Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Важность выбора профессии жизни человека. Обществоведческое эссе: Важность выбора профессии. Протокол проведения исследования

    Важность выбора профессии жизни человека. Обществоведческое эссе: Важность выбора профессии. Протокол проведения исследования

    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


    по введению в профессию


    на тему «Роль профессии в жизни человека»


    Москва, 2010г.


    Введение


    Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

    Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

    Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

    Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.


    Роль выбора профессии


    Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

    Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

    Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

    ·Советы друзей (25% учащихся)

    ·Советы родителей (17% учащихся)

    ·Влияние СМИ (10% учащихся)

    ·Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

    ·Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

    По большей части успешны в выборе учащиеся, мотивирующие выбор интересом. Они же и более успешны в выбранном ими обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

    Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

    Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

    В профориентацию входят несколько пунктов это:

    ·Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными и актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения. По большей части они формируются учащимся из самостоятельного анализа своих физико-психологических и социально-экономических потребностей и возможностей.

    ·Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

    ·Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, ответственности, развитие способностей и склонностей.

    ·Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Обычно проводится в виде беседы с психологом. Но может происходить и в виде поступления дополнительной информации по профессиям или в виде советов более взрослых и опытных людей (родителей или преподавателей).

    В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

    Вообще выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап - получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.).

    Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.). На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

    Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.

    Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

    .Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

    .Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

    .Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

    .Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

    .Способности и таланты.

    .Потребность в общественном признании.

    .Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

    .Склонности. Это уровень психической готовности субъекта к серьезному выбору, его уровень личных притязаний.

    выбор профессия

    Роль профессии в жизни


    Рассматривать профессию можно с разных углов, но ее влияние на нашу жизнь даже в период ее выбора не вызывает никаких сомнений. Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-эмоционального состояния (характера психических переживаний). Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция). Это всем известная схема, выявленная бихевиористами. Но ее обратное воздействие также возможно. Например, просто улыбка может вызвать радость, а сидение в неудобной позе раздражение и злость. Действие определяет наше состояние как физиологическое, так и эмоциональное. А профессиональная деятельность это может быть многократное повторение одного и того же действия, вызывающего различные реакции, соответственно такое влияние профессии на состояние человека легко проследить.

    Ее деформационная роль огромна. Профессия это длящиеся занятие человека и набор определенных действий, выполняющихся из дня в день. Если же всякое действие влияет на поведение, физическое и эмоциональное состояние исполнителя, то такая схема в первую очередь относится именно к профессиональному действию как многократно повторяющемуся.

    Существуют различные формы влияния профессии на человека, например:

    .Физико-соматическое. Это явление состоит в том, что в ряде профессий человек должен обладать определенным набором антропологических признаков. Например, слабый и больной никогда не сможет стать спортсменом, а глухой - музыкантом, калека военным и т.д. Такое обстоятельство ведет к жесткому подбору людей в профессию, и соответственное удержание и развитие этих соматических признаков в профессиональной деятельности. Специфический, с соматической точки зрения, состав ряда профессиональных групп вызван, прежде всего, отбором, который "механически" производит профессия. Следствием этого является специфические соматические признаки людей различного рода профессий.

    Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа заставляет человеческий организм приспосабливаться к ней. Это может вести к большему развитию нужных органов и некоторому «атрофированию» ненужных в этой профессии органов. Соответственно это ведет к деформации организма профессионала. О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии.

    .Следующей категорией явлений, вызванных профессиональной деятельностью, служит изменение внешних рефлексов и внешнего облика человека. Примерами могут служить «манера держаться» людей различных профессий. Например, выправка военного или качающаяся походка моряка, плавные движения балерины и т.д. То же и в других профессиях. Особенно заметно такие профессиональные специфики проскальзывают в речи и манере говорить. Мало говорить просто о профессионализмах, прививающихся к ее членам и бессознательно применяющихся ими в нужных и ненужных случаях. Это способы выговаривания слов, например как военный выговаривает «так точно», «будет сделано» и прочее, или как это же самое может выговаривать официант. По речи человека легко определить является он представителем «мускульной» профессии или «интеллектуальной». По терминологии очень нетрудно определить профессию человека.

    И конечно, профессия заметно действует на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде. Многие профессии, особенно при исполнении профессиональных обязанностей "облачают" человека в свою одежду (белый халат врача, оранжевая жилетка работника ЖКХ и т.д.). В таких фактах (а их тысячи) штамп профессии назойливо сам бросается в глаза и говорит яснее всяких слов.

