Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Военный корвет. Серийный и разный. Какие были разработаны модификации

    Военный корвет. Серийный и разный. Какие были разработаны модификации

    Корабль под громким наименованием «Гремящий» - это корвет проекта 20385, который готовился к закладке в феврале 2012 года. Параллельно проводилась разработка аналога «Проворный». Процесс начинался на размещенной в Санкт-Петербурге. Торжественную церемонию посетили высокие чины вооруженных сил России. Данный проект непосредственно ориентирован на строительство военных плавательных средств, в арсенале которых предусмотрено самое современное вооружение атакующего и защитного плана.

    Разработка и постройка

    Корвет проекта 20385 представляет собой усовершенствованную версию аналогичной разработки под индексом 20380, с внедрением принципиально новых технологических и конструкционных решений. в Питере подписала контракт о создании четырех судов подобной категории, два из которых уже готовы. Параллельно работы ведутся на в Комсомольске-на-Амуре. Новые корабли должны стать максимально надежными в ударном плане, включая использование новейших средств противовоздушной обороны.

    Разработало корвет проекта 20385 («Гремящий») конструкторское бюро «Алмаз». Прогнозируемый порт приписки кораблей после достройки - Северный флот. Рассматриваемый проект существенно совершеннее предшественника. Особенно это касается тактико-технических параметров, оружия, возможностей ведения боя и маневрирования. В теории производители планируют возвести десять аналогичных корветов для российского ВМФ. Это даст возможность значительно повысить обороноспособность в плане защиты морской границы. Стоит отметить, что в производстве судов используются композиционные материалы, а стоимость их изготовления и поставки составила не менее полумиллиона рублей.

    Возможности и использование

    20385 - проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача - обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.

    Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 - это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.

    Технические показатели

    Ниже приведены характеристики корвета проекта 20385:

    • Длина/ширина корабля - 104/13 м.
    • Водоизмещение составляет 2200 тонн.
    • Скоростной порог - 27 узлов.
    • Показатель автономности судна - 15 дней.
    • Преодолеваемое расстояние - 5600 км.
    • Силовые агрегаты - дизельные двигатели 1ДДА-12000.
    • Количество членов экипажа - 99 человек.

    Артиллерийское оружие на борту представлено установкой А-190-01 (калибром 100 мм). Имеется универсальная ракетная система «Калибр», пулеметы, зенитка типа «Редут», акустические и радиолокационные базы, противолодочное вооружение «Пакет» и усиление в виде вертолета Ка-27.

    Корпус и надстройка

    Корвет «Гремящий» - головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.

    Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

    Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

    Энергетическая установка

    Предварительно основным силовым агрегатом должны были стать немецкие моторы типа MTU. Впоследствии, соблюдая контрмеры по импортному замещению, было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ был направлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенскому комбинату. В итоге корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных установок ДДА-1200.

    Каждый агрегат включает в себя два мотора и реверсивный редуктор. Они имеют систему автоматического контроля и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:

    • Рабочий ресурс - не менее 15 тысяч моточасов.
    • Средний показатель по дальности хода с учетом скорости в 14 узлов - 4 000 морских миль.
    • Материал поршневого основания - жаростустойчивая сталь типа ЭИ-415.
    • Основа силовых агрегатов - сплав из алюминия АК-6.
    • Показатель мощности каждого генератора составляет 630 кВт.
    • Потребность в токе - 50 Гц (380 ватт).

    Данные установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимуме расхода топлива и масла, при этом снижая гидроакустическую заметность корабля.

    Радиотехника судна

    Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:

    • Систему «Сигма» (БИУС).
    • Автоматический блок связи «Рубероид».
    • Комплекс наводки «Монумент».
    • Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
    • Узел ОГАС «Анапа-М».

    Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.

    Вооружение

    Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:

    1. Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
    2. Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
    3. Комплекс «Рубеж».
    4. Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
    5. 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
    6. Противолодочный вертолет Ка-27.

    Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.

    Параметры мореходности

    Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

    Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы. Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 - первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

    В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

    Какие были разработаны модификации?

    По начальному плану предполагалась разработка и возведение четырех основных корвета проекта 20385. «Гремящий», фото которого представлено выше, стал флагманом и единым судном, строительство которого продолжилось по данному направлению. Кроме того, проектировались следующие модификации:

    1. Пограничный сторожевой корвет (20380П).
    2. Оснащенная минимальным вооружением экспортная вариация. На ней предполагалась опция смены боекомплекта на иностранные аналоги.
    3. «Проворный». Он целенаправленно готовился для Черноморского флота, имел улучшенное оснащение и вооружение.
    4. Модернизированная версия с возможностью монтажа боевой установки «Горизонт».

    Названия кораблей не менее звучные: «Ретивый» и «Строгий».

    Корвет проекта 20385 «Проворный»

    Этому судну присвоен заводской номер 1006. Оно является вторым корпусом рассматриваемого проекта. Закладка серии состоялась также на Северной верфи судостроительного комбината в Санкт-Петербурге.

    В мероприятии приняли участие адмирал Высоцкий, командиры флотов всех уровней, а также другие высокопоставленные лица, почетные гости. Разработка данного проекта началась весной 2013-го. От предыдущих моделей «Проворный» отличается большим водоизмещением (2200 тонн) и габаритами. Длина корабля составляет 105 метров, а ширина и осадка - 13 и 8 метров соответственно. Оснащение в вооружении также на порядок отличается от предшественников, благодаря возможности установки систем «Калибр-НК», комплексов «Редут» и «Пакет». Предусмотрено базирование на палубе вертолета Ка-27ПЛ.

    Особенности

    Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, которая служит для управления радиолокационными приспособлениями и повышает возможность обнаружения вражеских целей, а также способствует усилению боевого каравана, гарантируя сопровождение и выявление морских и воздушных судов. Значительную роль в этом играет РЛС и контрольный блок типа «Пума».

    Судя по комментарию ведущего инженера центрального конструкторского бюро «Алмаз», К. Голубева, разработка в плане нового морского судового строительства проводится также по улучшенной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественным вооружением, хотя подробности возведения пока остаются в тайне.

    Как заявил замминистра обороны России Ю. Борисов, к 2020 году планируется изготовить не менее 16 корветов рассматриваемого класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном комбинате.

