Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Все виды камер гибдд. Какие радары использует гибдд и как их обмануть? О частных видеофиксациях

    Все виды камер гибдд. Какие радары использует гибдд и как их обмануть? О частных видеофиксациях

    Традиция установки камер, фиксирующих нарушения ПДД, пришла к нам из Европы . Тамошние водители давно двигаются по дорогам под их неустанным надзором, в то время как мы всего лишь привыкаем ездить под всевидящим оком видеорегистратора.

    На самом деле, установка камер – очень правильная мера, позволяющая снизить аварийность на дорогах. Это угроза всем автохамам, игнорирующим ПДД.

    Как работают камеры видеофиксации нарушений? Об этом пойдёт речь в нашем материале.

    Виды камер видеофиксации ГИБДД

    Все дорожные видеорегистраторы делятся на 2 вида:

    1. Камеры, которые работают в автоматическом режиме.
    2. Камеры, использующиеся сотрудниками Госавтоинспекции при наложении штрафов.

    Теоретически такие камеры должны регистрировать все дорожные нарушения, хотя на практике они фиксируют лишь часть из них. Кстати, список автодорожных нарушений, которые могут быть засняты такими приборами, законодательно до сих пор не определён.

    Автоматические видеокамеры бывают:

    • переносными;
    • стационарными;
    • мобильными.

    Переносные регистраторы требуют ежедневной установки и настройки. Практика показывает, что они способны зафиксировать только превышение водителем скорости.

    Стационарные камеры очень удобны и практичны . Они устанавливаются в определённом месте и настраиваются один раз. Такие системы способны заснять:

    • превышение скорости;
    • выезд на стоп-линию;
    • маневрирование на запрещающий сигнал светофора;
    • выезд авто на перекрёсток при заторе;
    • выезд ТС на встречную полосу;
    • въезд под запрещающим знаком;
    • выезд на тротуар;
    • выезд на предназначенную для маршрутных ТС полосу;
    • нарушение дорожной разметки;
    • движение грузовиков за рамками второй полосы на автомагистралях;
    • поворот из второго ряда;
    • невключённый ближний свет фар;
    • нарушение правил оплаты проезда для тяжёлых грузовиков;
    • игнорирование пешеходов на «зебре».

    Внимание! ГИБДД планирует ввести в программу видеофиксации езду без полиса ОСАГО или по поддельному полису.

    Стационарные камеры способны контролировать движение по нескольким полосам движения одновременно, включая и встречные.

    На дорогах РФ может быть установлено несколько видов таких камер. Далее рассмотрим самые распространённые марки:

    Ни одна из видеокамер не исключает технических ошибок. Виновниками ошибок, как правило, являются вирусы и компьютерный сбой.

    Многие водители задаются вопросом, способна ли видеокамера фиксировать нарушителей ночью .

    Отвечаем: современные устройства работают в инфракрасном режиме, поэтому на ночном снимке будут отчётливо видны госзнаки (даже загрязнённые) и фары.

    Видео: Как работают камеры фиксации нарушений ПДД

    Мобильные видеокамеры устанавливаются в автомобилях ГИБДД или в общественном транспорте .

    Данные приборы определяют нарушения по ходу движения этих ТС и способны зафиксировать:

    • превышение скорости;
    • нарушение правил парковки;
    • нарушение правил оплаты проезда для тяжелогрузов.

    Камеры, функционирующие совместно с сотрудниками ГИБДД

    Такие устройства позволяют подтвердить виновность водителя и наложить на него штраф. Они фиксируют любое нарушение правил, но, в отличие от автоматических камер, не присылают так называемых «писем счастья». Инспекторы ГИБДД могут наложить штраф исключительно вручную.

    Варианты использования подобных камер:

    1. Инспектор снимает нарушение ПДД на камеру, затем останавливает автомобиль.
    2. Сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение правил, далее передает информацию на ближайший пост, где и останавливают водителя, чтобы наложить на него штраф.
    3. Камера устанавливается перед постом ДПС. Она автоматически распознает номера проезжающих мимо автомобилей, проверяет их по базам и передаёт информацию на пост. Сотрудник ГИБДД останавливает автомобиль и производит проверку.

    После фиксации нарушения видеоустройство автоматически передаёт снятые кадры на центральный сервер, где по базе ГИБДД пробиваются данные владельца машины по её номеру и марке.

    Далее в адрес собственника авто отправляется по почте письмо с протоколом и Постановлением об административном штрафе, которое должно быть заверено печатью ЦАФАП или ГИБДД . К письму обязательно прилагаются фотографии зафиксированного нарушения.

    На фото обязательно должен просматриваться госномер машины, зафиксированный спереди или сзади. Письма отправляются с уведомлением о получении.

    Обратите внимание! Дата уведомления служит началом отсчёта двухмесячного срока, отведённого для погашения штрафа . Его можно оплатить в любом отделении банка по реквизитам, указанным в Постановлении о нарушении ПДД.

    Если владелец ТС не погасит долг в течение 2 месяцев, то сотрудники ДПС остановят и оштрафуют его за неуплату долга, причём сумма будет вдвое дороже.

    При накоплении суммы непогашенных штрафов в 10000 рублей водитель лишается возможности выезда за пределы РФ.

    Водителю на заметку! С 2016 года водителю предоставляется возможность оплатить штраф за нарушение ПДД со скидкой через сайт ГИБДД . На этом же портале можно проверить штрафы с камер видеофиксации в онлайн режиме.

