Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Спор, виды спора (дискуссия, диспут, полемика, риторический спор и до.). Этика спора. Роль культуры речи в споре. привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц. Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позици

    Спор, виды спора (дискуссия, диспут, полемика, риторический спор и до.). Этика спора. Роль культуры речи в споре. привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц. Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позици

    В виртуальном и реальном мире!

    «В споре рождается истина». Эта известная всем фраза отчасти правдива, но только отчасти. Ведь очень часто спор, не приводит ни к какому решению из-за перехода его в агрессивную стадию выяснения отношений — применения ругательств или даже кулаков.

    Поэтому, чтобы в споре родилась истина важно соблюдать и уметь использовать силу аргумента в защиту своей позиции.
    Этичное поведение при споре — терпимое (толерантное) отношение к иному мнению приведет к мирному разрешению конфликтных вопросов, которые могут возникнуть в любой жизненной ситуации. Как совместить и бесконфликтное общение?

    Чаще всего споры возникают в семейных отношениях . Причиной может быть всё, что угодно – от брошенных грязных носков в неположенном месте, до выбора учебного заведения для ребёнка. могут стать судьбоносными.

    Неэтичный спор – это агрессор, позволяющий из маленькой проблемы раздуть грандиозный скандал, при котором всплывают все грехи партнеров, даже не по теме. Из-за этого большой процент семейных пар, устав от бесплодных попыток переделать под себя партнера, в конце концов, расходится.

    Поэтому, каждый член семьи должен соблюдать этику поведения в разрешении спорных вопросов — отделять принципиальные требования от второстепенных, быть терпимым к слабостям в привычках или вкусах членов семьи, быть снисходительным к младшим и престарелым, находить подход к равным. Здесь важны и доброжелательная интонация, и мягкий стиль общения при отстаивании своего мнения.

    Одним из условий мирного завершения конфликта – не стремиться к победе. После признания ошибки партнером или принципиального его нежелания согласиться с вашими аргументами любящий человек должен не заострять на этом внимание, а перейти на другую тему разговора. Это не значит, что при другом удобном поводе вы не вернетесь к новым попыткам убедить соперника прислушаться к вашему мнению.

    Очень важно правильно вести спор с детьми , так как ребёнку сложно принимать поражение, слыша от родителей: «Подрастёшь, тогда будешь спорить». Ребёнку нужно аргументировать свою правоту спокойно, не повышая голоса, при этом обратить внимание на то, что ошибка его незначительная, но, если ее не исправить, то она может перерасти в проблему, которую решать гораздо сложнее.
    Всем своим запретам нужно дать объяснение. Привести примеры из жизни, из книг. В таком случае ребёнок не затаит обиды, а сделает правильные выводы.

    Распространены споры и на работе . И, к сожалению, на многих предприятиях понятия «этика спора» не существует, особенно, если это касается отношений начальника и подчинённого. В этом случае начальник, как высшее звено, должен выступать примером для подчинённых и конфликтную ситуацию разрешать в спокойном тоне. Если ситуация зашла в тупик, можно обратиться за помощью к другим специалистам или научной литературе. При некорректном поведении в споре начальник показывает свой непрофессионализм и портит свою репутацию, что может привести к тому, что работник уволится и победно проявит себя в другом месте работы.

    Подчинённый, в свою очередь, должен соблюдать субординацию, понимая, что перед ним человек, который платит ему зарплату. Если он уверен в своей правоте, то ему нужно в деликатной форме объяснить ошибку шефу и никогда не вспоминать об этом, особенно при посторонних.

    Профессиональные споры можно встретить в политике . Именно в политической сфере очень часто можно встретить не этичные методы решения спора – применение ругательств в отношении оппозиционной стороны, подтасовку фактов, закидывание соперников яйцами, помидорами и другими предметами, и даже драки между депутатами. На таком уровне споры должны тем более решаться мирным путем, так как органы власти – это лицо страны.

    Спор, отстаивание своей позиции – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Поэтому, каждый должен вести себя правильно в спорной ситуации, уметь признавать свои ошибки и достойно принимать доводы партнера. Вступая в спор, необходимо иметь продуманную аргументированную позицию, чтобы не идти на поводу у , уметь выслушивать мнение оппонента и больше рассуждать, нежели отрицать в споре.
    В конце концов, можно всегда завершающей фразой примирить стороны: «Пусть на сегодня каждый останется при своем мнении». Формируйте себе человека, с которым приятно иметь дело, можно найти общую позицию.

