Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Главные даты наполеоновских войн. Промышленная революция Основные изобретения промышленной революции

    Главные даты наполеоновских войн. Промышленная революция Основные изобретения промышленной революции

    Индустриализация в корне изменила мир. Новые источники энергии позволили осуществить механизацию; были разработаны средства коммуникации и транспортные средства.

    Причины индустриализации

    Ускоренному развитию индустриализация в Европе XIX века способствовали многие факторы. Вследствие развития крупных империй, особенно Британской империи, в Европе появились мощные торговые возможности. Растущие рынки экспорта способствовали увеличению производительности труда, постепенно начали строиться современные фабрики. Ускорению промышленного развития в Великобритании способствовало существенное расширение империи в XVIII столетии. К концу XVIII и началу XIX века такие государства, как Бельгия и Германия, также приступили к созданию промышленного производства. Индустриализация захватывала все новые области, от Англии до Северной и Западной Европы, позже она перешагнула Атлантику и достигла восточного побережья США.

    Этому процессу способствовало интенсивное развитие естественных наук и техники. Вероятно, одним из самых важных изобретений того времени можно назвать использование силы пара, который приводил в движение машины на фабриках. Для выработки пара требовался уголь, а некоторые из сильнейших индустриальных регионов Европы располагались вблизи обширных залежей угля. Великобритания и получала выгоду от угольных шахт в Южном Уэльсе, Мидланде и Северной Англии. В Германии угольная промышленность была развита, прежде всего, с его глубокими угольными пластами, широко протянувшимися на север.

    Кроме того, промышленные регионы получали выгоду от близости к важнейшим транспортным путям и торговым маршрутам, таким как реки, канал или море. К примеру, во Франции для транспортировки угля идеально подходили реки Мозель и Марна, а Марсель, расположенный в Провансе, открывал доступ к Средиземному морю.

    Первая фотография места (около 1850 года), где позднее был построен крупный город Солт-Лейк-Сити. Слева: На гравюре 1883 года показана работница (и бригадир) на английской хлопкопрядильной фабрике.

    Преимуществом Великобритании было то, что на относительно узком острове все города располагались недалеко от моря. Кроме того, сеть водных путей, состоящая из рек и каналов, представляла простой путь транспортировки сьфья и готовой продукции. Такое же большое значение имели реки Северной Германии и Бельгии. Наряду с удобным географическим положением, большую роль играло обеспечение рабочей силой, которая использовалась на фабриках.

    Вследствие длящейся годами приватизации общинных земель многие жители сельских районов Великобритании были вынуждены отправиться в города на поиски работы. На европейском континенте бегство из деревень в большие города началось немного позднее. Крупные портовые города, такие как Ливерпуль, Марсель, Гамбург и Роттердам, быстро превратились в крупные промышленные центры.

    Влияние индустриализации

    Возникновение индустриального общества полностью изменило мир. В начале XX столетия страны с высокой степенью индустриализации были не только экономически, но и политически сильными государствами. Господствующие нации Германии, Франции, Великобритании, Японии и США опирались на развитую экономику своих стран. Индустриализация в сочетании с капиталистическим укладом экономики создала чрезвычайно эффективный и продуктивный инструмент поддержки и финансирования государства. В ходе XX столетия капиталистические демократии, ориентированные на рыночную торговлю, превратились в богатейшие страны мира.

    В XIX столетии непосредственное влияние индустриальной революции не всегда имело положительные последствия. Вследствие урбанизации городов и притока бедных слоев населения многие почувствовали ухудшение жизненных условий. Появился голод и болезни. Дистанция между владельцами фабрик (капиталистами), которые с целью получения выгоды хотели максимально снизить затраты, и низкооплачиваемыми и угнетенными рабочими (пролетариатом) порождала классовые конфликты. Плохие жизненные условия повсюду в Европе XIX века оказали влияние на таких философов, как Карл Маркс, который в 1848 году опубликовал «Коммунистический манифест». Индустриализация обусловила не только социальные, но и политические изменения. Появление коммунизма как оппозиции капитализму привело к фундаментальным изменениям в некоторых странах. Особенно показательным был переворот в России - Великая Октябрьская революция.


