Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация на тему "Обмен веществ" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Презентация по биологии на тему "обмен веществ и энергии в клетке" Обмен веществ и энергии человека

    Презентация на тему

    Процесс обмена веществ

    Это комплекс химических реакций живых организмов, протекающих в определенном порядке.

    Обмен веществ – постоянный процесс живой клетки.

    Выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов писал: «Организм не может существовать без окружающей среды, дающей ему энергию».



    Катаболизм (реакция расщепления) - это процесс расщепления органических веществ, богатых энергией.

    Анаболизм (реакция синтеза) – это синтез различных макромолекул, с использованием энергии простых веществ, образованных при реакции катаболизма, а именно аминокислот, моносахаридов, жирных кислот, азотистых оснований и АТФ с НАДФ∙Н


    Схема обмена веществ в клетке

    Макромолекулы клетки: белки, полисахариды, липиды, нуклеиновые кислоты

    Питательные вещества – источники энергии: углеводы, жиры, белки

    Химическая энергия: АТФ, НАДФ

    Анаболизм

    Катаболизм

    Новые молекулы: аминокислоты, сахар, жирные кислоты, азотистые основания

    Энергетически бедные вещества распада: CO 2 , H 2 O, NH 2


    Энергетический обмен клетки, или дыхание организма.

    Синтез АТФ. Дыхание и горение .

    При соединении веществ с кислородом идет процесс окисления , при расщеплении – процесс восстановления . Такие реакции живых организмов называют биологическим окислением.


    АТФ. Дыхание и горение.

    Если горение органических веществ при участии кислорода происходит в природе, то процесс дыхания живых организмов осуществляется в митохондриях . Энергия процесса горения выделяется в виде тепла . Энергия, образованная при дыхании, используется на поддержание жизнедеятельности и сохранение активности организма.


    Дыхание можно описать так:

    C 6 H 12 O 6 +6O 2 → 6CO 2 +6H 2 O+2881 кДж/моль


    Процесс гликолиза

    Процесс расщепления глюкозы с помощью ферментов, сопровождающейся выделением части накопленной в молекуле глюкозы энергии, называется гликолизом.

    Процесс расщепления глюкозы делится на три этапа:

    • Гликолиз
    • Преобразование лимонной кислоты
    • Цепь переноса электронов

    Гликолиз, состоит из трех этапов: подготовительного, бескислородного, кислородного.


    Подготовительный этап гликолиза

    Здесь органические вещества, богатые энергией, под воздействием специальных ферментов расщепляются до простых веществ. Например, происходит расщепление полисахаридов до моносахаридов, жиров – до жирных кислот и глицерина, нуклеиновых кислот –до нуклеотидов, белков –до аминокислот.


    Бескислородный этап гликолиза .

    Состоит из 13 последовательных реакций, протекающих под воздействием ферментов. Исходный продукт реакции – 1моль C6H12O6 (глюкоза), в итоге реакции образуются 2 моля C 3 H 6 O 3 (молочной кислоты) и 2 моля АТФ. В данной реакции кислород вообще не участвует, поэтому этот этап и называется бескислородным . Обратите внимание на уравнение реакции:

    C6H12O6+2H3PO4+2 АДФ → 2C3H6O3+2 АТФ +2H2O

    В результате реакции образуется 200 кДж энергии, из них 40%, или 80кДж, запасается в двух молекулах АТФ, 120 кДж энергии, или 60%, сохраняется в клетке.


    Кислородный этап гликолиза

    Данная реакция от бескислородного расщепления отличается участием кислорода и полным расщеплением глюкозы с образованием конечных продуктов CO2 и H2O . В качестве начального продукта реакции участвуют 2 моля C3H6O3 (молочная кислота); в итоге синтезируются 36 молей АТФ.

    2C3H6O3+6O2+36H3PO4+36 АДФ → 6CO2+36 АТФ +42H2O

    Значит, основной источник энергии образуется в процессе кислородного этапа гликолиза (2600кДж)


    Из 2600 кДж энергии, полученной в результате аэробного процесса гликолиза, на химические связи АТФ используется 1440 кДЖ, или 54%.

    Суммарное уравнение реакции бескислородного и кислородного расщепления глюкозы выглядит так:

    C6H12O6+6O2+38H3PO4+38 АДФ → 6CO3+38 АТФ +44H2O

    Образованная в процессе бескислородного и кислородного расщепления энергия 80 кДж+1440кДж=1520кДж, или55%, сохраняется в виде потенциальной энергии, используется на жизненные процессы клетки, а 45% используется в виде энергии тепла.


