Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Конспект весна исследовательская деятельность старшей группе. Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Международный день птиц. Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкол

    Конспект весна исследовательская деятельность старшей группе. Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Международный день птиц. Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкол

    Конспект познавательно- исследовательской деятельности

    в старшей группе

    Тема: «Приди, Весна, с радостью!»

    Задачи:

    Образовательные:

    Систематизировать знания о характерных признаках весны;

    Совершенствовать умение классифицировать птиц;

    Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения;

    Обогащать знания о первоцветах;

    - Обогащать словарь детей: ледоход, весна –красна, первоцвет;

    - Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память .

    Развивающие:

    Развивать логическое мышление детей;

    Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

    Воспитательные:

    - воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной;

    Вызвать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности.

    Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе весной; чтение художественной литературы по теме «Весна».

    Оборудование: картина зимы, отгадки к загадкам в картинках, кормушка, картинки с зимующими и перелетными птицами, картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, семена декоративных цветов "Астры", фартуки, стаканчики с землей, дневник наблюдения, тарелочка.

    Ход:

    1.Вовлечение детей в образовательную область.

    Дети заходят в группу и становятся в круг. Воспитатель: Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Мне очень приятно, что мы сегодня здесь собрались. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

    Дети:

    Здравствуй, Солнце золотое! разводим в сторону правую руку

    Здравствуй, небо голубое! разводим в сторону левую руку

    Здравствуй, вольный ветерок! поднимаем обе руки вверх

    Здравствуй, маленький дубок! опускаем обе руки вниз

    Мы живем в одном краю - кладем обе руки на грудь

    Всех мы вас приветствуем! разводим обе руки в стороны

    Дети садятся на стулья.

    Воспитатель :

    Ребята, кто- то бросил нам в окошко,

    Посмотрите, письмецо.

    Может это лучик солнца,

    Что щекочет нам лицо.

    Может это воробьишко, пролетая, обронил,

    Или кот письмо, как мышку на окошко заманил.

    От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать?

    Тогда надо постараться

    Вам загадку отгадать.

    Воспитатель читает загадку о весне.

    Идёт красавица,
    Земли касается,
    Где был снег и лед,
    Трава цветёт.
    Дети:

    Это Весна.

    Воспитатель:

    Да, ребята, письмо прислала Весна. Послушайте, что она пишет:

    « Я спешила к вам, друзья,

    Разубрать луга, поля,

    Ручейки огнем зажгла

    И порядок навела.

    Но Зима, колдунья злая,

    Уступать мне не желая,

    Навредила всем вокруг,

    Погрустнел и лес, и луг.

    То Зима на нас серчает,

    Что прошла ее пора.

    Помогите, детвора,

    Мне, Весне-красе, убраться,

    Все в природе пробудить,

    Чтобы луг пестрел цветами

    Птицам было бы где жить.

    Сил своих вы не жалейте,

    Вам нужны сноровка, знания,

    Чтобы выполнить задания.»

    Ну что, ребята, поможем весне.

    Дети:

    Да, поможем.

    Воспитатель:

    А чтобы вам легче было выполнить задания, весна прислала на помощь своих братьев месяцев.

    - Ребята, как называются весенние месяцы?

    Дети:

    Весенние месяцы называются март, апрель, май.

    Воспитатель:

    - Ребята, позвольте вам представить первый месяц весны.

    В тёплых солнечных сапожках,
    С огонёчком на застёжках
    По снегам бежит мальчишка.
    Снег пугает шалунишку:
    Только ступит - стаял снег,
    Раскололся лёд у рек.
    Охватил его азарт.
    А мальчишка этот - Март.

    2.Игра "Оживи картинку"

    Дети сидят на стульях и по очереди подходят к мольберту с картинкой.

    Воспитатель: - Ребята, месяц Март принес нам картинку зимы. Он просит нас превратить ее в картинку весны. А для этого нам нужно отгадать загадки и с помощью отгадок рассказать, какие изменения происходят в природе с приходом весны? С каждым верным ответом мы сможем превратить нашу зимнюю картинку в весеннюю.

    Воспитатель читает загадки:

    Итак, слушаем первую загадку.

    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все...
    Дети:

    Солнце.

    Воспитатель:

    - Что происходит с солнышком весной?

    Дети:

    Весной солнце не только светит, но и греет, припекает, ласкает. День становится длиннее.

    Воспитатель: - Если снег на крышах тает,
    То сестрицы вырастают.
    Эти зимние сестрёнки
    Холодны, прозрачны, звонки,

    Ты под них не становись! Дети: - Это сосульки.

    Воспитатель :

    Что происходит с сосульками весной?

    Дети:

    Весной сосульки под солнцем тают, капают.

    Воспитатель : - Лед на речке треснул, солнце пригревает.
    Речка зашумела, льдины подгоняет.
    Весеннее явление, как его называют?