    Английский физик Майкл Фарадей, открывший электромагнетизм и тем самым заложивший основы динамомашины и электрического генератора.

    Паровая машина

    Паровые машины внесли большой вклад в индустриализацию, так как они вырабатывали энергию для привода насосов, локомотивов и пароходов.

    Вырабатываемый в машине пар под давлением поступает в турбину или поршень и приводит их в движение. Это движение передается на колеса машины. Хотя датой этого изобретения и считают 1698 год, потребовалось произвести множество доработок, прежде чем в 1802 году пароход впервые оснастили паровой машиной. Улучшением паровой машины мы обязаны шотландцу Джеймсу Уотту. Уотт родился в 1732 году и посвятил всю жизнь усовершенствованию паровой машины, вследствие чего в эпоху индустриальной революции ее стали применять в качестве источника энергии и привода. Уотт изобрел отдельную камеру для конденсации пара и тем самым увеличил коэффициент полезного действия машины. Барометр, центробежный регулятор и маховик тоже являются его изобретениями. Одна из паровых машин, построенная Уоттом, была установлена на первом экспериментальном пароходе «Клермонт», построенном в 1807 году на Гудзоне.

    Железная дорога

    Создание железных дорог с паровозами было существенным вкладом в индустриализацию. Простые виды железной дороги функционировали в Великобритании еще в XIX веке. По примитивной колее из камня и железа лошади тащили вагонетки в каменоломни и рудники. Паровая машина коренным об- разом изменила ситуацию. Шахтер Ричард Тревитик из Корнуэлла в 1804 году стыковал паровую машину и вагонетку с опрокидывающимся кузовом. Вдохновленный этим результатом Джордж Стефенсон создал первый работающий паровой локомотив, который мог тянуть вагоны. Открытая в 1830 году между Лондоном и Ливерпулем первая железная дорога произвела настоящий фурор в строительстве железных дорог. Наконец, вмешалось британское государство и в 1850 году стандартизировало колею, которая к тому времени имела до десяти вариантов ширины. Так Британия стала первой страной, получившей в свое распоряжение исправно функционирующую национальную сеть железных дорог. Теперь везде в Европе строились железные дороги, которые соединяли отдаленные области и способствовали интеграции экономики.

    Текстильная индустрия

    Фабрики, оснащенные машинами, стали производственными центрами национальной промышленности. Параллельно с ростом механизации процессов производства и быстрым ростом производительности труда везде в Европе возникали гигантские фабрики, оснащенные машинами которые обслуживались бесчисленным количеством рабочих. Революционные успехи в развитии текстильного производства были достигнуты благодаря использованию первой прядильной машины, приводимой в движение водой, изобретенной Аркрайтом в 1769 году, и изобретению работающего от пара механического ткацкого станка, автором которого был Картрайт в 1792 году. В Америке Эли Уитни в 1793 году разработал волокноотделитель для автоматического отделения хлопчатобумажного волокна от семени. Связанное с этим увеличение объема вырабатываемого хлопка-сырца стало причиной падения цен и роста спроса. В середине XIX столетия Америка производила три четверти всего мирового объема хлопчатобумажных тканей. Большое количество этого товара поступало из южных штатов и далее в Англию и Новую Англию для дальнейшей переработки. На фабриках производили не только дешевую одежду, но также посуду, стеклянные товары, часы - всё, что являлось предметом спроса.

    Телеграф

    Процветающая экономика зависела от средств связи, и повсюду в Европе в XIX столетии возникли почтовые системы. Около 1875 года был организован Всемирный почтовый союз, чтобы осуществлять почтовую переписку с другими странами. Однако лишь с созданием телеграфа появилась возможность осуществлять непосредственную и мгновенную связь с удаленными объектами. В 1837 году в Лондоне впервые был опробован электрический телеграф, и в 1838 году Самюэль Морзе запатентовал в Америке изобретенный им телеграф.