    Эксперты думают, что основная загвоздка в строительстве таких кораблей заключается в совместимости новейшего вооружения в большом количестве и стоимости итогового варианта. Конструкторы продолжают работать, чтобы довести этот показатель до оптимальной отметки.

    Итог

    Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

    Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург) по конкурсу, который проводился командованием ВМФ России на создание простого и недорогого корабля подобного класса. Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов. Научное сопровождение проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Министерства обороны России. Разработка технического проекта завершена в начале 2001 г.

    Головной корабль проекта зав.№1001 "Стерегущий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 21.12.2001 г., спущен на воду 14.05.2006 г. и принят ВМФ России (Балтийский флот) 27.02.2008 г. (14.11.2007 г. по др.данным). 21 декабря 2011 г. Правительством России принято Постановление №1080-31 о назначении "Северной верфи" единственным поставщиком дополнительной серии в 9 корветов пр.20385 / 20380М. По планам 2011 г. предполагалась вообще постройка серии в 20 корветов проекта. Первый серийный СКР пр.20380 принят ВМФ России 14.10.2011 г. По умолчанию данные СКР пр.20380. На официальном сайте ЦМКБ "Алмаз" проект корвета 20380 носит наименование "Тигр", а на сайте "Северной верфи" указано, что пр.20382 "Тигр" является экспортным вариантов корвета пр.20380.

    Всего построено и в строительстве (на середину 2013 г.) 6 кораблей проекта. Далее планируется строительство только корветов .



    http://www.nordsy.spb.ru).



    СКР "Стерегущий" - головной корабль пр.20380 (http://korabley.net).


    СКР "Сообразительный" - первый серийный корвет пр.20380 в Балтийске в День ВМФ, 31.07.2011 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


    Конструкция - корпус стальной гладкопалубный. Обводы подводной части корпуса позволяют снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволяют уменьшить потребную мощность энергетической установки. На серийных кораблях по сравнению с головным пр.20380 изменена конструкция надстройки. Надстройка корабля выполнена с использованием многослойных композиционных материалов - трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна. Конструкция надстройки разрабатывалась с учетом современных требований к радиолокационной заметности. В кормовой части корабля размещен ангар для вертолета.


    Двигательная установка :
    - 2 х судовых дизель-дизельных агрегата ДДА12000 каждый включает в себя 2 х дизеля 16Д49 16ЧН 26/26, мощностью по 11660 л.с. (агрегат). Разработчик агрегатов - ОАО «Коломенский завод», испытания агрегатов успешно завершены в 2006 г. Агрегат включает в себя два дизеля и реверс-редукторный агрегат. Регистровая система наддува, используемая в дизель-дизельном агрегате ДДА позволяет отключить один из турбокомпрессоров на режимах средних и малых нагрузок, тем самым, увеличивая крутящий момент, снимаемый с фланца коленчатого вала дизеля на швартовных режимах и реверсировании судна. Агрегат может эксплуатироваться по схеме совместной или раздельной работы дизелей путем передачи мощности через редуктор от одного (любого) или двух дизелей одновременно на гребной вал.


    В агрегате использованы высокоэкономичные дизели 16Д49 производства ОАО «Коломенский завод» с регистровой системой наддува, улучшенной гидравлической характеристикой и усиленными элементами блока, деталей цилиндропоршневой группы.

    ТТХ дизеля 16Д49 16ЧН 26/26:
    Длина - 5280 мм
    Ширина - 2210 мм
    Высота - 3500 мм
    Масса дизеля - 26000 кг
    Мощность - 6000 л.с. / 4412 кВт
    Частота вращения - 1100 об/мин
    Удельный расход топлива по ISO 3046-1 г/кВт.ч (г/л.с.ч) - 199 (146,3)
    Удельный расход масла по ISO 3046-1 г/кВт.ч (г/л.с.ч) - 1,01 (0,74)

    За время службы головного корабля пр.20380 (по 2010 г.) дважды выходила из строя дизельная движительная установка.

    На корвете пр.20380 вариант 2 (предположительно экспортный пр.20382 "Тигр") - 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА ().

    Энергетика :
    - 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт, генераторы вырабатывают электрический ток напряжением 380 вольт и частотой 50 Гц.

    Механика - движители - 2 вала, 2 пятилопастных винта фиксированного шага.

    ТТХ корабля :
    Экипаж - 99 чел (в т.ч. 14 офицеров)

    пр.20380 пр.20380 (2 вариант,
    Длина 100 м / 111.6 м (по др.данным) 104.5 м
    Длина по ватерлинии 90 м
    Ширина 13 м / 14 м (по др.данным) 13 м
    Ширина по ватерлинии 11.1 м
    Осадка - 3.7 м (по килю)
    - 7.8 / 7.95 м (габаритная по бульбу)
    Водоизмещение стандартное 1800 т
    Водоизмещение полное
    2000 / 2200 (!) / 2220 т (по разным данным) 2250 т
    Скорость полного хода 26-27 уз 30 уз
    Скорость экономического хода 14 уз
    Дальность плавания
    4000 миль (на скорости 14 уз) ок.3500 миль
    Автономность 15 сут (по запасам) 15 сут (по запасам)

    Стоимость корабля :
    - 10 млрд.руб (2011 г., оценка СМИ)

    Вооружение : может быть применено при волнении моря до 5 баллов

    пр.20380 (зав. №1001) пр.20380 (серийные), штатный состав
    пр.20380 (2 вариант,
    вероятно экспортный пр.20382 "Тигр")
    Ударный ракетный комплекс 2 x 4 ПУ КТ-184 ракетного комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24, система управления комплексом «Монумент-А», ПУ расположены поперек корпуса корабля в средней части
    2 x 4 ПУ КТ-184 ракетного комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24 с последующей заменой на ракеты 3М24УД, система управления комплексом «Монумент-А» 2 х 4 ПУ вертикального пуска УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс) комплекса "Калибр-НК" с 8 КР "Калибр" или "Яхонт"

    2 х морские ПУ ракетного комплекса на базе ПТРК "Штурм-С"

    ЗРК самообороны 1 боевой модуль ЗРАК 3Р87-1 с 8 ПУ ЗУР и 2 x 6 х 30 мм (боекомплект - 32 ЗУР 9М311, 3000 выстрелов)

    ПЗРК «Игла», боекомплект - 32 ЗУР

    3 х 4 ПУ вертикального пуска 3С97 ЗРК 3К96-3 (боекомплектот от 12 ракет 9М96 / 9М96Е2 до 48 ракет 9М100 в различных комбинациях).

