Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Военно-морские учения и события. Военно-морские учения и события Подводная лодка 671 ртм

    Военно-морские учения и события. Военно-морские учения и события Подводная лодка 671 ртм

    Большая атомная подводная лодка К-324 в декабре 1983 года несла боевую службу у атлантического побережья США. «Автономка» велась в сложных условиях: появились проблемы с водоснабжением, из строя вышла холодильная установка, изнуряющая жара стояла в отсеках... Экираж лодки получил задание следить за фрегатом «Макклой» (тип «Бронштейн») ВМС США, который проводил испытания новой системы подводного наблюдения Towed Array Surveillance System (TASS) с протяженной буксируемой гидроакустической низкочастотной антенной. Субмарина К-324 смогла записать данные о параметрах работы TASS.

    Кроме того, во время слежения выявили некоторые особенности взаимодействия надводного корабля американских ВМС со своими подлодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Но неожиданно «Макклой» испытания прекратил и вернулся на базу. Оставшись без работы, К-324 получила приказ перейти в другой район плавания.

    Однако сделать этого не удалось - возникла сильная вибрация, которая потребовала остановить главную турбину. После всплытия командир субмарины К-324 увидел, что «дядя Сэм» сделал неожиданный и очень «ценный подарок» - на винт субмарины намоталось 400 метров сверхсекретного бронированного кабеля от антенны TASS.

    К-324 в «Эпизоде с антенной»

    Естественно, советская подводная лодка, которая всплыла на поверхность в районе американского полигона, вскоре была обнаружена «вероятным противником». В район происшествия к утру прибыли эсминцы «Николсон» и «Питерсон» (тип «Спрюенс»), которые установили плотную опеку за К-324. Очевидно, командиры данных кораблей получили вполне конкретное задание – любыми способами не позволить русским получить в свое распоряжение антенну. «Совместное плавание» эсминцев и практически лишенной хода субмарины продолжалось 10 дней. Американские военные вели себя все «резче» (а что им оставалось делать?), стараясь пройти за кормой атомной подлодки в непосредственной близости и отрубить антенну. Боясь, что эсминцы предпримут более решительные действия, командир субмарины капитан второго ранга Терехин приказал приготовить свой корабль к взрыву.

    Лишь после того, как на помощь субмарине К-324 прибыло судно «Алдан», обстановка разрядилась. Наконец американское командование осознало, что мирными средствами вернуть свою антенну вряд ли получится, а развязывать третью мировую из-за «шланга» не хотелось. Эсминцы в результате были отозваны, а К-324 была отбуксирована «Алданом» на Кубу, где ее поставили на ремонт. Злополучная антенна для детального изучения была доставлена в СССР.

    Главным «героем» этих событий стала крейсерская подлодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.

    Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения – мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля. Проект 671РТМ, как и подводный ракетный крейсер 667БДРМ, «перешел» в третье поколение атомных подводных лодок.

    Главным конструктором 671РТМ проекта стал Чернышев (разработчик лодок 671 и 671РТ), Шмаков его сменил в 1984 году.

    Важнейшим элементом вооружения модернизированной атомной подводной должен был стать ракетный противолодочный комплекс «Шквал», разработку которого начали в 1960 году в соответствии с постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС. «Идеологами» нового комплекса были ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского (сегодня ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Логвинович. Непосредственной разработкой занималось НИИ-24 (сегодня ГНПО «Регион»). Руководитель проекта – главный конструктор И.Л. Меркулов (в дальнейшем В.Р. Серов, а Е.Д. Раков завершил работу).

    В состав «Шквала» входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 тыс. м. Данные характеристики достигались за сет использования двигателя, который работал на гидрореагирующем топливе и движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам.

    Первые пуски данной ракеты выполнили в 1964 году на озере Иссык-Куль, а 29.11.1977 комплекс ВА-111 «Шквал», оснащенный ракетой М-5, приняли на вооружение Военно-Морского Флота. Необходимо отметить, что аналогов данному высокоэффективному комплексу, который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет и по сей день.

    Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с.

    Приняли дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами.

    «Скат-КС» – гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина – обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.

    1 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 - 533-мм ТА; 3 - 650-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - носовой (торпедный) отсек; 6 - носовой аварийный буй; 7 - носовой люк; 8 - выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 - запасная 533-мм торпеда; 10 - запасная 650-мм торпеда; 11 - цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 - АБ; 15 - ЦГБ; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - третий (центрального поста) отсек; 18 - антенны ГАК «Скат-Б»; 19 - ходовой мостик; 20 - репитер гирокомпаса; 21 - перископ комплекса МТ-70-10; 22 - ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 - ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 - ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 – ПМУ антенны «Анис»; 27 - прочная рубка; 28 - центральный пост; 29 - выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общекорабельной системы гидравлики, преобразователи и кондиционе­ры); 31 - четвертый (реакторный) отсек; 32 - реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 - пятый (турбинный) отсек; 35 - паровая турбина; 36 - планетарный редуктор; 37 - главный упорный подшипник; 38 - конденсатор; 39 - баллоны системы ВВД; 40 - шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 - кормовой люк; 42 - кормовой аварийный буй; 43 - седьмой (жилой) отсек; 44 - восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 - кормовая дифферентная цистерна; 46 - приводы горизонтальных рулей; 47 - вертикальные стабилизаторы; 48 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 - АТГ; 50 - приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 - ВФТ (вспомогательные движители)

    Комплекс «Скат-КС» по своим возможностям втрое превосходил гидроакустические комплексы предшествующего поколения и приближался к комплексам американской разработки (хотя продолжал уступать по массогабаритным характеристикам). Дальность обнаружения цели при нормальных гидрологических условиях равнялась 230 километрам. Были использованы бортовые приемники шумов, которые работали в пассивном режиме, и буксируемая протяженная инфразвуковая антенна, которая в свернутом виде размещалась в бульбообразном спец. контейнере, который расположен над вертикальным оперением подлодки.

    Навигационным комплексом «Медведица-671РТМ» обеспечивалась непрерывная автоматическая выработка курса, координат места, скорости относительно грунта и воды, углов килевой и бортовой качки, а также автоматическая передача данных параметров в другие системы корабля.

    Боевой информационно-управляющей системой «Омнибус» производился автоматизированный сбор, обработка и наглядное отображение информации, которая обеспечивала принятие решений на боевое применение оружия и маневрирование, а также управление ракетной и торпедной стрельбой.

    Субмарина оснащалась «Молния-Л» (автоматизированный комплекс связи) с «Цунами-Б» (система космической связи), и специальным разведывательным комплексом.

    Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм. На субмаринах проекта 671РТМ использовались новые противолодочные комплексы. Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.

    Строительство подлодок проекта 671РТМ было решено организовать одновременно на Адмиралтейском объединении в Ленинграде (с последующей доводкой на СРЗ «Звездочка») и на СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре (с достройкой на СРЗ в Большом Камне).

    Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671РТМ:
    Наибольшая длина – 106,1 м (107,1 м);
    Наибольшая ширина – 10,8 м;
    Средняя осадка – 7,8 м;
    Нормальное водоизмещение – 6990 м3;
    Полное водоизмещение – 7250 м3;
    Запас плавучести – 28,0%;
    Предельная глубина погружения – 600 м;
    Рабочая глубина погружения – 400 м;
    Полная скорость подводного хода – 31,0 узел;
    Надводная скорость – 11,6 узлов;
    Автономность – 80 суток;
    Экипаж – 92 человека (число членов экипажа изменялось в зависимости от проекта РТМК или РТМ).