    Дети:

    Это весенне явление называется ледоход .

    Воспитатель:

    - Что происходит со льдом весной?

    Дети:

    Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт.

    Воспитатель: - Он в голубой рубашке, Бежит весною по овражку,

    Кто же это?

    Дети:

    Ручеек.

    Воспитатель:

    Что вы можете рассказать о ручейках?

    Дети:

    Снег весной тает и превращается в ручьи, которые бегут, журчат, звенят.

    Воспитатель:

    - Пробиваюсь я в апреле -

    Все поля позеленели!

    Покрываю, как ковер,

    Поле, луг и школьный двор.

    Дети:

    Это трава.

    Воспитатель:

    Что вы можете рассказать о траве?

    Дети:

    Весной земля согревается под солнцем и начинает пробиваться молодая трава.

    Воспитатель: - На поляне возле ёлок

    Дом построен из иголок,

    За травой не виден он,

    А жильцов в нем миллион.

    Дети: - Это муравейник.

    Воспитатель:

    - Что происходит с насекомыми весной?

    Дети:

    Весной насекомые просыпаются и вылезают из своих укрытий.

    Воспитатель:

    На ветках - плотные комочки.
    В них дремлют клейкие листочки.

    Дети:

    Это почки на деревьях.

    Воспитатель:

    - Что вы можете рассказать о почках на деревьях?

    Дети:

    Весной на деревьях распускаются почки.

    Воспитатель: - Здесь на ветке чей-то дом
    Ни дверей в нем, ни окон,
    Но птенцам там жить тепло.
    Дом такой зовут …
    Дети:

    Гнездо. .

    Воспитатель:

    О каких признаках весны рассказывает эта отгадка?

    Дети:

    Весной возвращаются перелетные птицы и вьют гнёзда.

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята, посмотрите какая красивая картина весны у нас получилась!

    3. Дидактическая игра "Какая птица?"
    Воспитатель:

    А сейчас я хочу представить вам второй месяц весны.

    Будит лес, поля и горы,
    Все полянки и сады.
    Он во все стучится норы,
    Напевает у воды.
    "Просыпайтесь! Просыпайтесь!
    Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
    Далеко слышна свирель.
    Это будит всех Апрель.

    - Ребята, месяц Апрель принес кормушку, а в ней так много птиц, что он не знает, какая из них зимующая, а какая перелетная. Он просит вас назвать птицу и прикрепить зимующую птицу на снежинку, а перелетную птицу на солнышко.

    Дети становятся вокруг кормушки, берут картинку с изображением птицы, демонстрируют детям, называют ее и прикрепляют на мольберт.

    Дети:

    Синица - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

    Воробей - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

    Снегирь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

    Голубь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

    Ласточка - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

    Журавль - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

    Скворец - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

    Лебедь - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята, помогли месяцу Апрелю. А теперь немного поиграем.

    4.Физкультминутка «Весна идет".

    Улыбаются все люди –
    Весна! Весна! Весна! (Идут по кругу)
    Она везде, она повсюду (Поднимают руки над головой и
    Красна! Красна, Красна! р
    итмично хлопают в ладоши) По лугу, лесу и полянке
    Идет! Идет! Идет! (Ритмично шагают на месте)
    На солнышке скорей погреться
    Зовет! Зовет! Зовет!
    (Взмахивают обеими руками к себе)
    И в ручейке лесном задорно
    Звенит! Звенит! Звенит!
    (Ритмично щелкают пальцами рук)
    По камушкам в реке широкой
    Журчит! Журчит! Журчит!
    (Потирают ладони)
    Разносит запахи повсюду
    Цветов ! Цветов! Цветов! (Из пальцев делают бутон)
    И все живое сразу дышит

    Весной! Весной! Весной! (Идут по кругу)

    5. Дидактическая игра «Составь целое из частей»

    Воспитатель:

    Ребята, встречайте еще одного гостя. Это - третий месяц весны.

    В лапотках бежит малыш,
    Ты шаги его услышь.
    Он бежит, и всё цветёт,
    Он смеётся - всё поёт.
    Спрятал счастье в лепестках
    У сирени на кустах.
    "Ландыш мой, благоухай!"
    - Повелел весёлый Май.

    Ребята, месяц Май перепутал пазлы, на которых изображены первые весенние цветы и просит вас помочь собрать их.

    Дети садятся за стол и работают с пазлами (собирают картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш.

    Дети:

    Я собрал картинку с медуницей.

    Это первоцвет. Он цветет в марте.

    Я собрала пазл с ландышем.

    Это первоцвет. Он цветет в мае.

    Я собрал изображение с подснежником.

    Это первоцвет. Он цветет в апреле.

    А я не знаю, как называется цветок.

    6. Рассказ воспитателя о мать-и-мачехе.

