Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Что изучает биология сельхоз животных. Происхождение сельскохозяйственных животных. условия реализации учебной программы

    Что изучает биология сельхоз животных. Происхождение сельскохозяйственных животных. условия реализации учебной программы

    Основой жизни как простейшей живой материи, так и высших животных является обмен веществ, размножение и наследственность. По К. А. Тимирязеву наследственность это «биологическая инерция» - преемственность в ряду следующих друг за другом поколений.

    Ч. Дарвин эволюционное развитие объяснял взаимодействием наследственности, изменчивости и переживаемое™.

    Мичуринская биология определяет наследственность как свойство организмов избирательно требовать для своего развития определенных условий. Так, для существования северного оленя требуется холодный климат и тундровые пастбища. Верблюды живут и размножаются в сухих пустынных равнинах Африки и Азии. Буйволы хорошо приспособлены к условиям влажных субтропиков, а яки к условиям горных районов. Различны требования к условиям жизни не только у животных разных видов, но и у различных пород животных в пределах вида. Так, например, каракульские овцы разводятся в жарких районах Средней Азии, а шубные романовские овцы приспособлены к климату центральных районов РСФСР.

    Мичуринская биологическая школа в определении наследственности исходит из положения отесной взаимосвязи организма и внешних условий его жизни. Под влиянием этих условий наследственность может изменяться. Вместе с тем сущест-

    вует определенная консервативность, устойчивость наследственности.

    Известно, что многие виды животных существуют веками. Благодаря консервативности наследственности характерные для них свойства в течение сотен лет передаются из поколения в поколение.

    Если бы наследственность не была устойчивой, то не было бы различных видов животных и растений.

    В практике сельского хозяйства консерватизм наследственности иногда является помехой в племенной работе. Сломать этот консерватизм можно только резко изменив условия содержания животных. Для направленного изменения наследственности недостаточно изменения условий содержания у одного поколения. Необходимо изменить их для ряда поколений.

    Более простым способом расшатывания наследственности является скрещивание животных разных пород и видов.

    Зоотехнической практикой подтверждается мичуринское положение о том, что старые породы животных, как и сорта растений, много лет разводимые в одном направлении, как правило, отличаются более устрйчивой наследственностью, чем породы, созданные недавно.

    Соответственно и дикие животные имеют более консервативную наследственность по сравнению с домашними.

    Мичуринская школа биологов утверждает, что свойством наследственности обладают не только половые клетки, но и весь организм в целом.

    В настоящее время благодаря большим успехам физики и химии биологам удалось глубже заглянуть во внутреннюю жизнь клеток. Современный электронный микроскоп дает возможность получить увеличения в 1 миллион 100 тысяч раз. Под таким микроскопом можно видеть крупные молекулы и изучать их внутреннюю структуру.

    Усилия многих биологов Советского Союза и зарубежных стран в последнее время направлены на изучение тайн наследственности. Особое внимание уделяется изучению нуклеиновых кислот и их роли в передаче наследственной информации. Нуклеиновые кислоты являются небелковыми образованиями очень сложного полимерного характера. Бесконечное разнообразие биохимической структуры нуклеиновых кислот обусловлено различным соотношением

    и пространственным расположением четырех сложных азотистых оснований - нуклеотидов.

    Существует две нуклеиновые кислоты: дезоксирибонук-леиновая (ДНК) и рибонуклеиновая (РНК). ДНК содержится только в клеточном ядре и является составной частью хромозом. РНК находится как в ядре, так и в цитоплазме. Установлено, что ДНК и РНК управляют синтезом белка внутри клетки.

    Существует гипотеза, что именно ДНК является химическим веществом, благодаря которому осуществляется последующее развитие организма в том или ином направлении. Эта гипотеза разделяется не всеми биологами. Высокий уровень развития биологии, химии и физики дает реальную и близкую возможность раскрытия основного закона жизни - наследственности.

    Органы размножения самцов - семенники, самок - яичники. В яичниках самки развиваются яйцеклетки. Периодически, во время охоты животного, яйцеклетка выходит из яичника и может быть оплодотворена.

    В семенниках самцов развиваются мужские половые клетки - сперматозоиды. При садке на корову бык, например, выделяет 4-6 млрд. сперматозоидов. Эта масса половых клеток в половых путях самки встречается с яйцеклеткой. Собственно в оплодотворении - в слиянии с яйцеклеткой - участвует лишь один сперматозоид, а остальные погибают и, рассасываясь, создают необходимую для оплодотворения биохимическую среду.

    Сперматозоиды очень малы, их можно видеть под микроскопом только при увеличении в 300-400 раз.

    Яйцеклетка значительно превосходит сперматозоид по размерам. У некоторых видов животных яйцеклетка больше сперматозоида в миллион раз. Однако и яйцеклетка настолько мала, что в большинстве случаев ее нельзя видеть невооруженным глазом.

    Сперматозоид, как и яйцеклетка, неспособен к самостоятельному развитию, хотя и имеет некоторый запас питательных веществ. По израсходовании этого запаса половые клетки погибают. Начало новой жизни возникает лишь после соединения яйцеклетки со сперматозоидом в половых путях самки; когда образуется зигота.

    Из зиготы разовьется эмбрион только определенного животного: от спаривания чистопородной черно-пестрой коровы с таким же быком родится черно-пестрая телка

    или бычок. Особенности животных: их масть, форма рогов, удой, содержание жира в молоке и другие признаки и свойства в какой-то мере уже предопределены наследственностью.

    Однако для реализации наследственных задатков зигота должна пройти большой путь развития.

    В развитии высших животных различают две стадии: эмбриональную - с момента оплодотворения до рождения, протекающую в теле матери при постоянном притоке пищи, и постэмбриональную - от рождения до смерти животного.

    Для сельскохозяйственных животных характерно замедление роста тела с возрастом.

    В эмбриональной стадии рост наиболее интенсивен. Так, вес зиготы лошади 0,6 мг, вес новорожденного жеребенка 50 кг, вес взрослой лошади 500 кг. Таким образом, в эмбриональную стадию вес увеличился во много раз больше, чем в постэмбриональную. Не только общее увеличение массы тела эмбриона, то есть рост его, но и развитие отдельных органов наиболее интенсивно протекают в эмбриональной стадии.

    К моменту рождения теленок, ягненок и жеребенок имеют в основном уже сформированные органы и ткани. После рождения наиболее активный рост организма животного происходит в ранний период. На этой особенности молодых животных основаны приемы наиболее эффективного - мясного откорма свиней и выращивания мясных цыплят - бройлеров.