    • Энергия выделяется в процессе горения и дыхания. Реакция сгорания протекает в природе, а реакция дыхания – в митохондриях клетки.
    • Энергия, используемая на жизненные процессы клетки, запасается в виде АТФ.
    • Молекула АТФ синтезируется при кислородном и бескислородном расщеплении глюкозы.
    • Энергия, образованная в процессе гликолиза, сохраняется на 55% в виде потенциальной энергии, а 45% переходит в энергию тепла.



    Фотосинтез

    Фотосинтез протекает в хлоропластах растений. В них содержится пигмент хлорофилл , придающий зеленый цвет растениям. Пигмент хлорофилл, поглощая синие и красные лучи, отражается зеленым цветом и придает соответствующую окраску растениям.

    Фотосинтез имеет две фазы – световую и темновую . В световой фазе с помощью энергии солнечного света протекают реакции со ложным механизмом. К ним относятся: синтез АТФ, образование НАДФ∙Н, фотолиз воды


    Фотосинтез играет важную роль в превращении энергии солнца в виде АТФ в энергию химических связей, что можно увидеть на схеме:

    Фотосинтез

    Энергия солнца АТФ Органическое вещество

    Рост, развитие, движение и т.д.

    В процессе фотосинтеза растения сохраняют энергию солнца в виде органических соединений, при дыхании молекулы питательных веществ расщепляются, высвобождая энергию. Эти явления дают энергию, необходимую для синтеза АТФ.



    Темновая фаза фотосинтеза

    В темновой фазе фотосинтеза большое значение имеет СО2 (оксид углерода). Моносахариды, дисахариды и полисахариды синтезируются с использованием энергии АТФ, НАДФ∙Н. Поскольку при синтезе данных органических веществ световая энергия не используется данных органических веществ световая энергия не используется, этот процесс называется темновой фазой фотосинтеза.


    В темновой фазе в качестве начального продукта реакции участвует пятиуглеродный углевод (С 5). Образование трехуглеродного соединения (С 3) называют С 3 – циклом, или циклом Кальвина .

    За открытие данного цикла американский биохимик М.Кальвин был удостоен Нобелевской премии.


    В биосинтезе белка – сложном, многоступенчатом процессе – участвуют ДНК, иРНК, тРНК, рибосомы, АТФ и разнообразные ферменты.

    Система записи генетической информации в ДНК (иРНК) в виде определенной последовательности нуклеотидов называется генетическим кодом


    Транскрипция (буквально «переписывание») протекает как реакция матричного синтеза. На цепи ДНК, как на матрице, по принципу комплементарности синтезируется цепь иРНК, которая по своей нуклеотидной последовательности точно копирует (комплементарна) последовательность нуклеотидов матрицы – полинуклеотидной цепи ДНК, причем тимину в ДНК соответствует урацил в РНК.



    ТРАНСЛЯЦИЯ

    Следующий этап в биосинтезе белка – трансляция (лат. «передача») – это перевод последовательности нуклеотидов в молекуле иРНК в последовательность аминокислот в полипептидной цепочке.


    • Сохранение постоянства внутреннего состояния.
    • Одно из важнейших свойств организма.
    • Обмен веществ и энергии осуществляется на всех уровнях организма.





    Слайдов: 12 Слов: 634 Звуков: 0 Эффектов: 43

    Гипотеза: Мы считаем, что существует тесная взаимосвязь веществ и энергии с окружающей средой. Обмен веществ: определение и этапы обмена веществ. Преобразование веществ внутри организма представлены пластическим и энергетическим обменом. Пластический обмен называют анаболизмом (ассимиляцией). Энергетический обмен называют катаболизмом (диссимиляцией). Взаимосвязь энергетического и пластического обменов: Обмен вещества подтверждает закон сохранения массы вещества и энергии. Исследование а области физики. (Как происходит превращение энергии в организме?). Электрическая. Химическая. - Обмен веществ.ppt

    Процесс обмена веществ

    Слайдов: 18 Слов: 1035 Звуков: 0 Эффектов: 92

    Метаболизм – основа существования живых организмов. Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Сравнить анаболизм и катаболизм. Определить биологическое значение метаболизма. Основополагающий вопрос: Основные термины и понятия: Обмен веществ. Метаболизм. Анаболизм, ассимиляция. Биосинтез. Катаболизм, диссимиляция. Что такое метаболизм? Сущность метаболизма: Сущность метаболизма заключается в преобразовании веществ и энергии. Анаболизм. Катаболизм. Что такое анаболизм? Наиболее важный процесс анаболизма, имеющий планетарное значение, - фотосинтез. - Процесс обмена веществ.ppt

