Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Иллюзии ума. Убеждения человека – иллюзии нашего разума. Несколько советов, способствующих засыпанию

    Иллюзии ума. Убеждения человека – иллюзии нашего разума. Несколько советов, способствующих засыпанию

    Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

    Шрифт:

    100% +

    Павел Федоренко, Анастасия Бубнова
    Настройки для ума. Как избавиться от страданий и обрести душевное спокойствие

    © Федоренко П., 2018

    © Бубнова А., 2018

    © ООО «Издательство АСТ», 2018

    * * *

    От авторов

    Уважаемые читатели, мы очень надеемся, что эта книга поможет вам изменить свою жизнь к лучшему, как это удалось уже многим людям по всему миру. Навыки гибкого мышления не только помогут избавиться от обид, гнева, стыда, вины и тревоги. Они научат смотреть на мир шире, достигать своих целей, при этим оставаясь в гармонии с самим собой.

    На страницах книги вы найдете теоретический материал, основанный на трудах лучших зарубежных и отечественных психологов когнитивно-поведенческой терапии и рационально-эмоционально-поведенческой терапии.

    Также в каждой главе представлены задания, делающие книгу практическим пособием по работе с мышлением. Выполняя упражнения, вы научитесь быть самому себе психологом.

    Помимо теоретической и практической информации, вы сможете познакомиться с невыдуманными историями людей, успешно изменивших свою жизнь благодаря той информации, что представлена в книге.

    Работая над собой, человек способен на многое. Первый шаг может быть самым трудным, поэтому в книге есть ответы на вопросы о том, как работать с сопротивлениями.

    Уже давно по всему миру задачей психологов становится обучение клиентов навыкам для дальнейшей самостоятельной жизни вне личной терапии, и эта книга станет вашим помощником не только на пути к саморазвитию и поиску ориентиров в жизни, но и в первых шагах по работе с характером, даст вам те знания и умения, которые необходимы человеку для дальнейшей опоры на самого себя.

    Вступление

    Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.

    Антуан де Сент-Экзюпери


    Каждый из нас знает, что в жизни люди сталкиваются с разными сложными ситуациями. Мы чувствуем напряжение от конфликтов на работе, ругаемся с близкими или тревожимся из-за мелочей. И раз в руках у вас эта книга, значит, вы уже задумывались над тем, чтобы прекратить череду переживаний и тревог, накапливающихся, словно снежный ком.

    В некоторых случаях все же судьба бывает к нам благосклонна – события и проблемы решаются сами собой. Например, начальник, нервирующий вас и постоянно отчитывающий, переводится в другой отдел, а на его место приходит доброй души человек. Или же волнительное собрание, которого вы так боялись, не состоялось. В результате вам не пришлось переживать и краснеть, выступая перед коллегами.

    Однако каждому хоть раз доводилось сталкиваться с событиями, которые или невозможно, или сложно изменить в определенный момент времени. Например, вы никогда, как бы ни хотели, не сможете сделать так, чтобы ежедневная утренняя пробка на дороге «рассосалась» в нужный момент, или же не измените людей, что жалуются или ворчат, не сможете переделать своего друга или родственника, чтобы этот человек вел себя так, как вам того хотелось бы. Тут и возникают сложности. В те моменты, когда мы не можем изменить само событие, мы начинаем испытывать негативные эмоции разного характера: гнев, стыд, зависть, обиду, тревогу…

    Порой кажется, что прекратить череду негативных переживаний просто невозможно, и если само событие нельзя изменить, то как быть тогда? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной книге. Узнаете, как перестать испытывать сильную обиду или мучительную вину, получите ценную информацию, которая поможет вам поменять свое мышление и, как следствие, изменить жизнь к лучшему. Ведь именно наши мысли, а не сама ситуация и создают все переживания.

    В доказательство этому приведем пример.

    Представьте себе, что вы находитесь в зале ожидания аэропорта в незнакомом городе и вдруг на табло появляется информация, что ваш рейс переносится на неопределенное время. Какие эмоции это у вас вызовет? С вами в терминале еще около ста пассажиров. Как вы думаете, все ли эти люди отреагируют одинаково на новость о переносе рейса?

    Конечно же нет. Один начнет ругаться с сотрудником авиакомпании (иногда, кстати, дело доходит и до рукоприкладства). Другой же будет спокойно читать книгу, третий пойдет гулять, а четвертый станет тревожно поглядывать по сторонам.

    Мы привыкли полагать, что само событие вызывает в нас эмоцию. Но если бы это было так, то все пассажиры отреагировали бы одинаково.

    Именно наши мысли заставляют нас реагировать тем или иным образом на определенное событие.

    Правильная работа с мышлением помогает находить решения многих жизненных проблем, учит по-новому реагировать на ситуации и направлять свою энергию не на пустые переживания, а на реальные действия.