    Воспитатель:

    Это - самый первый из всех первоцветов, его можно увидеть повсюду. Называется это растение Мать-и-мачеха. Цветков у мать-и-мачехи сразу много, и видны они издали - желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики, которые зажгла весна. Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны – мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям - тёплые. Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок…Вот и назвали весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Цветок мать-и-мачеха занесен в Красную книгу. И все цветы, которые вы сегодня собрали, тоже занесены в Красную книгу Белгородской области.

    Ребята, а почему растения заносят в Красную книгу?

    Дети:

    В Красную книгу заносят редкие растения, которые необходимо охранять.

    7.Посадка цветов цинии для рассады.

    Ребята, как вы думаете, что нужно чтобы вырастить растение? Дети: - Для того, чтобы вырастить растение нужны семена, почва, вода, свет, воздух, тепло, уход. Воспитатель:

    Ребята, я принесла вам семена декоративных цветов "Цинии". Эти цветы люди выращивают на клумбах. Однако, прежде чем посадить цинии на клумбе, необходимо вырастить из семян рассаду. И сейчас я предлагаю вам посеять семена цинии. Для этой работы нам надо подготовиться и надеть фартуки. Подойдите к столу. Перед вами стаканчики с землей. На тарелочках лежат семена цветов. (Воспитатель демонстрирует трудовой процесс) . С помощью палочки необходимо сделать небольшие углубления и полить их водой из лейки, затем поместить туда 2- 3 семени и присыпать сверху землей. Дети самостоятельно сеют семена цветов.

    Воспитатель читает стихотворение.

    Мы ямку раскопаем,

    Семечко посадим,

    Лейкой все польем...

    И немного подождем,

    Всё у нас здесь подрастет

    И появится росток!

    Воспитатель:

    - Давайте наши стаканчики с семенами поставим на подоконник, рядом поставим дневник наблюдения, в котором будем отмечать рост и развитие своих цветов .

    Я считаю, что сегодня мы с вами оказали Весне большую помощь. Теперь она точно справится с проказами Зимы.


    Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в средней группе

    месяц

    Познавательно – исследовательская деятельность

    Формы работы

    Задачи исследования

    Материал

    сентябрь

    Цветочная клумба.

    (наблюдение)

    Проблемная ситуация

    Беседа

    наблюдение

    Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

    Познание

    Коммуникация

    Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода.

    сентябрь

    Такие разные фрукты и овощи

    (исследование)

    Проблемная ситуация

    Дидактические игры

    Моделирование

    Рассматривание

    Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

    Познание

    Коммуникация

    Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

    октябрь

    Почему птицы могут летать?

    (исследование)

    Рассматривание

    Беседа

    Моделирование

    Чтение познавательной литературы

    Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

    Познание

    Коммуникация

    Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.

    октябрь

    Сыпучие барханы.

    (рассматривание + опыт)

    Проблемная ситуация

    Рассматривание

    Опыт

    Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

    Познание

    Коммуникация

    Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

    ноябрь

    Как звери меняют шубку?

    (исследование)

    Беседа

    Проблемная ситуация

    Рассматривание

    Познание

    Коммуникация

    Кусочки меха (старого), кора деревьев.

    ноябрь

    «Воздух – невидимка.

    (опыты)

    Проблемная ситуация

    Беседа

    Опыты

    Обнаружить воздух. Выявит свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах.

    Познание

    Коммуникация

    Султанчики. Ленточки. Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), комочки земли, глина.

    декабрь

    Зачем зайчику другая шубка?

    (исследование)

    Проблемная ситуация

    Беседа

    Экспериментирование

    Рисование

    Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

    Познание

    Коммуникация

    Художественно – эстетическое творчество

    Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

    декабрь

    Пузырьки – спасатели»

    (наблюдение + опыт)

    Проблемная ситуация

    Наблюдение

    Беседа

    Опыты

    Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

    Познание

    Коммуникация

    Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

    январь

    Цветные льдинки.

    (исследование + опыт)

    Рассматривание

    Моделирование

    Проблемная ситуация

    Опыт

    Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (превращаться в лед (замерзать на холоде. Принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

    Познание

    коммуникация

    Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки.

    февраль

    Домашние и дикие животные.

    (рассматривание + исследование)

    Проблемные ситуации

    Чтение художественной литературы

    Рассматривание

    Уточнить с детьми признаки домашних животных.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «На ферме»

    февраль

    Снег и лед.

    (опыт)

    Моделирование

    Проблемная ситуация

    Выдвижение гипотез

    Опыт

    Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

    Познание

    Коммуникация

    Мерные емкости с водой разной температуры. Снег, тарелочки, мерные ложки.

    март

    Кто живет в воде?

    (рассматривание + эксперимент)

    Рассматривание иллюстраций

    Проблемная ситуация

    Эксперимент

    Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

    Познание

    Коммуникация

    Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки (внутри груз, чтобы держались в воде).

