Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Довольствоваться малым (Эпикур). Психология здоровья человека. Нужно ли довольствоваться малым? Умение довольствоваться малым

    Довольствоваться малым (Эпикур). Психология здоровья человека. Нужно ли довольствоваться малым? Умение довольствоваться малым

    Есть такое выражение: «Довольствоваться малым». И принято считать, что мудр тот, кто довольствуется малым, и что говорит это о духовности человека, о его просветлённости.
    Однако если копнуть глубже при разговоре с теми, кто любит употреблять выражение «довольствоваться малым», выясняется такая трактовка: будучи человеком небогатым, можно наслаждаться тем, что рядом любимый, родные и друзья, здоровье хорошее, нет войны – то есть и без больших денег можно радоваться жизни.
    Меня всегда удивляют такие «мудрецы» и «философы». Потому что в моём понимании любовь, дружба, родственники, хорошее здоровье и мирное небо над головой – это немало и не малое. И это то, о чём мечтают люди, независимо от материального положения. Мечтают, но не всегда имеют, независимо от материального положения.
    В моём понимании довольствоваться малым – это быть непритязательным, неприхотливым аскетом, который выспится на матраце, брошенном на пол, съест простую пищу на завтрак и обед, и весь день будет чувствовать себя превосходно, не думая о том, что кому-то живётся слаще и мягче.
    «Мудрецы» же и «философы» лукавят, подменяя понятия и, тем самым, выдают себя с головой. Ибо малым для них является даже любовь – самое прекрасное, самое большое чувство, к которому стремится и стар, и млад, и богач, и бедняк. Лукавят потому, что думают о больших деньгах, уговаривая себя довольствоваться незначительным для них – малым.
    Так же подобного рода «мудрецы» и «философы» считают, что хорошо обеспеченные люди не умеют довольствоваться малым и смотрят на мир через призму денег.
    Я хочу рассказать о том, кто никогда не испытывал затруднений с деньгами и мог себе позволить если не всё, то многое – рассказать о себе.
    Несколько лет назад мне был поставлен диагноз: АЛЛЕРГИЯ на солнечный свет, домашнюю пыль, пыльцу, собственный эпидермис и ряд пищевых продуктов. Проще перечислить то, что мне можно было есть и пить: кофе, кока-кола, водка и… с десяток наименований продуктов, входящих в рацион бедняка. Единственной роскошью было мясо, да и то, отварное, без специй. Овощи и фрукты исключались полностью.
    В нобель ресторане я мог заказать себе лишь блюдо сыров и графин водки. Некоторые из сортов сыра оставались не съеденными. Устав выглядеть алкоголиком, которому кроме выпивки и закуски ничего не нужно, отказался от ресторанов.
    Лечась, не знал, поможет ли лечение полностью избавиться от аллергии или нет. Временами становилось легче, потом опять хуже. Я перестал любить солнечные дни и радовался дням пасмурным, в дождь часами гулял в лесу или в любимом парке, потому в дождь не летала пыльца в воздухе. А когда светило яркое солнце, иной раз и в помещении не снимал тёмные очки. Но жизнь моя не превратилась в унылое существование. Я по-прежнему наслаждался жизнью, довольствуясь малым. Мне даже воздуха не всегда хватало. Мало его было, мало… Болезнь длилась три года. При этом я не прекращал работать и заниматься обычными делами. Главным условием практически без медикаментозного лечения, являлась строжайшая диета.
    Через три года я не разлюбил дождь, не стал чревоугодником, но стал чуточку мудрее, потому как прочувствовал сам, что значит довольствоваться малым, имея приличный счёт в банке. Путь к выздоровлению, длиною в три года, я прошёл, отказывая себе в удовольствиях в виде еды, парфюма, пляжа, пуховых одеял и подушек, постельного белья из натуральных тканей и много чего ещё…
    У буддистов принято считать, что собирать урожай, не вспахав и не засеяв поле, означает довольствоваться малым.
    Таким образом, бедняки, возомнившие себя мудрецами и философами, находя себе богатого мужа, всю жизнь довольствуются малым – урожаем чужих денег и благ, которые можно приобрести за деньги. Но собрав урожай, они ноют о том, что несчастны, живут без любви и всего остального, что… КОГДА-ТО САМИ СЧИТАЛИ МАЛЫМ.
    Богач, добывший деньги нечестным путём так же довольствуется малым. Ибо страх потерять урожай, власть, а то и свободу – велик. Вот такая получается философия – несколько отличная от той, о которой рассказал ранее.
    Ну, а если отбросить философию, то каждый довольствуется тем, что имеет на сегодняшний день, хочет он того или нет. И как только человек начинает проявлять недовольство по этому поводу, он перестаёт быть мудрецом. Но становится ещё мудрее, веря в лучшее и делая всё для того, чтобы лучшие времена настали, как можно скорее.
    Будучи обеспеченным, но больным, я довольствовался едой бедняка. Именно эта еда позволила мне выздороветь, а не превратиться в напичканный медикаментами мешок с деньгами, медленно ползущий к кладбищу.
    Я никогда не смотрел на жизнь через призму денег, как и не смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Но и при виде бедняка не надевал розовые очки. Бедными не рождаются, даже родившись в бедной семье. Бедными становятся. Есть такие слова: нищий и обнищавший, бедный и обедневший, неимущий и разорившийся… Но это уже другой разговор.