    Отличие здорового мышления от невротичного

    Для начала стоит отметить тот факт, что человек – не есть его мышление. Работая с мышлением, мы не переделываем себя полностью, а скорее учимся лучше понимать природу своих поступков и мыслей, менять их, тем самым создавая гармонию внутри. Но все же ошибочно полагать, что человек, обладающий здоровым мышлением, всегда мыслит только позитивно.

    Здоровое мышление – это не позитивное мышление, а скорее мышление без искажений, которые мы привыкли не замечать.

    Работа над собой также не сделает вас полностью безэмоциональным человеком. Разница здорового и невротичного мышления заключается в степени проявления эмоций, в их силе и длительности.

    Здоровое мышление помогает анализировать ошибки, замечать свои искажения и верования. Невротичное мышление, наоборот, удерживает человека в этих искажениях. Люди склонны отождествлять себя со своим мышлением и действовать на основе тех верований и убеждений, что были получены ими на протяжении жизни. Человек рождается с базовыми естественными установками счастья, здоровья и жизни здесь и сейчас. В процессе воспитания и получения жизненного опыта он приобретает и другие новые установки. Родители, учителя, близкие люди формируют в нас определенные взгляды на себя и на мир. Жизнь преподносит нам уроки. Мы начинаем чувствовать потребность в одобрении, иногда наши цели становятся искаженными. Мы стремимся к превосходству, пытаемся всеми правдами и неправдами доказать свою точку зрения. Постепенно формируются долженствования. Требования к себе, к людям вокруг, к миру в целом. Основываясь на этих долженствованиях и верованиях, мы оцениваем ситуации, в которые попадаем, и делаем искаженные выводы.

    Для примера возьмем ситуацию ссоры. Вы испытываете обиду на друга, считая, что он, по вашему мнению, повел себя недостойно. Вы пропускаете эту ситуацию через призму своего сознания, основываясь на прошлом опыте, оцениваете ее каким-то образом. Имея установку «Друг никогда не должен спорить со мной, друг не должен поступать плохо. Меня не должны предавать!» – вы начнете испытывать обиду, возможно очень сильную. Если же вы способны поставить свое убеждение под сомнение и поразмыслить, насколько ваше требование к другу уместно, реальны ли ваши ожидания по отношению к тому или иному человеку, то, скорее всего, постепенно обида начнет угасать естественным способом. Человек, привыкший мыслить в рамках своих требований, убеждений, продолжит обижаться и дальше, не осознавая, что причина обиды кроется в его мышлении, а не в самой ситуации или других людях.

    Именно поэтому так важно уметь осознавать свои мысли, которые часто бывают искаженными, подвергать сомнению эти искажения. Не заставляя себя, не уговаривая, а осознавая, что новая, здоровая установка работает эффективнее. Представьте, насколько проще и лучше становится жизнь в гармонии с самим собой. Эти шаги помогли многим людям по всему миру изменить себя и свой образ жизни в лучшую сторону!

    Глава 1. С чего начинается работа над собой

    Самый трудный шаг – это шаг за пределы привычного.

    Ф. Рузвельт

    Взгляд на проблему под правильным углом

    Как известно, люди обращаются к психологам или психотерапевтам не просто так. Существуют разные способы психологической помощи: это и личные консультации, и работы в группах, и самопомощь благодаря книгам и видеозаписям. Каждый предпочитает свой путь, однако важно помнить: делаете вы это, потому что у вас есть определенная проблема, и эта проблема, как правило, существенно снижает качество жизни. Редко когда люди начинают заниматься саморазвитием, не испытывая особого дискомфорта. Обычно на изменения нас подталкивают сложности в жизни, напряжение или тесный дискомфорт.

    Обязательным этапом для успешного решения своей проблемы является четкое ее понимание. Понять ее суть – значит сделать большой шаг в правильном направлении. Давайте посмотрим на рисунок, изображенный ниже.

    Черная точка – это то, что вы считаете проблемой сейчас. Изначально может показаться, что вы точно знаете, в чем заключается проблема, но не всегда это может быть так.

    Квадрат – то состояние, в которое вы хотите попасть, тот результат, который хотите получить. Например, у одного человека могут быть проблемы в семье, и в результате их решения он хочет стать счастливым. Или же вы испытываете неприятную симптоматику, панику и хотите от нее избавиться, стать свободным от неприятного симптома.



    Для того чтобы решить проблему и попасть в «квадрат», изначально из «черной точки» необходимо переместиться в «треугольник».

    Только если вы четко понимаете, из чего состоит проблема, вы сможете благополучно ее решить. Ведь если у вас нет этого понимания, то и работать с самой проблемой вы будете некорректно.