    март

    «Волшебная рукавичка».

    (опыты)

    Проблемная ситуация

    Рассматривание

    Опыты

    Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    Познание

    Коммуникация

    Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

    апрель

    Из чего птицы строят гнезда?

    (экскурсия + исследование)

    Целевая прогулка,

    Наблюдение, речевые ситуации, рисование.

    Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Социализация

    Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки.

    апрель

    Где будут первые проталинки?

    (исследование)

    Наблюдение, целевые прогулки, рисование

    Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество.

    Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

    май

    Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

    месяц

    Формы работы

    Задачи исследования

    Интегрируемые образовательные области

    Материал

    сентябрь

    Может ли растение дышать?

    (исследование + опыт)

    Наблюдение

    Моделирование

    Проблемная ситуация

    Беседа

    Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании.

    Познание

    Коммуникация

    Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке.

    сентябрь

    Для чего корешки?

    (опыт)

    Моделирование Наблюдение Рисование

    Беседа

    Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага.

    октябрь

    Как устроены перья у птиц?

    (исследование)

    Рассматривание

    Моделирование Обсуждение

    Беседа.

    Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

    Познание

    Коммуникация

    Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет.

    октябрь

    Почва.

    (опыты)

    Проблемная ситуация

    Наблюдение

    Беседа

    Опыт

    Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

    Познание

    Коммуникация

    Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой.

    ноябрь

    Кто чистит аквариум?

    (исследование)

    Проблемная ситуация

    Рассматривание

    Наблюдение

    Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд».

    Познание

    Коммуникация

    Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани.

    ноябрь

    Упрямый воздух.

    (опыты)

    Рассматривание

    Беседа

    Опыт

    Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

    Познание

    Коммуникация

    Шприцы, емкость с водой (подкрашенной)

    декабрь

    «Сухой из воды».

    (опыты)

    Моделирование

    Наблюдение

    Выдвижение гипотез

    Опыт

    Определить, что воздух занимает место.

    Познание

    Коммуникация

    Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками.

    декабрь

    Сравнить жизнь диких и домашних животных.

    (исследование)

    Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

    Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких.

    Познание

    Коммуникация

    Видеофильмы, энциклопедии.

    январь

    Волшебница вода.

    (опыты)

    Моделирование

    Рассматривание

    Беседа

    Опыт

    Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы.

    февраль

    Почему первые птицы не летали?

    (исследование)

    Проблемная ситуация

    Чтение энциклопедий

    Рассматривание иллюстраций

    Опыт

    Рисование

    Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

    Познание

    Коммуникация,

    Художественное творчество

    Социализация

    Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага.

    февраль

    Свойства воды.

    (опыты)

    Наблюдение

    Моделирование

    Рассматривание

    Проблемная ситуация

    Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия.

    Познание

    Коммуникация

    Емкости со снегом, водой, льдом.

    март

    Как появились моря и материки.

    (исследование)

    Проблемная ситуация

    Опыт

    Создание макета

    Рисование

    Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Художественное творчество

    Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага.

    март

    Мы – фокусники.

    (опыты)

    Проблемная ситуация

    Выдвижение гипотез

    Опыт

    Наблюдение

    Игровые ситуации

    Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

    Познание

    коммуникация

    Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.

    апрель

    «Вершки – корешки»

    (опыт)

    Моделирование

    Опыт

    Наблюдения

    Выяснить, что раньше появляется из семени.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения.

    апрель

    Опыление растений.

    (исследование)

    Моделирование

    Рассматривание иллюстраций

    Рисование

    Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага.

    май

    Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

    Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

    месяц

    Познавательно – исследовательская деятельности

    Формы работы

    Задачи исследования

    Интегрируемые образовательные области

    Материал

    сентябрь

    Куда тянутся корни?

    (исследование + опыт)

    Проблемная ситуация

    Наблюдение

    Рассматривание

    Беседа

    Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

    Познание

    Коммуникация

    Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

    сентябрь

    Какие корни у растений тундры?

    (опыты)

    Моделирование

    Опыт

    Наблюдение

    Рисование

    Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

    Листы белой бумаги, карандаши.

    октябрь

    Как появились острова, материки.

    (исследование)

    Моделирование

    Проблемная ситуация Наблюдение

    Опыт

    Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний

    Познание Коммуникация Социализация

    Емкость с почвой, камешками, залитая водой

    октябрь

    Изобретаем прибор для вскапывания почвы.

    (исследование)

    Проблемная ситуация, Рассматривание

    Беседа

    Моделирование

    Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Художественное творчество

    Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.

    ноябрь

    «Растущие малютки»

    (исследование)

    Моделирование

    Наблюдение

    Рисование

    Экспериментирование

    Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Художественное творчество

    Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы.

    Карандаши, тетради.

    ноябрь

    Свечка в банке.

