Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Школьная энциклопедия. Древняя письменность

    Школьная энциклопедия. Древняя письменность

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

    664078, г. Иркутск, м/р-н Зелёный; тел./факс: 37-16-24

    Проектно-исследовательская работа

    ДРЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОСТИ.

    (предметные области – история, филология)

    Шевкопляс Ксения,

    учащаяся 5 А класса

    Руководитель: Нечаева Алина Павловна,

    учитель истории и обществознания

    Иркутск 2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ……………………………………………………………. ………… 3

    Зарождение и значение письменности …..……………...…………………… .. 4

    Клинопись………….……………………………………………………………... 4

    Идеография Египта………………………………………………………….…… 5

    Китайская идеография…………………………………………………………..... 6

    Финикийская письменность……………………………………………………... 6

    Греческая письменность……………………………………………………….... 7

    Древнерусская письменность…………………………………………………... 7

    Заключение……………………………………………………………………...… 9

    Практическая часть……………………………………………………...…….… 9

    Список литературы……………………………………………………………… 10

    Приложение 1. Фотография глиняной таблички с образцом клинописи………………………………………………………………………... 11

    Приложение 2. Фотография египетских иероглифов…………………………. 11

    Приложение 3. Фотография китайских иероглифов …………………………. 12

    Приложение 4. Фотография образцов протосинайская и финикийская письменность. ………………………………………………………………… 12

    Приложение 5. Фотография образцов греческой письменности……………. 13

    Приложение 6. Фотография образцов старославянской письменности, кириллицы и глаголицы.………………………………………………………………………… 13

    Приложение 7. Изображение кода шифра…………………………………….. 14

    ВВЕДЕНИЕ:

    Актуальность. Для своей работы я выбрала данную тему потому, что считаю этот вопрос очень важным и интересным. Уже многие века люди используют письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

    Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Она играет важную роль в развитии культуры.

    В своей работе я не только попытаюсь рассказать о древнейших видах письменности, но и сделать попытку раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

    Гипотеза: В качестве гипотезы выступает предположение о том, что возникновение письменности – это этап человеческой эволюции, шаг от первобытности к цивилизации. Письмо помогает отразить особенности каждого отдельного народа. Это позволяет предположить , что история письменности связана с историей и культурой народа.

    Цель: Цель исследования: проследить историю возникновения письменности разных народов и доказать что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма

    Задачи:

      изучение причин зарождения письма в человеческом обществе, его основных форм;

      анализ этапов развития письма;

      познакомиться с закономерностью становления славянской и древнерусской письменности и её связи с иными видами древнейшей письменности;

      оценка своей деятельности.

    ЗАРОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

    «История письма рассматривается в связи с историей языка, а все это вместе показано на фоне истории народа».

    Академик. Б. Рыбаков

    Письмо играет очень важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму, люди могут использовать огромный запас знаний, накопленных человечеством во всех сферах его деятельности, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.

    Человечество не знало письма на протяжении большей части своей истории. Долгими путями шло оно к нему и только несколько тысячелетий назад стало применять для записи речи знаки.

    Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а затем оно появилось в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок (пиктограмма) - идеограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).

    Сегодня известно около четырехсот видов письменности. И каждая система письма - живая, меняющаяся, развивающаяся цельность, причудливое сочетание различных способов закрепления некогда сказанного.

    Более двух столетий ведется активная работа по изучению этих систем. Одни письменности уже полностью раскрыли свои тайны, другие еще ждут своего часа.

    КЛИНОПИСЬ

    Первые зачатки письменности возникли в развитых древних цивилизациях: наиболее древним примером письменности считается клинопись .

    Возникновение клинописного письма относится к первым тысячелетиям до н. э.

    Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата.

    Клинопись иногда называют письменами на глине, исходя из того, что материалом для этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки.

    Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории и .

    ИДЕОГРАФИЯ ЕГИПТА

    Иероглифическое письмо возникло впервые в Египте около 4 тысяч лет до н. э. и просуществовало вплоть до III в н.э. За этот период египетские иероглифы подвергались разного рода изменениям.

