Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Нод в доу старшая группа птицы зимой. Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы

    Нод в доу старшая группа птицы зимой. Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы

    Организация: МДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»

    Населенный пункт: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино

    Цели: формировать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Расширять представления детей о разновидностях птиц родного края через проектную деятельность
    2. Формировать умение связно, последовательно, составлять рассказ по картинкам с последовательно- развивающим действием; упражнять в образовании существительных в родительном падеже.
    3. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам;
      вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

    Предшествующая работа:

    Беседы о птицах; чтение произведений М.Горького «Воробьишко», В. А. Сухомлинского « О чём плачет синичка?»... Разучивание стихов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок; проведение наблюдений на прогулке за птицами, рассматривание картины о птицах, использование настольно – печатные игр: «Разрезные картинки», лабиринты « Помоги птицам», подвижных игр («Воробушки и кот», «Перелётные птицы», «Ворон», «Птицы»…)., НОД в области «Художественно- эстетическое развитие» на темы: «Птицы», «Повесим кормушку в саду», «Снегири и синицы» - использование нетрадиционной техники рисования ладошками и пальчиками, лепка зимующих птиц. Просмотр мультфильмов о жизни птиц: «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Весёлый огород», «Как дед великое равновесие нарушил», презентации «Зимующие птицы». Консультации с родителями, изготовление кормушек и участие в акции ДОУ «Птичья столовая».

    Подготовка воспитателя: Подбор стихов, загадок, игр, картинок к презентации «Зимующие птицы» , создание презентации, запись пения птиц, панно с изображением дерева, подбор и распечатка красочных картинок с изображением зимующих птиц. Создание совместно детско- родительского проекта «Поможем птицам зимой».

    Материал к занятию: Презентация, мяч, панно с изображением дерева, картинки зимующих птиц, ножницы, гуашь красного и жёлтого цвета, влажные салфетки.

    Ход непосредственно - образовательной деятельности.

    Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо, да тут загадка, послушайте:

    Кто отправился в полёт,
    В клюве веточку несёт?

    Снится ночью пауку
    Длинный клюв и два крыла.
    Прилетит - плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это... (Правильно, птица.)

    Как вы думаете, о чем сегодня пойдет у нас речь?

    Сегодня, мы с вами поговорим о птицах.

    Картинка с изображением разных птиц появляется на слайде.

    Слайд №1 «Красивые птицы на дереве».

    Кто же такие птицы? (Высказывания детей.). Птицы - такие животные, тело которых покрыто перьями. Птицы – наши верные пернатые друзья. Они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”. Они приносят огромную пользу человеку: истребляют вредных насекомых, уничтожают червей, жуков. У птиц есть крылья, и они умеют летать.

    Воспитатель: Ребята, но есть птицы, которые не умеют летать. Назовите их.

    Слайд №2 с изображением птиц. (Снегирь, ласточка, голубь, страус, пингвин). Да, страус, пингвин не умеют летать. Чем они отличаются от других птиц?

    Страус крупнее всех птиц. Страус бегает очень быстро и на дальние расстояния. Пингвин очень хорошо плавает.

    Воспитатель: На какие группы можно разделить еще птиц?

    Слайд №3 «Птицы бывают домашние и дикие». (в верхнем ряду дикие: кукушка, лебедь, воробей; в нижнем ряду: индюк, курица, гусь, утка.)

    Почему птицы называются домашними? Домашними называются птицы, которые живут рядом с человеком. Человек ухаживает за ними, заботится, кормит. Птицы приносят пользу человеку. Катя покажи и назови домашних птиц.

    Ребята, а какие птицы называются дикими? Верно, дикими называются птицы, которые живут вдали от человека, сами находят корм, сами строят себе жилище- гнездо. Выводят и воспитывают своих птенцов. Самостоятельно спасаются от врагов.

    Воспитатель: Назовите еще группы.Птицы бывают перелётными и зимующими.

