Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Технический музей (Тольятти): описание, режим работы и адрес. Музей военной техники НТЦ ВАЗа (г. Тольятти)

    Технический музей (Тольятти): описание, режим работы и адрес. Музей военной техники НТЦ ВАЗа (г. Тольятти)

    Тактико-технические данные

    Дата закладки – 07.03.1980 года

    Дата спуска на воду - 30.09.1980 года

    Дата передачи ВМФ - 30.12.1980 года

    I– й командир - Рязанцев

    Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная

    Автономность – до 90 суток.

    Экипаж, чел. – 62

    Длина, м. – 92

    Ширина, м. – 8,7

    Высота с рубкой, м. - 12,3

    Глубина погружения м., макc - 240

    рабочая – 150

    Максимальная скорость

    надводная – 14,7 узлов,

    подводная – 15 узлов.

    Водоизмещение, м³

    2750. – надводное

    3900 – подводное

    Дальность плавания, миль/при скорости хода, уз.

    подводная – 450/2,5

    подводная (при РДП) – 14000/7

    с экономичной подводной скоростью - 400

    Энергоустановка: дизель-электрическая, 3 дизеля 2Д42М мощностью 1900 л/с.

    Четыре группы аккумуляторных батарей имеют 444 элемента, вес каждого более 700 кг.

    Вооружение – торпедное

    Шесть торпедных аппаратов размещены в первом отсеке.

    Общее число торпед, шт. – 24 восемнадцать находилось на стеллажах I-го отсека и шесть торпед в аппаратах.

    Калибр торпедных аппаратов, мм - 533

    Тип торпед – противокорабельные и противолодочные

    Проект 641 - Б разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).

    Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.

    Б - 307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, будь-тонизкие температуры Заполярья или тропические воды.

    В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями нашей средиземноморской эскадры.

    В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет запланированных на ремонт, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.

    Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ передало судно Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.

    С лодки было выкачено жидкого балласта около 300 тонн и выгружено твердого балласта около 117 тонн для уменьшения осадки.

    Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку.

    Работа выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.

    Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.

    Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею.

    Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м. и шириной 36 м. с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса длиной более 5 км.

    Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь. Это пожалуй одна из главных достопримечательностей города Тольятти. В музее находится более 460 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Совершим фотопрогулку по этому музею под открытым небом. А там есть что посмотреть.


    В музей представлены образцы военной и гражданской техники, с начала двадцатого века по нынешнее время.

    территория действительно огромна - 38 гектаров! На фото- 122-мм гаубица образца 1910/30 годов

    Вся техника расположена по группам - пушки, танки, инженерная техника, бронетехника, вертолеты, самолеты и прочее. На фото- 203-мм гаубица Б-4М

    неспеша можно проходить пол-дня.

    Гордостью музея является настоящая подводная лодка Б-307 прокта 641Б "Сом" (1980 год выпуска)

    Она имеет высоту 12 метров и длину более 90. Отстроена она была в 1980 году и заступила на службу в ряды ВМФ СССР уже через семь месяцев. Прослужила долгих 18 лет, до 1998 года, после этого лодку списали. За время своей службы она успела посетить Атлантику, Баренцево, Средиземное и Норвежское море. Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и Онежские озёра. И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

    В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

    Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники ракетным установкам и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда.

    Радиолокационные антенны, космические аппараты и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте.

    Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

    Немецкий легкий танк чешского производства Panzer 38(t)

    Средний танк Т-34-85

    Радость каждого поклонника WOT ИС-3

    Т-80У с минным тралом

    Трактор "Универсал"

    27. Суровый челябинский трактор "Сталинец" 1954 года выпуска.

    (слева направо) Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ; боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2 (1969 год выпуска), боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на базе БРДМ-2 (1970 год выпуска)

    Слева: Тропосферная станция Р-410-7,5 - один из автомобилей комплекса. Справа: подвижный радиовысотометр ПРВ-9

    Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141), на заднем фоне гостиница-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543М

    Бронетранспортёр БТР-152В1

    БМ-31 "Андрюша" на базе ЗИС-151

    Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26

    Зенитная установка C-60

    100-мм зенитная пушка КС-19

    37 мм пушка 1939 года.

    ЗРК С-125

    Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг"

    300 мм реактивная система залпового огня БМ9А52-2 "Смерчь"

    Макет всего музея.

    120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-C»

    Видео прогулка по музею.


