Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Формы коммерческих организаций в социальной сфере. Особенности оплаты труда в коммерческом секторе социальной сферы

    Формы коммерческих организаций в социальной сфере. Особенности оплаты труда в коммерческом секторе социальной сферы

    При разработке ценовой политики важно не только определить не только уровень цен, но и сформировать стратегическую линию ценового поведения организации на рынке. Рассмотрим ниже наиболее часто применяемые в реальной жизни виды ценовых стратегий и попытаемся спроецировать отдельные из них на социально-культурную практику.

    1. Стратегия высоких цен. Иначе говоря, стратегия «снятия сливок». Она означает реализацию товаров выше цены производства. Это позволяет обеспечить сравнительно быстро покрытие расходов, понесенных в связи с производством новых товаров. Товар в этом случае должен быть безупречным по качеству, оригинальным по замыслу, инновационным по своей технологии, способным привлечь внимание потребителей-новаторов, да к тому же располагающих необходимыми средствами для совершения покупки. В СКС это может быть новая модель автомобиля для разъездных работ или компьютеры последней модели, школа аутотренинга или секция фитнеса, заграничное турне по странам Африки или проведение театрализованного представления на бородинском поле. Воскресная школа эстетического всеобуча, участие в международном экологическом марафоне, творческое сотрудничество посредством ИНТЕРНЕТ, цикл лекций лауреата Нобелевской премии, Всероссийский конкурс бального танца, ночной клуб с выдающимися эстрадными «дивами» в программе - вот поводы для установления «сливочных» цен.

    2. Стратегия низких цен или стратегия проникновения на рынок. При такой стратегии спрос стимулируется за счет низких цен. Если на рынке присутствуют конкуренты, предлагающие аналогичный товар, но по более высоким ценам, нам, скорее всего, удастся привлечь на свою сторону потребителей. Но лишь на короткое время. Если качество предлагаемого нами продукта будет достаточно высоким, мы можем цену постепенно увеличить.

    Потребитель, привыкший к качественному товару, наверняка сохранит к нему свое доброе расположение. Но если предложенный нами продукт почему-либо не удовлетворяет потребителей, низкая цена от провала нас не спасет. Да к тому же не всякая организация способна увеличить поставки продукта, а ведь только в том случае можно рассчитывать на доход и прибыль. Мало продукта по малой цене - это игра в рынок, а не рыночная стратегия. Примерами обращения к стратегии низких цен могут служить УК, впервые обратившегося к практике коммерческой деятельности и еще не имеющие достаточно опыта работы на рынке. Первые платные концерты артистов-любителей; первые дни работы клубной игротеки; первые группы детей, пришедших в музыкальные классы; первый кукольный спектакль, подготовленный для детей работниками районной библиотеки…



    3. Стратегия дифференцированных цен. Работники СКС обращаются к такой стратегии довольно часто. И поводов к этому достаточно много. В связи с появлением «среднего класса», «новых русских», с развитием частного предпринимательства, появлением коммерческих структур возникает объективная необходимость устанавливать приемлемую для некоторых потребителей шкалу скидок с учетом платежеспособностей посетителей, зрителей, пользователей. Стратегия дифференцированных цен, позволяющая «поощрять» и наказывать» различных потребителей, предлагает четкую сегментацию рынка, достаточную массовость посещений, доброжелательное отношение к очагу культуры со стороны тех, кто платит больше.

    4. Стратегия льготных цен. Она близка только что описанной, но не адекватна ей. Льготные цены - это наиболее низкие цены, по которым фирма реализует свои продукты. Применяются они в целях стимулирования продаж для постоянных покупателей, в которых мы почему-то заинтересованы. Так, театры могут продавать билеты по сниженным ценам студентам, военнослужащим срочной службы, учащимся школ-интернатов и т.п. Клубные учреждения создают режим наибольшего благоприятствования для постоянных участников самодеятельности, а иногда и членов их семей. В этом случае принимается во внимание безвозмездное участие активистов в организации культурно-досуговых акций.

    5. Стратегия дискриминационных цен применяется по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночных ценах покупателям, стремящимся заполучить товар любой ценой, а также по отношению к покупателям, нежелательным для фирмы, реализующей товар. К такой стратегии прибегают, в частности, гастролирующие группы, ансамбли и театральные труппы, проникающие в сельскую глубинку, куда еще «не ступала нога артиста». Высокая цена может устанавливаться на входные билеты в дискотеку, если она не в состоянии вместить всех желающих потанцевать.