    После успешной прокладки первого подводного кабеля между Северной Америкой и Европой в 1866 году стала возможна трансатлантическая телефонная связь.

    Электричество

    В 1831 году Майкл Фарадей продемонстрировал эффект преобразования электрической энергии в механическую. Открытый им электромагнетизм послужил основой для разработки динамомашины и электрогенератора. В 1837 году он создал динамо-машину с повышенной электрической мощностью, и техника, которая вначале была почти недоступной и весьма дорогой, постепенно завоевала популярность. До начала XX столетия люди научились вырабатывать относительно дешевое электричество только за счет энергии движения воды. В горных районах Италии, где угля не было, большинство фабрик работали от электричества, вырабатываемого генераторами, получающими питание от движения воды. Во Флоренции в 1890 году были пущены в эксплуатацию первые трамваи на электрической тяге. В 30-е годы XX столетия почти вся Европа была электрифицирована, а такие государства, как Россия, в которой в XIX столетии развитие индустриализации шло скорее замедленными, чем ускоренными темпами, начали бурно развиваться.

    Заводской цех одной из сталелитейных фабрик Круппа в Эссене, крупнейших оружейных кузниц Германской империи.

    Оружие

    Огнестрельное оружие начали создавать в XVI веке, и его роль постепенно возрастала. Следствием технологических инноваций XIX столетия стало быстрое изменение военного оружия. Изобретение пулемета повлекло за собой последующие изменения в производстве оружия. В 1862 году была изобретена пушка Гатлинга, которая быстро стреляла шариками и была первым огнестрельными оружием с автоматической дозарядкой. Впервые такое оружие нашло применение в Гражданской войне в Америке и позднее стало использоваться на флоте США. Изготавливаемые во Франции митральезы состояли из 37 связанных пучками ружейных стволов. В 1883 году в пулемете Максим, изобретенном одним американцем, впервые была использована энергия отдачи после выстрела для дозарядки патронов, что позволило производить целую серию выстрелов. Одним из величайших изобретателей оружия считается Альфред Крупп из Эссена, который превратил маленькое семейное предприятие в крупнейшее и самое успешное производственное предприятие Европы. Когда Крупп унаследовал фирму, на ней работало пять служащих. После его смерти в 1887 году на производстве уже было занято 20 тысяч человек - доказательство огромной потребности в оружии в XIX столетии.

    Задание 15. Пользуясь текстом § 22 учебника, составьте таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

    Задание 16. Выберите правильный ответ.

    Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:
    а) свободные люди, лишенные собственности; б) наличие свободных денег в руках богатых людей; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товаров.

    Задание 17. Объясните понятия.

    Аграрная революция - процесс, характеризующийся сосредоточением земли в руках крупных собственников, использованием наемного труда и исчезновением крестьянства и ростом продуктивности сельского хоз-ва.
    Промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
    Луддизм - стихийное движение разрушителей машин в начале XIX в. в Англии.

    Задание 18. Как вы думаете, что дало основания фермеру из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию:

    «Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином»?
    Напишите свой ответ.

    Английские колонии в Северной Америке изначально формировались как сообщество равных свободных людей, лишенное сословных привилегий, религиозных преследований. К тому же свободной земли было много и не было необходимости ее покупать или брать в аренду, как в родной Англии.

    Задание 19. Заполните пропуски.

    Бенджамин Франклин известен как политик, американский философ, ученый, экономист.
    С семнадцати лет он начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан самому себе».
    Франклин испробовал много специальностей, а затем уехал в Англию и работал там печатником. Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку , основывает Академию , положившую начало Пенсильванскому университету , и, наконец, издает газету. Затем он начинает серьезно заниматься политикой. При его активном участии американские колонии отделились от Англии. Франклин был американским послом во Франции. Его последним прекрасным поступком стало подписание петиции о запрещении рабства.