    Обмен веществ в организме

    Слайдов: 21 Слов: 424 Звуков: 0 Эффектов: 8

    Обмен веществ в организме. Рациональное питание. Режим питания. Потребность организма в питательных веществах. Биология. Учебные предметы. Физика. Технология. Математика. Откуда живые организмы берут энергию, необходимую для жизни? Какова перспектива украшения блюд? Сколько надо есть, чтобы жить? Как трансформируется энергия в живом организме? Обмен веществ. Энергетический совокупность ферментативных процессов расщепления сложных органических веществ в организме. Этапы обмена веществ: Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды. Использование организмом положительных компонентов данных преобразований. - Обмен веществ в организме.ppt

    Реакции обмена веществ

    Слайдов: 47 Слов: 3125 Звуков: 0 Эффектов: 101

    Обмен веществ. Обмен веществ и энергии. Часть поступивших веществ. Белковый обмен. Белки делят на две группы. Белки гидролизуются до аминокислот. Аммиак. Углеводный обмен. Альфа-клетки. Суточное потребление. Жировой обмен. Фосфолипиды. Жиры образуют миелиновые оболочки. Водно-солевой обмен. Вода. Состав аминокислот. Расщепление белков. Углеводы окисляются в пищеварительной системе. Витамины. Участники. Реакции обмена веществ. Реакции обмена веществ. Термин. Витамины входят в состав ферментов. Витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. Витамин С. Потребность в витамине С. - Реакции обмена веществ.ppt

    Вещество и энергия

    Слайдов: 44 Слов: 515 Звуков: 0 Эффектов: 105

    Обмен веществ и энергии. Чем живое отличается от неживого? Признаки живого организма. Питание Дыхание Рост Развитие Размножение Обмен веществ. Растения должны получать из окружающей среды: Вода. Минеральные соли. Углекислый газ. Кислород. Организм открытая система. Фотосинтез. Обмен веществ. Животные должны получать из окружающей среды. Белки. Жиры. Углеводы. Продукты жизнедеятельности. Обмен веществ-. Зачем животные едят? Чтобы быть сильными… Сила = энергия + мускулы. Какая связь существует между: Не нравилось старику, как ухала и вздыхала Сова. Как хорошо когда никто не мешает… - Вещество и энергия.pps

    Обмен веществ и энергии

    Слайдов: 11 Слов: 672 Звуков: 0 Эффектов: 27

    Обмен веществ и энергии у растений и животных. 1. Ответьте на вопросы: Назовите основные свойства живого организма? Что такое питание? Каково значение питания? Что такое дыхание? Каково значение дыхания? Что такое выделение? Каково значение выделения? 2. Найдите соответствие между органом и системой органов. Обмен веществ и энергии. У растений. Самостоятельная работа с учебником. Обмен веществ растений и животных. Растения Животные. Поступление веществ и энергии. Простые вещества + энергия солнца. Фотосинтез = органические вещества + кислород. Органические вещества. Расщепление? простые + энергия Синтез органических веществ (нужных организму). - Обмен веществ и энергии.ppt

    Обмен веществ и энергии в организме

    Слайдов: 34 Слов: 1629 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Обмен веществ и энергии. Обмен веществ. Словарь. Обмен веществ и энергии в организме. Реакции превращения молекулы АТФ. Пластический обмен. Биосинтез. Генетический код. Схема синтеза белка. Транскрипция. Трансляция. Рибосома. Т-РНК. Скорость передвижения рибосомы. Автотрофы. Обмен веществ и энергии в организме. Обмен веществ и энергии в организме. Организмы, которые синтезируют компоненты своих клеток. Фотосинтез. Хлоропласт. Хлорофилл. Обмен веществ и энергии в организме. Фазы фотосинтеза. Космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. Серобактерии. Клеточное дыхание. - Обмен веществ и энергии в организме.ppt

    Гормоны в обмене веществ

    Слайдов: 21 Слов: 654 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Роль гормонов в обмене веществ. Повторение. Распределите перечисленные железы по группам. Назовите биологически активные вещества. Цель урока. Гипофиз. Функции. Эпифиз. щитовидная железа положение в организме. Гормон тироксин. Паращитовидная железа. Тимус. Вилочковая железа. Надпочечники. Гормон кортизон. Поджелудочная железа. Гормон инсулин. Половые железы. Недостаток и избыток гормонов. Жалобы пациента. Итоги урока. - Гормоны в обмене веществ.pps

