Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Виды транспорта преимущества и недостатки. Виды транспорта. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. К недостаткам морского транспорта относятся

    Виды транспорта преимущества и недостатки. Виды транспорта. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. К недостаткам морского транспорта относятся

    Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.

    Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

    Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».

    Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.

    Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

    Основными недостатками являются:

    1) высокая себестоимость перевозок;

    2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

    3) малая грузоподъемность;

    4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

    5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

    6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

    Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.

    Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.

    Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.

    Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.

    Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

    Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

    Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

    Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

    Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

    По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

    Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.

    Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

    К недостаткам морского транспорта относятся:

    1) зависимость от природных и навигационных условий;

    2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;

    3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

    Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

    Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

    Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

    Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

    Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

    Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

    Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

    Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

    Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.


    | |

    Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

    Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе за плату пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

    Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых фактов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

    Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т. п.)

    Существует множество классификаций транспорта общего пользования, однако следует остановиться на более важных для исследуемой отрасли.

    Транспорт общего пользования подразделяется на следующие виды:

    1. Железнодорожный транспорт – вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.

    Является ведущим в транспортной системе России, является основным и наиболее эффективным видом транспорта для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

    Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

    Ведущее значение железнодорожного транспорта обусловлено следующими факторами:

    1) технико-экономическое преимущество над большинством других видов транспорта;

    2) совпадение направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

    3) географические особенности нашей страны: протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира.

    Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.

    Преимущества железнодорожного транспорта:

    1) железнодорожный транспорт – наиболее экономичный вид транспорта, в отличие от воздушного и автомобильного транспорта;

    2) имеет сравнительно невысокую себестоимость перевозок (уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту);

    3) он практически не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток (строительство железных дорог происходит практически на любой территории, имеет возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%.

    4) Высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т. п.);

    Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как:

    5) высокая провозная способность (массовость);

    6) сравнительно высокая скорость подвижного вагонопотока;

    7) возможность эффективной организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

    8) регулярность перевозок.

    Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие:

    1) удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени,

    2) соблюдение сроков доставки грузов, средний простой вагона под одной грузовой операцией;

    3) участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости;

    4) соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

    Недостатки железнодорожного транспорта:

    1) перегруженность важнейших транспортных линий, из-за этого средняя скорость движение на железных дорогах постоянно снижается;

    2) ограниченное количество перевозчиков;

    3) строительство железных дорог требует больших капитальных вложений и зависит от топографических, климатических и экологических условий;

    4) на железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств, содержание административно-технического персонала), она составляет около половины общих расходов по эксплуатации;

    5) производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны, но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

    6) железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла, не считая подвижного состава)

    2. Автомобильный транспорт (автобусы, включая маршрутные таксомоторы).

    Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

    Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

    Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу - осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом).

    Преимущества автомобильного транспорта:

    1) высокая возможность устанавливать транспортную связь на всей территории страны, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех её зонах;

    2) высокая скорость передвижения;

    3) рациональность перевозок на любые расстояния;

    4) высокая проходимость и большая маневренность;

    5) возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям;

    6) относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества, большая комфортабельность и удобство поездки;

    7) небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов;

    8) доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения (т.н. «от двери к двери»).

    Недостатки автомобильного транспорта:

    1) автомобильный транспорт относительно дорогой вид сухопутного транспорта;

    2) имеет более низкую производительность труда по сравнению с другими видами транспорта;

    3) себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте;

    4) автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферы. Количество машин непременно растёт, особенно в крупных городах, а вместе с этим растёт валовой выброс вредных веществ в атмосферу.

    Автомобильный транспорт не может составить конкуренции, например, железнодорожному транспорту в массовых межрайонных перевозках, прежде всего из-за:

    5) высокой удельной энергоемкости транспорта;

    6) отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

    Промежуточное положение по уровню обслуживания между перевозками пассажиров маршрутизированными видами городского транспорта и такси занимают маршрутные такси . Традиционные формы обслуживания пассажиров массовыми видами наземного городского общественного транспорта не удовлетворяют в полной мере возросшие потребности населения.

    Перевозки пассажиров маршрутными такси в городах организуются на направлениях, которые не обслуживаются другими видами пассажирского транспорта, или параллельно по заранее рассмотренным и утвержденным маршрутам в автобусах малой или особой малой вместимости. Пассажиропотоки на таких направлениях, как правило, незначительны для массовых видов транспорта, но стабильны во времени и устойчивы по территории. Маршрутные такси используются в городах также для замены маршрутных автобусов в периоды дежурного движения.

