и больше положительных эмоций. Это, наверное, одна из самых эмоциональных профессий, и сравнить её можно разве что с шоу-бизнесом.

    Нехватка работы – главный минус

    Если говорить о клубах и федерациях, то российская спортивная индустрия мало структурирована, и выпускники спортивных вузов могут напрасно потратить время, пытаясь устроиться на работу. Спортивных организаций, которые ориентированы на бизнес, у нас мало, поэтому все финансовые затраты покрывает не сама организация, а государство, крупный бизнес, регионы и т.п. С одной стороны, это порождает непрофессионализм спортивных менеджеров. С другой – сокращаются возможности тех, кто действительно хорошо знает своё дело и хочет зарабатывать деньги на своём участке работы в спортивной организации или в собственном бизнесе. В итоге отсутствует креатив, инновационность, нет движения вперёд. Спорт зачастую не выдерживает конкуренцию за зрителя с другими видами развлечений.

    Связи решают всё

    Связи играют огромную роль в карьере любого менеджера, и чем более человек коммуникабелен, тем больше у него шансов на успех. Чем больше знакомых – тем активнее работает собственная «воронка продаж». Спортивный менеджер должен быть в постоянном тонусе, общение и налаживание контактов – его основные обязанности. менеджер улучшает свою репутацию и приобретает значимость и привлекательность в глазах сотрудников. С помощью личных договорённостей он способен сократить расходы и привлечь новые доходы.

    Как и в любых продажах, спортивный менеджер также должен уметь убеждать своих покупателей в том, что его продукт самый лучший. И связи помогают ему двигаться по карьерной лестнице. Например, в немецкой спортивной индустрии менеджеры постоянно общаются с клиентами на матчах, они знакомятся со зрителями, получая информацию для аналитических данных и для оптимизации деятельности. Общаясь, они получают сведения, например, о том, что потенциальные клиенты могут выкупить спонсорские пакеты или дополнительные места гостеприимства. Главное правило – в любом общении должна быть польза.

    Идеальный спортивный менеджер

    Главные качества, которыми должен обладать спортивный менеджер – коммуникабельность и напористость. Важна не только общительность, но и знание языков – как минимум английского. Спортивный менеджер – это публичное лицо, и здесь нужно уметь контактировать и с потенциальными клиентами, и со своими подчинёнными, с начальством и другими отделами в спортивном клубе. Также важны и навыки аналитика – умение готовить информационные материалы для других сотрудников спортивной организации. Профессия очень разноплановая и требует большой отдачи, круглосуточной работы мозга, поэтому для спортивного менеджера очень важна .

    Может ли спортсмен стать менеджером

    Как правило, предприниматель, создающий свою спортивную секцию, нанимает главного тренера или спортивного директора, который отвечает именно за спортивную составляющую. Вместе с тем, сами спортсмены редко становятся хорошими спортивными менеджерами. Я считаю, что им очень сложно перестроиться по окончании спортивной карьеры на другую деятельность, ведь большую часть времени они посвящали тренировкам и выступлениям. При этом многими спортивными организациями управляют , которые не обладают необходимыми знаниями для управления проектами. Из-за чего эти организации терпят финансовые бедствия. Эта проблема характерна не только для России, но и для зарубежных стран. Только четверть бывших спортсменов способна стать спортивными менеджерами.

    Но возможно и переобучение: годовые программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и корпоративные программы ориентированы на людей, уже имеющих базовое образование. Поэтому бывшему спортсмену для успешной карьеры менеджера необходимо сначала получить классическое высшее образование, не связанное со спортом.

    Спортивный менеджер – часть большой команды

    В клубах по игровым видам спорта существует главный тренер, тренерский штаб, а также селекционный отдел и спортивный директор, которые занимаются поиском и привлечением игроков. В клубе также есть штат, который занимается восстановлением игроков, общефизической подготовкой, питанием – это самодостаточная структура внутри спортивной организации. Следующая составляющая системы – это маркетингово-коммерческая структура. Матч продают как продукт: билеты, атрибутику, питание, vip-услуги, спонсоров и т.д. Кроме этого существует административный персонал, который всё это контролирует – офис-менеджеры, юристы, финансисты, служба безопасности и т.д.

    В совокупности получается слаженный механизм, который генерирует средства, монетизирует страсть болельщиков, привлекает маркетологов, дизайнеров и размещает рекламу.

    В профессиональном спорте команда – это основа системы получения прибыли, ведь чем лучше играет команда, тем больше к ней интерес болельщиков. Разумеется, в силу различных факторов команда не может постоянно выигрывать, но она обязана показывать развитие и играть с самоотдачей, чтобы болельщики это видели. Ведь их страсть – это основной двигатель спортивного бизнеса. Задача спортивного менеджера состоит в том, чтобы настроение болельщика не зависело от результата матча. Для этого нужна доброжелательность персонала, соответствующая обстановка, шоу и меры безопасности.

    Карьера в российской спортивной индустрии

    В идеале карьера менеджера должна начинаться со стажировок, но у нас в стране в спортивных организациях, к сожалению, их проводят довольно редко. Например, в Германии стажировка идёт в среднем от 3 до 6 месяцев, после этого человек встаёт на первую ступень практической карьеры. Он понимает, чем будет в действительности заниматься. У тех, кто приходит на стажировки, есть шансы закрепиться в этой организации, а может и завести полезные связи. Здесь важно общаться, выполнять все поручения, включать фантазию и пытаться анализировать ситуацию и улучшать её. Конечно, это привлечёт внимание руководства к потенциальному менеджеру.

    У каждого есть шанс получить неплохую работу, по крайней мере, на уровне удовлетворения первичных амбиций. Бывает, что в спортивных организациях нет ставок менеджеров, иногда в этом качестве работает один исполнительный директор, который занимается всем и сразу. Тут бывшему выпускнику могут предложить привлечь коммерческих партнёров и работать бесплатно для получения опыта и процентов от сделки. Этот путь распространён, но довольно ненадёжен.

    Первая ступень профессионального успеха – это работа в крупном клубе, успешной спортивной организации, которая на виду – в таких футбольных клубах, как «Спартак», «Зенит», «Краснодар» и др. Дальнейшая ступень карьеры – получение солидного заработка, то есть привлечение крупных спонсорских компаний, контрактов. Это работа в коммерческих компаниях, в агентствах, на стадионах чемпионатов мира по футболу, в оргкомитетах, например, в российском отделении FIFA, которое сейчас ведёт подготовку к Чемпионату мира – 2018. А пиком карьеры может стать функционирующий спортивный бизнес или систематический заработок и развитие в коммерческой спортивной организации. Распространено мнение, что в нашем спорте заработок – не показатель успешности. Другое дело – создание и развитие клуба, существующего много лет. Это уже огромное достижение, так как наш спорт пока далёк от бизнеса.