    Задание 20. Выберите правильный ответ.

    Формированию североамериканской нации способствовали:
    а) складывание единого внутреннего рынка; б) общая историческая судьба; в) общий язык (английский); г) преданность английскому парламенту; д) единая религия; е) стремление к укреплению монархической формы правления.
    Первую победу над английскими войсками отряд американских колонистов одержал в 1775 г. около города:
    а) Бостон; б) Нью-Йорк; в) Филадельфия; г) Конкорд; д) Лексингтон.

    Задание 21. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.

    Причинами Войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили:
    1) запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам;
    2) стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви;
    3) запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа;
    4) препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку;
    5) королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы;
    6) запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов;
    7) запрет английского парламента на производство в колониях тканей;
    8) введение метрополией гербового сбора;
    9) отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте;
    10) стремление жителей колоний к свободе и равенству.

    Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

    Основное понятие

    Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

    В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

    • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
    • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
    • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

    Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

    Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

    • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
    • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
    • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

    Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

    Прядильное производство

    Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

    Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

    Паровой двигатель

    Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

    Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

    Успехи машиностроения

    В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

    Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

    Социальные последствия

    Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

    • Личная свобода граждан.
    • Рыночные отношения.
    • Техническая модернизация.
    • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
    • Конкуренция.

    Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

    Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

    Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

    Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

    Второй этап революции: возникновение монополий

    Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

    Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

    Последствия второго этапа промышленной революции

    Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

    Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

    Итоги второго этапа

    Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

    Достижения Проблемы
    Технический аспект
    1. Технический прогресс.
    2. Возникновение новых отраслей промышленности.
    3. Экономический рост.
    4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
    1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
    2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
    3. Обострение экологических проблем.
    Социальный аспект
    1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
    2. Повышение значимости интеллектуального труда.
    3. Рост среднего класса.
    1. Передел мира.
    2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
    3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

    Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

    (industrial revolution) – революционные изменения в орудиях и в организации производства, которые привели к переходу от доиндустриального к индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером промышленной революции считается Англия конца 18 – начала 19 вв.

    Современная историко-экономическая наука выделяет в истории человечества три крупных качественных скачка – три революции в производительных силах общества и в структурах самого общества. Неолитическая революция создала производящую экономику; промышленная революция привела к переходу от аграрного общества к промышленному; продолжающаяся научно-техническая революция ведет к переходу от промышленного общества к сервисному. Все эти процессы происходили асинхронно в разных странах и регионах, однако имели глобальный характер.

    Термин «промышленная революция» (или «промышленный переворот») подчеркивает быстрый и взрывообразный характер изменений, который произошли на рубеже 18–19 вв. сначала в Англии, а затем и в других странах европейской цивилизации. Впервые это понятие начал использовать в 1830-е французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х оно стало широко использоваться марксистами: в первом томе Капитала Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди историков-немарксистов понятие «промышленная революция» получило всеобщее признание в конце 19 в. под влиянием Лекций о промышленной революции известного английского историка Арнольда Тойнби.

    Наряду с узкой трактовкой промышленной революции как события, связанного только с генезисом капитализма, среди обществоведов распространены и более широкие ее трактовки, когда промышленной революцией называют любые глубокие качественные сдвиги в промышленной сфере. Сторонники такого подхода выделяют не одну промышленную революцию, а три (Табл. 1) или еще больше. Однако такое более широкое толкование не считается общепринятой.