    Моральные и духовные ценности меняются в соответствии с мировым влиянием. На первом месте находится богатство. О том, что счастье не в нем, давно позабыто, сейчас другие принципы и девизы. Но еще Гораций говорил: "Кто не научился жить, довольствуясь малым, всегда будет рабом".

    Радоваться минимуму: хорошо или плохо?

    Что прячется под выражением "хорошо жить"? Обладание роскошным особняком, покупка очередной машины, бриллиантовая икра к завтраку? Люди, руководствуясь принципом потребительской жизни, стремятся переплюнуть окружающих. По большому счету, зачем человеку очередная квартира или дача, если он живет один или имеет маленькую семью? Для того чтобы сдавать в аренду, получать доход и забыть о работе. Перспектива заманчивая, как говорится. Однажды выручки, полученной со сдачи квартиры, станет мало. Возникнет желание приобрести еще одну, дабы она приносила доход. Потом и дохода с обеих квартир перестанет хватать, потребности повысятся.

    Человек стремится к богатству, считая его освобождением от постылой работы и необходимости считать копейки. Но лишившись своих средств, что такой индивид станет делать — загадка.

    Довольствоваться малым, по мнению многих богатых людей, признак неполноценности. Человек не может быть счастливым, живя в нищете. Плохо быть бедным — это очевидно.

    Что думают по этому поводу сами бедняки, никто не поинтересовался. А между тем многие из них счастливы, не обладая и сотой долей богатств, без которых иным людям жизнь кажется немилой. И понятие бедности достаточно растяжимое. Для кого-то бедность — это одна квартира, две машины на семью, комфортабельная мебель. Другие считают нищетой отсутствие двадцати особняков на Рублевке. Это утрировано, но понятие бедности может быть разным — факт.

    Из маленьких радостей складывается большое счастье. Умение довольствоваться малым, замечать чудо там, где другие пройдут мимо, дорогого стоит.

    Обращаясь к христианству

    "Будь щедрым, довольствуйся малым" — высказывание в духе евангельских притч и повествований. Сам Господь говорил, что богатые не войдут в Царство Небесное, Он велел своим ученикам не держаться за блага земные, заботясь о завтрашнем дне. Иисус учил последователей более простой жизни, без погони за наживой, если говорить современным языком. Завтра само о себе позаботится, есть же птицы, которые довольствуются малым. Голодными они не остаются, ибо Господь их питает.

    Есть в Евангелии притча, повествующая о богатом юноше. Он собирался стать учеником Христа, следовать за Ним. Когда юноша высказал свою решимость, Иисус предложил ему продать свое имение, только тогда появится возможность следовать за Христом. Юноша опечалился, ибо был очень богат, и отошел от Спасителя. Деньги оказались дороже Господа.

    Статья не является призывом к тому, чтобы раздать все и жить, надеясь на чудо. Существует старая поговорка: на Бога надейся, а сам не плошай. Разумеется, люди должны трудиться, зарабатывая себе на пропитание. Но увлекаться финансовой составляющей нет нужды, на определенный уровень жизни хватает — и слава Богу.

    Дети и их требования

    Надо довольствоваться малым, когда есть все возможности для лучшей жизни? Иногда это бывает полезным, особенно для современных детей.

    Любой родитель стремится дать своему ребенку самое лучшее. Перспектива жить на работе — не самая приятная, но многих не пугает, ибо желание удовлетворить потребности чада, обеспечить ему безбедное детство превалирует над всем остальным. Родители работают, ребенок живет в достатке, но растет лопухом в придорожной канаве. Предоставленный сам себе, он лишается общества мамы и папы, простых семейных радостей. Родительскую любовь и внимание невозможно заменить никакой роскошью.

