Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Проект по теме теория происхождения человека презентация. Презентация на тему: Происхождение человека. Homo sapiens- человек разумный

    Проект по теме теория происхождения человека презентация. Презентация на тему: Происхождение человека. Homo sapiens- человек разумный

    Слайд 2

    Антропология

    Антропология - наука о происхождении и эволюции человека.

    Слайд 3

    Доказательства антропогенеза

    • Палеонтологические
    • Сравнительно-анатомические
    • Эмбриологические
  • Слайд 4

    Палеонтологические доказательства

    • окаменевшие остатки
    • отпечатки древних организмов,
    • переходные формы,
    • филогенетические ряды
    • археоптерикс
  • Слайд 5

    Переходные формы

    Переходные формы - это формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп организмов.

    • археоптерикс (пресмыкающиеся → птицы)
    • от пресмыкающихся - длинный хвост, зубы, пальцы на крыльях
    • от птиц - перья, цевка, 4 пальца на ногах
    • зверозубый ящер (пресмыкающиеся → млекопитающие)
    • латимерия (рыбы → земноводные)
    • семенные папоротники (папоротники → голосеменные)
    • эвглена зеленая (животные - растения)
  • Слайд 6

    Филогенетические ряды

    Филогенетические ряды - ряд ископаемых форм, последовательно связанных друг с другом в процессе эволюции.

    Слайд 7

    Ареал происхождения человека

  • Слайд 8

    Дриопитек

    • Дриопитек - рассматриваются как общая исходная предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека.
    • Шимпанзе Бонобо
  • Слайд 9

    Тупайя обыкновенная

  • Слайд 10

    Рамапитек (около 14 млн. лет назад)

  • Слайд 11

    Австралопитек

    • Эволюционный возраст: 5,5 до 1 млн лет
    • Объем мозга: 350-550 см3 (в ср 530 см3)
    • Масса мозга: 550 г
    • Рост: 120-130 см
    • Масса: 25-45 кг
    • Образ жизни: жили группами в саваннах Южной и Восточной Африки, использовали палки, камни, кости животных для добывания пищи и защиты от хищников. Питались растительной и мясной пищей.
    • Уже характерно прямохождение.
  • Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Выделяют подвиды: А. бойсеи (зинджантроп); А. африканский. А. массивный (робустус - раньше называвшийся парантропом) и человек умелый, который, видимо, является предком человека прямоходящего. Основные места находок останков А. - В. и Ю. Африка. Появились ок. 5,5 млн. лет и исчезли ок. 1 млн. лет назаж.

    Слайд 15

    Австралопитек могучий

    Австралопитек афаренсис - прямоходящий предок человека. Известен по находкам в В. и С.-В. Африке (включая Люси). Назван Д. Джохансоном по находке на с. Эфиопии в местности Афар. Считается самым древним представителем рода человека. Возраст ок. 4 млн. лет. Имели прямую походку и больший, чем у человекообразных обезьян, объем черепа. Орудий из камня не изготовляли.

    Слайд 16

    Австралопитек

    • Австралопитек африканский - впервые останки были найдены Р. Дартом в Ю. Африке. Он назвал его “южной обезьяной" (А.). Позднее Р. Брум предложил называть более точно плезиантропом (почти люди). Большей частью находки А. а. сосредоточены в Ю. Африке. Орудий из камня не изготовляли.
    • Австралопитеки робустусы и бойсеи - впервые найдены в пещерах Ю. Африки. Десятки черепов, сотни зубов и кости скелета показывают, что робустусы были более массивны, чем А. африканский. Сходные с робустусами массивные А. были найдены.Л. Лики в В. Африке и названы вначале зинджантропами, а позднее А. бойсеи. А. р. и б. орудий из камня не изготовляли.
  • Слайд 17

    Homo habilis - человек умелый (человекообразная обезьяна)

    • Эволюционный возраст: 2-3 млн лет
    • Объем мозга: до 650-1100 см3
    • Рост: 100-150 см
    • Образ жизни: стадный, совместная охота,сооружение простейших хижин.
    • Способность к изготовлению каменных орудий, использование огня.
  • Слайд 18

    Человек умелый (Homo habilis)

    В 1962 году в вулканическом ущелье Олдувай (иногда говорят "Олдовай") в Танзании (Центральная Африка) английские учёные М. Лики и Л. Лики нашли секретные останки оригинального австралопитека. Объём его мозга составлял 642 куб. см. (в последующих находках 500-800 куб. см) это мало по сравнению с мозгом современного человека (1000-1800 куб. см), но больше, чем у более примитивных форм.

    Слайд 19

    Человек умелый – 2,5 – 1,5 млн. лет назад

  • Слайд 20

    Homo habilis

  • Слайд 21

    Орудия человека умелого

  • Слайд 22

    ​Древнейшие люди

    • Древнейшие люди появились около 2 млн. лет назад.
    • Их было несколько типов:
      • питекантропы
      • синантропы
      • гейдельбергский человек (названия даны по месту находок их останков).
  • Слайд 23

    Древнейшие люди

    • Эволюционный возраст: 1 млн лет
    • Объем мозга: 800-1400 см3
    • Рост: 170 см
    • Образ жизни: занимались охотой, использовали каменные ножи и жили в пещерах, умели искусственно получать огонь для приготовления пищи и обогрева.
  • Слайд 24

    Древние люди (неандертальцы)