    Создание субмарин проекта 671РТМ в СССР совпало с началом реализации американской программы строительства многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688, которые стали самыми массовыми АПЛ в мире (в 1996 г. американские ВМС получили последнюю, шестьдесят вторую АПЛ данного типа), оснащенных мощным ГАК AN/BQQ-5. «Лос-Анджелес» (головной корабль серии, водоизмещение 6080/6927 тонн, максимальная скорость 31 узел, глубина погружения до 450 метров, вооружение 4 ТА калибра 533 мм с боекомплектом 26 ракето-торпед и торпед) вступил в состав американских военно-морских сил в 1976 году.

    Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями.

    АПЛ проекта 671PTMK построенные в Ленинграде:
    К-524 – закладка 07.06.76, спуск на воду 31.06.77, прием ВМФ 28.12.77 (с 82-го года по 91 год носила название «60 лет шефства ВЛКСМ»);
    К-502 – закладка 23.07.79, спуск на воду 17.08.80, прием ВМФ 31.12.80 (с 1999 года «Волгоград»);
    К-254 – закладка 24.09.77, спуск на воду 06.09.79, прием ВМФ 18.09.81;
    К-527 – закладка 28.09.78, спуск на воду 24.06.81, прием ВМФ 30.12.81;
    К-298 – закладка 25.02.81, спуск на воду 14.07.82, прием ВМФ 27.12.82;
    К-358 – закладка 23.07.82, спуск на воду 15.07.83, прием ВМФ 29.12.83 (с 82-го года по 91-й год - «Мурманский комсомолец»);
    К-299 – закладка 01.07.83, спуск на воду 29.06.84, прием ВМФ 22.12.84;
    К-244 – закладка 25.12.84, спуск на воду 09.07.85, прием ВМФ 25.12.85;
    К-292 – закладка 15.04.86, спуск на воду 29.04.87, прием ВМФ 27.11.87 (строились по проекту 671РТМК);
    К-388 – закладка 08.05.87, спуск на воду 03.06.88, прием ВМФ 30.11.88 (строились по проекту 671РТМК);
    К-138 – закладка 07.12.88, спуск на воду 05.08.89, прием ВМФ 10.05.90 (строились по проекту 671РТМК, с 05.2000 - «Обнинск»);
    К-414 – закладка 01.12.88, спуск на воду 31.08.90, прием ВМФ 30.12.90 (строились по проекту 671РТМК);
    К-448 – закладка 31.01.91, спуск на воду 17.10.91, прием ВМФ 24.09.92 (строились по проекту 671РТМК).
    АПЛ проекта 671PTMK построенные в Комсомольск-на-Амуре:
    К-247 – закладка 15.07.76, спуск на воду 13.08.78, прием ВМФ 30.12.78;
    К-507 – закладка 22.09.77, спуск на воду 01.10.79, прием ВМФ 30.11.79;
    К-492 – закладка 23.02.78, спуск на воду 28.07.79, прием ВМФ 30.12.79;
    К-412 – закладка 29.10.78, спуск на воду 06.09.79, прием ВМФ 30.12.79;
    К-251 – закладка 26.06.79, спуск на воду 03.05.80, прием ВМФ 30.08.80;
    К-255 – закладка 07.11.79, спуск на воду 20.07.80, прием ВМФ 26.12.80;
    К-324 – закладка 29.02.80, спуск на воду 07.10.80, прием ВМФ 30.12.80;
    К-305 – закладка 27.06.80, спуск на воду 17.05.81, прием ВМФ 30.09.81;
    К-355 – закладка 31.12.80, спуск на воду 08.08.81, прием ВМФ 29.12.81;
    К-360 – закладка 08.05.81, спуск на воду 27.04.82, прием ВМФ 07.11.82;
    К-218 – закладка 03.06.81, спуск на воду 24.07.82, прием ВМФ 28.12.82;
    К-242 – закладка 12.06.82, спуск на воду 29.04.83, прием ВМФ 26.10.83 (с 82-го года по 91-й год - «50 лет Комсомольску-на-Амуре»);
    К-264 – закладка 03.04.83, спуск на воду 08.06.84, прием ВМФ 26.10.84.

    Освоение подлодок проекта 671РТМ на флотах несколько затянулось. Причиной этого была недоведенность боевой информационно-управляющей системы «Омнибус»: до середины 1980-х гг. система не могла в полной мере решать задачи, возложенные на нее. На субмаринах ранней постройки «Омнибус» доводился во время эксплуатации лодок, что значительно ограничивало боевые возможности.

    Наиболее важным усовершенствованием, которое было внедрено на 671РТМ проекте, стало использование принципиально нового типа оружия - стратегических малоразмерных дозвуковых крылатых ракет «Гранат», максимальная дальность стрельбы которых составляла 3 тыс. м. Оснащение крылатыми ракетами атомных подводных лодок превратило их в многоцелевые корабли, которые могли решать широкий круг задач не только в обычной, но и в ядерной войне. Крылатые ракеты «Гранат» по массогабаритным характеристикам от стандартных торпед фактически не отличались. Это позволило применять «Гранат» из штатных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра.

    Пять последних субмарин ленинградской постройки вводились в строй по 671РТМК проекту (комплекс вооружения дополнялся крылатыми ракетами). В дальнейшем КР были дооснащены остальные подлодки проекта 671РТМ.

    ПЛА пр.671-РТМ в базе

    Некоторым лодкам уже после их вступления в строй были даны «имена собственные». К-414 с 96-го года носит название «Даниил Московский», К-448 (последняя АПЛ проекта 671РТМ, в строй введена после распада СССР) с 10.04.1995 именуется «Тамбов». АПЛ К-138 носит название «Обнинск».

    Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии лодок проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Атрина» и «Апорт», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавших уверенность Соединенных Штатов в возможности своих ВМС решать противолодочные задачи.

    Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 – К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМС США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов). Кроме того субмарины изучали тактику действия американской противолодочной авиации. Американцам удалось установить контакт только с возвращающейся в базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.

    В марте-июне 1987 года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ - К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Действия субмарин обеспечивались самолетами морской авиации и двумя разведывательными кораблями типа «Колгуев», которые оснащены гидроакустическими системами с протяженными (буксируемыми) антеннами. Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота - самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Сталворт» (корабли гидроакустической раведки), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Несмотря на это, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу», наконец, обнаружили.


    ПЛА пр.671-РТМ на показательных учениях. На заднем плане - ПЛАРБ пр.941

    Первые контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения в базу для отрыва от противолодочных сил американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия.

    Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.

    В конце 1985 года сложнейшее подледное плавание совершила К-524 под командованием капитана первого ранга В.В. Протопопова, старший на борту - командир тридцать третьей дивизии капитан первого ранга Шевченко. Замысел похода заключался в том, чтобы пройти в Атлантический океан из Северного Ледовитого океана, обойдя с северо-востока Гренландию. Командира АПЛ за этот поход удостоили звания Герой Советского Союза.

