Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Труд, как вид человеческой деятельности. Труд как вид человеческой деятельности Труд как вид человеческой деятельности план

    Труд, как вид человеческой деятельности. Труд как вид человеческой деятельности Труд как вид человеческой деятельности план

    Социальная деятельность - это всегда проявление человеческой активности с целью изменения или преобразования элементов окружающего мира, сознания самого человека. Ей всегда присущи целеустремленность, сознательный характер, потому что ее субъектом может быть только человек. Это процесс, который включает цель, средства, результаты.

    Выделяют такие виды социальной деятельности : трудовую, творческую, потребительскую, разрешительной, образовательную, рекреационную и т.д. Однако такая классификация носит условный характер, поскольку в реальной жизни эти виды деятельности не существуют отдельно.

    Важнейшей формой социальной деятельности признается труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой она с помощью определенных средств действует на природу и превращает ее элементы в предметы, удовлетворяющие его потребности. Именно благодаря тому, что труд является целенаправленной деятельностью, создает ценности и способна удовлетворять разнообразные потребности людей, она получает приоритетный статус. Но любая человеческая деятельность, если она целесообразна, содержит в себе элементы труда, однако понимание » книги как основной деятельности основывается на традиционном признании приоритета ее материальных результатов. Однако не меньшую роль играют знания (как результат духовной деятельности), услуги (как результат специфического вида деятельности в сфере нематериального производства) и т.д. Признание приоритета материальных результатов является исторически и с изменением общественных условий приоритетность различных видов деятельности может меняться.

    По определению А. Маршалла , труд - это всякие умственные и физические усилия, предпринимаемые частично или полностью ради достижения какого-либо результата без учета удовольствие, которое приобретается непосредственно от выполнения самой работы. А. Маршалл относит к труду только обременительные усилия и подчеркивает, что большинство людей работает намного больше чем чтобы они работали ради непосредственного удовлетворения, которое можно получать от труда. Иллюстрирует свою мысль он таким примером: крестьянин работает в саду обычно для получения материальной выгоды, а богач, выполняя ту же работу, хотя и может гордиться, что хорошо ее выполняет, однако, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег.

    Современные ученые в основном характеризуют труд как вынужденное занятие. Так, В. Туземцев отмечает, что труд - это деятельность, осуществляемая под прямым или косвенным действием внешней материальной необходимости.

    Восприятие труда как тяжелого, принудительного занятия связано прежде всего с тем, что в течение тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариев).

    Анализируя понятие труда, В. Генкин выделяет два ее аспекта: содержание труда - развитие человека и производство благ - и мотивы , что возбуждают человека к труду. Он определяет труд как деятельность, направленную на развитие человека и преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административным, экономическим) или по внутренним желанием.

    Социальная природа труда проявляется в том, что именно труд создал человека, и она определяет его сущность. Социально-трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, связаны, с одной стороны, с отношением субъекта к труда , а с другой - с влиянием труда на формирование и развитие личности субъекта . Субъектом процесса труда может быть только индивид, человек, который регулирует и контролирует его.

    Труд - это основная форма жизнедеятельности общества, индивида, исходное условие их бытия, которая определяет способ отношение индивида к миру и одного индивида к другому, специфику отношений в любой трудовой организации и в любой стране.

    На уровне общества труд выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов деятельности, а на индивидуальном уровне - в виде простого процесса - отдельных функций и операций. Пути совершенствования общественного и индивидуального труда различаются. Первые состоят в совершенствовании средств производства и внедрении прогрессивных технологий, вторые - во внедрении рациональных форм организации труда на конкретных рабочих местах. Совершенствование общественного труда должен опережать изменения содержания индивидуального труда. На практике, как правило, наблюдается определенный разрыв между сложностью выполняемых работ (показатель содержания общественного труда) и уровнем квалификации рабочего (показатель содержания индивидуального труда).

    Составляющими простого процесса труда есть предметы труда, ее орудия и субъект. В результате взаимодействия этих составляющих появляется продукт труда. Социальные отношения господства и подчинения, отчуждения и эксплуатации, власти и бесправия формируются не по поводу предметов труда, а по поводу присвоения и распределения средств и продуктов труда.

    Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ней и природой, то общественный процесс свидетельствует оспособ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый преимущественно является индивидуальным, его субъектом является индивид, что обеспечивает свое воспроизведения как биологического существа; второй - всегда коллективный, его субъектом является социально-профессиональные группы. Те отношения, которые формируются здесь, качественно отличаются от отношений в простом процессе труда. Это отношения между людьми как между производителями и потребителями, работниками основного и вспомогательного производства, представителями различных отраслей промышленности. Именно эти отношения определяют характерные черты общественного процесса труда и воспроизводства человека как существа социального.

    Известный американский предприниматель Г. Форд , оценивая значение труда в жизни человека, утверждает, что труд является основным условием ее здоровье, самоуважение и счастья .