    Начальным этапом его является рисуночная идеография, которая развилась из пиктографии. Каждый рисунок у египтян первоначально обозначал то, что было нарисовано: дом, птицу, животное и т. д. И только со временем рисунки стали приобретать определенную символику. Письмо иероглифами чаще всего использовали для монументальных надписей на стенах храмов и общественных зданий, статуях богов, гробницах. Поэтому египетские иероглифы раннего периода иногда называют монументальным письмом. Египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Египетский алфавит состоял из 24 иероглифов - букв согласных. Заслуга египтян состоит в том, что они вплотную подошли к идее алфавита. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что знаков для обозначения гласных звуков у египтян, как и у многих других народов Востока, не было.

    КИТАЙСКАЯ ИДЕОГРАФИЯ

    Китайская иероглифическая письменность, так же как египетская и шумерская, является одной из древнейших в мире. Она существует уже более трех с половиной тысяч лет. Старейшими из дошедших до нас письменных памятников Китая являются надписи на костях жертвенных животных, черепашьих панцирях, сосудах из бронзы и керамики. Они были обнаружены в конце XIX в. в бассейне реки Хуанхэ, близ теперешнего города Аньян, на территории, где в XIII-XI вв. до н. э. находилась столица древнекитайского государства Инь (или иначе Шан). Поэтому очень часто эти китайские надписи называют «иньскими письменами». В отличие от других цивилизаций, иероглифы Китая не развились в алфавит. В результате современный Китай пользуется тысячами разных иероглифов.

    ФИНИКИЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

    Возникновение финикийского консонантного письма относится к середине II тысячелетия до н. э., т. е. к тому периоду общего развития письма, когда у египтян уже существовали иероглифы, а у ассиро-вавилонян сформировалась система клинописи.

    Древнейшие памятники финикийского письма в виде надписей, которые были найдены не в самой Финикии, а в ее колониях, датируются XI-X вв. до н. э. Они немногочисленны. Более широко представлены надписи финикийским письмом, относящиеся к периоду с V в. до н. э. по II-III вв. н. э.

    По мнению ряда ученых, финикийское письмо было положено в основу большинства существующих ныне буквенно-звуковых алфавитов. Поэтому вопрос о происхождении финикийского письма является также и вопросом о происхождении этих алфавитов.

    Финикийский алфавит состоял из 22 графических знаков, следовавших друг за другом в строгой последовательности. Каждый знак (буква) выражал определенный согласный звук. Финикийские буквы имели простую и весьма удобную для написания и запоминания форму.

    На основе финикийского буквенно-звукового алфавита возникло пуническое, древнееврейское, южносемитское (южноарабское), арамейское, греческое письмо, а также письмо брахми - одна из древнейших письменных слоговых систем Индии.

    ГРЕЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

    Начало формирования греческого письма относится, видимо, к IX в. до н. э. Древнейшая его форма, известная под названием «архаического письма», почти полностью совпадает с финикийским письмом.

    К 403 г. до н. э. греки уже имели алфавит из 24 букв (17 согласных и 7 гласных), который стал национальным письмом для всей Греции, а позднее и для Византии, получив название греческого классического алфавита (35).

    Греческое классическое письмо удержалось до нашего времени и применяется у современных греков, лишь с небольшими отступлениями в произношении некоторых букв.

    Великая историческая заслуга древних греков состоит в том, что они выделили гласные звуки, введя для них в алфавит специальные знаки. Так греческий алфавит приобрел вид, который в основных своих чертах сохранился и по сей день.

    Это произошло в первом тысячелетии до нашей эры. Нововведение обеспечило более точную передачу звуков речи. И вот уже более двух тысяч лет человечество пользуется буквенно-звуковым письмом.

    ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

    Отправным началом в становлении древнерусской письменности послужило славянское письмо. Существование письменности у славян в дохристианский период подтверждается лингвистическими данными, многочисленными литературными источниками IX-X вв., а также археологическими находками позднейшего времени.

