Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Торговый сбор: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Новый вид налоговой нагрузки — торговый сбор

    Торговый сбор: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Новый вид налоговой нагрузки — торговый сбор

    Понятие торгового сбора вошло сначала в обиход москвичей, а затем и жителей других городов федерального значения РФ с 2015 года. Для регламентирования этого платежа написана глава 33 Налогового Кодекса Российской Федерации, включенная туда на основании Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Рассмотрим, какие особенности имеются у этого платежа, какова его база, кто попадает под категорию плательщиков, куда именно нужно вносить средства, а также как правильно заполнить форму для регистрации.

    Как определяет торговый сбор Налоговый Кодекс РФ

    Торговый сбор – обязательный местный платеж, введенный с 1 июля 2015 года в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и Севастополе, перечисляемый за ведение реализаторской деятельности на различных объектах, среди которых:

    • неперемещаемые торговые объекты без специальных залов (кроме торговли на автозаправочных станциях);
    • «движимые» точки для осуществления продаж (лотки, палатки, торговля с автомобилей, столов, раскладок и т.п.);
    • торговые залы в постоянных торговых помещениях (магазины, лавки, павильоны);
    • склады с отпускаемыми прямо оттуда товарами.

    Муниципальные объединения, для которых обязателен торговый сбор, своей властью регламентируют в юридических актах льготные условия для тех, кто должен его оплачивать, а также обозначают категории льготников и процедуру использования особых ставок.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В упомянутых городах торговый сбор должен уплачиваться неукоснительно, а в других местах РФ его можно ввести только после принятых законодательных новшеств на уровне государства и региона.

    Торговый сбор взимается, если хотя бы единожды в квартал вышеупомянутые объекты (перемещаемые или стационарные) были использованы по назначению: период применения, особенности продаваемой продукции и полученный доход или убыток не оказывают влияния на размер торгового сбора. Для ИНФС неважно также, находится ли данный реализаторский объект у предпринимателя на правах собственности или же арендуется.

    Деятельность предпринимателя попадет под обязательство этого сбора, если торговля происходит на одном из четырех предусмотренных типов торговых точек или помещений. В таких случаях говорят, что для нее применяется объект осуществления торговли – движимые или недвижимые материальные активы, с помощью которых производят реализацию товаров. Именно эти имущественные активы и составляют объект торгового сбора.

    К СВЕДЕНИЮ! Базой для данного платежа являются не средства, вырученные в результате реализации товара, а определенные характеристики примененного для осуществления торговли стационарного или движимого объекта.

    Кто платит, а кто не платит торговый сбор

    Ст. 411 НК РФ установила в качестве плательщиков торгового сбора индивидуальных предпринимателей и/или юрлиц, чья деятельность, подпадающая под этот платеж, сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

    Освобождены от необходимости уплачивать торговый сбор такие категории предпринимателей (п. 2 ст. 411 НК РФ):

    • выбравшие налоговый режим ЕСХН;
    • осуществляющие деятельность согласно патенту.

    ВАЖНО! Освобождение для пользующихся обозначенными налоговыми режимами действительно только в тех видах деятельности, относительно которых актуален тот или иной спецрежим.

    Еще одна тонкость – предприниматели, «сидящие» на ЕНВД, не могут применять этот режим налогообложения для вида деятельности, который предусматривает взимание торгового сбора (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Но так как ЕНВД в Москве достаточно давно не используется, этот нюанс напрямую касается ИП и организаций Санкт-Петербурга и Севастополя.

    Постановка на учет

    Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

    Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

    Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

    Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

    Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

    Куда подавать уведомление

    Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

    1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
    2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
    3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
    4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
    5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

    Форма уведомления

    Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

    • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
    • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
    • название объекта, с которого происходит торговля;
    • его месторасположение (точный адрес);
    • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
    • порядок расчета суммы платежа;
    • льгота (если она применима).

    СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

    Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

    Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

    Когда оплачивать сбор

    Этот платеж назначается поквартально, а значит, относится к квартальным показателям. Заплатить его необходимо до 25 числа следующего за последним днем отчетного квартала месяца. Если конечная дата производства платежа выпадает на выходной, закон разрешает ее передвинуть на следующий день.

    Даты, относительно которых ведется исчисление:

    • начало обложения торговым сбором – зафиксированная дата, когда первый раз с начала квартала использовался торговый объект;
    • дата прекращения обязанностей плательщика данного сбора (снятие с налогового учета по этому виду платежей) – день, когда бизнесмен перестает вести деятельность, обозначенную в его налоговом уведомлении.

    Как расcчитать сумму сбора

    Показатель торгового сбора предпринимателю вменяется исчислить самому для каждого торгового объекта, который был применен в продолжение квартала для торговли хотя бы единожды. Налоговый Кодекс определяет максимально допустимые ставки сбора. Конкретные же условия для уплаты принимают городские власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при этом выходить за лимит, установленный НК РФ, они не правомочны. Максимальный размер ставки, обуславливающий ее лимит, определяется такими величинами, как:

    • трехмесячная стоимость патента на розничную торговлю соответствующим товаром;
    • вид торговой деятельности (есть ограничения по определенным способам ее организации);
    • площадь торговой точки-объекта (если торговое помещение занимает площадь более 50 кв. м, то ставка торгового сбора вычисляется по метражу на каждом отдельно взятом торговом месте).

    Вычисляется сумма, предназначенная к уплате, обычным для налоговых платежей способом: законодательная ставка умножается на показатель величины базы.

    ∑ торгового сбора = С торгового сбора х Х физич.

    • С торгового сбора – ставка, принятая для торгового сбора данным муниципальным законодательством (или максимальная в соответствии с НК РФ);
    • Х физич. – база налогового сбора – физическая характеристика торгового объекта.

    Базой для данного налога, как говорилось выше, является физические характеристики движимых или недвижимых имущественных активов, с помощью которых бизнесмен осуществляет торговлю. В качестве профильной физической характеристики выступает площадь торговой точки, зала, магазина, розничного рынка и т.п., поданная в регистрационных документах (подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ).

    СПРАВКА! Максимальной налоговой ставкой, которая может стать основой для расчета торгового сбора, является сумма в 550 руб. /кв. м., которую умножают на ежегодный коэффициент-дефлятор.

    Конкретные ставки торгового сбора

    Ставки отличаются по городам и по характеристикам налогооблагаемой базы. Приведем данные для тех городов, где уже действует закон об обязанности торгового сбора.

