Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Воронежские рынки: исторический экскурс. С чего начать бизнес по продаже посуды. Подбор персонала, или каких продавцов брать на работу

    Воронежские рынки: исторический экскурс. С чего начать бизнес по продаже посуды. Подбор персонала, или каких продавцов брать на работу

    В 12 веке - и развилась настолько, что уже к середине 17 века город стал одним из богатейший городов России. Здесь пересекались торговые пути с севера на юг и с запада на восток. Рядом с Суздалем по реке Нерль проходил путь, который историки называют "из Варяг в Арабы".

    Суздальские купцы были настолько богатыми, что строили себе не только каменные дома, но и церкви. И жили по принципу «зачем ходить в церковь к соседу, если можно построить свою». Вот и ответ на часто задаваемый вопрос: "Почему в Суздале так много церквей? ". Суздаль славился своими ярмарками, самая знаменитая из которых - Евфросиньевская ярмарка - устраивалась в конце сентября и длилась целую неделю. Это была пора, когда люди собирали урожай и продавали выращенное на полях, а также делали запасы на зиму. Всего на площади помещалось около 500 возов. 200 из них торговали хлебом, а именно: мукой, зерном, различными крупами. Сейчас здесь также ведётся бойкая торговля. Продают в основном сувениры, глиняную посуду, а ещё фрукты, овощи со своих огородов, лесные грибы и ягоды.

    Сейчас в Суздале возрождается традиция проведения Евфросиньевских ярмарок . Каждый год в начале октября в городе проходит ярмарка, на которой сельхозпроизводители реализуют свой товар: овощи, мясную, молочную продукцию, выпечку, травы и сувениры.

    Здесь же на Торговой площади Суздаля снимались сцены некоторых советских и российских фильмов. Один из первых и самых знаменитых - "Женитьба Бальзаминова".


    Приехав в центр Суздаля по главной улице, Вы непременно попадёте на Торговую площадь .

    В начале 19 века - в 1811 году на Торговой площади построили Гостиный двор или Торговые ряды . Во дворе размещалось 160 растворов, т.е. отдельных магазинов для разнообразных товаров. Все растворы имели одинаковую вместимость, и над каждым было место для обозначения фамилии купца и названия его товара. Торговые ряды вдоль Торговой площади служила для суздальцев в 19 веке своеобразным бульваром, где жители обменивались новостями и сплетнями. Сюда же - Торговым рядам Суздаля - выходил на вечерний "променаЖ" главный герой фильма "Женитьба Бальзаминова".

    Узнать другие интересные факты о Торговой площади, Торговых рядах и истории Суздаля Вы сможете заказавобзорную экскурсию по Суздалю .

    Просто позвоните по телефону +7-920-91-888-91 или заполните форму обратной связи в разделе

    Рынок всегда оперативно снабжал горожан всем необходимым из «первых рук». Обратимся сначала к «Описанию Воронежского наместничества 1785 года». Вот как отвечало оно на вопрос о том, в чем заключается торговля купцов Воронежа:

    «Отправляют к портам: Санкт-Петербургскому — сало, воск, щетину, русаков и пенку, скупая то у сельских поселян, так же и у своих собратий, которыя покупают, ездя по селам и у приезжающих на торги в город сельских жителей… к Таганрогскому и Херсонскому отвозят сверх железа, масла коровьяго и икру паюсную, получая икру по реке Волге из мест от Царицына до Астрахани лежащих, масло коровье от сельских жителей, а железо из Москвы и из прочих мест, так же и из железных заводов. Из портов же в обрат привозят: из перваго — сахар, кофе, виноградаыя вина, брусковую краску, квасцы и прочее, а из последних двух портов более променом на отвозимое ими получают беломорский вина и овощи, что все продают как в самом городе, так и по разным местам Российской империи…

    Отпускают в Сибирь и в разныя места по Оренбургской линии сукна иностранный и российския и прочее, получая оные из Москвы и из других мест и своих фабрик. А оттуда привозят пушныя товары, лисицы, волки и корсок…

    Скупают хлеб, которой отправляют водяным путем на бударах… в Черкасск, крепость Святаго Димитрия Ростовскаго, Азов, Таганрог… Торгуют в лавках: одни парчевыми, шелковыми, шерстяными и бумажными товарами, чаем, кофьем, сахаром, галантерейными вещьми и прочими товарами, покупают оныя в Москве и по малороссийским ярмонкам… Другие железом и вещьми железными, конскою упряжью, обувью, деревянною посудою и прочим, а получают оное из Москвы, Ярославля, с Лебедянской Троицкой ярмонки и из железных заводов…»