    Но не только одежда, но даже просто внешний вид или детали внешнего вида показывают нам принадлежность в профессии. Например, излишний слой макияжа у девиц легкого поведения, или бритая макушка у представителей католического духовенства, борода и длинные волосы у священников и т.д.

    Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

    .Психическое. Профессия оставляет неизгладимый след и в психологии человека. Как и при физическом профессиональном отборе, психологический отбор проходит в профессии механически. Ряд профессий требует для удовлетворительного выполнения определенных психических свойств от своих членов. Например, впечатлительный человек вряд ли сможет стать хорошим патологоанатомом, а честный - чиновником, гемофилик - хирургом и т.д.

    Так же сюда можно отнести и некоторые другие психологические особенности профессий. В некоторых профессиях надо проходить психологическую «цензуру». То есть должен быть определенный набор психический свойств. Например, капитан судна должен быть храбрым, умным, сообразительным и т.д. иначе он не сможет стать профессионалам своего дела. Такие барьеры, мешающие проникновению в профессию, в виде экзаменов, стажа, имущественного ценза, производства тех или иных работ (напр., диссертации, пробной работы и т.п.) существуют в большинстве профессий. При этом легко сообразить, что в определенную профессиональную группу попадают люди с определенными базовыми наборами психических свойств. Соответственно, как и при физическом отборе, эти психологические свойства в профессиональной деятельности закрепляются и дополняются.

    Особенно интересными с точки зрения профессиональной психической деформации являются случаи последнего рода, похожие на принуждение расти дерево в сторону, противоположную его естественной тенденции. По данным исследователей в своем большинстве профессиональными убийцами, палачами или проститутками становятся вполне нормальные люди. Свои первые «проступки» они делают под влиянием определенных жизненных обстоятельств и потом долго мучаются и страдают угрызениями совести. Но за первым разом наступает второй, третий и так далее и со временем люди приспосабливаются, деформируются под свою профессию, уже не испытывают подобного став профессионалами. Старые убеждения, отвращение, муки совести будут "смыты" профессией и могут даже замениться противоположными.

    Так же интересна деформация внимания. Например, врач при встрече может в первую очередь замечать симптомы болезни, а психолог попытается определить, например, темперамент; историк в экскурсии по городу в первую очередь посетит исторические места памятники, а художественный критик картинные галереи; художник, выглянув из окна, в первую очередь опишет краски и тона окружающего, а, например, архитектор выделит стиль и форму виднеющегося здания. Словом один и тот же внешний объект воспринимается различными профессионалами разно, привлекает их внимание на те свои стороны, которые имеют отношение к профессии человека.

    Раз профессия оказывает столь громадное влияние на поведение людей, то отсюда следует, что она имеет громадное значение в обусловливании хода социальных процессов, ибо социальные процессы в конечном счете складываются из поступков людей; следовательно, все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и "факторами" социальных процессов.



    Из данной работы видно как многому человек обязан своей профессии не только с точки зрения материальных благ, но и с точки зрения становления его как части общества и как личности.


    Заключение


    Роль профессии в жизни человека легко оценить как одну из важнейших. Профессия каждого человека деформирует его душу и тело по своему образу и подобию. От характера профессии человека в значительной мере зависит характер его идеологии, его духовного багажа, его этики, его симпатий и антипатий, вкусов и привычек, и всего мировоззрения. Мало того профессия может стать главным наполнением жизни человека. Столько людей вокруг нас посвящают всю свою жизнь профессии, двигая прогресс или помогая людям. Поистине, каждый человек штампуется и шлифуется своей профессией, при этом оставаясь неповторимой единицей человеческого общества.


    Список литературы


    Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Профессиональная жизнь человека

    Профессия (лат. professio -- официально указанное занятие, специальность, от profiteer -- объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, -- металлург, горняк, строитель и т.д. -- выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая -- машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика.

    Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии - не исключение. На него также влияет множество факторов, которые представлены на рис. 9.

    Рис. 9.

    · «хочу» это фактор, который показывает чего человек желает, его притязания;

    · «могу» это фактор возможностей человека, который отражает действия и процессы, которые под силу выполнить данному человеку;

    · «надо»- фактор, показывающий что человеку необходимо для осуществления данной конкретной задачи.

    Главная задача выбирающего при этом - тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

    Неотъемлемой частью профессиональной жизни человека является профессиональное самоопределения. Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

    Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончании школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

    После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

    По мере освоения профессии личность все больше «погружается» в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работников способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие стадии, представленные в табл. 1:

    Таблица 1 Стадии профессионального становления

    Название стадии

    Описание

    Формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально- психологических особенностей.