    Властями Москвы установлены предельные ежеквартальные ставки торгового сбора:

    • за объекты без торгового зала, а также нестационарные торговые точки – 92 900 руб.;
    • за торговые залы площадью до 50 кв. м – 68 820 руб.;
    • за каждый квадратный метр зала площадью свыше 50 кв.м, как и за площадь склада, с которого опускаются товары – 1375 руб.;
    • за каждый кв. м розничного рынка – 550 руб. (эта сумма одинакова для всех трех городов).

    В Санкт-Петербурге действуют немного меньшие пределы:

    • за стационарные объекты без торгового зала и «движимость» – 41 130 руб.;
    • за маленькие торговые помещения менее 50 кв. м – 38 200 руб.;
    • за метраж больших помещений, как и за площадь склада – 765 руб. /кв. м.

    Севастополь отличается самыми низкими лимитами на торговый сбор:

    • за нестационарные и не имеющие залов объекты торговли – 9 290 руб.;
    • за небольшие помещения до 50 кв. м. – 7 740 руб.;
    • за метраж складов и больших помещений для торговли – 155 руб./кв. м.
    • предпринимателям, использующим торговые автоматы;
    • на ярмарках выходного дня или посвященных определенному виду товаров;
    • с отдельных торговых точек на розничных рынках;
    • представителям, которые торгуют «на разнос» внутри автономных, казенных или бюджетных учреждений;
    • федеральной почте.

    Пример вычисления максимальной суммы торгового сбора

    Стационарное торговое помещение (павильон прохладительных напитков) находится в г. Севастополь, его площадь составляет 90 кв. м, что превышает законодательно отмеченный предел в 50 кв. м. Ставка за каждый квадратный метр торгового зала, большего 50 кв.м, в Севастополе самая низкая и составляет всего 155 руб. Патент на розничную торговлю безалкогольными напитками на трехмесячный срок стоит 27 000 руб. Таким образом, максимальная сумма, уплаченная ежеквартально как торговый сбор, может составить 27 000 / 155 х 90 = 15 677 руб. Если власти Севастополя увеличат или уменьшат стоимость патента на розничную торговлю, то максимальная сумма торгового сбора также изменится.

    Чем грозит неуплата налогового сбора

    Налоговый Кодекс гарантирует серьезные денежные штрафы для бизнесменов, пренебрегающих перечислением этого платежа, делающих это несвоевременно или не в нужном размере, а также допускающих ошибки в вычислении размеров сбора. На совести осуществляющих торговлю также и своевременное и безошибочное уведомление органов ИНФС о старте применения торгового объекта, его характерных показателях и появляющихся переменах. Ответственность, грозящая плательщикам в случае выявления нарушений, установлена законом в таких суммах:

    • за просрочку в регистрационном учете плательщиков торгового сбора нерадивый предприниматель, все же продолжающий торговлю, заплатит 10% от суммы прибыли за расчетный квартал с налогооблагаемого торгового объекта, но не меньше 40 тыс. руб.;
    • ИП или организация не зарегистрировались вообще – штраф может составить 10 000 руб.;
    • если из-за недостоверных данных, которые предприниматель проставил в уведомлении, сумма уплаты получилась меньше положенной, нарушитель заплатит 20% от полагающейся суммы сбора, а если будет доказана не ошибка, а умысел – то 40%.

    ВАЖНО! Начисление штрафов и пеней не отменяет обязательство по взиманию самого сбора – государство в лице налоговых органов не должно недополучить полагающиеся по закону средства.

    Торговый сбор в ассоциации с налогообложением

    Федеральные законы регламентируют особое соотношение торгового сбора и других фискальных оплат. На размер внесенного торгового сбора могут быть снижены налоги, которыми облагаются доходы (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и налог на прибыль или единый налог для «упрощенцев» – для организаций). Естественно, это допустимо только при своевременной регистрации.

    В конце 2014 года в Налоговый кодекс РФ была введена глава 33, определяющая возможность введения на территории городов федерального значения нового вида платежа в бюджет – торгового сбора.

    Административный аппарат г. Москвы ответственно подошёл к законодательному нововведению и сразу к сроку, предусмотренному Федеральным законом №382-ФЗ, а именно 1 июля 2015 года, подготовил региональный вариант закона и ввёл на своей территории новый ежеквартальный сбор.

    Власти г. Санкт-Петербург и г. Севастополь не стали торопиться и, отложив вопрос о предполагаемом обязательном платеже, никаких решений на начало 2018 года ещё не приняли. Так что сейчас при обсуждении торгового сбора имеется в виду его вариант, действующий на территории г. Москвы и скорректированный в соответствии с местным законом, его определяющим.

    Ст. 8 НК РФ, давая определение налогу и сбору, подтверждает, что одним из основных отличий этих понятий является смысл платежа: если налог начисляется безвозмездно, то сбор предусматривает за его уплату юридически значимое ответное действие со стороны органов власти. В частности, торговый сбор уплачивается за право ведения определённых видов коммерческой деятельности на городской территории.

    Ещё одной особенностью торгового сбора является то, что его введение, по мнению экспертов, не увеличит налоговое бремя на добросовестных предпринимателей. Дело в том, что законом предусмотрено право налогоплательщика вычесть сумму начисленного торгового сбора:

    • Для организаций – в зависимости от системы налогообложения – из суммы налога на прибыль (в его региональной части) или единого налога по УСН;
    • Для индивидуальных предпринимателей – из суммы единого налога по УСН или НДФЛ.

    Особенности применения таких вычетов напрямую в Законе г. Москвы «О торговом сборе» не прописаны, однако за вторую половину 2015 года Федеральной налоговой службой было выпущено большое количество писем, в которых она разъясняет многие спорные моменты особенностей расчёта сбора.

    Кто должен платить торговый сбор

    Круг лиц, обязанных в качестве плательщика встать на учёт в налоговый орган, определяется ст. 411 и ст. 413 НК РФ и конкретизируется ст. 2 Закона г. Москвы «О торговом сборе». К ним относятся юридические лица (кроме применяющих ) и индивидуальные предприниматели (кроме ведущих деятельность или находящихся на ЕСХН), осуществляющие:

    • процесс организации розничных рынков (сбором облагается вся площадь рынка, а не объекты);
    • торговлю различных масштабов (опт, розница, мелкий опт) с использованием объектов имущества:
    • торговлю через стационарные объекты, имеющие или не имеющие (за исключением автозаправочных станций) торговых залов;
    • торговлю через нестационарные объекты, включая развозную и разносную торговлю в розницу.

    Кроме того, в перечне Налогового кодекса в качестве облагаемой сбором деятельности упоминается торговля путём отпуска товара со склада, но в Законе г. Москвы этот пункт при установлении размеров сбора был пропущен, что позволяет предположить, что столичные власти подобный вид деятельности решили торговым сбором не облагать.