    До реконструкции города по регулярному принципу, до середины 1770-х годов, историческим рыночным местом была площадь с деревянными торговыми рядами в районе Пятницкой церкви (старый храм частично уцелел на улице Кости Стрелюка). Эта местность была «исконно торговой» с тех времен, когда поблизости стояла военная крепость. Во всех русских городах главная рыночная площадь возникала вблизи крепостных стен. Крепость XVI-XVII веков возвышалась на прибрежных холмах, в районе современного главного корпуса Воронежского университета. К северу от нее, на ровной нагорной местности, зародилась рыночная торговля. Там она продолжалась и в XVIII столетии, когда на месте бывшей крепости сложился духовный центр города с главным городским собором (в 1836 году здесь был открыт Митрофановский монастырь). Краевед XIX века А. Шишкин писал, что до 1774 года Воронеж еще не имел большой торговли, но тем не менее по проулку, шедшему от собора к Пятницкой церкви, «были лавки красного товара, где продавались кумач, тафта, камка, жемчуг, китайка… Тут был самый прилив женского населения, которое выбирало наряды, получало слухи и т. д.». От Пятницкой площади ряды тянулись дальше, «где шли уже товары грубого сорта: кожевенные, мыловаренные, медь, чугун, обувь, шерсть, бичева, колокола, посуда и т.д.». «Именитые, древнейшие купеческие фамилии Воронежа, как-то: Титовы, Кривошеины, Клочковы, Гарденины, Сидельниковы, Молоцкие, Тулиновы, Елисеевы и прочие — имели здесь свои обширные помещения», в их руках и держалась, «главным образом, вся оптовая и розничная торговля». Особенно славились лавки «красного товара» (то есть с материями) купеческой семьи Кривошеиных.

    По генеральному плану 1774 года главные рыночные площади с капитальными каменными рядами-лавками были устроены на оси новой торговой улицы — Большой Московской, или Новой Московской (теперь Плехановская). Эту историю воскрешают планы города, хранящиеся в центральных архивах России. Недалеко от своего начала Новая Московская пересекала Гостиный двор, где торговали привозными товарами, в том числе одеждой (позже эту площадь назвали Круглыми рядами — по форме лавок). Дальше, в центральной части, улица проходила через целый комплекс главных торговых мест и площадей. Ядром служил ансамбль торговых рядов, заключенный между улицами Острогожской (ныне Пушкинская) и Малой Дворянской (Ф.Энгельса). Ряды составляли на плане незамкнутый, распадавшийся на четыре Г-образных элемента прямоугольник. Кирпичные ряды состояли из отдельных лавок-секций, которые строили, стыкуясь с соседями, частные торговцы — купцы и мещане. Поэтому ансамбль создавался с трудностями, не сразу, а постепенно, до рубежа XVIII и XIX столетий. По данным 1799 года, в Овсяном, Свечном, Железном, Рыбном, Щепном, Дегтярном и других центральных рядах города насчитывалось 255 лавок-ячеек, а на рубеже XVIII и XIX столетий ансамбль расширяли. Внутри главного торгового прямоугольника выстроили новый собор — Троицкий, или Смоленский (в 1836 году он станет кафедральным). По бокам от центральной прямоугольной части площади простирались ещё два симметричных, обширных и прямоугольных на плане, рыночных пространства.

    И вплоть до революционных времен основные воронежские рынки размещались именно в этой верхней части города, на больших площадях. Название Конной площади (позже Староконная, ныне — пл. Ленина) происходило от торговли лошадьми, которую здесь вели до второй половины XIX века. На Хлебной площади (ныне здесь крытый рынок) торговали зерновыми и мучными товарами, на Щепной (территория НИИ связи) -различными деревянными изделиями.

    Хлебная площадь имела обширное пространство, свободное от лавок, и вмещала до трех тысяч подвод. В начале XX века случалось, что крестьянские возы с товарами заполняли не только всю площадь, но и прилегающие улицы. Со временем площади обрастали новыми сооружениями, старые лавки модернизировались, что разрушало целостный ансамбль.

    В отдалении от центральных площадей находились: старая, существовавшая еще в середине XVIII века, Мясная площадь (ныне Советская), где торговали мясом, и относительно новая Сенная площадь (территория Центрального стадиона профсоюзов), куда везли на продажу сено и фураж.

    В меньших размерах торговля велась на Девиченском рынке (около Покровского Девичьего монастыря, на нынешней ул. Сакко и Ванцетги), на Поповом рынке (на изломе улицы Степана Разина, этот рынок был прозван в глубокую старину от нескольких домов священников), на Чернавском рынке (на берегу реки, возле одноименного моста), на Монастырской, или Митрофановской, площади (возле Митрофановского монастыря).

    Каждый крупный рынок работал все семь дней в неделю, но каждый имел свои особые «базарные дни». В целом в губернском центре, по данным «Памятной книжки Воронежской губернии на 1909 год», базарными днями были среда, пятница и воскресенье. За места, отведенные на рынках, надо было платить в местную, муниципальную казну. К тому же некоторые торговые ряды принадлежали городскому самоуправлению, и город имел постоянные доходы от сдачи их в аренду. Наиболее приметными были так называемые общественные галереи. Однако в базарные дни, во время наплыва возов с «сельскими произведениями», денежные сборы с крестьян не взимались.