    Появление первой же упорядоченной азбуки связывается с именами великих славянских просветителей . Особенно огромны в этом заслуги Кирилла, которому, собственно, принадлежит приоритет разработки в 863 г. первого упорядоченного славянского алфавита, положившего начало широкому развитию славянской письменности вообще. Дошедшие до нас древнейшие славянские письменные памятники выполнены не одной, а двумя графическими разновидностями древнеславянского письма: - кириллицей (название от имени Кирилл) и глаголицей (название от старославянского «глагол» - слово). Глаголический и кирилловский алфавиты обнаруживают разительное сходство между собой как по расположению букв, их названию, так и по одним и тем же их звуковым значения. Различались эти алфавиты количеством знаков (в кириллице их было 43, в глаголице - 40), цифровым значением и формой букв (в кириллице буквы геометрически простые, четкие и удобные для письма, тогда как в глаголице они чрезвычайно замысловаты, со множеством петель и завитушек). В основу славянской кирилловской азбуки было положено греко-византийское уставное письмо. Существует предположение, что византийское письмо в скорописи послужило основой и для другой разновидности славянской азбуки - глаголицы.

    Кириллица получила широкое распространение в Сербии, Болгарии и на Руси, послужив основой для формирования современных письменных систем сербского, болгарского и русского языков.

    Древнерусские памятники являются несомненным свидетельством того, что грамотность в древней Руси к X-XI вв. была широко распространена, к письму прибегали с бытовыми целями самые различные слои населения. Естественно, что такая высокая письменная культура не могла возникнуть у восточных славян только в начале X в. с принятием христианства. Этому, несомненно, предшествовала длительная письменная традиция в дохристианский период. Это в свою очередь даёт основания установить древность происхождения современного русского языка.

    Несмотря на самостоятельность возникновения древнерусской письменности, хочется обратить внимание на её тесную и взаимную связь с письменными системами иных цивилизаций. Древнерусская письменность является видом буквенно-звукового письма. К данному виду также относятся связанные между собой финикийское и греческое письмо.

    Греческое (греко-византийское) письмо было положено в основу славянской кирилловской азбуки, возникшей в IX в. Оно, в свою очередь, имеет связь с финикийским письмом. Финикийская письменность в некоторой мере вобрала в себя зачатки египетской письменности той же подсистемы. То есть, можно проследить определённую связь древнерусской письменности с письменными системами древнеегипетской, финикийской и древнегреческой цивилизаций. Таким образом, можно установить фундаментальный характер древнерусской письменности в мировой культуре.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    «Настоящее вырастает из прошлого, а будущее - из настоящего.

    И чем глубже мы постигаем прошлое, тем лучше

    способны предвидеть и творить будущее».

    В.Драчук

    На мой взгляд, значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растут знания.

    В результате проделанной работы выяснилось, что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма соседних народов. Возникновение письменности – это этап человеческой эволюции.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

    Талант и труд множества народов, в том числе и забытых, влился частицей в культурное достояние человечества.

    Однако письмена хранят еще немало тайн. Огромная работа, проделанная учеными-дешифровщиками, принесла свои плоды не только историкам, но и лингвистам. Она предоставила им в руки богатейший материал. Новые знания дали возможность проследить, как формировалась письменность на протяжении тысячелетий, понять общие законы, по которым развивается письмо.

    В ходе исследования использовались следующие методы: работа с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, книги); систематизация и анализ информации из информационных источников об объекте исследования; описание.

    Ход работы:

    I . Начальный этап.

    Определение темы проекта

    Осмысление и формулировка целей, задач

    Составление плана работы над проектом

    II . Основной этап.

    - поиск источников информации

    Сбор, анализ и систематизация собранной информации

    Выдвижение гипотезы

    Оформление выводов и результатов работы (оформление доклада)

    Работа над созданием презентации

    III . Заключительный этап.

    Оформление проекта

    Подготовка проекта к защите

    Назначение проекта. Данный материал можно применить на уроках истории, русского языка, на внеклассных мероприятиях как дополнительную информацию.

    Рефлексия:

      Я узнала много интересного о возникновении письменности в древнейших странах, и мне захотелось узнать еще больше.

      В ходе работы над проектом мне удалось выяснить, что китайская иероглифическая письменность, египетская и шумерская, являются самыми древнейшими видами письменности в мире.