    Подводная лодка, войдя в море Линкольна, прошла через мелководные и узкие проливы Робсон и Кеннеди, которые отделяют Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, прошла бассейн Кейна и вышла в Баффинов залив через пролив Смита, после чего отправилась в северную Атлантику.

    Маршрут был опасным и чрезвычайно сложным. Он изобиловал мелями, а также айсбергами, которые обильно подбрасывались ледниками Гренландии. Из-за айсбергов в море Баффина безопасных глубин не существовало. Единственным надежным информационным средством в данных условиях была гидроакустика.

    К-524 уже в Атлантике встретилась с авианосцем ВМС США «Америка» и скрытно «атаковала» его (естественно, условно). Продолжительность похода составила 80 суток, из которых 54 – на глубинах свыше 150 метров подо льдами. За участие в данной операции капитан первого ранга Протопопов получил звание Герой Советского Союза.

    Подлодки проекта 671РТМ первыми освоили трансполярные переходы на Северный театр с Тихоокеанского.

    В 1981–1983 годах с целью оптимального распределения многоцелевых атомных подлодок между флотами данные переходы были выполнены построенными в Комсомольске-на-Амуре подлодками К-255 (командир корабля капитан второго ранга Ушаков), К-324 (капитан второго ранга Терехин), К-218 (капитан второго ранга Авдейчик).

    В начале 1989 года в соответствии с советско-американскими договоренностями с многоцелевых атомных подводных лодок американских ВМС и советского ВМФ было снято и складировано оружие, которое оснащено ядерными боеголовками. В результате подлодки проекта 671РТМ лишились «Граната» и «Шквала».

    Корабли проекта 671РТМ принимали участие в решении как военных, так и сугубо мирных задач. Например «Даниил Московский» под командованием капитана первого ранга П.И. Литвина после обеспечения ракетных пусков из района Северного полюса подводного тяжелого крейсера ТК-20, доставил в закрытый льдами порт Харасавэй в конце августа 1995 года 10 тонн муки и сахара.

    29 августа 1991 года у атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буква «К» в тактическом номере была заменена буквой «Б».

    В середине 1990-х гг. лодки проекта 671РТМ начали постепенно выводить из боевого состава ВМФ. Из состава Тихоокеанского флота 31 июля исключили К-247, К-492, К-412, которые в общей сложности совершили 12, 10 и 6 автономных походов. К-305 после пожара, произошедшего в 1994 году в турбинном отсеке, в строй не вернулась, и перешла в состав тех. резерва.

    Однако «Щуки», пребывая в почтенном возрасте, продолжали демонстрировать свои высокие боевые качества. Об этом говорит случай, который произошел зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь матросу подлодки (командир капитан первого ранга Иванисов), который перенес на борту лодки операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами. Примечательно, что англичане приняли «Щуку» за более современную (более малошумную) субмарину 971-го проекта.

    В состав Северного флота в 1999 году входили субмарины Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-14, Б-448, Б-502 и Б-524. В Тихоокеанский флот входили Б-264, Б-305.

    К 2006 году На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации.


    МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ

    ATTACK SUBMARINE PROJECT 671RTM

    16.04.2013
    МОДЕРНИЗАЦИЯ ШУМНЫХ ПОДЛОДОК ПРОЕКТА 671РТМ ПРИЗНАНА НЕЭФФЕКТИВНОЙ

    Главкомат Военно-морского флота спишет легендарные атомные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука» до 2015 года. Эти лодки в 1980-е годы были главной угрозой американским авианосцам, однако в современных условиях оказались слишком шумными. Решение было принято в марте, после того как главкомат ВМФ проработал все варианты модернизации этих лодок и признал их бесперспективными.
    - В этих лодках надо менять всю начинку, начиная от реактора и заканчивая гидроакустической станцией. Корпус тоже требует доводки, потому что в этих лодках он значительно изношен. Поэтому стоимость такой модернизации приближается к стоимости строительства новой лодки, - пояснил собеседник «Известий».
    Он напомнил, что производство «Щук» завершилось в 1992 году. Эти лодки принадлежат ко второму поколению атомных субмарин, сейчас все их ровесники - советские лодки проекта «Лира» и американские проектов Sturgeon и Trasher - списаны.
    Проекты модернизации «Щук» разрабатывали несколько военных научно-исследовательских институтов и морское бюро машиностроения «Малахит», которое в свое время создавало эти подлодки. Хотя проект модернизации был представлен, выяснилось, что их главный недостаток - большая шумность - так и не удастся преодолеть.
    - В них заложены технические решения 1960–1970 годов, и по уровню шума корабли значительно уступают американским Los Angeles. Поэтому модернизировать субмарины до нужных параметров не получится, лучше потратить деньги на ремонт кораблей третьего поколения проектов 971 «Акула» и 945 «Кондор», продолжил источник.
    Однако на подводном флоте «Щуки» ценят. Один из офицеров Северного флота сказал «Известиям», что они занимают очень нужную нишу многоцелевых атомоходов.
    - В России числится около 70 лодок, но если не считать стратегические ракетные и дизельные, а также ремонтирующиеся, то торпедных кораблей не более десятка, а задачи перед ними стоят большие. Сейчас заменить «Щуки» нечем - «Акулы» уже не производятся, а ракетные «Ясени» пока проходят испытания, - говорит офицер.
    Сейчас все четыре оставшихся лодки проекта 671 приписаны к Северному флоту. «Даниил Московский» и «Петрозаводск» ходят в море, а «Тамбов» и «Обнинск» стоят у пирса из-за выработки ресурса. Лодки вооружены крылатыми ракетами С-10 «Гранит».
    Деловая газета «Известия»

    20.05.2014


    Как сообщает блог zvezdochka-ru.livejournal.com пресс-службы Центр судоремонта «Звездочка», в пятницу,16 мая, в филиале СРЗ «Нерпа» выполнена доковая операция по спуску на воду многоцелевой АПЛ «Обнинск» (пр.671РТМК). По завершении пятичасовой операции «Обнинск» был пришвартован к причалу, где теперь будут производиться завершающие этапы ремонта.
    Большая часть работ по доковому ремонту и восстановлению технической готовности корабля уже позади. Достроечные работы и операция №2 будут выполнены на плаву. АПЛ «Обнинск» — сдаточный заказ текущего года.

    Это был легендарный проект атомной подводной лодки, родившийся в ходе сумасшедшей военной гонки между СССР и США. Обидные провалы и жесткие выводы, авантюрные приказы и настоящий героизм моряков, шпионские подводные слежки и засады подо льдом - история лодок серии 671 полна драматизма и острых сюжетов, по которым можно снять не один триллер мирового уровня.

    В рамках проекта было построено и спущено на воду сорок восемь субмарин с разным боевым оснащением и постоянными усовершенствованиями. Это был важнейший этап в советском военном судостроении: именно во время жесткого противостояния с США отечественные верфи научились делать подводные лодки высочайшего класса.

    Когда все началось

    Это было после Второй мировой войны. Первая атомная подводная лодка в мире появилась лишь в 1954 году, это был знаменитый американский «Наутилус» с максимальной подводной скоростью 23 узла. Он сумел проплыть подо льдами к Северному полюсу, завоевав себе почетное место в истории мирового подводного флота.

