Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Авианосец "Шторм": основные характеристики, вооружение. Российский авианосец «Шторм»: новый корабль супер-класса обойдется в З50 миллиардов

    Авианосец

    Формированием нового российского авианесущего крейсера занимается ФГУП «Крыловский государственный научный центр». И уже сегодня заявляется, что новый корабль будет ценой дешевле, водоизмещением поменьше, но по боевой мощи не уступит тяжелому авианосцу «Шторм». Это - предыдущий концепт корабля аналогичного назначения того же разработчика. Как пояснил «Звезде» начальник отделения системной интеграции в области военного кораблестроения Владимир Пепеляев, эта работа относится к числу инициативных, и руководство предприятия готово предложить ее флоту, когда он того захочет.
    Ценовые параметры пока не озвучиваются, однако первые оценки позволяют надеяться, что она окажется раза в три дешевле, чем стоимость «Шторма». Ранее на лентах информагентств проходила цифра 350 миллиардов рублей за «полный комплект с самолетами». Из них стоимость самого корабля - 200-280 миллиардов.
    Со стороны ВМФ, заместитель главнокомандующего по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что финансирование проектирования нового российского авианосца заложено в Госпрограмму вооружений до 2025 года. В настоящее время военные моряки вместе с судостроителями определяют облик корабля и его характеристики, причем рассматривается несколько вариантов. В их числе - и близкий по размерам к тяжелому авианесущему крейсеру (ТАВКР) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
    Газовые турбины вместо паровых котлов
    Важнейшим отличием перспективного «легкого» авианосца от кораблей предыдущих проектов такого класса станет наличие газотурбинной энергетической установки. В ее состав войдут четыре турбинных модуля. Максимальная скорость - до 25 узлов, что считается вполне достаточным для обеспечения взлетно-посадочных операций палубных истребителей типа Су-27К и МиГ-29К. Все авианесущие крейсера, построенные во времена Советского Союза, имели энергетическую установку на основе паровых котлов. А начиная с постройки «Ульяновска» на верфях города Николаева (с развалом СССР его корпус был разрезан на металл), все вновь создаваемые ТАВКР должны были обладать ядерными реакторами.
    В настоящее время единственным носителем самолетов палубного взлета и посадки выступает «Адмирал Кузнецов». Он обладает стандартным водоизмещением 43 тысячи тонн, полным - 55 тысяч. (Таким же планируется создать и новый авианосец вместо «Шторма»). «Кузнецов» служит уже четверть века без единого капитального ремонта. Корабль исправно выполняет свои функции. Свидетельством тому - прошлогодний поход отряда кораблей Северного флота в Средиземное море и их участие в войне с террором на сирийской территории. Представляется, что с целью известной унификации с «Кузнецовым», а также исходя из необходимости экономии финансовых ресурсов, отечественный флот скорее выберет проект легкого газотурбинного авианосца.

    А как же «Шторм»?
    Ранее можно было слышать разговоры о «Шторме», как о несостоявшемся проекте. Но сегодня, как выясняется, об этом говорить преждевременно. Напомним, что масштабная модель этого тяжелого авианосца появилась в 2013 году, но впервые была представлена широкой публике лишь позапрошлым летом на седьмом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. И она же снова была на стенде Крыловского центра и МВМС-2017, который завершился 2 июля.
    Разработчик концепта дает следующую информацию. «Многоцелевой авианосец предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, включая поражение наземных и морских объектов противника. Он также способен обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок ВМФ и прикрытие войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника».
    Кораблестроительные элементы этого авианосца следующие: водоизмещение 95-100 тысяч тонн, длина 330 метров, ширина 40, осадка 11. Скорость полного хода 30 узлов, автономность 120 суток, экипаж - от четырех до пяти тысяч человек. Срок службы корабля составит до 50-ти лет. Авиационное крыло состоит из 80-90 корабельных летательных аппаратов различного назначения, включая МиГ-29К/КУБ и палубный вариант истребителя пятого поколения ПАКФА. Главное положительное качество «Шторма» - огромная ударная мощь его авиации.