    Слайд №4 «Полёт стаи птиц на юг». Как вы думаете, почему они называются перелётными? Перелётными называются потому, что они ежегодно с наступлением холодов совершают перелёт в тёплые страны и возвращаются весной обратно. .

    Слайд №5 «Зимующие птицы».

    Почему птицы называются зимующими? Ответы детей. Зимующие – птицы, которые остаются зимовать. Они нуждаются в помощи человека.

    Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о зимующих птицах. Предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг. Я буду бросать мяч, а вы должны поймать мяч и назвать зимующую птицу. Молодцы, справились с заданием.

    Теперь с вами будем отгадывать загадки. Ирина загадай ребятам загадку: « Спинка синеватая, животиком желтоватая, чёрненькая шапочка, беленькие щёчки». Кто же это? Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали. Отгадка появится на экране.

    Слайд №6 «Синичка». Правильно, молодцы.

    Дима загадай нам загадку: «Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут, как тут». Кто же это?

    Слайд – анимация №7 « Снегирь».

    Серёжа загадай ты: « Чёрная жилеточка, красная шапочка, по деревьям стучит, но их не калечит, а лечит. Кто же это? Дети отгадывают.

    Слайд- анимация №8 «Дятел»

    Настя загадай: « Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая самая болтливая. Правильно - это сорока.

    Слайд- анимация № 9 «Сорока».

    Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний».

    Слайд №10 «Изображение птиц: воробей, грач, голубь, петух». Почему вы думаете, что это петух? Петух - это домашняя птица, а воробей, грач и голубь - дикие.

    А сейчас мы поиграем в игру «Угадай птицу ».

    Слайд – анимация № 11»Угадай птицу». На экране появляются отдельные части изображения птицы (разрезные картинки). Дети угадывают изображение птицы и называют. Правильная отгадка появляется на экране (поочерёдно: снегирь, воробей, дятел).

    Следующая игра «Угадай, кого не стало?».

    Слайд № 12 «Угадай, кого не стало?». На слайде изображение зимующих птиц (воробей, снегирь, голубь, дятел, синица, сорока). Дети закрывают глаза, при помощи анимации в презентации – птичка пропадает. Воспитатель спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Кого не стало?» Дети называют: не стало снегиря, сороки, дятла. Молодцы, правильно угадали и назвали.

    Слайд № 13 «Нахохлившийся воробей». Воспитатель: « Как вы думаете, что с ним случилось?» Высказывания детей... Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц).

    Воспитатель: Предлагаю вам, дети послушать рассказ Димы. (Представление детско - родительского проекта «Поможем птицам зимой») Он расскажет как он с папой построил кормушку. Рассказ ребёнка из опыта с использованием слайдов. Мы с папой решили помочь птицам - сделать кормушку для птиц.

    Слайд № 14 «Виды кормушек: из дерева, пластика, картона».

    Мы в интернете посмотрели разные виды кормушек. Кормушку можно сделать из разных материалов: из стеклянной банки, из картонной коробки, из пластиковой бутылки, из деревянных досок …

    Слайд № 15 «Деревянная кормушка». Мы решили сделать кормушку из дерева, так как она самая прочная, практичная.

    Слайд № 16 «Дима рисует кормушку». Я придумал и нарисовал на листе бумаги свою кормушку. Мы решили сделать её по моему эскизу.

    Слайд № 17 «Дима с набором инструментов» Я и папа приготовили всё необходимое для работы: дощечки, гвозди, молоток, ножовку.

    Слайд № 18 «Делаем замеры». С помощью линейки и карандаша мы начертили линии.

    Слайд №19 «Работа спорится». С помощью ножовки выпилили нужные детали. Прибили стойки и крышу.

    Слайд № 20 «Наша кормушка». Наша кормушка готова. Кормушка получилась красивая, необычная, добротная, прочная, деревянная.

    Слайд № 21 «Дима с папой вешают кормушку». Мы одели верхнюю зимнюю одежду и вышли в сад. Привязали верёвочку к кормушке и повесили на толстую ветку яблони.