    Жизненные связи нужно сохранять и укреплять, если только не идет речь о принципиальных разногласиях или преступной деятельности соперника. В этом случае необходимо объективно оценить свои силы и возможности, и тогда решать что делать — постепенно отдалиться от этого человека или искать помощи. Достойное поведение в спорной ситуации обязательно приведет к формированию лучших обстоятельств в вашей жизни.

    Познакомьтесь с подборкой интересных статей на тему , а также для углубления в интересующем вас вопросе.

    А что вы думаете на эту тему?
    Какие утверждения показались вам спорными?

    Если статья показалась вам полезной, то порекомендуйте ее своим друзьям.

    Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления.

    Аргументы, или доводы, используемые в споре, могут быть корректными (может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана) или некорректным (ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием или самого применения грубой физической силы).

    Ясной границы между корректными и некорректными аргументами нет. Отсутствие четкого разграничения не означает, что само это разграничение не является важным.

    Спор со многими участниками может сам собою «наладиться» - особенно устный спор - лишь в тех случаях, когда все участники его обладают хорошей дисциплиной ума, способностью схватывать сущность того, что говорится, и пониманием сущности задачи спора. В остальных случаях необходим руководитель споров - «председатель собрания» и т.п. Причем, надо сказать,умелые руководители споров встречаются довольно редко. Зато часто сложный спор ведется так безграмотно, что внушает отвращение к «совместному обсуждению» вопросов.

    Одной из самых трудно преодолимых преград к хорошему ведению спора является у людей неуменье слушать другого человека. Об этом нам придется сейчас говорить подробнее.

    Виды споров

    Чрезвычайно важны различия споров, зависящие отразличия целей , которые ставят себе спорщики, отразличия мотивов , по которым вступают в спор. Рассматривая споры по их целям, можно выделить пять наиболее важныхтипов спора . Каждый из этих типов имеет свои особенности по отношению а) к выбору тезиса и доводов, б) к желательности того или иного противника, в) к допущению или недопущению сомнительных приемов спора.

    1. Спор для разъяснения истины, для проверки какой либо мысли,для испытания обоснованности ее. Например, мы защищаем какую-нибудь мысль от нападений противника, главным образом, желая посмотреть, какие возражения могут быть сделаны против нее и насколько сильны эти возражения. Или наоборот, мы нападаем на мысль с целью узнать, что можно сказать в ее пользу. В истине же ее или ложности, на самом деле, обыкновенно, вовсе не уверены.

    Этот тип спора в смешанных формах встречается довольно часто, иногда даже и не у интеллигентных людей.Начинают спорить, чтобы послушать, что можно сказать против такой-то мысли в ее пользу. Но в чистом виде он редко выдерживается до конца. Обыкновенно в пылу спора, мы начинаем сражаться уже не для расследования истины, а для самозащиты и т.д. При этом иногда люди горячатся до того, что получается впечатление, что они самые пламенные и фанатичные приверженцы мысли. Бывает, что после такого спора и сами они начинают веровать в эту мысль, хотя бы в споре были даже и разбиты.

    В чистом, выдержанном до конца виде, этот тип спора встречается редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми. После такого спора чувствуешь себя настроенным выше и лучше, чем до него. Даже если нам приходится «сдать позицию», отказаться от защищаемой мысли и т.д., некоторое неприятное сознание этого совершенно может отойти на задний план по сравнению с другими впечатлениями. Такой спор есть по существу совместное расследование истины. Это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная.

    Особенности:

      Тезис берется из области, интересующей обоих спорщиков.

      Приемы такого «проверочного спора» чисты и безукоризненны, потому что раз идет дело об исследовании истины, сама потребность в нечистых приемах естественно отпадает.

      Доводы берутся самые, по нашему мнению, сильные с точки зрения их истины и каждое новое возражение вызывает только новый интерес.

      Желателен противник, более сильный, чем мы в данном вопросе, или приблизительно равный по силам или, во всяком случае, не слишком слабый. Слабость противника лишает спор всей прелести и значительной доли пользы.

