Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Проект модернизации кораблей проекта 1155. О модернизации БПК «Маршал Шапошников. Вооружение: артиллерийское, ракетное, противолодочное

    Проект модернизации кораблей проекта 1155. О модернизации БПК «Маршал Шапошников. Вооружение: артиллерийское, ракетное, противолодочное

    По данным издания, корабли смогут с большой дистанции наносить удары по береговым целям и флоту противника. До сих пор у этих кораблей не было ни противокорабельного оружия, ни дальнобойных средств ПВО - поэтому у моряков они получили прозвище «голуби мира».

    Как рассказали «Известиям» в главкомате ВМФ, работы на больших противолодочных кораблях проекта 1155 уже начались. Продолжается установка комплекса «Калибр» на БПК «Адмирал Шапошников». До 2022 года ремонт и модернизацию пройдут пять БПК из состава Северного и Тихоокеанского флотов. В ходе модернизации также будет рассмотрена возможность их оснащения перспективными противокорабельными ракетами «Оникс».

    «Построенные еще в 80-е годы фрегаты проекта 1155 оказались технически совершенными и неприхотливыми, поэтому они до настоящего времени составляют основу океанских надводных сил. Но до недавнего времени эти корабли были оснащены только 100-мм пушками и ракетами-торпедами «Метель», – отмечает газета.

    После ремонта и модернизации корабли получат ударные возможности, станут более универсальными и прослужат флоту еще как минимум 10–15 лет, считает военный историк Дмитрий Болтенков. По его словам, БПК проекта 1155 сейчас, по сути, составляют костяк надводных сил и демонстрируют российский флаг по всему миру, – отмечает газета.

    «Эти корабли вобрали последние достижения советского ОПК, хорошо себя зарекомендовали, и моряки их хвалят, - пояснил эксперт. - Модернизация необходима. Сейчас они вооружены только пушками и устаревшим ракетным комплексом, который не справится с современными системами ПВО. «Калибры», скорее всего, будут устанавливаться в носовой части корабля - вместо передней орудийной башни. Таким образом, можно в сжатые сроки получить корабль, отвечающий всем насущным потребностям флота».

    «Проект 1155 считается наиболее совершенным из советских надводных охотников за подлодками в океанской зоне. Газотурбинная силовая установка позволила избежать многих проблем, возникающих при эксплуатации котлотурбинных систем. Такие корабли получили мощный гидроакустический комплекс «Полином», противолодочные ракеты и зенитный ракетный комплекс «Кинжал». Однако фрегатам не хватало противокорабельных вооружений, поскольку предполагалось, что с надводными кораблями будут бороться эсминцы», – сообщают «Известия».

    С 1980 по 1991 год построено 13 БПК проекта 1155 (один из них - по улучшенному проекту 1155.1). Им присваивались имена российских и советских адмиралов. К настоящему времени в строю осталось восемь таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же на Северном. Эти фрегаты активно применялись в ходе антипиратских операций в Аденском заливе и у побережья Сомали.

    ВМФ России начал масштабную программу модернизации главных «рабочих лошадок» надводных сил - больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Удалой». По меньшей мере пять БПК получат пусковые установки крылатых ракет «Калибр» и оборудование для их наведения на цель. Они смогут с большой дистанции наносить удары по береговым целям и флоту противника. До сих пор у этих кораблей не было ни противокорабельного оружия, ни дальнобойных средств ПВО - поэтому у моряков они получили прозвище «голуби мира». По мнению экспертов, фрегаты еще советской постройки превратятся в современные ударные корабли.

    Как рассказали «Известиям» в главкомате ВМФ, работы на больших противолодочных кораблях проекта 1155 уже начались. Продолжается установка комплекса «Калибр» на БПК «Адмирал Шапошников». До 2022 года ремонт и модернизацию пройдут пять БПК из состава Северного и Тихоокеанского флотов. В ходе модернизации также будет рассмотрена возможность их оснащения перспективными противокорабельными ракетами «Оникс».

    Построенные еще в 80-е годы фрегаты проекта 1155 оказались технически совершенными и неприхотливыми, поэтому они до настоящего времени составляют основу океанских надводных сил. Но до недавнего времени эти корабли были оснащены только 100-мм пушками и ракетами-торпедами «Метель».