    ПЗРК «Игла», боекомплект - 32 ЗУР

    1 боевой модуль ЗРАК 3Р87 с 8 ПУ ЗУР и 2 x 6 х 30 мм (боекомплект - 16 ЗУР 9М311, 2000 выстрелов)

    ПЗРК «Игла-С», боекомплект - 8 ЗУР

    Универсальное артиллерийское 1 x 1 х 100 мм установка , система управления , боекомплект 332 выстр. (80 по др.данным)
    1 x 1 х 100 мм установка , система управления , боекомплект 332 выстр. (80 по др.данным) 1 х 1 х 76 мм установка АК-176М
    Зенитное артиллерийское 2 х 6 х 30 мм установки , со стрельбовой оптико-электронной станцией СП-521 «Ракурс», есть возможность получения ЦУ от СУО "Пума-02", боекомплект 2 х 3000 выстр.
    аналогично нет
    Торпедное 2 ПУ x 4 х 330 мм торпедный комплекс
    ПУ расположены побортно в лацпортах
    аналогично 2 х 2 х ТА ДТА-53 калибра 533 мм, боекомплект 4 торпеды
    Прочее 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ или подобные
    2 х противодиверсионных гранатомета ДП-64 / 97У (боекомплект 240 выстрелов)
    аналогично 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ
    ПУ помех комплекс (4 х ПУ КТ-216), боекомплект - 80 выстрелов АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50 комплекс комплекс
    Авиационное противолодочный вертолет Ка-27ПЛ с запасом топлива до 20 т
    аналогично Ка-27ПЛ или Ка-31


    Размещение систем вооружения и оборудования на корвете пр.20380, 2015 г. (автор - Charly015, http://charly015.blogspot.ru).


    Пуск ракеты 3М24 "Уран" с корвета "Стойкий" в ходе испытаний, 02.04.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


    Пусковая установка вертикального пуска ЗРК "Редут" (слева) и надстройка с антенными постами СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


    Вид с кормы на вертолетный ангар - СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


    По поводу вооружения первого серийного СКР пр.20380 (зав.№1002 "Сообразительный") ЗРК "Редут" с 2011 г. существует распространенное неофициальное мнение об ущербности текущей комплектности ЗРК "Редут" - пусковая установка, командный модуль (выработка команд управления ЗУР), ЗУР. В системе якобы отсутствует полноценная система целеуказания. РЛС "Фуркэ-2" не обладает якобы возможностями сопровождения целей в интересах ЗРК, а СУО "Пума" артиллерийской установки могла бы выдавать целелуказание с сопряжением с ЗРК через БИУС "Сигма", но указанный тип БИУСа якобы имеет достаточно большое работное время, неприемлемое для актуальных задач ПВО. Информация является не подтвержденной, но по состоянию на начало 2013 г. озвучивается как родовая черта всех корветов пр.20380 - заявляется, что фактически ЗРК "Редут" не боеспособен.

    Оборудование :

    пр.20380
    пр.20380 (2 вариант,
    вероятно экспортный пр.20382 "Тигр")
    БИУС "Сигма-20380" "Сигма-Э" или боевой и информационный центр CIC Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
    РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания
    "Фуркэ-2" разработки НИИРТ концерна ПВО "Алмаз-Антей"
    Диапазон радиоволн - Е
    РЛС "Фуркэ-Э" или РЛС "Позитив-МЭ1" или трехкоординатная РЛС SMILE Thales (S диапазона, в составе интегрированной модульной мачты)
    РЛС целеуказания ПКР "Монумент-А" в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты
    РЛС "Монумент-Э" или РЛС "Минерал-МЭ" или активная РЛС с ФАР Seastar Thales (Х диапазона)
    Система целеуказания универсальная с оптико-электронным визиром
    РЛС целеуказания 2 х "Сандал-В"
    Оптическая система ТВ-комплекс МТК-201 ТВ-комплекс МТК-201МЭ или система панорамного наблюдения Gatekeeper Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
    Навигационные РЛС 1 х "Пал-Н"
    2 х МР-231-2
    1 х НРЛС Горизонт-25"
    Навигационный комплекс "Чардаш-20380"
    система спутниковой навигации СН-3101
    1 х ИНС "Горизонт-25"
    1 х "Ладога-МЭ"
    1 х гирокурсоуказатель "ГКУ-2"
    1 х магнитный компас ДС-83
    1 х автопрокладчик АП-780
    1 х лаг ЛЭМ2-1
    1 х навигационный эхолот НЭЛ-20К
    2 комплекта потребителей систем ГЛОНАСС и NAVSTAR CH-3101
    1 х приемоиндикатор РНС КПИ-9Ф
    1 х комплекс "Сюжет-КМ"
    Аппаратура госопознавания 3 х "Пароль" / 67Р
    3 х "Пароль" / 67Р или 1 х система РЛ-опознавания NR IFF Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
    Комплекс РЭБ ТК-25-2 1 х ТК-25Э или МП-405-1Э-АМАР
    ГАК / ГАС
    ГАК "Заря-2" в носовом бульбе - производство ГАК осуществляет таганрогский завод "Прибой", опытный образец ГАК установлен на головном корабле пр.20380. Разработка ГАК велась в рамках ОКР "Заря-85" по госконтракту от 21.09.1987 г. (переподписан 23.09.1992 г.). Опытный образец ГАК "Заря-2" на СКР зав.№1001 был затоплен и выведен из строя в ходе опытной эксплуатации и по решению заказчика от 07.11.2008 г. восстанавливается в 2009-2010 г.г. с использованием стендового экспериментального образца ГАК силами таганрогского завода "Прибой". В 2009 г. проведен первый этап работ - проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав.№1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню. Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г. В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План- графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы. Для серийного корабля зав.№1002 ГАК изготовлен по конструкторской документации опытного образца и поставлен на ССЗ "Северная верфь" в 2010 г. по договору от 23.11.2005 г.