    Ребенку нужно довольствоваться малым, чтобы у мамы с папой хватало на него времени. По крайней мере, прививать такой навык просто необходимо. Когда чадо, ругаясь и возмущаясь, требует очередную дорогую вещь, — это хороший повод для того, чтобы родители задумались над его воспитанием. Ребенок растет избалованным, он не привык получать отказ и манипулирует родными, устраивая безобразные сцены.

    Детские деньги

    Еще один острый вопрос для многих семей: стоит ли давать ребенку деньги? Это на усмотрение родителей, они знают своего отпрыска лучше, чем кто-либо. Проблема не в деньгах, а в уровне потребления и насыщения ими. Если чаду мало того, что он имеет, начинаются истерики и капризы, следует лишить карманных денег или выдавать минимум. Пусть учится довольствоваться малым.

    Счастье — это просто

    Во всех религиях есть упоминание о том, что жить нужно просто. К примеру, в Коране можно найти фразу: "Довольствуйся малым и не будешь нуждаться". Она кажется нереальной, ибо невозможно жить, урезая себя во всем, и не испытывать нужды. Да и кто хочет довольствоваться минимумом при современных возможностях людей?

    Как выше говорилось, счастье в мелочах. Люди, которые одержимы стремлением к богатству, просто не успевают замечать его. Жизнь проходит мимо, дни похожи друг на друга, внутри появляется опустошенность, а радости от заработанных денег нет. Минуют возрастные рубежи, человек стареет. Тут-то и наступает пробуждение, оглядываясь назад, наш герой приходит в ужас. Всю жизнь он куда-то бежал, чего-то делал, достигал и стремился только для того, чтобы получить награду хрустящими бумажками.

    За деньги нельзя купить счастливые жизненные моменты. Новогодний снег не продается, а деревья не наряжаются в него по заказу. Стоит взглянуть на новогоднее убранство, когда все деревья и крыши домов становятся белыми, как создается ощущение сказки. Раньше такую природу, только без многоэтажных домов, показывали в мультфильмах и детских сказках. Иногда нужно отложить работу, выглянуть в окно или выйти во двор, чтобы дотронуться до прекрасного.

    Что прячется под малым?

    Довольствоваться малым, что это означает? Радоваться тому, что у тебя есть, быть благодарным за имеющееся. Быть счастливым, не заглядываясь на чужие жизни, а ценить и наслаждаться собственной.

    Для того чтобы улыбнуться и почувствовать себя счастливым, необходима малость: теплый, летний и солнечный день, бабочка на цветке, капля утренней росы, запах свежескошенного сена, стакан парного молока.

    Люди, живущие в селах и деревнях, умеют быть счастливыми. Они радуются тому, что имеют, чувство зависти им неведомо, а жизненная позиция способна восхитить городских жителей. У деревенских можно многому научиться в плане отношения к жизни.

    Заключение

    Довольствоваться малым или стремиться к вершинам — личный выбор человека. У каждого свой путь, жизненные цели и задачи.

    В завершение статьи хотелось бы указать на то, что умение вовремя остановиться в безумной гонке за благами очень важно. Может наступить день, когда человек пожалеет о пренебрежении простыми удовольствиями.

    Основателем одной из эллинистических философских школ был Эпикур Самосский (с острова Самос), полагавший, что, прежде чем выяснять, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему. Что мешает обрести благо? Страх, который является вечным спутником человеческого рода и постоянно отравляет его существование. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь. Это страх перед богами – существами высшими и могущественными, способными не только помочь, но и навредить; страх перед смертью – печальным, а главное, совершенно непостижимым финалом любой человеческой жизни; и страх перед судьбой – предопределением, от нас не зависящим, которое может быть как добрым, так и злым. По поводу первого Эпикур говорит так: «Боги – бессмертные существа, а значит, и совершенно блаженные (т. е. обладают полным благом, абсолютно счастливые)». Представьте себе того, кто имеет все возможное благо, кому предельно хорошо: будет ли он к чему-то стремиться, чего-то избегать, ставить перед собой цели и задачи и вообще что-либо делать? Не будет. Значит, боги, как совершенно блаженные, являются и полностью бездеятельными и поэтому никак не могут повлиять на нашу жизнь.