    СССР отстал от «Наутилуса» на четыре года: в 1958 году на воду спустили «Ленинский комсомол» - советскую первую атомную подводную лодку, способную под водой обогнать американца без каких-либо усилий: ее подводная максимальная скорость была уже 30 узлов.

    Стороны работали в неравных условиях. Если предыдущий лодочный проект под номером 627 создавали, опираясь на опыт с дизельными кораблями и скудную информацию от американцев, то лодки второго поколения делались с учетом собственного нелегкого опыта. Уже в то время снабжение расходными материалами и сопутствующим оборудованием проводилось по совершенно разным каналам и принципам. Американцы могли выбирать лучшие образцы электроники или, к примеру, орудий для стрельбы по всему миру - хоть в Японии, хоть в Швеции. Наши же ребята работали только с отечественными производителями с понятными трудностями.

    Исторический толчок: конфуз в Саргассовом море

    В 1962 году мир замер в ожидании развязки крупнейшего американо-советского конфликта по поводу размещения на Кубе советских ядерных ракет. Соединенные Штаты Америки ввели строгий морской карантин, чтобы перекрыть советским морским судам путь к Кубе. Советское руководство немедленно ответило на такой демарш. Приказ был жестким и экстренным: прорвать морскую блокаду с помощью советских подводных лодок.

    К кубинским берегам срочно вышли четыре дизельных лодки, усиленных ядерными торпедами и оснащенных новейшими тактическими советскими разработками, позволяющими уклоняться от противника под водой. Так казалось советским подводникам.

    Закончилось все катастрофически. В Саргассовом море наши лодки были быстро обнаружены с помощью гидрофонов новейшей американской системы слежения Sosus. Американцы начали сбрасывать на лодки гранаты, не давая подняться на поверхность воды, что для дизелей жизненно необходимо. В дикой жаре и при нехватке кислорода подводники падали в обморок.

    Дело кончилось тем, что лодка Б-130 первой была вынуждена подняться на поверхность воды на виду у всех. Это был отчаянный и смелый жест капитана подлодки, который послал шифровку с убийственным текстом о вынужденном всплытии, сломанном дизеле и разряженной батарее. И о том, что Б-130 окружили четыре американских эсминца. Следом за этой шифровкой пришли сообщения от остальных экипажей с примерно таким же содержанием. Авантюра, храбрость, полная неудача - вот самые подходящие слова для короткого резюме, которое в итоге оказалось жестоким и одновременно эффективнейшим уроком. Ведь именно с этого обидного провала начался путь знаменитых атомных подводных лодок 671.

    Выводы и новые задачи для субмарин второго поколения

    Уровень осведомленности советских подводников, которые участвовали в Карибском кризисе, был нулевым: ведь они были уверены, что в штабе ВМФ СССР сидит американский шпион. И только поэтому американские корабли смогли так быстро обнаружить наши дизели.

    У советских первого поколения ракеты были катастрофически малой дальности. По этой причине им пришлось идти на прорыв морской обороны США - стрелять издалека они не умели. Для их охраны нужны были лодки нового типа с совершенно новой задачей: охотиться не за надводными кораблями, а за подводными лодками противника. Нужны были новые подводные охотники - истребители для защиты ракетоносцев.

    Главными критериями были определены подводная скорость, глубина погружения и маневренность. Отсюда и особая форма лодок проекта 671 - все под функции и задачи. Отсюда и "рыбная" шифровка серий.

    Проект 671 «Ерш»: новые подводные охотники

    Знаменитый ленинградский «Малахит» - никакая не ювелирная фирма, как можно было бы подумать. Это серьезнейшее конструкторское бюро, которому поручили разработку новых подводных лодок проекта 671. Главной задачей была борьба с американскими стратегическими субмаринами, которые являлись по своей сути подводными ракетоносцами. Плавая подо льдами, они были неуязвимы. А крупнейшие и стратегические города СССР Москва, Мурманск, Ленинград и Севастополь были под постоянной угрозой удара ракетой.

    Обстановка была напряженной, прессинг со стороны руководства был огромным, скорость проекта была фантастической. Дело осложнялось еще и новыми неприятностями с американской стороны: там тоже не дремали.

    Уже в 1963 году американцы спустили на воду новый класс субмарин «Лафайет». По своим функциям они являлись специализированными ракетоносцами. Их главной особенностью была фантастическая бесшумность. Советская локаторная аппаратура засекала их на расстоянии всего нескольких километров. Такая ситуация могла привести к нонсенсу: подводная лодка 671 могла устареть еще до своего рождения. Решение, конечно, нашли. Пришлось создавать новый процесс загрузки торпед: он теперь стал полностью автоматизированным. Многое в этом проекте делалось в советском судостроении впервые, этот момент был по-настоящему прорывным.

    Технические характеристики и проекта 671 под названием «Ерш» были следующими:

    • длина и ширина лодки 95 и 11,7 метров соответственно;
    • глубина погружения 320 метров;
    • атомная силовая установка с мощностью турбин в 30 000 лошадиных сил;
    • подводная скорость 32 узла;
    • способность плавания в автономном режиме - 50 суток.

    Из вооружения "ершики" были снабжены минами в количестве 36 штук и двумя ракетами SS-N-15.

    Первое боевое крещение

    Подводное противостояние новых подводных охотников проекта 671 и американских стратегических субмарин превращалось в интереснейшую хронику, по которой можно было бы снять отличный остросюжетный сериал.

    Американцы держали под своим контролем практически половину Антарктики благодаря отличной модифицированной системе «Sosus». В их базе данных хранились записи всех шумов, производимых советскими судам вплоть до гражданских кораблей. А уж по каждой подводной лодке были составлены настоящие развернутые шумовые портреты. Тактика обнаружения также изменилась. Американцы не сообщали, что обнаружили советскую субмарину, вместо этого они продолжали контролировать ход лодки скрытно, буквально висели на хвосте, как в шпионском романе. Они могли это делать, потому что были бесшумными, как кошки.

    Как же наши новые субмарины при таком непростом раскладе? Они проявили себя с самого начала отлично. При прорывах противолодочных блокад (что и было их главной функцией) "ерши" оказались вполне эффективными. Шумели они, конечно, сильно в сравнении с американскими лодками, но зато уж по скорости и ходовым качествам обгоняли всех и легко уходили от преследования. Иными словами, первая боевая задача в стартовой серии подводных лодок проекта 671 была выполнена. Конструкторы с моряками справились на отлично.

    Проект 671 РТ «Семга»

    В начале 70-х пришла новая беда. Наши подводные охотники 671 серии оказались в роли дичи - на них самих началась охота. Дело было в очередной модернизации вооружения ВМФ США. На их лодках появились новые ракеты с разделяющей боевой частью. Но не они стали главной проблемой, а так называемая ракета-торпеда - противолодочное оружие с повышенной дальнобойностью. Эта ракета-торпеда в воде двигалась как типичная торпеда. Затем она выходила из воды и превращалась в ракету, которая летела в положенную точку. В этой точке от нее отходила специальная боевая часть, которая взрывалась на нужной глубине в воде.

    У конструкторов бюро «Малахит» вновь появилась срочная задача «догнать и обогнать». Советский ответ пришел через год: это была модифицированная лодка 671 с аббревиатурой РТ под шифром «Семга». Главным ее преимуществом был новый ракетный комплекс «Вьюга» с увеличенной дальностью полета ракеты до 40 км, мощным калибром и ядерной боевой головкой.

