Презентация "родительское собрание по предшкольной подготовке". Презентация на тему "Готовность ребёнка к школе" Скачать презентацию психологическая готовность ребенка к школе
Слайд 2
Готовность к школе
- Анатомо – физиологическая
- Психологическая
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Волевая
- Интеллектуальная
- Речевая
- Педагогическая
Слайд 3
Анатомо-физиологическая готовность
- Рост, вес, общее состояние здоровья
- Анатомо-физиологическая перестройка организма
- Качественные и структурные изменения головного мозга
- Изменения в протекании нервных процессов формирование волевых качеств, необходимых будущему школьнику (перестраивать своё поведение)
Слайд 4
Оценка биологической зрелости
Зубной возраст – определяется подсчётом числа прорезавшихся коренных зубов и сопоставлении числа с возрастным стандартом.
Слайд 5
Слайд 6
Соматическая зрелость
Коэффициет соматической зрелости (КСЗ) = обхват головы (в см.) х 100: рост.
Слайд 7
Слабые стороны в анатомо-физиологической готовности
- Быстрое истощение запаса энергии
- Опасность искривления позвоночника
- Искривление костей руки
- Строгое соблюдение режима дня.
- Дозированные нагрузки
- Профилактика сколиоза
Слайд 8
Психологическая готовность
Интеллектуальная готовность: развитие кругозора, запаса конкретных знаний:
- общая осведомленность и социально-бытовой ориентировка;
- знания и представления об окружающем мире;
- развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
- развитие на уровне возраста временных представлений и взаиморасположении предметов в пространстве
- познавательная активность;
- оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций
Слайд 9
Мотивационная (личностная) готовность
- внутренняя внешняя
- ребёнок хочет идти в школу
- он хочет много узнать
- социальная позиция школьника
Слайд 10
Волевая готовность
- ребенок способен поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действия, исполнить его;
- проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия;
- оценить результат своего действия
- формируются поступки
Слайд 11
Коммуникативная готовность
- общение со взрослыми:
- уметь общаться со взрослым собеседником (осознание контекста общения)
- общение со сверстниками:
- уметь договариваться;
- уметь кооперироваться;
- спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции
Слайд 12
Речевая готовность
- уметь общаться в диалоге,
- уметь задавать вопросы,
- отвечать на вопросы,
- иметь навык пересказа
- обладать довольно обширным словарем,
- обладатьосновами грамматического строя речи,
- обладать связным высказыванием,
- обладать элементами монологической речи
- чистота произношения
Слайд 13
- Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания. (Н.И. Жинкин)
- У будущего первоклассника должны быть усвоены все звуки русского языка!
- Если у Вашего ребёнка есть дефекты речи обратитесь за помощью к логопеду. Выполняйте чётко советы и рекомендации, предложенные данным специалистом.
- Любые нарушения звукопроизношения ведут к образованию специфических ошибок на письме. Это замена букв, искажения, пропуски и др.
Слайд 14
- Во избежание таких ошибок играйте с ребёнком в игры на определение звука в слове, считайте количество звуков в слове. Очень полезно разгадывать кроссворды, ребусы, шарады.
- Для уроков письма необходима хорошо развитая мелкая моторика рук. Приучайте ребёнка к домашнему труду, развивайте навыки самообслуживания. Чаще давайте в руки ножницы, иголку, пластилин. Посещайте кружки бумагопластики и бисероплетения.
- Если у Вашего ребёнка плохая память, он невнимателен, рассеян, если наблюдаются какие – либо нервные беспокойства, энурез, необходимо обязательное лечение и консультация детского невролога.
- Развивайте речь ребёнка! На кухне покажите и проговорите всю посуду, в огороде – овощи, в лесу – деревья, кустарники, цветы и грибы. Сравнивайте между собой предметы по вкусу, размеру, предназначению, запаху.
- При школе № 20 работает логопункт. Ученики первых классов с нарушением речи посещают логопедические занятия 2 раза в неделю с 13.30 до 15.00. , согласно расписанию школы.
Слайд 15
Социальная готовность
- социальная приспособленность;
- умение делиться вещами;
- умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним;
- знать принятые в школе нормы и соответствовать им;
- понимать, что в школе разные правила;
- понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;
- способность контролировать желания, гнев;
- умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование)
- ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения
Слайд 16
Эмоциональная готовность
- соответствие требованиям школы;
- умение принимать критику, соревнование, давление;
- способность ребенка познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности;
- развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе;
- пониманию своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право;
- стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний;
- умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения;
- умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться;
- способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством.
