Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Исходным условием исследования системы управления является управленческая. Исследование систем управления и их проектирование. Эффективность исследования систем управления

    Исходным условием исследования системы управления является управленческая. Исследование систем управления и их проектирование. Эффективность исследования систем управления

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    __________________________

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    __________________________

    МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

    ________________________________________________________________

    Р.М. АКЧУРИН

    Учебное пособие

    Москва Издательство МЭИ 2006

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    __________________________

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    __________________________

    МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

    _____________________________________________

    Р.М. АКЧУРИН

    Исследование систем управления организациями

    Учебное пособие по курсу

    «Исследование систем управления» для студентов,

    обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика»

    Москва Издательство МЭИ 2006

    Утверждено учебным управлением МЭИ в качестве учебного пособия для студентов

    Подготовлено на кафедре менеджмента и информационных технологий

    ИТЭП МЭИ (ТУ)

    Рецензенты: доктор техн. наук, проф. С.В.Егоров,

    канд. экон. наук, доц. Л.Ф.Чернева

    Акчурин Р.М.

    А–448. Исследование систем управления организациями: учебное пособие. –М.: Издательство МЭИ, 2005 – 100с.

    ISBN 5-7046-1318-7

    В учебном пособии изложены основные цели и задачи исследования систем управления организациями. Рассматриваются следующие аспекты функционирования и развития систем управления организацией: миссия и цели организации, функции управления, структура систем управления, оптимальное планирование деятельности организаций.

    Предназначается для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».

    ISBN 5-7046-1318-7 © Московский энергетический институт (ТУ), 2005

    Исследование систем управления организациями

    1. Основные задачи исследования систем управления организациями

    Основной задачей дисциплины «Исследование систем управления» (ИСУ) является исследование следующих аспектов функционирования и развития системы управления (СУ) организацией :

      миссия и цели организации;

      функции управления;

      структура СУ;

      планирование деятельности организации;

      оперативное управление деятельностью организации;

      моделирование структур управления;

      оптимальная реконструкция (или синтез) структуры управления;

      методы принятия управленческих решений;

      системы мотивации управленческого персонала;

      культура организации и средства передачи культуры;

      среда СУ;

      исследование эффективности СУ.

    Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей .

    Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Преимущество организации как системы заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Иногда некоторые цели отдельным индивидуумом не могут быть достигнуты и достигаются только в составе организации.

    Исследование научное познание какого-нибудь процесса, изучение объекта или явления. Исследование систем управления (ИСУ) включает в себя анализ, диагностику, прогнозирование и синтез.

    Анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, составных частей объекта или процесса. В качестве основных задач он включает:

      анализ целей СУ;

      анализ функций управления;

      анализ структуры СУ;

      анализ факторов, оказывающих влияние на функционирование объекта исследования;

      анализ динамики функционирования и развития объекта исследования и его элементов.

    Диагностика представляет собой идентификацию объекта исследования, его состояния, структуры, поведения. Задачи диагностики можно разделить на следующие.

      Определение к какой из групп изучаемой совокупности принадлежит рассматриваемый объект. Это задача качественной идентификации объекта.

      Выявление отличия данного объекта от других объектов уже выявленной группы. Это задача количественной идентификации.

      Идентификация возможностей системы (так как проблемы могут быть рассмотрены не только как расхождения желаемого и фактического состояния объекта, но и как потенциальные возможности).

    Синтез – метод научного исследования какого-нибудь предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

    Синтез может быть ориентирован на обобщение информации и на проектирование более совершенных систем управления.

    Ключевым направлением ИСУ является анализ, который ориентирован на выявление проблем управления, а также их идентификацию (качественную и количественную). При этом используются различные формализованные и экспертные методы. Возможны различные подходы к проведению анализа:

      по степени детализации – общий и детализированный анализ;

      по охвату объекта исследования – полный и частичный;

      по периодичности проведения – систематический и экспресс-анализ.

    Отметим, что при диагностике систем управления в качестве базы сравнения выступают как эталонные (нормативные) значения элементов, так и другие элементы системы. Например, проводится сопоставление функций системы с ее целями и структурой, с ресурсным обеспечением, чтобы выявить степень их соответствия (адекватности).

    Важным приемом при анализе является декомпозиция , в ходе которой выявляются более детальные проблемные ситуации и факторы, обуславливающие общую проблему.

    При проведении анализа объекта исследования необходимо его описание , которое может подразделяться на следующие виды:

      параметрическое (представление основных параметров объекта исследования);

      функциональное (представление основных функций объекта исследования);

      структурное (описание элементов объекта исследования и их взаимосвязей).

    Каждый из этих видов описания объекта исследования может подразделяться на статическое и динамическое, детерминированное и вероятностное.

    После проведения анализа проводится диагностика системы. Анализ и диагностика тесно взаимосвязаны. Возможно неоднократное возвращение к анализу и уточнение выводов после процедур анализа для более точной диагностики объекта исследования. В рамках проводимого анализа выдвигаются и проверяются описательные и объяснительные гипотезы исследования.

    Прогнозирование – приемы получения информации, позволяющие на основе анализа прошлых и существующих внутренних и внешних связей, присущих объекту, а также их возможных изменений вынести научно обоснованное суждение о будущем развитии объекта с определенной вероятностью.

    Прогнозирование включает как задачи анализа, так и задачи диагностики, но применительно к будущему, а не к базисному периоду.

    Результатами анализа, диагностики и прогнозирования являются:

      выявленные проблемы системы управления;

      определение их влияния на объект управления;

      источники, условия и факторы возникновения проблем;

      предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности системы управления.

    Прежде чем переходить к исследованию целей, стратегий, функций системы управления, необходимо определить понятия: «управление», «система», «система управления», описать характерные особенности систем управления организациями.

    КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

    ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

    Параметрический метод основывается на количественном и качественном описании исследуе­мых свойств СУ (объекта исследования) и установлении взаимосвя­зей между параметрами как внутри управляющей и управляемой подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью заранее избранной номенклатуры параметров на базе фактических данных количественно оценить исследуемый объект. Зависимости между параметрами могут быть как функциональными, так и корреляционными.

    Каждая СУ обладает рядом специфических свойств, позволяю­щих отличить ее от любых других. Свойство СУ - объективная осо­бенность системы, проявляющаяся при ее создании и функциони­ровании.

    Свойства будущей СУ формируются и учитываются при состав­лении задания на проектирование и непосредственно при самом проектировании. При создании новой системы эти свойства реализуются и конкретизируются. В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержание свойств СУ. Чем сложнее СУ, тем более сложным комплексом свойств она обладает, тем сложнее формы их проявления.

    Свойства могут быть простыми и сложными. Простое свойство это, например, численность управленческого персонала, срок служ­бы технических средств управления и др. Примером сложного свойства может служить производительность труда управ­ленцев, которая включает объем выполняемых функций и числен­ность персонала.

    Любое свойство системы можно охарактеризовать словесно, чис­ленно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью его при­знаков.

    Признак - отличительная черта, характерная для какой-либо совокупности объектов. Примером качественных признаков могут служить тип ОСУ, метод управления, метод оценки СУ, способ рас­чета численности персонала и т.п. Существенным значением среди качественных признаков обладают альтернативные признаки, которые имеют только два взаимоисключающих варианта, например, наличие или отсутствие ошибок в работе персонала. Помимо качественных альтернативных признаков свойств СУ могут быть признаки многовариантные.

    Для объективной оценки любой системы необходи­мо количественно охарактеризовать ее свойства. Количественную характеристику свойств объ­екта исследования дают параметры. Частным случаем параметра СУ является показатель - количе­ственная характеристика существенных свойств системы, значимых для ее существования и функционирования. Следовательно, параметр системы сле­дует воспринимать как более широкое понятие, так как он может характеризовать любые свойства системы или ее компонентов.

    Качественные признаки также могут влиять на вид функцио­нальной зависимости показателей СУ от ее параметров. Например, используемый метод распределения функций управления в подразделении, являющийся качественным призна­ком, оказывает существенное воздействие на зависимость уровня качества выполняемых функций персонала от имеющегося в нали­чии профессионального состава (экономистов, маркетологов, ин­женеров и т.п.) - структурного параметра СУ. Кроме структурных существуют геометрические и другие параметры.

    В параметрическом методе параметры выступают одной из важ­нейших базовых характеристик как элементов СУ, так и в целом всей системы. Они отражают взаимосвязи элементов, состояния и тенденции их развития.

    Разделы параметрического исследования:

    1. Общие характеристики системы, характеризующие целенаправленность, надежность, адаптивность, самоуправляемость, системность.
    2. Параметры структуры: количество уровней, количество компонентов по уровням, структура численности, мощностей, фондов, финансового портфеля, парка оборудования и т.д., портфеля продукции и т.д., организационная структура, количество основных связей, интенсивность связей, степень непрерывности.
    3. Параметры процессов: продолжительность (длительность цикла и его фаз), интенсивность, скорость, результативность, эффективность.
    4. Параметры среды и положение организации в среде: объемы рынка и доля предприятия на рынке, размеры кредиторской и дебиторской задолженности, степень приверженности потребителей продукции предприятия.
    5. Параметры материальной базы: величина производственных мощностей, в т.ч. по отдельным видам оборудования и технологическим переходам, конкретные параметры оборудования (ремонтная сложность, ремонтопригодность), фондовооруженность, энерговооруженность, размер производственных запасов.
    6. Параметры персонала: общая численность, в т. ч. по подразделениям, численность по переходам, численность по потокам, численность по профессиональным и квалификационным группам, численность по образовательному уровню, по демографическим признакам.
    7. Параметры продукта: объем выпускаемого продукта в натуральном выражении по отдельным видам, номенклатурным или ассортиментным группам, параметры качества продукта: себестоимость продукта, цена, объем производства в стоимостном выражении.
    8. Параметры экономической эффективности: производительность (многозначно: по валовой, чистой, реализованной и т.д.), рентабельность (продаж, капитала, издержек и т. д.), фондоотдача.

    Качественные и количественные признаки СУ тесно взаимосвя­заны между собой. При исследовании СУ в основном используются:

    • количественные абсолютные и относительные параметры (как частные случаи - показатели). Показатели в абсолютном исчислении используются для описания исследуемых объектов (численность ППП, количество подразделений, затраты на персонал и т.п.), а относительные показатели для характеристики, например, темпов роста продаж, прибыли, численности, производительности труда персонала и т.п.;
    • качественные признаки, в описательном виде характеризующие то или иное свойство системы (способ воздействия на управляемый объект, метод оценки и т.п.);
    • классификационные признаки (параметры), характеризующие те свойства системы, которые не могут принимать участие в оценке, но позволяют отнести изучаемый объект к определенному классу (список специальностей сотрудников, перечень марок ТСУ, типов ОСУ);
    • порядковые (ранговые) параметры, позволяющие качественно отличать друг от друга изучаемые объекты, что выражается в присвоении им, например, баллов (оценка успеваемости, оценка выступления спортсмена), разрядов (у рабочих, спортсменов, чиновников), должностных рангов (инженер 3, 2 и 1-й категории, старший, ведущий и главный инженер).

    Показатели СУ могут быть единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.