    Профессиональная подготовка

    Формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач.

    Профессиональная адаптация

    Вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.

    Первичная и вторичная профессионализация

    Формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности.

    Профессиональное мастерство

    Полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития.

    ВЫБОР ПРОФЕССИИ
    Статьи о профориентации для подростков и взрослых

    В этом разделе мы собрали статьи о профориентации. Они помогут вам узнать, как построить свой план профессионального самоопределения, какие тесты на профессию лучше пройти и как в итоге сделать осознанный выбор профессии в любом возрасте.
    – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессия принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным.


    Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

    Что такое профориентация?
    Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

    Золотые правила выбора профессии:
    ✔ На выбор профессии требуется время .
    Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
    ✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

    Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

      ① Узнать себя . На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
      ② Узнать о профессиях и образовании . На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
      ③ Попробовать себя в профессии . После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю "кухню" и примерить профессию на себя.

    Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

    Ниже представлены статьи по данной теме.

      Сегодня простыми словами расскажем о том, что такое психодиагностика и психометрия, какая она бывает для детей и взрослых, чем отличается психодиагностика в области профориентации.

      Мы как специалисты по профориентации считаем, что каждому подростку стоит пробовать себя в профессиях. Это помогает понять, что такое работа и чем она отличается от учебы. Вот несколько проверенных идей для старта.

      В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как "hard skills" и "soft skills". В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать.

      В нашей статье мы поговорим о принципах яркой презентации. Чем можно зацепить слушателя? И как переключить его внимание с сотового телефона на вашу речь? Если вам скоро выступать на научной конференции, мастер-классе, лекции, презентации проекта или делать доклад в школе...

      Екатерина Лукьянова из тех, кто далеко не сразу нашел себя в профессии. В беседе она рассказывает, как переметнулась из технической специальности в гуманитарную, как по-разному выбирают профессию близнецы и чем помогает быстрое принятие решений.

      Продолжаем нашу рубрику о тех, кто помогает подросткам и взрослым выбирать путь, - о наших профконсультантах. Марина Лебедева делится своей историей - о выборе профессии и образования, о Юрии Дуде и Rammstein, и о том, когда у психолога случаются кризисы.

      Дело жизни, призвание, предназначение - это просто хорошая работа? Или что-то другое? Что мы ищем, когда ищем призвание? В этой статье вы найдете инструменты для поиска себя.

      Современный рынок труда невозможно представить без фрилансеров - свободных специалистов, которые работают не по найму в организации, а привлекаются на короткий срок для выполнения определенных работ.

      В рубрике "Истории наших" рассказываем о том, какие разные люди работают в профориентации. Аня Клинкова, психолог-профконсультант, делится своей историей любви - к профессии психолога, способами познания себя и вдохновляющими советами для поиска своей профессии.

      Когда начинать профориентацию? Кто должен ей заниматься? Почему даже в 10-11 классе подросток не хочет думать о выборе будущей профессии? Проблемы современной профориентации обсудили представители органов власти и эксперты на заседании дискуссионного клуба "Мел" и РАНХиГС.

      Продолжаем рубрику "Истории наших". Кирилл Кузнецов - обладатель редкой, по российским меркам, должности: руководитель отдела профориентации. Рассказывает о том, как это быть психологом-менеджером, а также о театре, Достоевском и Монеточке.

      Предлагаем вашему вниманию научную статью руководителя сектора нейропсихологии Никиты Хохлова. В статье приводятся результаты построения нейропсихологических профилей 24 групп профессий. Эти профили отражают востребованность 14 основных нейропсихологических характеристик для успеха в соответствующих профессиях.

      Профориентация для детей и взрослых. Грамотный подход к выбору карьеры. Какие тесты работают, а какие нет? Как выбрать профессию, если ничто не интересно? Куда пойти, чтобы и через 15 лет быть востребованным специалистом?

      Вы, наверняка, слышали словосочетание "выход из зоны комфорта". Это модное понятие популярно у бизнес-тренеров, которые стремятся замотивировать аудиторию на активный поиск себя и личностный рост.

      Яркие будни и мысли наших психологов-профконсультантов. Кто они? Как пришли в профессию? И что могут посоветовать тем, кто ищет себя? Женя Орлова - о волшебниках, шуруповерте, негативных отзывах и выборе профессии.