    (опыт)

    Проблемная ситуация

    Опыт

    Наблюдение

    Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Свеча, банка, бутылка с обрезным дном.

    декабрь

    Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?

    (исследование)

    Опыт

    Моделирование

    Проблемные ситуации

    Создание макета «Пустыня»

    Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны)

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета.

    декабрь

    Почемучкины вопросы.

    (опыты)

    Моделирование

    Конструирование

    Опыт

    Беседа

    Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло.

    Познание

    Коммуникация

    Папиросная бумага, подставка с иглой.

    январь

    Фильтрование воды.

    (опыты)

    Моделирование

    Проблемная ситуация

    Опыт

    Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

    февраль

    Фильтрование воды.

    (опыты)

    Моделирование

    Проблемная ситуация

    Опыт

    Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости

    февраль

    Зеленые витамины для птиц.

    (эксперимент)

    Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации.

    Систематизировать представления о птицах;

    Закрепить знания об особенностях зимующих птиц;

    Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли.

    март

    Почему растаяла избушка лисы?

    (опыт со льдом)

    Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки.

    Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон.

    март

    Земля – магнит

    (опыт)

    Моделирование

    Игровая ситуация

    Проблемная ситуация

    Беседа

    Выявить действие магнитных сил.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки.

    апрель

    Почему в пустыне мало воды?

    (исследование)

    Рассматривание карты

    Эксперимент

    Беседа

    Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли.

    Познание

    Коммуникация

    Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.

    апрель

    Быстрые растения.

    (исследование)

    Труд в уголке природы

    Наблюдение

    Беседа

    Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду.

    Познание

    Коммуникация

    Социализация

    Луковицы тюльпанов, почва.

    май

    Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

    Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность.

    Тема: «Кора дерева»

    Программные задачи: Расширять представления детей о мире растений, о деревьях. Уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает, рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. Закрепить названия деревьев, растущих у нас в детском саду. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности. Воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

    Методы и приемы: беседа - диалог, художественное слово, рассматривание иллюстраций, опыты, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.

    Предшествующая работа: беседы о деревьях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры.

    Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы, картинки по теме.

    Ход НОД:

    Ребята, в выходные дни я была в парке и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

    Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

    Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

    Совершенно верно, это дерево (показывает плакат).

    Из каких частей состоит дерево?

    Правильно, корни, ствол, ветки, листья.

    Как вы думаете, дерево живое или нет? (предположения детей)

    Почему вы считаете, что дерево неживое? (дерево не может ходить)

    Почему вы считаете, что дерево живое?

    Да, дерево не умеет ходить, но оно дышит, питается, растет, размножается, а значит оно живое.

    Как дышит дерево?

    Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

    Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника.

    Что это? (Туесок.)

    Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе).

    Дети, как вы думаете: что это?

    Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

    Верно, кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

    Да, дети, кора защищает дерево от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок, от вредных насекомых.

    Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)

    Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).

    А что находится под корой деревьев? (Древесина).

    Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

    А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.)

    Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?

    Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

    Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

    Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

    Найдите кору старого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

    Обратите внимание ребята на стволах старых деревьев трещин больше, чем на стволах молодых (как и морщин на лицах людей). С возрастом кора у этих растений лопается, так как не способна растягиваться. Под старым слоем нарастает новый.

    Возьмите и опустите кусочек коры в емкость с водой и понаблюдайте, что происходит.

    Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (предположения детей)

    В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

    Дети, а вы знаете, что деревья растут всю жизнь. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пней. Посмотрите на этот спил дерева. На нем тоже есть кольца. Эти кольца называются годичными, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни. Рассмотрите внимательно кольца через лупу и посчитайте их. На поверхности спила выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, более темные - летом. Если у дерева кольца широкие, - значит, оно росло быстро, в хороших условиях, когда было много тепла и дождей. Узкие же говорят о том, что растение переживало засушливые или холодные годы, бывает так, что кольца с одной стороны широкие, с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло другое растение, которое затеняло часть его ствола. Отдельные темные участки на срезе рассказывают о том, что дерево пострадало от пожара. Если с одной стороны кольца вытянуты, - ствол был наклонен, если кольца сжаты -
    замедлился рост.

    Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)

    А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.)

    Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

    А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим.

    Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.)

    У дятла язычок с зазубринами и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

    Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.)

    От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку)

    Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.

    Посмотрите это кусочек коры березы. (показываю кору березы). На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. Веники из веток березовых используют в бане, считается, что они хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази.

    А вот кусочек коры ели. У сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей, сосновая смола применялась для смоления лодок и деревянных кораблей. Смолы хвои называют «живица лечебная» - это мощный естественный антисептик, стимулирующий иммунную систему, он заживляет раны и оказывает противовоспалительный эффект. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека. Из смолы хвойного дерева можно сделать свечу – она хорошо горит. Вот так собирают смолу хвойного дерева.