    Таблица 1. ПЕРИОДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ и их основная характеристика
    Элементы технического прогресса Периоды наибольшей концентрации качественных сдвигов
    Конец 18 – начало 19 вв. (первая промышленная революция) Последняя треть 19 – начало 20 вв. (вторая промышленная революция) Середина 20 в. (третья промышленная революция – научно-техническая революция)
    Орудия и средства труда Возникновение машинного производства Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства
    Двигательная сила и энергия Паровая машина Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель
    Предметы труда Массовое производство железа, чугуна Массовое производство стали Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс
    Транспорт Железнодорожный транспорт на паровозной тяге, пароход Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт Развитие единых транспортных систем, контейнеризация, реактивный транспорт и ракетная техника
    Средства связиисправления Почтовая связь Электросвязь (телеграф, телефон) Радиосвязь и электроника
    Сельское хозяйство Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных Механизация сельского хозяйства, минеральные удобрения Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов
    Строительство и строительные материалы Господство ручного труда, кирпич и дерево Первые строительные механизмы; цемент и железобетон Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций
    Формы организации науки Индивидуальная научная деятельность Возникновение специализированного научного труда Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль народного хозяйства
    Образование Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения Массовое общее и специальное образование Значительное (в несколько раз) повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования
    По: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники . Екатеринбург, 2003

    Среди обществоведов и в наши дни продолжаются дискуссии о том, что же именно следует считать главным содержанием промышленной революции 18–19 вв. Важнейшими изменениями эпохи промышленного переворота называют:

    появление принципиально новых средств труда – машин (т.е. механизация производства);

    формирование нового типа экономического роста – переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту;

    завершение формирования новой социальной структуры – превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

    Промышленная революция как механизация производства. В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества – машина, которая состоит из трех основных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и рабочей машины. Важнейшими из них являются рабочая машина , которая обрабатывает материал труда, заменяя «умелые руки» работника, и двигатель , дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, выделяют три этапа промышленной революции:

    1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);

    2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;

    3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.

    Изобретение рабочих машин. В эпоху нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. Первым центром промышленной революции стала Англия – страна, которая еще в 16–17 вв. была главным центром овцеводства в Европе, чья шерсть шла на изготовление тканей, используемых не только в самой Англии, но и экспортируемых за рубеж.

    Началом промышленной революции считают изобретение в 1764–1765 английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, уже через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно.

    Коэффициент полезной деятельности прялки «Дженни» был ограничен тем, что она использовала мускульную силу ткача. Следующий важный шаг сделал в 1769 цирюльник Ричард Аркрайт, запатентовав прядильную машину непрерывного действия, рассчитанную на водяной привод. Наконец, в 1775 ткач Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, но некрепкую нить, а ватермашина Аркрайта – крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую. После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая тканями все развитые страны мира.

    Машинное производство первоначально возникло на ремесленном базисе – машины производились вручную и приводились в движение силой работника. Однако затем в ходе промышленной революции возникли двигатели для машин и началось производство машин машинами.

    Изобретение двигателя для машин. Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.

    Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.

    При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды. Еще в 1711 Томас Ньюкомен изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины Ньюкомена имели неравномерный ход, то они часто ломались.

    В 1763 к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт, лаборант университета в Глазго. Разобравшись в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769, одновременно с изобретением прядильной машины Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».

    Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией .

    Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в Америке и Англии число пароходов уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

    Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру). Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 2).

    Таблица 2. ДИНАМИКА ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в 19 в. (в километрах)
    Страны 1840 1860 1880 1900
    Бельгия 334 1730 4112 4591
    Франция 496 9167 23089 38109
    Германия 469 11089 33838 51678
    Великобритания 2,390 14603 25060 30079
    Россия 27 1626 22865 53234
    Источник: Fontana Economic History of Europe. Vol. 4. Part 2.

    Изобретение машин для производства машин. На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную, поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин.

    Самым важным открытием машиностроения эпохи промышленной революции стало изобретение токарного станка, на котором можно было бы нарезать винты и осуществлять иные операции. В этом открытии основную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798–1800 он изобрел токарный станок с суппортом, на котором стало возможным очень точно нарезать винты и гайки. Понимая необходимость универсализации технических параметров, Модсли стал также основателем технической стандартизации. Только теперь стало возможным массово производить болты и гайки, которые подходили бы друг к другу.