      В процессе работы с печатными источниками я смогла отследить этапы формирования письменности, проследила путь её развития от рисуночного письма до создания алфавита. Так же узнала, что письменность разных народов создавалась путем взаимопроникновения их культур. И выяснила, что самая древнейшая из сохранившихся до наших дней письменность - это китайская.

      Странным мне показалось, что не все виды письменности ещё изучены, и то, что разных источниках указаны разные сроки возникновения письменности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Энциклопедия для детей: Том 10. Языкознание. Русский язык,гл.редактор М.Д.Аксенова.-М.: « Аванта +»,2002 г., 538- 589с.

    2. В.С.Драчук «Дорогами тысячелетий»,М.: «Молодая гвардия»,1976 г.,51 с.

    3. Н.А.Павленко « Краткий очерк истории письма» , М.: «Высшая школа» 1965 г., 178 с. http://www.bibliotekar.ru/5-pismennost/index.htm

    4. К. Брукфилд «Письменность» (серия «Очевидец обо всём на свете»), М.: Слово», 2001,63 с. 5. В.М.Воскобойников «Кирилл и Мефодий»,М.: «Росмэн», 2004, 62 с.

    Приложение 1

    Клинопись

    Приложение2

    Древниеегипетские иероглифы.

    Приложение 3

    Китайская письменность.

    Приложение 4

    Протосинайская и финикийская письменность.

    Приложение 5

    Греческая письменность

    Приложение 6

    Древнерусская письменность


    Лекция №1.История возникновения письменности

    Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми, и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления её во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа, а значит и частью мировой культуры. История мировой письменности знает следующие основные виды письма:

      пиктографическое,

      идеографическое,

      слоговое,

      буквенно-звуковое.

    Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

    Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое").

    Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо , изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

    буквенно-звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

    Русский алфавит имеет 33 знака , тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем.

    Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так в латинском алфавите – 23 знака , в итальянском – 21 , чешском – 38, армянском – 39 .и т. д.

    Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своём простейшем начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

    Графематический состав алфавита складывался в течение многих веков на основе требований того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

    Первый буквенный алфавит появился около 16 в . до нашей эры. Известно, что Семитские племена, жившие на Синайском полуострове , переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное письмо.

    Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам.

    Древнейшие греческие буквы появились в 8 в. до нашей эры, но только к 4 в. до нашей эры обрели относительную завершенность, графическую простоту и ясность.

    В 3 в. до нашей эры существует и латинский алфавит . Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. На рубеже новой эры письмо располагалось между двумя линейками, было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание.

    Создание алфавита славяно-русской системы письма – «Кириллицы» относится к концу 9 началу 10 в . Творцами славянской азбуки на основе византийского письма были братья Кирилл (Константин Философ, имя Кирилл он принял не задолго до смерти) и Мефодий , уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным, а воспитание и образование они получили греческое.

    Наряду с кириллицей существовала другая азбука – глаголическая.

    На Руси глаголица продержалась недолго и была полностью вытеснена кирилловским письмом. Из истории древнерусского шрифта выделяются основные каллиграфические варианты кириллицы:

    с 11 века – уставное письмо (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас);

    с 14 века полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине 16 века ;

    в начале 15 века получают распространение различные виды скорописи.

    Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было.

    Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Буквы больше рисовались пером, чем писались.

    Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кириллического письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину. Буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками, начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше; перо затачивается острее. Появляется много сокращений под титлами, а также много различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Первая на Руси печатная книга «Апостол» была изготовлена книгопечатником Иваном Федоровым в 1564 году.

    Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 века главным образом для выделения заглавий. Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи – мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух букв превращались в один. Пустоты, образовавшиеся при этом, заполнялись уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв, а так же полумачтами (полуштамбами) соседних букв. Выполненные золотом или киноварью надписи несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

    Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись 14 века очень близка к полууставу.

    В 15 веке она становится более свободной, получает значительное распространение; ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма.

    В 17 веке скоропись , отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма.

    В 17 веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо . В это время появляются книги образцов письма – «Азбука славянского языка…» (1653г.), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи.

    Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром I в начале 18 в . способствовала распространению грамотности и просвещения. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок старинной антикве. Новым шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. Первые книги нового образца были изданы в Москве в 1708году.

    Самая большая группа исторических источников – письменные. Письменность была изобретена более пяти тысяч лет назад. До нас дошли надписи, сделанные на камне, глине, папирусе, коже и т.д. Позже самым распространенным материалом для письма стала бумага. Благодаря различным письменным источникам мы можем узнать о событиях, которые произошли много лет и даже веков назад, для историков интересны любые письменные источники. Это могут быть хвалебные надписи, высекаемые в древности на камнях для всеобщего обозрения и рассказывающие о каких-либо великих деяниях правителей; или записи в хозяйственных книгах какой-либо семьи, дающие информацию об экономическом строе данного общества, а зачастую и о его (общества) социальной структуре. Даже личные письма дают неоценимую информацию об эпохе. К письменным историческим источникам относится также мемуарная литература, газетные статьи, научные труды, нормативные акты, философские работы и т.д.

    Логика развития содержания письменности указывает, что возникновение письменности связано с распространением счёта и развитием хозяйства. Необходимость фиксировать соответствие разных материальных объектов их количеству обусловило потребность различать эти объекты при записи (фиксации). Первой примитивной формой письма было рисунчатое, где изображение максимально соответствовало форме материального объекта. Таким образом, устанавливалась чёткая взаимосвязь – один тип объекта – одно изображение. Такая форма записи позволяла передавать содержание слов или понятий, однако это содержание не было связано с фонетическим рядом называния объекта. Кроме того, такая запись не могла передавать сложные или отвлечённые смыслы. Эти первичные записи напоминали современные дорожные знаки, за изображениями которых стоит локальный смысл и ограниченная сфера применения.

    Дальнейшим развитием рисунчатого письма стало письмо идеографическое. Значок «солнце» у египтян передавал не только значение астрономического объекта, но и такое понятие как «день», самостоятельное изображение которого практически невозможно. Таким образом, один и тот же значок передавал конкретное значение «солнце» и отвлечённое «день». Так осуществлялся переход к иероглифическому письму. Идеограммы превращались в сложные картины, отражающие целые фразы. Использование такого письма имело серьёзные ограничения, поскольку требовало создания всё новых и новых идеограмм по мере развития человеческой деятельности и вовлечения новых понятий в круг человеческого существования. Кроме того, иероглифическое письмо очень сложно, так как знак в нём может означать слово, слог или предложение. В древнем Египте в ходу было около 800 иероглифов. Научиться такому письму было крайне сложно, поэтому профессия писца очень ценилась.


    Следующим шагом в развитии письменности был переход к фонетическому письму. В этом случае символ обозначал не только предмет и сходные с ним понятия, ни и те звуки, которые входят в название этого предмета. Рассмотрим пример. Египетское слово «дом» включает две согласные – n и p. Его писали знаком, который изображает план дома. Но слово «выходить» тоже включало в себя согласные n и p. И его со временем стали писать тем же знаком. Не следует думать, что слова «дом» и «выходить» были омонимами, т. е. одинаково звучащими словами, как русские слова «коса» (девичья) и «коса» (для косьбы). Они звучали различно: «дом» – видимо, как «пэр», а выходить – видимо, как «пирэ». Но в египетском языке, как и в некоторых других восточных языков, не было букв для гласных. Поэтому одним и тем же знаком можно было передать разные слова, содержащие согласные п и р, независимо от входящих в эти слова гласных звуках.

    Но возникает вопрос: как же отличить слово «дом» от слова «выходить» при чтении, если писались они одинаково? Отличать их друг от друга помогал иероглиф-определитель. Современные учёные называют определители детерминативами. Все девять знаков, которыми мы пояснили значение слова «ДМ» – подлинные египетские детерминативы.

    Следующим шагом в развитии письма был переход к алфавитным и односогласным знакам. В египетском алфавите существовало 24 согласные буквы. Однако, в древних системах письма, помимо идеограмм, определителей и алфавитных односогласных знаков, были знаки, передающие два и более согласных одновременно.