    Помимо лавок торговали со столов, лотков, палаток, имевших клеенчатые или рогожные навесы. Судя по материалам областного архива, с 1870-х годов городские власти прочно взяли организацию рынков и надзор за ними в свои руки. Торговые места и помещения на базарных площадях сдавались в аренду I публичных торгов. Это была весьма доходная статья городского бюджета, только в 1906 году она дала около 34,5 тысячи рублей. Арендатор, внеся годовой взнос в городскую кассу, получал право беспрепятственно вести торговлю.

    Из-за вечно тощей городской казны самоуправление имело большие проблемы с реконструкцией так называемых «общественных галерей». Они стояли поблизости от Смоленского собора, их насчитывалось четыре, и их отдавали в аренду под дешевые заведения — лавки, лотки, трактиры. В народе ходило множество рассказов и баек о здешних происшествиях, а для городского управления галереи были большой головной болью. «1-я общественная галерея» с примитивной столовой — знаменитая «Обжорка» — впервые была выстроена еще по плану 1787 года, но не так, как следовало. По словам наместника В.А. Черткова, вместо каменного здания были «поделаны деревянные шалаши… делающие безобразие». Позднее галерея обрела более прочный кирпичный вид, но к улице оказались обращенными примитивные помещения — навесы из рогож и железа, опирающиеся на каменные столбы. В 1880-х годах «Обжорку» несколько облагообразили, перестроили в одноэтажное здание с башенками и трактиром внутри, но оно вскоре обветшало, а простонародный трактир, как писал в своих мемуарах В.Г. Веселовский, «превратился в арену подвигов отброса городской жизни». В 1910 году комиссия городской Думы, созданная для упорядочения торговли на площадях, заключила, что пресловутая «Обжорка» «представляет собой зловонную отвратительную клоаку, приют оборванцев и проституток» и что совершенно невозможно ее дальнейшее соседство с кафедральным собором. В 1914 году началась перестройка галереи в виде красивого двухэтажного торгового корпуса — по проекту городского архитектора М.Н. Замятина, но из-за кризиса военного времени работы затянулись до 1917 года.

    Для городского обывателя базар ассоциировался с изобилием. В оборот были включены самые разнообразные продукты, вплоть до деликатесов: лимонов, апельсинов, винограда. Ассортимент зависел от сезона. Мясо в больших количествах обычно продавалось осенью, рыба — в пост, яйца и творог — перед Пасхой. На разнообразие товаров влияли и занятия местных жителей. Из пригородных слобод Придачи и Чижовки привозили сапоги, чулки, варежки, капоты, из сел Нижнедевицкого уезда — добротный холст, из Новохоперского — телеги, дуги, бочки, сундуки, из Задонского — глиняную посуду, из Коротоякского — ковры. Валенками славился хутор Зацепина близ Землянска.

    При рыночном изобилии не были редкостью недоброкачественные продукты. От продавцов еще не требовали медицинских книжек, но в конце XIX века уже был санитарный контроль. Продаваемый скот подлежал ветеринарному осмотру. В 1900 году для проверки качества продуктов устроили «микроскопическую» лабораторию на Хлебной площади. За торговлю несвежими сельдями, испортившимися яйцами или разбавленной сметаной штрафовали.

    Большим злом считалась деятельность перекупщиков, окруживших город и старавшихся не допустить крестьян до базарных площадей. Купленные по дешевке продукты они продавали втридорога. Вздорожание побудило городскую Думу принять в 1891 году постановление, которым запрещалась покупка в черте города ржаной муки, рыбы, мяса, молочных продуктов, яиц, овощей и фруктов для перепродажи. В 1910 гаду Дума учредила должности городского базарного старосты и его помощника, так как базарные площади к этому времени стали чрезвычайно стеснены и загрязнены.

    Существовало немало способов обмануть покупателя. Продавец, пользуясь незнанием и ненаблюдательностью клиента, ставил гири меньшего веса. Это обвес «на нахальство». А был обвес «с подходом», когда бралась масса продукта, большая против спрошенного количества, и с легким толчком бросалась на весы. После этого продавец отрезал ножом на весах излишнюю часть, усиленно нажимая. Торговцы часто имели неверные гири и весы. Метрическая система мер не пользовалась популярностью, да она была и не обязательна, поскольку в ней мало кто разбирался. Городская Дума во избежание злоупотреблений запретила иметь в торговых местах десятичные весы. В ходу были больше фунты, пуды и другие старые меры. Чтобы приучить народ к граммам и килограммам, потребовалось много усилий и времени, это осуществилось лишь в 1920-1930-е годы.

    На рынке цены на все товары были значительно ниже, чем в городских магазинах и лавках. Тем не менее все обитатели рынка исповедовали принцип «купить дешевле, продать дороже». Торговля — своеобразный ритуал с долей развлечения и азарта. Даже названия денег имели свой аромат: медная монета в полкопейки называлась «полушка» или «грош», в три копейки — «алтын», серебряная в 10 копеек — «гривенник». Рублевую бумажку звали «целковым», десятку — «красненькой». Сторублевая сначала называлась «радужная» за свою бледно-разноцветную окраску, а позже именовалась уже «Катенька» — из-за портрета Екатерины II. Так и говорили между собой: «две «Катеньки», «три «Катеньки».

