Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Исторические основы развития украинских народных ремесел. Украинские ремёсла. Плетение из лозы

    Исторические основы развития украинских народных ремесел. Украинские ремёсла. Плетение из лозы

    Народные промыслы Украины
    (Информация предоставлена Головановой Галиной Антоновной – Нижегородское общество украинской культуры «Джерело», член правления, зам. председателя регионального отделения КУР),

    Народные художественные промыслы в Украине являются неотъемлемой составляющей украинской культуры, они вобрали у себя черты, присущие отдельным этнографическим регионам страны. Из поколения в поколение передавались тайны технического и технологического мастерства, совершенствовались приемы обработки природных материалов. На протяжении веков мастера создавали вещи, необходимые людям в быту. Лучшие из них мы называем теперь произведениями народного искусства.

    В ряде населенных пунктов (Опишня, Решетиловка, Косел, Богуслав, Гавареччина, Петриковка, Дихтяри, Глиняни, Клембивка и другие) существовали школы традиционного народного искусства.

    Под воздействием климатических, естественных условий, особенностей быта украинцев, свойств местного сырья и исторических факторов в каждом этнографическом регионе Украины производили локальные предметы художественной образности, орнаментики, формотворення.

    И тем не менее, в народных промыслах Украины много общего с другими славянскими народами. Как и в Беларуси, России, так и в Украине было развито:

    Гончарство – один из найдревнейших видов народного ремесла. Технология гончарного производства сложная и длительная. Для украинских гончарных изделий характерна глубокая традиционность, пластичная виразительность, народна декоративность и простота, которая придает самобытному искусству национальный колорит. В настоящее время керамические промыслы существуют во многих городах и селах Украины (Виннице, Коломые, Косове, Мукачеве, Одессе и других городах и селах Украины).

    В ХVIII ст. в Украине распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расптсанные в народном стил, и ныне украшают жилища современных украинцев.

    Серед керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры, барыла и др.

    Кузнечное дело . О розвитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки на територии Украины. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Руду в давние времена добывали из болотных руд, которых было много в долинах рек, особенно в Поднипровье. Приеомы обработки металла – кувка, сварка, термическая обработка. На Киевской Русі существовало более 16 кузнечных ремесел, ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк. Это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская збруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементи одежды.

    Мастера Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Ужгорода продолжают традиции старых кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, подсвечниках и тому подобном.

    Ткачество – самое древнее ремесло, которым занимались украинские женщины. Ткани изготовляли сначала для собственного потребления, но уже с ІХ-Х ст. это домашнее ремесло переросло в промысел, который удовлетворял потребности городского населения. С возникновением промышленного изготовления ткани домашние ткацькие ремесла постепенно пришли в упадок.

    Ткачество как ремесло было распространено на всех землях Украини со времен Киевськой Руси. С появлением мануфактур и фабрик опять сосредоточилось в селах как кустарный промысел.

    Оброботка кожи - это одно из найдревнейших занятий украинцев. Достаточно высокого розвития техника и технология обробоки шкур животных достигла еще в дренерусский период.

    Гутництво – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла. Название промисла происходит лт слова “гута”, что означает стекловарную печь. Гутництво было широко распространено на территории Полесья. Гутники изготовляли столовую, кухонную, аптечную посуду.

    Ковроделие – такое древнее направление ручного ткачества, что археологи находят остатки ковровых изделий в скифских поселениях. Известные центры украинського ковроделия: Подилля, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Нине традиционным ковроделием в Украинеі занимаються 24 фабрики и художественные мастерские.

    Деревообработка, резьба по дереву . С древних времен из дерева изготавливали посуду, орудия труда, лодки, предметы быта и т.д. Техника обработки дерева очень разнообразная. Самая тонкая работа – резьба. Художественная обработка дерева известна со времен Киевской Руси.

    К работе сдеревом можна отнести и лозоплетение, которое особенно распространено на Полесье и Западной Украине.

    Оброботка металлов . Бронзоплавильное производство в Украине известно с с IV-II тисячелетия до н.э.).