    Иногда случаются ошибки в работе видеокамер и сотрудников ГИБДД . Плохая видимость на дороге из-за погодных условий может привести к тому, что камера неверно распознает госномер автомобиля.

    Бывает, что некоторые автовладельцы специально маскируют номера, чтобы система их неправильно идентифицировала, например, заклеивают скотчем или затирают белым маркером отдельные цифры.

    Всё это должен корректировать специалист центра фиксации, однако и он может ошибиться. Известен случай, когда московский автолюбитель получил Постановление, из которого следовало, что его машина пересекла сплошную линию разметки. Однако при внимательном рассмотрении фотоснимка выявилось, что разделительную линию пересекла не машина, а всего лишь её тень.

    Что же делать, если вы получили Постановление, но не согласны с ним? Игнорировать бумагу нет смысла. Рано или поздно штраф придётся заплатить. Но Постановление можно обжаловать в течение первых 10 суток с момента его получения.

    В случае получения необоснованного Постановления о нарушении и штрафе водитель должен сам доказывать отсутствие своей вины. Презумпция невиновности в данной ситуации не действует (ст. 1.5 КоАП РФ).

    Можно, например, подать жалобу через официальный сайт ГИБДД, как это сделал автомобилист из Москвы, упоминавшийся в вышеописанном примере. В его случае Постановление о наложении штрафа было отменено.

    Обжалуется Постановление также и через Госавтоинспекцию либо через суд. Но, как показывает практика, через сайт ГИБДД подать жалобу гораздо удобнее.

    Какие штрафы, выписанные по снимку с камеры, можно обжаловать? Приведём самые распространённые ситуации:

    1. Номер вашего авто и регистрационный знак на фото отличаются.
    2. Номерные знаки на снимке невозможно прочитать.
    3. За нарушение, зафиксированное одной камерой, вам приходит несколько квитанций об уплате штрафа.
    4. За рулём во время фиксации находился другой водитель.
    5. Скорость автомобиля, зафиксированная камерой, превышает возможности самой машины.
    6. Отсутствует запрещающий знак или его действие закончилось до места, где камера зафиксировала автомобиль. Обычно такие штрафы выписывают за незаконные парковки, в то время как на участке дороги отсутствует знак, запрещающий парковку.

    Видео: Как обжаловать штраф ГИБДД

    Согласно требованиям ПДД, участники дорожного движения должны быть проинформированы о применении средств фото или видеофиксации на участках дорог.

    Дорожные знаки и светофоры, оснащённые табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация», предупреждают всех участников дорожного движения о возможной видеорегистрации нарушений в зоне действия знаков или на определённом участке дороги.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 20 от 21 января 2013 г., информационная табличка 8.23 применяется:

    • на ж/д переездах;
    • на перекрёстках, пешеходных переходах, регулируемых участках дороги;
    • в местах дороги, куда въезд ТС запрещён;
    • в местах, где движение ТС запрещено;
    • в местах, запрещающих разворот и повороты;
    • на участках, запрещённых для обгона;
    • в местах с ограничением скорости движения;
    • в местах, ограничивающих остановку или стоянку ТС;
    • на полосах дорог, отданных для движения маршрутных ТС;
    • в жилых зонах.

    Важно! Отсутствие таблички 8.23 на месте выявления нарушения ПДД не освобождает водителя от административной ответственности.

    В заключение хочется посоветовать водителям обращать внимание на все знаки, установленные на дороге. Если вы проехали под камерой, то всегда можно проверить наличие или отсутствие штрафа на сайте ГИБДД.

    Стоит только надеяться, что видеофиксаторы на дорогах приучат всех водителей соблюдать правила управления автотранспортом.

    Вас заинтересует:


    2 Comments

      Не видят камеры грязные номера!

      Я лично проверял, превышая скорость на камеры с ИК освещением с грязными номерами.

      Не помогает... да и не поможет в этом инфракрасное освещение!

      Это я как инженер могу сказать. Тут только если при особом расположении камеры и освещения проверяющий инспектор сможет высмотреть номер.

    Бизнес на камерах видеофиксации нарушений ПДД появился сравнительно недавно. Заключается он не просто в установке необходимого оборудования, а в его непосредственном использовании для выписки штрафов и получении за это определенного вознаграждения. О предпосылках, законодательных особенностях и других важных моментах этого формата заработка мы и поговорим в статье.

    Предпосылки появления частных камер видеофиксации

    Еще в начале 90-х годов прошлого века рынка видео- и даже аудиофиксации не существовало. Однако само направление вызвало интерес у людей, создавших впоследствии компанию «Вокорд». Постепенно они расширили спектр своей работы до следующих составляющих, способных зафиксировать нарушения ПДД участниками дорожного движения:

    • видеоаналитика;
    • система контроля трафика;
    • система распознавания лиц Face Control.

    Кстати, компания «Вокорд» впервые внедрила камеру для фиксации нарушения ПДД в Туркмении. И только спустя год эту практику переняли в России.

    После этого ДПС стала внедрять достижения компании в свою работу. Таким образом, для фиксации правонарушения необязательно ставить на каждую дорогу сотрудника, да это и невозможно. Достаточно установить камеру видеофиксации, настроить ее и получать штрафы за правонарушения.

    Правда, одновременно с этим появилась другая трудность - денег в федеральном и местных бюджетах и так недостаточно, а если еще и ввести новую статью затрат, то дефицит может еще больше увеличиться. Именно поэтому еще в 2014 году Совет Федерации и Государственная Дума совместно разработали проект, позволяющий заниматься установкой камер видеофиксации частным инвесторам.