    Слайд № 22 «Кормим птиц». Каждый день мы подкармливаем птиц. Птицы стали частыми гостями в нашем саду. Я рассказал об этом своим друзьям в детском саду.

    Слайд № 23 «Птичья столовая». Мы с папой сделали ещё одну кормушку и приняли активное участие в акции детского сада «Птичья столовая». Все дети нашей группы приняли активное участие в этой акции.

    Слайд № 24 « На участке детского сада». Со всей группой мы развесили кормушки на ветках деревьев нашего участка, а также в ближайшем парке и в сквере села Большое Нагаткино. Мы радуемся, когда птицы прилетают к нам в гости.

    Покормите птиц зимой

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Небогаты их корма,

    Горсть одна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их –

    Не счесть, видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Воспитатель: Ребята, а чем можно кормить птиц зимой? Дети перечисляют. А сейчас мы проверим, чем любит лакомиться каждая зимующая птица.

    Слайд № 25 «Чем питаются птицы?

    Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

    Слайд № 26 «Чем нельзя кормить». (Чёрным хлебом, жаренными семечками, чипсами).

    А сейчас мы с вами «превратимся» в снегирей (дети бегают по залу и по сигналу воспитателя останавливаются).

    Физкультминутка:

    Зарумянились кустарники

    Не от утренней зари (Пощипывают щечки)

    Это красные фонарики

    Засветили снегири. (Руки поднять – вращение кистями)

    Чистят перышки пунцовые (взмахи руками)

    Воду пьют из родника. (Руки за спину, выполнять наклоны вперёд)

    Переливы бубенцовые (Хлопают в ладоши).

    Нам слышны издалека!

    Воспитатель: Я предлагаю составить рассказ по сюжетным картинкам «Как дети спасли воробушка».Кто хочет рассказать?

    Слайд № 27 « Дети нашли на снегу воробушка». Кого ты видишь на картинке? Какое время года? Как ты догадалась?. Посмотри внимательно, подумай и расскажи, как ребята здесь оказались? Почему воробушек на снегу? Какой воробушек? Что дети решили сделать?

    Слайд №28 «Дети торопятся домой ». Кто хочет рассказать по этой картинке? Что ты видишь на этой картинке? Где же воробушек?.Как ты думаешь, куда идут дети? Почему они торопятся?

    Слайд № 29 «Дети кормят птичку». Подумай и скажи нам: «Где находятся дети?» Почему ты так думаешь? Что они делают? Что делает воробушек? Каким стал воробушек?

    Слайд № 30 «Дети отпустили воробушка в природу ». Где находятся дети? Что они делают? Почему ребята выпустили воробушка? Что делает птичка? Каким стал воробушек? Что ты думаешь о поступке детей? Что можно сказать о них?

    Слайд № 31 « Как дети воробушка спасли». (4 сюжетные картинки). Ребята посмотрите внимательно, и кто желает рассказать нам рассказ: «Как дети спасли воробушка» полностью.

    Стояла морозная ясная погода. Серёжа с Леной решили погулять. Надели теплые шубки, вязаные шапки, меховые варежки, обули валенки и вышли на улицу. Земля покрыта снежным, пушистым, белым снегом. Снег на крышах домов, на деревьях. Они решили пойти в парк. Шли они, шли и вдруг увидели на снегу воробушка. Дети подошли к нему. Лена присела на корточки, сняла варежки и взяла в руки птичку. Воробушек был маленький, замёрзший, голодный. Девочка стала согревать его своими тёплыми ладошками и своим дыханием. Серёжа наклонился и наблюдал за ними.

    Дети решили взять птичку с собой. Воробушка положили в варежки и пошли домой быстрыми шагами. Дети очень торопились, ведь воробушек был очень слаб. Они шли по тропинке мимо домов, мимо деревьев.