    Механизация производства машин позволила наладить поточное производство «машин для убийств» – огнестрельного оружия, винтовок и стальных пушек.

    Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола стреляют дальше и точнее. Однако зарядить такое ружье с дула, подобно гладкоствольному, было трудно, а для создания казнозарядного ружья необходимо изготавливать затвор ружья с высокой точностью. Когда появились высокоточные токарные станки, эта проблема была решена. В 1841 на вооружение прусской армии было принято игольчатое ружье Дрезе, позже нарезное оружие поступило и в другие европейские армии. Крымская война убедительно показала преимущества нарезного оружия союзников перед гладкоствольными ружьями русских.

    Позже всего появились стальные пушки. В 1850-х английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 1860-х французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек.

    Механизация производства оружия подкрепила высокую экономическую эффективность стран Западной Европы не менее высокой эффективностью их армий. Благодаря этому колониальное подчинение всего мира передовой Европе стало лишь вопросом времени.

    «Патентная революция» как предпосылка промышленной революции. Историки отмечают, что машины сами по себе вовсе не были для Западной Европы чем-то совершенно новым. Еще в античную эпоху изобретались многие механические приспособления, вплоть до использования силы пара. В средние века также известно немало попыток использования машин на мануфактурах. Эти факты показывают, что, с точки зрения возможностей чисто технических изобретений, промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше нового времени.

    Объяснение «запоздалого» массового внедрения технических изобретений кроется в том, что оно требовало осуществить сначала некоторые социальные инновации. Для внедрения машин, в частности, было необходимо сначала ликвидировать средневековую цеховую систему, которая запрещала конкуренцию, и создать систему правовой защиты прав изобретателя. В средние же века технические изобретения оставались уникальными образцами: внедрение техники наталкивалось на противодействие цеховых ремесленников, которые боялись потерять работу, а изобретатели, боясь лишиться дохода от использования своих открытий, всячески их скрывали и часто уносили их тайну с собой в могилу.

    Феодальная регламентация создавала для технических новинок не стимулы, а контрстимулы. Известно много примеров репрессий против изобретателей новых технических инноваций. Так, в 1579 в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 английский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям собратьев по профессии – его дом был разгромлен, и он был вынужден бежать во Францию. Последним отголоском средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18–19 вв., когда восставшие рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».

    Важнейшей предпосылкой изобретения машин стала «патентная революция » середины 18 в., когда в Англии были приняты специальные законы, защищающие (в течение ряда лет) исключительные права изобретателя на использование его открытия. Изобретательство стало приносить не гонения, а доход. В результате многие изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать крупными предпринимателями, заработавшими большую прибыль на эксплуатации своих открытий. Без законов о защите интеллектуальных прав собственности изобретательство не могло бы приобрести широкого размаха.

    Промышленная революция как переход к самоподдерживающемуся росту. Эпоха промышленной революции качественно изменила темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды экономического роста перемежались с периодами спада, в результате чего средний темп прироста колебался около нуля. Новый взгляд на эпоху промышленной революции, концепцию перехода к самоподдерживающемуся росту, сформулировал в 1956 американский экономист Уолт Ростоу.

    У.Ростоу выделил пять стадий роста:

    1. традиционное общество (the trаditional society);

    2. период создания предпосылок для взлета (the preconditions for take-off);

    3. взлет (the take-off);

    4. движение к зрелости (the drive to maturity);

    5. эпоха высокого массового потребления (the age of high mass consumption).

    Критерием выделения стадий в концепции У.Ростоу служили преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д.

    Для первой стадии, традиционного общества, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно, на потребление, а не на накопление. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Темпы экономического роста невелики и нестабильны.

    Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период осуществляются важные изменения в трех непромышленных сферах экономики – сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.