    На рисунке 3 показаны пропорции тела взрослых и новорожденных животных. Молодые животные не представляют собой точной копии взрослого. Вследствие усиленного роста костей конечностей зародыша животного в эмбриональной стадии развития к моменту рождения теленок, как и детеныши других травоядных животных, оказывается высоконогим с относительно коротким туловищем. Длинные ноги, большой размер сердца и легких - все это признаки, способствующие скорости передвижения молодых животных.

    По-иному идет развитие эмбриона у грызунов или у хищников, которые прячут приплод после рождения в норах или берлогах. В приплоде грызунов и хищных животных детенышей много, но они рождаются слабыми и слепыми и не способными передвигаться.

    Рис. 3. Изменение пропорций тела с возрастом (с рождения до 5 лет) у лошадей, крупного рогатого скота и свиней (по Н. А. Кравченко).

    Изменение типа животных происходит в связи с неравномерным ростом отдельных частей тела, органов и тканей в разные периоды их жизни. У травоядных животных после рождения быстрее растут кости туловища, и молодое животное в процессе роста приобретает формы взрослого животного.

    На развитие различных органов огромное влияние оказывают условия жизни. Особенно велико влияние условий питания. При слабом развитии изменяются не только общие размеры, но и тип телосложения животного. При кормлении молодняка с раннего возраста растительными жирами с уменьшенной дачей молока мы можем усиливать развитие органов пищеварения, увеличивать размеры желудков и кишечника.

    Таким образом, особенности развития организма определяются суммарным действием наследственности и условий содержания и кормления, то есть разнообразными внешними условиями.

    В результате этого в природе наблюдается постоянная изменчивость. Например, если взять годовой удой коров, тонину шерсти овец, число поросят в помете, живой вес животных и т. д., то по этим признакам животные одного стада или одной породы будут в какой-то степени отличаться друг от друга. Для обработки данных массового измерения признаков организмов биологи, агрономы и животноводы оперируют средними величинами биометрического ряда. В помощь биологии приходит вариационная статистика, на которой основана биометрия.

    Изменчивость может вызываться наследственностью, так как в одном организме слагаются наследственность отца и матери. Одновременно с этим в большей или меньшей степени может проявляться наследственность далеких предков (дедов, бабок, прадедов и т. д.). Такое же влияние на изменчивость может оказывать и внешняя среда. Конечный результат оказывается сложным. Вопросы размножения, наследственности, развития и изменчивости еще недостаточно изучены, ив них много спорного.

    Еще в конце прошлого столетия получило известность идеалистическое учение в биологии немецкого зоолога Августа Вейсмана, выдвинувшего теорию непрерывности «зародышевой плазмы». По представлению Вейсмана, зародышевая плазма неизменна и передается из поколения в поколение независимо от условий жизни; в процессе эволюции не создается ничего нового, а идет лишь перекомбинация когда-то созданных признаков. Теория Вейсмана - типичный пример метафизики и идеализма.

    В основе советской биологической науки - мичуринское учение. Оно исходит из материалистического понимания взаимосвязи организма и окружающей среды. Огромные успехи современной биохимии и биофизики, изобретение электронного микроскопа - все это ставит биологию на порог новых открытий. Достижения современной биологической науки позволяют управлять наследственностью и изменять наследуемые качества животных в нужном для человека направлении.

    Практически человек уже давно научился управлять наследственностью животных и растений. Доказательством этому служит наличие многих прекрасных пород сельскохозяйственных животных, устойчиво передающих свои качества потомству.

    ЕСТЕСТВЕННЫЙ

    И ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

    Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин теоретически обосновал материалистическое учение о происхождении видов животных и растений путем естественного отбора. Теорию эволюции Ч. Дарвин сформулировал

    в своем труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). А девять лет спустя, в 1868 г., была опубликована его книга «Прирученные животные и возделанные растения», где он привел материал по искусственному отбору как доказательство отбора естественного.

    Отбор естественный приспосабливает организмы к условиям существования в дикой природе. Сущность естественного отбора состоит в том, что из рождающихся животных выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные к условиям жизни. Они интенсивнее размножаются и наследуют более полезные признаки, которые передаются потомству и закрепляются у вида. Учение Дарвина научно, материалистически объясняет происхождение органической целесообразности. Если в борьбе за существование выживают организмы, приспособленные к определенным условиям, то они должны иметь полезные свойства.

    Отбор искусственный, осуществляемый человеком, оставляет животных с желательными для него признаками. Животные же с нежелательными признаками не допускаются к размножению. Таким образом, человек накапливает в организме животных мельчайшие отклонения, развивает их в определенном направлении путем целеустремленного отбора.

    Так, например, способность свиней к ожирению - свойство, совсем не полезное для самих животных. Для существования крупного рогатого скота как вида не нужна большая молочность, овцам - чрезмерная оброслость шерстью и т. д. Но все эти признаки полезны человеку и выработаны у животных путем искусственного отбора.

    Строение и типография желудков лошади и собаки. Микроскопическое строение кардинальной, донной и пилорической частей

    Строение и топография легкого крупного рогатого скота и лошади

    Строение семенника и придатка. Стадии сперматогенеза

    Анатомическое и гистологическое строение лимфатических узлов. Какую функцию они выполняют

    Использованная литература

    1. Строение и типография желудков лошади и собаки. Микроскопическое строение кардинальной, донной и пилорической частей

    Желудок у собак однокамерный, по расположению желез так называемого кишечного типа. По сути, желудок является резервуаром между пищеводом, по которому большое количество корма быстро проходит в процессе его поедания, и кишечником, по которому кормовые массы должны продвигаться маленькими порциями и относительно равномерно. За время нахождения в желудке корм обрабатывается желудочным соком, который препятствует его брожению и гниению и отчасти его ферментирует.

    В желудке различают вход или кардиальную часть, дно или фундальную часть, тело, антральную часть и привратник или пилорическую часть. В целом желудок собаки имеет форму неправильной груши, подвешенной черенком вниз и вправо. Вогнутая сторона желудка называется малая кривизна, выпуклая стороны - большая кривизна. При этом наиболее объемная его часть - дно и оральный отдел тела, а по направлению к привратнику желудка сильно суживается.