    В XVIII и XIX столетиях общим для всех рынков был принцип деления на ряды, где размешалась торговля однородными товарами. Однако к началу XX века, с развитием частной торговли и с теснотой базарных площадей, строгой специализации рыночных площадей уже не было.

    Существовали такие площади, где торговля тем или иным товаром длилась долгими десятилетиями. Например, на Хлебной площади — хлебом. Напротив, некоторые виды торговли переносили с течением временем с одной площади на другую, пытаясь упорядочить их. Например, в 1871 году продажу глиняной посуды перенесли из центра города на окраинную Сенную площадь, а в 1892 году Толкучий рынок (или, попросту, «толкучку», «толпу»), находившую возле Смоленского собора, перевели на Староконную площадь. Самый же нужный товар — различные продукты — продавали на многих рынках. Ближе к революции на одной площади часто можно было купить самые разнообразные товары. Так, Мясную площадь окружали мясные ряды, но в ее центре продавали строевой и дровяной лес, уголь, доски. В 1907 году, когда выдвигали план установить на этой площади памятник И.С. Никитину, «Воронежский телеграф» писал: «А пока что мы продолжаем покупать на Мясной площади дрова, капусту, принюхиваться к запаху провонявшей рыбы и созерцать огромные кучи сваленного и несвезенного навоза — соперника по аромату провонявшейся рыбы». Другой пример: гончарные изделия предлагали и на Староконной, и на Девиченской площадях.

    Продажа главных съестных припасов, помимо Хлебной площади, сосредоточилась на Щепной — в 1870-е годы городское самоуправление определило там места для торговли многими продуктами (овощами, фруктами, мясом, птицей), для чего построило 11 павильонов-балаганов, принадлежавших городу. В 1879 году там же, в специальной галерее, поставили новые главные городские весы (производства американской фирмы «Фербенкс»). Власти решили ликвидировать на этой площади тележную и санную торговлю, но некоторые непослушные торговцы, не боясь полиции, все же продолжали продавать и телеги, и сани, и тем самым сохранили название «Щепная площадь».

    Рынки часто определяли характер окружающей застройки. По нескольким сторонам Щепной и Хлебной площадей тянулись постоялые дворы и гостиницы с трактирами и харчевнями. До наших дней сохранился обширный архитектурный комплекс бывших гостиничных зданий.

    В советское время базарная торговля поутихла. Первым закрылся Хлебный рынок, так как торговля хлебом перешла к государству. Только в годы нэпа базарные страсти временно вернулись в город. Дольше всех продержался старый продуктовый рынок на бывшей Щепной площади: до открытия в 1972 году крытого Центрального рынка на прежней Хлебной площади.

    Сегодня базарная торговля вновь идет полным ходом, хотя проблемы все те же: неважное санитарное состояние торговых мест, фальсификация товаров, уклонение от платы за право торговли, появление мошенников… Но, несмотря на это, мини-рынки облегчают жизнь простых воронежцев.

    См.: Попов П.А., Фирсов Б.А. Старый Воронеж. С.141-146.

    В начальный период существования Москвы ремесленники в основном работали на заказ. В дальнейшем, процесс развития производства позволил мастерам перейти к рыночному варианту. Самыми массовыми находками представлена продукция гончарного ремесла, поскольку основное количество посуды, использовавшейся в быту, изготовлялось из глины.

    В XIV - начале XV веков гончары населяли восточную окраину посада, называвшуюся Зарядьем. При раскопках этого участка были найдены остатки специальных горнов для обжига сосудов, а также яма, заполненная производственным браком. По мере разрастания города гончары переселились на склоны Заяузского холма. Там располагалась Гончарная слобода, где изготавливали глиняную посуду. Ассортимент гончарной продукции достаточно широк: горшки, корчаги, миски и кастрюли. Более изящная столовая посуда включала кувшины, кумганы и фляги. Кроме посуды гончары изготовляли детские игрушки в виде медведей, лошадок и птичек-свистулек, а также терракотовые плитки со штампованным орнаментом. Такие плитки, служившие для украшения зданий, заменяли трудоемкую и дорогостоящую резьбу по камню.

    Железных дел мастера. Московские мастера довольно рано научились добывать железо из руды. Умельцы, занимавшиеся плавкой и обработкой металла, именовались кричниками и серебряниками. Археологические раскопки в Зарядье, где в слое конца XIV - начала XV века были обнаружены следы мастерской, показали, что процесс восстановления железа происходил в небольшой домнице с внутренним диаметром дна примерно 30-40 см при температуре 950-1100 градусов. Топливом служил древесный уголь. Здесь же были найдены глиняные тигли для плавки цветных металлов и каменная литейная форма.