    Поэтому точное ее определение – первый и очень важный этап при работе над собой. С этого обычно и начинается первая сессия с психологом. Так как с помощью нашей книги вы учитесь оказывать поддержку самому себе, то следующая информация позволит справиться самостоятельно с первой задачей и не допустить ошибок.

    Пять элементов проблемы
    Пример проблематики

    Любая проблема представляет собой синтез из пяти элементов: жизненная ситуация, физические реакции, настроение, поведение, мысли.

    Первый элемент – жизненная ситуация – это среда, в которой вы находитесь, внешние обстоятельства, изменения в обстановке.

    Второй – физические реакции – представляет собой телесные проявления (холод, дрожь, сердцебиение).

    Наше настроение, третья составляющая, выражается с помощью эмоциональных проявлений (гнев, обида, тревога…).

    Четвертый элемент – это поведение и действия в определенной ситуации.

    Пятый – мысли в этой же ситуации.

    Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Воздействие на один из элементов может привести к изменению остальных. Очень важно понимать, что в процессе работы над собой вы будете учиться воздействовать на все элементы проблемы. Если ваш дом требует ремонта, то целесообразно проводить работы на всех этажах, чинить проводку, прохудившиеся окна, а не только клеить обои. Так и в нашем случае: комплексная работа приведет вас к наилучшему результату в кратчайшие сроки.

    Начиная с первого пункта, определения ситуации, можете взять за основу значимое событие, с которым связаны переживания, однако иногда это может быть ряд ситуаций. Как правило, сюда относятся эмоционально-заряженные события за период времени, близкий к настоящему, но иногда это могут быть даже события из детства, которые оставили глубокий след. Сильную жизненную травму из прошлого тоже можно отнести к жизненным ситуациям, тем более если это важно в настоящем. Когда вы начнете выписывать свои ситуации, их может быть несколько.

    Попробуйте посмотреть, в каких жизненных зонах у вас создается напряжение. Например, на работе сложности в общении с коллегами, дома трудности с детьми, конфликты с мужем, больная пожилая бабушка, требующая забыты. Может, с вами случилось что-то неприятное: вас ограбили или вы потеряли работу.

    Дальше следует записать, какие физические реакции у вас возникают: различные симптомы и дискомфортные ощущения в теле, например бессонница или напряжение в мышцах, реакция со стороны желудочно-кишечного тракта. Сюда относится та симптоматика, которая беспокоит человека.

    Следующий этап – опишите ваше настроение, эмоциональное состояние. Выпишите те эмоции, которые беспокоят вас сильнее всего или удерживаются длительное время. Например, тревога или обида, а может, сильная раздражительность или апатия. Постарайтесь как можно точнее описать эмоциональную составляющую вашей проблемы.

    Стоит отметить, что на этом этапе у многих людей возникают трудности с точным определением эмоционального состояния. Некоторые эмоции близки и отличаются своей степенью проявления, силой. Для более точного формулирования эмоции вы можете воспользоваться таблицей на с. 24.

    На следующем этапе опишите свое поведение. В чем могут заключаться сложности, что вы предпринимаете, пытаетесь ли решить проблему, избегаете ее. Если вам трудно это сделать, задайте себе вопросы: «Когда я попадаю в эту ситуацию, сталкиваюсь с этой проблемой, как я веду себя? Как эта ситуация заставляет меня вести себя?» Например: «Из-за того что сталкиваюсь с конфликтами на работе, я избегаю встреч с коллегами в нерабочее время, сторонюсь их в столовой».



    И сразу же можно примерно определить, какие мысли возникают у вас на этот счет. Например: «Я не хочу, чтобы коллеги оценивали мой внешний вид, если они будут надо мной смеяться, мне будет стыдно и неприятно. Это говорит о том, что я неудачница и никому не нравлюсь».

    Давайте рассмотрим принцип определения всех пяти компонентов на конкретной ситуации.


    Изменения в обстановке / Жизненные ситуации: смерть отца; повышение по службе.

    Физические реакции: холодный пот; сердцебиение; затрудненное дыхание.

    Настроение: страх; паника.

    Поведение: избегание полетов на самолете; возможность отказа от повышения по службе.

    Мысли: «У меня сердечный приступа», «Если я полечу на самолете, произойдет что-то плохое».

    Пример

    Наш герой Сергей последнее время сильно обеспокоен. У него появился страх полета на самолете, но обстоятельства диктуют свои правила, нужно лететь в командировку. Ему очень хочется решить эту проблему поскорее, избавиться от неприятной напасти.

    В течение последних нескольких месяцев Сергей столкнулся с рядом неприятных жизненных ситуаций. Сначала он потерял отца, затем была череда мелких неурядиц, и вот недавно ему поступило предложение перейти на более высокую и очень ответственную должность. Сергей сильно переживает, да тут еще и этот перелет в Самару, как назло не вовремя.