    Особенностью маршрутных таксомоторных перевозок является то, что это не самостоятельная, а вспомогательная форма обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый пассажирский транспорт, а с другой стороны – повысить качество транспортного обслуживания.

    Преимущества маршрутных таксомоторных перевозок:

    1) рациональное сочетание удобств, свойственных такси, с экологичностью перевозок в автобусном сообщении;

    2) одновременное обслуживание необходимой группы людей делает поездку более комфортабельной, позволяет частично учесть индивидуальные требования пассажиров;

    3) частично компенсирует убыточность городских автобусов;

    4) сокращает поездки на автомобилях индивидуальных владельцев;

    5) охватывает маршрутами все основные районы города;

    6) посадка-высадка по требованию;

    7) межмаршрутное маневрирование подвижного состава в течение рабочего времени.

    В настоящее время для перевозки грузов используются следующие виды транспорта в зависимости от вида природной среды, в которой осуществляется процесс движения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб может относиться к любому перечисленному виду транспорта).

    Используемые типы транспортных механизмов разделяются на транспортные средства, которые перемещаются вместе с грузом, и транспортные устройства, которые сами не перемещаются в пространстве, но обеспечивают пространственное перемещение груза.

    Существует множество классификаций видов транспорта в зависимости от выбранного критерия классификации. Наиболее часто встречающимися являются следующие классификации.

    В зависимости от среды, в которой осуществляется процесс транспортировки, различают следующие типы транспорта:

    * водный -- это транспорт, предназначенный для перемещения в водной среде.

    В свою очередь, водный транспорт подразделяется на:

    Надводный и подводный;

    Морской и речной;

    * наземный -- это транспорт, предназначенный для перемещения по земной поверхности.

    Данный тип транспорта подразделяется в зависимости от используемых транспортных средств на:

    Автомобильный;

    Железнодорожный;

    Трубопроводный;

    * воздушный -- это транспорт, предназначенный для перемещения в воздушной среде (над землей, но в земной атмосфере);

    * космический -- это транспорт, предназначенный для перемещения в космосе (над землей, но за пределами земной атмосферы).

    В зависимости от круга потребителей транспортных услуг транспорт разделяется на:

    * магистральный, или общего пользования -- это транспорт, который обслуживает любых участников рынка (круг потребителей ничем не ограничен);

    * ведомственный (промышленный, необщего пользования) -- это транспорт, который обслуживает перевозку грузов только какой-то части участников рынка или даже только отдельного участника рынка.

    В зависимости от времени использования транспорт бывает:

    * круглогодичным (всесезонным) -- это транспорт, который обеспечивает перевозку грузов участникам рынка круглый год;

    * сезонным (межсезонным) -- это транспорт, который работает только несколько месяцев в году, пока позволяют природные условия. Например, в нашей стране водный транспорт часто не функционирует в зимнее время года, так как реки и моря замерзают.

    В зависимости от состава перевозимых грузов транспорт делится на:

    * универсальный -- это транспорт, предназначенный для перевозки потенциально любых видов грузов;

    * специальный -- это транспорт, предназначенный для перевозки только определенного вида груза. Из указанных типов транспорта к данной группе относится в основном трубопроводный транспорт. Однако в каждом типе транспорта всегда имеется та или иная специализация транспортных средств по видам перевозимой продукции. Специализация транспорта -- важный путь снижения транспортных расходов.

    В зависимости от формы собственности транспорт может быть:

    * государственным -- это транспорт, который принадлежит государству;

    * частным -- это транспорт, который принадлежит частным лицам (организациям или населению).

    В зависимости от того, какие перевозки обслуживаются, различается транспорт:

    * национальный (внутренний) -- это транспорт, который обслуживает перевозку грузов внутри данной страны;

    * международный (внешний) -- это транспорт, который обслуживает перевозку грузов между странами.

    Участнику рынка, как правило, требуется переместить свой груз в целости и сохранности в требуемое место на определенное расстояние и в течение какого-то времени. Обычно он может сделать это путем использования разных видов транспорта, а потому перед ним всегда стоит задача выбора того или иного вида транспорта, которым он может доставить свой груз. Данная задача решается с учетом разнообразных характеристик, которыми обладает перемещение груза тем или иным видом транспорта, а критерием, в конечном счете, является минимизация транспортных расходов и (или) максимизация прибыли данного участника рынка.

