Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Предмет материальной деятельности. Труда в материальном производстве. труда в материальном производстве

    Предмет материальной деятельности. Труда в материальном производстве. труда в материальном производстве

    Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

    Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

    Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

    Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

    Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

    Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

    Творчество - это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

    Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

    Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности - эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

    Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией - внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество - это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

    Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое - понятным, а понятное - чужим и т.д.

    Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, - желание творить и готовность трудиться.

    Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение - это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

    Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение - это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация - чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение - это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация - монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

    Рис. 2.3.

    В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация - односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

    Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

    С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка - не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также - социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность» .

    Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

    Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

    Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

    Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

    Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

    Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

    Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» 1 .

    Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

    Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый - он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

    В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой - за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

    Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

    ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

    • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
    • 2. Творчество - деятельность по созданию нового. Общение - специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
    • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

    ВОПРОСЫ

    • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
    • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
    • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.
    • Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 70.
    • Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 82.
    • Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

    Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

    Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

    Примером материальной производственной деятельности является производство товаров;

    примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

    Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

    Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

    Деление деятельности на духовную и материальную условно.

    В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

    Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей.

    Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

    Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

    Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда.

    Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

    Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

    Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

    Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

    Материальная и духовная деятельность

    Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

    Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

    Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

    Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

    Творчество и общение

    Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

    Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

    Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

    Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

    Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

    Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

    Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

    Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

    Рис. 1. Структура коммуникации

    В ходе коммуникации (рис. 1) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

    Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

    С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

    Игра, общение и труд как виды деятельности

    Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

    Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

    В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

    Предмет труда — вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

    Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

    Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

    Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

    Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

    В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

    Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

    Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

    Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

    Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

    Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

    Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
    Деятельность - совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.
    Структура деятельности: Основными составляющими деятельности являются действия и операции.
    Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
    Операции - способ осуществления действий. К способам действий относятся навыки, умения, привычки.
    Навыки - частично автоматизированные действия, которые образуются в результате неоднократного повторения. Различают следующие виды навыков: моторные (связанные с движением по управлению предметами), сенсорные (сбор информации различного рода через органы чувств - зрение, слух и т.д.), умственные (связаны с логикой организации деятельности), коммуникативные (овладение приемами общения).
    Умение - это превращение навыков и знаний в предметные (реальные) действия. Для формирования умения человеку необходимо владеть целой системой навыков и знаний, которые относятся к одному и тому же виду деятельности. Умения включают в себя следующее: отбор знаний, связанных с задачей в целом; корректировку действий; выделение специфических особенностей задачи; выявление преобразований, которые необходимы для решения задачи, и их осуществление; контроль результатов.
    Привычка - часть деятельности человека, которая выполняется им механически.
    Привычка - внутренняя потребность индивида поступать определенным образом.
    К основным видам деятельности относятся:
    1. Общение - вид деятельности, которая направлена обмен информацией между общающимися людьми. Цель общения - установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.
    2. Игра - вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не практические результаты. Виды игр: индивидуальные и групповые (по числу участников); предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии); ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя; игры с правилами (поведение индивида определяется системой правил).
    3. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением.
    4. Труд - целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. Без знания и навыков невозможен никакой труд.

    Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

    Основные компоненты материально-производственной сферы:

    труд как комплексное социальное явление;

    способ производства материальных благ;

    закономерности и механизмы функционирования сферы в целом.

    Труд, производство – не только природный процесс, процесс взаимодействия общества с природой, но и основа формирования самого человека как социального существа, выделения его из природы.

    Труд – это диалектика материального и идеального, их непрерывное взаимопревращение. Материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, идеальность труда проистекает из того, что это – деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Идеальное через живую деятельность человека воплощается в изменении материальных факторов труда, которые в свою очередь, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Социальный результат труда – человек, общество, общественные отношения.

    Трудовая деятельность объективна. На любом отрезке истории она развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда.

    Общественный характер труда заключается в его исторической непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда – народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, но и потому, что в процессе труда они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные др. людьми.

    Труд , являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее, что получает практическое воплощение в способе производства. Способ производства – понятие, характеризующие конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. Способ производства – одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует основную сферу общественной жизни – сферу материально - производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От способа производства зависит структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития. История общественного развития – это прежде всего история развития и смены способа производства, чем и определяется определение всех др. структурных элементов общества.

    Производство всегда осуществляется благодаря двуединому процессу взаимодействия производительных сил (содержание) и производственных отношений (социально - экономическая форма процесса производства). Способ производства – общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.

    Это основной фактор, определяющий развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д.

    Производительные силы – это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее, это одна из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

    В производительных силах можно выделить 3 элемента : личностный (люди); вещественный (орудия труда, в широком смысле – средства производства); духовный (наука). Производительные силы – основа внутреннего способа производства, все особенности способа производства зависят от уровня развития производительных сил. Источник развития производительных сил – противоречия между элементами. Предмет труда – то, на что направлен труд; средства труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда: образуют средства производства. В средствах труда различают орудия труда и средства для хранения предметов труда. Продукт труда носит опосредованный характер.

    Показатель развития производительных сил – производительность труда . Важнейший фактор ее роста – создание более производительных орудий и средств труда, технический прогресс. В условиях современной НТР меняется роль науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой

    Производственные отношения – отношения между агентами производства, в конечном счете, между людьми в процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.

    Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Этот закон определяет и развитие данного способа производства, и необходимость замены одного способа производства др.

    Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Между потребностями и производством в обществе устанавливается сложная диалектическая связь, потребности воздействуют на производительные силы опосредованно, через производственные отношения. Активность производственных отношений заключается в том, что они порождают у людей определенные стимулы к деятельности.

    1.1 Понятие техники

    Понятие «техника» является одним из самых древних и широко распространенное сегодня. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований.

    Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

    Приступая к анализу техники, целесообразно рассмотреть существующие формулировки определения техники и выделить их основные типы. Существует множество определений техники:

    Греческое «техне» - ремесло, искусство, мастерство;

    Совокупность приемов и правил выполнения чего либо…;

    Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;

    Система орудий и машин;

    Средства труда в широком смысле – все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться;

    Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя;

    Совокупность материальных объектов, производимых обществом;

    Совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;

    Система искусственных органов деятельности человека;

    Собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.

    В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности». Второе значение слова: «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…».

    Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом: техника как искусственная материальная система; техника как средство деятельности; техника как определенные способы деятельности.

    Первое значение (техника как искусственная материальная система) выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Поэтому сущность техники не исчерпывается подобными определениями, так как не выделяют технику среди других искусственных материальных образований.

    Второе значение также является недостаточным. Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т.д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда.

    Третье выделенное значение – техника как определенные способы деятельности. Но этой сущности скорее соответствует понятие «технологический процесс», который, в свою очередь, является элементом технологии.