    Сердце колотится, замирает дыхание, бросает то в жар, то в холод. В воображении Сергея мысленно разворачивается неприятный сценарий. «Сердце колотится, у меня сердечный приступ! А что, если мне станет плохо в самолете?!» В итоге у Сергея появилась явная проблема – страх лететь в командировку. Конечно, в этом случае для ее решения важно учитывать все пять компонентов.

    Разбирая таким способом свои проблемные ситуации, вы научитесь со временем лучше видеть их природу, связь между всеми пятью элементами. Вы начнете больше себя понимать, сможете выявить то, что вас реально беспокоит, и то, что проявляется.

    Подобно Сергею, который видит проблему только в том, что неприятный симптом мешает ему лететь на самолете, пугает его, многие из нас смотрят на свои проблемы узко. Нам может казаться, что проблема заключается в страхах или симптомах, и все. А другие сферы, такие, например, как жизненная среда, поведение, мысли, – они выпадают из поля зрения, и картина оказывается неполной.

    Такой способ оценки ситуации поможет вам быстрее найти пути решения своих проблем.

    Часто, пытаясь разобраться в трудностях, мы видим лишь верхушку айсберга и поэтому не получаем желаемого результата. Еще одним ярким примером можно назвать следующую ситуацию.


    : ребенок перешел в 5-й класс. Родители переживают семейный кризис, часто ссорятся.

    Физические реакции: бессонница, раздражительность.

    Настроение: частые смены эмоций, вспышки гнева.

    Поведение: мать кричит на ребенка, винит себя за несдержанность.

    Мысли: «Мой ребенок не делает уроки вовремя», «Почему он так себя ведет?», «Почему я опять срываюсь?».


    Часто родители обращаются за помощью к детскому или семейному психологу, чтобы каким-то способом повлиять на ребенка и сделать так, чтобы он стал «удобным», правильным и послушным. Мать или отец могут раздражаться, злиться или иметь сложности с удовлетворением своих потребностей, при этом взрослые пытаются или подавить отрицательные эмоции, или изменить ребенка, на которого срываются, чтобы больше не испытывать гнев и раздражительность. Очевидно, что в подобных ситуациях лучше всего обратить внимание на все составляющие проблемы и причины, вызывающие переутомление, конфликты и, как следствие, нездоровую обстановку в семье.

    Еще одним примером неверного истолкования проблемы может послужить следующая ситуация.


    Изменения в обстановке / Жизненные ситуации : затяжная полоса неудач в личной жизни, сложности с друзьями, сложности на работе.

    Физические реакции: набор веса.

    Настроение: подавленный гнев.

    Поведение: приступообразное переедание.

    Мысли: «Я толстая и некрасивая».


    Часто, решая проблемы с лишним весом, люди прибегают к диетам или спорту, но не всегда это помогает. Почему? Дело в том, что во многих случаях эмоциональное переедание является только верхушкой айсберга, а причина кроется глубже. Нерешенные психологические проблемы, связанные с невозможностью удовлетворить свои потребности или стремлением быть удобным для всех, часто приводят к перееданию, телесному напряжению. Именно поэтому важно учиться видеть проблематику шире.

    Домашнее задание 1

    Запишите те ситуации, которые вы хотели бы проработать, в таблицу, учитывая все элементы проблемы.


    Глава 2. Связь ситуации, мыслей, эмоций и поведения

    Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям.

    Скилеф

    Формула жизни

    Давайте подумаем, какие выводы мы часто делаем о причинах наших проблем и неудач: «Меня расстраивает то, что девушка рассталась со мной», «Я злюсь из-за того, что на работе получил штраф», «Меня тревожит то, что сын уезжает в другую страну надолго», «Мне стыдно оттого, что я так ужасно выгляжу»…

    Следующий этап работы над собой очень важен, он будет направлен на непосредственное решение проблем, на работу с мышлением. Очень важно помнить о том, что именно наши мысли, а не сама ситуация и создают все переживания. В самом начале книги мы рассматривали пример конкретной ситуации. Помните, как по-разному реагировали люди на задержку рейса? Одни ругались, другие тревожились, третьи спокойно ждали. Все пассажиры находились примерно в одинаковых условиях, но реагировали по-разному на неприятную новость. Вы можете возразить, и сказать, что для кого-то улететь было важнее, кто-то опаздывал, а кто-то нет. Но даже если мы возьмем за пример сестер Анну и Светлану, которые торопятся на день рождения к бабушке, каждая из них может отреагировать на задержку рейса по-своему. Предположим, Анна начнет ругаться с представителем авиакомпании, будет доказывать что-то и кричать на сотрудников аэропорта, а Светлана при этом пойдет искать кафе, смирившись с участью надолго застрять в аэропорту. Все дело в том, что у Анны и Светланы в этой ситуации сложился совершенно разный ход мыслей. Анна думала о том, что непременно должна улететь, что сотрудники аэропорта что-то напутали, «сломали» самолет и делают все возможное, чтобы обмануть пассажиров и испортить им жизнь. Также она могла подумать о том, что самолеты непременно должны вылетать по расписанию, и никак не иначе, тем более сегодня такой значимый для Анны день!