    Итак, социально-экономическая сущность труда является двойственной : она, с одной стороны, является источником богатства и доходов, а с другой - по мере поведения человека, средством ее самореализации, самоутверждения как личности, то есть, с одной стороны, труд надо стимулировать, потому что она реализуется в надежде на получение денежного дохода, с другой - будь-яка свободная работа кроме денег приносит еще удовольствие и радость (с этой точки зрения все виды труда достойны уважения и почтения). Ненормальной ситуацией для трудоспособного человека является невозможность работать. Вынужденное длительное безработицы является настоящей социальной трагедией для многих.

    Обеспечение нормальных, достойных человека экономических отношений является обязанностью государства. Когда государство не в состоянии этого сделать, в обществе растет недовольство, усиливаются процессы экономического, социального, материального и политического расслоения, увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Подобная ситуация складывается сейчас в Украине. Рынок, который формируется, есть нецивилизованным, слишком криминогенным, излишне монополизированным. Люди не воспринимают его, им трудно найти свое место при таких условиях, тем более, что общественные усилия по созданию цивилизованного рынка труда должны быть согласованы с действиями по формированию культуры и сознания людей.

    Социология анализирует установки и поведение человека в зависимости от содержания и характера ее работы (см. рис.).

    Социальная сущность труда

    Содержание труда не только сугубо индивидуально на каждом рабочем месте - он очень подвижен и изменчив, поскольку характеризуется многими факторами: структурой выполняемых функций, их разнообразием, соотношением исполнительных и организационных элементов, физических и нервно-психических нагрузок, степени интеллектуального напряжения, самостоятельности, самоорганизации, новизны, сложности труда и т.д.

    Следует различать социальный и функциональный содержание труда. Социальными есть целесообразность деятельности работника, мотивация, отношение к труду на общественном (как к профессии, вида деятельности) и индивидуальном (как конкретно к выполняемой работы) уровнях. Функциональное содержание труда проявляется в выполняемых работником конкретных ролях, функциях. В производственном процессе вы -
    окремлюють такие функции :

    • энергетическую - приведение в движение средств труда;
    • технологическую - сочетание предметов и средств труда и непосредственная обработка предметов труда;
    • контрольно-регулирующую - надзор и контроль за движением предметов и средств труда;
    • управленческую - подготовка производства и управления ис -
      навцями.

    Выделение этих функций является проявлением общественного разделения труда - функционально интегрированной системы профессиональных ролей или специализаций внутри общества. Кроме того, что разделение труда способствует повышению производительности труда, он имеет негативные социальные последствия. Изучая формы разделения труда, отклоняющихся от нормы, Е. Дюркгейм отличал аномічний разделение труда , когда крайняя специализация сопровождается уменьшением возможности общения и ослаблением связей между людьми, выполняющих различные функции, и принудительное разделение , когда индивиды вынуждены выполнять профессиональные роли, которые им не нравятся или не устраивают их.

    Характер труда обнаруживает социально-экономическую природу трудового процесса, общественную форму его организации, способ взаимодействия работников, сочетание их со средствами производства, способ включения индивидуального труда к общественной (взаимодействие человека с обществом) и зависит от того, на кого человек работает. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в обществе, соотношение между общественной и индивидуальной работой каждого отдельного работника.

    В условиях товарного производства характер труда двойственный: с одной стороны труд является конкретной - это труд во всех своих качественных отличиях различных видов труда, что создает потребительскую стоимость товара, а с другой - абстрактной - это затраты рабочей силы в целом, продуктивная деятельность человеческого мозга, мускульной и нервной систем, содержащихся в каждом товаре, создавая его стоимость.

    Потребительская стоимость - это полезность вещи, ее способность удовлетворять некую потребность человека. Потребительские стоимости образуют вещественное содержание богатства.

    Показателями характера труда : форма и отношения собственности, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда. В Украине сегодня труд выступает в различных социально -экономических формах : государственной, коллективной, кооперативной, дрібногруповій, индивидуальной, съемной и т.д.

    Характер труда обусловливает цель производства, а в сфере распределения - пропорции, за которыми общественно произведенный продукт распределяется между различными социальными группами.

    Содержание труда определяет природу и уровень профессионализма работника, а ее характер - пределы его социального развития и степень превращения труда на самую первую жизненную потребность. Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных ее форм, как физическая и умственная, исполнительская и управленческая, квалифицированная и неквалифицированная работа. Эти формы диктуют разные требования к общей и специальной образования, профессиональной культуры, создают неодинаковые возможности для реализации профессиональных и личных способностей, то есть производят разный социальный влияние на трудящихся.

    Закон соответствия характера и содержания труда, то есть меры сочетание ее сущности и формы, является основным законом теории социологии труда и организует системно-категориальный аппарат этой теории. Глубокие изменения в содержании труда создают предпосылки для изменения ее характера и наоборот.