    Как это работает?

    После принятия законопроекта частная видеофиксация нарушений ПДД стала возможной и законной. При этом обе стороны остаются в плюсе: бюджетные средства не расходуются, что позволяет найти иные варианты для финансорования, а предприниматели получают возможность зарабатывать.

    Ранее по такому же плану частные инвесторы работали с камерами видеофиксации на платных дорогах. Теперь же это возникло и на общедоступных трассах. Правомерность действий подтверждается поправками в закон «О концессионных соглашениях».

    Бизнесмену остается установить камеру и ждать получения прибыли. При этом средства перечисляются сначала в государственную казну (после того, как нарушитель оплатит штраф), а только потом к владельцу оборудования. Деньги передаются не в полном размере. В бюджете остается часть средств. Размер вознаграждения инвестора может достигать 233 рублей за каждый штраф.

    Плюсы и минусы ведения бизнеса

    Установка камер на дорогах как бизнес действительно способна приносить неплохую прибыль. Размер дохода будет зависеть от проходимости (сколько человек в день проезжает мимо камеры видеофиксации), количества и серьезности нарушений. Главное - правильно выбрать участок трассы. Там, где движение и так спокойное, устанавливать камеру видеофиксации практически бессмысленно. А вот на скоростных дорогах прибыль будет в разы больше.

    Этот сектор бизнеса привлекателен для инвесторов из-за ряда положительных факторов:

    • возможность получения дохода без дополнительных усилий (достаточно наладить работу и найти человека, ответственного за работу камер и их обслуживание);
    • доход без дополнительных операционных затрат (вкладываться снова и снова не придется, так как оборудование имеет долгий срок службы, а в случае необходимости его всегда можно починить или заменить);
    • не нужно самостоятельно заниматься сбором платежей - из бюджета причитающаяся сумма будет перечисляться ответственными лицами в установленные сроки;
    • наличие единого срока получения выплат;
    • возможность принести пользу населению, предупреждая правонарушения (хотя многие граждане относятся к этому скептически).

    Конечно, есть у такого бизнеса и свои недостатки. К наиболее существенным можно отнести следующие особенности:

    1. большая сумма прибыли приходится на первое время, чуть позднее люди начинают запоминать, где стоит камера, и стараются не нарушать в этой зоне правила дорожного движения (в худшем случае размер прибыли может почти сойти на нет);
    2. относительно небольшой размер вознаграждения (233 рубля по сравнению с размерами нынешних штрафов - не так уж и много);
    3. деньги из фискального института поступают не потоково, а в назначенные сроки, что может стать причиной отсутствия необходимых средств в определенный промежуток времени;
    4. наличие определенного срока сотрудничества - получать комиссионные предприниматели могут лишь в течение 12 лет после установки камер, по истечению этого времени контракт с инвестором заканчивается;
    5. не все граждане уплачивают штрафы, иногда на их взыскание уходит достаточно много времени;
    6. наличие особых правил установки камер видеофиксации (при их отсутствии штраф может быть оспорен нарушителем через суд).

    Даже несмотря на такое количество минусов, можно говорить о высокой рентабельности самого бизнеса. Недаром на текущий момент заключено порядка 50 госконтрактов на установку и обслуживание камер видеонаблюдения на общую сумму в 1,5 миллиарда рублей по всей стране.

    Сколько придется вложить?

    Стоимость камеры видеофиксации зависит от количества ее опций. Технологии развиваются в этом направлении очень стремительно. С каждым годом оборудование может зафиксировать и отобразить все большее количество нарушений. Для работы требуется не только камера, но и рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое. Полный комплект оборудования может обойтись в 2 000 000 - 3 000 000 рублей.

    Если учесть, что средний размер вознаграждения составляет 200 рублей, то значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Так как срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не меньше 3 нарушений в день. Для российских дорог это небольшая цифра. На практике оказывается, что вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.

    Вы слышали об этой московской истории? Водитель получил «письмо счастья» за то, что на обочине оказалась… тень от его автомобиля . Буквально на следующий день камера на МКАД приняла за нарушителя блики фар машины, ехавшей без нарушения в крайней правой полосе. Потом коллекцию камерного искусства пополнил нижнекамский штраф за превышение скорости эвакуатором, но выписали штраф на машину, которую этот эвакуатор перевозил. А в Подмосковье водителю прислали штраф за остановку на обочине по требованию инспектора ГИБДД. Добавим сюда ошибки измерения скорости. Например, в Ульяновске ГАЗель «разогналась» до 233 км/ч, а в Ижевске Nexia, считай, взлетела - скорость-то зафиксировали 269 км/ч.

    Судя по бредовым постановлениям, никого из ответственных лиц ошибки не напрягают. В теории подпись инспектора на «письме счастья» служит подтверждением того, что документ составлен корректно. На деле же живой человек получает бумаги на проверку крайне редко - например, в случае, если не удалось распознать номерной знак в автоматическом режиме. Как так? А так: электронная подпись - и никакой ответственности.

    Проведенная недавно прокуратурой проверка показала, что в Администраторе московского парковочного пространства (АМПП) штрафы за неправильную парковку выписывают лица, законом на то не уполномоченные. А цифровые подписи некоторых сотрудников стоят на постановлениях, выписанных в их выходной день. Вот как выглядит полное доверие к технике: дескать, раз камера зафиксировала нарушение, то ошибка исключена.