    Располагаясь целиком в подреберьях, пустой или умеренно наполненный желудок не соприкасается с брюшными стенками. С окружающими органами и стенками брюшной полости желудок соединен связками. Малый сальник, иначе печеночно-желудочная связка, соединяет малую кривизну желудка с воротами печени под сосцевидной долей. Орально связка переходит в печеночно-пищеводную связку, а аборально, то есть вправо, в печеночно-двенадцатиперстную связку. Со стороны большой кривизны желудок соединяется с диафрагмой диафрагмально-желудочной связкой, которая вентрально и влево переходит в желудочно-селезеночную связку и затем в большой сальник. В каудальном направлении от селезенки отходит селезеночно-ободочная связка.

    Все связки желудка свободно свисают, они не натянуты и не фиксируют желудок, а лишь предотвращают чрезмерное и неправильное перемещение органов брюшной полости. Таким образом, единственным анатомическим образованием, относительно жестко удерживающим желудок, является пищевод.

    Схема строения желудка собаки

    Желудок - полостной орган мешковидной формы. У лошади однокамерный, пищеводно - кишечного типа. Относительно небольшой, емкостью 6-15 л. Имеет две поверхности: париетальную (диафрагмальную), обращенную к диафрагме и печени, и висцеральную - обращенную к кишечнику.

    Тело желудка изогнуто. Влево, назад и вниз желудок направлен выпуклой большой кривизной, вправо, вперед и вверх - вогнутой малой кривизной. В области большой кривизны между входной и выходной частями стенку желудка называют донной. В желудке различают: вход из пищевода в желудок - кардиальное отверстие - с левой стороны желудка, выход из желудка в двенадцатиперстную кишку - пилорическое отверстие.

    В кардиальной части отсутствует воронкообразное расширение. Вместо него в стенке желудка формируется мощный мышечный кардиальный сфинктер, охватывающий вход пищевода в желудок. Здесь же имеется большое выпячивание - слепой мешок, выстланный слизистой оболочкой пищеводного типа. Она резко отделяется от слизистой кишечного типа складкой и более светлым цветом.

    Хорошо выражена угловая вырезка на малой кривизне. В пилорической части кольцевидные мышцы отграничивают полость привратника и образуют пилорический сфинктер. На малую кривизну желудка с диафрагмы и печени переходит брюшина и образует малый сальник.

    Здесь имеется три связки: желудочно - диафрагмальная, желудочно - печеночная и желудочно - двенадцатиперстная. С большой кривизны начинается большой сальник. Между его листами расположена ретикулярная и рыхлая соединительная ткань, нервы, сосуды и селезенка, связанная с большой кривизной желудка желудочно - селезеночной связкой. Большой сальник продолжается и переходит у лошади на двенадцатиперстную и ободочную кишки.

    Сальник образует мешок. Расположен желудок у лошади в краниальной части брюшной полости (почти целиком в левом подреберье) и прилежит к диафрагме и печени. Слизистая оболочка в кардиальной части не имеет желез.

    2. Строение и топография легкого крупного рогатого скота и лошади

    Дыхательный аппарат представлен органами дыхания (дыхательная система) и органами респираторной моторики (грудная клетка, ее мышечный и связочный аппараты, сосуды и нервы). Органами дыхания являются легкие которые помещаются в грудной клетке от I ребра до предпоследнего (у лошадей до XVI ребра) и снаружи покрыты плеврой (рис.).

    Рис. Грудная полость крупного рогатого скота (правое сечение): 1 - диафрагма: 2 - диафрагмальная доля легкого; 3 - верхушечная доля легкого; 4 - средняя доля легкого; 5 - сердце; 6 - подгрудок

    Рис. Грудная полость крупного рогатого скота (левое сечение): 1 - пищевод; 2 - трахея; 3 - вагосимпатический ствол; 4 - левая общая сонная артерия; 5 - наружная грудная артерия; 6 - подмышечная артерия; 7 - наружная яремная вена; 8 - наружная грудная вена; 9- подмышечная вена; 10 - внутренняя грудная артерия; 11 - внутренняя грудная вена; 12 - грудиноголовная мышца; 13 - тимус; 14 - верхушечная доля (краниальная) легкого; 15 - диафрагмальная доля легкого; 16 - диафрагма; 17 - верхушечная доля (каудальная) легкого; 18 - сердце; 19 - правая верхушечная доля легкого

    В строении легких наблюдаются асимметрия (правое легкое всегда больше левого) и значительные видовые особенности, что связано с особенностями строения грудной клетки и типа дыхания (брюшной у копытных и грудной, грудобрюшной у хищных). В каждом легком имеются краниальная, средняя (кроме лошади) и каудальная доли, а в правом легком еще и добавочная доля. В легких движение воздуха происходит вследствие диффузии. В них воздух поступает по воздухоносным путям, в которых осуществляется принудительное движение воздуха. К воздухоносным путям относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи. Все воздухоносные пути имеют хрящевой остов, который обеспечивает их постоянное зияние (сохранение просвета).

    Строение семенника и придатка. Стадии сперматогенеза

    К органам размножения самцов относят семенники, придатки семенника, семяпроводы, мошонка (семенниковый мешок), мочеполовой канал с придаточными половыми железами, половой член и препуций. Основной железой размножения самцов является семенники с их придатками. Они находятся за пределами брюшной и тазовой полостей и расположены в семенниковом мешке.

    Семенниковый мешок - выпячивание брюшной стенки, у быков впереди лонных костей, жеребцов и кобелей - под лонными костями, у хряков- позади лонных костей, недалеко от ануса. Стенка семенникового мешка состоит из мошонки, мышцы - наружного поднимателя семенника и влагалищных оболочек.

    Мошонка - состоит из кожи и мышечно-эластической оболочки, которая плотно прилегает к коже мошонки. Оболочка формирует перегородку мошонки, разделяющую последнюю на две половины, в каждой из которых лежит семенник с придатком, покрытые влагалищными оболочками: общей (для семенника и придатка) и специальной (отдельной для семенника и придатка). Между этими оболочками находится полость, сообщающаяся с брюшной полостью через паховый канал.

    Семенник - парный орган эллипсоидной формы, в котором у половозрелых животных происходит сперматогенез и вырабатываются половые гормоны. С ним тесно связан придаток семенника. На семеннике различают: свободный и придатковый края; головчатый конец, с которым связана головка придатка; хвостатый конец, к которому принадлежит хвост придатка; латеральную и медиальную поверхности.

    Придаток семенника, представляет собой продолжение семявыводящих путей. Он состоит из головки, тела и хвоста.