    Светлана тоже огорчилась, но не испытывала гнева и не пошла ругаться, ведь она поразмыслила, что все равно ничего изменить не сможет. Она примерно представляет, что подобное случается время от времени, и, прикинув, чем бы заняться во время ожидания, отправляется в кафе пить кофе.

    Подобно этим людям, мы все по-разному реагируем на наши сложности и трудности, по-разному их решаем и разные эмоции испытываем. Все дело в том, что в одной и той же ситуации у каждого из нас возникают неодинаковые мысли, и часто они оказываются негативными и искаженными. Именно эти мысли и создают нашу основную «головную боль». Просто подумайте, как сильно можно улучшить качество жизни, поработав со своим мышлением и сделав его более здоровым, убирая искажения. Как положительно это скажется на остальных «этажах» дома – например, на эмоциональном уровне и на телесном. Вряд ли Анна, имея негативные мысли, связанные с требованиями ко всем вокруг, испытывает при этом приятные эмоции, и вряд ли это поможет ей улететь быстрее. Однако когда нереально изменить ситуацию, всегда можно поработать над правильным отношением к ней .

    На самом деле есть очень большой плюс в том, что основная проблема сосредоточена на уровне мыслей. Ведь если бы сами события вызывали эмоции и определяли нашу жизнь, психология и работа над собой была бы бессильна в данном контексте. Попадая в разные ситуации, мы рассчитывали бы только на то, что сможем изменить ситуацию или ситуация изменится сама. Но это происходит не так часто, как нам хотелось бы.

    Недаром мудрые люди хорошо понимают смысл фразы Станислава Ежи Леца: «Если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней ».

    По факту у вас могут быть два варианта. Либо вы выходите из неприятной ситуации, покидаете событие и успокаиваетесь. Например, расставаясь с нелюбимым мужем. Либо смотрите на событие под другим углом. А не является ли проблемой то, что у меня слишком много требований к мужу? Может быть, я сама как-то «не так» себя веду? Или, если проблема не в этом и я реально не люблю мужа, мы не находим общего языка, тогда, может, в этих отношениях меня держат страхи? Всегда важно помнить, что именно наши мысли создают эмоциональное состояние. Это и есть основа когнитивно-поведенческой терапии. Мы можем воздействовать на мысли и менять эмоциональное состояние. Меняя свое эмоциональное состояние, мы реагируем телесно и поведенчески иначе, получаем другие результаты в жизни.

    Например, вы абсолютно убеждены, что недостойны хорошей работы. Соответственно, предпочитаете такое место и должность, на которые, по вашему мнению, вас могут взять, пусть даже эта работа вам совсем не нравится. Вы не выбираете ту работу, которую хотите, лишь потому, что «недостойны ее». Если же вы уверены в том, что пробовать и ошибаться не страшно и всегда есть шанс испытать удачу, стоит только постараться, и рано или поздно вы обязательно найдете подходящую работу. Обратите внимание на очень важный момент: часто человек, по факту обладающий всеми нужными качествами для достижения цели, не идет к ней только потому, что считает, будто недостоин ее, не справится с задачей. Это представление о себе никак не отражает реальные возможности человека.

    Чтобы не допускать подобных ошибок мышления, вам необходимо познакомиться с очень интересной и полезной схемой. Постарайтесь внимательно прочитать эту главу, ведь именно в ней вы найдете основной инструмент для самопомощи – схему СМЭР. Здесь мы назовем ее «Формула жизни».



    Эта простая формула определяет все наше бытие. Самое интересное, что, понимая эту формулу, мы можем менять свою жизнь, не прибегая к самовнушению или зачитыванию мантр. А осознанно меняя иррациональные мысли на рациональные.

    «С» – это ситуация, в которую вы попадаете. Давайте возьмем за пример первый день на новой работе. Каждый из нас будет испытывать определенные эмоции, на схеме обозначенные «Э». Допустим, перед выходом на новую работу вы ощущаете тревогу и одновременно стеснение. Очень важно обратить внимание, что между «С» и «Э» и находятся наши мысли «М». Сама по себе ситуация «выхожу на новую работу» не вызывает одну и ту же эмоцию у ста человек из ста. В данном случае в точке «М», испытывая тревогу, вы обнаружите следующие мысли: «А вдруг меня не примут в коллективе? Может, я не справлюсь с поставленной задачей или допущу ошибку». Именно они и создают вашу тревогу. Дальше за эмоциями следует реакция – «Р»: телесная «Т» и поведенческая «П». Испытывая тревогу, возможно, вы будете чувствовать неприятное напряжение в теле. На поведенческом уровне, имея подобные тревожные мысли, вы, придя на работу, не начнете активно общаться с коллективом и постараетесь избегать повышенного внимания к себе.