    Дети пришли домой: сняли верхнюю одежду, сели на палас возле тёплой батареи, которая обогревала комнату. Поставили блюдечко возле воробушка и насыпали ему корм. Он согрелся и стал клевать зёрнышки. Он оживился, стал радостным, подвижным. Ребята сидели и любовались им. Они были рады, что помогли ему в трудную минуту.

    Так воробушек остался в гостях. Дети знали, что дикие птицы, живя в неволе, могут погибнуть, поэтому они решили отпустить птичку в природу. А для этого Серёжа смастерил кормушку и повесил на ветку дерева в парке. Лена насыпала семена подсолнуха в кормушку. Воробушка взяли в ладошки и отнесли в парк и посадили в кормушку. Воробушек был очень довольный. С тех пор ребята стали частыми гостями парка. Лена и Серёжа были внимательными, заботливыми, доброжелательными по отношению к птицам.

    Воспитатель: Предлагаю создать коллективную работу: « Зимующие птицы». Вам необходимо разделиться на две подгруппы.

    На столе лежат картинки птиц, первая подгруппа подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Нужно будет её вырезать, с обратной стороны снять защитную плёнку и наклеить на дерево. Дети подходят, берут картинку с изображением птицы и выполняют задание.

    Вторая подгруппа накормит зимующих птиц. Вам надо набрать на пальчик красную краску гуашь, нарисовать на дереве гроздья рябины. Жёлтой краской нарисовать зёрнышки в кормушке (сделанная из коробки и привязанная к картине).

    Посмотрите, какая картина у нас с вами получилась. Птицы очень рады.

    Итог Что вы узнали нового? Зачем нужны птицы?

    Слайд № 32 « Жизнь с птицами и без птиц».

    Летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки. А если не будет птиц, что может произойти? (Высказывания детей). Поэтому птиц нужно беречь, охранять и помогать им в трудное время.

    Конспект занятия в старшей группе

    «Зимующие птицы»

    Тема : «Зимующие птицы»

    Цели:

    Сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

    Формировать целостный взгляд на окружающий мир;

    Развивать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране.

    Оборудование:

    проектор и экран, компьютер, карты миграции птиц, карточки с изображением птиц.

    Методы:

    Словесные – рассказ, беседа

    Наглядные – демонстрация презентации

    Ход занятия:

    Рассказ-беседа с демонстрацией презентации, отгадывание загадок.

    Планируемые результаты:

    Умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих и перелетных птиц нашего края;

    Умение подбирать соответствующий корм для птиц;

    Бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;

    Познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.

    Слайд 1

    Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах. Какие виды птиц вы знаете?

    Дети: перелетные и зимующие

    Слайд 2

    Воспитатель: Правильно! А вы, знаете, почему они так называются?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Сейчас я вам расскажу.

    В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края. Такие птицы называются перелетные . Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

    Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими оседлыми .

    Некоторые птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок. Такие птицы называются кочующие.

    Слайд 3

    Воспитатель: Почему же улетают перелетные птицы?

    Дети: Потому что холодно?!

    Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах.

    Слайд 4

    Воспитатель:

    Перелет птиц называется миграцией. Куда же улетают птицы? Первыми покидают места гнездования насекомоядные птицы: стрижи, трясогузки, кукушки, ласточки и скворцы. (демонстрационные карточки с изображением птиц). Как только наступает осень, и ночи становятся прохладными, ласточки, стрижи и кукушки собираются в стаи и отправляются на Африканский континент. Скворцы улетают в район Средиземноморья. Трясогузки отправляются на зимовку в Африку, Азию, или Индию. На карте изображены еще некоторые виды перелетных птиц и пути их миграции.

    Воспитатель: Чтобы определить, куда точно улетают птицы, некоторых птиц отлавливают и на лапку надевают кольцо с номером. Если птица будет снова поймана в другой стране, то по номеру можно будет определить, откуда она прилетела.

    Воспитатель:

    Рекордсмен по дальности перелета полярная крачка. Птица зимует в Южном океане и Антарктиде куда летит с северного полюса. Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Мигрируя, крачки ежегодно совершают кругосветное путешествие.