    Обмен веществ и энергии человека

    Слайдов: 67 Слов: 1766 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Обмен веществ и энергии. Содержание. Рассмотреть процессы обмена веществ и энергии в организме. Калория. Джоуль. 1 ньютон. КДж / ккал. Метод прямой калориметрии. Параметры, используемые в методе непрямой калориметрии. Калорический эквивалент кислорода. Основы рационального питания. Параметры обмена веществ, оцениваемые на практике. Основной обмен. Процессы мембранного транспорта. Рабочая прибавка. Поправочный коэффициент. Общие суточные энергозатраты. Группы населения, разделенные по коэффициенту физической активности. Коэффициент физической активности. Обмен веществ и энергии (метаболизм). - Обмен веществ и энергии человека.ppt

    Взаимосвязь обмена веществ и энергии

    Слайдов: 15 Слов: 498 Звуков: 0 Эффектов: 131

    Муниципальное общеобразовательное учреждение. Условие жизни. Совокупность процессов. Обмен веществ у растений. Превращение веществ в организме. Дыхание. Обмен веществ. Превращение веществ у животных. Получение белков. Обмен. Пищеварительная система. Интенсивность обмена веществ. Теплокровные животные. Растения. Домашнее задание. - Взаимосвязь обмена веществ и энергии.pptx

    Белки жиры углеводы

    Слайдов: 14 Слов: 111 Звуков: 0 Эффектов: 30

    Белки, жиры и углеводы. Проблемный вопрос. Для чего организму человека белки, жиры и углеводы, содержащиеся в пище? Исследование. Цель: Определить назначение органических веществ в организме человека. Задачи: Выяснить, что такое белки, жиры, углеводы. Определить оптимальное соотношение органических веществ в суточном рационе. "Удобство. Малые расходы. Освобожденье женских рук. Белки, жиры и углеводы Согласно правилам наук." (Д. Самойлов, "Полуфабрикаты"). Белки. Каждая клетка живого организма содержит белки. Мышцы, кожа, волосы, ногти человека состоят главным образом из белков. - Белки жиры углеводы.ppt

    Роль белков, жиров, углеводов

    Слайдов: 20 Слов: 1132 Звуков: 0 Эффектов: 14

    Обмен и роль белков, жиров, углеводов. Познакомить учащихся с обменом и ролью белков. Проблемный вопрос. Основные признаки живых организмов. Что такое дыхание. Метаболизм. Белки пищи. Липиды пищи. Как часто вы едите жареную пищу. Часто ли вы едите мясо. Яичница с ветчиной. Подсчет баллов. Пищеварительный канал. Белки. Роль белков в организме. Роль жиров в организме. Роль углеводов в организме. Какая роль белка в организме. Питательные вещества. Домашнее задание. - Роль белков, жиров, углеводов.ppt

    Обмен белков, жиров и углеводов

    Слайдов: 18 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 4

    Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен белков, жиров и углеводов. Антуан Франсуа де Фуркруа. Состав. Белковый обмен. Это интересно. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен белков, жиров и углеводов. Жиры. Жир в тканях. Обмен жиров. Трансизомеры. Углеводы. Обмен углеводов в организме. Основная роль углеводов. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен белков, жиров и углеводов. - Обмен белков, жиров и углеводов.pptx

    Ферменты

    Слайдов: 28 Слов: 748 Звуков: 0 Эффектов: 76

    Тема урока: Ферменты. Мунипальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5. Функции белков. Строительная Каталитическая, или ферментативная. Защитная. Двигательная. Транспортная. Регуляторная - гормоны Инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. Энергетическая(1г белка- 17,6 кДж). Вопросы: Каково происхождение слова «фермент» ? Кем впервые были открыты ферменты? Какими особенностями обладают ферменты? Свойства ферментов? Классификация ферментов. Каков принцип действия ферментов? Практическое значение ферментов. Исследование фермента - каталазы. Русский физиолог И.П.Павлов назвал ферменты «Носителями жизни». - Ферменты.ppt

    Ферменты клетки

    Слайдов: 12 Слов: 524 Звуков: 0 Эффектов: 63

    на тему: "Феременты". Оглавление. Общие положения. Первый фермент УРЕАЗА выделен американским биохимиком Д. Самнером в 1926 году. Ферменты. Субстрактов. Свойства ферментов. Строение ферментов. Пример двухкомпонентного Фермента - пероксадаза. Номенклатура ферментов. Сейчас используется новая номенклатура ферментов, принятая в 1961 году. Классификация ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Основные этапы цикла лимонной кислоты. - Ферменты клетки.ppt