    Каждый вид транспорта (в данном контексте -- грузового) имеет сразу целый ряд сравнительных достоинств (относительных преимуществ) и сравнительных недостатков (относительно отрицательных черт).

    Сравнительную рыночную сущность вида транспорта лучше всего показывает единство его главного достоинства и основного недостатка для транспорта:

    * автомобильного -- маневренность против затратности;

    * железнодорожного -- масштабность против неманевренности;

    * водного -- дешевизна против длительности;

    * воздушного (авиа) -- скорость против затратности;

    * трубопроводного -- масштабность и дешевизна против грузоограниченности.

    Каждый вид транспорта, в конечном счете, используется участниками рынка тогда, когда его достоинства при конкретной перевозке груза перевешивают его относительные недостатки в большей степени, чем это имеет место при использовании других видов транспорта.

    Поскольку обычно перевозка груза может быть осуществлена самыми различными видами транспорта, у участника рынка всегда имеется выбор в отношении того, каким видом транспорта и на каких условиях он может осуществить процесс перевозки груза.

    Главная черта автомобильного транспорта -- маневренность. Данный вид транспорта имеет неоспоримое достоинство -- он позволяет доставить груз непосредственно на склад покупателя продукции. Все остальные виды транспорта могут это сделать только при условии, что грузополучатель имеет специально оборудованный для определенного вида транспорта пункт доставки, например собственный морской порт, железнодорожный узел, аэропорт. Поскольку в большинстве случае участник рынка не имеет такого рода пунктов доставки, ему приходится использовать автомобильный транспорт, чтобы доставить груз от пункта его выгрузки железнодорожным, водным, воздушным транспортом до собственного приемочного склада.

    Особенности железнодорожного транспорта: данный вид транспорта также является наземным видом транспорта, а потому он, как и автотранспорт, способен обеспечить необходимую всепогодность перевозок и сохранность грузов больше, чем водный или воздушный транспорт, в той мере, в какой это зависит от самой среды транспортировки грузов. В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт по своему замыслу предназначен для перевозки крупных партий грузов (руда, уголь, металл и т. п.) на большие расстояния. Отсюда -- главная отличительная черта железнодорожного транспорта -- это масштабность.

    Технически такая масштабность обеспечивается, прежде всего, тем, что используемые на железнодорожном транспорте транспортные средства (вагоны и т. п.), позволяют перевозить большие грузы (по весу, размерам). Высокая грузоподъемность -- это важнейшее техническое достоинство железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным.

    Очевидно, железнодорожный транспорт имеет большую роль именно в крупных по своей территории странах, как, например, наша страна, где вообще существуют большие расстояния. В небольших по территории государствах данный вид транспорта обычно занимает второстепенное место и намного уступает по использованию автомобильному транспорту. Однако в международных перевозках его роль существенно возрастает.

    Возможность доставки на большие расстояния больших партий грузов означает, что затраты на их перевозку железнодорожным транспортом оказываются существенно ниже, чем автомобильным транспортом. Поэтому масштабность железнодорожных перевозок порождает главную рыночную черту этого транспорта -- относительную дешевизну.

    В силу своих технических особенностей железнодорожный транспорт не обладает той же маневренностью, что и автомобильный, т. е. он не может доставлять груз непосредственно к его потребителю.

    В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт является капиталоемким -- все затраты на строительство железнодорожных путей и станций в форме амортизационных отчислений непосредственно отражаются в транспортных тарифах. Однако масштабность перевозок позволяет устанавливать эти тарифы на гораздо более низком уровне, чем в автомобильном транспорте.

    Особенности водного (речного, морского) транспорта: для большой по территории страны, особенно такой, как Россия, водный транспорт обычно отождествляется с речным транспортом и представляет собой преимущественно внутренний вид транспорта, а морским называется водный транспорт, обслуживающий перевозки по морю. В нашей стране морской транспорт является как внутренним видом водного транспорта, так и внешним, обслуживающим международные перевозки грузов. Для сравнения во многих европейских странах единственным видом водного транспорта является речной, который одновременно обслуживает как внутренние, так и международные перевозки грузов таких стран. Главная рыночная отличительная черта водного транспорта -- это его дешевизна. Водный транспорт -- самый дешевый вид транспорта в сравнении с наземными или воздушными видами транспорта.