    Кому не надо платить

    1) Необходимость уплаты торгового сбора в г. Москве не распространяется на:

    • организации федеральной почтовой связи;
    • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
    • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых сооружениях и их территориях.

    2) Ст. 3 Закона г. Москвы предоставляет перечень видов деятельности, которые местные законодательные органы причислили к категории льготных и освободили от обязанности по начислению сбора, в том числе на продажи:

    • через вендинговые автоматы;
    • на различных ярмарках;
    • на территории розничных рынков (имеются в виду отдельные торговые объекты);
    • разносного характера в бюджетных и казенных учреждениях;
    • на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
    • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если по итогам квартала доля их доходов от продажи билетов в общем объеме поступлений составила не менее половины;
    • через торговую сеть типа «Печать».

    3) Кроме того, освобождаются от уплаты торгового сбора налогоплательщики, основным видом деятельности которых является не торговля, а оказание бытовых услуг (прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, изготовление ключей, парикмахерские, салоны красоты и др.) и к тому же:

    • Не имеющие залов для торговли или с залами площадью не более 100 кв. метров.
    • Оставляющие торговую площадь под выкладку демонстрируемых товаров не более 10% от общей площади.

    4) В предыдущем разделе также отмечалось, что все налогоплательщики на ЕСХН, а также ИП на патенте освобождаются от уплаты торгового сбора. К тому же нельзя на вести деятельность, которая попадает под обложение торговым сбором. В этом случае придётся перейти на другой налоговый режим.

    5) В случае сомнений насчёт того, является ли текущая деятельность предпринимателя облагаемой торговым сбором, он вправе направить запрос о разъяснении этого факта в профильное ведомство. Исходя из некоторых таких разъяснений, можно привести сформированный список видов деятельности, не упомянутых в законе, но точно не подлежащих обложению сбором:

    • продажа ломбардом предмета залога;
    • продажа продуктов питания организациями общепита (если реализация проходит в них же);
    • продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг;
    • продажа билетов в кассах;
    • продажа автомобильных запчастей со склада, взятого в аренду.

    6) Особую категорию вопросов вызвала торговая деятельность, выполняемая через интернет. С одной стороны, после сетевого оформления заказа продавец отгружает товары со склада, а эта деятельность Законом г. Москвы «О торговом сборе» не учтена, но с другой стороны – доставку товара курьером и получение им наличных можно расценить как развозную торговлю.

    Но если все расчёты сделать безналичными, то снова объект обложения сбором вроде как отсутствует. Мнения налоговиков и чиновников Минфина по поводу того, облагать ли сбором процесс торговли интернет-магазинов, разошлись, а судебной практики по подобному вопросу ещё не сформировалось.

    Постановка и снятие с учёта в налоговой

    Постановка на учёт / снятие с учёта в качестве налогоплательщика торгового сбора осуществляется:

    • В налоговую по месту нахождения недвижимого объекта торговли.
    • В иных случаях – в налоговую по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

    В случае, когда торговых объектов несколько, подаётся одно уведомление (с указанием всех «точек») в налоговую, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

    Перечень необходимых действий:

    1. Подать уведомление . Это делается в течение пяти дней с момента начала торговли в письменном или электронном виде (естественно, с использованием электронной подписи в системах отправки электронной отчётности).

      В уведомлении надо отразить все объекты, осуществляющие облагаемые сбором виды деятельности. Если объекты находятся на разных территориях, сведения о них всё равно подаются в одном уведомлении, а налоговый орган выбирается тот, к которому относится верхний в списке объект.

    1. Дождаться постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, которая производится в течение пяти дней после получения налоговым органом документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

    Важно! Если уведомление от организации или ИП получено не было, но налоговая получила информацию из Департамента экономической политики и развития г. Москвы о том, что лицо осуществляло облагаемую сбором деятельность, то она имеет право поставить её на учёт на основании полученных сведений.

    1. Зачесть или вернуть суммы излишне уплаченного сбора по правилам, предусмотренным ст.78 НК РФ. Эта возможность сохраняется в течение трёх лет с момента уплаты.
    2. Подать уведомление об изменении объекта (его площади, фактическом наличии, адреса и пр.) в пятидневный срок с момента возникновения таких изменений.
    3. Подать отменяющие сведения, если выяснилось, что торговым сбором деятельность не облагается. Пугающие штрафы для большинства предпринимателей, не сумевших однозначно определить наличие для себя обязанности по постановке на учёт, на практике вызвали поток ошибочных уведомлений.
      После этого ФНС России выпустила специальное письмо от 20 августа 2015 г. N ГД-4-3/14721@, разъясняющее, что для обнуления излишне поданных сведений достаточно в свободной форме в тот же налоговый орган подать заявление с указанием причин и копии ошибочного уведомления.
    4. Удостовериться, что ошибочная постановка на учет обнулена. При получении отменяющего заявления налоговая должна снять лицо с учёта той же датой, которой была произведена постановка, а если система уже успела начислить к уплате суммы сбора, то их сторнировать.
    5. Подать уведомление в тот момент, когда облагаемая деятельность больше не осуществляется, и удостовериться, что налоговые органы сняли плательщика с учёта.

    Штраф за неуведомление налоговой

    Если в текущем квартале среди видов деятельности возникла или исчезла необходимость в торговле, которая по закону облагается сбором, организация или индивидуальный предприниматель должны сообщить об этой информации в налоговую инспекцию.

    Ведение продаж, подпадающих под обложение торговым сбором, без свидетельства плательщика сбора рассматривается соответствующими органами как работу без постановки на учёт в налоговом органе и наказывается в соответствии с п.2 ст. 116 НК РФ штрафом в размере 10% от нелегального дохода, но не менее 40 тыс. руб.

    Важно! Если плательщик сбора не получил свидетельство, он не имеет право вычитать сумму торгового сбора из других видов начисленных налогов.

    Как рассчитывать

    Налоговый кодекс закрепляет ответственность за расчёт суммы сбора за плательщиком. Однако в случае, если плательщики не встали на учёт добровольно, они могут получить принудительные требования об уплате торгового сбора от налоговой.

    Чтобы определить, сколько надо уплатить в бюджет за квартал, необходимо умножить ставку, предусмотренную Законом г. Москвы «О торговом сборе» (см. табл. №1) , на количество объектов и их физических характеристик.

    С 2018 года ставка торгового сбора проиндексирована на 1,285.