      Пришло письмо от подростка, который озадачен выбором своего профессионального будущего. Письмо комментируют Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования ЦТР "Гуманитарные технологии", и Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.

      Однажды на Профлекторий к нам пришел человек, который вместе с сыном был в нашем Центре еще в далеком 1996-м году. Предлагаем вашему вниманию истории людей, которые прошли нашу профориентацию более 22 лет назад.

      Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

    • Пред.
    • След.
    Показать еще

    (в помощь выбирающему профессию)

    Значение правильного выбора профессии

    Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

    Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

    Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

    Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

    Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

    У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

    Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

    ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

    Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

    Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

    Пользуйтесь информацией профессионалов.

    Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

    С этой целью:

    • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
    • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
    • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
    • читайте специализированные книги и журналы;
    • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
    • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
    • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
    • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
    • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
    • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

    Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

    Принцип сознательности

    Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

    • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
    • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
    • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
    • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

    Принцип соответствия

    Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

    Принцип активности /b>

    Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

    • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
    • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
    • встречи со специалистами;
    • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

    Принцип развития

    Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

    Ошибки и затруднения при выборе профессии

    1. Незнание правил выбора профессии:

    • выбор профессии за компанию;
    • перенос отношения к человеку на саму профессию;
    • отождествление учебного предмета с профессией;
    • ориентация на профессии высокой квалификации;
    • неумение определить путь получения профессии.

    2. Незнание самого себя:

    • незнание или недооценка своих физических особенностей;
    • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
    • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

    3. Незнание мира профессий:

    • увлечение только внешней стороной профессии;
    • предубеждение в отношении престижности профессии;
    • незнание требований профессии к человеку;
    • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

    Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

    • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
    • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
    • Какие учебные предметы у вас любимые?
    • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
    • О какой работе вы мечтаете?
    • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
    • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
    • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
    • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
    • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
    • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
    • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
    • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

    Помните!

    Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

    Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

    Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

    Личный профессиональный план учащегося


    Характеристика профессионального плана

    • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
    • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
    • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
    • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
    • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
    • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
    • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

    Этапы формирования профессионального плана

    Составляя личный профессиональный план, необходимо:

    • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
    • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
    • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
    • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
    • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
    • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
    • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
    • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

    Профессиональная пригодность

    Различают следующие степени профессиональной пригодности.

    1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

    2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

    3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

    4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

    Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

    Что нужно знать при выборе учебного заведения

    Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

    Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

    • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
    • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
    • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
    • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
    • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
    • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
    • Какова продолжительность обучения?
    • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
    • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
    • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
    • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

    Предварительный просмотр:

    Родительская Академия «Помоги себе сам»

    «Профессия – важный выбор в жизни девятиклассника»

    Повестка

    1. Петрученко Т.В. Директор МБОУ «СОШ» №13 Вступительное слово.
    2. Климова Л.А. Заместитель директора по предпрофильной подготовке. «Введение профильного обучения в МОСШ №13».
    3. Стрелкова И.В. Педагог-психолог «Как помочь ребёнку выбрать профессию»
    4. Иванова А.А. Ведущий специалист Службы занятости «Актуальные и востребованные профессии на рынке труда г. Нижневартовска.»
    5. Хохлова Е.В. Директор учебно-консультативного центра «Образование и карьера» Перспективные профессии и современная социальная ситуация».

    Выступление педагога-психолога Стрелковой И.В.

    «Как помочь ребёнку выбрать профессию»

    Цель:

    Помочь родителям учащихся в выборе будущей профессии и профиля обучения своих детей.

    Задачи

    • Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
    • Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
    • Показать, какие профессии являются перспективными в современном

    Российском обществе.

    Предварительная подготовка

    С учащимися проводится предварительное анкетирование

    Анкета

    1.Выбрал ли ты профессию? Если «да», то какую? (если нет, переходи к вопросу № 5)

    2. Почему выбрана именно эта профессия?

    А) возможность трудоустройства Б) престижно В) высокая зарплата Г) мне это интересно

    3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

    А) предмет, содержание, условие труда Б) профессионально важные качества В) где можно получить эту профессию

    Г) спрос на эту профессию Д) медицинские противопоказания

    4. Что повлияло на твой выбор?

    А) самостоятельно принял(а) решение Б) посоветовали родители В) посоветовали друзья

    Г) влияние оказали занятия с профконсультантом Д) другое (укажите что)

    5. Если не выбрал(а), то почему?