    Использование водного транспорта потенциально возможно, если грузоотправитель и грузополучатель могут быть связаны между собой посредством водного транспорта, т. е. при наличии связывающей их реки или морских путей. Если оба участника рынка располагаются на одном и том же земельном пространстве, процесс перемещения между ними водным транспортом обычно невозможен вообще. Либо только часть расстояния груз перемещается по воде, а другую часть -- иными видами транспорта;

    Воздушный транспорт имеет две главные взаимосвязанные черты, которые существенно отличают его от иных видов транспорта:

    * скорость -- это главное достоинство воздушного транспорта. С помощью авиации грузы могут доставляться за самое короткое время практически в любую точку мира;

    * внедорожность - авиационному (воздушному) транспорту практически совершенно не нужны никакие дороги на поверхности земли. Потребность в «дорогах» у него имеется только в форме существования аэродромов. Если внедорожность водного транспорта проистекает из того, что его «дороги» уже созданы самой природой, то внедорожность воздушного транспорта вытекает из того, что ему вообще не нужны никакие дороги -- ни природные, ни искусственные, т. е. создаваемые трудом самого человека.

    Несмотря на то, что воздушное движение не нуждается в специально построенных для него дорогах, как это имеет место в наземном (автомобильном и железнодорожном) транспорте, высокая скорость перемещения в воздушной среде пока достигается за счет огромного расхода энергии (топлива) в расчете на единицу груза, что приводит к резкому удорожанию процесса перевозки единицы груза в расчете на единицу расстояния. В результате авиационный транспорт является самым дорогим видом грузового транспорта.

    Особенности трубопроводного транспорта: данный вид транспорта является специфическим видом, который основывается на том, что непосредственно перемещается сам груз, а не его транспортный носитель. Соответствующий физический процесс, обычно создаваемый давлением, особым образом перемещает груз, но при этом сам этот транспортный механизм пространственно не перемещается, а остается на одном и том же месте. Обычно к данного рода транспортным устройствам относятся, например, ленточные транспортеры, которые широко используются в процессах производства продукции или в складской деятельности, где продукт перемещается на очень ограниченные расстояния. Однако существует один вид транспорта как транспортного устройства, применяемый не только внутри каких-то производственных процессов, но и в целях доставки груза до потребителя на большие расстояния. Это трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт представляет собой устройство для перемещения определенного рода грузов (жидкости, газы и т. п.), состоящее из труб, по которым под давлением, создаваемым соответствующим оборудованием (насосы и др.), перемещаются эти грузы. Можно сказать, трубопроводный транспорт -- транспортное устройство, которое предназначено для перемещения грузов на очень большие расстояния, т. е. на доставку грузов от места их производства (добычи) до мест их потребления.

    Рыночную суть трубопроводного транспорта в краткой форме можно отобразить следующей противоположностью черт: дешевизна и масштабность в обмен на высочайшую степень специализации груза.

    Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200-300 км), главный плюс этого вида транспорта - хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери». Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке. Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

    Основными недостатками являются:

    1) высокая себестоимость перевозок;

    2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

    3) малая грузоподъемность;

    4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

    5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

    6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

    Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния. Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок. Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

    Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят : ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

    Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

    Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

    Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

    К недостаткам морского транспорта относятся:

    1) зависимость от природных и навигационных условий;

    2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;


    3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

    Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

    Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

    Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

    Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

    Воздушный транспорт. Основное преимущество - скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

    Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

    Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

    Высокая себестоимость перевозок - главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

    Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.

    Транспортная документация

    Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

    Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

    При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

    Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

    Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость - документ, который сопровождает груз в пути следования. Вагонный лист - документ, составляемый на каждый загруженный вагон.

    В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза. Коносаменты бывают именные (составленные на определенного получателя), ордерные, предъявительные (действуют по предъявлении).

    В заграничном плавании , при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером. При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер. В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная. Накладными оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, перевозки на воздушном транспорте.

    Для автотранспортных организаций установлен типовой договор . Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается.

    Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.

    Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.

    Маршрутизация грузопотоков

    Важным методом логистики при определении оптимального маршрута является анализ полной стоимости. Разработкой оптимального маршрута занимается экспедитор грузовладельца при получении заказа на оказание транспортных услуг по перевозке нового для него груза или знакомого груза на новом направлении.

    По окончании предварительной оценки определяются несколько конкурентоспособных вариантов, каждый из которых дополнительно анализируется для выбора конечного оптимального варианта.

    Принимается во внимание не только цена грузоперевозки, но и время транспортировки, возможность непредвиденных расходов, задержек в пути и вероятность повреждения груза.