    Буксируемая ГАС с ГПБА "Виньетка-М" (зав.№1001 - "Минотавр-М")

    Опускаемая ГАС "Анапа" / "Анапа-М"

    1 х ГАС "Заря-МЭ"
    1 х ГАС "Виньетка-ЭМ"
    1 х ГАС "Паллада" или ГАС "Анапа-МЭ"
    Комплекс связи "Рубероид" 1 х автоматизированный комплекс связи "Рубин-ЭГ" или объединенная антенная система связи ICAS Thales (в составе интегрированной модульной мачты)

    1 х спутниковая система связи SURFSAT-L Thales (в составе интегрированной модульной мачты)

    Прочее для радионавигации вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты приводной станции ОСПВ-20380 1 х "Блокировка"

    ТТХ даны по трем вариантам комплектации РЛС "Фуркэ-Э" (ист. - буклет НИИРТ ):
    вариант 1 вариант 2 вариант 3
    Дежурный режим
    Дальность обзора 60 км 150 км 60 км
    Сектор обзора по азимуту 360 град 360 град 360 град
    Сектор обзора по углу места 6 град 4 град 15 град
    Дальность обнаружения морской цели 0,95 радиогоризонта 0,95 радиогоризонта 0,95 радиогоризонта
    60 км 120 км 52 / 60 км
    Боевой режим
    Дальность обзора 40 км 150 км 60 км
    Сектор обзора по азимуту 360 град 360 град 360 град
    Сектор обзора по углу места 60 град 80 град 30 град
    По высоте 15 км 20 км -
    Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 1 кв.м 30 км 75 км 52 км
    Дальность обнаружения ПКР с ЭПР 0,02 кв.м на высоте 5 м
    10 км 12-14 км 12 км
    Подавление отражений от неподвижной подстилающей поверхности 50-55 дБ 50-55 дБ 50-55 дБ
    Точность измерения координат по дальности 50 м 50 м 50 м
    Точность измерения координат по азимуту
    4-6 точек дальномера 4-6 точек дальномера 3-4 точек дальномера
    Точность измерения координат по углу места 8-9 точек дальномера 5-7 точек дальномера -
    Разрешающая способность по дальности 150-200 м 150-200 м 150-200 м
    Разрешающая способность по азимуту
    3.2 град 3.2 град 2 град
    Количество одновременно сопровождаемых целей 100 200 50
    Энергопотребление 8 кВт 25 кВт 7,5 кВт
    Масса антенного поста 420 кг 890 кг 90 кг
    Масса всей аппаратуры РЛС 1100 кг 2450 кг 860 кг
    Среднее время наработки на отказ 850 ч 850 ч 850 ч


    Антенный пост РЛС "Фуркэ-2" на головном СКР пр.20380 "Стерегущий", г.Санкт-Петербург, 25.07.2010 г. (атвор фото - Л.Н.Морозов, http://ru.wikipedia.org).


    Антенна РЛС "Фуркэ-Э" (фото с буклета НИИРТ, http://forums.airbase.ru).


    Антенный пост РЛС "Фуркэ-2" и других радио-технических систем на СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


    Антенный пост универсальной системы целеуказания с оптико-электронным визиром на головном СКР пр.20380 "Стерегущий", г.Санкт-Петербург, 25.07.2010 г. (атвор фото - Л.Н.Морозов, http://ru.wikipedia.org).


    Модификации :
    - пр.20380 (зав.№1001) - головной корабль проекта, СКР / корвет.


    - пр.20380 (серийные корабли) - серийные корабли проекта, отличаются составом вооружения, измененной надстройкой. В конструкции серийных кораблей проекта полностью реализованы требования ВМФ по вооружению, общекорабельным системам, комплексу связи, системам автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля.


    - пр.20380П / 20381 - пограничный СКР дальней морской зоны, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

    - пр.20382 «Тигр» - экспортный вариант (по состоянию на 2011 г. не реализован). Упрощенные экспортные варианты систем вооружений, возможность установки вооружения и оборудования заказчика. В базовом варианте предлагается установка ВПУ с ПКР "Яхонт" или "Калибр", ЗРПК "Каштан-М". В 2011 г. обсуждается возможность поставки в Алжир. По состоянию на 2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о вооружении экспортного корвета пр.20382 ПКР "Уран-Э" ().

    - пр.20383 - пограничный СКР, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

    - пр.20386 - корвет, модернизация корвета . 25.07.2013 г. объявлено в СМИ, что ЦМКБ "Алмаз" ведет разработку улучшенного проекта 20386. Сроки разработки и технические подробности этого проекта не раскрывались, но была озвучена информация о том, что разработка корабля ведется "с ориентиром на российские вооружения" ().

    Стоимость :
    - 5,978 млрд рублей - стоимость корвета пр.20380 зав. № 2101 согласно контракта на поставку №253/05/2/К/0038-06 от 26.01.2006 г.

    Статус : Россия
    - 2007 г. 27 июня - 1 июля - в ходе салона МВМС-2007 впервые публично показан головной СКР пр.20380 "Стерегущий".

    2008-2010 г.г. - на вооружении ВМФ России 1 корабль пр.20380 ("Стерегущий").


    Первый серийный СКР "Сообразительный" пр.20380 в достройке на Северной верфи, г.Санкт-Петербург, конец мая 2010 г. (http://www.rusarmy.com).


    - 2011 г. апрель - СКР "Сообразительный" приступил к ходовым испытаниям.


    У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


    - 2011 г. июль - СКР "Сообразительный" пр.20380 принял участие в салоне МВМС-2011 в Санкт-Петербурге.


    СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


    - 2011 г. 14 октября - в 13-00 в Санкт-Петербурге поднят Андреевский флаг на СКР "Сообразительный" (зав.№1002), корабль успешно завершил ходовые испытания.

    2011 г. 18 октября - появились неподтвержденные сообщения об успешных испытаниях ЗРК "Редут" на первом серийном корвете пр.20380 (зав.№1002). Одновременно есть информация о том, что несколько попыток поразить цель завершились неудачей. Данные неофициальные, не подтверждены.

    2011 г. декабрь - на СКР "Бойкий" проходят швартовые испытания. Передача корабля ВМФ России планируется на 2012 г.


    Заводской №1004 - СКР "Стойкий" пр.20380. Стапель №1 ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


    Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" пр.20380 (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" пр.20385. Справа - СКР "Адмирал Касатонов" . ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


    Стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" пр.20385. На дальнем плане судно связи "Вице-адмирал Юрий Иванов" пр. 18280, заложено 27 декабря 2004 г. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


    - 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России сообщает, что в измененной программе развития вооружения 2011-2020 г. названа цифра в 18 СКР, что в сумме с уже принятыми кораблями проекта дает 20 единиц.