    Слайд 5

    Воспитатель: а сейчас я предлагая вам отгадать загадки про перелетных птиц.

    Быстро над землёй порхает,

    Мошек на лету хватает
    И мелькает в высоте
    С чёрной стрелкой на хвосте.
    Домик у неё из глины,
    Вроде маленькой корзины.

    Дети: Ласточка

    Воспитатель: Правильно.

    Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

    Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.

    Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

    По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь.

    Слайд 6

    Воспитатель:

    Клин летит курлыча к югу,
    Не желая встретить вьюгу.
    Облетая пол Земли,
    Вдаль несутся - …

    Дети: Журавли

    Воспитатель: И снова правильно! Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.

    Журавли, прилетая с юга, извещали о своем возвращении курлыканьем. При пении журавлей крестьянки на Руси выходили в поле и семь раз кувыркались или катались с боку на бок, заговаривая спину, чтобы она не болела.

    Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.

    Свое гнездо журавли строят на болоте среди зарослей камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. Щиплют молодые ростки осоки, а когда поспевают болотные ягоды: клюква, морошка и брусника – лакомятся ими.

    Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая.

    Слайд 7

    Воспитатель:

    Это что, скажи, за птичка?
    Серенькая невеличка.
    Знает множество мелодий.
    То свистит, то трель выводит.
    Но скромна. Среди ветвей,
    Незаметен …

    Дети : Соловей

    Воспитатель : Опять угадали. Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.

    Слайд 8

    Воспитатель:

    Во дворе стоит дворец,
    Там живёт один певец.
    Очень ловкий молодец
    И зовут его…

    Дети : Скворец

    Воспитатель: Молодцы! С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

    Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

    Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

    Слайд 9

    Воспитатель: Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать. В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц. Дети а вы знаете чем кормить птиц?

    Дети: Хлеб, крупа…

    Воспитатель: Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи (люди, которые изучают жизнь птиц). Они рекомендуют составлять зерновую смесь из разных семян, большая часть в этой смеси должна состоять семян подсолнечника

    С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы.

    Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы.

    В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Надо иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек?

    Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

    Самых красивых посетителей кормушек – свиристелей и снегирей – привлекают ягоды боярышника и рябины. Плоды можно заготовить заранее, высушив осенний урожай. Что нельзя класть в кормушку для пернатых

    При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб.

    Слайд 10

    Воспитатель: Важно ответственно подойти к изготовлению самой кормушки. Корм в ней не должен намокать и выдуваться ветром.

    На рисунке можно увидеть разные виды кормушек

    Главное, какая бы красивая и удобная не была ваша кормушка, она бесполезна, если в ней нет корма. Кормите птиц регулярно, и они будут часто посещать вашу кормушку. И это даст вам возможность понаблюдать за удивительной жизнью пернатых друзей.

    Слайд 11

    Воспитатель : А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.

    Он растрёпанный, драчливый.
    Непоседливый, крикливый.
    На асфальте, под окошком,
    Хлеба собирает крошки.
    Искупается в пыли
    Или в луже на мели.
    Отгадайте поскорей,
    Эта птичка …

    Дети: Воробей

    Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

    Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

    Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

    Слайд 12

    Воспитатель:

    Любит семечки и сало,
    Во дворе с утра летала
    Эта маленькая птичка.
    Отгадайте, кто? ...

    Дети: Синичка.

    Воспитатель:

    Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая ^ спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

    Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

    Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

    Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

    Слайд 13

    Воспитатель:

    В красной шапке птица ходит.
    И в коре жуков находит.
    Это давний мой приятель.
    А зовётся птичка...

    Дети: Дятел.

    Воспитатель : Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

    Слайд 14

    Воспитатель:

    Ну, а это птица мира,
    Только в небесах парила,
    Быстро к нам спустилась в ноги,
    Смело ходит по дороге
    И боится только кошек,
    Ей даем семян и крошек.
    С нами птица круглый год,
    Воркованием поет.

    Дети: Голубь.

