Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • «Хамелеон» Чехова: анализ. Как Чехов относится к своим героям? Средства создания комического

    «Хамелеон» Чехова: анализ. Как Чехов относится к своим героям? Средства создания комического

    Сочинение

    (1 вариант)

    В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении «Хамелеон» раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над людьми, меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств.

    Сюжет чеховского рассказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила.

    Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….». Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствуют о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой – показать простому люду свою значимость. Тема хамелеонства показана не только в изображенной юмористической ситуации, но и раскрывается через речь персонажей. Узнав о том, что собака является собственностью генеральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: «Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…». Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой.

    Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчиненным, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.

    Итак, тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» и дана через забавное описание небольшого недоразумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней.

    (2 вариант)

    Хамелеон меняет окраску, чтобы более сытно поесть и чтобы им не пообедали. Так же ведет себя и главный герой рассказа А.П Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов.

    В начале рассказа Очумелов больше занят демонстрацией своей новой шинели, чем «беспорядком», и, если бы не замечание городового, он, возможно, прошел мимо Хрюкина и собачки. Пришлось-таки сделать полуоборот налево, опять же показав себя и шинель с более выгодной позиции, и вмешаться. Пострадавшую сторону представляет известная в городе личность, опознанная Очумеловым как золотых дел мастер Хрюкин, имеющий репутацию человека вздорного, готового «сорвать» с окружающих по всякому удобному поводу. До подхода надзирателя на крик Хрюкина сбежалась толпа, поэтому ему приходится и голосом, и повадкой прокладывать себе дорогу: «По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут?..Кто кричал?» Сразу видно, что человек пришел солидный, властью наделенный, сейчас разберется в ситуации. Выслушав «доклад» Хрюкина, Очумелов продолжает говорить строгим голосом, «кашляя и шевеля бровями». Задача та же – показать свою власть: «Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам… Пора обратить внимание… Я ему покажу кузькину мать!..» Вечная история. Только начальственного пыла Очумелого хватило ненадолго. Как только возникла версия о том, что собака – собственность генерала Жигалова, Очумелову стало жарко в прямом и переносном смысле: пришлось сменить тон, снять пальто, начать на всякий случай искать другого виноватого. Правда, пока говорил, немного пришел в себя, так к концу речи опять: «Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!.. Не рассуждать!» Следующий этап – ссылка на авторитеты: «Попадись этакая в Петербурге или в Москве…», и опять сначала: «Нужно проучить! Пора…» То в жар, то в холод бедного бросает, уже не знает, кого обвинять: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»

    В конце концов все выяснилось: на одну силу нашлась другая, здесь бы самому выжить, и властное лицо «заливается улыбкой умиления», причем говорит-то Очумелов не с генералами, а с генеральским поваром Прохором. Вылез из шинели человечек и опять в нее спрятался: «Я еще доберусь до тебя!» Хорошо для таких, что, кроме вышестоящих, есть нижестоящие!

    Другие сочинения по этому произведению

    Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

    Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.

    Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.

    В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.

    Главная идея

    Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

    Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.

    Средства создания комического

    Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.

    Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

    Говорящие фамилии

    Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

    1. Очумелов
    2. Хрюкин
    3. Елдырин
    4. Жигалов

    Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

    Как Чехов относится к своим героям?

    Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

    В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    (1 вариант)

    В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении «Хамелеон» раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над людьми, меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств.

    Сюжет чеховского рассказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила.

    Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….». Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствуют о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой – показать простому люду свою значимость. Тема хамелеонства показана не только в изображенной юмористической ситуации, но и раскрывается через речь персонажей. Узнав о том, что собака является собственностью генеральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: «Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…». Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой.

    Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчиненным, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.

    Итак, тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» и дана через забавное описание небольшого недоразумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней.

    (2 вариант)

    Хамелеон меняет окраску, чтобы более сытно поесть и чтобы им не пообедали. Так же ведет себя и главный герой рассказа А.П Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов.