    К массовой продукции ремесленников относятся железные и бронзовые булавки с шаровидными головками на конце, подвески различной формы и круглые пуговицы с коническим выступом в центре. Красивые металлические, особенно золотые, серебряные, бронзовые пуговицы тонкой работы были важной деталью щегольского костюма. Кроме булавок и пуговиц столичные литейщики производили все виды металлических украшений, характерных для праздничного наряда жителей подмосковных деревень, - семилопастные височные кольца, перстни, гривны и браслеты. В XIV в. широко практикуется и литье колоколов. А с конца XV в. московские мастера осваивают литье пушек. С этой целью в 70-е начале 80-х гг. XV в. в Москве создается “Пушечная изба”, ставшая впоследствии крупнейшим литейным предприятием того времени. Она располагалась на реке Неглинной, в районе теперешних улиц Неглинной и Пушечной. До нашего времени дошел образец пушечного литья того времени: медная пищаль калибром 2,6 дюйма и весом 4 пуда 26 фунтов. Судя по литой надписи на пищали она изготовлена в (1484-1485) году.

    Кожевенно-сапожное производство особенно характерно для городов, не случайно оно было одним из самых развитых на московском посаде. В деревне это ремесло было развито слабо и ограничивалось изготовлением кожаных ремней, плетением подошв для лаптей и пошивом примитивной обуви. Настоящей кожаной обуви средневековая русская деревня почти не знала.
    В этот период кожевенное производство еще не совсем отделилось от сапожного, поэтому “усмарь” (кожемяка) и “усмошвец” (сапожник) совмещались в одном лице. До начала XV в. открытые в Москве мастерские являлись одновременно и кожевенными, и сапожными. Позже (в XV в.) кожевники отделились от сапожников и поселились на низком, правом берегу Москвы-реки в тогдашнем Заречье. Когда-то здесь находилась слободская церковь Троицы в Кожевниках, сегодня упоминание слободы сохранилось в названии Кожевнической улицы и нескольких переулков.

    Выделка шкур требовала длительного процесса, для которого требовалось большое количество воды, поэтому кожевенные мастерские и располагались у самой воды. Но это лишь одна причина. Удалению кожевников с территории посада способствовало и то, что при квашении кожи в особом растворе, носившем название “квас усние”, выделялся сильный и очень неприятный запах. При раскопках кожевенно-сапожной мастерской в Зарядье был обнаружен большой дубовый чан, использовавшийся для квашения и дубления кожи. Резкий запах, исходивший из этого чана, сохранился и спустя 800 лет. Специалисты-химики, исследовавшие процесс производства кожи в мастерских Великого посада, пришли к заключению, что он остается практически неизменным на протяжении XII-XVI вв., и даже сохраняется в кустарных мастерских XIX в.

    И грокам рынка посуды приходится сегодня нелегко. Изменения происходят повсюду – в образе жизни, средствах коммуникации, стереотипах и моделях поведения потребителей. Все это заставляет продавцов посуды искать новые способы взаимодействия со своей потенциальной аудиторией и новые форматы торговли. Один из таких недавно возникших и набирающих популярность форматов – pop-up магазины, о которых и пойдет речь в данной статье.

    Идея pop-up (в переводе с английского - «внезапно появляющийся) магазинов оформилась в самом конце 20-века. Суть ее заключается в том, что на определенной территории открывается торговая площадка, функционирующая ограниченный период времени - от нескольких дней до нескольких месяцев. До начала открытия и во время работы проводится интенсивная рекламная и информационная кампания, целью которой является сделать открытие магазина значимым событием на выбранной территории и привлечь максимум внимания публики.

    Считается, что первый pop-up магазин был открыт в Лос-Анжелесе в 1999 году компанией Vacant. Позже идею взяли на вооружение многие модные бренды (Louis Vuitton, CHANEL, YSL, Prada и Stella Mccartney GAP, H&M и другие) и в настоящее время применение подобной практики для западных компаний становится уже обычным делом.

    В России к родственным pop-up формату можно отнести различные сезонные ярмарки или так называемые «распродажи таможенного конфиската», которые мигрируют из района в район и с помощью рекламной кампании стараются достучаться до каждого жителя.

    Применительно к рынку посуды формат pop-up магазинов обладает рядом очевидных преимуществ, вытекающих как из особенностей посудного рынка в целом, так и из особенностей поведения покупателей. В первую очередь, можно отметить относительную доступность данного формата. Открытие pop-up магазина обычно не требует особых затрат – помещение под магазин снимается на ограниченный срок времени, оформление торгового пространства производится с помощью недорогих материалов. Кроме того, pop-up магазины можно открывать в период, когда спрос на посуду и кухонные и столовые принадлежности достигает максимума. Это выгодно отличает их от обычных специализированных магазинов, которым зачастую свойственно быть убыточными в весенне-летний период.

    Покупка посуды, как известно, носит эпизодический и часто импульсивных характер. Не случайно обычные магазины постоянно вынуждены проводить различные акции, стимулирующие покупателей на быстрое принятие решения о приобретении данных товаров. Открытие pop-up магазина и сопровождающая его рекламная кампания – это отличный повод актуализировать потребность в приобретении посуды у потенциального покупателя.

    Данный формат торговли - хорошая альтернатива царящей в обычных торговых пространствах скуке. В pop-up магазинах всегда должен быть элемент перформанса, интерактивности, а это особенно нравится молодому поколению покупателей. Кроме того, такие магазины позволяют целенаправленно достучаться до той или иной аудитории покупателей, проживающих в том или ином географическом регионе.