    2012 г. 17 февраля - на Амурском ССЗ в торжественной обстановке начато строительство закладочной секции СКР "Громкий" пр.20380 зав.№2102.


    Первые фотографии строящегося на Амурском ССЗ СКР "Совершенный" пр.20380 зав.№2101. 17 февраля 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


    - 2012 г. 2 апреля - в СМИ появилась информация о том, что СКР "Стойкий" заводской №1004 в первых числах мая планируется вывести из цеха в док, осуществить монтаж бульбового обтекателя и 21 мая произвести спуск СКР на воду. В январе 2013 г. на корабле планируется начать швартовые, позже - ходовые испытания. Сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. Сегодня же на СКР "Бойкий" заводской №1003 начаты швартовые испытания. Ходовые испытания планируется начать в июле 2012 г., передача Флоту - ноябрь 2012 г.

    2012 г. 20 апреля - на "Амурском судостроительном заводе" официально заложен СКР "Громкий" (заводской №2102) пр.20380 строительство которого торжественно начато 17.02.2012 г.


    Закладная доска СКР "Громкий" пр.20380, заложенного 20.04.2012 г. на "Амурском судостроительном заводе" (http://www.function.mil.ru).


    - 2012 г. 30 мая - на ССЗ "Северная верфь" спущен на воду СКР пр.20380 "Стойкий".


    СКР "Совершенный" пр.20380 зав.№2101 в постройке на Амурском ССЗ, 09 июня 2012 г. (фото - haelgi, http://haelgi.livejournal.com).


    СКР "Громкий" пр.20380 зав.№2102 в постройке на Амурском ССЗ, 09 июня 2012 г. (фото - haelgi, http://haelgi.livejournal.com).



    Корвет "Бойкий" пр.20380 у достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Опубликовано 17.07.2012 г. (фото из архива пользователя "пытливый808", http://forums.airbase.ru).


    Фото корвета "Сообразительный" пр.20380 с сайта учений Danex-NOCO-2012. Внешний рейд базы Фредериксхавн, 2012 г. ().


    - 2012 г. 2 сентября - на стоянке порта Фредериксхавн (Дания) произошл пожар в машинном отделении корвета "Сообразительный" пр.20380. Жертв нет, пожар потушен силами экипажа, корабль лишился хода. Корабль прибыл в Данию для участия в маневрах Danex-NOCO-2012.


    Более подробное описание происшествия ().
    02.09.2012 г. в 18.00 местного времени (Дания) экипаж патрульного моторного катера береговой охраны датского ополчения заметил сильный дым на борту российского военного корабля, стоящего на якоре на внешнем рейде ВМБ Фредериксхавн. По словам патрульных, на корабле они четко видели пламя. О происходящем было немедленно доложено дежурному по ВМБ, а затем береговая охрана ополчения направила все свои четыре надувные моторные лодки в район инцидента. Патрульное судно датских ВМС, дежурное подразделение, два базовых буксира (способные также тушить пожар), жестко-надувная лодка немецкого спецназа, а также еще три судна иностранных ВМС были немедленно отправлены на помощь российскому кораблю. В 18.28 в районе происшествия появился спасательный вертолет, доставивший на борт аварийного корабля немецких и норвежских пожарных со специальным оборудованием. Сообща с экипажем им удалось локализовать возгорание.

    В ходе спасательной операции все привлеченные к ней средства использовали данные, предоставляемые экипажами надувных плавсредств ополчения до тех пор, пока командование операцией не приняла на себя дежурная служба. Около 19.00 ополченцы вернулись на базу и продолжили патрулирование. В момент возникновения пожара, часть экипажа российского корабля - всего 47 человек - были на берегу. Однако, они не смогли вернуться на борт из-за пожарной тревоги и перекрытия района. Приблизительно через полтора часа, когда россиянам было разрешено вернуться на борт, сотрудники отряда морского ополчения доставили моряков на их корабль на моторных лодках, позаимствованных у ВМБ Фредериксхавн.

    2012 г. 14 сентября - в ходе посещения Амурского ССЗ председатель Совета Федерации России В.И.Матвиенко заявила о строительстве корветов на предприятии: "Подписав контракт, в котором стоимость боевого корабля в два раза ниже реальной, завод загнал себя в угол. Непрофессиональный подход к организации бизнеса привел к тому, что готовый сегодня почти на 40 процентов корвет стоит, а доказать расходы на него и получить согласование новой стоимости очень сложно. Но если не сдать проект в срок, к концу 2013 года, завод не получит заказ на серийное производство. Значит, нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы закончить корвет и показать, что завод работоспособен. Тем более, что в реализацию проекта уже вложено почти 7 миллиардов бюджетных денег" . ().

    2012 г. 15 сентября - надстройка для корвета "Совершенный" (зав.№2101) пр.20380, который строится на Амурском судостроительном завода, прибыла в Комсомольск-на-Амуре.


    Разгрузка надстройки корвета "Совершенный" в Комсомольске-на-Амуре, 15-16 сентября 2012 г. (фото - ОАО "Совфрахт", http://sdelanounas.ru).


    - 2012 г. 25 сентября - корвет "Бойкий" (борт №532) начал ходовые испытания. Корабль перешел из Санкт-Петербурга в Кронштадт.


    Корвет "Бойкий" пр.20380 на ходовых испытаниях на Балтике, орудие главного калибра не установлено, осень 2012 г. (http://portnews.ru).


    - 2012 г. 10 октября - корвет "Бойкий" (борт №532) начал в Кронштадте официальную программу заводских ходовых испытаний. Командир корабля - капитан 2 ранга Сергей Липский. На ходовые испытания корвет вышел без орудия главного калибра А-190-01. В начале 2013 г. планируется проведение Государственных испытаний корабля.


    Фрегат "Сообразительный" пр.20380 зав.№1002 проходит ремонт после пожара в Дании на ССЗ "Северная верфь", монтаж кадров видео 09.11.2012 г. (Телеканал "Россия 1").


    - 2012 г. начало ноября - на Амурском ССЗ начата установка надстройки на корвет "Совершенный" зав.№2101. Ведется строительство корпусных деталей корвета "Громкий" зав.№2102 - корпусные секции корабля планируется сдать в феврале 2013 г. ().


    Надстройка из композиционных материалов, установленная на корпус корвета "Совершенный" зав.№2101. Надстройка временно сдвинута к корме для установки в корпус оборудования. Амурский ССЗ, опубликовано 06.11.2012 г. (http://haelgi.livejournal.com/).