    Ферменты человека

    Слайдов: 53 Слов: 654 Звуков: 0 Эффектов: 335

    Ферменты. Свертываемость крови. Строение клетки человека. Клетка эпителиальной ткани. Клетка животных. Сравнение клеток. Знакомство с ферментами. Субстрат. Работа фермента. Ферменты и свертываемость крови. Система свертывания крови. Ферменты и пищеварение. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение углеводов. Пищеварение белков. Пищеварение жиров. Биологические катализаторы. Пероксид водорода. Строение фермента. Присоединение субстрата к ферменту. Свойства фермента. Ферментативный катализ. Лабораторная работа «Белки». Гидрофильность или гидрофобность. Действие уксусной кислоты. - Ферменты человека.pptx

    Биологические ферменты

    Слайдов: 13 Слов: 1681 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Ферменты. История. Понятие о ферментах. Краткая история развития учения. Химическая природа ферментов. Основные свойства ферментов. Строение ферментов. Активный центр ферментов. Механизм действия ферментов. Мультимолекулярные ферментные системы. Применение ферментов. Проблемы медицинской энзимологии. Работу выполнили. - Биологические ферменты.ppt

    Ферменты и витамины

    Слайдов: 11 Слов: 823 Звуков: 0 Эффектов: 31

    Жиры биология

    Слайдов: 5 Слов: 273 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Проект «ЖИРЫ». Аннотация проекта. В гимназии имеется химическая лаборатория, в которой и проводился химический эксперимент. Кабинет рассчитан на 36 посадочных мест. Имеется ноутбук, мультимедийный проектор. Планирование проекта. Учебно-методические материалы. Критерии оценки Оценочный лист для заключительного мероприятия по проекту. - Жиры биология.pptx

    Жиры белки углеводы

    Слайдов: 22 Слов: 881 Звуков: 0 Эффектов: 20

    Почему надо питаться правильно. Проблема. Цель проекта. Узнать, почему необходимо правильно питаться и во время, чтобы не заболеть. Задача. Методы и способы. Питание играет огромную роль в нашей жизни. Что же такое рациональное питание? Результат. Обед: макароны с сыром 430Ккал. Ужин: картофельное пюре с сосиской 463 Ккал. Итого в день 1093 Ккал. Наше питание. От правильного питания будет зависить повышенность или пониженность нашего иммунитета. Такой путь ведет к накоплению в организме жиров. Белки называют еще носителями жизни. Поэтому необходимо обеспечивать сбалансированность аминокислотного состава поступающей в организм пищи. -

    Совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в организме человека и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обеспечивает пластические и энергетические потребности организма. Обмен веществ


    Это достигается за счет извлечения Q из поступающих в организм питательных веществ и преобразование её в формы макроэргических (АТФ и другие молекулы) и восстановленных (НАДФ – Н-никотин- амид-адениндинуклеотидфосфат) соединений. Их Q используется для синтеза белков, нуклеиновых кислот, липидов, а так же компонентов клеточных мембран и органелл клетки для выполнения механической, химической, осмотической и электрической работ, транспорта ионов.






    Обмен веществ Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм) Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм) Совокупность процессов биосинтеза органических веществ, компонентов клетки и других структур органов и тканей. Обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а так же непрерывный ресинтез макроэргов и накопление энергетических субстратов. накопление энергии совокупность процессов расщепления сложных молекул, компонентов клетки, органов, тканей до простых веществ, с использованием части из них в качестве предшественников биосинтеза, и до конечных продуктов распада с образованием макроэргических и восстановленных соединений. выделение энергии


    Обмен веществ начинается с момента всасывания моносахаридов (углеводы); глицерин и жирные кислоты (жиры); аминокислоты (белки). Обмен веществ начинается с момента всасывания моносахаридов (углеводы); глицерин и жирные кислоты (жиры); аминокислоты (белки).


    На их долю приходится 50% сухой массы клетки Расщепляются до аминокислот (заменимых и не заменимых). В белке – 16% азота. 6,25 г белка при распаде образуют 1 грамм азота. N-баланс («+» и «-» баланс). Распад белка в организме происходит непрерывно. На 1 кг массы тела человек в сутки полному разрушению подлежит 0,028-0,075 г азота. За сутки выделяется 3,77 г азота (3,77г (N) х 6,25г = 23г белка (коэф. Изнашивания по Рубнеру).