    Единичный показатель СУ - показатель, относящийся только к одному из свойств СУ. Например, единичными показателями являют­ся численность ППП, количество функций управления. Его разновид­ностью выступает относительный единичный показатель, представляю­щий собой отношение единичного показателя к нормативному (базо­вому), выражаемому в относительных единицах или процентах.

    Нормативный (базовый) показатель - показатель, принятый за исходный (эталонный) при сравнительных оценках СУ. В качестве базовых принимаются, например, показатели прогрессивных СУ или конкурентов.

    Базовые показатели могут быть также единичными, комплекс­ными, интегральными и обобщенными.

    Комплексный показатель - показатель, относящийся к несколь­ким свойствам продукции. С помощью данного показателя можно в целом охарактеризовать подсистему, элемент СУ.

    Разновидностью комплексного показателя, позволяющего с экономической точки зрения оценить совокупность свойств системы, может служить показатель, отражающий соотноше­ние суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию, определяемый по формуле:


    К комплексным показателям принадлежат также групповые и обобщенные (определяющие) показатели.

    Комплексный показатель СУ, относящийся к определенной группе ее свойств, называется групповым.

    Обобщенный показатель СУ- показатель, относящийся к такой сово­купности ее свойств, по которой принято решение оценивать систему.

    Вся рассмотренная система показателей (рис. 21), как правило, используется для оценки СУ.



    Рис. 21

    В связи с тем, что каждая СУ может иметь бесчисленное множе­ство свойств, показателей, соответственно, может быть такое же множество. В зависимости от цели использования выбирают опре­деленное количество показателей, которыми и оперируют. Для об­легчения практического использования показателей проводят их классификацию.

    Большое значение при этом имеет единство методов классифи­кации, определения и применения показателей.

    Классификация показателей может быть произведена:

    • по количеству характеризуемых свойств, т. е. они могут быть единичными и комплексными (групповыми, интегральными, обобщенными);
    • по способу выражения (размерными и безразмерными единицами измерения, в том числе с помощью баллов, процентов);
    • по методу определения (социологическими, экспертными, расчетными, экспериментальными);
    • по влиянию на качество при изменении абсолютного значения показателя (позитивные, негативные);
    • по видам ограничения (не менее, не более, не менее и не более);

    Показатели с ограничениями, характеризуя определенное свойство СУ, при превышении допустимого численного значения превращают эффект в нуль. Поэтому на такие показатели при проведении оценки следует обращать особое внимание. Их можно назвать показателями вето на эффект. В большей части это относится к показателям назначения, надежности, безопасности и экологичности.

    • по стадии определения - показатели исследовательско-проектные и эксплуатационные (показатели, определяемые при исследовании и проектировании, называют исследовательско-проектными, а формирующиеся в ходе функционирования систем - эксплуатационными);
    • по применению для оценки (базовыми, относительными);
    • по отношению к различным свойствам (адаптивности, эффективности, гибкости, преемственности и т.д.).

    Особое значение для объективной оценки имеют те показатели, которые классифицированы по видам ограничений нормативно-технической документации (НТД) их чис­ленных значений (рис. 7.8). В некоторых случаях величины допус­тимых ограничений определяются специалистами исходя из усло­вий использования и соответствующих требований потребителей.

    При поведении оценки необходимо оговорить (как в ручных, так и машинных расчетах), что для показате­лей с ограничениями должно соблюдаться условие следующих видов. 1. Для позитивных показателей:

    Рис. 7.8. Показатели системы управления, классифицированные по видам ограничения научно-технической документацией их численных значений

    Показатели, имеющие ограничения

    Неограниченные (некритические, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение численных значений показателей)

    Неограниченные позитивные (некритически позитивные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение численных значений показателей; при увеличении их численных значений эффект повышается)

    Неограниченные негативные (некритически негативные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение численных значе­ний показателей; при увеличении их численных значений эффект снижается)

    Ограниченные (критические, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей)

    Ограниченные позитивные (критически позитивные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей «снизу» и «не менее», для которых при увеличении их численного значения свойственно увеличение эффекта)

    Ограниченные негативные (критически негативные, т.е. имею­щие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей «снизу» и «не более», для которых при увеличении их численного значения свойственно уменьшение эффекта)

    Ограниченные позитивно-негативные (критические позитивно-негативные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение численных значений показателей от имеющегося номинального значения «снизу - сверху» и «не менее - не более», для которых при увеличении и уменьшении численного значения от номинального свойственно уменьшение эффекта)

    Это означает, что при несоблюдении ограничений данный показатель равен нулю и уровень СУ также становится равным нулю. В большей части это относится к показателям назначения, надежности, безопасности и экологичности, так как значения их должны соответствовать требованиям стандартов или других НТД стран - потребителей данной продукции.

    Объективная оценка СУ может быть дана только на основе системы взаимосвязанных параметров и показателей. При этом каждый показатель должен соответствовать требованиям:

    • конкретизации и видоизменения в зависимости от целей оценки;
    • развития и совершенствования объекта оценки;
    • обеспечения единства количественных и качественных характеристик;
    • адресности;
    • сопоставимости;
    • взаимосвязанности;
    • простоты;
    • информативности;
    • достоверности и объективности.

    Учитывая, что СУ предназначаются для дли­тельной эксплуатации, в качестве основных показателей надежно­сти системы, выпускающей продукцию первой категории, целесо­образно принять предельные вероятности исправной работы и от­каза. Эти вероятности могут быть выражены в качестве относительных долей времени, в течение которых система будет соответственно обеспечивать бесперебойное управление.



    Общий порядок использования параметрического метода при исследовании объектов СУ предполагает следующие действия.