    Аналогичным образом поступают некоторые руководители КДУ, когда на их рабочие площади настойчиво претендуют слишком назойливые арендаторы.

    6. Стратегия гибких, эластичных цен. Она применяется там и тогда, где и когда «уместен торг». Это случается при заключении договоров (социально-культурных заказов) на культурное обслуживание юбилеев, свадеб, а также при оформлении арендных отношений. Иногда такая стратегия применяется при приеме на работу или приглашении разовых поставок высококвалифицированных, а то и маститных художественных руководителей, режиссеров, балетмейстеров и т.д. У каждого из них есть свой «рейтинг», ниже которого они могут и не захотеть опуститься.

    7. Стратегия стабильных, стандартных цен. Она предполагает продажу продуктов по неизменным ценам в течение продолжительного времени. Так, плата за обучение на внеплановых местах в вузах и колледжах культуры и искусств может устанавливаться на один семестр и на весь период обучения. Довольно продолжительное время могут сохраняться тарифы на полиграфические, переводные и библиографические услуги. Сравнительно редко меняются цены на сувениры, периодические издания, календари, игрушки, канцелярские принадлежности, экскурсионное обслуживание в музеях и др.

    8. Стратегия не стабильных цен. Такая стратегия используется при работе организаций на различных сегментах рынка. Стоимость билетов на стационаре, на выезде и на гастролях не может быть одинаковой. Изменяется цена на «культурные товары» и в связи с «протуберанцами» на финансовом рынке, галопирующей инфляцией и т.п.

    9. Стратегия престижных цен. Она предусматривает продажу продуктов по высоким ценам и рассчитана на сегменты рынка, обращающие особое внимание на качество продукта, чутко реагируя на фактор престижности.

    10. Стратегия инициативного повышения цен. Она имеет право быть в случаях, когда УК резко изменило условия прежнего договора в лучшую сторону: оснастило сданное в аренду помещение кондиционерами, офисной мебелью, средствами мобильной связи, оргтехникой. За удобства арендатору необходимо платить больше, чем было условлено.

    Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мы выяснили, что в зависимости от объема реализуемого товара могут устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО.

    Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом.

    Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ЦО и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

    Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:

    • - определять и анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в бюджетном и рыночном секторах социальной сферы, в области государственной социальной политики, и прогнозировать их возможное развитие в будущем;
    • - уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о развитии бюджетного и платного секторов социальной сферы, выявлять тенденции их развития;
    • - обладать способностью учитывать последствия управленческих решений и действий в различных секторах социальной сферы и в области государственной социальной политики;
    • - владеть пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования сектора платных услуг.

    3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного секторов в сфере социальных услуг

    В современной экономической литературе общепризнанным стало разграничение экономического пространства на рыночный и нерыночный секторы на основе концепций общественного и частного блага, внешнего эффекта, информационной асимметрии и естественной монополии. Они применимы для отнесения социальных услуг к рыночной или нерыночной сфере, а также для выделения смешанной сферы.

    Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага. Следовательно, социальные услуги как экономические блага могут быть классифицированы следующим образом:

    • - общественные услуги в чистом виде;
    • - частные услуги в чистом виде;
    • - услуги смешанного характера.

    Чистые общественные услуги относятся к общественному (государственному или муниципальному) сектору, где принципы рынка и платности не действуют.

    Производство социальных услуг такого рода осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и избирательной системы (через так называемый механизм общественного выбора). Общественные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно, но это не значит, что они являются даровыми благами, подобно дарам природы: воздуху, солнечному свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, их производство требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких услуг от источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему может создавать фискальную иллюзию у людей, что чистые общественные услуги - это дар природы.

    На практике такой отрыв непосредственного оказания услуг от их финансового обеспечения приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по развитию чистых общественных услуг, но оно решительно выступает против повышения налогов, которое необходимо для расширения производства такого рода благ.

    Социальные услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами:

    • - совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
    • - объективная техническая или экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
    • -отсутствие конкурентности и перегружаемое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).

    Все указанные свойства чистых общественных услуг взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. Чистые общественные услуги дают значительный внешний эффект, но трансакционные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велики. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию исключительного права частного присвоения вещи) и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами только индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает для индивидов возможность потреблять эти услуги, не оплачивая их.