    Среди серьезных аргументов «против» строительства подобных монстров, есть и такие, что они отличаются сверхвысокой стоимостью и представляют собой прекрасные мишени для противокорабельных ракет. Можно ли от них защититься? Мнение Владимира Пепеляева на этот счет однозначное: «Можно». Для этого необходимо сформировать корабельное соединение с включением в него крейсеров и эсминцев противоракетного барьера, оснащенных морскими вариантами комплексов ПВО С-400/С-500. Кроме этого, в состав охранения авианосной группы должны войти фрегаты с системами ПВО среднего радиуса действия типа «Бук», или С-350 «Витязь». Не стоит также сбрасывать со счетов и комплексы самообороны, устанавливаемые на самом корабле.
    Конечно, подобные программы - весьма затратные. Но следует помнить, что, кроме потребностей нашего собственного флота, таковые имеются у дружественных стран, включая Индию и Китай - давних и надежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Не исключено, что окончательное решение ВМФ - быть или не быть «Шторму» будет зависеть от того, заключит ли высшее политическое руководство нашей страны соответствующее соглашение с вышеупомянутыми государствами.

    Авианосец - Проект 23000Э «Шторм»

    Проект 23000Э «Шторм» - перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
    ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

    С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.


    Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
    Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

    Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
    По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

    Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
    Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

    Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два - с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком - гаком.

    Корабль получит две надстройки - «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

    На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

    Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

    В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

    СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

    Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана - 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

    Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

    С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

    Водоизмещение, т:
    полное: ок. 100 000
    Размерения, м:
    длина (максимальная): 330
    шрина (по ватерлинии): 40
    осадка: 11
    ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
    Скорость хода, узлов: 30
    Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК - 4 модуля; противоторпедная защита - 2 ПУ
    Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
    Экипаж, чел: 4000-5000
    Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
    Боезапас
    Боезапас крылатых ракет и авиабомб - 3000 единиц
    Вероятные верфи для строительства
    В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга - на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
    История.
    Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

    Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E - экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

    Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

    В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

    В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

    Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017-2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

    В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

    Пожалуй, вы не сможете отыскать ни одного любителя военной техники и оружия, который бы не имел собственного мнения о том, нужен ли России авианесущий флот. Порой дебаты в таких обсуждениях плавно перетекают на личности… а ответа все так и нет. Вот, например, наш будущий авианосец «Шторм». Насколько он востребован, каково его гипотетическое назначение, и насколько вообще реален этот проект? Попробует ответить на все эти вопросы.

    А для чего нам вообще новые авианосцы?

    Это наиболее важный аспект. Когда был предложен авианосец «Шторм», вопрос этот задавался многократно и в различных вариациях. На самом деле, для чего нашей стране столь дорогостоящая «игрушка», коей по определению является любой авианесущий крейсер в нынешних условиях?

    Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла - сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.

    Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.

    Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…

    Основные постулаты современной стратегии ВМФ

    Вездесущие американцы, у которых со времен ВОВ имеется огромный опыт в вопросе использования авианосцев, уже давно выявили два их ключевых преимущества - мобильность и независимость. В отличие от сухопутной базы, которую нужно организовать и перебросить туда всю необходимую технику и снаряжение, авианосец полностью самодостаточен. Его в краткие сроки можно перебросить туда, где он необходим, а затем, по мере решения проблем, столь же быстро убрать. С помощью авиагруппы можно быстро нарастить свое присутствие в конкретном регионе. Наконец, это опять-таки вопрос престижа: способность «поиграть мышцами» - важный козырь при переговорах.

    Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск - дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.

    В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.

    Как с этим дела обстояли в СССР?

    Увы, но так же. То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось. Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий

    Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».

    Когда же необходимость в кораблях такого класса стала очевидной (а произошло это в конце 70-х годов), то экономическая ситуация уже была не в пользу Советского Союза. Кроме того, было упущено драгоценное время, и никакого опыта в строительстве авианесущих крейсеров у страны не было. Но как же не раз нами упомянутый «Кузнецов»? Нельзя ли наладить постройку новых кораблей на базе того же проекта?

    Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это Сегодня нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.

    Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?

    Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море - одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.

    Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.

    Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.