    • Эволюционный возраст: 300 - 400 тыс. лет
    • Объем мозга: 1600 см3
    • Рост: 155-165 см
    • Образ жизни: Общественный образ жизни, использование огня, строительство очагов и жилья, первые захоронения.
    • Пользовались членораздельной речью.
  • Слайд 25

    Кроманьонцы

    • Эволюционный возраст: 40-50 тыс. лет
    • Объем мозга: 1800 см3
    • Рост: до 180 см
    • Образ жизни: Родовая община; строительства поселений; появление обрядов; ; возникновение искусства; гончарного дела; земледелия.
    • Хорошо развита членораздельная речь.
  • Слайд 26

    Homo sapiens- человек разумный

    Челове́к разу́мный — вид рода Люди из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

    Слайд 2


    Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
    Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

    Слайд 3

    НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
    Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям: Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека. Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества

    Слайд 4

    НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
    Науки занимающихся исследованием проблем происхождения человека: история, философия, антропология, психология, генетика, культурология, демография. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ф. Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека
    Ч. ДАРВИН

    Слайд 5

    НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
    Теория космической природы жизни противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Наиболее вероятной является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

    Слайд 6

    ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
    Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.
    5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе.

    Слайд 7

    ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
    От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Был первым из наших предков, который стал регулярно изготавливать каменные орудия труда и перешёл на всеядность.
    Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, и, видимо, обладал речью.

    Слайд 8

    ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
    Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) вполне приблизился к современному не только по физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, пользоваться высокоразвитой речью, а также по способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

    Слайд 9


    Космические факторы (солнечна активность, смена магнитных полюсов земли) Климатические факторы (тектонические, сейсмические, вулканические и радиационные катаклизмы) Изменение структуры и строения головного мозга (формирование собственного поведения)

    Слайд 10

    ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
    Влияние радиации на изменение стереотипов поведения (переход от растительноядной к мясной пище) Теория стресса (внешние и внутренние угрозы стимулировали развитие гоминидов) Трудовой фактор (труд как важнейший фактор общественного развития)

    Слайд 11

    ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
    Мозг человека устроен более сложным образом чем у животных (два полушария отвечают за разные функции) У животных оба полушария дублируют друга). У человека оба полушария действуют по разному.

    Слайд 12

    ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
    Все социальные факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т. д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми

    Слайд 13

    СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом (напоминали поведение высших животных): совместно охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство

    Слайд 14

    СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    Коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Простые общества: основаны на кровном родстве, совместное владение имуществом, коллективный труд

    Слайд 15

    СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    Постепенно происходит усложнение структуры общества: усложнение трудовой деятельности (более совершенные орудий, техники и технологии), специализация трудовых усилий, особое значение имели обычаи, табу, верования, мифы

    Слайд 16

    СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    С переходом к производящему хозяйству, к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения: в коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду, появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др.

    Слайд 17

    СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    Расселение гоминидов по земному шару В то же время увеличивается численность людей и идёт процесс их расселение по Земле.

    Слайд 18

    СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    С усложнением жизни и отношений развивались продукты общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. Решающая роль обычая в отношениях между людьми, обществом и природой. Табу – система запретов на определённые действия. Тотем – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о родстве между человеком и животными, растениями.

    Слайд 19


    Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей homo sapiens Античные философы: Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

    Слайд 20

    ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    Философы-просветители: Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество. В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека (Ж.Ж. Руссо) «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» (Г. Лессинг)

    Слайд 21

    ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. (И. Кант) Основанием для единства человека стала религия (В.С. Соловьев)
    В.С. СОЛОВЬЕВ
    И. КАНТ

    Слайд 22

    ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства (Н.Я. Данилевский) Единого человечества нет, народы живут в разновременном пространстве. Существует множество культур, а не единое человечество (О. Шпенглер)
    О. ШПЕНГЛЕР
    Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

    Слайд 23

    ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. (Н.Н. Трубников) Земля – единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Циолковский, В.И. Вернадский)
    К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
    В.И. ВЕРНАДСКИЙ

    Слайд 24

    ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
    Единая судьба народов, коллектив землян
    Собирательное понятие. Общечеловеческое единство, связанное узами мозаики культур
    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

    Слайд 25

    КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
    Человечество - результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов); В основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

    Слайд 26

    КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
    Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река - это природа, канал - культура. Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура. Стон природен, слово - достояние культуры. Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
    Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек - один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в замечательном труде "Происхождение человека и половой отбор" (по существу, это две самостоятельные работы), являвшемся продолжением книги "Происхождение видов", в которой он лишь затронул вопрос о родословной человека, из практических соображений считая преждевременным обнародовать свои взгляды на происхождение человека. Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек - один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в замечательном труде "Происхождение человека и половой отбор" (по существу, это две самостоятельные работы), являвшемся продолжением книги "Происхождение видов", в которой он лишь затронул вопрос о родословной человека, из практических соображений считая преждевременным обнародовать свои взгляды на происхождение человека. Дарвин писал Уэллсу:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. В первом говорится лишь Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. В первом говорится лишь 1) о Божьем решении сотворить человека по собственному Божьему образу и подобию 2) о Божьих делах по осуществлению этого решения. Ничего не сказано об использовавшихся при этом материалах и методах. В первом рассказе в большей степени подчеркивается, цель или обоснование сотворения человека, а именно: человек должен плодиться, размножаться и владычествовать над землей. Второй рассказ совершенно иной: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" Здесь на первый план выходит то, как Бог творил человека. В отношении статуса первой пары людей выдвигалось и отстаивалось множество следует ли считать Адама и Еву реальными историческими лицами или же чисто символическими самых разных теорий. Резкое расхождение взглядов существует в вопросе о том, фигурами. Традиционная точка зрения такова, что они были реальными людьми и что события библейского повествования действительно происходили в пространстве и времени. Она, однако, оспаривается рядом богословов.