    Гистологическое строение семенника и его придатка.

    Семенник состоит из стромы и паренхимы. Строма, формирует снаружи семенника белочную оболочку, а внутри - трабекулы делящие его на дольки, заполненные извитыми семенными канальцами, переходящими в прямые. Канальцы представляют собой паренхиму семенника, к которой также относят интерстициальные клетки, лежащие между извитыми канальцами. Прямые канальцы переходят в выносящие, которые впадают в канал придатка. Выносящие канальцы формируют головку придатка, канал - это тело и хвост придатка, дающий начало семяпроводу.

    Семенной канатик - представляет собой складку специальной влагалищной оболочки, в которой к семеннику и придатку семенника проходят семенниковая артерия и нервы, а от семенника отходят вены, лимфатические сосуды и семяпровод. Семенной канатик имеет вид конуса сдавленного с боков.

    Семяпровод - в брюшной полости из состава семенного канатика, направляется каудально, проходит по дорсальной поверхности мочевого пузыря и впадает в мочеиспускательный канал. Семяпроводы, впадая в мочеиспускательный канал, образуют единый трубчатый орган - мочеполовой канал, по которому проходят моча и сперма.

    Мочеполовой канал - начинается от впадения семяпровода в мочеиспускательный канал и заканчивается на головке полового члена; состоит из тазовой и половочленной частей. Тазовая часть лежит на лонных и седалищных костях и имеет придаточные железы. Перегибаясь через седалищную дугу, мочеполовой канал переходит на вентральную поверхность полового члена, внедряясь в него и сопровождая его на всем протяжении. Это половочленная часть мочеполового канала. Стенка мочеполового канала состоит из слизистой, сосудистой и мышечной оболочек. Сосудистая оболочка, или кавернозное тело, содержит большое количество гладкомышечной ткани, эластических волокон и сосудистые сплетения с лакунами (кавернами), которые при эрекции заполняются кровью. Открывается мочеполовой канал на головке полового члена.


    Придаточные половые железы - пузырьковидная, предстательная и луковичная, сложного альвеолярно-трубчатого строения.

    Предстательная железа - непарная, состоит из пристеночной и застеночной частей. Застенная часть лежит на шейке мочевого пузыря и начале мочеполового канала. Пристенная часть расположена в стенке мочеполового канала, в его кавернозном слое, между слизистой и мышечной оболочками. Секрет предстательной железы увеличивает подвижность спермиев, нейтрализует кислую среду влагалиша.

    Луковичная (куперова) железа - парная, лежит на каудальном конце тазовой части мочеполового канала. Выделяет секрет, очищающий мочеполовой канал от остатков мочи.

    Сперматогенез условно делят на четыре периода: размножение, рост, созревание и формирование. В период размножения происходит митотическое деление части сперматогоний, образующихся из зачаткового эпителия. Период роста характеризуется увеличением массы цитоплазмы сперматогоний и их превращением в сперматоциты 1 порядка. В период созревания происходят два последовательных деления созревания: первое называется мейотическое и второе-митотическое.

    После первого деления из каждого сперматоцита 1 порядка образуется два сперматоцита 11 порядка,после второго деления из них образуются четыре сперматиды с гаплoидым набором хромосом. Редукция генетического материала происходит за счет того, что перед вторым делением не происходит редупликации ДНК. Сперматиды больше не делятся. Вступая в четвертый период сперматогенеза - период формирования, они претерпевают сложные перестройки цитоплазматических структур, приобретают хвостики и превращаются в зрелые спермии. Все развивающиеся половые клетки, кроме спермиев, объединены в канальце посредством синтициальных связей. Зрелые спермии по размерам значительно меньше сперматогониев. В процессе развития они утрачивают большую часть своей цитоплазмы, второстепенных клеточных компонентов и состоят только из головки, содержащей концентрированное ядерное вещество, и хвоста, обеспечивающего их подвижность. Часть цитоплазмы с аппаратом Гольджи концентрируется на апикальном конце головки спермия, и из нее формируется акросома в головном чехлике. Этот органоид играет важную роль при проникновении головки спермия в яйцо. Общая длина спермиев составляет 50 - 70 мкм, средний объем 16 - 19 мкм. Для каждого вида животных время, необходимое для превращения сперматогония в зрелый спермий (включая время пребывания в придатке) постоянно, хотя различия между видами существенны. Продолжительность спермиогенеза составляет, в днях: у быка 54 у верблюда 56 у барана 49 у кролика 41 у хряка 34 у кобеля 56 у жеребца 42 у петуха 25 Сперматозоиды, закончившие формирование, попадают в систему семявыводящих путей. Внутри семенника - это прямые канальцы, сеть семенника и выносящие канальцы семенника, выстланные однослойным плоским эпителием; вне семенника - канал придатка и семявыводящий проток. Последний открывается в канал, идущий от мочевого пузыря, образуя вместе с ним мочеполовой канал, проходящий внутри полового члена. Канал окружен пещеристыми кавернозными телами, способными к набуханию.

    При совокуплении освобождаются спермии не прямо из семенника, а из каудальной части придатка семенника. В канале придатка спермии накапливаются в больших количествах (20 - 40 млрд у быка). Здесь они претерпевают дальнейшие морфофункциональные изменения в течение 8 - 20 дн. В кислой бескислородной среде канала придатка спермии впадают в состояние, подобное анабиозу, приобретают уплотненную липопротеидную оболочку и отрицательный заряд, что предохраняет их от действия кислых продуктов и от агглютинации в половых путях самки. В придатке изменяются также антигенные свойства поверхности спермиев. Оплодотворяющую способность спермии сохраняют в придатках семенника до 2 - 3 мес. Достигшие каудального отдела придатка спермии обладают высокой оплодотворяющей способностью и могут высвобождаться при эякуляции.

    Анатомическое и гистологическое строение лимфатических узлов. Какую функцию они выполняют

    Лимфатическая система морфологически является в основном придатком краниальной полой вены, а функционально дополняет кровеносную систему. Посредником ними является тканевая жидкость, которая происходит из плазмы крови, в стенках кровеносных капилляров. Питательные вещества из тканевой жидкости поступают в клетки организма, а из клеток в тканевую жидкость поступают продукты обмена веществ. Тканевая жидкость частично поступает обратно в кровь, а частично - в лимфатические капилляры и становится плазмой крови (а не просто лимфой).