    В начале рассказа Очумелов больше занят демонстрацией своей новой шинели, чем «беспорядком», и, если бы не замечание городового, он, возможно, прошел мимо Хрюкина и собачки. Пришлось-таки сделать полуоборот налево, опять же показав себя и шинель с более выгодной позиции, и вмешаться. Пострадавшую сторону представляет известная в городе личность, опознанная Очумеловым как золотых дел мастер Хрюкин, имеющий репутацию человека вздорного, готового «сорвать» с окружающих по всякому удобному поводу. До подхода надзирателя на крик Хрюкина сбежалась толпа, поэтому ему приходится и голосом, и повадкой прокладывать себе дорогу: «По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут?..Кто кричал?» Сразу видно, что человек пришел солидный, властью наделенный, сейчас разберется в ситуации. Выслушав «доклад» Хрюкина, Очумелов продолжает говорить строгим голосом, «кашляя и шевеля бровями». Задача та же – показать свою власть: «Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам… Пора обратить внимание… Я ему покажу кузькину мать!..» Вечная история. Только начальственного пыла Очумелого хватило ненадолго. Как только возникла версия о том, что собака – собственность генерала Жигалова, Очумелову стало жарко в прямом и переносном смысле: пришлось сменить тон, снять пальто, начать на всякий случай искать другого виноватого. Правда, пока говорил, немного пришел в себя, так к концу речи опять: «Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!.. Не рассуждать!» Следующий этап – ссылка на авторитеты: «Попадись этакая в Петербурге или в Москве…», и опять сначала: «Нужно проучить! Пора…» То в жар, то в холод бедного бросает, уже не знает, кого обвинять: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»

    В конце концов все выяснилось: на одну силу нашлась другая, здесь бы самому выжить, и властное лицо «заливается улыбкой умиления», причем говорит-то Очумелов не с генералами, а с генеральским поваром Прохором. Вылез из шинели человечек и опять в нее спрятался: «Я еще доберусь до тебя!» Хорошо для таких, что, кроме вышестоящих, есть нижестоящие!

    В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении “Хамелеон” раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над людьми, меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств.

    Сюжет чеховского рассказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила.

    Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: “Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот. ” Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: “Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….”. Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствуют о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой – показать простому люду свою значимость. Тема хамелеонства показана не только в изображенной юмористической ситуации, но и раскрывается через речь персонажей. Узнав о том, что собака является собственностью генеральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: “Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…”. Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой.

    Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчиненным, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.

    Итак, тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” и дана через забавное описание небольшого недоразумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней.

    Хамелеон меняет окраску, чтобы более сытно поесть и чтобы им не пообедали. Так же ведет себя и главный герой рассказа А. П Чехова “Хамелеон” полицейский надзиратель Очумелов.

    В начале рассказа Очумелов больше занят демонстрацией своей новой шинели, чем “беспорядком”, и, если бы не замечание городового, он, возможно, прошел мимо Хрюкина и собачки. Пришлось-таки сделать полуоборот налево, опять же показав себя и шинель с более выгодной позиции, и вмешаться. Пострадавшую сторону представляет известная в городе личность, опознанная Очумеловым как золотых дел мастер Хрюкин, имеющий репутацию человека вздорного, готового “сорвать” с окружающих по всякому удобному поводу. До подхода надзирателя на крик Хрюкина сбежалась толпа, поэтому ему приходится и голосом, и повадкой прокладывать себе дорогу: “По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут. Кто кричал?” Сразу видно, что человек пришел солидный, властью наделенный, сейчас разберется в ситуации. Выслушав “доклад” Хрюкина, Очумелов продолжает говорить строгим голосом, “кашляя и шевеля бровями”. Задача та же – показать свою власть: “Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам… Пора обратить внимание… Я ему покажу кузькину мать. ” Вечная история. Только начальственного пыла Очумелого хватило ненадолго. Как только возникла версия о том, что собака – собственность генерала Жигалова, Очумелову стало жарко в прямом и переносном смысле: пришлось сменить тон, снять пальто, начать на всякий случай искать другого виноватого. Правда, пока говорил, немного пришел в себя, так к концу речи опять: “Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей. Не рассуждать!” Следующий этап – ссылка на авторитеты: “Попадись этакая в Петербурге или в Москве…”, и опять сначала: “Нужно проучить! Пора…” То в жар, то в холод бедного бросает, уже не знает, кого обвинять: “А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват. “

    В конце концов все выяснилось: на одну силу нашлась другая, здесь бы самому выжить, и властное лицо “заливается улыбкой умиления”, причем говорит-то Очумелов не с генералами, а с генеральским поваром Прохором. Вылез из шинели человечек и опять в нее спрятался: “Я еще доберусь до тебя!” Хорошо для таких, что, кроме вышестоящих, есть нижестоящие!

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. По базарной площади прогуливается полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. Он становится свидетелем того, как бежит собака, а ее догоняет и...