    Воспитатель: Молодцы! Пожалуй, это самая известная горожанам птица. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе. Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы, знаете какие бывают птицы. А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

    Воспитатель: Кузнецова И.Б.

    Место работы: БОУ «Андреевская СОШ»,

    дошкольная группа №2.

    Цель: расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.

    Задачи:

      Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду

      Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом

      Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формировать желание заботится о птицах в зимний период.

    Материалы и оборудование:

      Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц, модели с видами питания зимующих птиц, конверт.

      Раздаточный материал: изображения птиц, разрезанных на части (голова, туловище, хвост)

    Ход занятия:

    Дети сидят на ковре в группе, звучит аудиозапись с голосами птиц.

    Воспитатель: – Дети, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой веселой песенкой?

    Дети: - Птицы.

    В: - Когда вы слышали такое пение птиц?

    Д: - Летом.

    В :- А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?

    Д : - Нет.

    В : - А почему? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну.

    Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какое время года?»- Зима. Месяц? – Январь. Вам нравится зима? Почему? Какая погода бывает зимой?

    Дети садятся за столики.

    В: Зима бывает разная. Она умеет проказничать. Послушайте, что однажды произошло. (отрывок из сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»).

    Появляется Сорока

    С: Здравствуйте, дети! Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.

    В: Дети, давайте поможем Сороке разобраться. Каких ты птиц встретила в лесу?

    С: А вот отгадайте мои загадки:

      Красногрудый, чернокрылый

    Любит зернышки клевать

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.

    (Снегирь)

      Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прячется в зеленых кронах,

    А зовут её…. (Ворона)

      Непоседа – невеличка,

    Желтогруденькая птичка.

    Ем я сало и пшеничку,

    А зовут меня…(Синичка)

      Угадайте, что за птица

    Скачет по дорожке

    Словно кошки не боится –

    Собирает крошки

    А потом на ветку прыг

    И чирикает: «Чик - черик!»

    (Воробей)

      Вертится стрекочет, весь день хлопочет.

    (Сорока садится на стул).

    Одновременно с отгадкой появляются иллюстрации птиц. Воспитатель сообщает краткие сведения о них.

    В: эти птицы остались зимой с нами. Как их можно назвать, одним словом?

    Д: Зимующие, они остаются с нами зимовать.

    В: А ещё, Сорока, послушай, какие стихи знают дети о птицах.

    Дети рассказывают стихи:

    Особа всем известная,

    Она – крикунья местная

    Увидит тучку тёмную,

    Взлетит на ель зеленую

    И смотрит, словно с трона

    Крикливая ворона.

    Алой кисточкой заря

    Красит грудку снегиря,

    Чтоб в морозы и в пургу

    Не замерз он на снегу.

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести,

    Может, в них и мало прока

    Но горда собой сорока.

    По тропинкам по дорожкам

    Скачет серый воробей

    Что он ищет? Ищет крошки

    Для себя и для друзей.

    Пусть снег вокруг искрится

    И зимний ветер злится-

    Поет не уставая

    Синица расписная.

    Чуть живой. Не чирикает даже

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный

    И летит к чердаку своему

    А гляди, не становится вредным

    Оттого что так трудно ему.

    В: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давай - те поиграем в игру «Узнай голоса птиц».

    Игра:

    Как – Кар - Ворона.

    Чик – Чирик - Воробей.

    Синь-Синь - Синичка.

    А теперь самое трудное задание: Рюм – рюм - рюм – Снегирь

    В: Молодцы! Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?

    Ответы детей.

    В: Правильно. Зима очень трудное время года для птиц. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птички голодные, они сильнее мерзнут и даже могут погибнуть. Как выдумаете. дети, как можно помочь птицам зимой?

    Ответ детей.

    В: Правильно, птиц нужно подкармливать. А чем питаются птицы?

    Ответы детей.

    В: Верно. Хотите, я вам расскажу по секрету, чем ещё питаются птицы?