    Силовая установка

    Наконец, главным недостатком пока что единственного отечественного авианосца является его котлотурбинная энергетическая установка. Точнее говоря, огромным недостатком. Подобные движки сильно устарели еще к 80-м годам прошлого века. Традиционно считалось, что корабль с атомным реактором слишком дорого обходится… но ТАКР «Петр Великий» постоянно бороздит моря в ходе очередного похода, в то время как «Кузнецов» примерно 70% времени проводит в доках судоремонтного завода.

    Проще говоря, новый авианосец «Шторм» в обязательном порядке должен быть оборудован именно атомной силовой установкой, иначе печальная история с постоянными ремонтами повторится. И еще. Как это ни прискорбно, но СССР, выделяя колоссальные средства на постройку АПЛ и ТАКР, до обидного мало уделял внимания возведению соответствующей береговой инфраструктуры. Так что при постройке следующего корабля этого класса должны быть соблюдены сразу несколько условий:

    • Это должен быть атомный авианосец.
    • В его авиационную группировку должны входить специализированные самолеты ДРЛО и РЭБ.
    • Желательно, чтобы на борту имелся противолодочный корабль.
    • Иметь не менее 70-75 самолетов в составе основного авиационного крыла.
    • Для него обязательно должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура в порту приписки.

    Каким должен быть новый авианесущий крейсер?

    В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и Водоизмещение - не менее 100 000 тонн, общая длина - в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…

    В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о монтажа атомного реактора.

    Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель - атомный реактор, дизель - на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.

    Если посмотреть на самый большой авианосец в виде макета, то можно увидеть практически «голую» палубу. Вместо огромной островной настройки - сравнительно компактные вышки управления. Такой подход не только упрощает посадку и экономит место на корабле, но и делает его менее заметным. Кроме того, на сей раз адмиралы ВМФ РФ решили, что одного трамплина мало: отныне их два (второй - меньших размеров, с другим направлением взлета).

    Новые самолеты

    Кроме того, на макете нового авианосца видны сразу несколько типов самолетов и вертолетов. Их намного больше, чем есть на нашем «Кузнецове» или его индийском аналоге. Именно об этом мы и говорили выше.

    Какие именно машины будет иметь новый авианосец «Шторм»? Основу составляют палубные версии истребителей Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО (!) и противолодочные вертолеты Ка-32. Таким образом, на борту предполагается разместить не менее 100 машин. Есть информация, что гидродинамические характеристики корпуса удалось изменить так, что расчеты показывают 20% снижение его сопротивляемости на ходу. А это - увеличенная автономность плавания и повышенная экономичность топлива (если все же предпочтут котлотурбинный вариант).

    Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?

    И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.

    Во-первых, используемые самолеты Су-33 - чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.

    Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.

    Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.

    Прочие характеристики

    Предполагается, тяжелый авианосец «Шторм» будет иметь сразу четыре стартовых позиции: по два самолета будут взлетать с уже ставшего традиционно трамплина, еще два борта - при помощи катапульты. Скорее всего, такой способ запуска необходим для перспективных палубных истребителей, разработанных на основе (ПАК ФА) Т-50. Как и на всех за посадку будет отвечать аэрофинишер. Грубо говоря, это такое устройство на основе протянутого поперек палубы троса. За него самолеты зацепляются крюком (гаком), гася посадочную скорость.

    Вооружение

    Проект «Шторм» (авианосец) предполагает наличие двух командных надстроек над палубой. Они сравнительно невелики, экономят полезное пространство корабля. За противовоздушную оборону корабля от возможных авианалетов противника будут отвечать сразу четыре зенитных модуля. Есть мнение, что для этой цели хотят использовать новейшие корабельные С-500. Такой комплекс (согласно предварительным характеристикам) может поражать практически все воздушные цели, движущиеся со скоростью до 7 тысяч м/сек.

    Вообще о наборе собственного вооружения «Шторма» пока говорить еще очень рано, так как этот вопрос толком не проработан. Есть сведения, что корабль в обязательном порядке будет вооружен средствами противоторпедной защиты. Будет установлена новая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, усовершенствованные средства связи и РЭБ.