    Конструкции корпуса корвета "Громкий" зав.№2102. Амурский ССЗ, опубликовано 06.11.2012 г. (http://haelgi.livejournal.com/).


    - 2012 г. 22 ноября - корвет "Бойкий" (борт №532) завершил первый этап морских ходовых испытаний на Балтике. После установки главного орудия планируется приступить ко второму этапу ЗХИ.

    2012 г. 14 декабря - корвет "Бойкий" (борт №532) встал на размагничивание перед вторых этапом ЗХИ. В ближайшее время ожидается поставка с полигона ОАО "Арсенал" установки А-190-01 для корвета и в случае быстрого монтажа корабль до нового года перейдет в Балтийск для продолжения испытаний ().

    2013 г. 23 января - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 вышел из Санкт-Петербурга на второй этап ходовых испытаний. После окончания ходовых испытаний корабль приступит к Государственным испытаниям. Принятие корабля в состав Флота ожидается в 2013 г.

    2013 г. 4 февраля - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 прибыл в Балтийск для продолжения заводских ходовых, а затем и государственных испытаний в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы Балтийского флота ().

    2013 г. 17 февраля - СМИ сообщают об успешных стрельбах орудием главного калибра корвета "Бойкий" (борт №532) пр.20380 в ходе ходовых испытаний ().

    2013 г. 21 февраля - "Известия" сообщают, что ходовые испытания корвета "Совершенный" (зав.№2101) производства Амурского ССЗ перенесены на 2014 г.

    2013 г. 15 марта - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 начал программу Государственных испытаний. Государственные ходовые испытания корвета "Бойкий" будут проводиться в течение месяца. По завершению морской части программы начнётся вторая часть государственных испытаний - ревизия корабля. На "Северной верфи" будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта с заказчиком на корабле будет поднят Военно-Морской флаг и корвет войдет в состав БФ ().

    2013 г. 01 апреля - сообщается, что орвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 успешно выполнил стрельбы противокорабельным ракетным комплексом "Уран". Выпущено 2 ракеты.В ближайшие дни экипаж корабля проведет торпедные и артиллерийские стрельбы по подводным, надводным и воздушным целям ().


    Второй серийный корвет пр.20380 - "Бойкий" - в калининградском морском канале, г.Балтийск, 10.04.2013 г. (фото - Игорь Зарембо, http://ria.ru).


    - 2013 г. 11 апреля - корвет "Бойкий" на Балтике завершил морскую часть Госиспытаний и в ближайшее время совершит переход в Санкт-Петербург на ССЗ "Северная верфь", где пройдёт второй этап госиспытаний. В частности, будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта на корабле будет поднят Военно-морской флаг России, и он войдет в состав Балтийского флота ВМФ России ().

    2013 г. 15 апреля - корвет "Бойкий" вернулся на Северную верфь для завершения программы Госиспытаний ().

    2013 г. 15 мая - корвет "Собразительный" пр.20380 отбыл в Кронштадт после ремонта - ремонт проводился после пожара в датском порту Фредериксхавн 2 сентября 2012 г.


    СКР "Сообразительный" пр.20380 и HMS Northumberland ВМФ Великобритании совместно маневрируют. 2013 г. (http://www.royalnavy.mod.uk).


    - 2013 г. 16 мая - в состав Флота принят корвет "Бойкий" пр.20380.

    2013 г. 4 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что завод подготовил производственные мощности для строительства экспортных вариантов кораблей ближней зоны - корветов пр.20382 "Тигр" - и дальней морской зоны - фрегатов пр.22356 ().


    - 2013 г. 03 октября - обнародованы планы по заводским ходовым испытаниям корвета "Стойкий" пр.20380 - в конце 2013 г. планируется начать первых этап ЗХИ, в начале 2014 г. в зависимости от ледовой обстановки корябль перейдет в Балтийск и к весне закончит испытания. На текущий момент на корабль установлена артиллерийская установка А-190, часть радио-технического оборудования ().


    Корвет "Стойкий" пр.20380 у достроечной набережной ОАО "Северная верфь", опубликовано 07.10.2013 г. (фото - sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


    Корвет "Стойкий" пр.20380 проходит ходовые испытания в Балтийске, январь-февраль 2014 г. (http://function.mil.ru/).


    Корвет "Стойкий" - третий серийный корвет пр.20380 на испытаниях в Балтийске, 11.04.2014 г. (фото - Виталий Спирин, http://www.nordsy.spb.ru).


    - 2014 г. 14 апреля - СМИ сообщают , что морская часть испытаний корвета "Стойкий" пр.20380 успешно завершена.

    2015 г. 20 февраля - на закладке двух новых корветов пр.20380 на ОАО "Северная верфь" заявлено, что в настоящее время корвет "Стерегущий" (головной корвет) поставлен в док ПСЗ "Янтарь" для дефектации. Кроме этого, в доке корпус корабля почистят и покрасят. Так же ремонт требуется и отдельным узлам третьего серийного корвета "Стойкого", который принят Флотом в 2014 г. - на корабле вышли из строя три дизель-генератора из четырех ().

    Реестр СКР / корветов пр.20380 / 20385 (данные на 20.02.2015 г.):

    проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
    01 "Стерегущий"
    пр.20380 (головной)
    1001
    ССЗ "Северная верфь" 21.12.2001 г.
    14.05.2006 г. (выкатка)

    16.05.2006 г. (спуск)

    14.11.2007 г. (по др.данным)

    27.02.2008 г.

    Головной корабль проекта. Балтийский флот, порт приписки - Кронштадт.
    02 "Сообразительный" пр.20380
    (первый серийный)
    1002 ССЗ "Северная верфь", контракт №702/05/27/КН/0747-03 от 29.04.2003 г. на поставку корвета пр. 20380 зав. №1002. Доп. соглашение ДС 704/27/2/ОНК/ДН11/1955-10 от 23.12.2010г. (ист. - арбитр. дело А40-44120/12 ) 20.05.2003 г.
    31.03.2010 г.
    2010 г. (по плану 2009 г. и ранее)

    31.07.2011 г. (план февраля 2011 г.)

    14.10.2011 г.