    Таблица №1. Ставки торгового сбора для Москвы на 2017 год

    Территория функционирования объекта торговли Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, руб. Развозная и разносная розничная торговля, руб. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами, руб. Организация розничных рынков (руб. за 1 кв. м.)
    До 50 кв. м. Свыше 50 кв. м. (где х – кол-во кв. м. сверх 50 кв. м.)
    На территории ЦАО г. Москвы 81000 40500 60000 (1200 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
    На территории внутри МКАД (кроме ЦАО) 40500 40500 30000 (600 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
    На территории г. Москвы за МКАД 28350 40500 21000 (420 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50

    Если в отчётном периоде происходит изменение количества объектов или их площадей, то их надо учитывать:

    • В случае увеличения – в текущем квартале, как будто изменение произошло в самом начале;
    • В случае уменьшения – в следующем квартале.

    Уплата

    Перечислять торговый сбор в бюджет необходимо ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Таким образом, крайними датами перечисления будут 25 января, 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Если срок выпадает на выходной день, то перечисление платежа в следующий рабочий день просрочкой считаться не будет.

    Как перечислить торговый сбор? – Оформление платёжного поручения

    На официальном сайте ФНС есть ответ на вопрос о том, можно ли направить в бюджет сумму торгового сбора, посчитанного на все имеющиеся объекты, одной платёжкой. Налоговые органы информируют о том, что на каждый объект надо оплатить сбор отдельной суммой, составив столько платёжных поручений, сколько потребуется.

    КБК (код бюджетной классификации) , согласно Приказу ФНС России от 20.07.2015 N ММВ-7-1/292@:

    • для уплаты основной суммы - 182 1 05 05010 02 1000 110;
    • для уплаты пени – 182 1 05 05010 02 2100 110;
    • для уплаты штрафа - 182 1 05 05010 02 3000 110.

    Платёжное поручение на перечисление торгового сбора оформляется по типовой форме. Вот основные моменты, на которые при заполнении платёжки надо обратить внимание:

    • очерёдность платежа при уплате сбора указывается со значением 5;
    • статус плательщика для организаций – 01, для индивидуальных предпринимателей – 09;
    • код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), указанный в документах статистики. Налоговики пояснили, что в платёжке на уплату торгового сбора нужно проставить код ОКТМО, относящийся к территории, на которой находится объект торговли, независимо от того, где организация зарегистрирована. По факту, это совпадает с территорией налогового органа, в котором плательщик встал на учёт в отношении торгового сбора.
    • основание платежа – ТП (текущий платёж);
    • налоговый период – КВ.ХХ.YYYY, где КВ – буквенный код квартального периода, ХХ – номер квартала, за который производится платёж, YYYY – год начисления сбора;
    • назначение платежа – «Торговый сбор за XX квартал YYYY г.»

    Правильно заполнить поручение на уплату сбора, не ошибившись в КБК, очень важно, иначе перечисленная сумма может затеряться среди невыясненных поступлений в бюджет и найти её будет впоследствии трудно.

    Отчётность по торговому сбору

    Учитывая, что речь идёт не о налоге, а о сборе, для него не предусмотрена никакая специальная форма отчётности. Информация о размере платежа может быть отражена в декларации того налога, который плательщик решит уменьшить на сумму торгового сбора.

    Исходя из законодательства, непосредственно регулирующего торговый сбор, лицу, имеющему свидетельство плательщика торгового сбора, достаточно своевременно уплатить полагающуюся сумму.

    Уменьшаем налоги

    Разъяснения ФНС в письме, касающемся особенностей применения законодательства о торговом сборе, обращают особое внимание на то, что для того, чтобы иметь право учесть торговый сбор при расчёте других налогов, необходимо:

    • Иметь свидетельство плательщика сбора (т.е. состоять на учёте в налоговом органе);
    • Фактически уплатить в бюджет, а не только начислить, сумму торгового сбора.
    1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – для индивидуальных предпринимателей.
    2. Налог на прибыль – для организаций, находящихся на общей системе налогообложения. Причём вычитать сбор можно только из суммы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ (т.е. в бюджет г. Москвы), так как сам торговый сбор был отправлен тоже в региональный бюджет.
    3. Налог, уплачиваемый организациями и ИП на :
    • по системе «Доходы» - вычитая уплаченный сбор из подлежащей к уплате суммы налога по УСН;
    • по системе «Доходы – расходы» - учитывая сумму торгового сбора в перечне расходов при расчёте суммы налога по УСН к уплате.

    Торговый сбор – это обязательный платёж пока только на территории г. Москвы, обязательный к уплате со второго полугодия 2015 года. Особое внимание стоит обратить на то, что торговый сбор уплачивается целиком за квартал в фиксированных суммах, предусмотренных законодательством.

    Это означает, что если факт облагаемой деятельности был осуществлён за квартал хотя бы один раз, сумма сбора должна быть уплачена в полном объёме и она не будет зависеть ни от чего, кроме наличия объекта осуществления торговли или его метража.

    Торговый сбор, который с 1 июля 2015 года будут платить торговые объекты на территории Москвы, называют альтернативой так и не принятого налога с продаж. Уже только сама возможность введения этого налога вызвала резко негативную реакцию у бизнесменов и потребителей. Потом последовала попытка ввести за право заниматься определенными видами деятельности с умопомрачительными суммами. В конце концов, Налоговый кодекс пополнился главой 33, которая ввела в действие новый вид обязательного платежа - торговый сбор .

    Назвали этот платеж именно сбором, а не налогом, чтобы налоговая нагрузка предпринимателей (формально) не была увеличена. Это дало возможность вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу заверить налогоплательщиков в том, что честные бизнесмены никак не пострадают от необходимости уплаты торгового сбора, т.к. сбор - это не налог, кроме того, эти суммы можно учесть при расчете других налогов.

    На самом деле, в каждом конкретном случае надо рассчитать, будут ли затраты на торговый сбор компенсированы полностью. Справедливость расчета торгового сбора пока что вызывает большие сомнения.

    Во-первых, расчет привязан к реальным квадратным метрам только на торговой площади свыше 50 кв. метров. А до 50 квадратов владелец пятачка в 5 кв. м и торгующий на площади 48 кв. м будут платить одинаковую сумму торгового сбора. Облагаться в этом случае будут не метры, а сам объект осуществления торговли.

    Во-вторых, не учитывается характер товара и рентабельность его продаж. Согласитесь, что торговля свежими овощами и продажа дорогой мебели будет приносить разный доход. Никаких льгот не предусмотрено при начислении торгового сбора с продаж социально значимых товаров - первой необходимости; продуктов; детских товаров и т.д.