    1. построить дерево свойств объекта исследования и его компо­нентов;
    2. идентифицировать свойства свойств исследуемого объекта по классам;
    3. определить номенклатуры параметров, характеризующих свойства исследуемого объекта СУ;
    4. осуществить группировку избранных параметров;
    5. провести шкалирование (по типам шкал: порядковая; интервалов; отношений; разностей; абсолютная) параметров;
    6. осуществить нормирование значений параметров;
    7. измерить значения параметров;
    8. разработать модели взаимного соответствия сопоставляемых компонентов и параметров объекта (рис. 22);
    9. рассчитать обобщенные оценки состояния объекта и его компонентов.

    Рис. 22. Модель параметрического взаимного соответствия параметров системы управления

    СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

    В статистическом анализе производится обра­ботка некоторой случайной выборки, под которой понимают­ся результаты N последовательных и независимых экспери­ментов со случайной величиной или событием. Выборка должна обеспечивать репрезентативность исследования. Объем обрабатываемой информации должен быть достаточен для полу­чения результатов с требуемой точностью и надежностью.

    Используется для исследования про­цессов и объектов на основе массовых данных, полученных из статистической или учетной документации, по результатам разного рода обследований и экспериментов.

    Статистический анализ может использоваться для изучения как внутренней, так и внешней среды. При изучении внутренней среды наибольшее значение имеет исследование: влияния различных факторов на формирование прибыли (формирование экономических показателей за счет влияния совокупности значимых факторов): формирования и развития персонала организации; формирования и развития потенциала организации; качества продукции и т. д.

    В рамках изучения внешней среды большое значение имеет статистический анализ состояния рынка, анализ дифференциации спроса, оценка потребителей (их платежеспособности), конкурентов, поставщиков, деловых партнеров.

    Наиболее употребительными методами статистического анализа систем управления являются: регрессионный анализ; корреляционный анализ; дисперсионный анализ; анализ временных рядов; факторный анализ.

    Регрессионный анализ

    Регрессионный анализ ставит своей задачей исследование зависимости одной случайной величины от ряда других слу­чайных и неслучайных величин (регрессия - зависимость ма­тематического ожидания случайной величины от значений других случайных величин). Например, после проведения N экспериментов на статистической модели получен набор реа­лизаций случайных величин { X i Y i ,}, i = 1, 2, 3, …, п, где X яв­ляется независимой переменной, а Y - функцией. Обработка этого массива случайных величин позволяет их представить в виде детерминированной линейной регрессивной модели типа:

    Y= a 0 + a 1 X, (3.1)

    где a 1 коэффициент регрессии, среднее число единиц на которое увеличится или уменьшится результативный признак при изменении значения фактора на одну единицу;
    a 0 минимальное значение результативного признака при нулевом значении фактора.


    (3.2)

    где x j (0) являются «базовыми» значениями всех k перемен­ных, в окрестностях которых анализируется характер иссле­дуемого процесса.

    Выражение (3.3) представляет собой линейную функцию, однако, если значения Δх j ,- достаточно велики или функция Y существенно нелинейна, то можно использовать разложение более высокого порядка.

    При анализе регрессионной модели (3.3) значения коэффи­циентов a j показывают степень влияния j -й переменной на функцию Y , что позволяет разделить все переменные на «суще­ственные» и «несущественные». Наибольший интерес регрессионная модель представляет для прогноза поведения функций Y . В практической деятельности регрессионный ана­лиз часто используется для создания так называемой эмпириче­ской модели, когда, обрабатывая результаты наблюдений (или характеристики существующих систем), получают регрессион­ную модель и используют ее для оценки перспективных систем или поведения системы при гипотетических условиях.

    Точность и надежность получаемых оценок зависят от чис­ла наблюдений и расположения прогностических значений х j относительно базовых (т.е. из­вестных на некоторый момент времени) х j (0) Чем больше раз­ность Δх j , тем меньше точность прогноза.

    Корреляционный анализ

    Корреляционный метод - один из экономико-математических методов исследования, позволяющий определить количественную взаимосвязь между несколькими явлениями исследуемой системы. Он используется для определения сте­пени взаимосвязи между случайными величинами (корреляция - зависимость между случайными величинами, выражающая тенденцию одной величины возрастать или убы­вать при возрастании или убывании другой).

    Корреляционная зависимость в отличие от функциональной может проявляться только в общем, среднем случае, т.е. в массе случаев - наблюдений. Поэтому корреляция представляет собой вероятностную зависимость между явлениями, при которой средняя величина параметров одного из них изменяется в зависимости от других. Корреляция между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими - множественной.

    При использовании корреляционного метода выделяют функ­ цию, т.е. исследуемый результирующий показатель и факторные признаки, от которых зависит результирующий, - аргументы. Та­кая классификация проводится на основе качественного анализа, т.е. все возможные переменные подразделяют на зависимые и неза­висимые от изучаемого явления.

    Корреляционные связи в зависимых переменных не могут быть жесткими и носят характер неполных связей. Если в случае увели­чении (или уменьшении) аргумента результирующий показатель (функция) также увеличивается (или соответственно уменьшается), то корреляционная связь называется прямой (положительной), а если наоборот - обратной (отрицательной). При отсутствии какой-либо зависимости функции от аргумента, корреляционная связь отсутствует.

    Теснота корреляционной взаимосвязи при линейной зависимо­сти оценивается коэффициентами корреляции, при нелинейной за­висимости - корреляционным отношением.

    Корреляционной характеристикой является коэффициент корреляции, равный математическому ожиданию произведе­ний отклонений случайных величин x i и х j от своих математи­ческих ожиданий и нормированный относительно среднеквадратических отклонений данных случайных величин.

    Если число случайных величин больше двух (r > 2 ), то со­ставляется квадратная корреляционная матрица размером (r x r ), элементами которой является коэффициенты корреляции k ij , a диагональные элементы равны единице (т.е. k ij =1 ). Коэффици­енты корреляции изменяется от нуля до единицы, и чем больше его значение, тем теснее связь между случайными величинами.