    2. Спор для убеждения противника . В нем в свою очередь можно различать два наиболее важных оттенка, разные по ценности:

    а) спорящий может убеждать противника в чем-либо, в чем сам глубоко убежден (тут задача иногда самая бескорыстная: только сделать другого «соучастником истины»);

    б) но спорящий может убеждать и вовсе не потому, что уверен в истине того, что защищает, или в ложности того, на что нападаем. Он убеждает потому, что «так нужно», «так полезно» для какой-нибудь цели. Иногда это цель хорошая, иногда глубоко эгоистическая, но, во всяком случае «посторонняя».

    Особенности:

      тезис, в истинности которого можно убедить противника.

      интересен для убеждающего не тезис, а противник, примет ли он этот тезис или нет.

      противник сильный не желателен, это аздражает, как лишняя помеха.

      Приемы в этом типе спора тоже часто нельзя назвать чистыми. Даже в более высоких оттенках такого спора, когда дело идет о том, чтобы убедить человека в истинности того, что мы считаем истиной, далеко не всегда соблюдается чистота приемов. Когда противник не желает «убеждаться», не всякий подумает: «не убеждаешься в истине - ну, значит Бог с тобой. Сам себе вредишь» или «значит, нечего с тобою и разговаривать». Иные не так легко примиряются с неудачей; другие - слишком любят ближнего своего, чтобы лишить его истины и поэтому не прочь пустить в ход, во славу истины, некоторые уловки.

      Сильный противник при этом оттенке спора часто предмет страха и ненависти.

      Принцип «Победителей не судят».

      необходим прием «оставить за собой последнее слово».

    Само собой разумеется также, что в обоих последних типах спора и в споре для убеждения, и в споре для победы, - спорщики часто пользуются не столько логикой, не доводами рассудка, сколько средствами ораторской убедительности: внушительностью тона, острыми словами, красотой выражения, возбуждением нужных чувствований и т.п. бесчисленными средствами могучего ораторского искусства. Конечно, об истине и логике при этом меньше заботятся, чем было бы нужно.

    3.спор ради спора .

      не стремятся определенно или сознательно к тому, чтобы непременно победить, хотя, конечно, надеются на это.

      заставляет вступать в спор некоторое «влеченье, род недуга». «с утра самого искал он кого-нибудь, чтоб поспорить, доказывал с удивительным красноречием, что белое-черное, черное-белое».

      Готовность спорить за все и со всяким, и чем парадоксальнее, чем труднее для отстаиванья мысль, тем она для него иногда привлекательнее.

      становятся в рискованные положения в споре, и, чтобы как-нибудь сохранить равновесие и извернуться, прибегают к софизмам и уловкам.

    4. спор-игра, спор-упражнение . Сущность этого типа выражена в его названии. Он процветал, в древнем мире, особенно в Греции.

    Сегодня возникает множество различных спорных ситуаций, которые разрешаются путем спора. Дискуссии, которые возникают при общении невозможно избежать, так как каждый из нас имеет свою точку зрения, которая иногда кардинально отличается от взглядов других.

    В споре существуют свои правила этикета , которых нужно придерживаться. В Античные времена, спор базировался на мастерстве отстаивания своей точки зрения. Сегодня же, споры направлены в основном для поиска истины и для того, чтобы отношения людей, которые принимают участие в полемике, оставались в рамках приличия.

    Искусство ведения спора основывается на 3 основных тезисах :

    • расспрашивайте своего оппонента,
    • ведите беседу с оппонентом,
    • выслушивайте доводы оппонента.

    Если человек вступает в спор, он должен понимать, что его убеждения, аргументы могут быть ошибочными. Поэтому очень важно в споре выслушивать каждую точку зрения, анализировать все услышанные доводы.

    Во время доводов вашего оппонента, когда он затрагивает тему, по которой вы нуждаетесь в уточнении чего-либо, вы можете его прервать и задать вопрос. Но помните, что прерывать оппонента нужно только извинившись перед ним. Конечно, все мы знаем, что перебивать некрасиво, но если вы перебили вашего оппонента, проявили к нему уважение, он простит вас за ваше желание узнать истину. После того, как оппонент разъяснил вам все неточности, напомните ему, на чем он остановился.

    Искусством ведения спора является умение подобрать правильный тон дискуссии . Ваша интонация может быть совершенно разной, вы можете выражаться мягко, нежно, нерешительно, уверенно и т.д. Но при этом вам нужно учитывать то, чтобы не унизить вашего оппонента. Во время спора невежливо повышать тон или переходить на крик.

    Перед спором

    Перед спором крайне важно установить тему полемики , ее цели и смысл и ни в коем случаи не отходить от нее. Пренебрегая данным правилом, вы попросту потратите свое время впустую, не доведя беседу ни к чему, не получите никаких выводов.