    Третья стадия , «взлет», охватывает, по мнению У.Ростоу, сравнительно небольшой промежуток времени – всего 20–30 лет. В это время резко растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей («лидирующее звено») и лишь позднее распространяется на всю экономику в целом. Чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимо выполнение нескольких условий:

    резкое увеличение доли производственных инвестиций в национальном доходе (с 5% до как минимум 10%);

    стремительное развитие одного или нескольких секторов промышленности;

    политическая победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества.

    Главная идея концепции У.У.Ростоу показана на графике (Рис. 1), где по оси абсцисс отложено время с указанием выделенных Ростоу стадий, а по оси ординат – среднедушевой доход.

    Для традиционного общества характерно колебание на одном и том же уровне: среднедушевой доход, то немного увеличивается, то падает под влиянием ухудшения соотношения жизненные средства / население. Во второй стадии, переходной к взлету, ситуация несколько улучшается: растет среднедушевой доход, однако, еще нельзя говорить о необратимых изменениях. Лишь стадия взлета переводит среднедушевой доход на качественно новый жизненный уровень и, главное, создает предпосылки для необратимого роста.

    Предложенная У.Ростоу интерпретация промышленной революции предлагает видеть главное не в новых машинах, а в новых высоких темпах роста. Действительно, промышленная революция привела к резкому ускорению темпов ежегодного прироста основных экономических индикаторов (Табл. 3). Однако при таком подходе глубокие социальные, институциональные изменения оказываются как бы в тени, а на передний план выходит соотношение инвестиций и темпов роста валового национального продукта.

    Таблица 3. ЕЖЕГОДНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП), %
    Страны 1–1000 гг. 1000–1500 1500–1820 1820–1870 1870–1913 1913–1950 1950–1973 1973–2001
    Великобритания 0,80 2,05 1,90 1,19 2,93 2,08
    Германия 0,37 2,00 2,81 0,30 6,68 1,75
    Франция 0,37 1,43 1,63 1,15 5,05 2,20
    Западная Европа в целом –0,01 0,29 0,40 1,68 2,11 1,19 4,79 2,21
    США 0,86 4,20 3,94 2,84 3,93 2,94
    Япония 0,10 0,18 0,31 0,41 2,44 2,21 9,29 2,71
    Китай 0,00 0,17 0,41 –0,37 0,56 –0,02 5,02 6,72
    Индия 0,00 0,12 0,19 0,38 0,97 0,23 3,54 5,12
    Весь мир в целом 0,01 0,15 0,32 0,93 2,11 1,82 4,90 3,05

    Сальвадор Дали — миф и реальность искусства XX века. Конечно не с самого детства, но уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Несмотря на то что мы знаем немало вполне аргументированных, хотя подчас и противоположных, версий феномена этого выдающегося художника, они не могут окончательно убедить нас в правоте отдельных точек зрения того или иного автора или склонить на сторону одного из них. По-видимому, это неизбежно. Ведь подобно тому как в природе существуют необъяснимые явления, так и в искусстве многое до конце непостижимо.

    Пытаясь приблизиться к пониманию творчества Дали , обратимся к его собственным мыслям и суждениям: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену — получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейссонье, из этого получился Дали . Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали. После поп-арта и оп-арта появится арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой Современным искусством (арт модерн)».

    Дали не перестает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он создавал почву для мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе... Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощая свою задачу, определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления — сюрреализма. Но, видимо, придет время, когда этого будет уже явно недостаточно и существующую теоретическую модель сменит более углубленное и сложное отношение к наследию великого мастера. Возможно, только грядущему дано почувствовать некую близость искусства Дали духовным исканиям русской культуры, гению Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова, их вселенским фантасмагориям. Опыт подобных параллелей, на наш взгляд, оказался бы плодотворным, позволил бы выйти из суженного круга устоявшихся воззрений, однако сегодня мы недостаточно подготовлены к этому. Вопреки такого рода предсказаниям возвратимся к традиционной на сегодня модели истории сюрреализма и роли в его развитии Дали .