    Лимфатическая система в отличие от кровеносной выполняет:

    ) дренажную функцию - отводит в кровь избыток жидкости из всех тканей и органов, из серозных полостей, из межоболочных пространств ЦНС, из суставов;

    ) резорбирует из тканей коллоидные растворы белковых веществ, не способные проникнуть в кровеносные капилляры;

    ) из кишечника резорбирует, кроме того, жиры и белки;

    ) выполняет защитную функцию, которая выражается в очищении тканевой жидкости от посторонних частиц, микроорганизмов и токсинов;

    ) кровообразовательную функцию - в лимфатических узлах развиваются лимфоциты, поступающие в дальнейшем в кровь;

    ) в лимфатических узлах образуются антитела.

    Это жидкость, заполняющая лимфатические сосуды и лимфоузлы. В состав ее входят плазма лимфы и форменные элементы. Плазма лимфы сходна с плазмой крови, но отличается от нее тем, что содержит часть продуктов обмена веществ тех органов, из которых лимфа оттекает. Клеточные элементы лимфы представлены главным образом лимфоцитами, поступающими в лимфатические сосуды из лимфатических узлов, следовательно, сосудистая лимфа до лимфатических узлов состоит в основном из плазмы лимфы. В лимфу, оттекающую из кишечника, всасывается жир, поэтому эта лимфа принимает молочный вид и ее называют хилюсом - а лимфатические сосуды кишечника - млечными сосудами.

    Количество лимфы колеблется в зависимости от различных причин, но, в общем, около 2/3 веса тела падает на его жидкости, в основном на кровь(5-10 %) и лимфу (55-60%), включая «тканевую жидкость» и связанную воду. У собаки за сутки через грудной проток выделяется лимфа в количестве до 20-25 % веса тела.

    б) Лимфатические сосуды и протоки

    Лимфатические сосуды разделяются на лимфатические капилляры, интраорганные и экстраорганные лимфатические сосуды и лимфатические протоки.

    Лимфатические капилляры построены из одного только эндотелия, снаружи капилляров расположены нервные волокна. От кровеносных капилляров они отличаются:

    б) способностью легко растягиваться;

    в) наличием слепых отростков в виде пальцев перчатки.

    Эндотелий капилляров тесно срастается с соединительнотканными волокнами, поэтому при повышении давления в тканях лимфатические капилляры не только не сдавливаются, но, наоборот, растягиваются, что имеет большое значение в патологической физиологии.

    Лимфатические капилляры всюду сопровождают кровеносные капилляры; они отсутствуют там, где нет кровеносных капилляров, а также в ЦНС, в дольках печени, в селезенке, в роговице глазного яблока, в хрусталике и в плаценте. В одних органах лимфатические капилляры образуют поверхностные и глубокие сети, например, в коже, слизистой оболочке желудка, в серозных оболочках; в других органах они идут в разных направлениях, например, в мышцах, в яичнике. В обоих случаях между капиллярами существуют многочисленные анастомозы. Характер расположения лимфатических капилляров крайне разнообразен.

    Лимфатические сосуды - имеют, помимо эндотелия, дополнительные оболочки: интима, медиа и адвентиция. Медиа слабо развита, но содержит гладкие мышечные клетки. Диаметр сосудов незначительный, стенки с большим количеством парных клапанов, прозрачные, в силу чего на препаратах лимфатические сосуды трудно различимы, если они не наполнены лимфой. Вокруг кровеносных сосудов находятся периваскулярные лимфатические сосуды.

    Интраорганные лимфатические сосуды очень мелкие и образуют большое количество анастомозов. Экстраорганные лимфатические сосуды несколько более крупные. Они разделяются на поверхностные, или подкожные, и глубокие. Подкожные лимфатические сосуды идут радиально в направлении центрально расположенных лимфатических узлов. Глубокие лимфатические сосуды проходят в сосудисто-нервных пучках. Как правило, лимфатические сосуды, впадают в областные (региональные) лимфатические узлы, находящиеся в определенных местах тела.

    К числу основных лимфатических сосудов относятся лимфатический грудной проток- выносящий лимфу из тела; правый лимфатический ствол- собирающий лимфу из правой краниальной четверти тела: трахеальные, поясничные и кишечные протоки.

    Лимфатические сосуды имеют свои сосуды сосудов из сетей кровеносных капилляров, а в стенках крупных лимфатических сосудов заложены артерии и вены. Лимфатические сосуды иннервируются симпатическими нервами.

    в) Лимфатические узлы

    Лимфатический узел- областной орган из оформленной ретикулярной ткани, располагается по ходу приносящих (афферентных) лимфатических сосудов, выносящих лимфу из определенных органов или частей тела. Лимфатические узлы при участии ретикуло-эндотелиальных и белых кровяных клеток выполняют функцию механических и в тоже время биологических фильтров и регулируют ток лимфы в них. В лимфатических узлах задерживаются посторонние вещества, попавшие в лимфу: частицы угля, фрагменты клеток, микроорганизмы и их токсины; размножаются лимфоциты (кровообразовательная функция). Лимфатические узлы выполняют также защитную функцию, вырабатывают антитела.

    В лимфатических узлах рассматривают паренхиму - из фолликулов в ее корковой зоне, с фолликулярными тяжами в ее мозговой зоне: лимфатические синусы - краевой и центральный, соединительнотканный остов - из капсулы и трабекул. Остов содержит, помимо соединительной ткани, эластические и гладкие мышечные волокна. Кровеносные сосуды и симпатические двигательные и чувствительные нервы идут в паренхиму и в элементы остова. Фолликулы и фолликулярные тяжи образованы уплотненной ретикулярной тканью. В фолликулах находятся непостоянные центры размножения клеток. Краевой синус распространяется в корковой зоне лимфатического; он отделяет капсулу от фолликулов, концентрирующихся по периферии узла. Центральные синусы находятся между взаимопереплетающимися трабекулами и фолликулярными тяжами, образующими мозговую зону узла. Стенки синусов выстланы эндотелием, переходящим в эндотелий лимфатических сосудов, входящих и выходящих из узла.

    Весь лимфатический узел заполнен лимфоцитами, среди которых встречаются и другие клетки (лимфобласты, макрофаги и плазменные клетки). Иногда в синусах появляется большое количество эритроцитов из крови. Такие лимфатические узлы приобретают красную окраску и называются красными лимфатическими или гемолимфатическими узлами.