    Стало быть, хотя они и существуют, их вовсе не следует бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы прекрасно знаем, что все хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть – это лишение всех ощущений, а значит, после нее нет ни хорошего, ни дурного. Напрасно мы думаем, что она имеет к нам какое-либо отношение, как раз наоборот: пока мы есть – смерти нет, когда смерть есть – нас нет, то есть она и мы – это совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются, и поэтому смерти не надо бояться. Относительно страха перед судьбой получается следующее. Если предопределение существует, значит, есть и высшие силы, которые его назначают. Но только что мы видели, что боги совершенно бездеятельны и не влияют на нас. Так в чьих руках наша жизнь? Очевидно, в наших собственных. Каждый – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья. На нас никто не влияет, кроме нас самих. Судьба – это результат наших действий, поступков и усилий, и бояться ее – значит бояться себя самих.

    Освободившись от страхов, необходимо выяснить, что следует делать, а чего – не следует, для того чтобы обрести счастье. Надо, говорит Эпикур, выбирать удовольствия и избегать страданий. Стремление к удовольствиям называется гедонизмом (от греч. hēdonē – наслаждение). Однако при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией видно, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно. Во-первых, стремление к удовольствиям, полагал Эпикур, должно быть разумным: надо уметь и отказаться иной раз от чего-то соблазнительного, и претерпеть, если нужно, какое-нибудь страдание. Во-вторых, само отсутствие страданий, по мнению Эпикура, уже есть удовольствие. В-третьих, и это главное, счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Ведь ни для кого не секрет, что одно и то же событие может быть по-разному воспринято различными людьми в зависимости от их оценок и мнений. Один обрадуется чему-либо, другой расстроится из-за этого, третий останется равнодушным по тому же самому поводу. Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Стало быть, если мы произвольно поменяем свое отношение к происходящему, все вокруг может (для нас) радикально измениться. Если мы иначе отнесемся к событиям собственной жизни, то понятно, что наше восприятие их станет совершенно другим, сможет превратиться из отрицательного в положительное, и поэтому от нас вполне зависит, чтобы печали стали радостями, а напряжение сменилось спокойствием. Значит, если кто-то хочет быть счастливым, то он запросто может им быть, надо только открыть источник счастья в себе самом. А мы, как правило, ищем его вовне и, понятное дело, не находим. Из всего сказанного видим, что Эпикур вовсе не призывает к максимальному удовлетворению всех возможных желаний. Как раз напротив, он предлагает человеку довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от самого наличия. Зачем, спрашивает он, нам богатый стол и роскошные кушанья, когда и грубая еда может доставить столько же удовольствия? Не случайно же говорят, что голод – лучшая приправа к пище. Человеку, который хочет есть, простой черный хлеб покажется очень вкусным и доставит немало положительных эмоций, того же, кто постоянно переедает, не удовлетворят даже изысканные яства. Зачем человеку мягкая перина и десяток подушек, когда можно прекрасно выспаться даже на жестких досках, была бы возможность просто поспать в течение ночи, а не бодрствовать, борясь со сном, охраняя, например, какой-нибудь объект? Получать удовольствие от немногого – вот действительное жизненное искусство, говорит Эпикур. Понятно поэтому, что назвать его учение гедонизмом невозможно. Как это ни странно, философ, призывающий стремиться к удовольствиям, будет в данном случае являться представителем противоположной модели – аскетизма. Но если буддистские, например, аскеты готовы претерпевать страдания из-за лишений, то для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия.

    Этот рассказ я читал давно, еще в детстве. Тогда я не запомнил автора, но содержание отложилось в памяти. Позже я узнал, что его автор - русский советский писатель Сергей Петрович Алексеев, который написал свой цикл «Сто рассказов из русской истории» еще в 1966 году. А в 1970 году он получил за нее Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской.

    Радуйся малому, тогда и большое придёт

    Триста лет тому назад, в 1703 году, в России была издана первая русская газета. Произошло это при царе Петре I. Вот как это было.

    – Пора бы нам и свою газету иметь, – не раз говорил Петр своим приближённым. – От газеты и купцу, и боярину, и горожанину – всем польза.

    И вот Петр как-то исчез из дворца. Не появлялся до самого вечера, и многие уже подумали, не случилось ли с царём чего дурного.

    А Петр был на Печатном дворе, вместе с печатным мастером Федором Поликарповым отбирал материалы к первому номеру русской газеты.

    Поликарпов, высокий, худой как жердь, с очками на самом конце носа, стоит перед царем навытяжку, словно солдат читает:

    – Государь, с Урала, из Верхотурска, сообщают, что тамошними мастерами отлито немало пушек.

    – Пиши, – говорит Петр, – пусть все знают, что желаючи можно сделать.

    – А ещё, государь, сообщают, – продолжал Поликарпов, – что в Москве отлито из колокольного чугуна четыреста пушек.

    – И это пиши, – говорит Петр, – пусть знают, что Петр снимал колокола не зря.