    Подводя итог первого обзора письменности, можно определить следующую логику развития письменности. Первый этап – создание идеограмм, передающих общий смысл понятий. Второй этап – формирование фонетического письма, передающего звукосочетания, содержащиеся в произношении понятий. Третий этап – применение определителей для смысловой передачи идентичных звукосочетаний. Четвёртый этап – создание однозвуковых и слоговых обозначений.

    Техника письма формируется в зависимости от материала, на котором происходит фиксация знака. Способ нанесения знака влияет на геометрию знака и его размеры. Длительное применение письменности, протяжённость текстов, приводят к экономии движения при письме. Такая экономия влияет на изменение формы знаков, упрощает их написание, формирует основы скорописи. На рисунке 3 хорошо прослеживается трансформация геометрии знаков письма в сторону их упрощения.

    Дешифровка древней письменности начала активно развиваться в конце XVIII – нач. XIX века. Первыми объектами дешифровки были тексты египетских памятников и папирусов. Слава первооткрывателя целостного метода дешифровки научных текстов принадлежит французскому учёному Шампольону, который в 1822 году сумел подобрать ключ к «Розетскому камню» (плита, найденная в Египте, на которой одновременно находились надписи на египетском, коптском и греческом языках; надписи эти содержали один и тот же текст). Шампольон сумел правильно понять значение иероглифов. Он первым начал рассматривать египетское письмо как звуковое, а не как символическое идеографическое).

    Древнеегипетская письменность была по своему составу смешанной. В ней использовались алфавитные принципы (один знак – одна буква), двух и трёх согласные звуки (один знак – несколько звуков), идеографическое изображение (один знак – одно слово) и детерминативы. В египетской письменности не использовалось обозначение гласных звуков. Репертуар египетских знаков содержит 24 согласных алфавитных знака, около 300 слоговых знаков и свыше 400 детерминативов. Правила комбинирования очень сложны. Кроме того, египтяне писали иероглифы во всех направлениях (кроме «снизу вверх»). Для указания направления письма головы людей, птиц и животных на письме были повёрнуты в сторону начала чтения. Слова в предложении не отделялись друг от друга; конец предложения не отмечался; знаки препинания отсутствовали. Развитие иероглифического письма привело к появлению иератических знаков. Репертуар этих знаков насчитывал около 600 единиц. Помимо текстовых записей египтяне широко использовали запись чисел. Числа от 1 до 9 обозначались вертикальными палочками, количество которых соответствовало числу. Более крупные числа изображались специальными значками. Порядок записи числа предписывал сначала писать более крупные числа, а потом более мелкие.

    Первая расшифровка месопотамской письменности (самого древнего варианта – аккадской клинописи) была начата в 1837 году майором английской армии на персидской службе Генри Роулингсоном. Его работу подхватил учитель Эдвард Хинкс, а впоследствии и Юлиус Оперт. Далее её продолжил профессор Шпигель, опубликовавший в 1862 г. фундаментальный труд о правилах дешифровки месопотамских клинописей. Репертуар древнеаккадской письменности составляет около 400 знаков. По своему типу она очень близка к египетской. Её знаки многозначны. Один и тот же знак может означать слог, букву, понятие или сочетание этих значений. Сложность записи была таковой, что её первый дешифровщик Роулингсон был несколько раз на грани помешательства. И хотя на сегодняшний день опубликовано свыше 300 монографий по проблемам дешифровки месопотамской клинописи, её всё равно практически не понимают.

    Клинопись стала предтечей огромной ветви семитских письменностей, которые впоследствии легли в основу всех современных европейских видов записи. Основу этих письменностей составляло фонетическое содержание знаков (один знак – один звук). Начало активной дешифровки семитских письменностей было положено в 1904 г., когда Флиндерс Питри обнаружил на Синайском полуострове камни с древнейшими письменами.

    В начале I тыс. до н. э. в Финикии был изобретён алфавит, состоящий из 22 букв (только согласные). Позже, перенявшие этот алфавит греки, добавили гласные буквы. Все современные алфавиты: греческий, латинский, индийский, русский - восходят к различным вариантам финикийского алфавита.