    Первый серийный, конструкция надстройки, часть БРЭО и возможно вооружение изменены. Балтийский флот, порт приписки - Балтийск.
    - 02.09.2012г. - пожар в машинном отделении, жертв нет, пожар потушен силами экипажа, корабль лишился хода (датский порт Фредериксхавн).
    03 "Бойкий" пр.20380 (второй серийный)
    1003 ССЗ "Северная верфь", контракт №702/05/27/КН/0146-05/ЕОЗ от 14.02.2005 г. на поставку корвета пр.20380 зав. №1003 27.07.2005 г. 14.04.2011 г. по плану план февраля 2011 г. или ранее

    15.04.2011 г. (спуск)

    план - 2011-2012 г.г.

    план - ноябрь 2012 г. (02.04.2012 г.)

    16.05.2013 г.

    Балтийский флот.
    04 "Совершенный" пр.20380 2101
    Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре), контракт №253/05/2/К/0038-06 от 26.01.2006 г. на поставку корвета пр. 20380 зав.№2101 30.06.2006 г.
    (01.07.2006 г. по др. данным)
    план - 2012 г. (планы 2010 г.)

    план - 2013-2014 г.г. (оценка 09.06.2012 г.)

    май 2015 г. - вывод из цеха

    план - июнь 2012 г. (2009 г.)

    план - 2015
    (2010 г.)

    план 2013 г. (20.04.2012 г.)

    план - 2015 г. (оценка 09.06.2012 г.)

    план - 2016 г. (2015 г.)

    план - первая половина 2017 г. (10.01.2017 г.)

    №1 постройки Амурского ССЗ
    Тихоокеанский флот, 2010-2011 г.г. - по неподтвержденным данным строительство фактически не ведется. По данным СМИ - последний военный корабль постройки Амурского ССЗ (СМИ - 2011 г.).
    15.09.2012 г. надстройка для корвета прибыла на ССЗ.
    05 "Стойкий" пр.20380 1004 ССЗ "Северная верфь" 10.11.2006 г. план - 2012 г. (планы 2010 - начала 2012 г.)

    план - 21.05.2012 г. (02.01.2012 г.)

    30.05.2012 г.

    план 2012 (2011 г.)

    план - 2014 г. (20.05.2013 г.)

    план - июнь 2014 г. (10.02.2014 г.)

    18.07.2014 г.

    Балтийский флот

    19.12.2013 г. - завершено размагничивание.
    - 24.12.2013 г. - корабль выходит в Балтийск для прохождения заводских ходовых испытаний.

    06 "Громкий" пр.20380 2102 строительство начато 17.02.2012

    закладка 20.04.2012

    - план 2015 г. (20.04.2012 г.) №2 постройки Амурского ССЗ
    Тихоокеанский флот
    07 "Ретивый" пр.20380 1007 ССЗ "Северная верфь"

    20.02.2015 г.

    08 "Строгий" пр.20380 1008 ССЗ "Северная верфь" план - февраль 2015 г. (27.01.2015 г.)

    20.02.2015 г.

    план - 2019 г. (20.02.2015 г., )
    09 "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" пр.20380 2103 ? Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) 22.07.2015 №3 постройки Амурского ССЗ
    Тихоокеанский флот
    10 "Резкий" пр.20380 2104 ? Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) план - до конца 2015 г. (22.07.2015 г.)

    01.07.2016 г.

    №4 постройки Амурского ССЗ
    Тихоокеанский флот

    Корабли пр.20380 в составе ВМФ России:

    Год "Стерегущий" зав.№1001 "Сообразительный" зав.№1002 "Бойкий" зав.№1003 "Стойкий" зав.№1004 "Совершенный" зав №2101
    2010 Балтийский флот, Кронштадт -
    2011 Балтийский флот, Кронштадт Балтийский флот, Балтийск
    2013 Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот
    2014 Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот
    10.02.2014 г. - ВМФ сообщил о проведении корветом первых артиллерийских стрельб в ходе ЗХИ. В т.ч. основным калибром.
    14.02.2014 г. - проверена работа РЛС ПВО и общего назначения, систем связи.
    18.07.2014 г. - в г.Балтийск передан Флоту.
    2015 Тихоокеанский флот.
    22.01.2015 г. - начата подготовка экипажа корвета.
    май - корвет выведен из цеха

    Бортовые номера:

    Год "Стерегущий" "Сообразительный"
    "Бойкий" "Стойкий"
    2006-2010 г.г. 530 - - -
    2011 г. 530 531 - -
    2012 г. 532
    2013 г.
    2014 г. 545

    Экспорт :
    Алжир:
    - 2011 г. июнь - обсуждается поставка 2 или 3 корветов пр.20382 "Тигр" (по разным данным).

    Источники :
    Википедия - свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
    Годовой отчет ОАО ССЗ «Северная верфь» за 2010 год.

    Корвет - класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах.

    Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.

    Перед вами - короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

    Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр.20385 (Россия)

    В строю - 4. Строятся - 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План - 18 единиц.

    Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания - 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
    - три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
    - восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
    - малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
    - универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
    - посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
    - противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.

    «Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).

    Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) - лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

    Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» - предвестники нового облика ВМФ России.

    Корвет «Бойкий», на месте ЗРАК «Кортик» видны пусковые ячейки ЗРК «Редут». На заднем плане - его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124


    Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)

    В строю - 5 единиц.

    Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

    Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания - 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника.

    Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

    «Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

    Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).

    Корветы «Тип 056» (Китай)

    Построено - 23 единицы. Строятся - 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

    Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. - 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

    Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить - их очень много.

    Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)

    Построено 5 единиц.



    Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

    Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.

    В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь - комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

    Литоральный боевой корабль LCS (США)

    В строю - 4 единицы. Строятся - 7. В планах - 20 кораблей LCS.

    Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар .

    Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров - от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

    Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).



    Передача топлива с авианосца «Карл Винсон» на литоральный боевой корабль «Фридом»

    LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам - каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

    Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем - от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).

    Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков. Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть. Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».

    Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х. Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).
    «Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.


    Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля. Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.

    И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.


    Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.


    В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил. Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

    Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».

    Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.


    Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.

    У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне. На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях. Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК». В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

    Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».

    Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385. А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

    На ОАО «», в городе Санкт-Петербург 31 марта 31 марта 2010 года был произведен спуск на воду первого серийного корвета проекта 20380 «Сообразительный ». Проект разработан в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз ». В создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 научно-исследовательских и промышленных предприятий Российской Федерации.