    Первые сообщения о планах модернизации проекта 1155 появились еще в 2013 году. Тогда «Известия» писали, что БПК могут оснастить новыми артустановками А-192, ракетами «Калибр» и комплексом ПВО на базе С-400. Однако такое перевооружение требует серьезной и длительной переделки, а корабли подобного класса флоту нужны уже сейчас. Поэтому выбор был сделан в пользу «облегченного» варианта модернизации.

    После ремонта и модернизации корабли получат ударные возможности, станут более универсальными и прослужат флоту еще как минимум 10–15 лет, считает военный историк Дмитрий Болтенков. По его словам, БПК проекта 1155 сейчас, по сути, составляют костяк надводных сил и демонстрируют российский флаг по всему миру.

    Эти корабли вобрали последние достижения советского ОПК, хорошо себя зарекомендовали, и моряки их хвалят, - пояснил эксперт. - Модернизация необходима. Сейчас они вооружены только пушками и устаревшим ракетным комплексом, который не справится с современными системами ПВО. «Калибры», скорее всего, будут устанавливаться в носовой части корабля - вместо передней орудийной башни. Таким образом, можно в сжатые сроки получить корабль, отвечающий всем насущным потребностям флота.

    Проект 1155 считается наиболее совершенным из советских надводных охотников за подлодками в океанской зоне. Газотурбинная силовая установка позволила избежать многих проблем, возникающих при эксплуатации котлотурбинных систем. Такие корабли получили мощный гидроакустический комплекс «Полином», противолодочные ракеты и зенитный ракетный комплекс «Кинжал». Однако фрегатам не хватало противокорабельных вооружений, поскольку предполагалось, что с надводными кораблями будут бороться эсминцы.

    С 1980 по 1991 год построено 13 БПК проекта 1155 (один из них - по улучшенному проекту 1155.1). Им присваивались имена российских и советских адмиралов. К настоящему времени в строю осталось восемь таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же на Северном. Эти фрегаты активно применялись в ходе антипиратских операций в Аденском заливе и у побережья Сомали.

    Работы по ремонту по техническому состоянию большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников» проекта 1155 (заводской номер 114) с продлением межремонтных сроков и выполнением отдельных модернизационных работ, выполняемые ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» (ЦСД) во Владивостоке, вступают в активную фазу.

    С одной стороны, наконец-то, почти через год после заключения государственного контракта (1 апреля 2015 года), на БПК «Маршал Шапошников» начат доковый ремонт — 30 марта 2016 года на Морском форуме Авиабазы появились фото БПК, поставленного в сухой док Дальзавода.

    Так, еще 31 июля 2015 года был заключен договор с АО «Конструкторское бюро машиностроения», входящим в АО «Корпорация Тактическое ракетное вооружение». Предмет договора — поставка комплекта из двух изделий 3С-24 стоимостью 47 млн руб. По известным данным 3С-24 (она же КТ-184) — это пусковая установка корабельного ракетного комплекса 3К24 «Уран» с противокорабельными ракетами Х-35 (3М24). Срок изготовления установок определен в 18 месяцев. Ранее о планах установки «Уранов» на БПК проекта 1155 не сообщалось.

    28 мая 2015 года был подписан договор с владивостокским ОАО «Изумруд» (входит в ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат») на поставку изделия МР-123-02/3 .Универсальная система управления огнем корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира» предназначена для управления стрельбой корабельной зенитной артиллерии калибра 30-100 мм и неуправляемым реактивным оружием калибра 122, 140 мм по воздушным целям, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, при самообороне корабля от средств воздушного нападения, по морским и береговым целям для обеспечения огневой поддержки десанта и поражения береговых объектов в глубине обороны в условиях применения активных и пассивных радиолокационных и оптико-электронных помех. В состав СУО «МР-123-02/3» в полном исполнении входят радиолокационный и оптико-электронный каналы. Цена СУО — 165,3 млн руб., срок поставки — до конца 2016 года.

    23 декабря 2015 года был заключен договор с санкт-петербургским ЗАО «ПКБ «РИО» на поставку автоматизированного комплекса связи Р-779-28 и комплекса связи глобальной морской системы связи при бедствии ГМССБ. Стоимость соглашения — 422,786 млн руб., срок исполнения договора — 12 месяцев.

    В дополнение к ранее заключенным договорам с АО «НПП «Салют» на поставку РЛС общего обнаружения  МР-710 и 5П-30Н2 стоимостью свыше 980 млн руб., 2 февраля 2016 года был подписан еще один договор на поставку системы обработки радиолокационной информации 5П-30П. Цена договора — 122 млн руб., срок действия — до конца 2016 года.