    На данном этапе работы важно научиться замечать связь С – М–Э. Может показаться, что в какой-то конкретной ситуации вы даже не успели подумать о чем-то, как уже почувствовали эмоцию. Но это не так, на самом деле существуют мимолетные автоматические мысли, которые проносятся в голове за долю секунды. Альберт Эллис, основоположник РЭПТ (Рационально-Эмоционально-Поведенческая Терапия), часто упоминает их в своих работах, приводя наглядные примеры.

    Мы не всегда способны осознавать свои мысли и то, какие эмоции они вызывают, именно поэтому важно учиться их замечать, если вы хотите изменить свою реакцию. Например, не нервничать и не стесняться на работе.

    Попробуйте самостоятельно найти связь между мыслями и эмоциями с помощью следующего примера.

    Практическое задание «Установление связи мыслей и эмоций»

    Перед вами краткая зарисовка ситуации и задание. Ответы вы найдете в конце главы. Попробуйте выполнить упражнение и записать, что получилось. Потом проверьте варианты ответов.

    Допустим, вы находитесь на вечеринке и вас знакомят с неким Олегом. Во время беседы Олег не смотрит на вас, а блуждает взглядом по комнате. Далее сформулированы три мысли, которые могут возникнуть в этой ситуации, и перечислены чувства, связанные с ними. Обведите одно чувство, которое, по вашему мнению, возникнет вслед за каждой из перечисленных интерпретаций рассеянного взгляда Олега.

    Мысль: Олег – невоспитанный человек. Он оскорбляет меня своим невниманием.

    Возможные чувства:

    Мысль: я неинтересен Олегу. Я на всех нагоняю скуку.

    Возможные чувства: раздражение, грусть, нервозность, сочувствие, (выберете одно).

    Мысль: Олег, похоже, застенчив. Ему, наверное, неловко смотреть на меня.

    Возможные чувства: раздражение, грусть, нервозность, сочувствие, (выберете одно).

    Теперь, когда задание выполнено, можно двигаться дальше. Сверяясь с ответами, вы наверняка заметили, что разные мысли на счет сложившейся ситуации вызывали у вас разные эмоции. На этом простом примере вы сами себе доказали, что есть связь между мыслями и эмоциями.

    В этой статье мы поговорим о том, что такое иллюзии ума. Для начала, хочу сказать, что ум прекрасный инструмент, которым нас наделило Бытие. Ум это не мозг, не надо их путать. Мозг, часть тела. Но при этом ум может быть как величайшим другом для нас, так и величайшим «врагом».Если ум постоянно бубнит у вас в голове, это внутренний голос, который постоянно говорит что нужно сделать, а что не нужно делать.

    Мы даже заснуть нормально не можем из-за того, что наш ум постоянно галдит. Так вот, всё о чём вам говорит ум, всё о чем он думает - это всё иллюзии, этого нет в реальности. Вам нужно это уяснить. Ещё раз всё, о чем вы думаете или ваш ум, этого нет. Почему? Да потому, что мысли наши либо о прошлом, либо о будущем, заметьте, зачастую, негативном будущем.

    Есть масса вариантов развёртывания событий, но мы привыкли чаще всего всё видеть в негативном свете. Это всё потому, что мы неосознанные. Мы не понимаем, что ум- это не мы. Мы не осознаем, что этот голос внутри нас, не наш голос. Тот в ком, есть хоть толика осознанности понимает, о чём здесь говорится потому, что у осознанного человека есть возможность наблюдать у себя в голове эти все шоу и иллюзии, которые нам подсовывает наш ум. Проблемы в том, что мы верим ему. Наш ум обманывает нас и не потому, что он «плохой», или хочет причинить нам вред, просто, это то, что есть, если в нас нет осознанности. Даже в Индии, есть такое изречение “ум- это майя”, то есть иллюзия.

    МЫСЛИ ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МЫСЛИ. Не стоит к ним уж чересчур серьёзно относится и воспринимать их как абсолютную реальность. Перестаньте верить им. Мысли ничего общего не имеют с вашей жизненной ситуацией, с вами, с миром.

    Хочу привести пример из жизни духовного учителя Этхарта Толле и его случай в жизни, онрассказывает о женщине, которая
    громко спорила с другим человеком вслух у себя в голове, рядом никого не было, она просто продолжала гневно вести спор с человеком, которого рядом уже нет:

    То, чему я стал свидетелем, несколько обескуражило меня. Будучи взрослым двадцатипятилетним студентом первого курса, я считал себя интеллектуалом, и был убежден, что все ответы можно найти и все проблемы человеческого бытия можно решить при помощи интеллекта, то есть - думанья. Тогда я еще не понимал, что неосознаваемое думанье и есть основная проблема человеческого существования. Профессора мне представлялись мудрецами, знающими все ответы, а университет - храмом знания. Как она могла быть частью всего этого?