    Возникает проблема “безбилетного пассажира”. Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их предоставления могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, которые не несут никаких издержек по производству такого рода услуг.

    Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность, поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального предпочтения. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, что улучшение положения одного участника отношений осуществляется за счет ухудшения положения другого, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума на рынке частных благ.

    Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести его на принцип платности были бы искусственными, это не дало бы желаемого эффекта.

    К чистым общественным услугам относятся услуги государственного и муниципального управления, услуги по обеспечению внешней и внутренней безопасности. Они формируют нерыночный сектор услуг. Его отличительными признаками является финансирование за счет бюджетных средств и некоммерческая деятельность, т. е. деятельность, ориентированная не на получение прибыли, а на осуществление социальной миссии, характеризующаяся активным использованием политического механизма и административных ресурсов. Эффект от некоммерческой деятельности носит комплексный характер и необязательно имеет денежное выражение.

    Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими свойствами:

    • - индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
    • - исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

    Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения . Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

    К рыночному сектору социальных услуг относятся услуги розничной торговли, общественного питания и ресторанного бизнеса, бытовое обслуживание населения, деловые услуги, услуги финансово-кредитных структур гражданам и личные страховые услуги, а также услуги связи, предоставляемые населению, пассажирского транспорта, шоу-бизнеса, профессионального спорта.

    Предприятия рыночного сектора социальных услуг являются коммерческими организациями. Они функционируют на принципах коммерческого расчета. Их отличительной особенностью является предпринимательская самостоятельность в принятии экономических решений. Деятельность таких организаций нацелена на получение прибыли и, как правило, сопряжена с хозяйственным риском. Для минимизации рисков используются такие рыночные инструменты, как коммерческая тайна и страхование. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий состоят из собственных источников (прибыли и амортизации), средств, мобилизуемых на финансовом рынке (продажа собственных акций и облигаций, кредитные ресурсы), и денег, поступающих от финансовой банковской системы в порядке перераспределения (дивиденды и проценты по ценным бумагам, страховые поступления). В составе денежных средств, поступающих предприятиям рыночного сектора услуг в порядке перераспределения, могут быть бюджетные субсидии.

    Ведущую роль в формировании собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций играют прибыль и амортизация. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятий, ее значительная часть через налоговую систему поступает государству, являясь источником формирования доходной части бюджетов разного уровня. Бюджетные средства в финансировании предприятий рыночного сектора услуг составляют небольшую долю.

    С усилением общественной значимости отдельных видов экономической деятельности в сфере рыночных социальных услуг их бюджетная составляющая в финансовом обеспечении возрастает. Так, за счет бюджетных субсидий осуществляется организация льготного питания учащихся, транспортное обслуживание льготных категорий населения по социальной карте, предоставление ритуальных услуг, лекарственное обеспечение льготников.

    Немало социальных услуг занимают промежуточное положение между нерыночным и рыночным секторами услуг. Они характеризуются сложной диалектикой сочетания общественных, коллективных и индивидуальных начал. Переход к рыночной экономике в России в условиях ограниченности бюджетных средств сопровождался тенденцией к неоправданно высокой коммерциализации и приватизации многих предприятий, оказывавших социальные услуги. Возник рынок таких услуг, который стал интенсивно развиваться. Даже в таких социальных отраслях, как образование и здравоохранение, которые традиционно были отраслями бюджетной сферы, финансируемыми исключительно за счет бюджетных средств, был создан негосударственный сектор, широко использующий внебюджетные средства, а в государственных профессиональных учебных заведениях и медицинских учреждениях открылись платные отделения. В сфере культуры, особенно в ее аудиовизуальных подотраслях, получил широкое развитие коммерческий сектор. Весьма продвинутыми в развитии рыночных отношений являются такие отрасли социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, физическая культура и спорт, санаторно-курортное обслуживание. Здесь рыночный сектор занял доминирующее положение, а социальному сектору, финансируемому за счет бюджетных средств и ориентированному преимущественно на обслуживание социально уязвимых и низкодоходных групп населения, отведено скромное место.

    Соотношение рыночного и нерыночных секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень развития рынка социальных услуг и его масштабы меняются в зависимости от действия разных факторов.

    Во-первых, на соотношение рыночных и нерыночных начал в сфере социальных услуг влияет изменение технологий и технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи “производитель *-» «-> клиент” стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым сферу действия принципов исключаемости и конкурентности услуг.