    Оценка коэффициентов корреляции рассчитываются по значениям оценок математических ожиданий и среднеквадратических отклонений, полученных путем статистической об­работки результатов реализаций случайных величин.

    Следует отметить, что коэффициент корреляции может коле­баться в пределах от 1 до 0 и от 0 до + 1. Чем ближе рассчитываемый коэффициент корреляции к +1 (при прямой зависимости) и к -1 (при обратной зависимости), тем выше теснота связи. Соответ­ственно при коэффициентах корреляции +1 или -1 имеют место функциональные связи.

    Важнейшая задача корреляционного метода - определение вида корреляционного уравнения (уравнения регрес­сии).

    Простейшим видом такого уравнения, характеризующим взаи­мосвязь между двумя параметрами, может быть уравнение прямой (рис. 7.1):

    Y= a + bX, (7.1)

    где X, Y- соответственно независимая и зависимая переменные;

    а, b - постоянные коэффициенты (а определяет начало отсчета, b - угол наклона прямой).

    Примером однофакторной нелинейной зависимости может быть также формула другого вида, например при наличии степенной за­висимости:

    Вывод о прямолинейном характере зависимости можно прове­рить путем простого сопоставления имеющихся данных или графи­ческим способом (регистрацией в прямоугольной системе координат значений У и X, расположение которых на графике позволяет сделать вывод о правильности или ошибочности представления о линейном характере зависимости между двумя изучаемыми параметрами).

    Другая задача метода корреляционного анализа - определе­ние постоянных коэффициентов связи между переменными пара­метрами, которые наилучшим образом будут отвечать имею­щимся фактическим значениям Y и X.

    В данном случае в качестве критерия оценки адекватности линейной зависимости фактическим данным можно исполь­зовать минимум суммы квадратов отклонений реальных ста­тистических значений Y от рас­считанных по уравнению при­нятой к применению прямой.

    Дисперсионный анализ

    Дисперсионный анализ используется для проверки стати­стических гипотез о влиянии на показатели качественных факторов, т.е. факторов, не поддающихся количественному измерению (например, качественный фактор - организация производства, влияющий на количественный показатель - прибыль от производства). В этом заключается его отличие от регрессионного анализа, в котором факторы выступают как параметры, имеющие количественную меру (например, коли­чественный фактор - затраты на производство).

    В дисперсионном анализе качественный фактор представляется j -ми возможностями состояниями (например, возможными схемами организации производства), для оценки которых по каждому из них проводится n j экспериментов.

    Далее рассчитываются статистические оценки в каждой n j группе экспериментов и в общей выборке N , а затем анализируется соотношение между ними. По этому соотноше­нию принимается или отвергается гипотеза о влиянии качест­венного фактора на показатель.

    Анализ временных рядов используется при исследовании дискретного случайного процесса, протекающего на интерва­ле времени Т .

    Результаты экспериментов или наблюдений, полученные на данном интервале, представляются в виде временного ряда, каждое значение Y i которого включает детерминированную f (t ) и случайную z (t ) составляющие:

    Детерминированная составляющая описывает влияние де­терминированных факторов в момент времени t , влияние же множества случайных факторов описывает случайная состав­ляющая. Детерминированную часть временного ряда называ­ют трендом. Этот временной ряд описывается трендовой моделью:

    k - количество функций времени, линейная комбинация

    которых определяет детерминированную составляющую (i от 1 до k);

    φ i (t ) - функция времени.

    В процессе анализа вид функции времени φ i (t ) <0 постулируется исследователем в виде рабочей гипотезы. Это может быть степенная функция t n , либо тригонометрическая. Коэффициенты тренда и оценку дисперсии случай­ной составляющей определяют путем проведения статистиче­ской обработки результатов эксперимента или наблюдений.

    С помощью представления случайного процесса в виде временных рядов можно, во-первых, исследовать динамику этого процесса, во-вторых, выделить факторы, существенным образом влияющие на показатели, и определить периодич­ность их максимального воздействия, в-третьих, провести ин­тервальный или точечный прогноз показателя Y на некоторый промежуток времени Δ t (точечный прогноз указывает лишь точку, возле которой может находиться прогнозируемый по­казатель, интервальный - интервал нахождения этого показа­теля с некоторой заданной вероятностью).

    Факторный анализ

    Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование организации необходимо при принятии управленческих решений учитывать все существенные факторы, влияющие на функционирование и развитие предприятия, как внешние (влияющие на уровне макросреды и контактной среды), так и внутренние.

    Факторный анализ является частью многомерного статистиче­ского анализа, входящего в математико-статистические методы. Сущность метода факторного анализа заключается в выделении из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, наиболее значимых.

    Фактор представляет собой обычно независимую переменную, нередко называемую причиной, и находящуюся в логической зависимости со следствием изучаемого явления и определяющую его величину.

    Например, используемая компьютерная техника и ее программное обеспечение выступают существенным фактором произ­водительности труда работников управления (бухгалтеров, менеджеров, экономистов и др.); изменяющиеся факторы трудовых затрат и производительности труда влияют на изменение объемов выпуска продукции.

    Фактор может быть единичным, т.е. влияющим на следствие од­ной переменной, или комплексным, т.е. влияющий одновременно на несколько переменных. Комплексный фактор, связанный со всеми переменными, называют генеральным.

    В отличие от корреляционного анализа рассматриваемый метод не требует подразделять все переменные на зависимые и независимые, так как в нем все переменные величины (факторы - причины), опре­деляющие явление, рассматриваются как равноправные. При этом следует учитывать, что некоторые из переменных величин могут быть в некоторый период времени стабильными, т.е. не изменяющимися.