    Форма лимфатических узлов бобовидная, с небольшим углублением - воротами узла. Через эти ворота выходят выносящие лимфатические сосуды - и вены, входят артерии и нервы. Приносящие лимфатические сосуды - входят в лимфатический узел на всей его поверхности. Приносящих сосудов больше, чем выносящих, но последние крупнее. У свиней, напротив, приносящие сосуды входят через ворота узла, а выносящие выходят на всей поверхности лимфоузла. Соответственно изменено и внутреннее строение: фолликулярная зона находится в центре лимфоузла, а зона фолликулярных тяжей - на его периферии.

    Величина лимфатических узлов у разных животных колеблется в широких пределах. Число узлов достигает у собаки 60, у свиньи 190, у рогатого скота 300 и у лошади 8000. Наиболее крупные узлы у крупного рогатого скота, наиболее мелкие у лошади, у которой они образуют обычно пакеты с числом узлов до нескольких десятков.

    Лимфатические узлы по происхождению своих «корней» разделяются на внутренностные (В), мышечные (М) и кожные (К), а также на мышечно-внутренностные (МВ) и кожно-мышечные (КМ). Внутренностные лимфатические узлы выносят лимфу из внутренних органов, на которых они и располагаются, например, из печени, желудка. Мышечные лимфатические узлы лежат в определенных, наиболее подвижных частях тела:

    )на границе головы и шеи,

    ) при входе в грудную полость,

    ) в области суставов: плечевого, локтевого, крестцовоподвздошного, тазобедренного, коленного, но неодинаково у разных животных.

    Кожные лимфатические узлы имеются только в области коленной складки, а в остальных частях тела встречаются кожно-мышечно-внутренностные (КМВ) узлы.

    Артерии лимфатических узлов проходят через ворота в трабекулы. Капилляры формируют вокруг фолликулов перифолликулярные сети. Вены обычно проходят в трабекулах отдельно от артерий. Нервы лимфатических узлов происходят из симпатикуса. Интерорецепторы имеют вид свободных нервных окончаний и инкапсулированных телец типа Фатер - Пачини. Афферентные нервные волокна происходят из спиральных ганглиев.

    лимфатический сперматогенез желудок

    1. Вракин В.Ф. и др. Практикум по анатомии с основами гистологии и эмбриологии сельскохозяйственных животных. - М.: «КолосС» 2009 г.

    2. Вракин В.Ф., Сидорова М.В.. Морфология с/х животных.-М.: «Агропромиздат», 2009 г. (Морфология животных; Морфология и физиология животных)

    Климов А., Акаевский А. Анатомия домашних животных. - Изд-во «Лань», 2008.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОП01 Биология сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии

    36.01.02 Мастер животноводства.

    Программа базовой подготовки в очной форме обучения

    Профиль получаемого профессионального образования - естественнонаучный

    2017 г

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГПОАУ АмАК

    _____________________ М.И. Горевая

    «___» ________________ 2017 г.

    Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО ) 36.01.02 Мастер животноводства.

    Образовательная организация:

    Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный колледж», г. Благовещенск

    Составитель рабочей программы :

    Дудкин В.М., преподаватель специальных дисциплин ГПОАУ АмАК

    Рассмотрена на заседании предметно – цикловой комиссии

    Протокол №__________ от__________________________

    Председатель ПЦК Вобликова Н. Г. /__________________/

    Одобрена научно – методическим советом ГПОАУ АмАК

    Протокол №__________ от____________________________

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной

    стр.

    2. СТРУКТУРА и примерное содержание учебной дисциплины

    3. условия реализации учебной дисциплины

    4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

    1. паспорТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    учебной дисциплины

    Биология сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии

    1.1. Область применения программы

    Рабочая учебная программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 36.01.02 Мастер животноводства по специальности: Мастер животноводства.

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен

    Знать:

    Морфологические особенности строения тела сельскохозяйственных животных;

    Происхождение домашних животных;

    Внешнее и внутренние строение сельскохозяйственных животных и птиц;

    Эволюцию и происхождение домашних животных

    Время одомашнивания сельскохозяйственных животных

    Общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц;

    Уметь:

    Использовать основные законы естественно научных дисциплин в профессиональной деятельности;

    Ориентироваться в расположении органов, границ областей по скелетным ориентирам тела различных видов и возрастов домашних животных;

    Определять видовую принадлежность органов по анатомическим признакам: величине, консистенции, цвету;

    Сравнивать получаемые данные и индифицировать их с применяемыми методами;

    Определять различные породы сельскохозяйственных животных;

    1.4. Количество часов на освоение учебной программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося – 55 часов , включая:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 38 часов;

    самостоятельной работы обучающегося – 14 часов;

    2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание Учебной дисциплины

    2.1. Тематический план учебной дисциплины

    Контрольные работы

    Самостоятельная работа обучающихся (всего)

    14

    В том числе:

    Рефераты, тесты, кроссворды, сообщения

    Итоговая аттестация в форме экзамена

    2.2. Содержание обучения по учебной дисциплины

    Тема 1. Введение.

    Учебная дисциплина «Биология с-х животных», ее задачи, значение и связь с другими дисциплинами.

    1,2,3

    Тема 2. Понятие о клетке

    Содержание учебного материала

    Основные процессы жизнедеятельности клетки. Органеллы клетки.

    2,3

    Основные этапы жизненного цикла клетки: рост, способность к делению, дифференциация, старение и смерть.

    Лабораторные работы

    Отличия животной клетки, от растительной

    Тема 3. Основы гистологии

    Содержание учебного материала

    Учение о тканях. Эпителиальные ткани: секреция строение желез.

    2,3

    Ткани внутренней среды или опорно-трофические(соединительные ткани). Общая характеристика: кровь, лимфа.

    Рыхло-волокнистая соединительная ткань. Ретикуло-эндотелиальные ткани. Хрящевая ткань, Костная ткань.

    Мышечная ткань. Гладко мышечные ткани. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Сердечная поперечно-полосатая ткань.

    Лабораторные работы

    Основные функции соединительной ткани.

    Основные функции сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани.

    Тема 4. Основы анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных

    Содержание учебного материала

    Общие принципы построения и развития организма. Полости тела и термины для обозначения расположения органов. Отделы и области тела животного и их костная основа. Скелет. Соединение костей тела. Учение о костях (остеология).

    2,3

    Мускулатура. Учение о мышцах (миология). Строение кожного покрова. Строение молочной железы. Система органов пищеварения. Система органов дыхания. Система органов мочевыделения. Система органов размножения.