    Давайте понюхаем кусочки коры.

    Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

    Посмотрите и скажите, с какого дерева эта кора? (показываю кору тополя, катальпа или другие на усмотрение воспитателя.)

    Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья кислорода. Из древесины тополя делают бумагу. А из почек тополя крема, духи, одеколон.

    Сейчас мы немного поиграем - я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (ель, клен, береза, черемуха, лимон, апельсин, липа, ива, баобаб, пальма, кедр, пихта)

    Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, тополь, сосна, калина...)

    Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого?

    Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.

    Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.)

    Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать.

    Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева?

    Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

    Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

    Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба.

    А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица, - это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

    Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает изображение сухого дерева).

    Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.)

    Почему вы так решили? (Нет коры, нет листьев.)

    Чем мы можем помочь ему?

    Давайте сначала «оденем его». Детям предлагается схема сухого дерева.

    Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору дерева.

    Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь?

    Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

    Воспитатель приклеивает листочек к дереву.

    Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов.

    Послушайте, как они поют? (Радостно, весело.)

    Физминутка «Деревья»

    Руки подняли и помахали-

    Это деревья в лесу

    Локти согнули, кисти встряхнули

    Ветер сбивает росу.

    Плавно руками помашем -

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем.

    Крылья мы сложим назад.

    Назовите деревья, которые растут в детском саду и рядом с ним.

    (Клен, тополь, рябина, береза, катальпа).

    Послушайте интересный рассказ «Одежда на любой вкус» Н. Осипова:

    В болотистых лесах Южной Америки - там, где течет царица рек Амазонка, растут деревья с удивительно тонкой корой. И это не случайно. Во влажных тропиках нет различия между зимой, весной или осенью. Там круглый год - лето. Воздух жаркий и влажный, как в парной бане. А раз нет ни холода, ни засухи, растениям незачем зря тратиться на теплую «шубу».

    Деревьям северных мест толстая кора просто необходима. Иначе им не перенести суровую зиму. Дед-Мороз шутить не любит - заморозит до смерти.

    Кора - замечательная одежда, прикрывающая наготу дерева. Она пронизана мелкими полостями, заполненными воздухом. А воздух, как известно, плохо пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

    В северных краях деревья не скупятся на одежду. Лиственница отвела под «шубу» четвертую часть ствола. Потому и стала самым распространенным деревом в суровой Сибири. Хорошо переносит сильные морозы и сибирская кедровая сосна, угощающая нас вкусными кедровыми орешками. Люди нашли доброе применение ее толстой «шубе» - стали делать плиты и утеплять ими жилища на Севере.

    Из деревьев, растущих в нашей стране, самая теплая одежда - у амурского бархата, который встречается в лесах Дальнего Востока. Его мягкая, бархатистая на ощупь кора толщиной чуть ли не с подушку.

    В горах Испании, Италии и на острове Корсика растет пробковый дуб - чемпион по толщине коры. Качеством пробки он превосходит все прочие деревья. Раз в десять лет его «раздевают» - снимают пробку, как пальто. Но даже после такой жестокой операции лесной богатырь находит в себе силы выжить. Через какое-то время дуб обрастает новой «шубой».

    Не удивляйтесь, но есть деревья, чья кора способна противостоять пламени. В Америке есть деревья, называемые мамонтовыми. Так вот на этих деревьях после пожара только лишь кора подверглась огню. Внутренняя часть дерева не пострадала.

    Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!


    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей 1 младшей группы «Весна пришла»


    Задачи:
    1. Проявлять интерес к количественной стороне множества предметов. Различать и показывать, где один предмет, где много, находить и называть один, два предмета.
    2. Развивать умения различать среди двух-трех длинные и короткие предметы.
    3. Закреплять умения детей называть и находить среди других фигур геометрические фигуры: круг, квадрат.
    Воспитатель: Ребята, подойдите к окну, скажите, какое время года наступило.
    Дети: Весна.
    Воспитатель: Правильно, а какие приметы весны вы знаете? (дети называют приметы весны) . Ребята, посмотрите, воробей прилетел и что-то нам хочет сказать. Он приглашает нас в лес посмотреть на весну, а если кому- нибудь помощь нужна, то просит помочь. Ну, что, ребята, поможем животным и птицам?
    Дети: Конечно, поможем (дети подходят на полянку с подснежниками).
    Воспитатель: Какие красивые цветы. А как они называются?
    Дети: Это подснежники, первые весенние цветы.