    Сколько будет стоить авианосец нового поколения «Шторм» пока что неизвестно. Для сравнения, среднестатистический американский «Нимиц» стоит приблизительно пять миллиардов долларов. Индийский собрат «Кузнецова» в свое время обошелся Индии в два миллиарда, но здесь есть два обстоятельства: во-первых, корабль не строился, а лишь достраивался. Во-вторых, стоимость доллара с тех пор сильно снизилась.

    Специалисты центра разработали концепцию перспективного авианосца «Шторм», который может быть построен не только для ВМФ РФ, но и для иностранного заказчика. О характеристиках и возможных сроках создания корабля, его авиакрыле в интервью обозревателю «Интерфакса» Илье Морозову рассказал начальник отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев.
    - Владимир Викторович, когда может начаться строительство нового авианосца для ВМФ РФ? Насколько вероятно, что оно будет заложено в госпрограмму вооружения на период до 2025, или это будет уже после 2025 года?
    - Что закладывать в ГПВ (госпрограмму вооружений) решает высшее политическое руководство страны. Нам бы хотелось, чтобы это решение было принято раньше, чем устареют наши разработки.
    Начало строительства авианосца возможно после всестороннего рассмотрения и утверждения проекта Заказчиком и принятия решения по его финансированию. При этом все проектные работы, включая разработку эскизного, технического и рабочего проектов потребуют не менее трех лет, а сама постройка головного корабля займет не менее шести лет. Однако на настоящий момент времени, несмотря на активный интерес к проекту, предложений от нашего государственного заказчика – Министерства обороны РФ – и от зарубежных партнеров не поступало.
    Учитывая большую стоимость создания полноразмерного авианосца с указанными тактико-техническими характеристиками, Крыловским центром начата инициативная проработка технического облика более простого «легкого» авианосца, боевые возможности которого мало уступают авианосцу «Шторм». В тоже время цена его создания будет значительно ниже.

    Какой российский завод может построить «Шторм»?
    - Такой масштабный проект, как создание многоцелевого авианосца, предполагает наличие широкой слаженной кооперации множества предприятий судостроения, авиастроения и машиностроения. В качестве завода-строителя многоцелевого авианосца, в первую очередь, рассматривается АО «ПО «Севмаш». Этот завод обладает самым большим в России построечным местом, мощным корпусным производством, необходимыми трудовыми ресурсами и, что немаловажно, колоссальным опытом, полученном при модернизации авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии.
    В настоящее время производится оценка возможностей судостроительного завода «Залив» в городе Керчи, который имел опыт постройки крупнотоннажных кораблей и судов и сегодня переживает свое второе рождение.
    - Крыловский научный центр разработал концепцию перспективного авианесущего комплекса проекта 23000Э (шифр «Шторм»). Можно ли сегодня говорить о его основных характеристиках, длине, водоизмещении, скорости?
    - Концептуальный проект многоцелевого авианосца проекта 23000Э «Шторм» выполнен на базе аванпроекта, разработанного Крыловским центром морского авианесущего комплекса для отечественного ВМФ, и предложен в качестве базового прототипа для разработки кораблей данного класса на экспорт. В зависимости от требований заказчика могут варьироваться (в известных пределах) как главные параметры (водоизмещение, длина, ширина, осадка), так и состав авиагруппы, вооружения, главной энергетической установки и технических средств корабля. Предложенные в базовом прототипе корабля тактико-технические характеристики являются наиболее сбалансированными, но без учёта особенностей его использования в составе военно-морских сил иных государств.
    Многоцелевой авианосец будет иметь полное водоизмещение около 95 тысяч тонн, длину, ширину и осадку 330 × 42 × 11 метров. Ширина полетной палубы составит 85 м.
    Главная энергетическая установка может быть, как на органическом топливе, так и иной, в зависимости от требований заказчика, в том числе смешанной: атомной и газотурбинной.
    Скорость полного и экономического хода составит 26-30 и 14 узлов соответственно. В концепции заложена автономность в 90 суток. Судно может нести запас авиатоплива до шести тысяч тонн. Мореходность: 6-7 баллов (по применению авиации). Экипаж корабля составит до четырех тысяч человек. Срок службы – более 50 лет.
    - Готовы ли эскиз и проект? Будут ли вноситься в проект коррективы с учетом дальнего похода «Адмирала Кузнецова»?
    - Состояние разработки авианосца проекта 23000Э «Шторм» соответствует стадии концептуального проекта. Дальнейшие стадии проектирования (эскизный, технический и рабочий проекты) имеют смысл только в случае, если будут определены источники финансирования, полностью сформулированы задачи корабля и утвержден окончательный вариант тактико-технического задания на его создание. От инозаказчика, соответственно, потребуется определение тактико-технических требований и заключение контракта.
    Интерес к проекту проявляют представители ВМС некоторых стран, но о перспективах заключения контракта говорить рано.
    Наши специалисты постоянно отслеживают и анализируют информацию, касающуюся не только вопросов эксплуатации тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», но и других кораблей отечественного ВМФ и ВМС иностранных государств, и не только авианесущих. Кроме того, наш центр постоянно поддерживает рабочие контакты с разработчиками авиационной техники, вооружения и технических средств с целью оперативного внедрения в проекте корабля новых разработок.
    Что касается ТАВКР «Адмирал Кузнецов», то необходимо провести анализ эксплуатации авиатехники и технических систем корабля, обеспечивающих взлет и посадку летательных аппаратов, в первую очередь тормозной установки, в период выполнения боевой задачи в Средиземном море. Подобную задачу корабль и авиагруппа выполняли впервые за всю их историю существования. По итогам похода получен бесценный опыт применения всего авианесущего комплекса и эксплуатации ангаро-палубных механизмов корабля в боевых условиях. Мы обязаны использовать его в дальнейшей проектной работе, в том числе при технической доработке системы посадки. Все необходимые изменения будут внесены и в проект 23000Э «Шторм».