    Писанкарство . Уникальним украинским искусством, связаним одновременно и с веруванниями, мифологией, и с обрядами, является писанкарство, т.е. расписывание яиц с помощью различных техник. Еще не так давно писанки изготовлялись специально на продажу, так как умением писать писанки владела далеко не каждая хоэяйка. Постепенно настоящие домашние писанки витеснили сувениры - деревяные, керамические. Но в некоторых регионах Запалной Украини еще до сих пор можна заказать писанки у мастрицы-писанкарки. Символіка писанки чрезвичайно глубока и в тоже время проста. Яйцо – символ солнца, весеннего возрождения природы.

    Обработка камня.

    Роспись . Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

    Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
    Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

    Вышивка . Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

    Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. Рушник - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

    Гончарство – один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).

    Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.

    Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.

    Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.

    Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.

    Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

    Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.

    Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.

    Декоративная роспись. Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

    Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.

    Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.

    Народные ремёсла и промыслы в России

    Русские народные промыслы

    В России известны такие центры народных промыслов:

    v Хохлома

    v Жостово

    v Городец

    v Филимоново

    v Федоскино

    v Дымково

    v Гусь-Хрустальный и др.

    Хохлома

    Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.

    Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Жостовская роспись

    В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.

    Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.

    Ростовская финифть

    На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

    Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

    Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.

    Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

    Тульский самовар

    В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.

    В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".

    За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

    Гжель

    В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

    Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.

    На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.

    На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.

    Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.

    Палехская миниатюра

    Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.

    Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

    Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

    Городецкая роспись

    Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.

    Филимоновская игрушка

    По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

    Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

    Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.

    Домашняя промышленность, неразрывно связанная с земледелием и характеризовавшаяся переработкой сырьевых материалов, получаемых в крестьянском хозяйстве самой крестьянской семьей, широко была распространена на Украине в период феодализма и капитализма. Крестьянские промыслы отличались большим разнообразием - было развито ткачество, гончарное дело, обработка дерева и металла, переработка пищевых продуктов.

    Тяжелое экономическое положение крестьянства вынуждало его в домашнем обиходе и хозяйстве пользоваться своими собственными изделиями из дерева, глины, соломы, камыша. Часть этой продукции шла на рынок. В крестьянских промыслах вплоть до Октябрьской революции сохранялись в основном примитивные способы добычи и переработки сырья, та же рутинная техника, которая была и в период феодализма. В западных областях Украины это сохранялось вплоть до воссоединения их в УССР.

    Благодаря постепенно крепнувшим торговым связям с Россией изделия украинских ремесленников все чаще стали проникать в русские города. Прежде всего это относится к кафелям, изделиям из гутного стекла и коврам. Одним из наиболее распространенных домашних промыслов была обработка растительного волокна (лен, конопля), шерсти. Процесс обработки растительного волокна был трудоемким: коноплю мочили в водоемах, лен для вымачивания стлали тонким слоем на мокром лугу, а потом просушивали и «трепали», т. е. с помощью специальных приспособлений (характерных для всех славян) - мялок - отделяли волокно от кострищ, а затем чесали. Пряли с помощью самодельного веретена. Для окраски пряжи крестьяне пользовались растительными красителями, которые сами изготовляли. Со второй половины XIX в. для окраски стали применять химические красители.

    Обработка шерсти была менее сложной. Овец стригли металлическими ножницами (отписками). Затем шерсть мыли в щелочи, перебирали и расчесывали проволочными щетками на специальных досках с гвоздями (грем- плях). Пряжа из шерсти грубошерстных овец делилась в зависимости от длины волосков на тонкую (довгу волость) и грубую (шпинь). Из первой преимущественно изготовляли декоративные ткани (ковры, скатерти и т. д.), из второй - сукно. Пряли шерсть с помощью веретена.

    На Украине были широко распространены юризонтальные и вертикальные ткацкие станки. Основной частью вертикального (более древнего) станка была рама, состоящая из двух столбов, соединенных вверху и внизу двумя перекладинами. Вертикальные станки были двух подтипов: для тканья ковров (в Восточной Украине эти станки назывались кросна, в Западной Украине - разбо"1) и для тканья рогож. Наиболее простым видом горизонтальных станков на Украине были кросна или версшат. Этот тип ткацкого станка был широко распространен в Черниговской и Киевской губерниях и волынском Полесье. В некоторых районах Украины (Полесье) были распространены станки - стаей, лишь немного отличающиеся от кросен.