    – входят в состав гормонов, катализаторов, ферментов, структур клетки. Белки строят мембраны белково-липидных комплексов, входят в состав хромосомнного аппарата, органоидов клетки, микротрубочек. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечиваются деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков – актина и миозина. Пластическое значение


    Не велико по сравнению с углеводами и жирами. Белки - 1г – 17,6 кДж Из 20 входящих в состав аминокислот 10 незаменимых: лейцин, изолейцин, валин, метионин, лизин, треонин, фенилаланин, триптофан, гистидин, аргинин. Наиболее биологически ценны белки мяса, яиц, рыбы, икры, молока. Энергетическое значение.



    В белке – 16% азота. Его организм усваивает только в составе пищи. 6,25 г белка при распаде образуют 1 грамм азота. Коэффициент изнашивания по Рубнеру. На 1 кг массы тела человек в сутки полному разрушению подлежит 0,028-0,075 г азота. За сутки выделяется 3,77 г азота 3,77г (N) х 6,25г = 23г белка у здорового человека количество синтезированного N =N распавшегося. N-баланс («+» и «-» баланс). Распад белка в организме происходит непрерывно. Азотистый баланс.


    – приводит к угнетению кроветворения и синтеза иммуноглобулинов, к развитию анемии и иммунодефицита, расстройству репродуктивной функции. У детей нарушается рост, в любом возрасте - снижение мышечной ткани и печени, нарушение секреции гормонов. Снижение поступления в организм и нарушение всасывания железа


    Белка – вызывает активацию обмена аминокислот и энергетического обмена, повышение образования мочевины и увеличение нагрузки на почечные структуры с последующим их функциональным истощением. В результате накопления в кишечнике продуктов неполного расщепления и гниения белков возможно развитие интоксикации. Белковый минимум – г (у некоторых категорий до 50г и больше) в сутки. Избыточное поступление с пищей


    Регуляция Диссимиляция Ассимиляция Гормоны: соматотропный во время роста организма – увеличение массы всех органов и тканей. У взрослого человека – рост синтеза за счет проницаемости клеточных мембран для аминокислот, усиления синтеза РНК в ядре клетки. Тироксин и трийодтиронин – в определенных концентрациях стимулируют синтез белка и благодаря этому активизировать рост, развитие и дифференциацию тканей и органов. В печени – глюкокортикоиды – стимулируют синтез белка Гормоны надпочечников – глюкокортикоиды (гидрокортизон, кортикостерон) усиливают распад в тканях, особенно в мышечной и лимфоидной, а в печени наоборот, стимулируют синтез белка.




    Часть жировых компонентов тела может быть синтезирована из углеводов. : входят в состав клеточных мембран.. : их теплотворная способность более чем в 2 раза больше чем у углеводов и белков. 1г жира при расщеплении дает 38,9 кДж Пластическое значение Энергетическое значение.


    Жир всасывается из кишечника, поступает преимущественно в лимфу и в меньшем количестве непосредственно в кровь. Организм получает липиды в основном в виде т.н. нейтрального жира, который расщепляется в организме на глицерин и жирные кислоты. С пищей поступает и незначительное количество свободных жирных кислот. Незаменимые ненасыщенные жирные кислоты: линолевая, линоленовая, арахидоновая – не образуются в организме человека.


    Поступление с пищей – 30% калорийности суточного рациона. В пожилом возрасте до 25%. Увеличение потребления жира – возрастает масса тела- повышение риска развития СС и обменных заболеваний, а также рака кишечника, молочной и предстательной желез. Избыток растительного масла – повышение риска различных онкологических заболеваний (кроме оливкового масла).



    Регуляция Диссимиляция Ассимиляция ЦНС: гипоталамус – при разрушении вентромедиальных ядер – длительное повышение аппетита и усиление отложение жира Парасимпатическое влияние Гормоны: глюкокортикоиды (корковый слой надпочечников) ЦНС: гипоталамус: раздражение вентромедиальных ядер – потеря аппетита и исхудание. Симпатическое влияние Гормоны: адреналин и норадреналин (мозговой слой надпочечников); соматотропный, тироксин (щитовидная ж.), половые гормоны,


    Могут синтезироваться в организме из аминокислот и жира. Но существует минимум углеводов в пищевом рационе – 150 г. В норме поступление в сутки г.