    Вопросы:

    1. Какие источники чаще всего дают представление об истории отдельной семьи?

    2. Для какого периода времени археология будет основным источником исторической информации? Свою точку зрения обоснуйте.

    3. Охарактеризуйте «плюсы» и «минусы» различных исторических источников.

    4. Можно ли выделить среди различных видов исторических источников, раскрывающих историю государства самый главный? Свою точку зрения обоснуйте.

    5. На основании приведённого отрывка из сочинения Публия Корнелия Тацита «Германия» попробуйте сделать выводы о развитии хозяйства у германцев. «Напитком им служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращённая [посредством брожения] в некоторое подобие вина. Пища [у них] простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко; без особого приготовления и без приправ они утоляют ими голод». К какому типу источников относится этот документ?

    6. Как вы считаете, не стоит ли отказаться от изучения археологических памятников, относящихся к тем эпохам, когда уже существовали письменные источники? Свою точку зрения аргументируйте.

    7. Почему майя пользовались одновременно несколькими календарями?

    8. Можно ли применять китайский сельскохозяйственный календарь в России? Свою точку зрения обоснуйте.

    9. Сделайте годовой зарубочный и узелковый календари. Придумайте носимый вариант.

    10. Возможно ли использовать для календарного счисления иные периодичности помимо заката и восхода, фаз Луны и движения Солнца? Предложите свой вариант.

    Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
    Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

    Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
    Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
    • моногенеза (изобретена в 1м месте)
    • полигенеза (в нескольких очагах).

    Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

    1. месопотамский (шумеры)
    2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
    3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

    Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
    Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
    Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
    Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
    Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
    Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
    Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
    На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
    Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
    Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
    В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
    Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
    В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
    Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
    Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
    Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
    У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
    В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
    Создаются письменности и в странах современной Африки.

    Современная развивалась на протяжении многих столетий. Можно выделить следующие этапы её формирования:

    • Предметное письмо

    Изначально люди не обладали никакой . Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало

    в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка - воду, птица - небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

    Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо , представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо , в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

    • Пиктографическое письмо

    Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека.

    Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть - глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает«глаз» и как идеограмма -«зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. (Реформатский А. А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. - с.352 - 353)

    Примером идеографии может служить древнеегипетская письменность. Внешне она очень схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письма существенно различались. Если пиктография служила для изображения целого сообщения, то каждый знак идеографической письменности- иероглиф- изображал отдельное слово. Самая знаменитая из идеографических письменностей и почти единственная дожившая до наших дней- это китайская иероглифика.

    • Иероглифическое письмо

    В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.

    Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов. Иероглифическое письмо до сих пор широко пользуются в КНР. Китайские иероглифы легли в основу современной японской письменности. Всего в современной китайской письменности 60 тысяч иероглифов. Обычно китаец владеет несколькими тысячами иероглифов, и этого вполне хватает для чтения газет, журналов и художественной литературы.

    • Слоговое письмо

    Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Важную роль в истории становления современного алфавита сыграли древние финикийцы: они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали отдельные слоги. Но в финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков финикийцы создали новые знаки.

    • Алфавитное письмо

    Настоящий- не слоговой, а буквенный алфавит, где есть знаки не только для согласных, но и для гласных, появился впервые у древних греков. Они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались и другие народы древнего Средиземноморья- ликийцы, лидийцы, фракийцы, карийцы, этруски.

    Впоследствии многие письменности, в том числе и латинский алфавит, возникли из греческого письма. Латинским алфавитом с различными дополнительными знаками и двойными буквенными обозначениями для звуков, не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества. В Средние века латынь стала международным языком, и в течение многих столетий она играла роль языка учёного мира. На ней сочинялись теоретические трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Энциклопедисты и просветители, естествоиспытатели и математики переписывались на латыни, письма носили характер научных статей и их обсуждений, ведь периодических научных журналов ещё не существовало.