    В-третьих, не очень понятно, как оценивать необходимость уплаты торгового сбора, если налогоплательщик совмещает услуги с реализацией сопутствующих товаров. Например, должна ли мастерская по ремонту обуви быть плательщиком торгового сбора, если она попутно продает стельки и средства по уходу за обувью?

    В-четвертых, сумма торгового сбора рассчитывается за квартал, независимо от того, сколько дней реально торговал налогоплательщик. Кодекс содержит такое понятие, как «использование объекта осуществления торговли, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала». То есть, если магазин не работал ни одного дня в течение квартала, то теоретически платить торговый взнос за этот квартал не надо. А вот если вы начали торговлю в конце отчетного квартала и проработали пару недель или даже пару дней, то будьте добры, уплатите полную (!) квартальную сумму торгового сбора.

    В-пятых, до конца не проработана возможность уменьшения налога, соответствующего выбранному режиму, за счет уплаченного торгового сбора. Множество мелких нюансов в учете еще не отражены ни в каких инструкциях. Не подготовлена к учету торгового сбора и форма декларации на УСН (хотя время для ее сдачи еще есть). А как быть, если сумма торгового сбора окажется выше, чем налог, из которого ее можно вычесть? Создается впечатление, что торговый сбор ввели в действие «сырым» - начнем, а там видно будет, налогоплательщики у нас ко всему привычные…

    Кто должен платить торговый сбор?

    Возможность введения торгового сбора на сегодня существует только для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и только после принятия соответствующего регионального закона. В 2014 году такой закон был принят лишь властями Москвы, а вступает он в действие 1 июля 2015 года. Очень вероятно, что при хороших поступлениях в бюджет торговый сбор будет введен и на других территориях.

    Платить торговый сбор должны организации и индивидуальные предприниматели,работающие на и на . Вид их деятельности исходит из названия сбора - это торговля через:

    • стационарные торговые объекты с торговым залом;
    • стационарные торговые объекты без торгового зала;
    • нестационарные торговые объекты (включая развозную и разносную торговлю).

    Индивидуальные предприниматели, работающие на , торговый сбор платить не будут. Жаль, что патент могут купить только ИП, хотя предложение позволить организациям переходить на ПСН периодически обсуждается. Не признаются плательщиками торгового сбора и те, кто работает на и реализует сельхозпродукцию собственного производства, но таких бизнесменов в Москве немного.

    Что касается совмещения уплаты торгового сбора и ЕНВД, то согласно статье 326.26 НК РФ «в случае установления в муниципальном образовании или городе федерального значения торгового сбора, в отношении таких видов деятельности ЕНВД не применяется». Это означает, что если вы торгуете на , а потом в вашем регионе ведут торговый сбор по вашему виду деятельности, то с вмененки придется сняться. В Москве, напомним, ЕНВД не применяется вообще.

    Выведены из-под уплаты торгового сбора еще и следующие объекты:

    • организации федеральной почтовой связи;
    • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
    • торговые (вендинговые) автоматы;
    • ярмарки выходного дня, специализированные и региональные ярмарки;
    • торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков;
    • разносная розничная торговля, осуществляемая в помещениях автономных, бюджетных и казенных учреждений.

    Также уже сейчас обсуждается возможность освобождения от уплаты торгового сбора торговых точек в кинотеатрах, театрах и музеях, киосков печати и в отношении небольших объектов, оказывающих бытовые услуги, для которых доход от торговли не является основным (например, ателье, реализующее ткани для пошива на заказ).

    По поводу рынков - хотя торговые точки, на них расположенные, торговым сбором не облагаются, но облагается сама площадь рынка. Не стоит даже сомневаться, что владельцы рынков попросту перенесут эти расходы на торговцев, увеличив плату за право торговли на рынке.

    Что облагается торговым сбором?

    Базой для расчета торгового сбора являются не реальные доходы, а просто использование торгового объекта . В законе его называют объектом осуществления торговли и понимают под ним не только магазины, палатки, киоски и т.д., но и объекты развозной (типа автолавок и передвижных лотков) и разносной торговли (тут, очевидно, имеется в виду само лицо, ведущее торговлю).

    Исходя из этого, на обязанность уплаты торгового сбора не влияет:

    • Право собственности на помещение. Платить торговый сбор должны те, кто осуществляет торговлю на этой площади, и не важно, кто это - собственники или арендаторы торговых площадей.
    • Место регистрации налогоплательщика. Уплата торгового сбора обязательна для всех тех, кто ведет торговлю на территории Москвы, независимо от места регистрации. Например, ИП, прописанный не в Москве, но ведущий в столице торговую деятельность, будет его плательщиком.
    • Регулярность или доходность торговли. Успешность вашего бизнеса никак на сумме торгового сбора сказываться не будет, она привязана только к квадратным метрам или объекту осуществления торговли. То же самое относится и к регулярности торговли - выше мы уже говорили, что заплатить торговый сбор в полном размере придется даже если вы торговали всего один день в квартале.

    Интересно подошли столичные законодатели к обложению торговым сбором складов. В главе 33 НК РФ сказано, что торговым сбором, среди прочего, облагается и торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада. Однако в закон Москвы о торговом сборе это определение не попало, ставка сбора для торговли со склада попросту не установлена. Это позволяет надеяться, что огромные оптовые склады облагаться не будут, а значит, это не скажется на отпускной цене складских товаров.

    Вопрос уплаты торгового сбора может стать очень спорным для , доставляющих товары на территории Москвы. С одной стороны, товары интернет- магазинов хранятся на складах, на которых торговый сбор, судя по региональному закону, не распространяется. С другой стороны, высока вероятность того, что налоговые органы попытаются подвести доставку товаров покупателям под разносную или развозную торговлю. А такая торговля торговым сбором облагается.

    При этом в соответствующей главе 33 НК РФ понятий объектов разносной или развозной торговли не определено. Если считать, что они аналогичны тем, которые применяют при расчете ЕНВД, то это может быть один курьер или один автомобиль. Ставка квартального торгового сбора на один объект разносной или развозной торговли равна 40 500 рублей. А если курьеров хотя бы три? Или все-таки объектом будут считать сам интернет-магазин? Или действительно, на интернет-магазины торговый сбор распространяться не будет? Пока неясно.