    Например, прирост объемов выпуска продукции при неиз­менности числа работающих в анализируемые периоды времени и при повышающейся производительности труда есть следствие изме­нения только одного фактора - производительности труда.

    Описание влияния факторов на деятельность организации имеет высокую сложность, поскольку действие многих факторов имеет латентный (скрытый) характер.

    Отбор факторов, влияющих на исследуемый объект, осуществ­ляется, как правило, на основе их классификации, теоретического обоснования и путем их качественного анализа. При этом необхо­димо учитывать взаимодействие факторов между собой. Число фак­торов должно быть ограниченным необходимым минимумом. От маловажных факторов нужно абстрагироваться.

    Для каждого выбранного фактора следует предусматривать возможность его количественной оценки, так как она потребуется в дальнейшем при определении корреляционных зависи­мостей между ними и оценки влияния их на объект исследования.

    Метод факторного анализа широко используется при анализе влияния различных факторов (труда, использования оборудования, использования производственных мощностей в целом, использова­ния сырья и материалов, организации производства, технологии и др.) на объемы производства, качество выпускаемой продукции, фонд заработной платы, итоги хозяйственной деятельности и раз­витие предприятия в целом.

    1.2. Объекты и субъекты исследования.

    1.3. Особенности системы управления как объекта исследования.

    1.4. Состав и характеристика подсистем управления.

    1.1. Сущность и содержание исследования.

    "Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

    В прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. В современном менеджменте исследование является главным повышения эффективности управления. Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

    Понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно.

    Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

    Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:

    1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами;

    2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений;

    3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах;

    4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.

    В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.

    Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

    При совершенствовании системы управления действующей организации;

    При разработке системы управления вновь создающейся организации;

    При совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

    При совершенствовании системы управлении вследствие изменения формы собственности.

    1.2. Объекты и субъекты исследования.

    Объект исследования в общем случае - это структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.

    Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования. Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта.

    Этапы исследования объекта управления:

    На первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

    На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования.

    На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования.

    Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

    Шестой этап заключается в организации проведения исследований.

    На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты.

    Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном.

    Предмет исследования в общем случае - это то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.

    Возможными субъектами (участниками) исследований СУ могут быть:

    1) персонал исследуемой СУ организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своим должностным положением и штатным расписанием;

    2) персонал постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения СУ организации;

    3) консультанты специализированных консультационных организаций и подразделений других структур;

    4) профессиональные исследователи вузов, научно-исследовательских, аудиторских организаций и других структур.

    Выбор методов исследования систем управления проводится на основе их предварительной классификации. Такой выбор может проводиться интуитивно, с применением формальных приемов и критериев. Например, в качестве критерия выбора метода исследования может быть использована точность оценок или другой важный с точки зрения целей исследования параметр при фиксированных ограничениях на финансовые или временные затраты.

    Классификация - фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности). Такое выделение позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его сущность путем определения состава, свойств, внутренних и внешних связей, путей использования объекта исследования.

    При проведении исследований выделяют:

    Искусственные классификации: являются несущественные, вспомогательные признаки.

    В исследованиях выделяют два вида классификации:

    Деление общего: деление исследуемого объекта по определенному выделенному признаку на подклассы;

    Разделение целого: из целого исследуемого объекта выделяются составные части по классификационному признаку .

    Общий подход к выбору метода исследования системы управления состоит в том, что:

    1) определяют цели исследования, включая ограничения на время их достижения, расход ресурсов, наличие необходимой аппаратуры, персонала;

    2) устанавливают требования к результату исследования (прежде всего это полнота отражения свойств объекта исследования количественный или качественный результат, для количественного результата устанавливают точность и достоверность);

    3) устанавливают наличие и тип (интуитивные, предметные, количественные) данных о системе управления, объекте, внешней среде (качество, функции, структура, параметры);

    4) оценивают возможность получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследований;

    5) определяют круг (множество) методов, применимых при существующих и возможных данных;

    6) из числа применимых методов отбирают подмножество методов, позволяющих достичь поставленных целей исследования. Такие методы исследования систем управления называют рациональными;

    7) формулируют критерий - правило выбора наилучшего в определенном смысле (наиболее дешевого, быстрого, точного, дающего единицу результата при минимальных затратах и др.) метода из ряда рациональных;

    8) вычисляют значение критерия для каждого из рациональных методов;

    9) выбирают наилучший (оптимальный) метод .

    Важнейшими при выборе метода и исследовании систем управления могут быть названы информационные условия. Необходимость измерений при исследованиях, вид, точность, достоверность информации и данных определяют:

    Тип исследования и состав используемых методов (каждый из методов применим только при наличии определенного объема информации);

    Точность и достоверность его результатов (они не могут быть выше, чем точность и достоверность исходных данных);

    Затраты времени и финансовых средств на исследование, связанные с применения разных методов исследования при различной информационной базе исследования.

    Информацией (по Винеру) считают данные, снижающие неопределенность в знаниях об объекте управления, его системе управления, внешней среде.

    Информационные условия, в которых осуществляется такое исследование, разделяются на детерминированные (определенные), случайные, неопределенные.

    Детерминированные или определенные условия имеют место тогда, когда точно известен результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

    Случайные условия имеют место тогда, когда представляется возможным определить вероятность появления каждого результата.

    Неопределенные условия имеют место тогда, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

    Ситуацию, в которой происходит исследование систем управления, характеризуют следующие 3 основные черты:

    1. Наличие цели. Необходимость исследования определяется наличием проблемы и диктуется существованием цели, которую нужно достичь для того, чтобы решить проблему.

    2. Наличие альтернативных концепций исследования. Исследования проводят в условиях, когда чаще всего существует более одного способа такого исследования, или, иначе, несколько альтернатив достижения цели.