    Перед тем, как войти в библиотеку, продолжая думать о странной женщине, которая сама с собой громко разговаривала, я зашел в мужскую комнату. Я мыл руки и размышлял: «Надеюсь, я не закончу так же, как она». Стоявший рядом человек бросил взгляд в мою сторону, и я вдруг с потрясением понял, что не только подумал, но и пробормотал это вслух. «Боже мой, да я уже такой же, как она», - промелькнуло в голове. Разве мой ум не работал так же непрерывно, как ее? Между нами была ничтожная разница. Похоже, что доминирующей эмоцией ее думанья был гнев. В моем случае преобладала тревога. Она думала вслух. Я думал преимущественно про себя. Если она сумасшедшая, то тогда все сумасшедшие, и я в том числе. Разница только в степени.

    На какой-то миг я сумел отступить от своего ума и увидеть его как бы с более глубокой точки. Произошел краткий сдвиг от думанья к осознанности. Я по-прежнему был в мужской комнате, только теперь один, и смотрел на отражение своего лица в зеркале. В момент отделения от ума я громко засмеялся. Это может показаться безумным, но мой смех исходил из здравого ума. Это был смех пузатого Будды. «Жизнь не так серьезна, как ее рисует ум ». Похоже, смех сообщал мне именно это. Но это был лишь проблеск, и очень скоро он забылся. Следующие три года я прожил в состоянии тревоги и депрессии, целиком отождествленный с умом. И прежде чем ко мне вернулась осознанность, мне довелось очень близко подойти к мысли о самоубийстве, но тогда это было уже гораздо больше, чем проблеск. Я освободился от навязчивого думанья и мнимого, созданного умом «я».

    Можно седлать вывод, что не все проблемы решаются умом, нужно также почаще использовать своё сердце. Важно понимать, то единственное, на что нужно обращать внимание, это наше чувства, касательно того или иного аспекта нашей жизни, чувства всего лучше отображают то, что есть, заметьте чувства не эмоции их нужно различать. Чувства, это единственная реальность ибо мы их чувствуем сейчас, а не где-то в прошлом или будущем. Рекомендую к просмотру фильм «Револьвер» 2005 года, в этом фильме очень хорошо освещается данная тема, тема навязчивого думания.

    Наблюдайте за мыслями и тогда вы будете видеть их иллюзорность, а не принимать их за реальность!!!

    Подведём итоги:

    • всё о чем вы думаете - это иллюзии, этого нет;
    • все ваши представления о жизни, мире и себе - это иллюзии ума;
    • все ваши мысли о самом себе, что вы можете или не можете - это иллюзии ума;
    • все ваши идеи о чём или о ком бы то ни было - это иллюзии ума.

    В это тяжело поверить, но это так, об истине невозможно думать, как только вы начинаете думать о ней, истина перестаёт быть истиной, ибо истина только в моменте сейчас, а мысли либо в прошлом либо в будущем. Единственное, что вам поможет избавиться от иллюзий - это регулярная практика МЕДИТАЦИЙ.

    Вот в целом и всё, если вы хотите познакомится с тематикой статей этой же серии, переходите на мой блог по ссылке ниже в источнике.

    Жизнь — очень интересное явление. Каждый из нас проживает различный опыт в разных странах и городах. Жизнь идёт день за днём, наполняя нас чередой разных событий. В этом круговороте времени мы забываем, что живём. Человеческий ум старается всё автоматизировать, так что мы теряем всю чуткость к жизни, всё наслаждение от проживаемого момента времени.

    Давайте остановимся на том, что же происходит внутри нас?

    Когда человек рождается, он абсолютно невинный, ребёнок живёт тотально, то есть полностью проживает то, что есть в нём, и то, что приносит жизнь. Если он плачет, то плачет всем своим существом, если радуется, то эта радость пробирает каждую клеточку его тела. После нескольких лет жизни дети умеют скрывать свои настоящие эмоции и чувства, знают, как себя вести в тех или иных ситуациях. Другими словами, дети начинают подавлять то, что есть, и вместе с этим подавлением приходит автоматизация, в которой можно чувствовать себя хорошо, и перестать чувствовать всю ту боль и негативные эмоции, которые приходят раз за разом.