    Техника тканья у украинцев была разнообразна. Самым цростым считалось тканье на двух подножках, когда получали белые гладкие полотна. Традиционным узорным тканьем у украинцев, русских и белорусов было тканье на четырех подножках. При таком способе получался узор со- сонка (елочка). Известна еще была техника тканья под закладку (так изготовлялись на Волыни женская поясная одежда - запаски и ковры). На станках ткали полотна, рушники, скатерти, ковры, мешковину и рогожу. Ткацкая продукция потреблялась в основном внутри крестьянского хозяйства и лишь незначительная часть (ковры) шла на рынок.

    Обработка шкур была распространенным промыслом в различных частях Украины. Она делилась на четыре самостоятельных ремесла: выделка овчины (куштрство), выделка кожи (чинбарство), сапожничество (шевство), изготовление конской сбруи (лимарство). Из овечьих шкур крестьяне делали кожухи и шапки. Обувь, сбрую и другие хозяйственные изделия изготовляли из кожи волов, лошадей и свиней. Шкуры домашних животных обрабатывались различными способами (с помощью хлебного кваса, мела, извести, пепла, соли, дубовой коры, глины) в зависимости от того, какой вид кожи изготовлялся.

    Обработка дерева считалась одним из самых важных домашних промыслов на Украине. Особенно она была развита в лесных и лесостепных районах Украины.

    Важным деревообрабатывающим промыслом являлось изготовление возов, колес, полозьев для саней и др. (стелъмашество). Широко было распространено бондарство. Самой сложной технической операцией при изготовлении бочек была прорезка ymopie - кривых пазов в клепках, в которые входит днище. Бондари имели несложный инструментарий-деревянный циркуль (розм1ряч), кривой струг (уторник) и клинья, используемые при надевании обручей. Иногда изделия выдалбливали из цельных кусков дерева. Так делали ульи, лодки, ступы, корыта, ковши, солонки, ложки и т. д. На Украине было также распространено изготовление деревянных гребней, а также сундуков (скрынь), нередко декорированных росписью либо резьбой (гуцульские скрыни).

    Помимо этих промыслов, широкое распространение имело плетение изделий из лозы, коры, соломы. Из этих материалов делали коробки, корзины, плетенки для зерна (солом’яники), шляпы (брилъ) и др.

    Гончарное дело также занимало одно из ведущих мест среди крестьянских промыслов. Керамическая продукция потреблялась частично в самом крестьянском хозяйстве, частично шла на продажу. В разнообразных формах украинской керамики было много общего с посудой русского и белорусского народов. Свои изделия гончары производили в основном на ножных гончарных кругах. На Украине были распространены два типа гончарных кругов: волошские и шленские. Волошский состоял из двух деревянных дисков - большего нижнего (стдняка) и меньшего верхнего (верхняки). Диски были насажены на общую ось и приводились в движение ногой. В шленском, более древнем гончарном круге, верхняк и сшдняк соединялись при помощи шести спиц. После просушки посуду обжигали в специальной печи (горнъ). Глазурованную посуду обжигали дважды. Все виды керамических изделий могут быть } разделены на четыре группы: бытовая посуда, бытовая декоративная посуда, керамическая декоративная скульптура и техническая декоративная и строительная керамика. К первой группе относилась посуда для хранения, приготовления и подачи пищи: миски, полумиски, различные горшки (борщЬвники, кашники, близнята), глечики, тикви и т. д. Бытовая декоративная посуда, покрытая изнутри разноцветной поливой и украшенная снаружи растительным и животным орнаментом, и фигурная посуда (куманщ, баранщ, плесканщ) в крестьянских жилищах постоянно находилась на открытых полках - мисниках. Ею пользовались только в праздники, а в остальные дни она служила украшением. Керамическая скульптура представляет интерес как разновидность украинского изобразительного искусства. Наиболее распространенными видами ее являлись разного рода свистунщ, курочки, твники, уточки, баранчики, собачки. Из технической декоративной керамики наиболее интересным было производство глазурованного кафеля, которым облицовывались печи. Для строительных нужд производились кирпичи, черепица, облицовочные плитки. Главными гончарными центрами на Украине в XIX в. считались в Полтавской губ.- с. Опошня, с. Хомутец; в Киевской - с. Дибинцы, с. Межигорье, Васильков; в Черниговской - Ичня, Нежин; на Подо- лии - с. Бубновка, с. Кришинцы, с. Бар; в Галиции - с. Пистынь, с. Косов; в Закарпатье - Ужгород, Хуст. Известными мастерами керамических изделий, которые создали свои школы, были Д. Забила, Ф. Чер- винка (Полтавская губ.), К. Масюк (Киевская губ.), Т. Гончар и И. Гончар (Подолия) и мн. др. При общности форм украинской народной керамики, каждый гончарный центр изготовлял продукцию, отличавшуюся теми или иными локальными особенностями.