    И получает, к примеру, владелец Лады штраф, где на фотографии четко виден Mercedes-Benz. Система обозналась, идентифицируя номер, или водитель иномарки использовал подложную жестянку. Но никто из ответственных лиц это несоответствие даже в глаза не видел! Крайний - как обычно, автомобилист. Ему придется бегать по инстанциям, тратить время и нервы, доказывая свою невиновность. Так выстроена система. А может, сами создатели камер закладывают ошибки?

    Основу парка камер на российских дорогах пока составляют классические излучающие радары (как правило, К‑диапазона). В частности, это популярные «Стрелки» и «Крисы». Работа таких радаров основана на эффекте Доплера, то есть на изменении частоты сигнала, отраженного от движущегося объекта.

    Прогресс доплеровских радаров сопоставим с автомобильным: что-то стало лучше, что-то хуже. Вспомним древний «Барьер‑2М», основной инструмент гаишников двадцать лет назад. Он вычислял нарушителя, если тот ехал в одиночестве или выбивался из скорости потока на 20–30 км/ч. Дискуссия на тему «Чья скорость на экране?» происходила с инспектором на месте и иногда завершалась в пользу водителя. Нынче радары скрещены с камерами и умеют работать в автономном режиме. Значит ли это, что ошибки исключены?

    Улыбочку!

    Как работает «Стрелка»? Как и любая другая полицейская камера, распознаёт заложенные в память образы - мотоциклы, легковые автомобили, грузовики. Цель она начинает вести (и не одну, а десятки - точное количество разработчики не раскрывают) за 450–500 метров. Такова дальность в идеальных условиях - при чистых объективах и отсутствии осадков или контрового света. Для поддержания линз в рабочем состоянии применяются специальные вентиляторы и даже омыватели.

    Нарушение может быть зафиксировано, как только машина попадает в поле зрения радара. Затем камера отслеживает ее. Распознавание номера и фотографирование автоматика выполняет за 50–70 метров до места установки «Стрелки». Если автомобиль несколько раз перестроился или вовсе пропал из зоны видимости, спрятавшись за фурой или автобусом, то… теоретически система должна «забыть» нарушителя и освободить ячейку памяти. На практике нередки случаи, когда уже сохраненная скорость присваивается другой машине, на свою беду оказавшейся рядом с реальным нарушителем . Ее-то и фотографирует «бесстрастная» «Стрелка». Я сам получил незаслуженное «письмо счастья», так что рассказам о подобных случаях охотно верю. Впрочем, есть и другая схема работы, которая должна исключить такие ошибки. Например, радар «Кордон» распознаёт номерной знак машины, измеряет ее скорость и координаты одновременно.

    Сегодня большинство камер на дорогах считывают передние номерные знаки. В результате мотоциклисты чувствуют себя безнаказанными и на скоростные ограничения внимания не обращают. Шустрый и компактный байк камера может зафиксировать некорректно, поскольку он едет практически впритирку к машинам. Угадайте, кто в таком случае получит «письмо счастья»? Прецеденты есть.

    Измерять скорость можно и иными способами. Например, комплексы «Автодория» вычисляют среднюю скорость на отрезке от пары сотен метров до нескольких километров. Никакой радарной части в «Автодории» нет, лишь камеры, фотографирующие автомобиль в начале и конце заданного участка. Расстояние известно, время проезда тоже - скорость вычисляется по простейшей формуле. Но ошибки бывают! Известны случаи, когда пары фотографий система составляла неверно, фиксируя на въезде один автомобиль, а на выезде - другой. Виной тому похожие номерные знаки и сбои в их распо­знавании.

    Система «Вокорд» умеет измерять среднюю скорость одной камерой, делающей несколько снимков подряд. В данном случае радар тоже не используется. Учитывая крайне небольшой отрезок дороги в поле зрения камеры, можно говорить о наказании за превышение фактической скорости.

    Система «Автоураган» определяет скорость «сертифицированным оптическим методом по видеоизображению». В переводе с языка инструкции на нормальный - по изменению размеров зафиксированного объекта в кадре. Для автомобиля это номерной знак.

    Ошибку не исключает ни один из методов измерения. В случае радаров кроется она не в особенностях применения давно известного эффекта Доплера, основанного на законах физики. Общие для всех причины - компьютерный сбой или вирус. Безрадарные комплексы могут неправильно определить время и координаты. Работающим на коротких дистанциях «Вокордам» и «Автоураганам» достаточно небольшого смещения в момент фиксации нарушения (например, из-за сильного порыва ветра), чтобы в постановлении появились несуразные показатели скорости.

    Все производители в один голос говорят: обмануть камеру, пытаясь скрыть номерной знак, бесполезно. Но чудес не бывает. Если он зарос грязью или наледью, штраф не придет. Бывают и сбои, когда система обработки не распознаёт вроде бы чистую жестянку.

    Кто-то пробует хитрить в меру собственной фантазии и испорченности. Интернет в изобилии предлагает различные спреи для нанесения на номерной знак и фальшивые цифры на магнитах, которые - теоретически - сбивают с толку камеру и препятствуют идентификации символов.

    Как показывает опыт, все они бесполезны - мы даже проводили испытания «чудодейственных» пленок и получили нулевой результат (ЗР, 2014, № 5). И помните, что при обнаружении инспектором эти уловки обернутся лишением прав.

    Статья найдется

    Дорожные камеры ловят не только любителей превысить скорость. Получить «письмо счастья» можно за выезд на автобусную или встречную полосу, за пересечение стоп-линии, перестроение через сплошную, поворот из неправильного ряда, проезд перекрестка или железнодорожного переезда на красный свет, за езду по тротуару или обочине, а также если не пропустишь пешехода.