    Воспитатель: А сколько здесь цветов?
    Дети: Много.
    Воспитатель: А возле дерева сколько цветов?
    Дети: Один.
    Воспитатель: Вставайте возле цветов, поиграем в игру.
    Игра: «Мы топаем ногами».
    Воспитатель: Ребята, кто это на дереве сидит?
    Дети: Это птица.
    Воспитатель: С этой птицей мы недавно знакомились, как она называется?
    Дети: Это скворец.
    Воспитатель: Правильно, но у скворца должен быть домик, как называется домик у скворца?
    Дети: Скворечник.
    Воспитатель: Наверное, этому скворцу не хватило домиков, давайте построим домик для этой птицы. Какие геометрические фигуры вы будите использовать при постройке домика?
    Дети: Квадрат и треугольник.
    Воспитатель: Правильно(дети берут геометрические фигуры из блоков Дьенеша и строят скворечники). Какие хорошие у вас получились домики, разноцветные. Фигурки какого цвета вы использовали?
    Дети: Красные, синие, жёлтые.
    Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь у всех скворцов свои домики есть. Я хочу пригласить вас поиграть на полянке в игру.
    Игра: «Солнышко и дождик».
    Воспитатель: А вон зайчик сидит и плачет. Что же случилось? Зайчик говорит, что он не может лужу большую обойти, по какой дорожке ему пойти?(на полу из материала сделана лужа, а рядом две дорожки, одна длинная, другая короткая). Ребята, какие это дорожки?
    Дети: Дорожка синего цвета длинная, а дорожка зелёного цвета короткая. Зайчику нужно идти по длинной дорожке, потому что лужа большая.
    Воспитатель: Молодцы, ребята, кому мы сегодня помогали?
    Дети: Мы помогли скворцу, построили домики для этих птиц. И ещё помогли зайцу обойти лужу.
    Воспитатель: А теперь пора и в детский сад отправляться. Нужно пробежать возле деревьев и перепрыгнуть через кочки (дети выполняют упражнения и возвращаются в детский сад).


    Экологический познавательно исследовательский проект
    «Весна – красна»
    Тип проекта: средней продолжительности, групповой
    Вид проекта: познавательный, исследовательский, игровой, продуктивный.
    Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
    По времени проведения: средней продолжительности с1.03.2017г. – 31.05.2017 г.
    По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
    По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
    Авторы проекта: Акименко О.Н.,
    Волобуева В, В.
    Цель проекта: Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе.
    Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
    Развитие мышления, воображения, связной речи.
    Задачи проекта:
    Закрепить представление о весне и ее приметах.
    Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
    Закрепить и систематизировать знания детей о животных, растениях, насекомых, птицах.
    Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
    Укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни;
    Развивать, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
    Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
    Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
    Актуальность проблемы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
    Показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
    Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
    Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
    Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
    Обеспечение проектной деятельности:
    Методическое:
    - «Программа воспитания и обучения детей в детском саду «под редакцией М.А Васильевой;
    - «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет» А.А.Уланова;
    - «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
    - «Сценарии занятий по формированию элементарных представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
    - «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»Г.П.Тугушева;
    - «Неизвестное рядом» О.В.Дыбина- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова- «В гостях у природы» В.В.Волина- «С любовью к природе» Б.Б.ЗапартовичМатериально – техническое:
    Материалы для изготовления рукотворных книг (папки, бумага, изо – материал).
    Диагностика - дидактический
    Блиц – опрос с детьми,
    Художественная литература,
    Конспекты занятий, бесед, игр.
    Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
    Предполагаемый результат:
    Образовательные:
    Дети научатся выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
    У детей сформируется представление о перелетных птицах и первоцветах г. Урюпинска.
    Дети научатся рассматривают сюжетные картинки, четко и полными предложениями отвечать на вопросы, понимать образный смысл загадок.
    Сформируются умения ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
    Расширить представление о правилах безопасного поведения в природе.
    Воспитательные:
    У детей сформировано бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
    Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
    Развито умение уважительное отношение к ответам сверстников.
    Технические:
    1. Изготовление папки передвижки «Весна - красна».
    2. Совместное изготовление пособий для игр.
    3.Оформление фотоальбома о весне и первоцветах.
    4. Пополнение игротеки играми по данной теме.
    5.Конспекты занятий по ознакомлению с приметами и признаками весны.
    6.Оформление консультация и памяток для родителей.
    Этапы работы над проектом:
    Подготовительный этап

    Воспитатели, дети Блиц – опрос с детьми Воспитатели

    Воспитатели Определение темы проекта
    Формулировка цели и разработка задач
    Составление плана основного этапа проекта
    Воспитатели
    Воспитатели -Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.
    -Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
    -Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
    -Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательно – исследовательской деятельности.

    Воспитатели
    Воспитатели, дети Разучивание стихотворений о весне.
    Воспитатели
    Воспитатели, родители -Информированность родителей о предстоящей деятельности:
    -Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на окне.
    -Сочинение загадок о весне и оформление в виде рисунков.
    -Организовать выставку книг по теме. Воспитатели
    Воспитатели, родители, дети
    Воспитатели, родители, дети
    Основной этап

    Воспитатели, дети Беседы:
    «Растения и свет»,
    «Что происходит в природе с наступлением весны?», «Перелетные птицы», «Первые цветы», «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».