    Кроме того, в 2015 году был подписан договор с АО «Таганрогский научно-исследовательский институт связи» на поставку комплекса ТК-25-2 с ценой 280,6 млн руб. и сроком исполнения 16 месяцев. По данным Концерна «Радиоэлектронные технологии», в который входит ТНИИС, Корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25 предназначен для обеспечения радиоэлектронной защиты объекта от радиоуправляемого оружия воздушного и корабельного базирования путем создания активных помех с шириной спектра от 64 до 2000 МГц, а также импульсных дезинформирующих и имитационных помех с использованием копий сигналов. Комплекс способен одновременно анализировать до 256 целей.

    Из них достроен только первый.

    Большие противолодочные корабли проекта 1155
    Проект
    Страна
    Изготовители
    Операторы
    Предшествующий тип Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
    Годы постройки 1977 - 1991
    Построено 12
    В строю 8
    Отправлено на слом 4
    Основные характеристики
    Водоизмещение 6930 (нормальное)
    7570 (полное)
    Длина 145,0 (по КВЛ)
    163,5 (наибольшая)
    Ширина 17,2 (по КВЛ)
    19,0 (наибольшая)
    Осадка 5,2 (средняя)
    7,87 (по обтекателю антенны ГАК)
    Двигатели 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД
    Мощность 2х22 500 л. с. (форсажных ГТД)
    2х9000 л. с. (маршевых ГТД)
    Движитель 2 ВФШ
    Скорость хода 32 узла (полная), 18 узлов (экономическая)
    Дальность плавания 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах
    Автономность плавания 30 суток (по запасам провизии)
    Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
    Вооружение
    Радиолокационное вооружение МР-145
    РЛС «Фрегат »
    Тактическое ударное вооружение 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК «Раструб»
    Артиллерия 2х1-100мм АУ АК-100 (1200 выстрелов)
    2х1-45мм 21-КМ
    Зенитная артиллерия 4х6-30 мм ЗАК АК-630
    Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал » (64 ЗУР)
    Противолодочное вооружение ГАК «Полином » (8 ПЛУР 85-РУ)
    2х12-213мм РБУ-6000
    Минно-торпедное вооружение 2х 533мм ТА ЧТА-53-1155 (8 торпед 53-65 К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
    Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ
    Медиафайлы на Викискладе

    История разработки проекта

    Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина . По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств , не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2 » и «Титан-2Т».

    Конструкция

    Энергетическая установка

    Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

    Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

    Служба

    Оценка проекта

    После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

    По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим - Н. А. Андреев.

    При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменён на противокорабельный «Москит» , 533 мм торпедные аппараты - на универсальный противолодочный комплекс «Водопад» , а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130 , реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 - на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» , 30-мм автоматы АК-630М - на ЗРАК «Кортик» , а ГАК «Полином» - на ГАК «Звезда-2».

    Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

    Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта - «Адмирал Чабаненко» .

    Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.

    Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат» , ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут» .

    Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

    По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

    Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

    Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения, - пояснил Захаров.

    Представители проекта

    Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
    Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
    Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
    Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
    Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
    Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
    Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
    Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
    Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте

    Когда-то их было 13 (планировалось 50). Первым был списан 10-летний "Адмирал Захаров" (05.07.1994), серьёзно пострадавший при пожаре двумя годами ранее. За ним последовал головной "Удалой" (16.08.1997, в возрасте 16 лет), затем - "Адмирал Спиридонов" (20.07.2001) и "Маршал Василевский" (10.02.2007). Каким-то чудом уцелел второй корабль проекта и первый, построенный на заводе им. Жданова (СВ) - "Вице-адмирал Кулаков", находившийся в ремонте без малого 20 лет (1991-2010). Удалось сберечь и все остальные БПК пр. 1155 и 11551 (для ВМФ это был вопрос жизни и смерти - демонстрировать флаг в дальних водах без них было бы практически некому).


    12.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4200 пикс.)



    "Адмирала Харламова" флот принял 30.12.1989 (традиционно "под ёлочку"), военно-морской флаг был поднят 25.02.1990 (день рождения корабля). Моложе него в серии чисто 1155-х только "Адмирал Пантелеев" (в более широком смысле - ещё и "Адмирал Чабаненко" пр. 11551). Первые 10 лет служба "Харламова" носила весьма активный характер. "Он был визитным кораблём, ходил не только в Швецию, Норвегию, но и на другой континент, в Канаду" (1993 - Галифакс, Канада и Бостон, США; 1994 - Роттердам, Нидерланды ).