    Сколько самолетов и вертолетов, как предполагается, будет на авианосце?
    - Авиационное вооружение «Шторма» предусматривает базирование от 80 до 90 корабельных летательных аппаратов. При этом следует учитывать, что в зависимости от типа самолетов, их размера и массы, эта цифра может варьироваться. Так, например, указываемое в иностранных источниках информации количество базирующихся на атомных авианосцах США летательных аппаратов, привязано к легким штурмовикам типа «Скайхок» А-4. В базовом проекте авианосца 23000Э численность авиагруппы определена с ориентацией на испытанную авиационную технику – самолеты МиГ-29К, Су-33 и вертолеты типа Ка-27.
    Соотношение между самолетами и вертолетами также не является величиной постоянной, но наличие 2 - 3 вертолетов в поисково-спасательном варианте обязательно для обеспечения безопасности полетов. Кроме того, для решения других задач, например, противолодочной обороны, в состав авиагруппы могут быть включены многоцелевые вертолеты.

    Какие еще типы самолетов и вертолетов предполагается разместить на авианосце?
    - Как я уже отметил, в базовом варианте проекта авиагруппа определена с ориентацией на самолеты типа МиГ-29К и Су-33, и вертолеты типа Ка-27. Наличие на корабле электромагнитного разгонного устройства (если решение о его разработке будет принято) и трамплинов позволяет в широком диапазоне варьировать характеристики взлета – взлетную массу и скорость. Система посадки авианосца также предусматривает широкий диапазон посадочных характеристик.
    Кроме того, мы ожидаем появления самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), концептуальный проект которого разработан отечественными авиаконструкторами. Этот самолет смог бы значительно усилить боевые возможности перспективного авианесущего комплекса. Предусматривается базирование и ударно-штурмовых вертолетов Ка-52к при решении специфических задач. Вместе с тем, привязка корабля к новому типу летательных аппаратов может потребовать некоторой доработки взлетно-посадочных устройств корабля и погребов для авиационного боезапаса.
    При наличии соответствующих требований инозаказчика авиагруппа также может комплектоваться иностранными летательными аппаратами.
    - Определен ли тип силовой установки и ее модель? Будет ли разработана новая система специально для «Шторма»?
    - На корабле будет установлена главная энергетическая установка на органическом топливе. В настоящее время самым мощным таким отечественным морским двигателем является газовая турбина М90 производства НПО «Сатурн». Освоение серийного производства этих двигателей ожидается в ближайшее время. На основе турбин М90 для авианосца проекта 23000Э планируется создать главную энергетическую установку (ГЭУ) общей мощностью до 200 тыс. л.с. Данная работа предполагает разработку новых редукторов, движителей и системы управления.
    Кроме того, в ходе работы над аванпроектом многоцелевого авианосца для российского ВМФ были разработаны различные варианты ГЭУ, включая атомную энергетическую установку.
    - Определены ли системы вооружения? Какое у крейсера ударное вооружение, система обороны, зенитные ракетные комплексы?
    - Мы подчеркиваем, что корабль проекта 23000Э является многоцелевым авианосцем. Поэтому в отличие от своих предшественников из семейства тяжелых авианесущих крейсеров главным его оружием являются летательные аппараты корабельной авиагруппы. Все остальные системы вооружения подчинены одной доминанте – обеспечению максимальной эффективности действий корабельной авиагруппы. Предусматривается размещение только средств, обеспечивающих защиту корабля в зоне его самообороны. Размещение ударного ракетного оружия, а также средств коллективной ПВО и ПЛО исключено.