    3. Наличие ограничивающих факторов. Практически всегда существуют факторы, ограничивающие методы .

    Научное исследование - это один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых научных знаний, характеризуется полнотой, достоверностью, объективностью, доказательностью, точностью и определенной степенью новизны.

    Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Научное исследование, как правило, проводится в предметных рамках определенного научного подхода с использованием группы научных методов. Теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов.

    Методологический подход - система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.

    Общими методологическими подходами, используемыми для анализа подсистем управления, можно считать:

    Рационалистический,

    Поведенческий,

    Системный,

    Ситуационный,

    Процессный,

    Кибернетический,

    Синергетический.

    Метод исследования - это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование .

    Объектом исследования в менеджменте является: предприятие, организация, система управления, процессы, т.е. непосредственно измеряемый качественными и количественными показателями реальный физический объект.

    Предмет исследования - это система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и внутренней среды и процессы, происходящие в организации .

    Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента .

    Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления.

    Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности .

    Группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др .

    Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

    Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы:

    Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

    Методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов);

    Комплексированные методы.

    Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

    Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

    Аналитические;

    Статистические;

    Теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления;

    Графические.

    К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

    Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.

    Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.

    Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.

    При проведении метода «мозговой атаки» необходимо руководствоваться следующими правилами:

    Существует запрет на критику выдвигаемых идей;

    Предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;

    Предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);

    Участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия.

    Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:

    Групповое мышление порождает на 70% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;

    Тренирует умственные способности участников;

    Дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;

    Позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.

    Метод «обратной мозговой атаки» похож на обычную «мозговую атаку». Главной особенностью данного метода является разрешение на высказывание критики. Во время проведения данного метода выявляются недостатки предлагаемых идей и предлагаются пути их устранения.

    Метод «сценариев» - один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования. Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся на рассуждениях, на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования. Сценарий - описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования.

    Составление сценария разделено на следующие этапы:

    Формулировка вопроса;

    Собирается и изучается вся базовая информация;

    Выявляются все внутренние проблемы;

    Формулируется точный вопрос исследования;

    Определение сфер влияния - изучается влияние окружения на объект исследования;

    Определение последствий - определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;

    Принятие решения - на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь.

    Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария.

    Метод экспертных оценок - метод анализа и обобщении суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно-логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

    Решаемые проблемы могут быть условно разделены:

    На проблемы, обеспеченные информацией;

    Проблемы, по которым наблюдается недостаток информации.

    Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач:

    Составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

    Определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

    Определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

    Определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;

    Альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

    Альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

    Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:

    1) составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы: цели, задачи по ее выполнению, состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов, ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;

    2) подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают участие в проведении экспертизы:

    Рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста - системотехника и технического работника;

    Экспертная группа, т.е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;

    3) разработка методики проведения опроса. На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроса:

    Индивидуальный - максимально используются способности и знания каждого специалиста;

    Групповой - позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;

    Личный - опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;

    Заочный - одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;

    4) оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.

    При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам:

    Выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;

    При введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;

    Эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;

    У эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;

    Мнения экспертов должны быть устойчивыми.

    Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют 2 вида ошибок:

    Систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения;

    Случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.

    Синектика как метод исследования систем управления

    Синектика (в переводе с греч.) - это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика»» как метод поиска новых решений предложил.

    Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие.

    Метод синектики имеет следующие особенности:

    1) подход к принятию решению состоит в том, что выдвинутая идея - законченная, целостная мысль, автором которой является индивид, который ее высказал.

    2) творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей индивиды пытаются превзойти самих себя, использовать нестандартные подходы принятия решений и взять на себя наибольшую часть трудностей;

    3) отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида.

    Метод синектики состоит из следующих этапов:

    1) постановка задачи;

    2) перевод задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»;

    3) выявление вопроса, вызывающего аналогии;

    4) работа по поиску аналогий;

    5) использование аналогий, среди которых:

    Прямая аналогия;

    Символическая аналогия;

    Личностная аналогия;

    Фантастическая аналогия;

    6) поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи .

    Метод «Дельфи» - один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Данный метод был разработан О. Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т.е. коллективных экспертных оценок .

    Метод «дерева целей» - метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.

    «Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 операций:

    Декомпозиции - это операция выделения компонентов;

    Структуризации - это операция выделения связей между компонентами.

    Процесс построения «дерева целей» разбит на следующие этапы:

    1) разработка сценария;

    2) формулировка цели;

    3) генерация подцелей;

    4) уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

    5) оценка существенности подцелей;

    6) проверка целей на осуществимость;

    7) проверка элементарности подцелей;

    8) построение дерева целей.

    При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:

    Каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;

    При декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т.е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

    Декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному -* развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

    Вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

    Развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.

    Морфологические методы

    Основная идея морфологических методов систематически находить все мыслимые варианты решения проблемы или реализации системы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков.

    В систематизированном виде морфологический подход разработан и применен впервые швейцарским астрономом Ф. Цвикки и долгое время был известен как метод Цвикки.

    Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает: 1) равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;

    2) ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;

    3) максимально точную формулировку поставленной проблемы .

    Причинно-следственный анализ

    Причинный анализ является первичной попыткой научного анализа управленческих систем, характерной чертой которого выступает наиболее сильная связь между переменными, приводящая к качественному преобразованию одного элемента другим. Объектом причинного анализа выступает прочная устойчивая зависимость между двумя факторами, в которой один из факторов выступает способом изменения другого фактора х - а, х служит причиной а.

    Главной целью причинного анализа является выявление цепочки причинно-следственной зависимости между переменными исследуемого процесса.