    "В 2000 году, когда погиб "Курск", в районе его гибели практически целый год постоянно несли охранную службу два корабля - "Чабаненко" и "Харламов". После той вахты корабль и стал к причалу". Другой причиной выхода БПК из строя стало то, что "в силу экономических проблем на флоте не всегда соблюдаются циклы технического обслуживания кораблей, которые... заложены при постройке. А ведь каждые два с половиной года корабль должен осматриваться в доке, каждые пять лет проходить ремонт. Причём ремонт соответствующего уровня. "Харламову" 17 лет (на 02.2007 - А.Ш.), но ремонта он не имел ни одного" . "Корабль не выходил в море с июля 2001 года " .


    "Адмирал Харламов", Североморск, 10.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4650 пикс.)

    Ещё несколько цитат (с небольшими стилистическими правками) из интервью действующего (на тот момент) и бывшего командиров корабля капитана 2-го ранга А. Сперанского и капитана 1-го ранга В. Кондратова от 14.02.2007 :

    "Период ожидания ремонта затянулся настолько, что в свете реформирования и сокращения наших Вооруженных сил у командования появилась мысль включить "Адмирала Харламова", который ещё не выслужил установленные сроки службы, в перечень кораблей, подлежащих списанию. Узнав об этом, я (В.К.) созвонился с сыном адмирала Харламова... Он преподавал в Академии Генерального штаба, в звании контр-адмирала... Николай Николаевич встретился со своими бывшими выпускниками, которые занимают достаточно высокие, ключевые посты в военном ведомстве. Было подготовлено и направлено в правительство Москвы письмо с предложением... о возможном шефстве московской мэрии над "Адмиралом Харламовым"...

    Вот уже два года (с тех пор, как у нас есть шефы) мы, например, не испытываем нужды в лакокрасочных материалах. Скажу по секрету, в краске на флоте нужда есть у всех. На флоте краску получают на великий праздник в июле (в День ВМФ - А.Ш.). Благодаря шефам у нас есть финансирование, и мы можем покупать нормальную, качественную краску у оптовых поставщиков и поддерживать подобающий боевому кораблю внешний вид...

    Сейчас наша работа вышла на новый этап... заключён договор с судоремонтным предприятием, имеющим право работать на кораблях Военно-морского флота по ремонту бытовых помещений. В первую очередь ремонтируем помещения, которые обеспечивают жизнедеятельность экипажа. Например, наш камбуз теперь оснащён новым технологическим оборудованием... В помещениях установлены кондиционеры..." .

    С 2004 года корабль находится в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-ой категории), формально - в ожидании планового среднего ремонта с заменой главных двигателей (предполагалось, что он начнётся в 2014 г. на Северной верфи) . . Как видно на фото в начале публикации, сделанном 9 месяцев назад (в День России), . корабль ухожен, при флаге, гюйсе и, надо полагать, частично (за вычетом ГЭУ) технически исправен. Фактически "Харламов" уже давно является и. о. стационарного учебного корабля , на котором готовят специалистов для более удачливых 1155-х и других кораблей Северного флота (например, во второй половине 2014 г. на нём прошёл стажировку действующий командир машинно-котельной группы БЧ-5 эсминца "Адмирал Ушаков" ).

    Надежда на то, что БПК б/н 678 вернётся в строй, ещё есть. При этом вряд ли стоит принимать в расчёт сообщение двухгодичной давности о запланированной главкоматом ВМФ глубокой модернизации всех кораблей пр. 1155, начиная с "Харламова" - уж слишком фантастичной выглядит идея заменить чуть ли не всё вооружение на А-192, "Калибр" и "Редут". А вот окончание в 2016 г. среднего ремонта БПК "Адмирал Чабаненко" в 35-м СРЗ вполне может сыграть в биографии 678-го судьбоносную роль, т. к. не исключено, что именно он станет следующим кораблём, которому в мурманском филиале "Звёздочки" дадут вторую жизнь.


    БПК "Адмирал Харламов", Североморск, 10.07.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru). На снимке, сделанном спустя месяц после двух предыдущих (к сожалению, в гораздо худшем разрешении) можно видеть одну интересную новость - государственный герб РФ на корме вместо закрашенного шаровой краской герба Советского Союза .

    Источники