    Как транспортировали подводную лодку Б-307 из Кронштадта в Тольятти:

    Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б(главный конструктор З.А.Дерибин). Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. Длина: 91 метр, высота: 14 метров, вес - 2 000 т.Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.«Б-307» - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АВТОВАЗ ».


    Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, лодка была тщательно загерметизирована,выгружен твердый(117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки(3.25 м).Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев.3 ноября 2003 года подводная лодка Б-307 с помощью двух толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из Кронштадта в Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское,Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище.

    ПЛ Б-307 проходит Волго-Балтийский канал

    ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК

    ПЛ Б-307 на Ладожском озере

    Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать.
    16 января 2004 года, пасмурная погода, метет снег. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши.

    Первая зимовка подводной лодки, купленной АвтоВазом, для Тольяттинского Технического музея

    Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса.Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м.Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами(полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей(путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4).





    Ноябрь 2004 Тольятти. Подъем ПЛ Б-307 на берег при помощи армейских тягачей и лебедок, для последующей транспортировки в технический музей

    22 апреля, исполнилось 10 лет, как на площадке Технического музея АВТОВАЗа была установлена подводная лодка Б-307. Ровно десятилетие назад, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут, завершилась почти двухлетняя эпопея, которая началась у стенки дока "Трех эсминцев" Кронштадтского морского Ордена Ленина завода в мае 2003 года.

    Проект 641-Б "Сом" ("Танго" по классификации НАТО) был разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ "Рубин", строительство кораблей осуществлялось на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). Это одна из самых совершенных для своего времени дизельных больших океанских подводок лодок. Отличалась улучшенной обитаемостью, повышенной скрытностью (имела противогидролокационное покрытие корпуса и "стелс" покрытие на выдвижных устройствах), малой шумностью, высокой степенью автоматизации и надежности систем управления, большой глубиной погружения, совершенным навигационным и новейшим гидроакустическим комплексами. Впервые на советских дизельных лодках на ней была установлена полноценная цифровая боевая информационная управляющая система (БИУС), способная решать навигационные задачи, задачи маневрирования и управления стрельбой при выходе в торпедную атаку и постановке минных заграждений, а также автоматическая система перезарядки торпедных аппаратов. Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. "Б-307" - одна из самых больших дизельных подводных лодок в составе Военно-морского флота СССР и РФ и по этому параметру уступала только старой дизельной подводной лодке с крылатыми ракетами пр. 651. Ее длина: 91 метр, высота: 14 метров, подводное водоизмещение 3600 т. Всего таких лодок было построено 18. Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок службы "Б-307" в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.

    Входила в состав 4 эскадры подводных лодок Северного флота с базированием в г. Полярный. В ходе службы неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акватории мирового океана. Несла боевую службу в составе 5 ОПЭСК ВМФ СССР в Средиземном море. По боевому предназначению - многоцелевая. Основная задача - обнаружение и готовность к уничтожению в военное время атомных подводных лодок вероятного противника, авианосцев, боевых кораблей и транспортных конвоев, а также постановка минных заграждений. Основное вооружение торпеды и морские мины калибра 533 в обычном и ядерном снаряжении.

    В середине 1990-х лодка встала у причалов Кронштадтского морского завода на средний ремонт. В сложные "девяностые" вместо двух лет планового ремонта подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности. Первого декабря лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг, ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации.

    В это время руководство ОАО "АВТОВАЗ" приняло решение о создании Технического музея, в котором в качестве экспоната планировалось поставить настоящую подводную лодку и обратилось к командованию ВМФ России с просьбой о передаче для этой цели списанного корабля. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док "Трех эсминцев" для подготовки к переоборудованию в музей. С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого и выгружено 117 тонн твердого балласта.

    Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти на лодку установили пять пар понтонов, в результате чего корабль получил необходимую осадку. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров.

    Не менее сложным для субмарины и в определенным смысле уникальным по инженерному решению стал сухопутный путь к музею. Для ее перемещения по суше был изготовлен настил (так называемая "лыжа") длиной 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на "лыжу" потребовала (sic!) дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной около 5 километров. Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.

    На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти - Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.

    В настоящее время является одним из самых посещаемых экспонатов, широко используется в интересах военно-патриотического воспитания молодежи и пользуется большой популярностью у жителей Тольятти, Самарской области и гостей.

    Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
    (автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

    Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

    Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

    Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

    Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

    В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

    Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

    Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

    Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

    Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.