    Алфавиты

    Алфавиты , их еще называют фонематическими алфавитами, представляют собой набор букв, которые, как правило, выстраивают в определенном порядке. Каждая из таких букв представляет собой одну или более фонем. Как правило, буквы делятся на гласные и согласные. Это деление имеет свои особенности в каждом из языков, буквы, что вполне естественно, используются для того, чтобы слагать слова. В некоторых комбинациях букв используются такие сочетания, которые, когда их произносишь, слышаться как одна буква или звук. К таким вот сочетаниям можно отнести, к примеру, в английском языке следующие сочетания — sh, ch и th .

    Непосредственно само слово алфавит произошло от латинского слова alphabetum (алфабетум). Это слово в свою очередь произошло от греческого слова (alphabetos), созданного от первых двух букв греческого алфавита– альфа (alpha) и бета — (beta). На сегодняшний день одними из самых известных и наиболее распространенных видов алфавита являются латинский и римский алфавиты, а также кириллица или славянский алфавит.

    Славянский алфавит

    Славянский алфавит (кириллицу) разработали на основе греческой письменности два ученых монаха из византийского города Солунь (ныне Салоники в Греции). Звали их Кирилл и Мефодий. В 1963 году во всех славянских странах праздновали юбилей- 1100 лет со времени создания первой славянской азбуки. А в Болгарии День славянской письменности празднуют каждый год- 24 мая. Строго говоря, кириллическая письменность, или кириллица,- это не единственная раннеславянская письменность. Одновременно с ней существовала еще так называемая глаголица (от слова«глагол»- по-старославянски«слово»). Она сложнее, чем кириллица. Некоторые ученые полагают, что Кирилл изобрел и кириллицу, и глаголицу: ведь многие буквы обеих азбук очень похожи. Другие думают, что одна из азбук существовала еще до Кирилла, но какая именно- мнения расходятся.

    В кириллице 43 буквы. Между прочим, они использовались и для обозначения цифр: для этого над ними ставились черточки. И до сих пор кириллицей, в разных ее вариантах, пользуются в России, Болгарии и странах бывшей Югославии.

    Современное начертание русский алфавит приобрёл в начале XVIII века, когда Пётр I ввёл новую форму письменных знаков- гражданский шрифт вместо церковнославянского. Развитие культуры, рост спроса на книги не только религиозные, но и научные и учебные, расцвет художественной литературы требовали более простой графики букв.

    С течением времени некоторые из букв кириллицы оказались лишними, потому что из языка исчезли обозначаемые ими звуки. Петровская реформа не избавила русскую азбуку от всех лишних букв, были официально исключены только некоторые из них. Вместе с тем в XVIII веке в нашем алфавите появились и две новые буквы:«й»- в 1735 году, и«ё»- в 1797-м. Букву«ё» впервые использовал писатель Н. М. Карамзин, автор повести«Бедная Лиза».

    После 1917 года наш алфавит был освобождён от лишних письменных знаков. Исчезли фита, ижица, твёрдый знак в конце слов и ненавистная когда-то всем школьникам буква ять.
    Современные системы письма большинства народов России построены на славяно-кирилловской основе. Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на 60 языках.

    ***
    Справка :

    Письменность - в широком смысле- совокупность письменных средств общения: система графики, алфавит, орфография.
    Письменность- в узком смысле- совокупность письменных и литературных памятников какого-либо народа.
    Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

    Типы письменности человеческих языков

    • Идеографический (пиктографический) - письменный знак привязан к определённому смыслу
    • Фоноидеографический - письменный знак привязан и к смыслу, и к звучанию
      • Логографический - письменный знак обозначает определённое слово
      • Морфемный - письменный знак обозначает определённую морфему (см.«Китайская письменность»)
    • Фонетический - письменный знак привязан к определённому звучанию
      • слоговый (силлабический) - каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:
        • собственно слоговое письмо - слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);
        • абугида - такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)
      • консонантный (квазиалфавитный) - на письме обозначаются только согласные. При своем развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные
      • Консонантно-вокалическое письмо - буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие«одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

    Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.
    Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

    • Древнеегипетское иероглифическое письмо было слоговым с элементами других систем.
    • Древнекитайское иероглифическое письмо было логографическим, современное китайское - морфемное.

    Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э.