    "Семга" была способна уничтожить лодки противника в нескольких километрах от эпицентра. Дополнительным вооружением стали аппараты для торпед повышенной мощности с калибром 650 мм. Лодки удлинили на целый отсек, повысилась комфортность пребывания экипажа. Хорошо поработали с пресловутой шумностью: сумели снизить ее в пять раз, что, впрочем, было все равно недостаточным. На фото подводная лодка 671 проекта РТ.

    В 1975 году случилась курьезная история. Отдел обороны ЦК КПСС срочно созвал всех конструкторов - подводников на экстренное совещание. Их встретил прокурор с официальной жалобой в руках. Жаловался офицер ВМФ, работающий в приемном аппарате. Он считал, что главная проблема всех лодок проекта 671 в виде высокой шумности (а это было именно так) является следствием запланированных действий конструкторов. Дело закончилось подробнейшим разбором полетов, после которого конструкторы пообещали перебрать все возможные варианты снижения шумности. Правильное решение в конце концов нашли. Главные источники шума - турбину и турбогенераторы разместили на амортизаторах внутри специальной камеры. Впоследствии такую схему размещали на всех следующих лодках. Первый же выход бесшумной лодки 671 РТ навел переполох среди американцев: атлантическое и антарктическое спокойствие они потеряли навсегда.

    У "Семги" были отличные технические характеристики:

    • длина 102 м и ширина 10 м;
    • возможность погружения на 350 м;
    • силовая атомная установка мощностью в 30 000 лошадиных сил;
    • подводная скорость 30,5 узлов;
    • возможность автономного плавания 60 суток;

    Вооружение было более чем серьезное: 12 торпедных аппаратов разного калибра и две ядерных ракеты SS-N-16.

    Проект 671 РТМ: а теперь "Щуки"

    Эта серия - чрезвычайно интересный проект со всех точек зрения, его полезно было бы изучать в университетах в рамках производственного менеджмента. Прежде всего, это была попытка (весьма успешная в итоге) выжать из двух проектов 671 и 671 РТ все, что только возможно. Дело в том, что параллельно уже полным ходом строились субмарины третьего поколения - принципиально новые проекты 945 и 971 с кардинальным снижением уровня шумности и мощным комплексом вооружений.

    В устройство подводной лодки проекта 671 РТМ были введены новейшие мощные гидроакустические и навигационные комплексы. Новые средства связи были на мировом уровне. Также были установлены два атомных реактора со значительным повышением мощности. Усовершенствования коснулись всех систем лодки. С учетом таких трансформаций подводная лодка РТМ 671 плавно перешла в категорию субмарин третьего поколения.

    Легендарная «Щука» - самая продвинутая опция проекта. проекта 671 РТМ представляла собой многоцелевую атомную субмарину. Всего под аббревиатурой РТМ было выпущено 26 моделей - целая серия лодок с великолепными техническими характеристиками, среди которых:

    • предельная глубина погружения 600 м;
    • максимальная подводная скорость 31 узел;
    • два мощных реактора по 31 000 лошадиных сил каждый.

    В автономном плавании лодка могла находиться в течение 80 суток. Команда экипажа требовалась уже более солидного размера - примерно 100 человек.

    Главным же преимуществом подводной лодки 671 проекта РТМ было ее вооружение: крылатые ракеты «Гранат», 24 торпеды или 34 мины - в зависимости от модификации конкретной лодки. Такая комплектация в сочетании со скоростью и плавучестью делала серию РТМ уникальной. Атомный реактор подводной лодки отвечал всем требованиям безопасности.

    В итоге проект 671 вышел очень грамотным с технической эволюционной точки зрения: его началом было создание новой лодки второго поколения, а концом стала трансформация субмарин 671 РТМ в подводные корабли новейшего третьего поколения.

    Строились АПЛ проекта 671 РТМ на двух заводах: знаменитом Адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге и Судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Финальная доводка производилась на заводе «Звездочка» и на базе в Большом Камне.

    Паритетная гонка вооружений под водой

    Исторически проект атомной подводной лодки проекта 671 РТМ по срокам совпадал с началом американской программы постройки многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688. В итоге они стали самой массовой серией субмарин в мировой истории подводного флота (всего было выпущено 62 единицы). На фото атомная подводная лодка «Лос-Анджелес» - головной корабль со скоростью 31 узел и вооружением из 26 торпед. Он был спущен на воду в 1976 году.

    Совпадение сроков, конечно, не было случайным. Дело в том, что американские атомные субмарины в то время были значительно лучше советских лодок по уровню скрытности и акустическим возможностям. Разрыв постепенно сокращался, но не исчезал полностью.

    Американцам тоже было над чем поработать: они уступали советским аналогам в максимальной скорости подводного хода, да и боевая живучесть с маневренностью у "щук" были выше. По уровню вооружения обе серии могли поспорить, но у советских 671 РТМ определялось относительное преимущество.

    Немаловажным было и то, что для обслуживания лодок серии 671 РТМ требовалось меньше народу. Таким образом, за счет компактного экипажа условия обитаемости на борту были намного выше. Может показаться, что данный критерий не относится к ключевым. Но если учитывать многомесячные автономные рейды субмарин, к примеру, подо льдом, условия обитаемости выходят по своей значимости на первый план: это состояние и настроение экипажа.

    В целом по оценкам независимых экспертов субмарины 671РТМ и SSN-688 были примерно равноценными. Можно сказать, что гонка двух условных противников по усовершенствованию и оборонной мощи шла параллельно, оба участника шли примерно на равных.

    Про американские атомные подводные лодки в мировой прессе писали много. Даже среди обывателей это был известный и обсуждаемый проект. О советских подводных лодках проекта 671 не знал практически никто в силу традиционной чрезвычайной скрытности советских подводников. Даже сейчас информация о них ограничена узкими профессиональными ресурсами. Трудно отыскать в сети, к примеру, качественные фото атомной подводной лодки класса «Щука».

    Поэтому многолетняя история подводных «догонялок» двух стран-соперниц также остается за тайными шторами. А зря, интереснейших случаев было много. Один из самых ярких - крупная операция «Апорт» в Атлантическом океане в 1985 году, когда советские подводники «умыли» своего условного противника - ВМФ США. Все напоминало настоящую охоту с засадой, что вполне закономерно: весь проект 671 создавался именно для охоты на вражеские подводные лодки.

    В конце мая из базы Западная Лица на Кольском полуострове в океан выплыли три красавицы охотницы класса РТМ с двумя примкнувшими к ним лодками 671 других модификаций. Само собой, такую атомную подводную команду американская морская разведка не могла не заметить. Заметили, но… потеряли. Искали всей разведкой самым интенсивным образом. Единственным американским успехом стало обнаружение лодки К-488, лишь когда она уже возвращалась домой на базу. А наши красавицы тем временем занимались своими перманентными боевыми задачами: следили за ракетными субмаринами и противолодочной авиацией ВМФ США во время их патрулирования. В итоге американцы без успеха охотились за командой лодок 671 РТМ в течение целого месяца. «Апорт» завершился 1 июля 1985 года.