    Ставки торгового сбора в квартал на территории г. Москвы

    С полным перечнем ставок торгового сбора с перечислением конкретных районов и поселений Москвы вы можете ознакомиться в законе от 17.12.2014 г. № 62 . А из этой краткой таблицы можно получить общее представление о размерах сумм квартального торгового сбора:

    Торговый объект

    В пределах ЦАО

    Округа в пределах МКАД (кроме ЦАО)

    За пределами МКАД

    Стационарный, с торговым залом, площадью до 50 кв. м

    60 000 рублей

    30 000 рублей

    21 000 рублей

    Дополнительно за каждый кв. м с площади более 50 кв.м

    Нестационарный объект или стационарный, но без торгового зала

    81 000 рублей

    40 500 рублей

    28 350 рублей

    Рынки - за каждый кв. м площади рынка

    Постановка на учет плательщика торгового сбора

    В срок не позднее 5 рабочих дней с момента начала торговли, подпадающей под торговый сбор, налогоплательщик должен подать уведомление о постановке на учет. Торговые точки, уже работающие на момент вступления в силу закона, должны уложиться в срок не позднее 7 июля 2015 года . Непонятно, чем вызваны такие жесткие сроки подачи уведомления, тем более по новой для налогоплательщиков форме, да еще и в разгар лета, когда многие предприниматели находятся на отдыхе.

    Уклоняться от постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора нет смысла. Торговые точки и так находятся под контролем налоговых инспекций, и в них прекрасно знают, от какой деятельности налогоплательщик получает доход. Кроме того, на помощь ФНС для выявления торговых объектов придет Департамент экономической политики и развития г. Москвы. Если вы не подадите своевременно соответствующее уведомление, то Департамент самостоятельно передаст сведения о вас, как о плательщике торгового сбора, налоговикам.

    Плательщик торгового сбора, не вставший на учет добровольно и своевременно, рискует получить штраф не менее 40 тысяч рублей , и к сожалению, очень вероятно, что таких случаев будет немало. Во-первых, сама ФНС очень долго тянула с разработкой форм уведомления, и письмо, их содержащее, датировано всего лишь 10 июня 2015 года. Во-вторых, многие налогоплательщики, если и слышали о введении торгового сбора, то могут не знать об уведомительном порядке постановки на учет. В-третьих, трудно представить, как смогут все действующие торговые точки Москвы сообщить о себе в налоговые инспекции в течение всего лишь пяти рабочих дней.

    Журнал «Спутник Главбуха» информирует, что Максим Решетников, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы, на вопрос корреспондента о сроках подачи уведомлений о торговом сборе сообщил: "После 7 июля ИФНС вывесит на своем сайте списки тех, кто не встал на учет по торговому сбору. У компаний, которым не ясно, должны они платить сбор или нет, будет 20 календарных дней на то, чтобы найти себя в списках. Затем чиновники отправятся на объекты и составят акты о том, что магазин работает без постановки на учет. И только после этого к владельцам торговых точек применят санкции. Кроме того, эти организации лишатся возможности вычитать уплаченный сбор из налога на прибыль и налога по упрощенке".

    Однако этот случай, когда слово к делу не пришьешь, ведь никаких официальных документов, подтверждающих слова Максима Решетникова, нет. Да и потом, правом применять или не применять штрафные санкции за нарушение сроков подачи уведомления обладает ФНС, а не ДЭПР, так что особо полагаться на это обещание не стоит.

    Вставать на учет плательщики торгового сбора должны в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости, где ведется торговля (статья 416 НК РФ), и только в иных случаях (очевидно, при разносной и развозной торговле) по месту своей регистрации. Если торговых точек несколько, то подавать уведомление можно в одну из налоговых инспекций по выбору. После подачи уведомления налоговая инспекция должна в течение пяти рабочих дней выдать свидетельство плательщика торгового сбора.

    При прекращении деятельности, облагаемой торговым сбором, его плательщик должен сообщить в налоговую инспекцию в тот же пятидневный срок со дня прекращения.

    Уплата и учет торгового сбора

    Заплатить торговый сбор в полной сумме надо по итогам квартала, не позднее 25 числа квартала, следующего за отчетным , т.е. в первый раз столичным торговцам надо будет заплатить его в срок с 1 по 25 октября 2015 года. Никакой отчетности по торговому сбору НК РФ пока что не установил.

    Уплаченный торговый сбор не учитывается в расходах организации при расчете налога на прибыль, но уменьшает сам налог на прибыль. То же самое относится к и НДФЛ для ИП, работающих на общей системе налогообложения.

    Относительно возможности учесть торговый сбор при расчете единого налога на УСН, специалисты (за неимением разъяснений Минфина по этому вопросу) расходятся во мнениях. Неясности возникают, как минимум, по следующим пунктам:

    • Право уменьшить единый налог за счет торгового сбора явно прописано только для УСН Доходы (статья 346.21 НК РФ). А плательщики УСН Доходы минус расходы могут пока что руководствоваться правом учесть в расходах суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством (статья 346.16 НК РФ), т.е. и торгового сбора в том числе. Однако в этом случае уменьшить они могут только налоговую базу, а не сам единый налог, что ставит их в неравнозначное положение с другими плательщиками торгового сбора.
    • Непонятно, насколько можно уменьшить за счет уплаченного торгового сбора единый налог плательщикам УСН Доходы - на всю сумму или только на 50%. Дело в том, что пункт 8 статьи 346.21 НК РФ, позволяющий учесть торговый сбор, отсылает к правилам пункта 3.1 этой же статьи, где речь идет об уменьшении единого налога за счет страховых взносов. Возникает вопрос - могут ли упрощенцы, имеющие работников, уменьшать единый налог за счет торгового сбора на всю сумму налога или только до 50%, аналогично учету страховых взносов?
    • Как быть, если сумма торгового сбора превысит сумму рассчитанного единого налога? Можно ли будет зачесть эту разницу в счет будущих налоговых платежей, ведь законодатели уверили, что общая налоговая нагрузка бизнеса за счет торгового сбора не вырастет?

    Резюме по торговому сбору

    1. Торговый сбор - это новый вид обязательного платежа, установленный главой 33 НК РФ. С 1 июля 2015 года платить его обязали только торговые объекты (в том числе разносной и развозной торговли), работающие на территории Москвы.
    2. Ставки торгового сбора установлены законом г. Москвы от 17.12.2014 г. № 62 и зависят от типа торгового объекта и его местоположения.
    3. Подать уведомление уже действующим плательщикам торгового сбора надо в срок с 1 по 7 июля 2015 года, а новым торговым объектам - в течение пяти рабочих дней со дня начала торговой деятельности.
    4. Торговый сбор рассчитывается, исходя из целого квартала, поэтому даже если вы проработали в отчетном квартале всего один день, платить придется полную сумму квартального сбора.
    5. Уплаченный торговый сбор уменьшает налог на прибыль, НДФЛ и единый налог на УСН Доходы. Плательщики УСН Доходы минус расходы могут уменьшить за его счет налоговую базу, но не сам налог (по крайней мере, до получения новых разъяснений).