    Выработка стекла была известна на территории Украины со времен Киевской Руси. В XVI-XIX вв. на Волыни, в Черниговской, Сумской, Харьковской и Киевской губерниях, на Подолии, в Галиции, Закарпатье и Буковине стекло производилось на небольших предприятиях - гутах. Гуты были разной мощности - на одну, две и три печи. Каждая печь имела несколько огнеупорных керамических сосудов (дойницъ) для выплавки простого, зеленого, синего, дымчатого стекла, а также хрусталя. Гуты выпускали преимущественно оконное стекло и посуду: бокалы, штофы, баклаги, тарелки. Очень своеобразным изделием была фигурная посуда для напитков в виде медведей, зайцев и т. д. Гутные изделия часто раскрашивались масляными красками. Гутное производство прекратило свое существование во второй половине XIX в. с развитием капиталистического производства.

    На Украине издавна была известна добыча селитры, которую использовали при изготовлении стекла, консервировании продуктов, для производства пороха (с начала XV в.).

    Широкое распространение также получила обработка металлов: железа, меди, олова, свинца, а также золота и серебра. Сельские кузнецы изготовляли орудия для обработки дерева (топоры, струщ, долота); сельскохозяйственные орудия (наральники, лемеха, лопаты), хозяйственно-бытовые предметы (рогачи, ножи и т. д.). Кузнецы также оковывали возы. Главными кузнечными инструментами были: наковальня, щипцы, молот, молоток-пробойник; в конце XIX в. стали употреблять пилы-ножовки, ключи для нарезки винтов, расточки для копыт, инструменты для производства гвоздей. Ковку применяли и холодную и горячую. Последняя была распространена на Украине в XIX в. шире.

    Переработка пищевых продуктов у украинцев очень своеобразна. Вплоть до начала XX в. на Украине были распространены ручные и ножные ступы, а также ручные мельницы - жорна, которые состояли из двух жерновых камней, соединенных железным веретеном.

    Помол большого количества муки производился на водяных и ветряных мельницах - вЬтряках. В XIV-XV вв. на Украине существовали только водяные мельницы. Они были стационарные, с плотиной, а на больших реках - наплавные, на пароме. Стационарные мельницы приводились в движение водой, которая падала с плотины на ковши, закрепленные на колесе, наплавные - текучей водой. Водяные мельницы имели не только устройство для размола зерна, но и крупорушки, а также использовались как двигательная сила при обработке дерева (лесопильни), переработке масличных культур, валянии сукна, изготовлении пороха, в железорудном деле (с XV в.), в производстве бумаги (с XVI в). Ветряные мельницы получили широкое распространение с XVII-XVIII в. по всей территории Украины - от Слободской Украины до Буковины и от северных границ до Черного моря.

    Конструктивных вариантов ветряных мельниц было очень много (восьмигранная башня с вертикальными стенами, усеченная пирамида, квадратная, переходящая в восьмигранную, просто квадратная и др.), но все они делились на три основных типа. Первый, наиболее древний тип, не имел устройства для поворота крыльев к ветру и поэтому со временем исчез. Второй тип, с вращающейся основой, был распространен преимущественно в лесостепных и степных районах Харьковской, Полтавской, Киевской губерний и в южных районах Украины. Третий - с вращающейся крышей, наиболее часто встречался в Черниговской губ. Мельницы принадлежали обычно помещикам или кулакам. Многие же бедняки пользовались примитивными ручными мельницами.

    Для выдавливания растительных масел применяли ручные маслобойки. Основой маслобойки служили два столба - лапки, укрепленные вязю,- горизонтальной колодой. Посредине столбов помещались две плахи - мачухи. Они давили на мешок с зерном, помещенный в выемке каждой мачухи, при помощи клиньев, вставленных в отверстия на лапках.