    К основным задачам причинного анализа следует отнести:

    Выявление наиболее характерных для данной проблемной ситуации показателей и определение характера их зависимости друг от друга. К ключевым показателям производственной системы обычно относят такие показатели, как объем производства, количество работников, объем заработной платы, объем продаж, издержки, прибыль.

    Построение в группе отобранных показателей замкнутых контуров, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить условия равновесия между ключевыми показателями данной системы.

    Достижение этих задач становится возможным при построении когнитивного графа, благодаря которому можно определить локальные участки управляемой системы с отрицательной обратной связью.

    При анализе причинной зависимости следует принимать во внимание характер этой зависимости. В соответствии с этим выделяют два рода зависимости: прямая зависимость, обратная зависимость.

    Существует набор точек, при которых одна ось зависит от другой. Прямой зависимостью выступает такая зависимость при которой рост (снижение) значений одного фактора вызывает рост (снижение) в значении другого фактора.

    В значительной степени продуктивным в практике управления является использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами. Смысл этих схем заключен в коллективной оценке влияния одних проблем на другие, что дает возможность строить предположения об естественных тенденциях развития проблемных ситуаций и о порядке по их последовательной нейтрализации .

    Оцененная по 5 - бальной системе причинно-следственная связь между актуальными проблемами организации позволяет при обсуждении составить исчерпывающее представление о существующих проблемах и их основных источниках, определив наиболее насыщенные в плане влияния на другие проблемы. Однако, при принятии окончательного решения руководитель должен учитывать массу других факторов, преимущественно внешнего плана, влияние которых вряд ли можно формализировать.

    Порядок построения матричной схемы следующий. По горизонтали откладываются количественные зависимости между причинами и следствиями, оцененные с точки зрения степени прямого влияния.

    Для определения приоритетов в очередности решения возникающих перед организацией проблем используется способ построения графа проблем. Диаметр круга графа выражает важность данной проблемы как причины появления других проблем, образуя основу для обоснования последовательности в решении ключевых проблем. Направленность причинной связи на этом графе фиксирует соединительная стрелка

    SWOT-анализ

    Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности организации, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей, а также их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Примером SWOT-анализа является составление таблиц.

    S - сильные стороны в деятельности организации;

    W - слабые стороны в деятельности организации;

    O - потенциальные благоприятные возможности;

    T - внешние угрозы.

    Часто методика SWOT-анализа делает упор на методы определения и оценку S, W, O и T незначительной, а основное внимание уделяет формулированию конкретных стратегий и мероприятий на основании этих показателей.

    Часто применяется методика, которая предполагает после определения S, W, O и T переход к составлению матрицы стратегии:

    SO - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения потенциальных возможностей организации.

    WO - мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности.

    ST - мероприятия, которые используют сильные стороны организации для того, чтобы избежать угрозы.

    WT - мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для того, чтобы избежать угрозы .

    Управление бывает успешным лишь тогда, когда обеспечено его постоянное и непрерывное развитие, когда вводятся изменения, обеспечивающие не только жизнестойкость организации, но и накопление потенциала инноваций. Развитию такого процесса помогает исследование систем управления. В результате такого исследования разрабатываются и предлагаются наиболее эффективные варианты построения систем управления.

    Если опираться только на опыт, здравый смысл и интуицию, то невозможно принимать правильные решения. Для правильного управления и принятия решений существует необходимость исследовать ситуации, условия, проблемы и факторы эффективности деятельности управляемой организации, нужен обоснованный выбор решений из всего возможного количества вариантов.

    Поэтому комплексное исследование систем управления помогает определить правильное направление развития организации. В постоянном развитии находится каждая организация, этот процесс состоит из решения множества проблем, которые идут следом одна за другой, возможно возникают вместе. Это иногда происходит неожиданно, острые моменты часто не оставляют времени на обдумывание ситуаций. Если решения будут приниматься несвоевременно, то для организации это может обернуться кризисом.

    Поэтому необходимо исследование систем управления, которое помогает осуществлять управление с высоким качеством Сущность такого исследования состоит в том, чтобы распознать проблемы и проблемные ситуации, а затем определить их место в общей системе накопленных знаний. Затем нужно выявить содержание, свойства и закономерности поведения и их развитие.

    После такого анализа исследование систем управления находит пути, возможности и средства для того, чтобы использовать уже новые знания об в практике разрешения возникающих проблем. Каждое исследование имеет цель, организацию и методологию его проведения, полученные результаты, которые должны иметь возможность их практической реализации.

    Исследование систем управления нельзя проводить отдельно от Поэтому наряду с самой системой управления также объектом выступает и управляемая система (корпорация, ассоциация, фирма, предприятие и другие). Основополагающим элементом в процессе исследования является человек, так как именно его деятельность определяет существование и дальнейшее развитие этой системы.

    Наиболее полным является предметное и параметрическое исследование систем управления, так как оно рассматривает все возможные объекты и их взаимодействие. Предметы и параметры систем управления становятся для исследователя аспектом проявления сущности этой системы управления. Обычно это бывают тенденции и проблемы, возникающие в процессе деятельности предприятия.

    Проблемами обычно бывает некоторые реальные противоречия, которые требуют своего разрешения. Это могут быть проблемы в самой организации управления, механизмах мотивации, профессионализме персонала, использовании компьютерных технологий и так далее. Как правило, в результате проведенных исследований возникают практические результаты. Это могут быть рекомендации по необходимому изменению некоторых сторон функционирования системы управления, по повышению качества и совершенствованию практической деятельности всего персонала и менеджера.

    Рекомендации могут быть экономического, социально-психологического, организационного содержания. Могут относиться к разным областям: мотивация управления, информационному обеспечению, изменению условий деятельности, качеству деятельности, конкурентоспособности, основным тенденциям развития и дополнительным факторам развития.