    Все эти нарушения контролируют безрадарные комплексы, которые настраиваются по единой схеме.

    Алгоритмы обработки изображения и распознавания объектов производители берегут, как военную тайну. Но общие принципы известны. Камеру жестко крепят на столбе или рампе, задают в поле ее зрения зоны или траектории, за которыми и будет следить установка. Встроенные датчики позиционирования контролируют ее положение в пространстве. Если случится небольшой сдвиг, произойдет автоматическая корректировка настроек. Если изменение позиции окажется значительным, поступит сигнал в службу технической поддержки.

    Для контроля обочины , встречной полосы или тротуара используется следующий принцип. Нарушитель - это любая машина, появившаяся в обозначенном секторе. Причем, чтобы получить штраф, достаточно заехать в запретную зону даже на треть ширины автомобиля. Но если камера заглючит, вас не спасет даже езда по правилам. Система может зафиксировать движение тени или блика, у которых номерного знака быть не может, и «назначить» нарушителем ближайшую машину.

    Правда, в случае с обочиной есть нюанс - речь о разрешенной правилами аварийной остановке. Ныне применяемые камеры распознавать аварийную сигнализацию или выставленный на дороге треугольник не умеют. Так что, если вам выпало сломаться прямо перед объективом, придется оспаривать штраф и доказывать свою невиновность. Сначала подаете жалобу в ГИБДД или другую инстанцию, занимающуюся вынесением постановлений. Не поможет - обращайтесь в суд. Каким оправданиям поверит конкретный инспектор или судья - вопрос открытый. Советую запросить в центре фиксации нарушений видео­фрагмент, где запечатлен ваш проступок. Он должен сохраняться как доказательство для каждого постановления, а нарушителю отправляют только фотографии. Можно представить документ, подтверждающий факт поломки, например счет за эвакуатор или из сервиса. В крайнем случае самостоятельно сфотографируйте сломавшуюся машину с выставленным аварийным знаком.

    При контроле поворота вторым или третьим рядом и перестроения через сплошную камеры следят за движением конкретных машин. В память заложен сектор, где нельзя двигаться, а также варианты запрещенных и разрешенных траекторий. Не считаются нарушителями те, кто едет прямо во второй полосе или поворачивает из первой.

    Если во всех описанных случаях комплексы фиксируют нарушителей в непрерывном режиме, то следящие за перекрестками и железнодорожными переездами - только при запрещающем сигнале светофора. Однако для формирования полной картины происходящего работают они тоже постоянно.

    Одной камерой весь перекресток не «прикроешь», поэтому для контроля используются многокомпонентные системы. Точное число электронных наблюдателей зависит от производителя, количества контролируемых нарушений и полос движения. Если система засекает машину только при пересечении стоп-линии после включения красного света, выписывается штраф по части 2 статьи 12.12 КоАП РФ за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Тот факт, что разметка стерта или скрыта снегом, не является оправданием. Ведь стоп-линию дублирует табличка «Стоп» перед перекрестком. На ее отсутствие или неправильную установку нужно жаловаться, а не давать себе индульгенцию на нарушение правил.

    Если камеры засекли автомобиль еще и на выезде с перекрестка, в постановлении будет указана часть 1 статьи 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора). Аналогичная схема действует и с железнодорожными переездами, только в этом случае наказание более жесткое (часть 1 статьи 12.10).

    Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД в настоящее время являются законным вариантом для привлечения автовладельцев к ответственности по нормам КоАП РФ. При соблюдении правил установки указанных средств контроля выписанное постановление будет являться обязательным для уплаты штрафа, а в ряде случаев и для наложения санкции в виде лишения прав.

    Средства видеофиксации нарушений на дороге могут передаваться в частные руки на основании государственных контрактов, заключаемых между службой ГИБДД, региональными управлениями дорожного хозяйства и юридическими лицами или частными предпринимателями. Предметом указанных соглашений выступает эксплуатация и текущее обслуживание комплексов видеонаблюдения.

    Ключевые нюансы такого использования и размещения средств наблюдения заключаются в следующем:

    1. каждый комплекс подлежит проверке и сертификации в соответствии с едиными федеральными правилами, а обслуживающий персонал частных камер должен пройти специальную подготовку;
    2. размещение частных комплексов на трассах осуществляется вне мест расположения стационарных камер видеонаблюдения, а их наличие не должно обозначаться специальными предупреждающими знаками;
    3. в обязанности частных лиц, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входит не только выявление нарушений, но и распечатка и доставка постановлений о наложении штрафов до конкретных автовладельцев;
    4. эксплуатация частных камер осуществляется на возмездной основе, юрлица и предприниматели получают фиксированную часть от суммы наложенных взысканий.

    Наиболее распространенным вариантом является использование частных средств видеофиксации на передвижных автотранспортных средствах. В этом случае частный владелец камеры имеет возможность не только фиксировать нарушений, но и предпринять необходимые меры защиты дорогостоящего оборудования от противоправных действий третьих лиц. Указанный мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу.

    Как правило, указанные комплексы предназначены для выявления нарушений скоростного режима. Комплексы видеофиксации, предназначенные для этих целей, могут приобретаться в рамках госзаказа службой дорожного хозяйства, либо частными компаниями. Во втором случае владелец камеры должен пройти процедуру проверки и сертификации оборудования, после чего может быть оформлен договор на эксплуатацию.