    Проект полностью отвечает современным тенденциям мирового кораблестроения и является оптимальным сочетанием высокой степени вооруженности корабля при минимальном водоизмещении и высоких динамических качествах. Назначением корвета является в военное время борьба с , средствами воздушного нападения противника, артиллерийская поддержка высадки при действии морского десанта. В мирное время охрана государственной границы и экономической зоны.

    многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Стерегущий»

    корвет «Стерегущий» на праздновании Дня ВМФ РФ в Санкт-Петербурге

    Основой функционирования любого корабля является информационная система. На корвете проекта 20380 установлены комплексы обеспечивающие освещение надводной, воздушной и подводной обстановки. В состав комплекса освещения воздушной обстановки входит РЛС «Фуркэ-2 » с дальностью обнаружения до 110 км. В состав комплекса освещения надводной обстановки входят радиолокационные станции целеуказаний «Монумент-А », обеспечивающие получение информации по надводным целям в активном режиме при нормальной радиолокационной наблюдаемости до 45 км, при повышенной до 90 км. При наличии эффекта сверхдефракции до 250 км. В пассивном режиме станция позволяет определять работу работающих передающих устройств надводных кораблей в зависимости от диапазона частот и потенциала радиоэлектронных средств от 50 до 500 км.

    В состав комплекса освещения подводной обстановки корвета «Сообразительный » входят гидроакустическая станция (ГАС) «Заря-2 » расположенная в носовом бульбовом обтекателе с энергетической дальностью обнаружения подводных лодок до 19 км, ГАС «Виньетка-М » с гибко-буксируемой антенной, работающая в пассивном режиме по обнаружению подводных лодок с дальностью до 20 км, в активном режиме до 60 км, поисковая гидроакустическая станция «Анапа-М » и радиоакустические буи вертолета, который входит в состав авиакрыла корвета проекта 20380 , и позволяют обнаружить цели в подводной среде с применением противолодочного оружия.

    Важнейшей системой корвета «Сообразительный » является интегрированный ГКП сформированный на базе автоматизированной системы управления «Сигма-20830 », которая обеспечивает сбор, обработку информации во всех видах обстановки, как от собственных источников информации, так и от взаимодействующих сил; оценку обстановки и выработку решений на ведение боевых действий как одиночного корабля так и тактической группы; обеспечение тактического и информационного взаимодействия с другими силами; обеспечение применения оружия одиночно и в составе группы; тактическое маневрирование и безопасность плавания.

    Основой боевой мощи корвета «Сообразительный » является его оружие. К вооружению корабля относятся комплексы сбалансированы источниками целеуказаний и представлена в составе:

    Противокорабельный ракетный комплекс - «Уран » с дальностью стрельбы 130 км и боезапасом 8 единиц;
    -зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М » с дальностью действия ракет 1500-8000 м, и скорострельностью до 3000 выстрелов;
    -зенитная артиллерийская установка АК-630М калибром 30 мм и зоной поражения до 4000 м;
    -автоматическая артиллерийская установка А-190 калибром 100 мм и дальностью стрельбы до 21,3 км;
    -противолодочное вооружение торпедные аппараты 324 мм и вертолет КА-27ПЛ;
    -борьба с ПДСС;

    Как показывает опыт войн и конфликтов без наличия на корабле средств радиоэлектронного подавления не возможно эффективно организовать противоздушную оборону, поэтому на корвете проекта 20380 предусмотрен комплекс радиоэлектронного подавления «ТК-25-2», обеспечивающий обнаружение работающих корабельных средств и самолетных РЛС и головок для создания активных помех. Для ухода ракет на ложную цель на боевом корабле предусмотрен комплекс выстреливаемых помех ближнего рубежа «ПК-10», состоящий из четырех пусковых установок боекомплектом 89 снарядов. Особенностью данного проекта является обеспечение базирование противолодочного вертолета КА-27ПЛ.

    Проект корвета «Стерегущий » разрабатывался с применением самых современных проектных технологий с использованием технологии « ». Радиолокационная заметность корабля снижена за счет применения в качестве материала надстройки трудно-горючих стеклопластиков со свойствами радио-поглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки, размещения основных антенных постов внутри радиопрозрачных мачт.

    К конструктивным особенностям новых кораблей можно отнести измененную конструкцию подводной части корпуса, что дало возможность применить менее мощную и в то же время более легкую силовую установку и как результат привело к снижению водоизмещения корабля до 15 процентов. Также инженерам удалось максимально снизить уровень шума механизмов ГЭУ на основе применяемых технологий и принципов при строительстве класса «Лада ».

    Боевой корабль прекрасно сочетает мощное вооружение и уменьшенное водоизмещение без ущерба его ходовым и мореходным характеристикам. имеет ряд новых технических решений позволяющих ему качественно выделиться в ряду однотипных кораблей

    Головной корабль этого проекта «Стерегущий » был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь », в октябре 2008 года вошел в боевой состав Балтийского флота ВМФ РФ. Позже на стапелях этой верфи были заложены три однотипных корабля «Сообразительный » 20 мая 2003 года и стал первым серийным кораблем проекта 20380 , корвет «Бойкий » 27 июля 2005 года и корвет «Стойкий » 10 ноября 2006 года, а корвет «Совершенный » был заложен на стапеле Амурского судостроительного завода 30 июня 2006 года в Комсомольск-на-Амуре.

    Новые корветы должны стать основой ВМФ РФ в ближней морской зоне. Командование ВМФ РФ оценивает потребность флота в кораблях класса «корвет » в 20 единиц.

    Технические характеристики корвета «Сообразительный» проекта 20380:
    Длина - 104,5 м;
    Ширина - 13 м;
    Осадка - 3,7 м;
    Водоизмещение - 2220 тонн;
    Силовая установка - дизельная типа «16Д49»;
    Мощность - 23320 л. с.;
    Скорость хода - 27 узлов;
    Дальность плавания - 4000 миль;
    Автономность - 15 суток;
    Экипаж - 99 человек;
    Вооружение :
    Противокорабельный ракетный комплекс - «Уран» - 8 единиц;
    Зенитное ракетный комплекс «Кортик-М» - 1;
    Зенитно-артиллерийская установка АК-630М 30 мм - 2;
    Автоматическая артиллерийская установка А-190 100 мм - 1;
    Торпедные аппараты 324 мм - 2;
    Вертолет КА-27ПЛ - 1;