Слайд 17
Педагогическая готовность
- Знает буквы
- Различает звуки на слух
- Большой запас слов
- Считает в пределах 10
- Имеет элементарный запас знаний по математике
- Хорошо подготовленной к письму рукой
- Умеет правильно держать ручку, карандаш
- Обладает навыком рисования карандашом
- Умеет обращаться со школьными принадлежностями
- Умеет приготовиться к уроку
- Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).
- Аккуратен в одежде
- Воспитанный
Слайд 18
Готовность родителей
- все время поддерживать ребенка;
- научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты;
- удержаться от замечаний и претензий;
- относится к ребёнку крайне деликатно; -много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;
- относится с уважением к педагогу
- все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко
Слайд 19
Памятка родителям
Как строить отношения с учителем.
- Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
- Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
- Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
- Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
- Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.
Слайд 20
- Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
- Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
- Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
- Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу: вместе будет легче.
Слайд 21
Портрет идеального первоклассника
- Устойчивое внимание
- Умеющий думать
- Умеющий делать выводы
- Умеющий фантазировать
- Наблюдательный
- Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли
- Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги
Слайд 22
- Настроен на обучение
- Готов к серьезной работе
- Учится с интересом
- Хочет узнавать новое
- Любит думать
- Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями
- Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни
Слайд 23
- Способен управлять своим поведением
- Собранный
- Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного
- Умеет выдерживать напряжение в работе
- Способен сделать усилие воли
- Способен поставить "надо" выше желания "хочу"
- Способен слушать и выполнять требования учителя
- Исполнительный
- Усидчивый
- Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо
Слайд 24
- Не боится вступать в новый коллектив
- Не боится обращаться с вопросами к учителю
- Понимает мимику учителя
- Умеет слышать интонацию голоса учителя
- Дорожит отношением к нему учителя
- С чувством дистанции к взрослым
- Ответственный за свои поступки
- Соблюдающий необходимые нормы приличия
- Умеет говорить свободно, не стесняясь
- Общительный
- Скромный в общении
- Эмоционально отзывчивый
- Уважающий себя
- Уважающий товарищей
- Уважающий родителей
- Добрый
- Отзывчивый к просьбам товарищей
- Хорошее состояние здоровья!
Слайд 25
Памятка родителям от ребёнка
- Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
- Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле.
- Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
- Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя.
Слайд 26
- Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными.
- Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Всем люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
- Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах.
- Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
- Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
- Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожею на вас.
- Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.
- Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.
- Заботьтесь обо мне!
Слайд 27
Уважаемые родители!
- Дорогие наши первоклассники,Хоть ещё играете вы в классики,Хоть ещё шумите и шалите, но теперь пришли вы в школьный двор…Ждут вас парты, разные уроки,Ждёт учитель вас – немного строгий,Хоть и малыши вы до сих пор!Наша школа рада видеть вас,
- Приходите к нам учиться в первый класс!
Посмотреть все слайды
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность детей к школе Презентацию подготовила: педагог-психолог Яшина Н.В. МДОУ №7 « Журавушка »
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» (Венгер Л.А.)
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета) – это педагогическая готовность к школе. Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.
Социальная готовность У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Личностная готовность Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.
В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к умению встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.
Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.
Интеллектуальная готовность Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок
обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультативная помощь специалиста. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно- образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления.
Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
Игра как подготовка к школе Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т.д. То есть почетное место занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др.
Лучше сделать заранее: 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий. 2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. 3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. 4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. 5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. 6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.
доктор психологических наук,
Леонид Абрамович Венгер
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
доктор психологических наук,
Леонид Абрамович Венгер
Психологическая готовность
- Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
- Здоровье, моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
- Чтение, счет, учебные умения
Оправдание детских и родительских ожиданий
зависят от того, как ребенок
психологически подготовлен к школе
Психологически не готовый к школе ребёнок :
Тяготеет к шаблонным
действиям и решениям
Не может сосредоточиться
на уроке, часто отвлекается
Не может включиться
в общий режим
работы класса
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Проявляет
мало инициативы
Психологически готовый к школе ребенок
Личностно – социальная готовность
Готов к общению
и взаимодействию –
как со взрослыми,
так и со сверстниками
Интеллектуальная готовность
Имеет широкий кругозор,
запас конкретных знаний
Мотивационная готовность
Желание идти в школу,
вызванное
адекватными причинами
(учебными мотивами).
Эмоционально – волевая готовность
Умеет контролировать
эмоции и поведение
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать ?
Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников
- в играх,
- в труде,
- в общении со взрослыми
и сверстниками,
- в процессе формирования
традиционных
школьных навыков
(письма, счет, чтения)
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно:
Составляющие психологической готовности
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Личностно-социальная готовность
- Умеет ли ребенок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Интеллектуальная готовность
- Умение думать, анализировать, делать выводы.
- Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
- Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
- Познавательный интерес, желание узнавать что -то новое.
- Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально - волевая готовность к школе
* Способность управлять своими эмоциями и поведением;
*Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;
*Стремление преодолевать трудности;-
*Стремление к достижению результата своей деятельности.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Готовы ли родители к школе?
* Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты
* Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
* Сдерживать свои эмоции.
* Не кричать, не унижать и не обижать.
* Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
* Не наказывать ребенка без причины.
* Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Школа – это естественный этап в жизни ребенка .
А помощь родителей выражается– в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать .
- 1.«Психологическая готовность ребенка к школе» под ред. Маклакова П.А., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013 г.
- 2. «Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек»,Е.Корнеева, Мир и образование,2013 г.
- 3. «Не хочу идти в школу!Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников», Е.Н. Балышова, изд-во «Литера».
- 4. «Пора в школу!Подготовка будущего первоклассника», Н.Богачкина, «Феникс»,2013 г.
- 5. «Памятка первоклассника. Первый раз в первый класс!» ,С. Гордиенко, «Феникс-Премьер», 2013 г.
- 6. «Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников»,О.Бережнова, «Детство-Пресс», 2011 г.
- 7. «Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников», Монина Г., Панасюк Е., «Речь»,2008 г.
- Книги можно приобрести в книжном интернет –магазине http://www.labirint.ru/
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Л. А.Венгер Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
- Замена дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места в жизни дошкольников.
- Приоритетом являлось интеллектуальное развитие ребёнка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
- Категория одарённых и способных детей снижается, увеличивается число школьников, не умеющих работать самостоятельно, пассивных, с трудностями в обучении и просто проблемных детей.
- Резко возросла информированность детей. Это становятся фактором формирования картины мира у ребёнка.
- Современные дети мало читают.
- Ограниченность общения затрудняет усвоение моральных норм и нравственных принципов.
- Главная воспитательная функция.
- Целью образования должно быть духовно-нравственное развитие личности ребёнка.
- ФГОС – это совокупность требований семьи, школы, общества и государства. Ориентация на результат образования.
- Ценность обучения по ФГОС –введение УУД. Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД.
- ФГОС – это равные стартовые возможности и индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Самоценность детства – понимание детства как периода жизни, значимого тем, что происходит с ребенком в данный момент.
- Детский сад и начальная школа – это важнейшие институт социализации
- Начальная школа в отличии от ДОУ ставит перед ребенком образовательные задачи
- Этот термин означает умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. А также - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.
- В состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС. Они обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
- Познавательные УУД:
- Общеучебные
- Универсальные логические
- Постановка и решение проблемы
- Личностно-социальную готовность
- Интеллектуальную готовность
- Мотивационную готовность
- Эмоционально - волевую готовность.
- Ценностно-нормативная неопределенность взрослого мира (размываются ценностные ориентиры);
- Эмоциональная перспектива, в которой происходит ситуация взросления ребенка (какие эмоции преобладают в обществе: оптимизм/пессимизм и пр.);
- Доминирование западной культуры;
- Влияние техноэволюционных процессов;
- Социальное неравенство детства (рост слабых социальных групп);
- Деформация традиционного уклада семьи;
- Разрушение культуры детской жизни: возрастание агрессии и др.
Учителя должны
Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям
Задачи преемственности детского сада и школы
- Развитие любознательности
- Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
- Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
- Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками
- - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- укрепление и сохранение здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.
- - всестороннее развитие, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- - создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:- · В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
- · Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
- · Был тревожным и имел низкую самооценку;
- · Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
- · Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Организация работы по преемственности
Методическая работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
Формы осуществления преемственности: экскурсии в школу;- экскурсии в школу;
- посещение школьных праздников;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с детьми
Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психолога ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Работа с педагогами
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов
Работа с родителями
Целевые ориентиры дошкольного образования
Инициативность и самостоятельность
Уверенность в своих силах
Положительное отношение к себе и другим
Развитость воображения, фантазии, творчества
Умение подчиняться социальным нормам
Развитость крупной и мелкой моторики
Проявление любознатель-ности
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Способность к принятию собственных решений
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования Деятельный и активный
Ожидаемые результаты:
портрет выпускника детского сада
- Деятельный и активный
- Креативный
- Любознательный
- Инициативный
- Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
- Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
- Чувство собственного достоинства
- Используемая литература:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
- Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //
- Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru
- Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17
- Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
- Порядок применения дисциплинарных взысканий
- Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
- Управление стоимостью проекта на основе затрат
- Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
- Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
- Система управления знаниями в корпорации «Росатом