    Так, в зависимости от трудовых усилий, что преобладают, способа воздействия на предмет труда выделяются умственный труд - аналітико-синтетическая мислительна деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация, и труд физическое , связанная с применением мускульных усилий человека, направленных на изменение материально-вещественной среды. Это два взаимосвязанных аспекта человеческой деятельности, которые являются социальной форме.

    В любой деятельности человека, даже в творческой работе, имеющиеся рутинные элементы. Они составляют от 50 до 70% трудовой деятельности человека. Остальные 50-30% - творческие элементы: постановка цели, выбор оптимальных (из нескольких альтернативных вариантов) выполнения, решение новых задач, неожиданно возникшие в процессе труда, и др. Суть творческого подхода - наличие идеального плана действий, который свидетельствует не о естественную, а о человеческой определенность труда.

    Труд перестает быть суммой физиологических затрат, к ней прилагается эмоционально-психологическая составляющая. Труд воспринимается индивидом как творческий процесс, если осуществляется по его собственному плану. Подчинение чужому плана приводит к психологическому или социального отчуждения.

    Отчуждение труда , за К. Марксом, это процесс преобразования деятельности и ее результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда (овеществленного в произведенной ранее продукции) над живым трудом (деятельностью, направленной на создание материальных благ), в браке контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации, в потере человеческой сущности.

    За С. Симаном отчуждение труда - это положение индивида в обществе, которое характеризуется бессилием, нехваткой смысла, аномією (непризнанием норм), социальной изолированностью и самоустранения.

    Отчуждение труда - это проявление его характера.

    Уже сама только постановка цели исполнителем свидетельствует о его сознательное отношение к труду, наличие мотивации труда. Устранение цели, лишение труда ее внутреннего смысла приводит к тому, что человек становится совершенно равнодушной к содержанию своего труда, качества продукции, экономии сырья и электроэнергии. Чтобы преодолеть это, вводятся различные методы стимулирования и мотивации труда.

    Характеристика труда как основного вида деятельности.

    Труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

    Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

    Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то –вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

    Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

    Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    В процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения.

    Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

    Целями трудовой деятельности может быть производство потребитель-ских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических про-дуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

    Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

    Различают социально-экономические и производственные условия труда:

    1. Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.);

    2. Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

    Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

    Структура субъекта труда

    По мнению Е.А. Климова, «Срезовую» характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.

    Уровень деяний. Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние - категория прежде всего субъективная; она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек.

    В состав этого уровня входят следующие основные компоненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации - ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего «Я», своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.

    Уровень действия. Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей.

    Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное «логике вещей» представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания).

    Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия.

    Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора).

    Развитие человека как субъекта труда.

    Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека.

    Основные стадии профессионализации:

    1) поиск и выбор профессии;

    2) освоение профессии;

    3) социальная и профессиональная адаптация;

    4) выполнение профессиональной деятельности.

    На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Так, если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то на последующих этапах он может стремиться изменить ее содержание и условия. Таким образом, профессиональное развитие личности начинается на стадии освоения профессии и не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного прекращения профессиональной деятельности, приобретая специфические форму и содержание.

    Изучение проблемы профессионализации субъекта труда основывается прежде всего на результатах исследований динамики психической жизни личности. Активная роль в процессе своего развития принадлежит самой личности: личность сама определяет субъективную значимость событий в своей жизни, закрепляет в своем психическом складе те или иные формы поведения и т.д.

    Изучение развития личности профессионала связано со своеобразием периода взрослости, для которого «задачи развития» на этапах жизненного и профессионального пути сформированы недостаточно четко. Содержание этих задач на этапах взрослости определяется вариативностью форм социальных, производственных и других отношений, возрастанием роли самоопределения, саморегуляции и самооценки, активным формированием жизненных целей, программ и стратегий поведения.

    Формирование профессиональной пригодности субъекта и его профессионализация обусловливаются синтезом индивидуальных особенностей личности и требований деятельности, характерными чертами развития субъекта деятельности. Его становление, которое проявляется в индивидуальном своеобразии личной позиции, целей и программ действий, профессиональных планов, стратегий поведения и других специфических свойств, является результатом преломления законов развития человека, изменения психологического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант. Установлено, однако, что в условиях жестко детерминированных требований, нормативов деятельности личность и ее психика приобретают и проявляют не только многообразие форм и способов приспособления, самоорганизации, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке механизмов и приемов регуляции деятельности, нахождении наиболее оптимальных и индивидуально своеобразных путей и процедур организации психической активности для достижения требуемых результатов. Типовые задачи и типовые требования человек обеспечивает индивидуально удобным, субъективно привлекательным и творчески найденным образом. Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом их индивидуальных особенностей.