    Точность измерения скорости транспортных средств напрямую зависит от позиционирования камеры на местности. Нормативная погрешность частных комплексов составляет около 2 км/ч, что является достаточным показателем по нормам КоАП РФ (как известно, допустимое превышение скоростного режима под действием ограничивающих дорожных знаков составляет до км/ч). При неправильной установке или эксплуатации камеры видеофиксации погрешность может достигать 7 км/ч, что может существенно нарушать интересы автовладельцев.

    Оспаривание постановлений , вынесенных по данным частных камер видеофиксации, происходит по общим правилам. Указанный документ должен быть направлен нарушителю, после чего в десятидневный срок может подаваться жалоба в судебный орган. Процедура оспаривания в этом случае крайне затруднительна по следующим основаниям:

    1. в отличие от стационарных комплексов, частные камеры могут менять свое расположение практически ежедневно, что затрудняет доказывание нарушений при их установке на местности;
    2. на законодательном уровне отсутствует официальная методика по проверке углов установки камеры, что дает возможность недобросовестным владельцам комплекса искусственно увеличивать показатель погрешности и повышать количество выявленных нарушений;
    3. сведения о текущем ограничении скорости вводятся в программное обеспечение комплекса вручную, что нередко сопровождается ошибками (доказать несоответствие введенных данных показателю дорожного знака крайне сложно даже для опытных адвокатов).

    В постановлении о наложении штрафа указывается местоположение камеры на момент фиксации нарушения. Для оспаривания нарушений ПДД, зафиксированных посредством частных камер, необходимо проехать с видеорегистратором вдоль трассы с установленными дорожными знаками. Только таким способом можно доказать, что расчетный показатель частной камеры видеофиксации не соответствовал разрешенному скоростному режиму дорожного знака. Процедура привлечения к ответственности владельцев частных камер на нарушения правил эксплуатации и установки должна предусматриваться условиями договора.

    С каждым годом на дорогах страны появляется все большее количество автолюбителей. Естественно, что осуществлять контроль за соблюдением силами одних лишь сотрудников автоинспекции невозможно. Поэтому быстрыми темпами все основные дороги оснащаются камерами фото- и видеофиксации.

    Разновидности камер

    Существуют различные виды камер ГИБДД, при помощи которых осуществляется фиксация и регистрация Различаются они между собой как по способу установки, диапазону считываемости, так и по объему и разновидностям регистрируемых правонарушений.

    Так, виды камер ГИБДД по способу установки делятся на следующие:

    • стационарные (к примеру, «Рапира», «Стрелка», «Кордон» и прочее);
    • передвижные (к ним относятся «Крис-П» и «Арена-С»);
    • мобильные («Беркут», «Бинар», «Визир», «Искра» и другие).

    По системе контроля приборы фиксации правонарушений условно можно разделить на следующие виды:

    • камеры контроля скорости;
    • камеры контроля за нарушениями правил парковки;
    • камеры-алколазеры.

    Кроме того, виды камер ГИБДД делятся на лазерные и радарные.

    Диапазон и частота работы

    Абсолютно все радары на территории страны работают в трех диапазонах. Указанные диапазоны установлены соответствующими международными соглашениями, следовательно, частоты любых камер должны находиться в рамках указанных показателей. База камер ГИБДД работает исключительно в приведенных ниже диапазонах.

    Итак, три сертифицированных варианта:

    • х-диапазон с рабочей частотой 10,525 ГГц;
    • к-диапазон с частотой работы 24,150 ГГц;
    • l-диапазон с частотой 700-1000 нм.

    Х-диапазон в настоящее время практически не используется. Он был широко востребован около 10 лет назад. Сегодня же в данном диапазоне работают лишь радары «Сокол» и «Барьер».

    В отличие от Х-диапазона, К-диапазон применяется практически для всех видов радаров во всех странах. Камеры, работающие в указанных параметрах, обладают большой дальностью обнаружения. Несомненным плюсом камер, работающих в указанных частотах, является их компактность и мобильность.

    Стационарные камеры

    В настоящее время стационарные видеокамеры ГИБДД являются наиболее распространенными на дорогах нашей страны. Подобные комплексы фото- и видеофиксации закрепляются на жесткой опоре непосредственно над проезжей частью в специально выбранном для этого месте.

    Важной функциональной особенностью данного вида камер является возможность фиксации движения автотранспорта сразу на нескольких полосах (даже на встречных).

    Чаще всего стационарные виды камер ГИБДД, встречающиеся на улицах городов, это «Стрелка», «Автоураган», «Рапира», «Арена» и «Кречет».

    Этот вид радара способен одновременно контролировать движение автотранспорта по пяти дорожным полосам.

    Широкую популярность данный вид радара получил не только за большой спектр выполняемых функций, но и за возможность его мобильного расположения (к примеру, радар «Стрелка» можно встретить стоящим на треноге у обочины дороги).

    Несомненным плюсом является и то, что «Стрелка» работает абсолютно в любую погоду: ей не страшны лютые морозы и летняя жара. Также указанное устройство является влагоустойчивым.

    Еще одним распространенным видом камеры видеофиксации ГИБДД является радар «Крис». Он так же, как и вышеописанное устройство «Стрелка», произведен в России. Однако, «Крис» может контролировать движение машин только по одной полосе.

    Данное стационарное устройство монтируется над проезжей частью с целью выявления таких нарушений, как превышение скорости движения, выезд на встречную полосу и движение по полосе общественного транспорта. «Крис» фиксирует все вышеуказанные правонарушения, которые совершаются транспортом, движущимся со скоростью от 20 до 250 км/ч.