    Все задачи, связанные с коллективной обороной корабельного авианосного соединения должны решаться кораблями охранения во взаимодействии с корабельной истребительной и противолодочной авиацией.
    - Сколько будет стартовых позиций на летной палубе и аэрофинишеров?
    - На корабле предусмотрено четыре стартовых позиции и, соответственно четыре стартовые дорожки – две короткие и две длинные. Тип старта – трамплинный и смешанный трамплино-катапультный. Короткие и длинные дорожки обеспечивают взлет самолетов с различной боевой нагрузкой. При принятии решения о создании и установке на борту корабля электромагнитного (или обычного) разгонного устройства возможно доведение взлетных весов самолетов до соответствия полной боевой нагрузке, в т.ч. в расчетных тропических условиях. На корабле предусмотрена установка четырех аэрофинишеров с усовершенствованными по сравнению с используемыми на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» тормозными установками.

    Перспективный авианосец - НЕДОРОГО! Часть II - проект 23000Э "Шторм", достоинства и недостатки March 19th, 2017

    В повествования были рассмотрены подходы, позволяющие при сохранении не менее чем 30 узловой проектной скорости полного хода, снизить мощность, а значит и стоимость главной энергетической установки перспективного авианосца. Двухреакторная АЭУ с суммарной тепловой мощностью 700 МВт - это бесспорно серьезное снижение стоимости ГЭУ в сравнении с четырехреакторной АЭУ с суммарной тепловой мощностью 1220 МВт, которую планировали установить на ТАКР "Ульяновск" проекта 1143.7 почти три десятилетия назад.

    Как засвидетельствовал в 2015 году советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин (статья "Перспективный авианосец "Шторм" получит уникальный корпус" в номере газете "Военно-промышленный курьер" за 20 мая 2015 г.), часть этих подходов была внедрена в предложенном КГНЦ проекте перспективного авианосца:

    "В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления. Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута» ...по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса."

    На модели авианосца (многоцелевой авианосец проекта 23000Э "Шторм") мы можем заметить очень широкую транцевую корму:


    Можно с большой долей уверенности предположить что при определении формы корпуса модели/авианосца были использованы подходы описанные в патенте Российской Федерации "Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно" , в котором в частности отмечено что "подводная часть корпуса судна имеет наибольшую ширину по конструктивной ватерлинии в кормовой оконечности". Таким образом предложенные учёными КГНЦ для проекта 23000Э обводы можно отнести к одной из вариаций обводов типа "Моноклин". Для авианесущего корабля такие обводы позволяют в частности не уменьшать ширину авиационного ангара в кормовой части корпуса, и фактически удлинить ангар до самого кормового транца, чего в частности не наблюдается на авианосцах типа "Нимиц":

    К слову увеличение площади (вместимости) авиационного ангара, требование обусловленное появлением в составе авиагрупп авианосцев XXI столетия малозаметных в радиолокационном диапазоне волн самолётов, радиопоглощающие покрытия которых весьма чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов природной среды . Следовательно для таких самолётов нахождение на борту корабля вне авиационного ангара допустимо лишь в ходе подготовки к вылету или повторному вылету. Большую часть срока нахождения на авианесущем корабле такие самолёты (их радиопоглощающие покрытия) должны быть защищены от воздействия природных факторов "крышей" и кондиционированным воздухом авиационного ангара. Как можно заметить на приведённой выше иллюстрации, авиационный ангар авианосцев типа "Нимиц" вмещает далеко не все летательные аппараты (ЛА) штатной авиагруппы. То же можно сказать и об авианосце "Джеральд Форд".