    Если вы начинаете спорить на научную тему , вы должны знать значения всех терминов, которые могут быть затронуты в вашей дискуссии. Уточните все понятия и у вас не будет возникать неловкой ситуации, когда вы и ваш оппонент трактуют одно и тоже понятие по-разному.

    Во время спора

    Когда вы разрешаете с кем-то спорную ситуацию, вы должны понимать, что спор это не попытка выплеснуть негативные эмоции, а способ найти истину . Во время спора определитесь, с какими доводами вашего оппонента вы соглашаетесь, а с какими нет. Также вы не должны стеснятся переспросить у вашего оппонента той или иной аргумент, если в его не до конца поняли.

    По правилам этикета, переходить на личности запрещено . Это же касается и ведения спора. Если вы переключаетесь на личности, спор превращается в примитивную ссору.

    Если вы заметили, что ваш оппонент или вы постепенно начали переходить до другой темы, нужно переключиться на первоначально поднятые вопросы. В противном случаи, вы не только потратите свое время, но и закончите ваш спор ничем.

    Во время спора будьте вежливыми , не употребляйте фраз по типу: «Вам никогда не понять этого», «Да я вам не верю». Всегда слушайте аргументы и доводы оппонента, не перебивайте его особенно, когда он приводит аргументы в свою защиту.

    Завершение спора

    Завершение спора также является важным этапом, в котором нужно соблюдать правила этикета. Когда во время спора было доказано, что ваше мнение было ошибочным , вы должны показать себя справедливым и принять свою неправоту по этому вопросу.

    Когда же было доказано, что вы были правы , ведите себя достойно и не демонстрируйте гордость или радость победы. Таким образом, вы можете понизить самооценку оппонента или заставить его злиться, обижаться.

    В конце спора огласите доводы и выводы, к которым вы пришли вместе с вашим оппонентом. Пожмите друг другу руки в знак благодарности за хорошо проведенное время.

    Давно хочется написать кое-какие мысли, но никак не удавалось найти для них форму. Есть вещи, которые сложно обосновать рационально (особенно если не учитывать Божественные законы), поэтому их называют этикой или законами чести. Ну, к примеру, вместо того, чтоб толпой напасть и порубать врага в капусту, рыцари устраивали дуэли один на один, иначе не комильфо. Вот и я не хочу обосновывать рациональность своих предложений, предложив их в качестве этики. Предложения касаются такой сферы как правила ведения дискуссии или спора. Точнее правил таких нет, кроме, пожалуй, каких-нибудь профессиональных сообществ. На бытовом уровне все спорят кто во что горазд. Принудить собеседника к ведению спора по предлагаемым мною правилам нельзя, их можно применить только к себе, тем самым невольно оказавшись в невыгодном положении, потому что вместо боев без правил, ты вынужден соблюдать этические нормы. Однако от спора с собеседником, соблюдающим те же правила, можно получить огромное удовольствие и пользу. Мысли поданы на первый взгляд слегка бессистемно, но и некая система там все-таки есть.

    1. Думай не о том, что говорит собеседник, а о том, что он хочет сказать.
    Соблюдая это правило, нельзя цепляться к словам, нельзя стараться подловить собеседника на слове, нельзя использовать его слова против него самого и т.п. для начала надо убедиться, что он действительно хотел сказать именно это. Язык - инструмент несовершенный, редко когда мысли превращаются в слова без искажений, поэтому надо заранее допустить такую возможность в речи собеседника.

    2. Думай не только о том, что человек спрашивает буквально, но и о том, что его действительно интересует, но он не может сформулировать вопрос.
    Отвечай по возможности одновременно и на прямо заданный вопрос и на то, что возможно является истинной подоплекой вопроса.

    3. Часто бывает человек говорит об одном, а хочет говорить о другом. Думай об истинном интересе собеседника.
    Не факт, что твои догадки сразу окажутся правильными, но, расставляя акценты в разговоре или слегка меняя его тему, пробуй выяснить, что именно хочет собеседник сказать или услышать.

    4. Не думай, что можешь победить в споре (особенно хочется победить, если у спора есть сторонние наблюдатели), представь, что победу в споре тебе может присудить только твой соперник.

    5. Не следует затевать спор, если твоя цель - убедить в своей правоте собеседника. Спор нужен лишь для обмена знаниями и опытом в обоих направлениях.