    Еще одна функция pop-up магазинов – это «разведка боем» перед открытием стационарных торговых заведений. Pop-up магазин позволяет в полевых условиях оценить привлекательность того или иного места, покупательский трафик и потребности покупателей.

    На рынке посуды накопился уже довольно большой опыт по открытию pop-up магазинов. В частности, известная марка кухонной посуды Le Creuset не так давно открыла pop-up магазины в Индии и Южной Африке, решая сразу несколько задач – привлечь внимание покупателей к марке, оценить потенциал своей продукции, заявить о намерении развивать собственную розничную сеть и т.д. Другой пример – финская компания Finnish Design Shop, которая открыла pop-up магазин на территории старых таможенных складов в Хельсинки, ставший центром притяжения огромного количества туристов. Флагман датского дизайна Normann Copenhagen активно использует формат pop-up магазинов, как открывая их в разных городах Европы, так и предоставляет свои стационарные торговые площади для pop-up проектов дружественных дизайнерских брендов.

    Были примеры использования формата pop-up магазинов и в России. Прошлой весной в Москве в торговом центре Dream House открывался , а летом этого года .

    Самая большая трудность в открытии pop-up магазинов - выбор подходящего места. Естественно, что снять на короткий срок хорошее помещение довольно трудно, поэтому для таких магазинов используются нетрадиционные решения. В частности, pop-up магазины открываются на территории неторговых объектов (в этом случае неудобное месторасположение компенсируется дополнительными рекламно-информационными усилиями), либо местом может быть магазин компании-партнера, для которого подобная активность выгодна, так как увеличивает трафик и привлекает дополнительную аудиторию.

    В статье использованы фото с сайтов .

    Тема: Средневековые города Казахстана (X - начало XIII вв)

    - более качественное строительство оборонительных сооружений)

    Словесное описание города у нас есть.

    Каков следующий этап работы?

    Сейчас группа экспертов, получив словесное описание городов, приступает к работе. Ваша задача - используя все имеющиеся характеристики, нарисовать общий « портрет»- план средневекового казахстанского города.

    А мы выслушаем выступление « важных свидетелей» , без которого наше представление о средневековом городе не будет полным.

    Я думаю, что сообщение « важных свидетелей» действительно было важным и интересным. В нем мы встретили новые термины. Давайте попробуем еще раз объяснить их:

    Дома- коржыны-

    Я вижу, наши эксперты уже закончили свою работу. Попросим их показать нам тот самый разыскиваемый нами «портрет» средневекового города.

    Сегодня на уроке мы говорили о средневековых городах Южного Казахстана и Жетысу. Этот регион действительно считается оазисом городской культуры. Однако в X - XII вв. оседлая культура начинает распространяться в центральных и восточных районах нашей страны . Недавние археологические исследования показали, что столица нашего государства - город Астана имеет гораздо более длительную историю, чем считалось раньше. Сейчас вы посмотрите фильм о городище Бозок, подготовленный учащимися старших классов и попытаетесь ответить на вопросы:

    В чем особенность этого города? Чем он отличается от уже перечисленных городов?

    Итак, наше исследование подошло к концу.

    Как вы думаете, было ли оно удачным?

    Вспомните, какова была цель нашего урока? Сумели ли мы найти облик средневекового города?

    (Примерный ответ: как он выглядит, его приметы, характерные черты)

    Выступление

    группы № 1

    (средневековый Тараз)

    Выступление

    группы № 2

    (средневековый Отрар)

    устная защита результатов работы со слайд - презентацией.

    Несколько учащихся зачитывают записи в тетради, составленные по выступлению.

    Эксперты задают уточняющие вопросы исследователям.

    Приблизительный ответ: составление портрета - плана города.

    Эксперты - используя полученные сведения, рисуют план города.

    Выступление группы «важных свидетелей» с сообщением о средневековом городском жилище. (со слайд –презентацией) Исследователи записывают в тетрадь его характерные черты.

    Группа экспертов защищает нарисованный «портрет»- план города.

    Остальные высказывают свое мнение о работе, называют особенности, которые были выделены при выполнении самостоятельного задания.

    Учащиеся смотрят фильм и выполняют задание.

    Выступления обеих групп подготовлены учащимися заранее по следующему плану:

    1.Изученная литература

    История возникновения города

    2. Обоснование выбора данного города для презентации.

    3.Структура города, особенности внутренней застройки.

    4. Роль города на Великом Шелковом пути и в истории Казахстана.

    У выступающих учащихся развивается умение выступления перед аудиторией, работа в команде позволяет чувствовать себя более комфортно перед аудиторией. Остальные учатся слушать, слышать и выделять главное из доклада, правильно ставить вопросы к докладчику.

    Учащиеся перечисляют краткие, но интересные сведения, подготовленные ими совместно с учителем. Выступление дает и возможность проявить себя, показать с лучшей стороны.