    Во-вторых, рост материального благосостояния и платежеспособного спроса населения при одновременном повышении социальной ответственности членов общества приводит к тому, что становится возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и перекладывать их финансирование на семейный бюджет. Иными словами, происходит процесс приватизации сферы общественного финансирования, и соответственно с этим идет процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору социальных услуг. Так, в 80-е гг. прошлого века в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья, и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-рекреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере социальных услуг в сторону расширения платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.

    В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно идет процесс трансформации собственности под воздействием двух взаимодействующих тенденций - развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы, и расщепления собственности на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочий идет с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг, финансовые институты выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широкое распространение различные формы контрактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при этом действует принцип “кто платит, тот и заказывает музыку”. Контрактные отношения дали возможность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения “внутреннего рынка” в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускает существование в сфере обороны частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, исполнение государственных военно-строительных программ частными компаниями и т. д. В области социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее финансирования, т. е. стало возможным организовать производство услуг на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять и финансировать интересы потребителей от имени государственных и муниципальных органов социальной сферы. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников.

    В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в социальной сфере оказывают сильное влияние конкретно-исторические условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов: войн, финансово-экономических кризисов, революций и т. д.

    Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влиянию политического фактора.

    Так, во многих странах Европы в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и, соответственно, многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказались ограниченность платежеспособного спроса населения и сильное влияние фактора инерции социальной солидарности всех слоев (социального эгалитаризма), которая сложилась в военный период.

    В 80-х гг. прошлого столетия ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени, обусловленных процессами старения населения. Маятник соотношения государственного и рыночного секторов в экономике вообще и в сфере социальных услуг в частности качнулся в сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор социальных услуг. В некоторых странах (например, в Германии, Австрии, Франции, скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в них. В России в конце XX в. верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.

    В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения.

    В России на начальном этапе экономических реформ было подвергнуто сильной критике тотальное огосударствление советской экономики. Особенно очевидными были изъяны всевластия государственной монополии в отраслях материально-бытового обслуживания, розничной торговле, гостиничном хозяйстве, общественном питании и других отраслях, оказывающих услуги индивидуального пользования, где могут эффективно работать малые и средние предприятия и могут быть широко задействованы частная инициатива и предпринимательская деятельность.

    Этим обосновывалась необходимость преодоления тотального огосударствления экономики и перехода к современной рыночной экономике, базирующейся на равноправии всех хозяйственных укладов и форм собственности.

    Принцип многообразия форм собственности и хозяйственных укладов реализуется и в сфере социальных услуг, но с учетом особенностей ее отраслей.

    В современных условиях в России существуют следующие группировки институциональных структур сферы социальных услуг (учреждений, организаций и предприятий):

    • - казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе. Они функционируют на основе принципа оперативного управления и финансируются исключительно бюджетными средствами в соответствии со сметой расходов бюджетного учреждения, а контроль за исполнением их сметных расходов осуществляется через систему государственного казначейства;
    • - государственные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, оказывающие социально-культурные услуги. Они функционируют на основе смешанной многоканальной системы финансирования с использованием бюджетных субсидий, обладают правом хозяйственного ведения в сфере внебюджетного финансирования, и вместе с тем расходование их бюджетных средств находится под контролем системы государственного казначейства. За государственными и муниципальными органами управления не сохраняется субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений;
    • - негосударственные некоммерческие организации, оказывающие разнообразные услуги социальной и благотворительной направленности. Они функционируют на основе смешанного финансирования, сочетающего сильную диверсификацию негосударственных финансовых поступлений с возможностями получения бюджетных ассигнований в случае участия в реализации государственного социального заказа. Хозяйственная деятельность негосударственных некоммерческих организаций отличается большой финансовой независимостью (автономией);
    • - коммерческие структуры в сфере социальных услуг. Они функционируют на основе предпринимательской деятельности, т. е. деятельности с целью получения прибыли, сопряженной с коммерческим риском, выступают как субъекты рынка услуг.

    Таким образом, организационно-экономический механизм в сфере социальных услуг формируется с учетом как отраслевой направленности сервисной деятельности, так и особенностей институциональной структуризации услуг.

    • Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве,в семье, в порядке самообслуживания и не с целью продажи, могутбыть не включены в систему рыночных отношений.

    Маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой сущностью, общими принципами и функциями и направлена на ориентацию производства и сбыта, на запросы конечных потребителей.

    Термин "маркетинг" укоренился в американском варианте английского языка примерно в 1910 г. как агломерат двух слов "market getting", что переводится на русский язык как "овладение рынком", а еще лучше - "обретение рынка". Этимология слова "маркетинг" понадобилась нам в связи с тем, что при его произношении ударение часто ставят на второй слог. Бесспорно, это проявление русификации. В мировой теории и практике принято ставить ударение на первый слог, чему обычно и следуют специалисты в нашей стране.

    Маркетинг предполагает существование рынка в полном структурном объеме, служит его развитию и неотделим от комплекса проблем спроса, предложения и цен. Однако, верное на протяжении многих лет, сегодня такое понимание маркетинга ограничивает его возможности, т. к. фактически делает проблемным распространение маркетинговых принципов на некоммерческую сферу, которое уже произошло.

    в настоящее время отношение к маркетингу заметно изменилось, соответственно повысилась его роль для всего общества. Эффективная маркетинговая деятельность является сегодня залогом успеха организаций и учреждений любой сферы деятельности, а также механизмом предотвращения кризисов перепроизводства различных культурных товаров и услуг.

    Все это обусловлено тем, что применение маркетинговых технологий ориентирует производственную деятельность организаций социокультурной сферы прежде всего на удовлетворение возникающих рыночных потребностей и удовлетворение потребностей потребителей в качественных товарах и услугах культурного назначения.



    Вместе с тем среди особенностей маркетинга в социокультурной сфере можно выделить следующие. Первое: в виду государственного финансирования российских учреждений культуры автономность функционирования маркетинга в данной области снижается, в результате чего маркетинг подвергается воздействию на него государственных институтов. Второе: всеобщая приватизация, коммерциализация, разгосударствление и усиление дискриминации независимых негосударственных организаций социокультурной сферы не дают возможности для развития маркетинга в данной области. Третье: недостаточное государственное финансирование учреждений культуры и практически не развитые спонсорство, меценатство и благотворительность затрудняют маркетинговую деятельность как по увеличению спроса на культурные товары и услуги и их распространение, так и по ценообразованию и развитию культурных потребностей, направленных на новые культурные заказы. Четвертое: отсутствие культурной политики государства при нарастающей экспансии западного маркетинга на рынок отечественной культурной продукции приводят к американизации, нарушению качества и распространению «черных» товаров и услуг социокультурной сферы.

    Выход из данного положения может быть в том, что правительство России создаст необходимые условия, закрепленные правовыми актами, для развития маркетинга как основного механизма повышения эффективности и функционирования организаций и учреждений социокультурной сферы. Только в этом случае осознание роли маркетинга будет повышаться, а его деятельность более активно проникать в существующие рыночные механизмы.

    Таким образом, основная роль маркетинга в социокультурной сфере заключается: в том, что исследуемое явление сегодня становится тем механизмом экономики, который позволил бы учреждениям культуры нормально функционировать, регулировать складывающиеся отношения между культурными потребителями и производителями на рынке культурной продукции.

    57. Театрализация как творческий метод режиссуры культурно-досуговых программ .

    Для начала дадим определение понятию «театрализация». В словаре театральных терминов мы находим: «Театрализация - это внесение элементов драматического действия в какое-либо произведение». По А.А. Коновичу «театрализация - это организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации».

    Термин «театрализованный» применим к концерту, празднику, представлению, обряду, конкурсно-игровой программе. Если театрализованное представление или концерт - это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд - это театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

    Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Театрализация жизненного материала помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию.

    Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра:

    1. Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.

    2. Создание художественного образа спектакля, представления.

    Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств (Вершковский).

    Особенности театрализованного действа

    1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал.

    2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.

    3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

    4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

    5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

    Массовое действие всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т.е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

    В театрализации как в особом виде искусства на первый план выступает важнейший компонент - массового представления - зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.

    Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

    Виды театрализации

    1. Театрализация компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

    Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. Главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме.

    2. Театрализация оригинального вида - создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу - эмоционального развития мысли.

    Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

    Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня - вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.

    3. Театрализация смешанного вида - использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - организатора.

    Язык театрализации

    Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

    Создавая массовое представление, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации.

    Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие.

    Метафора - очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

    В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении («жизнь прошла мимо», «время летит»). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению, ведет его путем образного мышления. Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов.

    Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

    Использование символа, метафоры, аллегории и т.д. в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время - это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму - понимать содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Нужно помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для режиссера.

    В связи с повышением роли общественных и благотворительных организаций в системе социальной защиты населения следует рассмотреть вопрос о третьем секторе как о новом социальном явлении в современной России. Понятие «третий сектор» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникшие одновременно с развитием рыночной экономики. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем:
    первый сектор - государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;
    второй сектор - коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;
    третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, - «не для прибыли» (not for prof t).

    Этот сектор является:

    • негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример - образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий); с другой точки зрения, термин «неправительственный» может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества, т.е. термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности. Многие действующие некоммерческие организации не регистрируются в силу разных отнюдь не криминальных причин. Стихийно возникающие и исчезающие в процессе организации и развития, эти структуры подчас известны только тем, кто в них участвовал и кто с ними взаимодействовал;
    • независимым, потому что множественность финансовых источников деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие организации этого сектора являются неформальными, т.е., не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организациям или частному бизнесу;
    • некоммерческим, неприбыльным, потому что это важнейший конституирующий признак, отличающий его от коммерческих организаций. Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль (например, заработанные поступления составляют 23% от общего объема денежных поступлений некоммерческих организаций в Венгрии, до 59% во Франции и 70% в Германии. В России эта цифра по разным источникам составляет от 30 до 75%).

    Но некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели (исключительно для целей провозглашенной миссии). Так как организации весьма разнообразны (общественные, политические, религиозные, благотворительные, образовательные и т.д.), сам этот сектор весьма обширен, неоднороден и многолик. Эти организации, конечно, не являются альтруистическими, но экономический интерес из категории движущей силы развития общества превращается в механизм реализации другого императива - развития демократического общества, и некоммерческий сектор является существенным элементом его становления на современном этапе;

    • сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку здесь широко используется добровольный труд волонтеров. Например, 54% взрослого населения США отдают добровольной работе около 4 ч в неделю, а в Великобритании около 30% населения занимаются добровольной работой 3-7 ч в неделю**. Причем добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организаций третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения;
    • филантропическим, благотворительным, так как эти определения отражают устойчивые исторические корни возникновения третьего сектора благотворительной активности, в результате чего существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

    Третий сектор тесно связан с другими секторами экономики. Границы между ними весьма прозрачны и чрезвычайно подвижны.
    Государство и некоммерческий сектор заинтересованы в развитии бизнес-сектора в качества источника финансовых поступлений (государству - в виде налогов, некоммерческому сектору - в виде пожертвований). Коммерческие и некоммерческие организации рассматривают государство в качестве гаранта правовой и экономической стабильности и безопасности. Бизнес-сектор заинтересован в развитии некоммерческого сектора (например, биржа, торгово-промышленные палаты, ассоциация предпринимателей), деятельность которого направлена на обслуживание интересов бизнеса, хотя в ряде случаев некоммерческие организации могут быть конкурентами бизнес-сектора.
    Исследования третьего сектора в 12 странах, проведенные Университетом Джона Хопкинса, показали, что в третьем секторе занято больше людей и его деятельность меньше зависит от пожертвований, чем принято было думать: в 10 странах в неприбыльном секторе занят один человек из 11 работающих в сфере сервиса:
    В трех странах неправительственные организации создали 13% рабочих мест в 80-е гг. (первоначально исследования проводились в 6 странах - Франции, Германии, Венгрии, Италии, Японии и Объединенном Королевстве Великобритании, а затем еще в 5 странах - Бразилии, Египте, Гане, Индии и Таиланде). Есть основание сделать вывод, что неприбыльные организации являются серьезными работодателями: в третьем секторе работают 7 млн. человек в США, 1,4 млн. человек в Японии и по 1 млн. человек во Франции, Германии и Объединенном Королевстве. В среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии до 7% в США. В России, по данным на 1996 г., только в общественных организациях и фондах работает 0,8% занятого населения. Оперативные расходы неприбыльных организаций составляют от 1,2% валового национального продукта (ВНП) в Венгрии до 6,3% в США, а в среднем - 3,5%.
    Частные пожертвования составляют небольшую часть денежных поступлений неприбыльных организаций - примерно 10% от общей суммы поступлений: от 20% в США и 19% в Венгрии до 1% в Японии и 4% в Германии и Италии. В России в 1996 г. эта цифра
    составила 2,09% ВНП.
    Формирование некоммерческого сектора в дореволюционной России происходило преимущественно в рамках благотворительной системы и имело ярко выраженное социальное значение. Доказательствами могут служить этапы его становления и развития в рамках благотворительности и меценатства.

    Первый этап : частная благотворительность на Руси активно развивается с принятием христианства и носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим» благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига (во второй половине XV в.), в результате восстановления централизованной российской государственности появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых - помощь немощным и наиболее нуждающимся.
    Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах - расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или институт (церковь) оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI в. появляется и затем развивается система государственного призрения.
    В 1682 г. выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Впервые появляется механизм предупреждения нищенской психологии: детей нищих отдают по домам для обучения ремеслу или в монастырь - для обучения грамоте*.
    Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности.

    Второй этап развития «некоммерческого сектора» тесно связан с особенностями функционирования системы общественного призрения России. В период своего правления Петр I обозначил еще один принцип, характеризующий преимущество некоммерческого хозяйствования, - адресный характер предоставления помощи. Петр I настаивал на необходимости различать нуждающихся в зависимости от причины их нужд и определять помощь в соответствии с этой нуждой, считая предупреждение нищеты способом борьбы с ней.
    Петр I передал дело призрения светским правительственным и общественным управлениям, т.е. происходит не только перераспределение финансовых потоков (к частным пожертвованиям и церкви), но и присоединение финансовых ресурсов государства, что определяет стабильность создаваемой системы). Однако в эпоху Петра I благотворительные заведения по-прежнему принадлежат церкви.
    С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII в. изменить социально-экономическую структуру страны: создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся - приказы общественного призрения (региональные органы управления) и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека и городской сиротский суд). Их деятельность основывалась на механизмах самофинансирования: на первом уровне - территориальное распределение (горизонтальное с акцентом на господдержку): указом от 1775 г. в русском законодательстве был закреплен основной принцип общественного призрения: на сельские и городские общины и приходы была возложена обязанность кормить своих бедных, не допуская их до нищенства, а на полицейские власти - наблюдать за исполнением закона; на втором уровне механизм самофинансирования имеет сословное распространение (вертикальный характер): каждое сословие на правах самоуправления обязано оказывать помощь своим нетрудоспособным членам.
    В 1785 г. создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.
    Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, продолжилась и после смерти Екатерины II: супруга Павла 1 - Мария Федоровна в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В 1854 г. эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ). В 1904 г. ВУИМ включало 140 учебных заведений. Императорский Воспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество). ВУИМ располагало следующими средствами на 1904 г. (в руб.): процент с капиталов - 5 344 222, доход от арендных статей - 714 074, плата за воспитание, обучение, лечение, призрение - 3 968 972, от продаж карт - 3 238 836, сбор с увеселений - 1 212 424, разного рода доходы: пожертвования, членские взносы, кружечный сбор и др. - 5 370 548, поступления от Государственного Казначейства - 4 342 690 (около 18%). Таким образом, финансовое обеспечение некоммерческих организаций благотворительного характера осуществлялось на основе принципа смешанного финансирования.
    Помимо ВУИМ действовали и Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство в домах трудолюбия и работных домах и т.д.
    Все существующие благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.
    До 1865 г. большинство обществ считали себя общеблаготворительными, но в течение следующего десятилетия помощь обществ стала носить целенаправленный характер, что позволило сформировать механизм эффективной деятельности некоммерческого хозяйствования.
    К концу XIX в. количество благотворительных обществ и учреждений постоянно растет, а Приказы общественного призрения, наоборот, со временем утрачивают прогрессивный характер, реорганизуются, их функции начинают осуществлять земские органы управления.