    Воробьи – зернышками, крошками. Обозначим их так:

    Синицы – зернышками, крошками, а самое любимое лакомство синичек – сало:

    Снегири едят семена, ягоды, у нас любят клевать рябину:

    Вороны, сороки – очистками, остатками пищи:

    В: А теперь давайте, ещё поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите кто чем питается. Теперь я перемешиваю карточки, кто хочет их расставить? (Дети по одному выходят, берут карточку – модель корма, называют что на ней обозначено и говорят какая птица этим питается). Воспитатель хвалит детей.

    В: А вы знаете,дети, птицы тоже умеют играть. Один раз подсмотрела, как играют вороны Давайте и мы поиграем с вами в эту игру.

    Физкультминутка. (Дети выходят из-за столиков)

    Вот под ёлкою зеленой (Дети бегаю, машут руками, скачут)

    Скачут весело вороны

    Кар-кар-кар (громко)

    Только к ночи умолкают (Дети приседают, закрывают глаза, затихают)

    И все вместе засыпают

    Кар - кар-кар (тихо).

    Во время игры воспитатель находит конверт

    В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай - те сядем за столики и посмотрим. Да это конверт от старичка - лесовичка! Интересно, что в нем лежит?

    Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.

    В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Лесовичек просит у вас помощи. Давайте ему поможем – сложим птичек и накормим их. Старшие дети сложат птицу, а младшие накормят. Вот у нас подсказка, кто чем питается. (Модели корма).

    Работа в парах.

    В: Кого угостим салом?

    Семечками?

    Кусочком яблока?

    Вот молодцы, дети! То-то удивится лесовичок, когда увидит, что все у птиц в порядке!

    В: А не поможете вы мне, тоже разобраться, для чего здесь лежит коробочка, веревочка, семечки.

    Д: Чтобы сделать кормушку и покормить птиц.

    В: Верно. А давайте мы вечером смастерим кормушку, а завтра на прогулке, мальчики нам помогут её повесить, а девочки насыплют корм в кормушку. За окном у нас одна кормушка уже есть, а эту повесим на площадке. У кого дома сделаны кормушки для птиц? Как вы за ними наблюдаете? У кого ещё нет кормушки, сделайте дома вместе с родителями и для всех ещё есть у меня домашнее задание.

    Ну, вот, теперь мы с вами помогли птицам. Давайте угостим нашу сороку семечками. Её тоже не легко живется зимой.

    С: Спасибо, дети. Теперь я поняла, почему не все птицы улетели и что они едят. До свиданья, ребята!

    В: Молодцы, ребята! Теперь мы сороке все рассказали о зимующих птицах, хорошо потрудились.

    Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

    Ход занятия

    Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

    Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

    Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

    В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

    У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

    В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

    Игра «Птицы»

    Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

    В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

    1-й ребёнок.

    Я в берете ярко-красном,

    В серой курточке атласной,

    Я деревьям всем приятель,

    А зовут меня все… (дятел).

    2-й ребёнок.

    Красногрудый, чернокрылый,

    Люблю зёрнышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

    3-й ребёнок.

    Непоседа-невеличка

    Желтогрудая птичка,

    Ем я сало и пшеничку,

    А зовут меня… (синичка).

    Н. Губская

    В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

    Игра «Чем угостим» (с мячом)

    Воробья - крошками.

    Синицу - салом.

    Голубя - пшеном.

    Свиристель - семечками.

    Ворону - хлебной коркой и т.д.

    Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

    В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

    Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

    В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

    Проведение опыта

    В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

    Вывод: жир отталкивает воду.

    В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

    Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

    В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

    Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

    Звучит аудиозапись пения птиц.

    Н. Черницкая,
    воспитатель высшей категории

    МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

    Конспект занятия

    Тема:

    «Птицы зимой»

    (старшая группа)

    Воспитатель: Болгова А.П.

    Цель:

    Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время.

    Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих птиц.

    Модели:

    Существенные признаки птиц, модели питания птиц, модели питания птиц зимой.

    Ход занятия

    Ребята, к нам прилетел гость, а вот и он.