    Этот «умный» аппарат за считаные минуты способен «прогнать» государственный номер автомобиля по базе данных ГИБДД и выяснить полный перечень неоплаченных штрафов.

    Их боятся нарушители

    Одними из самых технически оснащенных и продвинутых стационарных комплексов фиксации являются такие аппараты, как «Автоураган» и «Арена».

    Стационарный радар «Автоуграган» - гроза для нарушителей правил дорожного движения. Этот аппарат фиксирует всевозможные ситуации, происходящие на дорогах. Помимо банального превышения скорости и проезда на красный свет, «Автоураган» регистрирует езду по тротуару, велосипедным дорожкам и обочине, езду под запрещающие знаки, пересечение железнодорожного переезда и даже езду по пешеходному переходу (при наличии пешеходов, желающих перейти дорогу).

    «Автоураган» может контролировать только одну полосу движения, мобильной версии данного аппарата не существует. Ну и явным минусом подобного радара является его узнаваемость: благодаря довольно большому и вытянутому корпусу «Автоураган» водители видят издалека.

    Популярной стационарной камерой со встроенным радаром является и комплекс «Арена». В зависимости от месторасположения этого радара он охватывает различный диапазон дороги. Так, установленная ровно над проезжей частью «Арена» держит под контролем лишь одну полосу движения. Но если разместить радар под определенным углом к дороге, то «Арена» с легкостью сможет контролировать ситуацию сразу на трех полосах.

    Таким образом, стационарные камеры скрытого видеонаблюдения могут регистрировать 4 вида правонарушений. К ним относятся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, а также редко случающиеся нарушения, связанные с большегрузными машинами, появляющимися в запрещенных для них зонах. А вот фиксация такого частого нарушения, как парковка в неположенном месте, стационарным камерам не под силу.

    Передвижные комплексы

    Радары ГИБДД, относящиеся к данной категории, автолюбители могут встретить на обочине дорог. Они устанавливаются на штатив-треножник. Важно знать, что подобные фоторадарные комплексы нередко устанавливаются таким образом, что могут фиксировать превышение скорости не только встречного автотранспорта, но и удаляющихся машин.

    Одним из самых распространенных передвижных радаров, которым обладает база камер ГИБДД, является установка «Крис-П». Указанный комплекс имеет стационарный аналог, в отличие от которого «Крис-П» не может фиксировать такое нарушение, как выезд на «встречку». Несмотря на это данная установка с легкостью выявляет нарушителей, превышающих скорость, а также осуществляющих езду по полосе общественного транспорта.

    Частенько дорожные правонарушения автомобилистов фиксируются при помощи радарного комплекса «Арена». Он, как правило, устанавливается на обочине дороги и регистрирует все, что происходит на трех полосах движения. Радар фиксирует все машины, которые движутся в пределах скоростного режима от 20 до 250 км/ч.

    Этот аппарат оснащен встроенной картой памяти, вся информация с которой автоматически направляется по радиоканалу сотрудникам дорожной инспекции. При этом для своевременного получения информации инспекторы ДПС должны находиться в непосредственной близости от данной установки (в радиусе 1,5 км).

    Мобильные радары

    Мобильные камеры видеофиксации ГИБДД являются, пожалуй, наиболее удобными в обращении радарами. Как правило, они выдаются дежурным патрулям ГИБДД при заступлении на дежурство. Они очень компактны и с легкостью могут перемещаться с одного места на другое. Важным плюсом является возможность регистрации дорожных нарушений прямо из патрульной машины.

    Рассмотрим основные мобильные радары ГИБДД.

    Комплекс «Визир» является ярким представителем современных радаров. Помимо замера скорости движения машин, этот аппарат способен производить фото- и видеофиксацию самих правонарушителей. Это особенно важно при возникновении спорных ситуаций с автомобилистами.

    «Визир» устанавливается непосредственно в патрульной машине, а широкий диапазон действия позволяет регистрировать правонарушения на расстоянии до 400 метров.

    Указанный комплекс удобен в эксплуатации: он может устанавливаться как в патрульном автомобиле, так и на обочине дороги. Радар «Визир» является малогабаритным и весит всего около 2 кг. Стоит сказать и о температурном режиме: данный аппарат работает при температуре от 0 до +50 градусов. При более низких температурах на него одевается специальный термочехол, который позволяет использовать радар при температуре до -30 градусов.

    Еще одним мобильным является радар «Бинар». От предыдущего комплекса он отличается наличием сразу двух встроенных камер фиксации. Одна камера дает возможность отслеживать общий план дороги, а вот вторая позволяет получать изображение нарушителя и различать номерные знаки на достаточно большом расстоянии.

    Дальность измерения скорости указанного аппарата составляет 300 метров, а вот визуально различать номера «Бинар» может лишь на расстоянии 200 метров.

    Пожалуй, самым компактным и легким в использовании является такой полицейский радар, как «Беркут». Его можно использовать как в патрульном режиме, так и, как говорится, с руки (благодаря специальной рукоятке).

    «Беркут» способен измерять скорость движения машин как во встречном, так и в попутном направлении.

    Благодаря встроенному световому датчику указанный радар легко можно использовать в темное время суток и в непогоду. Этот аппарат оснащен достаточно мощным аккумулятором, который позволяет радару «Беркут» работать без дополнительной подзарядки около 10 часов.

    Есть в радаре и такая важная функция, как выбор цели, установив которую «Беркут» будет фиксировать самую быструю машину из потока или самую близкую к радару.