    При общности в технологии изготовления и орудиях производства изделия домашних промыслов украинцев отличались значительным разнообразием. Локальные отличия проявлялись довольно ярко в украинских домашних промыслах и в период капитализма. Так, особенностью черниговской керамики было своеобразие древнеславянских форм и орнаментации. Черниговские мастера на сырой фон одного тона поливы наносили другой цвет, что придавало поверхности посуды мраморный оттенок. Они же вкладывали много художественной находчивости и таланта в разработку орнамента на кафелях, которыми облицовывали стены и печи. Характерной особенностью черниговских кафелей был синий растительный орнамент на белом фоне. Оригинальной тональностью отличалась волынская и полесская керамика так называемая чернолощеная посуда (сиваки с вертикальными блестящими полосами). Этот тип посуды широко бытовал в районах Тернополя, Львова и Станислава. Подольская керамическая продукция славилась своей полихромной яркой расцветкой и оригинальными формами. Миски, изготовлявшиеся в Полтавской губ., разрисовывались растительным орнаментом на темно- коричневом, желтом, зеленом и серо-голубом фоне. Среди керамических изделий гуцулов преобладала посуда, покрытая белой поливой, с гравировкой и орнаментом. Локальные особенности существовали и в расцветках ковров. Так, в центральной Украине был распространен «полтавский тип» с волнистым узором из больших цветов. Подольские ковры украшались сплошным геометрическим и растительным орнаментом без общего фона.

    Разнообразие и отличие многих видов продукции домашних промыслов украинцев при единстве их главных, общих черт, свидетельствовало о том, что развитие промыслов было своеобразным в каждом из локальных районов Украины. Во второй половине XIX - начале XX в. с развитием капитализма народные промыслы стали постепенно приходить в упадок; снижались художественные достоинства изделий. Домашние промыслы существовали более продолжительное время только в экономически отсталых районах Украины (Полесье, Волынь, Карпаты).

    Развитие мелких крестьянских промыслов способствовало подготовке рабочих кадров, привлекавшихся на работу в мануфактуру и крупную машинную индустрию. В. И. Ленин отмечал: «Крупная машинная индустрия не могла бы так быстро развиться в пореформенный период, если бы позади нее не стояла продолжительная эпоха подготовки рабочих мануфактурой»*.

    После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории народных промыслов. Народные умельцы освободились от гнета и эксплуатации скупщиков и ростовщиков.

    Как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.

    Ремесло периода Древности и Средневековья

    Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким . В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия, кузнечество, переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений, одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века - 1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

    Ремесло Новых времён

    Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870-1890-х годов.

    Ремесло XX века

    Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к 1928 г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в 1939 г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в 1960 г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

    Народные промыслы

    Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

    Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. По-разному называли рушник, в зависимости от его назначения. Рушник для вытирания рук и лица - утирач; для посуды, стола и лавы - стирач; праздничный, для застилания стола - обрус; для увязывания сватов - плечевик. А был еще один - рушник судьбы. Его готовила мать еще до рождения ребенка. Для мальчика вышивала на нем дубовые листочки, чтобы сильным и мужественным был сын, а для девочки - калину, чтобы дочь была красивой, словно калина. Этот рушничок после рождения ребенка клала мать под детскую подушечку. С ним несли ребенка крестить, на нем благословляла мать сына или дочь на бракосочетание, с ним рядила ребенка в далекую дорогу. Это рушник берегли всю жизнь и клали в гроб, когда человек умирал.

    В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

    Народная мудрость гласит, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. И начинать нужно именно со строительства дома.

    Когда-то наши предки, заселяя новые земли, выбирали наилучшие, самые живописные места для строительства жилья.

    Дома на Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, украинцы придерживались определенных традиций: где любит лежать скот, там и людям будет хорошо; если на выбранном для строительства месте хорошо росла рожь, то это место хорошее для дома. А еще нельзя было строить ом там, где раньше были кладбища, где часто болели, на пустырях, на раздорожье, перекрестке дорог.

    Обсаживали дом мальвами, любистком, мятой, был он всегда чисто отбеленным, очень часто разрисованным.

    В доме был свет и солнечно, поэтому и назывался он светлицей. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. За это очень уважали ее в украинской семье. Каждая хозяйка после того, как вытопит печь, подметала ее, часто подмазывала белой глиной.

    Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

    Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

    Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

    Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

    Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

    Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

    Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

    "В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

    Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

    Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

    Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

    Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

    Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

    Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

    Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

    Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

    Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

    Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

    Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

    Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

    Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

    Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

    Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

    В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

    Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

    Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

    Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

    Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

    Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

    Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

    вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

    Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

    Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

    Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

    Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

    Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

    Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.