    После определения оптимального варианта маршрута экспедитор выбирает участников перевозки и заключает необходимые договора.

    Международные автомобильные перевозки

    Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

    Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы : перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).

    Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми. Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

    Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

    Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

    Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

    На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

    Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт является проводником материального потока в логистических системах.

    Виды транспорта, их достоинства и недостатки приведены в табл. 2

    Достоинства и недостатки использования различных видов транспорта

    Таблица 2

    Вид транспорта

    Преимущества

    Недостатки

    Железнодорожный

      возможность перевозки больших партий грузов;

      высокая провозная и пропускная способность;

      регулярность перевозок

      невысокая себестоимость перевозок

      невысокая скорость движения;

      недостаточная оперативность работы;

      географическая ограниченность перевозок;

      высокий процент потерь (хищения, порча);

      возможность длительных простоев;

      необходимость развитой инфраструктуры обслуживания;

      низкая гибкость логистической цепи

    Автомобильный

      оперативный вид перевозок;

      большая маневренность и подвижность;

      высокий географический охват;

      возможность экспедирования

      средняя стоимость перевозок;

      ограниченность объёмов перевозок;

      зависимость от климатических условий;

      зависимость от положения на дорогах и их состояния

    Водный (морской, речной)

      перевозка больших партий;

      низкая себестоимость;

      неограниченная пропускная способность;

      широкое использование при международной торговле

      низкая скорость движения;

      сезонность работы (речной);

      климатическая зависимость

    Трубопроводный

      большие объёмы перевозок;

      большие расстояния

      ограниченность по видам грузов;

      отсутствие гибкости логистической цепи

    Воздушный

      высокая скорость перевозок;

      короткий путь следования;

      возможность экстренных перевозок;

      высокая гибкость и адаптивность логистической цепи;

      высокий географический охват

      ограниченные объёмы перевозок;

      высокая себестоимость;

      высокая зависимость от климатических условий

    На выбор транспортных средств влияют следующие показатели:

      характер груза (вес, объём, консистенция);

      количество и частота отправляемых партий;

      климатические характеристики;

      расстояние, на которое перевозится груз;

      расположение конечного пункта назначения груза относительно логистических транспортных каналов;

      риски, связанные с транспортировкой (невыполнения поставок в срок, сохранность груза и т.д.)

    Основные понятия и управленческие аспекты транспортной логистики

    Транспортная логистика - функциональная подсистема интегрированной логистики, которая решает вопросы организации и управления транспортировкой.

    Транспортировка – процесс перемещения материального потока в пространстве.

    Для описания транспортировки используются следующие характеристики :

      скорость перемещения груза;

      грузоподъемность;

      надёжность;

      частота перевозок;

      доступность транспортных средств.

    Главная цель транспортной логистики – доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное время с минимальными затратами.

    Функции транспортной логистики:

    1. на макроуровне :

    1.1. перемещение грузов ;

    1.2. хранение грузов . Осуществляется за счёт сознательного выбора более медленного способа перемещения грузов при ограниченной площади складских помещений, а также за счёт непосредственного краткосрочного хранения грузов на транспорте в целях устранения погрузочно-разгрузочных работ.

    2. на микроуровне :

    2.1. разработка транспортных логистических каналов в рамках заданных условий и учётом остальных логистических издержек;

    2.2. исследование и анализ рынка транспортных услуг (в случае стороннего перевозчика);

    2.3. выбор перевозчика и проведение переговоров о величине тарифных ставок на перевозку в рамках заданных условий на основе расчётных оптимальных величин с учётом остальных логистических издержек (в случае стороннего перевозчика);

    2.4. составление графиков выпуска на линию подвижного состава или согласование условий перевозок (в случае стороннего перевозчика);

    2.5. отслеживание и экспедирование доставки грузов;

    2.6. аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа .

    Задачи транспортной логистики:

      определение вида транспорта;

      определение типа транспортного средства;

      выбор поставщика транспортных услуг;

      совместное планирование транспортного и складского процессов;

      согласование транспортных и погрузочных работ;

      определение оптимальных маршрутов доставки грузов;

      определение совокупных расходов на транспортировку грузов.

    Организационные принципы транспортировки:

    1. экономия за счёт масштабов грузоперевозки . Достигается путём сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз;

    2. экономия за счёт длительности маршрута . Достигается путём сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины аналогичны предыдущему случаю.