    В заголовке я упомянул о недостатках предложенного ФГУП КГНЦ проекта многоцелевого авианосца. Из написанного выше можно сделать вывод что с обводами подводной части корпуса корабля проекта 23000Э всё хорошо. Новые обводы, в сравнении с традиционными, согласно предварительным оценкам примерно на 30% снижают гидродинамическое сопротивление при движении на полном 30 узловом ходу. Новые обводы так же способствуют увеличению длины и площади авиационного ангара. Но давайте посмотрим на схему полётной палубы:

    Я насчитал на полётной палубе 34 позиции, на которых самолёты, не мешая выполнению взлётных и посадочных операций, могут быть заправлены, вооружены и подготовлены к вылету, их реактивные двигатели могут быть опробованы. Это впечатляет. К примеру на полётных палубах "Нимицев" имеются 14 заправочных узлов, которые могут быть использованы как для заправки топливом самолётов (вертолётов), так и для экстренной откачки топлива из их баков. Так же в центральной части полётной палубы обозначены ещё десять позиций, на которых уже заправленные самолёты с прошедшими гонку двигателями, не мешая выполнению взлётов и посадок, могут оснащаться ракетно-бомбовым вооружением в ожидать очереди на взлёт (к примеру аналогичная зона THE STREET на "Нимицах" вмещает шесть самолётов). И того 44 ЛА на палубе не мешающих проведению взлётов и посадок.

    А теперь всё же о недостатках. Вторая стартовая позиция и её газоотбойник на "Шторме" частично оказались на посадочной палубе, что делает чрезвычайно опасным выполнение посадок при задействовании для подъёма в воздух самолётов этой стартовой позиции. В случае незацепа выполняющий пробег по посадочной палубе самолёт рискует столкнуться с поднятым газоотбойником. К слову та же проблема, пусть и в значительно меньшей степени, наблюдается на первых восьми авианосцах типа "Нимиц". Левый край газоотбойника катапульты № 2 на них находится в зоне безопасности посадочной палубы. Не знаю, проводятся ли на "Нимицах" посадки при выполнении взлётов с катапульты № 2, но начиная с CVN-76 "Рональд Рейган", предпоследнего авианосца серии, катапульту № 2 и её газоотбойник сместили, так чтобы тот больше не задевал своим краем зону безопасности посадочной палубы:

    Фактически на предложенном ФГУП КГНЦ многоцелевом авианосце проекта 23000Э при выполнении посадок можно использовать для взлёта самолётов только первую стартовую позицию, тогда как на авианосцах типа "Нимиц", начиная с "Рональда Рейгана", и конечно же на "Джеральде Форде", катапульты № 1 и № 2, а при большом желании, видимо и катапульту № 4. Впрочем при совершении посадок: The waist catapults (that are located in the landing area) are generally not used - то бишь обычно не используются.

    Невооруженным взглядом на полётной палубе модели "Шторма" видны ещё как минимум два недостатка, влияющих уже не на эффективность выполнения взлётно-посадочных операций, а на стоимость корабля. Во первых на модели можно заметить четыре приемных троса аэрофинишёра, тогда как даже американцы на последних "Нимицах" и "Форде" перешли на аэрофинишеры с тремя приёмными тросами. Почему разработчикам захотелось отобразить на модели четвертый трос, а значит добавить в проект четвертый комплект тормозных машин, не знаю. Видимо они не задумывались над тем как упростить и удешевить предложенный ими проект.

    К такому же выводу можно придти наблюдая на модели авианосца два трамплина и целых четыре катапульты. В сопроводительных материалах впрочем указано что "два электромагнитных разгонных устройства", но мы то не слепые. На полётной палубе модели явно обозначены четыре катапульты, причем весьма короткие, явно не способные разогнать самолёт до взлётной скорости. Более подробный разговор о катапультах уже в следующей части.