    (показываю попугая), его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг.

    Предлагают попугаю отгадать загадку.

    Какой это мастер на стёкла нанёс

    И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

    Вос-ль: в какое время года бывает мороз?

    (Попугай не знает. Помогают дети.)

    Зимой у нас много снега, в солнечную погоду снег на солнце блестит, серебрится, искрится. Дети любят кататься на санках и лыжах с горы. Приходит весёлый праздник – Новый год. В этот праздник дети ждут Деда Мороза, заказывают ему подарки, а он исполняет их желания. Во время зимних морозов у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.

    Вос-ль: ребята, расскажите, как зимуют наши меньшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в трудное время?

    Ответы детей: подкармливать их, развешивать кормушки.

    Вос-ль: предлагаю рассмотреть фотографии, где дети вывесили кормушки.

    (вывешиваю картинку с изображением кормушки. На кормушке изображены птицы зимующие и перелётные)

    Вос-ль: посмотрите всё ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

    (дети показывают только тех птиц, которые остаются на зиму).

    Вос-ль : ребята, давайте расскажем Кеше, как зовут этих птиц.

    (дети перечисляют: синица, снегирь, воробьи и т.д.)

    Вос-ль: а теперь расскажите нашему гостю, как зовут перелётных птиц.

    (дети перечисляют: ласточка, жаворонок, кукушка и т.д.)

    Вос-ль: в холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Вороны сидят на крышах домов, на деревьях, и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой вороны смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья человека.

    (вывешивается плакат с изображением леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).

    Вос-ль: большинство птиц всё же живут в лесу.

    Вопрос: Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и нашего гостя.

    (дети перечисляют: дятлы, тетеревы, поползни ит.д.)

    Вос-ль : в лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их на плакате.

    (ответы детей: чиж, свиристель, клёст и.д.)

    Вос-ль: эти птицы называются зерноядными, у этих птиц клюв не очень длинный, тупой.

    (выставляется модель). Но в лесу остаются птицы, которые питаются насекомыми в теплое время года. Такие птицы называются насекомоядными.

    Вопрос: покажите насекомоядных птиц?

    (дети называют птиц: синица, дятел, поползень и т.д.)

    Вос-ль: обратите внимание на клювы этих птиц.

    (дети рассматривают клювы и сопоставляют с клювами других птиц)

    Физкультминутка

    Дидактическая игра: « Узнай по клюву» (дети находят клюв, и объясняют, почему у этой птицы именно такой клюв).

    Вос-ль: ребята, сейчас я с вами поиграю, а нашему гостю вы расскажите, что вы сделали.

    Игра: «Чьи следы?» определить, какая птица оставила свой след.

    Игра: «Сложи птицу» подобрать голову хвост, ноги к птицам.

    Игра: «Кто на кормушку прилетел?» -найти зимующих птиц.

    (во всех играх дети рассказывают Кеше, что они сделали)

    Вос-ль: поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе день становится длиннее, солнце показывается чаще. У птиц происходит оживление. Они весело чирикают, усевшись на ветку, где пригревает солнышко.

    Вос-ль: Каких кочующих птиц вы знаете?

    (Ответы детей) Снегирь.

    Ребята, кто может рассказать о снегире?

    (ответы детей: они кормятся семенами берёзы, сирени, ягодами рябины)

    Вос-ль: А где же ночуют птицы?

    (Ответы детей: под крышами домов, в дупле деревьев, ночуют по несколько птиц, и даже не вылетают от туда в сильные морозы).

    Вос-ль: Кеша, ты со многими птицами познакомился.

    Сегодня, ребята вы узнали небольшую часть о птицах. За птицами наблюдают и изучают учёные. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось встретить весну.

    Давайте, ребята, придумаем знаки охраны птиц зимой.

    (дети предлагают свои варианты и зарисовывают на листах бумаги)

    Ребята, а с Кешей нам придётся попрощаться и попросить, чтобы чаще прилетал в гости.