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Слайд 19

    Описание слайда:

    Слайд 20

    Описание слайда:

    Слайд 21

    Описание слайда:

    Слайд 22

    Описание слайда:

    Слайд 23

    Описание слайда:

    Слайд 24

    Описание слайда:

    Слайд 25

    Описание слайда:

    Слайд 26

    Описание слайда:

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Исследовательская работа по истории Вдовкиной Татьяны, ученицы 8 класса МОБУСОШ №1 с. Инзер «Мифы древних народов о происхождении человека» Руководитель: учитель истории Биканачева Э.М.

    2 слайд

    Описание слайда:

    I.Введение. Люди издавна пытались объяснить свое происхождение. В настоящее время интерес к этому вопросу не потерял своей актуальности. Существуют две основные теории происхождения человека: 1) теория божественного сотворения и 2)теория эволюционного происхождения-дарвинизм. Дарвинизм предполагает, что человек произошел от высокоразвитых обезьян в результате естественного отбора. Теория Дарвина имеет под собой основательную базу фактов, антропологических данных, сравнительных признаков и представляет собой хорошо выстроенную научную систему. Не менее популярной является версия создание человека Высшим Разумом (Богом), который создал первого человека из праха и вдохнул дыхание жизни. Все это не позволяет остановить свой выбор на какой-то единственной теории происхождении человека, так как они кажутся вполне равноценными и хорошо дополняют друг друга.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Изучая на уроках истории и обществознания происхождение и развитие человека, мы в основном говорим только о теории Дарвина.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Меня заинтересовала и другая версия-теория божественного сотворения человека (теологическая версия). Я поставила перед собой цель- найти как можно больше доказательств о божественном происхождении человека. В процессе работы над этой темой, мне надо было решить следующие задачи: 1)поиск источников(мифов), которые дали бы ответы на мои вопросы; 2)изучение и сравнение источников; 3)на основе полученных знаний сделать вывод по данной проблеме.

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Самыми древними источниками представления о мире являются- МИФЫ. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Слово «миф»-греческое. Оно означает сказание, повествование. Мифы-это древнейшие сказания о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т.д. В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Бог Амон-Ра 1. Древнеегипетская мифология. Вначале мир представлял из себя Хаос, первозданную пучину вод- Нун. Из Хаоса вышли боги, создавшие Землю, Небо, людей, животных, растения. Бог Солнца- Ра, творец космоса, культурных объектов, природы и людей.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Бог Брахма. 2. Древнеиндийская мифология. Рождение из первобытных вод золотого яйца- золотого зародыша, появление из него Брахмы-бога творца. Из двух половинок яйца создаётся Небо и Земля, между ними воздушное пространство. Брахма разделяется на две части- мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные. Из разных частей Брахмы появляются люди.

    10 слайд

    Описание слайда:

    3.Шумеро- аккадская мифология Шумеры утверждают, что имели контакт с жителями планеты Нибиру! Именно с этой планеты по утверждениям шумерских текстов на Землю пришли анунаки, «сошедшие с небес на Землю». Анунаки, согласно шумерским и другим источникам (где они имели наименование «нифилим»), зачастую принимаемые за «богов», «брали в жены земных женщин».Здесь теологическая теория пересекается с космогонической.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Бог Мардук 4. Вавилонско-ассирийская мифология. Сотворение мира Мардуком- прямым наследником шумерских богов. Бог Мардук создаёт Землю и Небо, организует мировой порядок, создаёт людей и животных.

    12 слайд

    Описание слайда:

    А.Фанталов. Рождение мира из Хаоса. 5. Древнегреческая мифология. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней…

    13 слайд

    Описание слайда:

    П. Рубенс. Люди золотого века. Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Согласно древним мифам Китая, когда Земля уже отделилась от неба, ввысь поднялись величественные горы, к морям потекли реки, полные рыб, леса и степи были переполнены дикими животными, мир все еще оставался незавершенным без рода человеческого. А дальше начинается история создания человечества. Как и в других религиозных версиях, религии древней цивилизации Китая считали, что людей сотворили из глины. Создателем людей стала Нюйва - великий женский дух. Она взяла горсть глины и стала лепить фигурки, они оживали и становились людьми. 6.Древнекитайская мифология.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени, чтобы слепить всех людей, могущих населить землю. И тогда Нюйва протянула через жидкую глину веревку. Когда богиня встряхнула верёвку, во все стороны полетели кусочки глины. Падая на землю, они превращались в людей. Но то ли из-за того, что они не были слеплены вручную, толи потому что болотная глина всё же отличалась по своему составу, от той, из которой слепили первых людей, но древние мифы Китая утверждают, что люди более быстрого способа изготовления значительно отличались от созданных вручную. Вот почему богатые и знатные - это люди изготовленные богами собственноручно из желтой земли, в то время как бедные и ничтожные люди, изготовлены с помощью веревки.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Творцами выступают бог Энки и богиня - мать Нинмах. Они лепят людей из глины, собранной в изначальном океане. По другому мифу, люди выходят из дыры в земле, которую пробил мотыгой бог Энлиль. 7. Австралийская мифология.

    17 слайд

    Описание слайда:

    8. Скандинавская мифология Бог Сурт В начале всего был Всеотец; он жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.

    18 слайд

    Описание слайда:

    В начале была Мировая Бездна – Гинунгагап. Внутри ее на севере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм («темный мир») Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек Хвергельмир («кипящий котел»). Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир или Аургельмир. Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина: так появилось племя инеистых великанов.

    19 слайд

    Описание слайда:

    9. Ветхий Завет(Библия) о сотворении мира и человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”. Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»

    20 слайд

    Описание слайда:

    Коран-священная книга мусульман. 10. Коран о происхождении человека. Как люди осмеливаются говорить о своем происхождении, если они не были свидетелем своего сотворения? «Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих». Поскольку люди не были свидетелями ни сотворения небес и земли, ни сотворения их самих, в их представлениях на этот счет мало правды и много заблуждения. Аллах поведал нам о том, что Он создал человека законченным, самостоятельным существом. Он сообщил ангелам о Своем намерении создать человека еще до его «Поистине, Аллах создал Адама из пригоршни, собранной со всей земли, и поэтому потомки Адама отличаются друг от друга, как отличается земля. Среди них есть красные, белые, черные и других цветов, которые между ними. Среди них есть беззаботные и угрюмые, скверные и хорошие». Для сотворения человека была использована вода: «Аллах сотворил все живые существа из воды». Следовательно, человек создан из земли и воды. «Он - Тот, Кто сотворил вас из глины». Эта глина высохла и стала звенящей, подобно гончарной глине: «Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной». Адам был первым человеком. Он праотец всего человеческого рода. Из него была создана его жена Хавва.

    Описание слайда:

    III.Заключение. Во время выполнения исследовательской работы, я прочитала и сравнила мифы разных народов, которые жили в разных частях света. Можно сделать следующие выводы: 1)почти во всех вышеупомянутых мифах мир и жизнь на Земле зародились из Хаоса; 2)все мифы повествуют о божественном происхождении человека. 3)часть древних мифов вполне сочетаются с современным научным мифом о том, как из хаоса химических элементов, после взрыва появились молекулы. 4) в древних мифах и священных писаниях шумеров, коренных австралийцев, китайцев, арабов - человек слеплен из глины.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Своим исследованием, я попыталась найти ответ на вечный вопрос о происхождении человека. Однозначного ответа нет. Из всех теорий о происхождении человека, на мой взгляд, наиболее вероятнее, что человек создан Высшим Разумом (Богом), потому что из всех живущих на Земле существ он самый совершенный. Неважно, кто запустил эту программу, Бог или Мировой Разум, или это естественный отбор, но она сработала.

    Г. Волжский 2009 год.

    Выполнили:
    Обучающееся
    11 А класса
    МОУ СОШ № 36
    Новикова Ольга
    Плотников Андрей
    Почтарёв Валера
    Руководитель:
    Топчиева Людмила
    Михайловна, учитель
    Биологии МОУ СОШ № 36.

    Муниципальное образовательное учреждение средняя
    общеобразовательная школа № 36 имени Героя Советского Союза
    В.Г. Миловатского города Волжского
    Волгоградской области.

    Проект по теме: «Научные взгляды на вопрос

    о происхождении жизни: за и против».

    Оглавление:
    Введение:
    1. Цель и задачи деятельности.
    2. Вопросы проекта.
    Освещение проблемы с научной и религиозной точки зрения:
    1. О создателе эволюционной теории – о Чарльзе Дарвине;
    2. Бог как творец мира.
    3. Происхождение человека путём длительной эволюции;
    4. Божественное происхождение человека;
    5 .Сходства человека с животными (научная точка зрения);
    6. Отличия человека от животных (религиозная точка зрения).
    7. Закончена ли эволюция в настоящее время?
    Выводы и рекомендации по использованию данной работы.
    Источники информации.

    Введение.

    Выбор нашей темы не случаен. Всё больше учёных признают, что эволюция не факт, и что скорее всего доказать её никогда не получится. Конечно, доказать сотворение мира Богом тоже, скорее всего, невозможно, но мы приблизились к тому, что все начинают понимать, что обе теории основаны на вере.
    Изучение главы «Эволюция человека» в 11 классе курса «Общая биология» должно базироваться на разных аспектах, а не только на естественнонаучных, в основе которых лежат труды Ч. Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека и половой отбор». Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена тем, что демонстрируя слайды можно добиться хороших результатов в понимании и объяснении данного вопроса.

    Цель нашего проекта:
    Научиться отбирать факты, доказывающие разные версии происхождения человека.
    Выразить своё мнение в отношении появления человека на Земле.
    Создать презентацию к теме «Эволюция человека».
    Познакомить желающих с этой работой.
    Для выполнения цели был поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть теоретический материал по теме «Эволюция человека».
    Найти и проанализировать информацию
    Выбрать необходимое, сделать вывод и использовать полученные сведения и умения.
    Использовать программное обеспечение (Microsoft Office PowerPoint).
    Нами были поставлены следующие вопросы, ответы на которые мы хотели получить в процессе работы:
    Что мы можем узнать о Ч. Дарвине и о Творце?
    Кто мы и откуда взялись?
    Что представляет из себя человек?
    Закончена ли эволюция в настоящее время?

    II. Освещение проблемы с научной и религиозной точки зрения.
    1. О создателе эволюционной теории – о Чарльзе Дарвине.Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) - английский натуралист и путешественник, заложивший основы современной эволюционной теории и направления эволюционной мысли, носящего его имя (дарвинизм).
    В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов посредством естественного отбора, или выживание благоприятствуемых рас в борьбе за жизнь»), Дарвин придавал первостепенное значение в эволюции естественному отбору и неопределённой изменчивости.
    Ч. Дарвин происходил из нонконформистской среды. Хотя некоторые члены его семьи были вольнодумцами, открыто отрицавшими традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был

    полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно
    которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование
    Бога. Однако его вера начала колебаться во время путешествия на «Бигле».
    Он подвергал сомнению, всё что увидел, удивляясь, например, прелестным
    глубоководным созданиям, сотворенным в таких глубинах, в которых никто не
    смог бы насладиться их видом, содрогаясь при виде осы, парализующей гусениц,
    которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере
    он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом
    мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался
    религиозных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах
    морали, однако постепенно начал рассматривать историю творения, в том виде,
    в котором она представлена в Ветхом завете, как ложную.

    Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек - один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в замечательном труде «Происхождение человека и половой отбор» (по существу, это две самостоятельные работы), являвшемся продолжением книги «Происхождение видов», в которой он лишь затронул вопрос о родословной человека, из практических соображений считая преждевременным обнародовать свои взгляды на происхождение человека.
    Дарвин писал Уэллсу:« Вы спрашиваете, буду ли я обсуждать «человека», думаю обойти весь этот вопрос, с которым связано столько предрассудков, хотя и вполне допустимо, что это наивысшая и самая увлекате-льная проблема для натуралистов».

    Систематически собирать материалы о происхождении человека Дарвин начал в 1837 году. Относился он к этой сложнейшей проблемы, затрагивающей чувства многих людей, очень серьёзно и считал, что для публикации выводов необходимы веские обоснования. «Было бы совершенно бесполезно для успеха книги («Происхождение видов» - Р.В.), даже положительно вредно, выставлять напоказ свои воззрения о происхождении человека, не подкрепив их никакими доказательствами», - писал Дарвин, хотя в «Происхождении видов» он не собирался скрывать, что его книга может «пролить свет на происхождение человека», как первоначально предполагал Дарвин. Лишь после многолетнего обдумывания проблемы он в 1869 году приступил к её изложению.

    Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, то есть с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства, а его не столь отдалёнными предками были млекопитающие.

    «Придерживаться другого взгляда - значит принимать, - утверждал Дарвин, - что наше собственное и строение всех
    животных вокруг нас есть ловушка, придуманная для затемнения нашего рассудка!»

    По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что его религиозные друзья-натуралисты считают подобные взгляды бредом, подрывающим чудесные объяснения социального порядка, и знал, что столь революционные идеи будут встречены особенно негостеприимно в то время, когда позиции Англиканской церкви оказались под огнём радикальных диссентеров и атеистов. В тайне, развивая свою теорию естественного отбора, Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, однако всё ещё верил в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и, со смертью его дочери Энни в 1851 г., Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианского бога. Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал существо-

    вание Бога и, что, в целом, «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое».
    Теория эволюции завладела умами многих ученых, которые начали применять ее ко всем отраслям науки, вплоть до истории (Маркс) и психологии (Фрейд). Со дня появления теории эволюции прошло уже почти полтора столетия, и за это время дискуссия эволюционировала, адаптировалась, видоизменялась, но по-прежнему не прекращалась.

    Первый «антидарвиновский» процесс, вошедший в историю как «обезьяний процесс» состоялся в 1925 году в США. Губернатор штата Теннеси тогда подписал новый закон, запрещавший «преподавать любую теорию, которая отрицает историю божественного создания человека, описанную в Библии, и учить вместо этого тому, что человек произошел от более низкого класса животных».
    С тех пор и до наших дней подобное случается с завидной регулярностью на разных концах света.

    2004 года в Италии разразился настоящий национальный кризис, после того как министр образования Летиция Моратти объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе. Реакция последовала незамедлительно; министру пришлось отказаться от своих намерений и создать комиссию во главе с лауреатом Нобелевской премии 1996 года Ритой Леви-Монтальчини для работы над новым проектом школьной программы.
    В сентябре 2004 года в Сербии министр Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы восьмого класса средних школ Сербии теорию происхождения видов Чарльза Дарвина. Решение Лиляны Чолич - профессора филологического факультета Белградского университета - вызвало волну протеста в научных, преподавательских и учительских кругах Сербии. С протестами выступили и несколько ведущих партий, заявив, что «замена научно обоснованной теории Дарвина на церковную догму» отбрасывает страну на столетия назад. Министр подала в отставку, и дарвинизм из учебников не изъяли.Л.Чолич впоследствии объясняла, что ее неправильно поняли, и что речь шла лишь о необходимости уточнить, в каком классе и в каком объеме следует преподавать в школе теорию Дарвина.
    В 2005 году пять учителей начальной школы города Мерсин на юге Турции были оштрафованы за преподавание дарвинизма и «попрание религиозных чувств учеников». Жалобу на учителей в Минобразование направил имам местной мечети.

    2. Бог как творец мира.
    Православное догматическое богословие учит, что Бог является Первопричиной, или Виновником бытия мира. Это означает, что мир, как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге, и не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно.
    Когда речь заходит о возможности существования Бога, Библия говорит о том, что есть люди, которые видели достаточно доказательств, и тем ни менее, отвергают истину о Боге. С другой стороны, для тех, кто хочет знать, есть ли Бог, Он говорит: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами».
    Ниже приведены аргументы в пользу существования Бога:
    В течение всей истории человечества, во всех культурах мира, люди были уверены в существовании Бога.
    Может ли кто-то со всей уверенностью утверждать, что все эти люди ошибались? Миллиарды людей, представляющих различные социологические, интеллектуальные, эмоциональные, образовательные круги. Все они пришли к выводу, что существует Творец, Бог достойный поклонения.
    Сложность организации нашей планеты указывает на существование Творца, который не только создал нашу Вселенную, но поддерживает ее существование сегодня.Земля имеет совершенный размер. Размер земли и соответствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимущественно азота и кислорода, который распространяется лишь на 50 миль над поверхностью Земли. Земля

    Это единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни.

    Слайд №10

    Сложносоставность человеческого мозга доказывает существование еще более разумного Творца, стоящего за этим.
    Человеческий мозг способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации. Ваш мозг воспринимает все цвета и объекты, которые вы видите, температуру окружающей среды, Ваш мозг регистрирует эмоциональные реакции, мысли и воспоминания. В то же самое время мозг контролирует протекающие в вашем теле процессы, такие как дыхание, движение век, чувство голода, движение мускул рук.
    Простая случайность - недостаточное объяснение.
    Известный астроном Сэр Фридерик Хойл показал насколько абсурдно с точки зрения математики случайное соединение аминокислот в человеческой клетке. Сэр Хойл проиллюстрировал маловероятность подобной случайности, приведя следующую аналогию. Какова вероятность, что торнадо пронесется над рынком старых вещей, на котором будут содержаться все запчасти Боинга 747, случайно сформирует самолет из этих частей и оставит его там, готовым к взлету. Вероятность этого настолько низка, что ее можно не принимать во внимание, даже если бы торнадо проносился над множеством свалок, которых хватило бы, чтобы заполнить вселенную!Бог открыл Себя не только в том, что мы можем наблюдать в природе и в человеческой жизни.
    Археологические раскопки продолжают подтверждать, а не опровергать точность Библии. Например, археологические находки в северном Израиле в августе 1993 года подтвердили существование Царя Давида, автора многих Псалмов Библии. Свитки Мертвого Моря и другие археологические открытия доказывают историческую достоверность Библии.

    Слайд №11

    3. Происхождение человека путём длительной эволюции.

    Парапитеки

    Орангутанги

    Дриопитеки

    Шимпанзе

    Реконструкция черепа парапитека.

    Дриопитек.

    Череп проплиопитека.
    Вид спереди.

    Слайд №12

    2.Питекантроп.
    Синантроп.
    Гейдельберг-ский человек.
    (Древнейшие люди - обезьянолюди).3.Неандерталец
    (Древние люди).

    4.Кроманьонцы.
    (Первые современные люди.)

    1.Австралопитек
    Человек умелый.
    (Высшие человекообразные обезьяны.)

    Орудия синантропа.

    Развитие человека.

    Слайд №13

    Шестой день творения
    «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду ее. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею… И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”.В вышеприведенном отрывке мы находим описание творения: животные были сотворены в один день с человеком и получили ту же среду обитания. При этом перечислены следующие группы животных: скот (приручаемые млекопитающие, не только стадные, но и тягловые, вьючные и верховые животные), пресмыкающиеся (большие и маленькие ползающие наземные животные) и остальные «звери земные» (не приручаемые и порой - даже до грехопадения - опасные для человека животные, весь остальной животный мир). Разумеется, мы имеем здесь не биологическую классификацию, а скорее деление животного мира по его значению для человека.
    Далее, во второй половине дня на свет появляется первый человек, вершина божественного творения, повелитель всей сотворенной для него Богом природы. Новым в человеке было то, что он наряду с телом и душой обладал духом. Он был образом и подобием Божьим, Бог сам вдунул в него дыхание жизни.

    4. Божественное происхождение человека.

    Слайд №14

    Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. В первом говорится лишь
    1) о Божьем решении сотворить человека по собственному Божьему образу и подобию
    2) о Божьих делах по осуществлению этого решения. Ничего не сказано об использовавшихся при этом материалах и методах.
    В первом рассказе в большей степени подчеркивается, цель или обоснование сотворения человека, а именно: человек должен плодиться, размножаться и владычествовать над землей. Второй рассказ совершенно иной: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» Здесь на первый план выходит то, как Бог творил человека.В отношении статуса первой пары людей выдвигалось и отстаивалось множество следует ли считать Адама и Еву реальными историческими лицами или же чисто символическими самых разных теорий. Резкое расхождение взглядов существует в вопросе о том, фигурами. Традиционная точка зрения такова, что они были реальными людьми и что события библейского повествования действительно происходили в пространстве и времени. Она, однако, оспаривается рядом богословов.

    Слайд №15

    5. Сходства человека и животных.

    Вначале был великий океан, дымившийся на раскалённом ложе. И в этом жарком лоне завязался неразрешимый узёл жизни: плоть, пронзённая дыханием и биением.
    (Максимилиан Волошин)

    Слайд №16

    Прежде всего, человек относиться к классу млекопитающих и имеет все признаки этого класса:
    Четырёхкамерное сердце;
    Постоянную температуру тела;
    Внутриутробное развитие и живорождение;
    Вскармливание детёнышей молоком;
    Имеет волосяной покров;
    Ушную раковину, в среднем ухе имеются три слуховые косточки;
    Зубы разделяются на резцы, клыки и коренные;
    В скелете 7 шейных позвонков;
    Наличие диафрагмы – мышечной перегородки между грудной и брюшной полостями.