    Воспитатели

    Воспитатели, дети Экспериментирование:
    «Лед – вода»
    «Нагревание – охлаждение»
    «Веточка в вазе»
    «Выращивание растений в комнатных условиях (лук, петрушка, укроп, фасоль)
    Воспитатели
    Воспитатели, дети Наблюдение:
    -За состоянием погоды,
    -за небом и облаками,
    -за капелью;
    - за ледоходом;
    - за деревьями и кустарниками на участке;
    -за ростом и развитием растений;
    -за перелетными птицами
    - Солнышки на траве (одуванчик)
    Воспитатели

    Воспитатели, дети Развитие речи:
    Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна», Составление рассказов по картине «Весна», «Перелетные птицы».

    Воспитатели
    Воспитатели, дети Социально - коммуникативное развитие:
    «Мир комнатных растений»;
    «В гости к хозяйке лука»;
    «Экологическая тропа весной»;
    «Будем беречь и охранять природу»;
    «Весна в лесу»;
    «Царство растений»;
    «Весенние секреты».
    Воспитатели

    Воспитатели, дети Занятие по художественному творчеству:
    Рисование:
    - «Птичка»;
    - «Расцвели красивые цветы»;
    - «Мое любимое солнышко»;
    - «Нарисуй картинку про весну»
    Лепка:
    - «Барашек»;
    - «Зайчик выскочил на полянку, чтобы пощипать зеленую травку»;
    - «Птичка клюет зернышки из блюдечка;
    - «Божья коровка»

    Аппликация:
    - «Красивый цветок»;
    - «Волшебный сад»
    (Коллективная работа)
    Воспитатели

    Воспитатели, дети Чтение художественной литературы
    В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»; Успенский отрывки из рассказа «Дядя Федор пес и кот» - «Наводнение в Простоквашино», «Весна в Простоквашино»; рассказы М. Горького «Воробьишко»; Н. Романова «Котька и птичка»; В. Бианки «Воробей». Сказка «Лиса и заяц». Е.Чарушин «Лисята», «Воробей», «Почему Тюпа не любит птиц»;
    «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»
    Е. Баратынский «Весна, весна!»; И Такмакова «Ива», «Сосны».
    Стихи: А. Плещеев (заучивание) «Уж тает снег, бегут ручьи…»; А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…»

    Воспитатели
    Воспитатели,дети, музыкальный руководитель, хореограф Музыка
    Слушание. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»;
    С.Майкапара «Пастушок»; Э.Григ «Бабочка»;
    Разучивание песен к весеннему празднику «Волшебный цветок»;
    Музыкальный праздник «Волшебный цветок».
    Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф
    Воспитатели, дети Сюжетно-ролевые игры:
    «Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «В деревне у бабушки», «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян», «На лесной полянке», «Весенний бал»
    Воспитатели

    Воспитатели, дети Дидактические игры:
    «Когда это бывает?», «Чьи детки?», «Какое небо?», «Птицы», «Кто где живет?», «Хорошо-плохо», «Кто больше назовет действий», «Кто летает?», «Какого цвета солнце» Воспитатели
    Воспитатели, дети Подвижные игры:
    «Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей», «Птичка раз! Птичка два!», «Веселый воробей», «Гуси – гуси», «Садовник и цветы», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору».
    Воспитатели

    Воспитатели, дети
    Воспитатели, родители, дети. Пальчиковые игры.
    - «Деревья»
    - «Корни»
    - «Ранняя весна»
    - «Первоцветы»
    - «Возвращение птиц»
    Работа с родителями.
    Консультация: «Наш дом природа»;
    «Экологическое воспитание детей в семье»;
    «Весенний лед-источник повышенной опасности»,
    Выставка в книжном уголке «Наши книги о природе»
    Памятка для родителей:
    «Правила безопасного поведения на прогулке»
    Совместная творческая деятельность:
    -Организация выставки книг по теме «Весна –Красна»;
    - Участие в акции «Сохраним первоцветы»;
    Выставка детских рисунков по сочиненным загадкам о весне.
    Воспитатели
    Воспитатели

    Заключительный этап
    Участники деятельности Содержание деятельности Ответственные за выполнение
    Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, хореограф. Весенний праздник «Волшебный цветок»;
    Оформление памятки в родительский уголок: «Правила безопасного поведения на прогулке»;
    Оформление папки передвижки: «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, травы»; «Красавица Весна»;
    Презентация:
    «Весна пришла»
    Воспитатели
    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.УрюпинскПроект
    «Весна – красна»

    Составители: Акименко О.Н., Волобуева В.В.
    Воспитатели д/с №4 г. Урюпинска
    2017год