    Операция «Атрина» была для советских подводников принципиальной и важнейшей в политическом смысле. На этот раз в ней участвовала «великолепная пятерка» известных субмарин К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524. Пятерка лодок имела поддержку в виде морской авиации и пары разведывательных кораблей, снабженных специальными гидроакустическими системами с антеннами. Как и в прошлый раз, американцы знали о выходе лодок, но сразу же потеряли их в Атлантическом океане. Охота началась снова, подтянули все силы обнаружения в виде трех поисковых групп с привлечением британских кораблей. Лодки ушли незамеченными и достигли того самого злополучного Саргассова моря.

    Американцы сумели найти контакт с лодками лишь через восемь суток с начала операции. Они приняли "щук" за ракетные подводные крейсеры, по поводу чего серьезно волновались. Все эти действия проводились в период пика холодной войны.

    Итоги операций «Апорт» и «Атрина» показали, что ВМФ США не сможет обеспечить эффективного противодействия АПЛ нового поколения проекта 671 РТМ при их массированном использовании.

    Это была важнейшая победа советского военного флота. Вот что значит делать правильные вводы. Подводники всегда умели это делать.

    Еще одной известной героической страницей стало подледное плавание знаменитой невероятной сложности лодки К-524. Задачей было переплыть из Северного Ледовитого океана в Атлантический с обходом острова Гренландия с северо-востока. Этот переход стал легендой, а капитан Протопопов В.В. получил звезду Героя Советского Союза.

    Шумность. Обшивка. Акустика. Списывать…

    К величайшему сожалению, да. Всему приходит конец, и легендарные охотницы подводные лодки проекта 671 "Ерш", "Семга" и "Щука" не стали исключением. Вопрос их модернизации рассматривался командованием ВМФ России самым серьезным образом несколько лет назад. Это был конкурс проектов модернизации "щук", где прорабатывались все возможные варианты.

    Все дело в высокой шумности лодок - критерии, по которому 671 серия проигрывала американским «Лос-Анджелес» еще во времена бешеной гонки усовершенствований.

    Цена модернизации лодки была бы примерно равной стоимости новой лодки. Нужно было бы менять всю начинку, включая новейшие гидроакустические системы и, конечно, сами реакторы. Обшивка также нуждалась бы в серьезнейшей доводке.

    Таким образом, модернизация была признана бесперспективной. К 2015 году лодки были списаны. Знаменитый проект 671 подводных лодок закончился. Подводники помнят и ценят его, это было славное время для полета инженерной мысли, технических находок и подвигов подводников, которые до сих пор мало кому известны.

    Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 2-ого поколения проекта 671РТМ «Щука» (по классификации НАТО - Victor III), выполненная в масштабе 1/350 китайской фирмой Hobby Boss.

    Прототип

    Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились требования к шумности АПЛ, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракетоторпеды, мины и т.д.). Быстро менялась элементная база и сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроаккустическое) и боевая информационно-управляющая система, радиосвязь. Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с его начальником - главным конструктором Г.Н. Чернышовым была создана еще одна модификация АПЛ 671 проекта с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения - мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля . Фактически проект 671РТМ, также как и РПКСН проекта 667БДРМ являлся переходным из 2-ого в 3-ье поколение атомоходов.

    Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с.

    «Скат-КС» - гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина - обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.
    Комплекс «Скат-КС» по своим возможностям втрое превосходил гидроакустические комплексы предшествующего поколения и приближался к комплексам американской разработки (хотя продолжал уступать по массогабаритным характеристикам). Дальность обнаружения цели при нормальных гидрологических условиях равнялась 230 км. Были использованы бортовые приемники шумов, которые работали в пассивном режиме, и буксируемая протяженная инфразвуковая антенна, которая в свернутом виде размещалась в бульбообразном спец. контейнере, который расположен над вертикальным оперением подлодки.

    Автономность АПЛ увеличилась до 80 суток, наибольшая длина достигла 107,1 м. Титановый обтекатель ГАС заменили на неметаллический.
    В процессе постройки серии было решено перейти от 7-ми лопастного гребного винта к менее «шумной» схеме «тандем» (два соосных 4-хлопастных гребных винта противоположного вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.

    Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых АПЛ типа «Los-Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами. На лодке были применены вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум.
    Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм с боекомплектом, состоящим из 18 боеприпасов калибром 533 мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также 6 дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед лодка могла нести до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия.

    Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.

    Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями.

    Всего было построено 26 лодок данного проекта. Строительство велось на Адмиралтейском ССЗ (Ленинградское Адмиралтейское Объединение) в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге) и на заводе имени Ленинского Комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре.

    ТТХ АПЛ:
    Водоизмещение:
    надводное: 4 900 (4 780?) т
    подводное: 6 280 (7 250?) т
    Длина: 106,1(107,1 - с винтом «тандем) м
    Ширина (корпуса): 10,6 (10,8?) м
    Осадка (средняя): 7,5 (7,8?) м
    Скорость:
    надводная: 11,6 уз.
    подводная: 31 уз.
    Глубина погружения:
    рабочая: 320 м
    предельная: 400 м
    Экипаж: 96 (103?) человек
    Автономность: 80 суток
    Вооружение: 4х533 торпедных аппарата (боезапас 18 торпед)
    2х650 торпедных аппарата (боезапас 6 торпед)

    Набор

    Обзоры лодки уже подготовил наш уважаемый коллега Данила ака Danila77 . Посмотреть можно здесь:

    Длина модели составляет 306 мм, ширина (корпуса) - 30,8 мм.
    К основным недостаткам набора можно отнести:

    • более сглаженный, чем на прототипе, переход обтекателя ГАС в надстройку;
    • излишняя толщина торцевых гребней на ступице винта;
    • неправильная форма лопастей гребного винта «тандем», лопасти должны быть более узкими;
    • отсутствие имитации на КГР разделения на «малые» и «большие» рули.
    • более короткий, по сравнению с прототипом, ТПЛ;
    • более тонкий, как мне показалось, профиль кормовых горизонтальных стабилизаторов;
    • отсутствие имитации на рубке бортовых навигационных огней, окошек устройства звукоподводной связи;
    • слишком широкие шпигатные отверстия в легком корпусе на корме лодки, а также несколько неверное их расположение.

    Критических как видим нет, что-то можно легко поправить, что-то нет - тут уж зависит от личных пожеланий самого моделиста.

    Сборка

    Сборка проходила в рамках GB: Советско-Российский ВМФ на дружеском сайте каропка.ру.
    Сборку начал с доработок корпуса и рубки. В носовой и кормовой части верхней половине корпуса, а также в верхней части рубки пришлось изрядно поработать шкуркой удаляя стык пресс-форм. На корпусе высверлил посадочные места АСБ и из пластика изнутри подклеил пластины, сформировав посадочные места. Из фольги самоклейки сделал створки люка на палубе лодке за рубкой. Из этого люка в подводном положении выпускалось устройство связи по внешнему виду похожее на самолет . Китайцы изобразили люк в виде оконной рамы с перемычкой посередине, я это дело изменил, приведя в соответствие с прототипом. Поскольку шпаклевать и шлифовать расшивку не хотелось, использовал фольгу. Сборка корпуса прошла нормально, не идеально, но терпимо, шпаклевка потребовалась в небольших количествах. Затем восстановление утраченной расшивки и монтаж кормового оперения и водозаборников. Водозаборники рассверлил, сделав отверстие и закруглил у них переднюю кромку, таким образом они стали больше похожи на те, которые были на прототипе.