    Основное топливо для большинства организмов. Основная роль определяется энергетической функцией. Поступает в основном в виде растительного полисахарида – крахмала и животного полисахарида – гликогена. Глюкоза крови является непосредственным источником энергии в организме. Уровень глюкозы в крови составляет 3,3-5,5 ммоль/л (60-100мг%). Снижение уровня глюкозы в крови – гипогликемия. Снижение уровня до 2,2-1,7 ммоль/л (4,-30 мг%) – «гипогликемическая кома». Введение в кровь глюкозы быстро устраняет данные расстройства. Энергетическое значение. 1г – 17,6 кДж


    Из глюкозы в клетках печени синтезируется гликоген – резервный, отложенный про запас углевод. Пищевая гипергликемия (алиментарная) –после приема пищи с быстро всасывающимися углеводами. В результате глюкозурия – выделение глюкозы с мочой при уровне глюкозы в крови выше8,9-10,0 ммоль/л (мг%). Для сохранения относительного постоянства в крови происходит расщепление гликогена в печении поступление ее в кровь.


    Мозг-12%, кишечник-9%, мышцы-7%, почки – 5%. Распад углеводов в организме животных происходит как бескислородным путем до молочной кислоты (анаэробный гликолиз), так и путем окисления продуктов распада углеводов до СО 2 и Н 2 О. Захват глюкозы из притекающей крови:




    Избыточное потребление углеводов – способствует повышению липогенеза и ожирению. Постоянный избыток дисахаридов и глюкозы, быстровсасываю- щихся в кишечнике, создают высокую нагрузку на эндокринные клетки поджелудочной железы, секретирующих инсулин, что может способствовать их истощению и развитию сахарного диабета.


    Диссимиляция Ассимиляция Гормоны. Инсулин – гормон поджелудочной железы (β- к-ки островковой ткани) – усиление синтеза гликогена в печени и мышцах и повышение потребления глюкозы тканями организма) ЦНС - «сахарный укол» - укол продолговатого мозга в области дна IV желудочка. - раздражение гипоталамуса – гл. звено – кора ГМ -стресс


    Регуляция Диссимиляция Гормоны: глюкагон (альфа клетки островковой ткани поджелудочной железы); адреналин – мозгового слоя надпочечников; глюкокортикоиды – корковый слой надпочечников; соматотропный гормон гипофиза; тироксин и трийодтиронин – щитовидная железа. Из-за однонаправленности их влияния по отношению к эффектам инсулина эти гормоны часто объединяют понтяием « контринсулярные гормоны »



    Теплообразование в организме имеет 2-х фазный характер. При окислении белков, жиров и углеводов одна часть энергии используется для синтеза АТФ, другая превращается в теплоту. Теплота, выделяющаяся непосредственно при окислении питательных веществ, получила назв. Первичной теплоты. На этом этапе большая часть энергии превращается в тепло (первичная теплота), а меньшая используется на синтез АТФ и вновь аккумулируется в ее химических макроэргических связях.


    Так, при окислении углеводов 22,7% энергии химической связи глюкозы в процессе окисления используется на синтез АТФ, а 77,3% в форме первичной теплоты рассеивается в тканях. Аккумулированная в АТФ энергия используется в дальнейшем для механической работы, химических, транспортных, электрических процессов и в конечном итоге тоже превращается в теплоту, обозначаемую вторичной теплотой. Следовательно, к-во тепла, образовавшегося в организме, становится мерой суммарной энергии химических связей, образовавшаяся в организме, может быть выражена в единицах тепла – калориях или джоулях.


    – энерготраты организма в стандартных условиях, идущие на поддержание минимально необходимого для жизни клеток уровня окислительных процессов и с деятельности постоянно работающих органов и систем (дыхательной мускулатуры, сердца, почек, печени). – выражают в количеством тепла в килоджоулях (килокалориях) на 1 кг массы тела или на 1 м 2 поверхности тела за 1 ч или за одни сутки. Для среднестатистического мужчины= 4,19 кДж (1 ккал) на 1 кг массы тела в час, или 7117 кДж (1700 ккал) в сутки. У женщин той же массы (70 кг) на 10% ниже. Величина основного обмена зависит от многих факторов, но особенно сильно она изменяется при некоторых эндокринных заболеваниях. Например, резкое повышение величины основного обмена наблюдается при гиперфункции щитовидной железы, а при гипофункции этой железы, он понижен. К снижению величины основного обмена приводит недостаточность функции гипофиза и половых желез.


    – совокупность основного обмена и энергетических трат организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в условиях терморегуляционной (в условиях охлаждения до300%), эмоциональной (40-90%), пищевой и рабочей нагрузок. * I группа - работники умственного труда ккал; * II группа - работники механизированного труда и сферы обслуживания ккал; * III группа - работники умеренно тяжелого труда, связанного со значительными физическими усилиями ккал; * IV группа - работники тяжелого, немеханизированного труда ккал; * V группа - работники очень тяжелого физического труда ккал; Питание – процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом пищевых веществ, необходимых для компенсации энерготрат, построения и восстановления клеток и тканей тела, осуществления и регуляции функций организма.