    А) плохо знаю мир профессий Б) плохо знаю свои возможности В) не могу выбрать из нескольких вариантов

    Г) не знаю, как выбрать профессию

    6. Какой предмет труда тебя привлекает?

    А) человек Б) информация В) финансы Г) техника Д) искусство Е) животные и растения

    Ж) продукты и изделия З) природные ресурсы

    7. Какой вид деятельности тебя привлекает?

    А) управление Б) обслуживание В) образование Г) производство Д) конструирование Е) исследование Ж) защита З) контроль

    8. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии,

    это - ... ……………………………………………………………………………..

    9. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?

    Ход собрания

    Каждому человеку – свое дело,

    И каждому делу – свое время

    Эзоп

    Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи доказали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

    Анализ результатов анкеты

    Большинство ребят 51% не выбрал до сих пор профессию. 49% опрошенных ребят ответили, что профессию выбрали. Среди часто встречающихся профессия врача (там были названы различные специализации хирург, аллерголог и т.д.)

    Почему выбрана та или иная профессия? Варианты ответов выглядят следующим образом. Мне это интересно – 56%, престижно- 25%, высокая зарплата – 16%, при этом меньше всего ребят интересуют вопросы трудоустройства

    Что повлияло на твой выбор? 54% опрошенных ответили, что они самостоятельно приняли решение, 38% - посоветовали родители, 8% - посоветовали друзья

    Не определившиеся с профессией ребята называют следующие причины: не могу выбрать из нескольких вариантов – 46%, плохо знаю свои возможности – 27%, не знаю как выбрать профессию – 19%

    Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация»

    Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

    • Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
    • Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.

    Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

    Анализ результатов методики «Престижные профессии»

    На сегодняшний день ребята называют следующие профессии престижными: экономисты, программисты, менеджеры, юристы, врачи, психологи

    Позиции родителей, старших членов семьи

    Ребенок живет в семье. Взрослые несут ответственность за жизнь ребенка, и их отношение к его профессиональному выбору имеет огромное значение. Условно можно обозначить следующие позиции взрослых:

    1. Позиция невмешательства. Предоставляя детям свободу выбора, взрослые, фактически, отказываются помочь в выборе профессии, оставляя детей в ситуации неопределенности.
    2. Позиция активного вмешательства предполагает «напористые» действия со стороны родителей в решении задачи выбора профессии. Родители так «организуют» выбор своего ребенка, что он, практически, лишен возможности, выбрать самостоятельно.
    3. Позиция противоречия. Как правило, родители демонстрируют эту позицию, когда на своем опыте знакомы с профессией, которой интересуется ребенок. Отсюда, готовы согласиться с каким угодно профессиональным выбором, лишь бы не с пройденным ими. Иногда, родители могут навязывать выбор, не зная особенностей той или иной профессиональной деятельности. Часто родители озабочены вопросами престижа, хорошей оплаты будущей профессии, ориентируясь на современное состояние рынка труда, а каким оно будет через 5-7 лет спорят даже специалисты... Это свидетельствует о неразвитой культуре отношений родителей к проблеме профессионального самоопределения детей.
    4. Позиция сотрудничества (наиболее результативная). Это такая позиция родителей, других старших членов семьи, когда они создают условия для организации активного, самостоятельного поиска детьми обоснованного ответа на вопрос «Кем быть?», а именно: «С кем быть?» (т.е. с какой профессиональной общностью людей), «Каким быть?» «Где дальше учиться?» «Что ты сможешь дать обществу, семье?»; т.е. обсуждаю с детьми их профессиональные планы, предлагают, а не указывают, практически приобщают к труду с последующим анализом «сильных» и «слабых» сторон личности ребенка в сравнении с требованиями обсуждаемых профессий и с семейными традициями.

    Заключительное слово

    Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

    При выборе профессии обращайте внимание на информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях

    Психолог обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

    Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

    Уважаемые папы и мамы!

    Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

    1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
    2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
    3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
    4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
    5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
    6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
    7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
    8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
    9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы занятия в кружках и т. д.
    10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

    В свою очередь хочется сказать, что в нашей школе тоже ведется работа по профориентации учащихся в рамках элективных курсов, психодиагностических мероприятий. Обращаются ребята и в частном консультативном порядке. Поэтому если возникает такая необходимость, а судя по ответам ребят такая необходимость есть вы можете прибегнуть к помощи и представленных сегодня центров и школы.

    Стрелкова Инна г. Нижневартовск

    Владимировна МБОУ «СОШ» №13