    В автоматизации человек проживает всю свою жизнь, он каждый момент времени где-то, но только не здесь и не с тем, что есть. Отсюда и наше постоянное желание оказаться в прошлом (в детском саду, школе), когда всё было так просто и хорошо, когда я мог радоваться и наслаждаться жизнью. И так всё время, ум убегает от настоящего, мечтая о светлом будущем или прошлом (даже если в прошлом было не так уж сладко, то всё равно там лучше, там я знаю, что было, и там могу радоваться). Из-за автоматизации мы живём как робот, у которого есть задача (сходить на роботу/учёбу, сделать то, сделать это) выполняя эти задачи, мы якобы будем уверены в завтрашнем дне и счастливы там (все мечты осуществлятся, там я смогу радовать, там можно быть счастливым, а сейчас нужно многое успеть и сделать) и так каждый день.

    В этой автоматизации мы потеряли всю чуткость к жизни. Отсюда и многие драмы, большое горе каждого. Когда в жизни происходит что-то плохое, или то, что произошло, преследует нас каждый день и мешает жить. Давайте хоть на мгновение почувствуем, что есть именно сейчас! А именно сейчас вы читаете эти строки (в этом нет ничего плохого, в этом есть только вы, как и в любом другом моменте). В этом моменте вы дышите, вы живёте и не важно, что было и что будет (того и другого нет, прошлого уже нет, будущего ещё нет). В этом моменте есть только вы! И никого, кроме вас.

    Что же мешает нам просто жить и радовать жизни?

    • В первую очередь, это то, о чём уже было сказано, а именно, мы всё время носим разные маски (отца, матери, директора и т.д.), с детства нас научили жить в обществе, так, как угодно обществу (плакать, когда можно, радоваться только тогда, когда это логично и объяснимо). На секунду представьте, что ваша самая сокровенная мечта осуществилась, но в это время вы на важном совещании, что мы будем делать? Даже если само совещание является мечтой, мы будем сидеть с умным видом (ведь обсуждается что-то очень важное, сейчас не до шуток! Даже улыбнуться и то будет проблемой): в итоге радость подавилось, эта энергия ушла, конечно, можно потом радоваться, но это будет уже не то, это будет уже скудно, не тотально. За этими масками человек прячется всю жизнь: если он злится, то приходится улыбаться, если радуется, то делать серьёзное лицо и так далее.
    • Во-вторых, за жизнь происходит немало событий иногда болезненных. Из-за того, что пришло подавить эмоции и чувства, их накопилось очень много, и всё это прямо здесь и сейчас! В итоге, как только человек начинает чувствовать жизнь, радоваться, приходит боль, которой так много, что можно сойти с ума. У нас накапливает огромное количество способов защиты от того, что по сути своей является заблокированной энергии, причём нашей с вами энергией.
    • В-третьих, нас с самого детства воспитывают, ориентируясь на наше будущее, кем нам стать, кем мы вырастем. И этот груз ответственности очень велик, нам внушили, что только став кем-то, мы сможем быть счастливым, только став главой крупной корпорации, можно обрести счастье, можно успокоиться и уйти на покой, можно начать делать то, что действительно нравится. Каждый хочет кем-то быть, но только не тем, кто он уже есть. А ведь так просто: будь тем, кто ты есть, и жизнь сама направит тебе туда, где твоё место, где ты свободен и полон удовольствие и изобилием.
    • В-четвёртых, мы всё время бегаем от того, кто мы есть. Вы когда-нибудь задумывались, кто я? Это единственный по-настоящему важный вопрос. Если всё откинуть, все маски, всё прошлое и будущее, что останется? Если отбросить всё, что есть (дом, семья, сбережения), если просто заглянуть в глубины себя, что же там будет? Над этим вопросом бились величайшие умы, и на него давали ответы многие мастера, такие, как Иисус, Лао-Цзы, Мухаммед, Будда, Кришна. Чтобы это сделать, нужно быть очень смелым, ведь это означает перестать быть кем-то и быть тем, кто ты есть, быть началом начал, быть тем, чего нет и тем, что есть одновременно. В этом заключается большой страх, мы хватаемся за иллюзию ума и убегаем от самих себя.
    • В-пятых, это наши привязанности. В глубине нашего ума мы хотим контролировать всё, что есть и даже тех, кого мы любим (знать, где, с кем и что), мы ни на секунду не ослабляем контроль, контроль над своей жизнь, работой, на что тратится огромное количество энергии. Отсюда и невозможность быть здесь и сейчас, как только что-то идёт не так, не так, как нам нравится, сразу же появляется потребность проконтролировать, появляется автоматизации и накалываются старые маски. Действительно, отпустить всё, что есть и начать жить — очень трудно. И так далее…

    За всем этим стоит великий манипулятор — это наш ум.

    Чтобы жизнь стала чередой радостных событий, чтобы быть здоровым и жить в счастье, достаточно отбросить предрассудки ума. Жизнь- это прекрасное явление, существующие здесь и сейчас, когда мы есть, когда мы живём в моменте, счастье приходит само по себе. С огромной благодарностью каждому и всем.