    В процессе профессионального развития происходит изменение отношения личности к себе, как к профессионалу, на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом. По мнению В.А. Бодрова, содержание и сопоставление образа «Я» в профессии и образа профессионала (ее эталонной модели) можно рассматривать не только как фактор (индикатор) регуляции развития субъекта деятельности, но и как критерий ориентированности личности, ее проникновения в мир выбранной профессии.

    Итак, профессионализмом называется один из периодов профессионального развития человека как субъекта труда, в течение которого он, самостоятельно работая, достигает вершин в своей деятельности, успешно преодолевая периоды спадов, трудностей.

    Стадии профессионализации личности. На основании полноты профессионального опыта и особенностей его использования выделяют следующие стадии профессионализации личности в цикле овладения человеком одной профессией (Е.А. Климов):

    Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру; это потенциальный субъект труда. Типичные проблемы данной стадии: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, профессионального учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией.

    Адепт – человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов. Типичные проблемы этой стадии для психологов труда связаны с совершенствованием программы и методов профессионального обучения, подходов в рамках профессионального воспитания. Для самих адептов – это проблемы оптимального усвоения программы обучения, выбор специализации в рамках вузовской специальности, проба сил и накопление первоначального профессионального опыта, ориентация в возможностях трудоустройства после окончания вуза, техникума, колледжа.

    Адаптант – человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, ее включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа «Я» (личностная адаптация).

    Интернал – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, так как не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функционального состояния субъекта труда, находящегося на данной стадии развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, преодолеть которые способны помочь психологи.

    Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. На этой стадии актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации.

    Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные снижением профессиональных возможностей, психофизиологических функций, характерные для этого возраста.

    Кризисы профессионального становления. Движущей силой профессионального развития человека являются кризисы, выходы из которых позволяют привести в соответствие возможности, потребности субъекта деятельности и требования конкретных условий трудовой деятельности. Образование вслед за кризисом новой социальной ситуации развития детерминирует развитие субъекта труда.

    Виды противоречий в развитии и функционировании человека как субъекта труда – это:

    Противоречия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, которые ему предлагают выполнять в производственной организации, или характером вакансий рынка труда;

    Противоречия внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.

    Основные факторы кризисов профессионального становления:

    а) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

    б) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

    в) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

    г) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);

    д) полная поглощенность профессиональной деятельностью;

    е) изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

    Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

    Периодизация кризисов профессионального становления:

    1. Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14 – 16 до 16 – 17 лет). К основным факторам, детерминирующим данный кризис, относятся неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией.

    2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении). Причины: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности с учебно-профессиональной на собственно профессиональную уже во время учебы в профессиональном учебном заведении, изменение социально-экономических условий жизни.

    3. Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы; иначе говоря, это кризис профессиональной адаптации). Причины: трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами, освоение новой ведущей деятельности – профессиональной; несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности).

    4. Кризис профессионального роста (23 – 25 лет). Причины: неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

    5. Кризис профессиональной карьеры (30 – 33 года). Причины: стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось), неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом, ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).

    6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38 – 42 года). Причины: неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

    7. Кризис угасания профессиональной деятельности (55 – 60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). Причины: ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли, сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями), психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

    8. Кризис социально-психологической адекватности (65 – 70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Этот кризис может быть вызван множеством причин, перечислим некоторые из них. Во-первых, это новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Положение усугубляется тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу. Во-вторых, имеет место сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми членами семьи. В-третьих, причиной кризиса может быть и социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п. В-четвертых, происходит утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было). В-пятых, сказывается общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал). В-шестых, причиной кризиса может стать и чувство своей «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Наконец, происходит резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»).

    Индивидуальный стиль трудовой деятельности

    Индивидуальный стиль деятельности (формирующегося или уже сложившегося профессионала) – это адаптационная относительно устойчивая организация деятельности, складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях. Выделяются следующие критерии индивидуального стиля трудовой деятельности:

    Критерий проявления своеобразия работы конкретного человека:

    1) развернутость или краткость ориентировки в среде;

    2) частый или редкий текущий контроль;

    3) ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания;

    4) протекание самой исполнительной деятельности – торопливость или медлительность;

    5) частые пробы и поправки или точность в исполнении, рывки, плавность или другие особенности, получаемые в результате наблюдения;

    6) результаты деятельности – много ли продуктов при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве;

    Критерий причины наблюдаемого стиля:

    1) в области внутренних условий – стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приемов саморегуляции;

    2) в области внешних предметных условий – наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов;

    3) в области внешних социальных условий – традиции обмена опытом, сплоченность или разобщенность группы участников работы, коллег, особенности межличностных отношений.

    Е.А. Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей:

    Первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы;

    Вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков.