    Такая работа позволяет закрепить изученный материал.

    Знакомство с исследовательской работой учащихся старших классов.

    Связь истории страны и истории родного города.

    Завершить наш урок мне хотелось бы словами замечательного поэта и археолога Валентина Берестова, в котором он сумел передать замечательный миг встречи с прошлым:

    Среди развалин, в глине и пыли,

    Улыбку археологи нашли.

    Из черепков, разбросанных вокруг

    Прекрасное лицо сложилось вдруг.

    Улыбкою живой озарено,

    Чудесно отличается оно

    От безупречных, но бездушных лиц

    Торжественных богинь или цариц.

    Взошла луна. И долго при луне

    Стояли мы на крепостной стене.

    Ушедший мир лежал у наших ног,

    Но я чужим назвать его не мог.

    Ведь в этой древней глине и пыли

    Улыбку археологи нашли.

    Я надеюсь, что сегодня на уроке прошлое улыбнулось нам, стало ближе и понятней.

    Спасибо вам за работу.

    Приложение 1. (Выступления исследователей)

    Тараз

    На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз (Талас).

    Археологи свидетельствуют, что на рубеже эр, в конце 1 в. до н. э., начале 1 в н. э. Тараз сформировался как город. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу 6 в. Впоследствии о Таразе писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути.

    Ибн Хаукаль писал: « Тараз - место торговли мусульман с тюрками» . Ал- Макдиси говорил: « Тараз - большой, укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку переходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Тараз был центром Тюргешского, а затем Карлукского каганатов.

    Мы выбрали для изучения этот город, потому что :

    1. Упоминания о нем часто встречаются на страницах нашего учебника. В частности, при изучении темы Великий Шелковый путь, мы увидели, что Тараз был важным узловым центром торговли. Через него проходили дороги как на Восток, так и за Запад.

    2. В 2002 г. Казахстан отметил 2000-летний юбилей Тараза, и нам было интересно изучить город с такой древней историей.

    Структура города, особенности застройки:

    Раскопки показали, что самой старой его частью являлась цитадель. В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция влиятельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном . В ней размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.

    Границы Тараза, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов.

    В 11-12 вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских правителей. В Таразе имелся свой монетный двор . Увеличивается площадь самого города, в первую очередь за счет рабада.

    В связи с принятием Караханидами ислама в качестве государственной религии, новым элементом в градостроительстве является сооружение мечетей и строительство восточных бань.

    В 2007 г. в центре города на территории рабада «№3», неподалеку от мавзолея Карахан, археологами были найдены остатки древней мечети . В результате экспертизы историки пришли к выводу, что время создания этого сооружения датируется примерно VIII веком, что можно отнести к раннему периоду ислама в Казахстане. Кроме коллекции старинных монет здесь были найдены фрагменты древнего Корана. Сегодня остатки рукописи хранятся в мечети для того, чтобы каждый ценитель древней культуры смог к ним прикоснуться.
    Археологи обнаружили в восточной части шахристана остатки бани 11 века . Помещение бани было многокупольным, имело 7 помещений различного назначения, отапливалась нагретым воздухом, циркулирующим в каналах, проложенных под полом и полками. К баням были подведены глиняные водопроводы . Такие же водопроводы снабжали город водой. Водопровод был «подключен» к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города.

    При Караханидах в Таразе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых до нас дошли почти в первозданном виде мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун.

    Тараз в древности называли городом купцов . Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару .Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира» .

    В 12- начале13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города были разграблены и разрушены. Хорезмшах Мухаммед, каракитаи, монголы разгромили Тараз. После этого город уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. Город известен позднее под именем Янги. В 19 в. на развалинах Тараза возник Аулие - Ата, который затем стал называться Джамбулом. В 1998 году городу было возвращено его древнее имя - Тараз.

    Значение города:

    Тараз- это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром ремесла и торговли, науки и культуры огромного материка.

    Отрар.

    Отра́р (каз. Отырар ) - городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области.

    Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью.

    Крупнейшее городище Отрарского оазиса известно также как Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб.

    Возникновение города

    Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры.

    В первые века нашего тысячелетия появились первые постройки Отрара. В 7-8 вв. Отрар - раннефеодальный город. В 9-12 вв Отрар переживает свой расцвет, совпадающий со временем характерного подъема культуры Средней Азии и Казахстана. Город существует до 18 века.

    О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. Ал - Макдиси в конце 10 в писал: « Это крупный город, так как он мог выставить до 70 тысяч войска, имел соборную мечеть в шахристане, базары – в рабаде».
    Мы выбрали этот город для изучения
    по нескольким причинам:

    1. Еще в пятом классе мы узнали историю гибели Отрара от войск Чингисхана. Нам было очень интересно узнать раннюю историю этого героического города.

    2. Отрар был узлом караванных путей, центром округа, крупным городом средневекового Казахстана, поэтому может дать много информации о развитии средневековой городской культуры. Сегодня Отрар – один из наиболее изученных древних городов Казахстана.