    Далее очередь кормового оперения. Вертикальное оперение особых проблем не вызвало, просто клеим , стыки шпаклюем, шлифуем. Горизонтальное оперение потребовало небольших доработок. Расшивкой имитировал малые горизонтальные рули, странно, что китайские товарищи проигнорировали этот момент . Также срезал ступицы вспомогательных рулей. К ним приклеил травленые лопасти, которые также отрезал от соответствующих деталей травления .

    Затем настала очередь доработки гребного винта. Травленые лопасти обточил, убрав излишнюю «пузатость» лопастей и немного завернул их винтом. Получилось не идеально, но чуть больше похоже на прототип. На ступице винта сточил торцевые гребни и сделал их из пластика 0,13 мм - так более масштабно .
    На рубке сточил имитацию поручней и сделал их из проволоки 0,2 мм, попутно добавив отсутствующие поручни в носовой части. Также удалил наплывы с крыши рубки под т.н. «рога», поскольку у меня будет РТМ, а не РТМ(К).

    Штоки НГР заменил на металлические трубки D = 0,9 мм.
    Некоторые ВУ изготовил заново, у некоторых заменил штоки, некоторые просто покрасил. В качестве материалов использовал медицинские иглы различных диаметров, а также что-то из запасов.

    Окраска

    Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya , Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная. Следы эксплуатации - пудреницы Tamiya, жидкости АК.
    Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но в данном наборе есть пару обидных косяков.

    1-ый: линеек марок углубления только 2 пары, а нужно 3, т.к. они располагаюся не только в носу лодки и на кормовом оперении, но и в средней части корпуса, сразу за ограждением рубки. Поскольку у меня есть еще одна РТМ-ка, то взял декали оттуда.
    2-ой: Декали марок углубления сделаны все на один борт и если для декалей № 2 это не проблема (они симметричны по высоте и их можно перевернуть вверх ногами) то для дек № 1, которые размещаются на кормовом оперении это заметно.

    Итак, коллеги

    В качестве одного из шагов глобального сокращения наступательного вооружения генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев предложил вывести из Атлантики подводные стратегические крейсеры. Президент США Рональд Рейган категорически отверг инициативу советского лидера, считая их главным козырем США в противостоянии двух политических систем.

    22 мая 1985 года из бухты Западная Лица одновременно вышли пять атомных подводных лодок проекта 671. Их задачей было обнаружение мест дислокации американских стратегических субмарин. Кроме этого советские подводники должны были показать США свои возможности. За две недели советские подводные лодки вскрыли десятки мест боевого патрулирования американских ракетоносцев. В реальных боевых действиях это означало бы немедленную гибель кораблей противника. В результате этой операции советского военно-морского флота был развеян миф о неуязвимости подводных лодок США. Спустя шесть месяцев после операции «Апорт» 20 ноября 1985 года в Женеве Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о неприемлемости применения ядерного оружия, ставший первым шагом к окончанию «холодной войны».

    Кочующие подводные ракетоносцы под скрытой толщей льда были практически неуязвимыми носителями ядерного оружия. Американские стратегические субмарины должны были удерживать крупнейшие города СССР: Москву, Мурманск, Ленинград и Севастополь под постоянной угрозой ракетного удара. Именно для борьбы с ним в Ленинградском Конструкторском бюро «Малахит» и была разработана атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш ». Скоро события в мире показали, что необходимости в кораблях подобного класса больше, чем казалось при проектировании.

    советские подводные лодки проекта 671 «Ерш» необходимость возникновения

    Миллионы американцев 22 октября 1962 года замерли у теле- и радиоприемников. Президент Кеннеди сообщил о размещении на Кубе советских ядерных ракет. Чтобы остановить агрессивное наращивание этой мощи был введен строгий карантин. В ответ на морскую блокаду Кубы, Хрущев приказал министру обороны СССР Малиновскому бросить на прорыв советские подводные лодки . К берегам острова Свободы вышли четыре дизельные подводные лодки, командиры которых имели право в случае перехвата атаковать американский флот. Для усиления на субмарины даже загрузили по одной ядерной торпеде. Но за 1000 миль от Кубы еще на подходе к Саргассову морю неожиданно советские подводные лодки были обнаружены американцами. Отечественные субмарины пытались уклониться, используя новейшие тактические разработки, но все было тщетно. Их экипажи даже подозревали, что в главном штабе ВМФ засел шпион не зная, что на самом деле против них была впервые применена новейшая американская система слежения за подводной обстановкой «Sosus ». Она состояла из чувствительных гидрофонов размещенных в стратегически важных районах мирового океана. Обнаружив дизельные подводные лодки , которым жизненно необходимо всплывать, американцы начали гнать их, не давая подниматься на поверхность, при этом на них непрерывно сбрасывали взрыв пакеты и гранаты. Температура в отсеках поднялась до 50 градусов. Подводники падали в обморок от жары и нехватки кислорода. Наконец 26 октября на виду у американских была вынуждена всплыть первая подводная лодка «Б-130». В последнем отчаянном жесте советский экипаж развернул флаг СССР, а через несколько минут в эфир полетела убийственная шифровка: «Вынужден всплыть. Окружен четырьмя эсминцами США. Имею неисправные дизели и полностью разряженную батарею. Пытаюсь отремонтировать один из дизелей. Жду указаний».

    На протяжении нескольких часов в главном штабе ВМФ получили еще несколько подобных сообщений от советских подводных лодок брошенных на прорыв американской блокады. Беспрецедентный по храбрости и авантюрности боевой поход закончился неудачей. Отечественные подводные лодки из-за малой дальности действия своих ракет должны были буквально прорываться сквозь мощную морскую оборону США. Для охраны стратегических подводных лодок необходимо было мощное прикрытие способное хорошо защищать от любой угрозы. Таким образом, перед конструкторами КБ «Малахит» стояла сложнейшая задача создать, по сути «подводный истребитель» способный одинаково успешно охотиться за противника и защищать собственные ракетоносцы. Главными преимуществами нового подводного корабля должны были стать скорость, глубина и маневренностью. В конструкции подводной лодки все было подчинено достижению этих качеств, и даже обтекаемая форма, напоминающая морских хищников.

    В 1963 году на вооружение ВМС США поступили субмарины класса «Lafayette ». Это были новые специально спроектированные ракетоносцы. Подводные лодки США «Lafayette » имели столь малую шумность, что советские гидролокаторы засекали их в несколько километрах. Советская подводная лодка «Ерш » с такой аппаратурой могла оказаться устаревшей еще до своего рождения, тогда в конструкцию срочно внесли изменения - вместо гидроакустического комплекса «Керчь» был установлен мощный «Рубин» способный обнаружить цель на расстоянии до 60 километров. Но тут же появилась следующая проблема. Новый гидролокатор, размещенный в носовой части атомной подводной лодки имел больший размер. Поэтому конструкторам пришлось поломать голову, над поиском места для размещения торпедных аппаратов. Были проработаны несколько вариантов размещения торпедных аппаратов. Наконец конструкторам удалось найти удачное решение, аппараты установили в носовой части над гидроакустическим корпусом. Из-за недостатка места пришлось полностью создать автоматизированный процесс загрузки торпед и их заряжание. Такая схема в отечественном судостроении использовалась впервые. Работа над первой подводной лодкой шла в очень напряженном режиме.