    Почти 200 лет назад учеными впервые было введено в экономическую терминологию понятие "живой труд", рассматриваемое как чисто субъективное существование труда, т.е. труд не как предмет, а как вид деятельности человека (рис. 1.3).

    Деятельность человека – это активный процесс, в котором реализуется его физический и умственный потенциал, воздействующий средствами труда на предмет труда для создания материальных и духовных благ (товаров и услуг), удовлетворяющих личные и общественные потребности.

    В каждый момент жизни человек находится в одной из двух фаз (состояний) –деятельности или бездеятельности.

    Бездействие – пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время тяжелой болезни, заключения под стражу и др.) или добровольного бездействия (рис. 1.4).

    Термин "деятельность" имеет широкое значение. Так, в английском языке понятию "деятельность" соответствует слово "activity", которым называется любой вид практической или познавательной активности. Однако не все проявления человеческой жизненной активности могут быть отнесены к деятельности, представляющей собой высшую форму проявления активности человека, которая регулируется сознанием и находится в прямой зависимости от его (субъекта) состояния. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью... Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.

    Рис. 1.3. Соотношение понятий "труд" и "деятельность"

    Рис. 1.4.

    Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных , т.е. понятие "деятельность" шире понятия "труд", так как не всякая деятельность может быть трудом.

    По своей сути деятельность выступает как одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких-либо потребностей. Ее элементами являются:

    • субъект, проявляющий свою активность (это отдельный человек или любая общность людей, которая представляет собой целостное образование);
    • объект, на который направлена активность (предмет, человек, явление, на которое направлена деятельность);
    • активность как состояние, которое является динамической образующей деятельности.

    Деятельность как социальная категория отражает материальное и предметное преобразование объекта, сопряженное с его духовным осмыслением в виде цели, плана, замысла, что и позволяет активизировать ее. Через деятельность человек определяет свое место в жизни и утверждает свою общественную природу. Таким образом, подлинная деятельность, как правило, связана с преобразованием действительности и охватывает труд физический, умственный, другие формы (психическую деятельность и т.д.).

    В экономике труда трудовая деятельность анализируется главным образом с точки зрения выполнения функциональной роли работника и нередко отождествляется только с производственной деятельностью. Под ней подразумевают прежде всего целесообразный ряд операций и функций, который в определенных условиях приводит к заранее заданному результату. Трудовая деятельность в этом плане характеризуется тем, что она:

    • связана с технологическим процессом;
    • в большей степени с профессиональными качествами, должностными обязанностями работника, чем с личностными характеристиками;
    • относительно жестко регламентирована во времени и пространстве, алгоритмизирована;
    • задана конкретными параметрами, конечной целью (создание материальных благ, оказание различных услуг, производство научных идей, накопление и передача информации и т.д.), заранее определена.

    Деятельность в психологическом и социальном смысле представляет собой форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой, форму конкретного бытия людей в конкретных социальных условиях.

    Изменения в трудовой деятельности, наличие которых экономисты признают более или менее единодушно, следующие: снижение занятости в производственном секторе, феминизация, рост временной занятости, увеличение доли квалифицированных работников. Остановимся на последнем более детально.

    В мире наблюдается рост роли умственного труда и уменьшение физического. За последние 100 лет доля физического труда в экономически развитых странах снизилась с 90 до 10%, а в ближайшие годы, по прогнозам специалистов, она снизится до 5% . В 1990 г. работники профессий преимущественно творческого типа (специалисты, административно-управленческий персонал, рабочие высшей квалификации и др.) в США, Японии, Великобритании, ФРГ составляли от 40 до 50% общей численности занятых, а к 2020 г. эти показатели уже составят 55–60% , что характерно для индустриального типа развития.

    Процесс кризисного финансово-экономического развития мировой экономики в XXI в. на базе информационно-компьютерной технологии приведет к созданию качественно новой цивилизации, движущей силой которой станут не просто труд и промышленность, а "знание – информация – высокие технологии – человеческие ресурсы" (knowledge economy – экономика знаний) и переход к обслуживанию в самом широком смысле . Наука и высокие технологии больше не рассматриваются как враждебные человеку и его естественному окружению, а направлены на формирование ресурсосберегающей (экоразумной) экономики, трудосберегающего производства и электронно-информационной культуры.

    Сегодня наука и ее результат – знания – уже стали непосредственной производительной силой. Знания все увереннее оттесняют на второй план традиционные факторы экономического развития (капитал, труд, землю) и становятся главным источником общественного богатства. Но знания не могут быть оторваны от своего носителя – человека. Вполне обоснованно можно утверждать, что сегодня должны усиливаться гуманизация и социализация и экономики, и общества в целом. Первое место в стратегии устойчивого развития современного общества должны занимать целевые установки, связанные с укреплением здоровья населения, увеличением активной продолжительности жизни, повышением уровня образования, развитием науки, повышением качества жизни в целом .

    Меняется само понятие "производство" как форма проявления трудовой деятельности, ассоциируемое в традиционном представлении с созданием материальных благ. В постиндустриальном обществе к производству следует относить:

    • 1) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука...);
    • 2) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, СМИ, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими системами и т.д.);
    • 3) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем ...);
    • 4) материальное производство (оперативно-гностическое – обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое – организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда – транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда и т.д.) .

    В постиндустриальном обществе информация и знание как видоизмененные формы труда, доступные массовому потреблению, становятся системообразующим фактором новой социаль-

    Рис. 1.5. Информационная эпоха

    Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

    Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельностью человека, требующая приложения усилий и осуществления работы

    Труд в наиболее широком смысле слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного результата.

    Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

    Производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени

    Эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны и полученных результатов - с другой

    Уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса.

    Всякая трудовая деятельность независимо от сферы ее приложения и профессии работающего предполагает наличие пяти составных частей. К ним относятся:
    1) предмет труда - все то, на что направлен труд, что подлежит преобразованию в процессе труда для придания ему свойств, полезных человеку. Предметами труда могут быть вещества природы - сырье; предметы, уже претерпевшие воздействие труда и превращенные в материалы для труда; полуфабрикаты - части незаконченного готового продукта, изделия; комплектующие изделия, из которых собирается готовая продукция; объекты оказания услуг; объекты проведения работ;
    2) средства труда - машины, механизмы, аппараты, инструменты, иначе - орудия труда, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, а также здания, в которых протекает трудовой процесс, и сооружения, его обеспечивающие (дороги, мосты, эстакады, емкости и т. п.);
    3) технология деятельности - способ воздействия на предмет труда, определенная последовательность действий и методов воздействия на предмет труда с целью получения заранее намеченного результата;
    4) организация труда - определенный порядок осуществления трудового процесса, который складывается из производственного взаимодействия людей со средствами производства и друг с другом и обеспечивается созданием необходимых условий труда;
    5) целесообразная деятельность работника, который при помощи средств труда, технологии и определенной организации осмысленно воздействует на предмет труда для придания ему свойств, удовлетворяющих определенные потребности человека.
    Каждый из этих элементов трудового процесса необходим, но их роль в достижении конечного результата деятельности различна. В зависимости от выбора тех или иных предметов труда, средств труда и технологии будут меняться количественные и качественные показатели производства, уровень достижения поставленной цели. То же можно сказать и про организацию труда: по-разному организованный труд приведет к различным экономическим и социальным результатам.
    Любая трудовая деятельность, если она нацелена на получение высоких эффективных результатов, требует соответствующей организации, т.е. определенным образом упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей.
    В процессе труда человек нуждается в периодическом кратковременном отдыхе для поддержания на определенном уровне своей работоспособности. Потребность в таком отдыхе индивидуальна, она зависит от здоровья человека, его психофизиологического состояния, возраста, пола, степени натренированности к выполнению той или иной работы, личных целевых установок. Однако при организации совместного труда на предприятии вопрос о времени внутрипроизводственных периодов на отдых не может быть не регламентирован, так как от этого зависят слаженность производственного процесса и затраты рабочего времени. Поэтому на предприятии в целом, а иногда и в отдельных его подразделениях устанавливается единый для предприятия (подразделения) резким труда и отдыха, представляющий собой порядок чередования работы и перерывов на отдых и их продолжительность. Такой режим (режимы) устанавливается исходя из конкретных особенностей деятельности на предприятии (в подразделении).

    Режим труда и отдыха - это регламентированная продолжительность периодов работы и отдыха, устанавливаемая в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающая поддержание работоспособности и сохранение здоровья человека.

    Для поддержания высокой работоспособности организация режима труда и отдыха с учетом напряжения человека в процессе труда предусматривает определение:

    Режима рабочих смен (место смен в течение суток, продолжительность рабочего времени в отдельных сменах, система чередования смен);

    Режима отдыха (пауз).
    Необходимость чередования труда и отдыха имеет физиологическое обоснование. Всякая деятельность связана с расходованием физической и нервной энергий. До определенного предела энергетические затраты человека проходят без ущерба для клеток организма, но после преодоления этого предела развивается утомление - временное снижение работоспособности, которое проявляется в ухудшении координации рабочих функций, в замедлении работы и ухудшении ее качества. Утомление - это защитная реакция организма, предупреждающая его разрушение.

    Please enable JavaScript to view the

    Введение

    1. Трудовая деятельность человека

    1.1 Специфика трудовой деятельности

    1.2 Материальное производство

    1.3 Труд как вид человеческой деятельности

    1.4 Роль труда в развитии общества

    2. Современный работник

    3. Проблемы гуманизации труда

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложение

    Введение

    Труд является основным, историческипервичным видом человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. П равоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

    Таким образом, понятие «труд» имеет определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.