    2 июля 2015 года по теме введения торгового сбора была проведена пресс-конференция руководителя УФНС по г. Москве Марины Третьяковой и руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Максима Решетникова. Видеозапись конференции вы можете просмотреть здесь.

    Инструменты для бизнеса

    Дополнительно мы подготовили для вас подборку договоров, востребованных в торговле, которые вы можете создать в нашем конструкторе за пять минут.

    Внес глобальные изменения в Налоговый кодекс. Основное нововведение — во второй части НК РФ появилась новая глава 33 «Торговый сбор».

    Сбор для трех городов

    Теоретически законодатели предусмот­рели возможность введения торгового сбора на территориях любых муниципальных образований. Конечно, при условии, что местные власти примут соответствующее решение. Такое положение прямо закреплено в п. 1 ст. 410 НК РФ.

    Но практически торговый сбор пока смогут ввести на своих территориях только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дело в том, что в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее - Закон № 382-ФЗ) сказано, что торговый сбор может быть введен в указанных городах не ранее 1 июля 2015 г. А вот в муниципальных образованиях, не входящих в состав этих городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

    Для кого увеличится налоговая нагрузка

    Уплачивать торговый сбор должны будут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, в отношении которой местными властями установлен данный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории указанных городов (п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 413 НК РФ). От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели на ПСН, а так же налогоплательщики, перешедшие на ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

    Что такое торговля…

    Для лучшего понимания того, какие виды бизнеса подпадают под уплату торгового сбора, сразу скажем, что законодатели понимают под торговлей. Определение торговли содержится в подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. Итак, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров. При этом к торговой деятельности законодатели отнесли (п. 2 ст. 413 НК РФ):

    • торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (исключение - автозаправочные станции);
    • торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
    • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
    • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.

    Обратите внимание: в целях данной главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляю­щих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

    …и объект торговли

    Как мы уже сказали, под торговый сбор подпадают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и недвижимого имущества. Обратите внимание: в главе 33 НК РФ такое имущество называется «объекты осуществления торговли». К ним отнесены здания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка (п. 4 ст. 413 НК РФ).

    В главе 33 НК РФ не говорится, какое движимое имущество имеется в виду для целей уплаты торгового сбора. Ответ был бы очевиден, если бы новая глава НК РФ содержала понятия стационарный и нестационарный торговый объект. Но их в ней нет.

    На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос стоит обратиться к главе 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. Дело в том, что законодатели привязали ставку торгового сбора именно к сумме налога, уплачиваемой на основании патента. Кроме того, глава 33 НК РФ содержит для некоторых определений (например, для площади торгового зала) ссылки именно на главу 26.5 НК РФ.

    Итак, согласно подп. 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ к нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирую­щая на принципах развозной и разносной торговли, то есть с использованием движимого имущества (например, автомобилей или фургонов).

    И еще один важный момент: в перечне объектов осуществления торговли прямо не поименованы торговые автоматы. Поэтому может сложиться впечатление, что торговля через них не подпадает под уплату сбора. Мы считаем, что это не так.

    Если опять же обратиться к ст. 346.43 НК РФ, то мы увидим, что к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены торговые автоматы. А как мы уже сказали ранее, глава 33 НК РФ относит к торговой деятельности торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. Таким образом, торговля через автоматы также будет подпадать под уплату торгового сбора.

    Что касается деятельности по организации розничных рынков, то здесь объектом осуществления торговли будет являться недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.

    Объект для сбора и период

    Объектом обложения сбором признается использование для осуществления торговой деятельности объекта торговли хотя бы один раз в течение квартала. При этом датой возникновения объекта обложения сбором является дата начала использования указанного имущества для торговой деятельности, а датой прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования такого имущества для торговой деятельности (ст. 412 НК РФ).

    Периодом обложения торговым сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).

    Ставки сбора

    А теперь перейдем к самому интересному - ставкам для торгового сбора. Они устанавливаются местными властями в рублях за квартал в расчете на один объект торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). Размер ставки будет зависеть от вида осуществляемой деятельности (опт или розница), а также от площади торгового зала.

    Небольшие магазины

    В пункте 1 ст. 415 НК РФ сказано, что ставка сбора не может быть больше расчетной суммы налога, подлежащего уплате в Москве, Санкт-Петербурге или в Севастополе в связи с применением патентной системы налогообложения по соответствующему виду деятельности на основании патента, выданного на три месяца.

    ПСН можно применять в части торговой деятельности только для розницы. При этом на ПСН переводится:

    • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
    • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестацио­нарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

    Обратите внимание: в соответствии с п. 2 ст. 415 НК РФ в данном случае для целей определения предельных ставок торгового сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по розничной торговле. Напомним, что они преду­смотрены подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что не относится к розничной торговле реализация:

    • подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ;
    • продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
    • газа;
    • грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;
    • товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
    • продукции собственного производства (изготовления);
    • передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

    То есть для целей уплаты торгового сбора все вышеперечисленные виды деятельности будут признаваться розничной торговлей.

    Пример 1

    Компания осуществляет в Москве розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв м.

    Для этого вида деятельности Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» установлен потенциально возможный к получению годовой доход в размере 2 000 000 руб. Сумма налога при ПСН на год составит 120 000 руб. (2 000 000 руб. х 6%), а на три месяца - 30 000 руб. (120 000 руб. : : 12 мес. х 3 мес.).

    Следовательно, сумма торгового сбора за квартал по указанному виду дея­тельности не должна будет превышать 30 000 руб.

    Крупная розница и опт

    А какие ставки применять компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют розничную торговлю через объекты, у которых площадь превышает 50 кв. м, или со склада? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 415 НК РФ. Для таких плательщиков ставка устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. Обратите внимание: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

    Пример 2

    Немного изменим условия примера 1. Предположим, что компания осуществляет в Москве розничную торговлю через магазин с торговой площадью 51 кв. м.

    Рассчитаем максимально возможную сумму торгового сбора для этого случая. В примере 1 мы уже рассчитали сумму налога за три месяца при применении ПСН по розничной торговле через объект стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м. Она составила 30 000 руб.

    Чтобы узнать, сколько придется заплатить торгового сбора за 1 кв. м в рассматриваемом примере, разделим 30 000 руб. на 50. Получится 600 руб.

    Соответственно, максимальная сумма торгового сбора для магазина с торговой площадью 51 кв. м в квартал составит 30 600 руб. То есть каждый «лишний» квадратный метр обойдется компаниям не больше чем в 600 руб.