    Слайд №17

    Родство человека с животными, по мнению Дарвина, подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется большая группа нефункционирующих органов:

    Третье веко (4)

    Слуховой бугорок (4)

    Маленькая полулунная складка в уголке глаза(третье веко);
    Бугорок на внутреннем крае завитка (остаток острой верхушки уха) – дарвиновский бугорок;

    Копчик – остатки хвоста;
    Редкие волосы на теле – остатки шерсти;
    Подкожная мышца, приводящая у животных в движение ушную раковину
    Мышцы, поднимающие волосы

    Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде. Объяснить их существование можно лишь тем, что они достались человеку по наследству от его животных предков. У которых они были хорошо развиты и нормально функционировали.

    Слайд №18

    Дарвин также показал, что очень редко у людей появляются особенности, не встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. Это атавизмы – возврат к далёким предкам.
    Наружный хвост;Обильный волосяной покров на всём теле, включая лицо;

    Добавочные соски;
    Когти на отдельных пальцах;
    Сильно развитые клыки.
    Зубы «мудрости».

    Существование рудиментов атавизмов – одно из наиболее веских подтверждений животного происхождения человека. Поэтому не один из противников Дарвина не мог возразить по поводу рудиментов и атавизмов.

    Слайд №19

    Важнейшее отличие человека от животных – способность к рефлексии, к познанию самого себя. Только человек способен «взглянуть на себя со стороны».
    (Тейяр де Шарден «Феномен человека».)6. Отличия человека от животных.

    Слайд №20

    На основании первых двух глав книги бытия мы можем заключить, что человек является особым творением Божьим. Слова Библии не оставляют места для предположений, что человек произошёл от животного царства. Человек – продукт третьего, последнего акта Бога, он – не облагороженное животное, а представитель совершенно иной категории живых существ. Именно непризнание этой исключительности человека привело нехристианских философов к мысли о происхождении человека от животных. Но особый мир, в котором, будучи мыслящим существом, живёт человек, недоступен растениям и животным. Итак, что же отличает человека от животных?
    Человек обладает способностью к аналитическому мышлению, он
    может рассуждать и доказывать;
    Человек творит свою историю, он может прогрессировать технически и интеллектуально;
    Человек способен к общению посредством языка и знаков;
    Человек – общественное существо, он способен к сознательному общению с окружающими, к взаимопониманию и совместному проживанию.
    Человек хозяйственное существо, он способен сознательно управлять доверенными ему средствами;
    Человек – эстетическое существо, он наделён способностью ценить прекрасное;
    Человек обладает правовым сознанием, поэтому ему доступны такие понятия, как преступление и наказание;
    Человек имеет моральное сознание. Он может различать добро и зло;
    Человек знает, что такое вера.

    Слайд №21

    7. Закончена ли эволюция в настоящее время?
    Верующие подвергают осуждению любую попытку поднять вопрос о продолжении эволюции человека. По их мировоззрению, они были созданы в качестве венца творения и в таковом качестве в дальнейшем улучшении не нуждаются.
    Мнения эволюционистов разделяются. С одной стороны – да, необходимым и достаточным условием эволюции является постепенное изменение условий в ареале существования биологического вида. Во-первых – достаточно значительное, чтобы вид не мог существование в неизменном виде, а во – вторых – достаточно постепенное, чтобы он успел приспособиться к изменяющимся условиям. Это условие не может выполняться в современном мире, т.к. люди искусственно меняют экосистемы как локально, так и глобально – ни один вид не может эволюционировать с такой скоростью.
    С другой стороны -, селекция флоры и фауны может рассматриваться как направленная искусственная эволюция – выведено множество новых пород животных, обладающих ценными свойствами. Действительно, деятельность человека очень сильно и молниеносно меняет окружающую среду. Антропогенный фактор приобретает всю большую власть.
    Библия рассказывает о катастрофах, которые посылал Бог на землю, с целью проучить людей.ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
    В резиденции армянского католикоса в Эчмиадзине хранится небольшой кусок дерева, являющийся одной из главных реликвий монастыря. По преданию, это кусочек обшивки Ноева ковчега, переданный когда ‑ то монастырю монахом, поднимавшимся на склоны Арарата еще во времена Григория Просветителя.
    Устойчивый миф о Всемирном потопе – это миф всего человечества. Он распространен среди народов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Сегодня уже не вызывает сомнения факт, что сознание народов всей планеты в незапамятные времена было потрясено единой глобальной катастрофой.
    Самых различных гипотез и предположений учеными высказано множество, но все они сходятся в одном: в поразительном совпадении легенд о Всемирном потопе, которые родились на расстоянии тысяч километров друг от друга, на разных континентах, у разных народов. В основе всех их лежит рассказ о том, как некий человек, желая спасти на планете живность, построил огромный корабль, на котором собрал людей и животных – «каждой твари – по паре».