    Цель работы: изучение и обобщение вопросов на тему трудовой деятельности. Для чего необходимо: рассмотреть основные понятия по теме; охарактеризовать труд как вид человеческой деятельности; выявить особенности труда современного человека и обозначить проблемы гуманизации труда.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

    1. Трудовая деятельность человека

    Из курса истории мы знаем, какую роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности?

    1.1 Специфика трудовой деятельности

    Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

    Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат (рис.1).

    Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества (рис.2).

    Рисунок 2 - Характеристика деятельности

    Основные формы деятельности : игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд.

    Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

    1. 2 Материальное производство

    Трудовая деятельность людей, как процесс материального производства - представляет собой одну из форм человеческой деятельности, направленной на преобразование природного мира и создание материальных благ. Это необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги, так невозможно представить жизнь, к примеру, без транспортных или бытовых услуг. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся. 10 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.186.

    Когда говорят «материальное производство», то имеют в виду, что существует и нематериальное (духовное) производство . В первом случае - это производство вещей , например, произведены телевизоры, приборы или бумага. Во втором - это производство идей (точнее, духовных ценностей). - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл нечто новое в окружающем мире. Различие между ними - в создаваемом п родукте.

    Результат материального производства- разнообразные предметы и услуги. Но это не означает, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. В современном производстве роль знаний, квалификации существенно возрастает.

    В готовом виде природа дает нам лишь очень немногое, без труда нельзя собрать даже дикорастующие плоды и ягоды; без значительных усилий невозможно взять у природы уголь, нефть, газ, древесину. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых материальных условий для своего существования . Там же.- С.186.

    Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить; средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей .

    1. 3 Труд как вид человеческой деятельности

    Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.

    Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной , когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, в созидании материальных и духовных благ.

    К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.

    Труд - основная форма жизнедеятельности общества и этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (Приложение 1).

    В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.

    Для трудовой деятельности характерно:

    Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; целенаправленность процессов труда.

    Подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий.

    Общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности.

    Направленность труда на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

    Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

    Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства: различные технические устройства, необходимые для производства; энергетические и транспортные линии; другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда . В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда , т.е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями . Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. Она определяется величиной времени, затраченного на единицу продукции.

    Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы (рис. 3): Там же. - С.18.

    1) сознательно поставленные цели -- производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

    2) предметы труда -- те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

    3) средства и орудия труда -- все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

    4) используемые технологии -- приемы и способы, применяемые в процессе производства.

    Рисунок 3 - Структура трудовой деятельности

    Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - С.20.

    1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;

    2) эффективность труда -- соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов -- с другой;

    3) уровень разделения труда -- распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

    В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые расчленяются на трудовые приемы, действия и движения. В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладки) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда . В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда.

    Рисунок 4 - Содержание индивидуального труда

    В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - С.110.

    1) энергетическую , когда работник приводит в движение средства труда;

    2) технологическую - наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;

    3) управленческую , связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями

    Главный фактор, обусловливающий изменение трудовых функций - научно-технический прогресс.

    1.4 Роль труда в развитии общества

    Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

    Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 5.

    Рисунок 5 - Схематическая роль труда в развитии человека и общества

    Однако данные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

    Каким должен быть работник, соответствующий характеру современного производства? Этот вопрос рассмотрим в следующей главе.

    2. Современный работник

    Разделение труда и его усложнение ведет к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (например, токарь, водитель, зоотехник, врач, учитель и др.).

    Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

    1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );

    2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации );

    3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины ).

    Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом . Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе. Профессионализм -- это результат обучения и опыта работы.

    Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Квалификация работника подтверждается документом о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше заработать, должен приложить усилия для получения более высокой квалификации. Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу.

    Для характеристики трудовой деятельности недостаточно представления о квалификации. Очень важным является и понятие дисциплины .

    Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина . Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т.е. получение продукта с заданными качественными показателями. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной . Когда предприятия связаны между собой договором, определяющим, например, поставки сырья, полуфабрикатов, деталей, узлов для производства готового продукта, строгое следование условиям договора называют договорной дисциплиной . Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в отлаженной производственной деятельности многих людей. Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью . Но исполнительность невозможна без инициативы . Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен в конкретных условиях найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника , способность к самостоятельному решению творческих задач.

    Культура труда проявляется в его научной организации. Научно-технический прогресс радикально меняет положение человека в системе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Еще раньше человек передал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую. Теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение опосредованных видов труда, связанных с выполнением контрольно-управленческих и логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных решений.

    Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его составных элементов. В соответствии с ними обособляются трудовые функции, происходит технологическая специализация .

    Общение участников трудового процесса позволяет им координировать свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерство. В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образующее различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т. п. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного производства, в специализации предприятий разного профиля.

    Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.