    Коэффициент полезного действия – отношение механической энергии ко всей энергии, затраченной на работу, выраженное в процентах. При физическом труде человека = от 16 до 25%. Коэффициент физической активности – степень энергетических затрат при различной физической активности = отношение общих энерготрат на все виды деятельности за сутки к величине основного обмена. По этому принципу разделены мужчины на 5 групп, а женщины на 4 группы.



    1. Пища должна обеспечивать достаточное поступление в организм энергии с учетом возраста, пола, физиологического состояния и вида труда. 2. Пища должна содержать оптимальное к-во и соотношение различных компонентов для процессов синтеза в организме (пластическая роль питательных в-в).


    Соотношение белков, жиров, углеводов = 1: 1,2: 4,5. Белков г, столько жиров, 400 г углеводов. Доля сахаров не должна превышать 10-12% углеводов суточного рациона, что соответствует г. *У грудных детей за счет жиров – 50% энерготрат, углеводов 40%, белков – 10%. У взрослых – основное – углеводы. С лет снижают калорийность на 15%, В 70 лет – на 30%. Соотношение 1,0:0,8:3,5. Высокая потребность в витаминах и минеральных элементах. Ежедневно витамина С по 0,5 г 3 раза в стуки, молочно-растительная пища, балластные в-ва, оптимальная кулинарная обработка пищи.



    3. Пищевой рацион должен быть адекватно распределен в течение суток. Разделение суточного рациона на 3-5 приемов пищи с интервалами времени 4-5 часов 3-х разовое питание завтрак – 30%, обед – 45%, ужин25%. Ужинать за 3 часа до сна. Прием пищи не

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Презентация по анатомии на тему: Обмен веществ – как основное свойство живой системы Выполнила: Аминева Наталья, . г. Нижний Новгород 2015

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Понятие обмена веществ Метаболизм или обмен веществ - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды. Метаболизм обычно делят на две стадии: в ходе катаболизма сложные органические вещества деградируют до более простых; в процессах анаболизма с затратами энергии синтезируются такие вещества, как белки, сахара, липиды и нуклеиновые кислоты.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Обмен веществ и энергии это общее свойство всего живого, которое лежит в основе поддержания жизни. Живые организмы способны поглощать определенные вещества из окружающей среды, преобразовывать их, получать энергию за счет этих преобразований и выделять ненужные остатки этих веществ обратно в окружающую среду.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчивыми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.

    6 слайд

    Описание слайда:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Условия метаболизма Наличие энергии в виде АТФ. Наличие ферментов – биологических катализаторов. Функциональная активность органоидов, ответственных за проведение реакций окисления и синтеза. Чёткое управление со стороны клеточного ядра. Наличие исходных веществ.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды 2 3 1 Преобразование этих веществ и энергии внутри организма Использование организмом положительных компонентов данных преобразований 4 Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Обмен белков Белки - это высоко молекулярные полимерные азотсодержащие вещества. Белки занимают ведущее место среди органических элементов, на их долю приходится более 50 % сухой массы клетки. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков - актина и миозина. Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков - актина и миозина.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Значение липидов в организме Липиды являются сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот. Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (например, почек), а также в печени и мышцах. Жиры входят в состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), там их количество постоянно. Скопления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почку от ушибов и т. д. Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше (38,9 кДж), чем при распаде такого же количества белков или углеводов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям. С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Значение углеводов Углеводы – главный источник энергии, особенно при усиленной мышечной работе. У взрослых людей больше половины энергии организм получает за счет углеводов. Распад углеводов с освобождением энергии может идти как в бескислородных условиях, так и в присутствии кислорода. Конечные продукты обмена углеводов – углекислый газ и вода. Углеводы обладают способностью быстро распадаться и окисляться. При сильном утомлении, при больших физических нагрузках прием нескольких граммов сахара улучшает состояние организма.

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    Значение минеральных веществ Минеральные вещества наряду с белками, углеводами и витаминами являются жизненно важными компонентами пищи человека и необходимы для построения химических структур живых тканей и осуществления биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма. Подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) обнаружены в организме человека. 12 элементов называют структурными, т.к. они составляют 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). Основным строительным материалом являются четыре элемента: азот, водород, кислород и углерод. Остальные элементы, находясь в организме в незначительных по объему количествах, играют важную роль, влияя на здоровье и состояние нашего организма.

    16 слайд