    Центральная нервная система. Центральный отдел нервная системы. Периферический (соматический) отдел нервной системы. Вегетативный (автономный) отдел нервной системы.

    Лабораторные работы

    Отличие органов пищеварения у сельскохозяйственных животных.

    Тема 5. Биология размножения сельскохозяйственных животных и породообразование

    Содержание учебного материала

    Социально-экономические факторы породообразовательного процесса. Структура породы.

    2,3

    Методы разведения сельскохозяйственных животных. История развития искусственного осеменения и его значение для улучшения породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.

    Лабораторные работы

    Организация осеменения сельскохозяйственных животных.

    Тема 6. Происхождение сельскохозяйственных животных и учения о породах

    Содержание учебного материала

    2,3

    История происхождения домашних животных. Понятие породы. Классификация и специализация пород. Конституция, интерьер и экстерьер животного.

    Классификация пород крупного рогатого скота, лошадей, овец, свиней и коз.

    Значение скотоводства как основной отрасли животноводства.

    Лабораторные работы

    Классификация пород сельскохозяйственных животных

    Тема 7. Особенности анатомии сельскохозяйственной птицы

    Содержание учебного материала

    Аппарат движения. Скелет. Мышцы. Кожный покров и его производные.

    2,3

    Система органов пищеварения. Система органов дыхания. Система органов мочевыделения и размножения. Сердечно-сосудистая система. Железы внутренней секреции.

    Лабораторные работы

    Строение пера функции и значение.

    Нервная система. Органы чувств.

    Тема 8. Происхождение домашней птицы. Породы домашней птицы.

    Содержание учебного материала

    2,3

    История происхождения домашней птицы. Продуктивность птицы.

    Значение птицеводства. Основные породы и особенности птицы: куры, гуси, индейки, цесарки, перепелки и др.

    Лабораторные работы

    Классификация домашней птицы.

    Самостоятельная работа при изучении.

      История развития дисциплины «Биология сельскохозяйственных животных.

      Клетки организма, особенности строения и развития.

      Особенности тканей, виды и их различия, функции.

      Особенности осеменения различных пород сельскохозяйственных животных.

      Мясные и молочные породы крупного рогатого скота.

      Пищеварение жвачных животных.

      Происхождение пород сельскохозяйственных животных.

      Основные отрасли свиноводства.

      Особенности пищеварительного тракта у птицы.

      Редкие породы сельскохозяйственной птицы.

      Особенности одомашнивания: кур, гусей, индеек и перепелов

    Примерная тематика домашних заданий

      Какие виды сельскохозяйственных животных разводят на Дальнем Востоке.

      Повторение эволюции животных.

      Анатомическое строение парнокопытных животных

      Какие секреты вырабатывают железы животных.

      Какие сельскохозяйственные животные получены с помошью селекции.

    Всего

    55

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    3. условия реализации учебной программы

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной программы предполагает наличие учебных кабинетов:

      «Зоотехния»;

      «Животноводство»

    Лаборатории:

      Микробиологии, санитарии и гигиены;

      Технологии производства продукции животноводства

    Залы:

      Библиотека,

      читальный зал с выходом в сеть Интернет

    Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Зоотехнии»:

      раздаточный материал,

      комплекты таблиц

      плакаты

      макеты

    Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Животноводство»:

      раздаточный материал,

      комплекты таблиц

      плакаты

      макеты

    Технические средства обучения:

      компьютеры,

      проектор,

      DVD – плеер,

      телевизор,

      интерактивная доска

    Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

      препараты с клетками,

      муляжи с/х животных,

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники:

      Климов А.Ф., Акаевский А.И.. Анатомия домашних животных. Лань 2007г.

      Костомакин Н.М., Бакай Л.В., Потокин В.П. «Животноводство» учебник издательство КолосС 2006,448 с. www.dogpile.com

    4. Контроль и оценка результатов освоения

    Результаты обучения

    Формы и методы контроля и оценки

    Морфологические особенности тела с/х животных.

    Тестирование

    Опрос

    Работа с текстом, конспектирование

    Практическая работа

    Тест

    Опрос

    Практическая работа

    Практическая работа

    Письменных опрос

    Происхождение домашних животных

    Внешнее и внутренние строение с/х животных

    Эволюция и происхождение домашних животных.

    Время одомашнивания сельскохозяйственных животных.

    Общие особенности строения с/х животных и птиц.

    Ориентироваться в расположении органов и границ систем.

    Определять видовую принадлежность органов и систем по строению.

    Определять различные породы с/х животных


    Элективный курс

    «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии»

    .
    Пояснительная записка

    В современных условиях развитиесела становится эффективной деятельностью людей в фермерских крестьянских хозяйствах . Занятие животноводством требует знаний в области анатомии, физиологии домашних животных, зоотехники и ветеринарии.

    Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных является единой для обучения юношей и девушек.

    Основными формами организации обучения являются теоретические занятия, экскурсии на животноводческую ферму.

    Курс плотно соприкасается с разделом биологии «Животные». Изучение данного элективного курса позволяет изучить анатомию, физиологию крупного рогатого скота (КРС). Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов в качестве предпофильной подготовки, направленной для организации обучения по агротехническому профилю. Рассчитан на 17 часов.

    Цели программы:


    • углубление знаний в области животноводства;

    • овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные учебные заведения по специальностям ветеринария, зоотехния.
    Задачи программы:

    1. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;

    2. Формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за животными.
    Планируемые результаты:

    1. Учащиеся должны знать:

    • значение и основные отрасли животноводства;

    • виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;

    • анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направление их продуктивности;

    • способы определения болезней сельскохозяйственных животных, приемы их лечения и предупреждения:

    • основы ветеринарии и зоотехнии;

    • физиологические основы доения сельскохозяйственных животных, системы и способы их содержания , основы организации труда в животноводстве.

    1. Учащиеся должны уметь:

    • определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;

    • использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоотехнике и ветеринарии;

    • ухаживать за животными.
    Профориентационный эффект программы

    1. Изучение основ животноводства закладывает фундамент для овладения учащимися специальностей оператор животноводческой фермы, ветеринар и зоотехник;

    2. Определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях животноводческого профиля.
    Учебно-материальная база:

    1. Учебное пособие «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» (автор В.М.Жуков)

    2. Учебное пособие «Основы ветеринарии» (автор В.М.Жуков)

    Тема1. Анатомия, физиология сельскохозяйственных животных. 11 часов

    Строение и функция клеток и тканей животного организма.Органы и системы органов с/х животных. С. Происхождение сельскохозяйственных животных. Лабораторные работы.