    Существенно меняетсясоотношение между физическим и умственным трудом, физическими и интеллектуальными способностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе труда преимущественно физические способности, то создание машин, выполняющих логические операции, математические расчеты и т.д., выдвигает на первый план такие человеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т.п.

    Научно-техническая революция во всем мире влечет за собой усиление умственных функций труда, при этом возрастает творческое начало -- способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Новейшие техника и технология стимулируют развитие способностей человека и в то же время предъявляют высокие требования к личности работника. Так, следствием ошибка оператора на АЭС может обернуться тягчайшими последствиями, т.к. здесь усиливаются эмоциональное напряжение, психические нагрузки, возрастает чувство ответственности, самодисциплины, самоконтроля.

    Рост информационного компонента в трудовой деятельности происходит и в связи с возросшими темпами старения информации в различных сферах человеческой деятельности. Отсюда - требование к работнику быть способным непрерывно в течение своей трудовой жизни обновлять и пополнять свои знания.

    Таким образом, наряду с преобразованием технического фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора . Появляются новые квалификационные требования к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием. Среди них:

    Способность к абстрактному мышлению и умение свободно пользоваться языком информатики;

    Умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации;

    Знание некоторых общеобразовательных дисциплин (математики, физики, программирования) в объеме, превышающем уровень средней школы.

    В данной главе мы говорили о том, какой работник нужен производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, исполнительности, инициативы и т. д.

    В следующей главе мы узнаем: насколько трудовая деятельность соответствует природе человека, как способствует (или препятствует) развитию в нем подлинно человеческих качеств.

    3 . Проблемы гуманизации труда

    С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. Однако если ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личного мастерства, как бы представляла его личные качества, работник индустриального труда наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, свойственными развитию человеческой жизни. Т.е. в процессе индустриального развития человек превратился в придаток машины - произошло превращение человека в «фактор производства». Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией труда .

    Наиболее полно дегуманизация труда, проявилась в его организации по системе американского инженера Ф.У.Тейлора (1856-1915). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.

    Система Тейлора характеризовалась исключением рабочих из подготовки и контроля трудового процесса; определением сверху рабочего ритма, норм и перерывов; исключением рабочих из творческих ролей и ограничением их деятельности исполнением. Сам Тейлор писал: «...Развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего...» «Труд каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие с его стороны использованию в работе» «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».Тейлор Ф.У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления / Под ред. А.Н.Щербаня. - М.: Просвещение, 1965. - С.217.

    Хотя система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в., однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?

    Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.

    Большое значение имеют условия труда . В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Выделяются следующие группы элементов условий труда :

    1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т.п.).

    2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т.п.).

    3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).

    4. Эстетические элементы (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера и т.п.). Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. ак. РАН Г. В.Осипова. - М.: Наука, 1998. - С.843.

    Потенциально опасными являются факторы :

    Физические, такие как шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения;

    Химические - газы, пары, аэрозоли;

    Биологические, это могут быть вирусы, бактерии, грибки.

    Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью крупных аварий, серьезных травм, тяжелых профессиональных заболеваний, и даже гибелью людей.

    «очеловечивания » - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника. Прежде всего, необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим.

    Особое значение имеет и культура труда . Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

    Таким образом, гуманизация зависит от объективности труда в процессе трудовой деятельности, условий труда и отношений к человеку.

    Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; - М.: Просвещение, 2008. - С. 190-191.

    Заключение

    Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. В структуре трудовой деятельности выделяют:

    1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

    2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

    3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

    4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

    Для характеристики трудовой деятельности используют параметры:

    1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;

    2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

    3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

    О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям , которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Содержание труда зависит от особенностей того или иного вида труда. Изменение состава необходимых операций и соотношения трудовых функций означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс.

    Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности зависит от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда Характер труда это отношения между участниками трудового процесса, влияющие на отношение работников к труду и на его производительность:

    1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );

    2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования (требование квалификации );

    3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств (требования дисциплины ).

    Труд - основной источник развития человека , его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности.

    Свойства человеческого фактора в современном мире меняются под влиянием значительных сдвигов в жизни общества , а также по мере его собственного развития (роста образования, общей культуры, качества жизни ). Совершенствование личности труженика - процесс системный. Наиболее ярко эта проявляется в связи с переходом к новому информационно-компьютерному технологическому способу производства. От него требуется, не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и высокий морально-нравственный уровень. Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности человека и усилением значимости самоконтроля и самодисциплины работающего человека.

    Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Гуманизация труда означает процесс его «очеловечивания» - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника.

    Таким образом, труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

    Список использ уем ой литературы

    2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

    3. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2003. - 270 с.

    4. Дикарева А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - 304 с.

    5. Клименко А.В. Обществознание: Учебник / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - 199 с.

    Приложение

    Принципиальная схема социальной сущности труда