    Паркуюсь где хочу?

    Проблемы с парковкой возникают практически во всех городах. Особенно остро данная проблема стоит в огромных мегаполисах, где водители из-за нехватки свободных мест либо из-за собственной невнимательности оставляют свои авто на газонах, тротуарах и прочих запрещенных для парковки машин местах.

    Для борьбы с подобными нарушениями в работу сотрудников ГИБДД был внедрен «Паркон» - современный комплекс автоматического контроля правил парковки.

    Итак, как выглядит «Паркон»?

    Данный комплекс состоит из видеомодуля и рабочей станции, предназначенной для обработки поступающих видеоматериалов. Указанный механизм имеет две телекамеры, одна из которых фиксирует дорожную обстановку, а вторая - длиннофокусная, позволяет распознавать номерные знаки автомашин. Встроенный прожектор дает возможность использовать «Паркон» в ночное время суток.

    Видеомодуль механизма располагается на передней панели патрульного автомобиля и подключается к бортовой сети машины. Встроенный аккумулятор позволяет использовать аппарат и для работы «с руки».

    Помимо прочего, «Паркон» оснащен системой «ГЛОНАСС», что дает возможность осуществлять привязку конкретного правонарушителя к определенной географической локации, а также ко времени и дате совершения правонарушения.

    Комплекс «Паркон» фиксирует следующие виды правонарушений:

    • остановка или стоянка автомобиля на тротуаре, проезжей части (в местах, где это запрещено соответствующими дорожными знаками);
    • остановка или стоянка машины на пешеходном переходе;
    • остановка или стоянка автомобилей в местах остановки общественного транспорта, а также в радиусе 15 метров от указанных остановок;
    • оставление автомобиля на газоне, в парке, сквере, на спортивной либо детской площадке;
    • оставление автомобиля на парковке запрещенным способом (к примеру, парковка вторым рядом или не параллельно проезжей части).

    Любое из указанных правонарушений фиксируется путем выдачи аппаратом «Паркон» двух фотографий, с изображением автомобиля-нарушителя. На данных фотографиях обязательно просматривается государственный номер машины, а также дата, время и место регистрации правонарушения.

    Где стоят камеры ГИБДД?

    С 2013 года на дорогах городов появились специальные предупреждающие знаки либо разметка. Такие таблички, как «Фотовидеофиксация», предупреждают автолюбителей о том, что на участке дороге осуществляется регистрация правонарушений посредством радаров.

    Однако, вопреки мнению многих автолюбителей, установка указанных предупреждающих знаков является лишь рекомендацией для сотрудников ГИБДД. То есть регистрировать правонарушения посредством фото- и видеофиксации инспекторы могут и без установки специальных знаков.

    Кроме того, предупреждающий знак может находиться на довольно большом расстоянии от самого радара, а камера фиксация может быть хорошо замаскирована. Указанные знаки больше касаются стационарных камер наблюдения, а вот мобильные и передвижные радары, порой, устанавливаются сотрудниками ГИБДД в самых непредсказуемых и незаметных местах.

    Итак, автолюбители должны быть готовы к тому, что передвижная камера ГИБДД может находиться за дорожным знаком, ограждением или отбойником. Нередко камеры устанавливают среди растительности или мусорных контейнеров.

    А если знака нет?

    Согласно действующим нормативным актам, отсутствие предупреждающего знака или разметки не является основанием для признания правонарушения и, соответственно, выписанного за него штрафа недействительным.

    Таким образом, ответ на вопрос о том, разрешена ли установка видеокамер ГИБДД без уведомления, является однозначным - подобная установка не запрещена. И в случае получения «письма счастья» со штрафом, водителю не имеет смысла ссылаться на то, что он не видел знаков, предупреждающих о том, что на участке дороги ведется фото- или видеофиксация.

    Размещение подобных знаков и разметки носит всего лишь рекомендательный характер и не обязывает сотрудников ГИБДД устанавливать подобные знаки в непосредственной близости от камер фиксации правонарушений. Поэтому, к примеру, оспаривание в суде штрафа по указанному основанию не увенчается успехом, и автолюбителю все же придется оплатить выписанный денежный штраф.

    Итог

    В настоящее время в арсенале сотрудников ГИБДД имеется множество радаров, способных уловить и зафиксировать практически любое дорожное правонарушение. Так, благодаря современному оборудованию такие нарушения, как превышение скорости, выезд на полосу встречного или полосу выделенного движения, не пристегнутый ремень безопасности фиксируются практически на всех дорогах страны.

    Благодаря новейшим технологиям наказание автолюбители получают и за неправильную парковку, и за езду в состоянии алкогольного опьянения. Указанные правонарушения также регистрируют камеры видеофиксации ГИБДД.

    Всем автолюбителям следует помнить, что сотрудники ГИБДД вовсе не обязаны предупреждать о том, что на определенном участке дороги ведется фото- или видеофиксация. Предупреждающие знаки, вопреки мнению многих водителей, висеть не обязаны, а их отсутствие вовсе не освобождает от уплаты штрафов.

    Важно помнить, что камеры фото- и видеофиксации, а также камеры скрытого видеонаблюдения устанавливаются не для того, чтобы усложнить жизнь автолюбителей. Размещение комплексов фиксации позволяет уменьшить число правонарушений, количество дорожно-транспортных происшествий.

    Видеонаблюдение на дорогах ведет к установлению безопасного режима, к снижению аварийности и количества летальных исходов.