    Слайд №22

    НАКАЗАННЫЕ БОГОМ СОДОМ И ГОМОРРА.
    В Ветхом Завете говорится о двух городах – Содоме и Гоморре, жители которых погрязли в распутстве и были испепелены за свои грехи огнем, посланным с неба. Располагались оба эти города «в долине Сиддим, где ныне море Соленое», как раз в районе будущего затопления, где археологи позднее обнаружили следы илистых наслоений. А если точнее, то находились они в плодородной долине в устье реки Иордан.
    Пастухи пасли тучные стада овец и коз, два раза в год жители собирали с виноградников прекрасные плоды, из которых делалось вино. Вообще вино у жителей Содома и Гоморры было самым любимым напитком, и пил его каждый – и стар, и млад. Многие люди напивались до бесчувствия, падали прямо на улицах, а иные после винопития предавались пороку и греху.
    В Библии сказано, что «жители Содомские были нечестивы и весьма грешны перед Господом». «Греху содомскому» были подвержены также жители Гоморры и окрестных городов, «подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью».
    Вопль Содомский и Гоморрский был очень велик и грех их тяжел, и Бог направил туда ангелов, чтобы убедиться, действительно ли жители этих двух городов поступают так нечестиво. Ангелов принял в своем доме Лот, племянник Авраама, но содомляне осадили его дом, требуя выдать пришельцев, дабы «познать» их.
    «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Бытие, 19:24–25). Сейчас этих двух городов нет ни на одной географической карте, но названия городов вполне конкретны. Есть записи некоторых паломников, которые утверждают, что в свое время под водами Мертвого моря они видели развалины домов и улиц. Само Мертвое море достаточно велико, его длина достигает 76 километров, ширина семнадцати, а глубина составляет 356 метров. Оно бессточное, то есть вода из него никуда не вытекает, и активно испаряется. А пополняют его воды реки Иордан. Поскольку расположено море в наиболее низкой части тектонической впадины Гхор, то, естественно, у геологов возникло предположение, что его образованию могли послужить подвижки земли, вызвавшие опускание почвы – той самой, на которой могли располагаться Содом и Гоморра.

    Слайд №23

    Приведём несколько примеров, доказывающий масштабность деятельности человека:
    ИСЧЕЗАЮЩИЙ АРАЛ.
    Бесконтрольный водозабор, отсутствие водомеров, завышенные нормы полива (которые годами научно не корректировались) привели к неоправданно большому перерасходу воды. В результате вода не облагораживает землю, а губит ее. Например, в Ферганской долине сотни тысяч гектаров полей стояли со слоем воды в несколько метров.
    За двадцать лет Аральское море лишилось 640 кубических километров воды. Море потеряло две трети своего объема и две трети своей площади, а ведь оно было просто гигантским – синим без конца и края. От Майнака до Аральска ходили суда. Теперь уровень моря упал на тринадцать метров. Оголившееся дно Арала (а это 2,6 миллионов гектаров) превратилось в рукотворную пустыню, которая уже и название получила – Аралкумы. Здесь накоплено миллиарды тонн ядовитых солей. С пустынного дна моря в воздух поднимаются миллионы тонн солено ‑ ядовитой пыли, которую ветер разносит на далекие расстояния. С усыханием моря участились пыльные бури. Пылевые облака заносятся на ледники Памира, Алтая, Тянь-Шаня, а это в свою очередь изменяет режим берущих там начало рек.Возможно эволюция человека как вида завершена. Однако, она продолжается в ином направлении: развитии умственного и духовного мира человека.

    На полях Средней Азии долгие годы против вилта (болезни хлопчатника) применялся химикат ДДТ. Соединение его для человека очень опасно, а в природе оно практически не разлагается. ДДТ и другие ядохимикаты многие годы смывались с полей и накапливались в море. Теперь здесь проплывают ядовитые облака.

    Слайд №24

    СОЛДАТЫ «ЧЕЛЯБИНСКОГО ЧЕРНОБЫЛЯ».
    В конце сентября 1957 года на одном из сверхсекретных объектов, располагавшемся в городе «без названия», прогремел взрыв. Тайна скрывалась более тридцати лет, и долгие годы об этом взрыве знали лишь те, кто находился в районе катастрофы. Теперь известны и название «секретного» города – Челябинск, и предприятие, на территории которого произошел взрыв, – комбинат «Маяк», который был известен также под названием «Челябинск‑40». Затем первенец атомной промышленности стал называться «Челябинск‑65», теперь он известен как город Озерск.
    О возможных последствиях облучения тогда, в сентябре 1957 года, было известно еще очень мало. Ученые терялись в догадках о причинах «невидимой» смерти. А от нее уже умирали солдаты и офицеры подразделений внутренних войск, охранявшие необычное предприятие.
    Взрыв произошел из-за радиационного перегрева одной из емкостей для хранения жидких высокоактивных отходов. В течение семи лет от ядерных отходов избавлялись весьма простым способом – их просто-напросто сбрасывали в реки Теча и Исеть. А потом еще два раза (по семь лет) отходы сбрасывались в озеро Карачай.

    Слайд №25

    Выводы и рекомендации по использованию данной работы.
    В данной работе мы представили основные вехи в эволюции человека с научной точки зрения и противопоставили им другую версию: акт сотворения человека творцом. Работа отмечает черты сходства человека с животными организмами и предъявляет человека как особый продукт творения Божьего.
    Дискуссия о происхождении человека позволяет определить его место в природе и, соответственно, отношение к ней, от чего во многом зависит наше будущее.
    Мы научились искать и анализировать информацию, узнали много нового о гипотезах происхождения человека. И мы поняли, что данный вопрос очень важен и многогранен. Каждый из нас сформулировал для себя видение этой проблемы.
    Новизна нашей работы заключается в том, что мы применили информационные технологии для изучения данного вопроса, что позволило усилить наглядность и дать ответ на большое количество вопросов при базовом учебном плане.Для обучающихся данное пособие:

    Даст возможность представить появление человека на Земле с помощью виртуального мира;