    6.Думай не о том, что полезного ты можешь сказать человеку, а о том, что полезного ты можешь услышать от него. Как бы ни было ценно твое знание в твоих глазах, в глазах другого это могут быть просто слова на ветер. И какой бы ерундой не казался бы тебе предмет интереса собеседника, думай о том, почему это так важно для него.

    6. Разделяй информацию, которую ты сообщаешь и воспринимаешь, по разным уровням. Не придавай большого веса словам о вещах, которые не могут быть охвачены твоими или чьими-то ни было органами чувств. То что ни ты сам, ни твой собеседник, ни кто-то другой не мог увидеть/услышать/почувствовать, не может иметь большого веса. Говори о том, чему сам был свидетелем, уверенно, но чужие слова передавай с опаской. Также и в речи собеседника вылавливай с тщанием его личный опыт, а пересказ им чужих мнений ценен только тем, что эти мнения заметно важны для него самого.

    7. Не обо всем следует судить как либо об истинном, либо о ложном. Ты всегда должен оставлять за собой право не судить о некоторых вещах никак, т.е. не полагая их ни ложными, ни истинными.

    8. Если ты понимаешь, что твой собеседник в чем-то прав, не жди, когда он припрет тебя к стенке, не пытайся увиливать, а признай его правоту немедленно.
    Нужна смелость, чтоб признать собственную неправоту, особенно тогда, когда есть возможность увильнуть, сменить тему разговора, сменить акценты в беседе и т.п. Главное в споре - понять друг друга.

    9. Не торопись указывать собеседнику, если его позиция вдруг сменилась по ходу речи, даже если тебе это очевидно. Важно не то, что твоя мысль признана вами обоими истинной, а то, чтоб эта мысль стала мыслью твоего собеседника.

    Подытожить пока можно так. Важным в дискуссии может быть только человек, а не предмет разговора. Не бывает истин важных сами по себе, есть только важность применительно к конкретному человеку. Доказывая свою истину, ты можешь отвратить человека от нее, и чем более "бесспорны" и "очевидны" твои доказательства, тем более чуждой человеку становится твоя истина.

    Не начинай свой спор, пока не будешь
    знать позиции оппонента.

    Правило спора в Древнем Риме и Древней Греции

    Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

    К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Спасибо учёным древности! Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры.

    Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

    Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах:

    1. расспрашивать своего оппонента;
    2. вести с ним беседу;
    3. внимательно выслушивать его доводы.

    Вступающий в спор человек должен знать, что его убеждения могут быть ошибочными. Поэтому во время ведения полемики важнее не доказывать свою правоту, а внимательно выслушивать и анализировать доводы оппонента.

    Если во время монолога Вашего собеседника он затронул вопрос, по которому Вам крайне необходимо что-то уточнить, Вы можете прервать его речь, но только извинившись. Затем вкратце Вы можете перечислить свои доводы на затронутую Вашим оппонентом тему или попросить его кое-что подробнее Вам разъяснить. Конечно, перебивать, некрасиво, но, как говорил Сократ, «истина дороже». Ваш собеседник простит Вас за небольшую неучтивость, если увидит Ваше уважение к нему и искреннее желание установить истину. После того, как Вы выскажетесь, следует напомнить оппоненту, о чём он говорил до того, как Вы его перебили.

    Искусство вести спор заключается также и в умении выбирать правильный тон дискуссии. Интонация Вашего голоса во время ведения полемики может быть самой разной: решительной, нежной, уверенной, мягкой. Но при этом она ни в коем случае не должна обижать Вашего оппонента, унижать его. Невежливо повышать тон, и просто неприемлемо переходить на крик.

    Правила ведения спора:


    Прежде чем вступить в полемику
    • Перед тем как вступить в спор, необходимо точно установить тему полемики, её смысл и цель. Если пренебречь данным правилом, Вы потратите время впустую: поспорите ни о чём и не придёте ни к какому выводу.
    • Прежде чем начать спорить на научную тему, надо разузнать значения всех терминов, которые потенциально могут использоваться в речи Вашего оппонента. Также полезно будет уточнить понятия, о которых будет вестись речь в полемике. Соблюдение данного правила позволяет избегать нелепых ситуаций, когда спор возникает из-за того, что двое по-разному понимают значение одного и того же слова.

    Во время спора


    В завершение спора

    • Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора.
    • Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться.
    • В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником.
    • Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.