    Третий этап - период реформ 60-70 гг. XIX в. Двухуровневая система регулирования благотворительной деятельности сохраняется, но теперь имеет другую структуру: дело призрения передается в руки общественности в лице земств и городских дум. Теперь все сословия одновременно обсуждают дела земского и городского хозяйства. С 1894 г. начинается разделение функций принятия решения и реализации системы мер по социальной защите населения:
    координация благотворительной деятельности оставлена на городском уровне, а остальные вопросы были переданы в специально созданные участковые попечительства о бедных*. Причина в том, что материальная база городской управы была недостаточной для решения всех социальных проблем, участковые же попечительства только на четверть финансировались из средств бюджета. Значительную часть финансовой нагрузки несли состоятельные граждане, проживающие в пределах каждого попечительства, - проценты со специальных благотворительных капиталов Купеческого общества, сумм, собираемых самими попечительствами в виде членских взносов, путем обхода жителей участка, устройства благотворительных спектаклей и т.д. Множественность источников финансирования определяла относительную независимость и финансовую устойчивость. Согласно новой системе право на помощь имели люди, которые жили в Москве не менее двух лет, что предотвращало приток в Москву нуждающихся из других территорий; кроме того, каждое попечительство обязано было составлять списки своих клиентов для последующей рассылки в другие прочие попечительства и благотворительные заведения, чтобы исключить дублирование помощи в других местах и достичь справедливости в распределении благотворительных средств.

    Четвертый этап . В Москве к концу XIX в. насчитывалось около 500 частных и благотворительных организаций, но они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Это приводило к дублированию деятельности, неравномерному распределению усилий. 28 апреля 1886 г. состоялся первый съезд благотворительной общественности. В 1900 г. начал работать Московский государственный благотворительный совет, задачами которого были разработка необходимых мер по согласованию и объединению деятельности городского попечительства с деятельностью всех благотворительных учреждений столицы (сословных, общественных и частных, а также приходских попечительств); выяснение возможности для развития благотворительности в Москве и разработка общих вопросов, касающихся постановки приходских попечительств».
    К 1910 г. в России было уже 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений*». Бюджет российской благотворительности образовывался следующим образом: 25% - из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, 75% - из средств частной благотворительности. Следовательно, для России была характерна смешанная форма финансирования благотворительной деятельности, что определяло высокий уровень эффективности в организации общественного призрения.
    После 1917 г., в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, третьему сектору, по существу, не находилось места в экономике. Конечно, в СССР имелись общественные организации, которые располагали значительной собственностью и представляли своим членам, а иногда и другим гражданам разнообразные услуги, - в первую очередь, это профессиональные и творческие союзы. Но с позиции определения миссии, с точки зрения формирования и использования средств эти организации никогда не были самостоятельными и ответственными перед своими членами. Профессиональные союзы по своему статусу распоряжались средствами социального страхования, которые образовывались за счет обязательных платежей (целевых налогов), т.е. общественные организации непосредственно выполняли одну из функций — создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений; поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
    В результате в нашей стране начинает возникать совокупность механизмов социального взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач, включая такие формы, как:

    • государственный социальный заказ;
    • социальное обслуживание;
    • государственное социальное спонсорство;
    • лоббирование;
    • стимулирование социальной активности прямым финансированием;
    • социальное побуждение негосударственных спонсоров.

    По мере налаживания сотрудничества между государством и третьим сектором возникают предпосылки для формирования совместных программ, в которых государственные и негосударственные
    некоммерческие организации с самого начала выступали бы в роли партнеров.
    Сосредоточивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ряд других законов не только позволяют государству, но и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечить ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору.

    Рекомендуемая литература
    1. Бородкин Ф.М. Третий (неприбыльный] сектор общества /Состояние
    третьего (неприбыльного) сектора в обществе: Экспертные статьи. - Новосибирск, 1996.
    2. Гаврилова Н.М., Пономаренко Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования.-М., 1999. -
    3. Материалы Центра социального предпринимательства и исследований «Counteperpart». - Кишинев, 1996.
    . 4. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник Госкомстата Рое-сии.-М., 1997.
    5. «The Times». 22.11.89; Britain Voluntary Organization. 1993. P. 2. Г16

    Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организ-ми.

    Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

    Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

    За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

    С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора:

    Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

    Второй секто р – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

    Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.

    2.Экономическая сущность, функции и уровень з/п в соц.Сфере.

    Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

    Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

    В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы :

    а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

    б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила».Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

    Заработная плата выполняет несколько функций:

    1.Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим.

    2.Социальная функция , иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ – медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. Кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.

    3.Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда.

    4.Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда.

    5.Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.

    6.Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму . Заключается в определении их покупательной способности, что, в свою очередь, оказывает влияние на совокупный спрос, структуру и динамику национального производства. Действие этой функции позволяет при помощи регулирования величины заработной платы устанавливать рациональные пропорции между товарным спросом и предложением.

    7.Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд, а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий, порядок их исчисления и зависимость от фонда оплаты труда.