    В 1966 году на завод, где строилась субмарина «Ерш » для ускорения работ и освоения корабля прибыл экипаж. И вот подошел торжественный момент спуска на воду. По давней морской традиции бутылку шампанского о борт корабля должна была разбивать женщина, которую выбрали среди инженеров. Когда бутылка была разбита и технологический канал стал заполняться водой девушка вдруг растерялась. Ее спас штурман, вынесший ее на руках. На следующий день он с товарищем пришел к ней с предложением руки и сердца, на что девушка дала положительное согласие. Этот случай сочли добрым знаком и оказались правы - за 30 лет существования этого проекта подводных лодок не было ни одной аварии связанной с гибелью людей. В 1967 году на головной субмарине серии «Ерш » был запущен реактор и подводный корабль отправился к месту несения боевой службы.

    В сравнении с американскими подводными лодками аналогичного класса «Ерш » имел большую скорость хода и глубину погружения. Новые торпедные аппараты позволяли вести стрельбу практически с предельных для американских субмарин глубин. Подводная лодка проекта 671 по натовской классификации получила название «Victor », что значит «победитель ».

    атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

    Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 «Ерш» («Victor I»):
    Длина - 95 м;
    Ширина - 11,7 м;
    Осадка - 7,3 м;
    Водоизмещение - 6085 тонн;
    Глубина погружения - 320 м;
    Судовая силовая установка
    Скорость - 32 узла;
    Экипаж - 94 человека;
    Автономность - 50 суток;
    Вооружение:

    Мины - 36;
    Ракет «SS-N-15» - 2;

    атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

    Практически одновременное появление «подводных охотников » и мощных стратегических субмарин привело к новому витку противостояния на море. К началу 70-х годов США с помощью усовершенствованной системы «Sosus » держали под контролем практически 40 процентов Антарктического океана. В центре контроля городе Норфолк компьютеры хранили в памяти сотни звуковых портретов советских подводных лодок и могли выделить след даже среди шумов идущих от гражданских кораблей. Теперь изменилась и тактика перехвата. Американцы не спешили показать, что обнаружили атомную подводную лодку , предпочитая следить за ними скрытно. Специализированные противолодочные субмарины США, обладая значительно меньшей шумностью, порой сутками висели на хвосте советских подводных ракетоносцев. Даже просто обнаружив преследование, считалось удачей. Атомные подводные лодки класса «Ерш » оказались наиболее эффективными при прорыве противолодочных рубежей. Как и все советские субмарины, по сравнению с американскими, имели высокую шумность, но благодаря высоким ходовым качествам и скорости, чаще других уходили от преследования.

    атомные подводные лодки проекта 671 РТ «Семга» история появления

    В 1971 году все стратегические подводные лодки США прошли очередную модернизацию, связанную с вооружением. Помимо новых ракет с разделяющей боевой частью на них установили мощное противолодочное и дальнобойное оружие, которое не случайно назвали «ракета-торпедой». После выхода из подводной лодки «ракета-торпеда» некоторое время двигалась как обычная торпеда, затем выходила из воды и летела в определенный район уже как ракета, в расчетной точке траектории от нее отделялась боевая часть, которая взрывалась на заданной глубине. Новое оружие было значительно более точным и дальнобойным в сравнении с обычными торпедами. Сложилась ситуация отечественная подлодка-охотник «Ерш » сама оказалось в роли дичи. Вновь конструкторам предстояло догнать и обойти вероятного противника. И уже 30 декабря 1972 года вступила в строй модернизированная атомная подводная лодка проекта 671 РТ шифр «Семга ». Для посвященных индекс РТ означал, что субмарина получила на вооружение новейший ракетный комплекс «Вьюга » (РПК-2) с дальностью стрельбы до 40 км, калибром 533 мм и ядерной боевой частью. Боевая часть комплекса позволяла поражать подводные лодки противника расположенные в радиусе нескольких километров от эпицентра взрыва. Кроме того, на вооружение подводной лодки «Семга » дополнительно к четырем обычным были установлены два торпедных аппарата калибром 650 мм с дальнобойными торпедами повышенной мощности. Это заставило усилить авианосные группы США новыми противолодочными средствами. Для размещения возросшего боевого запаса переднюю часть атомной подводной лодки удлинили на один отсек, что позволило конструкторам уделить больше внимания комфорту экипажа. Шумность подлодки «Семга » снизилась более чем в пять раз, но вскоре оказалось, что этого не достаточно.

    В 1975 году оборонный отдел ЦК срочно созвал совещание с ведущими специалистами конструкторских бюро на совещание. Прибыв в главный институт имени Крылова конструкторы с удивлением увидели прокурора, а темой обсуждения стала официальная жалоба офицера контрольно-приемного аппарата ВМФ. По его мнению, высокая шумность советских подводных лодок была спланированной акцией саботажа. Конструкторам пришлось защищаться. После совещания конструкторы пообещали рассмотреть все варианты по снижению шумности подводных лодок. На одной из субмарин «Семга » начали проводить эксперименты. Вскоре была разработана схема по снижению шумности, которая в последствии начала внедряться при строительстве последующих советских подводных лодок . Суть ее заключалось в том, что главный источник шума турбина и турбогенераторы, специалисты КБ «Малахит» расположили внутри специальной рамы, которую для усиления эффекта заключили на амортизаторы. Первый поход атомной подводной лодки вызвал переполох в Атлантике, где американцы чувствовали себя полноправными хозяевами.

    атомная подводная лодка проекта 671 РТ «Семга»

    Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 РТ «Семга» («Victor II)»:
    Длина - 102 м;
    Ширина - 10 м;
    Осадка - 7 м;
    Водоизмещение - 5800 тонн;
    Глубина погружения - 350 м;
    Судовая силовая установка - атомная, мощность турбин 30000 л. с.;
    Скорость - 30,5 узла
    Автономность - 60 суток;
    Экипаж - 100 человек;
    Вооружение:
    Торпедных аппаратов 533 мм - 6;
    Мины - 36;
    Торпедные аппараты 650 мм - 4;
    Торпедные аппараты 533 мм - 2;
    Ракеты «SS-N-16» - 2.

    советские подводные лодки проекта 671 РДМ «Щука» история возникновения

    Только одна обладала вооружением равным по мощности всем бомбам, сброшенным во время второй мировой войны. Одновременно в США строились убийцы кораблей знаменитые атомные подводные лодки . Кроме противолодочного и противокорабельного оружия они несли высокоточные крылатые ракеты «Томагавк » для поражения важных объектов Советского Союза: ракетные шахты и командные пункты системы ПВО. Для борьбы с подобными кораблями нужны были субмарины нового качества. Но советские подводные лодки третьего поколения еще только создавались и могли войти в строй не раньше середины 80-х. Конструкторы КБ «Малахит» предложили неожиданный выход. Использовать удачную конструкцию атомной подводной лодки «Семга » для размещения нового комплекса оборудования и вооружений. Немедленно был вызван главный конструктор, и в один день было принято решение создавать эту подлодку. Новая