    3. Отрар является родиной известного ученого - Абу - Насыра аль - Фараби, которого называли « вторым Аристотелем». Это тоже вызывает интерес к истории города.

    Структура города, особенности застройки.

    Отрар состоял из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Центральная часть города имела пятиугольную планировку, со всех сторон была окружена стеной. По углам располагались круглые башни для караула и защиты в случае нападения врага. В 10-12 вв. наблюдается более качественное сооружение оборонительных сооружений.. Толщина нижней крепостной стены достигала 6,2 м, а кверху сужалась до 1,5 м. В наивысшей точке высота цитадели достигает 20 метров, а общая площадь занимает более 20 гектаров.

    В город вели три въезда: два были расположены друг напротив друга в южной и северо- восточной стенах, третий - в середине западной стены. Главными служили южные ворота. Центральная улица делила город на 2 неравных части. От центральной улицы отходили под прямым углом улицы, которые упирались в стены. Параллельно шли еще 6 магистральных улиц, а по периметру - кольцевая. Перед северными и западными воротами находились торговые площади.

    Пригород (рабад ) также был окружен стеной, которая была построена в 10-12 вв. Это свидетельствует об улучшении строительства оборонительных сооружений. Вокруг этой стены находился ров.
    В северо - восточной части города располагалась торговая площадь , где продавали глиняную посуду. А гончарная мастерская располагалась в южной части города на возвышенной местности. Дома строились по обе стороны улицы. В них имелись жилые и хозяйственные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремесленные мастерские. В их числе « квартал гончаров » строился в стороне от жилых домов. По сравнению с ранним средневековьем площади « кварталов гончаров» в период расцвета увеличились в 2- 2,5 раза. Соответственно росло и число других сооружений, зданий, жилых домов.

    В Отраре имелся свой монетный двор.

    В ходе раскопок в северо-западной части городища Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань 11-12 вв. В первой имелись помещения для мытья, раздевалка, комната отдыха, две прачечных пристройки, помещения для приготовления чая. Баня имела топку и цистерны с водой. Для нужд использовалась колодезная вода. Сточная вода выводилась наружу в водозаборную яму. Вторая баня находилась в северной части города и предназначалась для простых, бедных людей. В городе имелась система водоснабжения и канализации.

    Значение Отрара:

    1.В период развитого средневековья Южный Казахстан вместе с отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии.

    2. Отрар являлся крупным центром на Великом Шелковом пути, центром встречи различных культур и цивилизаций. Культура Отрара оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона.

    На Отраре осуществляется международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей.

    Приложение 2.(Выступление « важных свидетелей»)

    Рассказ о жилище:

    Мы хорошо знаем, как выглядит наши квартиры. Нас заинтересовало, каким было жилище в средневековых городах.

    Дома простых горожан были одноэтажными. Строились дома из глиняных кирпичей.

    Дома часто делились на 2 части: жилую и хозяйственную. Жилая часть была по площади меньше. В хозяйственной размещался скотный двор, хранилища для зерна. Это говорит о том, что горожане занимались сельским хозяйством .

    Интересными были дома - коржыны . Такие дома появились ввв. Они названы так, потому что похожи на переметную сумку с двумя отделениями. Это трехкомнатные дома, комнаты построены в ряд. Посередине находится комната в виде коридора и по обе стороны - два входа в другие комнаты.

    Сейчас на улице холодно и поэтому мне было интересно, как отапливался средневековый дом?

    В доме был тандыр - глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. Возле него располагался дымоход , с помощью которого обогревали жилище. Вокруг очага собиралась вся семья. У любого народа во все времена очаг являлся символом семейного единства, к нему относились уважительно.

    А меня заинтересовала мебель:

    Шкафов не было. В стенах, справа от тандыра были устроены ниши для посуды, для светильников, хранения инструментов.

    Роль диванов в современном понятии выполняли суфы - глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полом устраивались дымоходы от печи для обогрева. То есть получались современные теплые полы.

    А еще у средневековых жителей имелся… холодильник. Большой глиняный сосуд, по горловину вкопанный в холодную землю, прекрасно сохранял просоленное мясо в течение нескольких дней, а то и недель. Почти в каждом раскопанном доме археологи неизменно находили такой кувшин-холодильник.

    Водоснабжение и канализация:

    Особенно нас удивило отличие от европейских жилищ и городов. Из истории средних веков мы помним, что в европейских городах не было канализации и очень часто помои выливались на голову зазевавшегося прохожего. Также на улицу выбрасывали и мусор. В средневековых казахстанских городах такого не было. Возле каждого дома устраивались мусорные колодцы. В 12 веке появились ташнау - санитарно- очистительные устройства, предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды. Они делались так:

    Перед очагом рылась яма глубиной 2-3 метра. На краю яму устанавливали большой глиняный горшок с разбитым дном. Сверху устье кувшина обкладывали кирпичом. В нижней части ташнау устанавливались трубы, по которым отводилась вода.

    Также в городах имелись водопроводы, по которым вода поступала в отдельные дома или квартальные колодцы.

    Мы поняли, что средневековое жилище было весьма благоустроенным.