    – А с Невьянского завода, от Никиты Демидова, пишут, – сообщает Поликарпов, – что заводские мужики бунт учинили, убежали в леса и теперь боярам и купцам от них житья нет.

    – А сие не пиши, – говорит Петр. – Распорядись лучше послать солдат да за такие дела мужикам всыпать.

    – А из Казани, государь, пишут, – продолжает Поликарпов, – что нашли там немало нефти и медной руды.

    – А сие пиши, – говорит Петр, – пусть знают, что на Руси богатств край непочатый, не считаны те богатства, не меряны.

    Сидит Петр, слушает. Потом берет бумаги. На том, что печатать, ставит красный крест, ненужное откладывает в сторону.

    А Поликарпов докладывает всё новое и новое. И о том, что индийский царь послал московскому царю слона, и что в Москве за месяц родилось триста восемьдесят шесть человек мужского и женского пола, и многое другое.

    – А ещё, – говорит Петр, – напиши, Федор, про школы, да здорово – так, чтобы все прок от этого дела видели.

    Через несколько дней газету напечатали. Назвали ее «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Газета так себе. Но Петр доволен: первая. Схватил «Ведомости», побежал во дворец. Кого ни встретит, газету показывает.

    – Смотри, – говорит, – своя, российская, первая!

    Встретил Петр и графа Головина. А Головин слыл знающим человеком, бывал за границей, знал языки чужие.

    Посмотрел Головин на газету, скривил рот и говорит:

    – Ну и газета, государь! Вот я был в немецком городе Гамбурге, вот там газета так газета!

    Радость с лица Петра как рукой сняло. Помрачнел, насупился.

    – Эх, ты! – проговорил. – Не тем местом, граф, мыслишь. А ещё Головин! Нашел чем удивить – в немецком городе Гамбурге. Сам знаю: лучше, да чужое. Чай, и у них не сразу всё хорошо было. Дай срок. Радуйся малому, тогда и большое придёт.

    Первый лист первой российской газеты.

    Первый номер вышел 2 января 1703 и стоил довольно дорого - от 2 до 8 "денег" (3 деньги составляли месячную зарплату наборщика "Ведомостей"). Газета представляла собой небольшую книжечку размером в половину современной машинописной страницы и объемом до 22 страниц.

    В 1703 вышло 39 номеров тиражом от 300 до 1000 экземпляров. Сначала ведомости печатались церковным шрифтом на Московском печатном дворе, затем - после перенесения столицы в Петербург - гражданским шрифтом.

    Хороший вопрос, правда? С одной стороны – живи и радуйся! Наслаждайся жизнью! Пользуйся тем, что имеешь. С другой – всегда хочется большего, ведь человеческая душа ненасытна: как только получаешь одно – начинаешь желать другого.

    Банальный пример: хотел мобильный телефон – купил. Через время выходит новая модель. Опять хочу!

    Где же золотая середина?

    Чтобы получить ответ, предлагаю заглянуть внутрь себя и порассуждать. В этом нам поможет простой вопрос:

    Что Вы чувствуете, когда сильно хочется чего-то, но нет возможности это осуществить/приобрести? Что ощущаете внутри себя?

    Кто-то теряет мир в сердце, у кого-то пропадает настроение и опускаются руки, у некоторых поселяется зависть… В любом случае, состояние не очень, согласитесь. Это состояние влияет на нашу дальнейшую жизнь и ее результаты – эффективность падает, жизненные силы испаряются.

    Знакомо? Так что делать?

    Оптимисты бы Вам посоветовали: “Хватить ныть! Работай, зарабатывай и покупай!”

    Безусловно, расти и развиваться, достигая новых вершин – жизненная необходимость. Но! В то же время – я бы рекомендовал ценить и то, что имеешь. У кого-то – это любящая семья, у других – заботливые друзья, у третьих – карьерный рост и достаток.

    Я не говорю о том, что не нужно мечтать о большем. Главное – мир и гармония внутри. Если недостижимые мечты ломают Вас изнутри, негативно отображаясь во внешнем мире – остановитесь. Возможно, просто сейчас не Ваше время.

    Главное – это продолжать действовать и не сдаваться. Каждый день, по чуть-чуть, к главной цели. Сами не успеете оглянуться, как достигнете того, о чем мечтали.

    Выбор всегда за человеком. Можно плакать, а можно благодарить за то, что есть, и действовать дальше.

    Помните, уметь довольствоваться малым – не значит не стремиться к большему. Тот, кто ценит малое, будет благодарен и за большее 🙂