    Тема2. Ветеринария. 6 часов

    Предмет ветеринарии. Общая патология. Учение о болезни. Этнология и патогенез. Реактивность организма и ее значение в патологии. Воспаление. Лекарственные вещества. Патология систем органов кровообращения, дыхательной системы, системы органов пищеварения. Лечение и профилактика болезней. Болезни, общие для человека и животных, диагностика, принципы лечения.


    Тематический план элективного курса

    № п/п

    Название тем

    Кол-во

    Дата

    1.

    Введение. Предмет анатомии, физиологии с/х животных

    1

    2.

    Строение и функция клеток и тканей животного организма

    1

    3.

    Органы и системы органов с/х животных

    5

    4.

    Лабораторная работа «Строение клетки и ткани животного организма»

    1

    5.

    Лабораторная работа «Строение крови»

    1

    6.



    1

    7.

    Происхождение сельскохозяйственных животных

    1

    8.

    Предмет ветеринарии. Общая патология. Учение о болезни

    1

    9.

    Этнология и патогенез. Реактивность организма и ее значение в патологии

    1

    10.

    Воспаление

    1

    11.

    Лекарственные вещества

    1

    12-14.

    Патология систем органов кровообращения, дыхательной системы, системы органов пищеварения. Лечение и профилактика болезней

    1

    15-17.

    Болезни, общие для человека и животных, диагностика, принципы лечения

    ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ПО КУРСУ

    Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных и лабораторный практикум, является единой для обучения юношей и девушек.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ Северная СШ

    Согласовано: «Утверждаю»

    Зам. директора по УВР Директор школы

    Осипова Г.А. Виноградова Н.М.

    «___» ________ 2016 г. «___» _________ 2016 г.

    Рабочая программа

    по биологии

    элективный курс «Биология сельскохозяйственных

    животных с основами ветеринарии»

    в 11 классе

    количество часов в неделю – 1

    методическое объединение учителей естествознания (физики, химии, биологии)

    учитель: Осипова Татьяна Николаевна

    Составлена в соответствии с программой по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника

    Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____2016г.

    Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии»

    11 КЛАСС

    (для химико – биологического профиля)

    Продолжительность курса – 1год. 1 час в неделю.

    Количество часов – анатомии, физиологии сельскохозяйственных животных -28 часов; основы ветеринарии – 6 часов.

    Итого - 34 часа.

    Пояснительная записка

    В современных условиях развития села становится эффективной деятельность людей в фермерских крестьянских хозяйствах. Занятия животноводством требует знаний в области анатомии, физиологии домашних животных, зоотехники и ветеринарии.

    Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных и лабораторный практикум, является единой для обучения юношей и девушек. В процессе обучения используются знания обучающихся не только по биологии, но и по физике, химии, технологии. Основными формами обучения являются теоретические и лабораторные занятия.

    Курс плотно соприкасается с разделом биологии «Животные». Данная программа позволяет конкретно изучить анатомию, физиологию домашних животных. Разделы «Анатомия, физиология сельскохозяйственных животных» и «Основы ветеринарии» могут быть использованы в преподавании как отдельные модули.

    Цели программы:

    Углубить знания в области животноводства, закрепление полученных навыков;

    Овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, а также заведения сельскохозяйственного направления по специальностям: ветеринария, зоотехния.

    Задачи программы:

    1. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;
    2. Формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за домашними животными.

    Планируемые результаты:

    1. Учащиеся должны знать:

    – значение и основные отросли животноводства;

    – виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;

    Анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направления их продуктивности;

    Способы определения болезней с/х животных, приёмы их лечения и предупреждения;

    Основы ветеринарии и зоотехнии;

    Системы и способы содержания с/х животных, основы организации труда в животноводстве.

    2 . Учащиеся должны уметь:

    Определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;

    Использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоогигиене и ветеринарии;

    Ухаживать за животными;

    Осуществлять простейшую диагностику и лечение некоторых заболеваний, соблюдать санитарно – гигиенические требования.

    Курс также будет способствовать:

    Формированию личностного отношения к сельскохозяйственному труду, дальнейшему выбору профессии;

    Осознанию значимости сельскохозяйственного труда;

    Развитию профессиональных навыков деятельности будущих фермеров – животноводов в современных условиях развития сельскохозяйственного производства.

    Профориентационный эффект программы:

    1. Определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях.

    Учебно – материальная база :

    1. Личное подсобное хозяйство.
    2. Учебное пособие «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» (автор В.М. Жуков, под редакцией Г.В. Небогатикова)

    Календарно – тематическое планирование элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии»

    Дата

    Тема занятия

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Предмет анатомии, физиологии с/х животных

    Строение и функции клеток животных.

    Понятие о тканях животного организма.

    Органы и системы органов с/х животных

    Опроно – двигательная система с/х животных (скелет).

    Мышечная система сх. Животных.

    Кожный покров, его строение и функции.

    Молочные железы (вымя коровы)

    Пищеварительная система и её функции (строение, особенности пищеварения у животных с однокамерным и многокамерным желудком)

    Патология органов пищеварения, лечение и профилактика болезней органов пищеварения.

    Кровь, её состав и функции.

    Сердечно – сосудистая система. Кровообращение и лимфообращение.

    Патология органов кровообращения и её лечение.

    Дыхательная система и её функции.

    Лечение патологий дыхательной системы.

    Система органов размножения.

    Уход за новорожденными и молодняком.

    Обмен веществ и энергии.

    Патология обмена веществ.

    Органы мочевыделения.

    Железы внутренней секреции.

    Нервная система и её функции.

    Условные и безусловные рефлексы.

    Происхождение сельскохозяйственных животных.

    Породы домашних животных (рыбы, птицы).

    Породы домашних животных (млекопитающие: овцы, свиньи, коровы, лошади).

    Условия содержания и ухода за с/х животными.

    «Строение животной клетки», «Строение кожи», «Строение крови»

    л/р

    «Основные части скелета лошади, коровы. Строение отдельных костей, соединение костей»

    л/р

    «Топография внутренних органов животных»

    л/р

    Основы клинической диагностики домашних животных.

    Болезни общие для человека и животных, диагностика, принципы лечения.

    Хранение и переработка с/х продукции.

    Обобщающий урок «Роль с/х животных для человека»