    Обратите внимание: в п. 5 ст. 415 НК РФ сказано, что площадь торгового зала для целей главы 33 НК РФ определяется в порядке, установленном для ПСН, то есть в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме Кодекса площадь торгового зала - это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. К ней относится площадь:

    • контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
    • рабочих мест обслуживающего персонала;
    • проходов для покупателей.

    К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

    Розничные рынки

    Максимальный размер ставки в отношении деятельности по организации розничных рынков составляет 550 руб. на 1 кв. м площади рынка. При этом указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).

    Могут быть льготы

    Согласно п. 6 ст. 415 НК РФ местные влас­ти могут устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельнос­ти, категории плательщиков, особеннос­тей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов торговли. При этом ставка сбора в отдельных случаях может быть снижена до нуля.

    Встаем на учет

    Не позднее пяти дней с даты возникновения объекта торгового сбора организация или индивидуальный предприниматель должны подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). Форму уведомления должна будет разработать и утвердить ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ). Уведомление можно будет подать на бумажном носителе либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ). В уведомлении указывается:

    • вид предпринимательской деятельности;
    • объект, в котором осуществляется торговая деятельность;
    • характеристики (количество и (или) площадь) объекта торговли.

    Если для торговли используется объект недвижимости, то постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения объекта торговли. В иных случаях встать на учет нужно по месту нахождения организации (мес­ту жительства индивидуального предпринимателя). При этом если у компании или коммерсанта есть несколько объектов торговли в одном городе (Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но они находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет осуществляется по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили первыми (п. 7 ст. 416 НК РФ).

    Обратите внимание: осуществление дея­тельности, в отношении которой установлен торговый сбор, без направления налоговикам уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). Возникает вопрос: будут ли организация или индивидуальный предприниматель привлечены за это к ответственности?

    Пунктом 2 ст. 116 НК РФ предусмот­рен штраф за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. Его размер составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Основания для постановки на налоговый учет указаны в ст. 83 НК РФ. Так, организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Рассматриваемый нами случай как раз и подпадает под иные основания. Таким образом, если организация или бизнесмен не встанут на налоговый учет для уплаты торгового сбора, им грозят штрафные санкции.

    Правда, налоговые органы могут осуществить постановку на учет и самостоятельно. Это произойдет, если орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, предоставит налоговикам информацию о том, что компания или бизнесмен ведет торговую деятельность (п. 4 ст. 418 НК РФ). Заметим, что такой уполномоченный орган должен быть определен законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 418 НК РФ).

    После получения уведомления налоговики в течение пяти дней должны поставить на учет плательщика сбора. И еще пять дней им дано для направления ему соответствующего свидетельства.

    Если организация или предприниматель прекратят осуществлять деятельность, подпадающую под уплату торгового сбора, они должны в течение пяти дней сообщить налоговикам об этом факте, направив в налоговый орган уведомление. Налоговики снимут плательщика с учета. При этом датой снятия с учета будет являться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).

    Рассчитываем сбор и перечисляем в бюджет

    Плательщики торгового сбора должны самостоятельно определить сумму сбора для каждого объекта обложения. Сделать это необходимо начиная с периода, в котором возник объект обложения сбором. Для определения суммы сбора надо взять соответствующую ставку и умножить на фактическое значение физичес­кой характеристики соответствующего объекта торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).

    Таким образом, если ставка установлена по объекту, то она умножается на 1. А в том случае, когда ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), то ее необходимо умножить на размер площади.

    Перечислить в бюджет сбор нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ст. 417 НК РФ).

    Обратите внимание: если налоговики поставили на учет организацию или предпринимателя самостоятельно на основании имеющейся у них информации, то они выставят требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации. При этом сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом. Такой порядок установлен в п. 3 ст. 417 НК РФ.

    Сопутствующие поправки

    В связи с появлением в Налоговом кодексе новой главы возникла необходимость по внесению поправок в уже имеющиеся положения части первой и второй НК РФ.

    Перечень местных налогов и сборов расширен

    Установленный новой главой НК РФ торговый сбор не вписывается в понятие сбора, закрепленное в первой части НК РФ. Чтобы сделать его существование законным, потребовалось внести изменения в ст. 8 и 12 НК РФ.

    Понятие «сбор» содержится в п. 2 ст. 8 НК РФ. Сейчас под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц. При этом его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Комментируемый закон это понятие дополнил еще одним основанием для взимания сбора: его уплата обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

    Кроме того, внесена поправка в ст. 12 НК РФ, которая устанавливает виды налогов и сборов на территории РФ. До сегодняшнего дня сбор мог быть только федеральным. Благодаря изменениям, внесенным в п. 4 этой нормы Кодекса, появилось такое понятие, как местный сбор. Так же как и местный налог, местный сбор устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местный сбор могут вводить на своих территориях власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ставки сборов определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Так же могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

    Ну и конечно же, торговый сбор включен в перечень местных налогов и сборов, установленный ст. 15 НК РФ.

    НДФЛ

    Внесено изменение в ст. 225 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления налога на доходы физических лиц. Она дополнена новым пунктом 5. Им смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели, уплачивающие торговый сбор. По итогам налогового периода они имеют право уменьшить сумму налога, рассчитанного по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

    Но если бизнесмены сами не встали на налоговый учет, а уплатили торговый сбор на основании требования налогового сбора, то снизить сумму НДФЛ они не смогут. Об этом прямо сказано в п. 5 ст. 225 НК РФ.

    Налог на прибыль и спецрежимы

    Организации, уплачивающие торговый сбор, не смогут учесть его при расчете налога на прибыль в составе расходов. Такой запрет установлен в п. 19 ст. 270 НК РФ. Но расстраиваться не стоит. На сумму торгового сбора можно будет снизить непосредственно налог на прибыль. Соответствующим положением дополнена ст. 286 НК РФ.

    В новом п. 10 данной нормы Кодекса сказано, что плательщики торгового сбора имеют право на сумму сбора сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода. При этом уменьшается налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Снизить налог на прибыль можно на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

    И опять же, если торговый сбор был перечислен на основании выставленного налоговиками требования, то ни о каком уменьшении налога на прибыль речи быть не может.

    Аналогичные правила установлены и для тех компаний и бизнесменов, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Соответствующим п. 8 дополнена ст. 346.21 НК РФ.

    А вот с ЕНВД дела обстоят совсем иначе. Если на территориях Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя будет введен торговый сбор, то организации, осуществляющие розничную торговлю, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД. Такое изменение внесено в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ.