Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Бахайские монеты с квадратом внутри. Древние китайские монеты и их использование в фен шуй. Как связать монетки фен шуй красной ниткой

    Бахайские монеты с квадратом внутри. Древние китайские монеты и их использование в фен шуй. Как связать монетки фен шуй красной ниткой
    Древние китайские монеты прошли путь от примитивных денежных форм (раковины каури и их бронзовые имитации, монеты-ножи, монеты-мотыги и т.п.) до круглого литого цяня с квадратным отверстием, форма которого оставалась фактически неизменной с IV-III в. до н.э. и вплоть до начала XX в.

    Однако эта монетная форма стала базовой не только в самом Китае. Влияние его монетной системы не ограничилось непосредственным участием китайских монет в денежном обращении сопредельных земель (известно, что до организации своего монетного дела Корея, Япония, Вьетнам в огромном количестве импортировали китайские монеты). Тип китайских цяней ("чох ", "cash ") был использован в качестве базового во многих государствах и регионах.

    «Чжэн Он был во многих отношениях Кристофером Колумбом из Китая», - сказал д-р Кусимба, куратор африканской антропологии в музее поля. «Замечательно иметь монету, которая может в конечном итоге доказать, что он приехал в Кению», - добавил он. Кусимба продолжил: Этот вывод значителен. Мы знаем, что Африка всегда была связана с остальным миром, но эта монета открывает дискуссию о взаимоотношениях между Китаем и странами Индийского океана.

    Эти отношения прекратились вскоре после смерти Императора Юнгла, когда позднее китайские правители запретили зарубежные экспедиции, позволяя европейским исследователям доминировать в эпоху Открытия и расширять империи своих стран. Торговля сыграла важную роль в развитии Манды, и эта монета может показать важность торговли на острове, о котором говорилось гораздо раньше, чем считалось ранее.

    Самая ранняя китайская монета, послужившая прототипом для соседних с Китаем государств - это, по всей видимости, цянь с легендой У Шу (), выпускавшийся со 118 г. до н.э. (династия Ранняя/Западная Хань и последующие династии - почти 7 столетий ).

    Прежде всего обращают на себя внимание древние монеты Восточного Туркестана (Синьцзяна), в частности, государства Куча (Цюци), игравшего важную роль с I по VII в. в регионе, примыкавшем к Великому Шелковому Пути. Области на север и запад от Китая всегда были в сфере интересов китайских правителей и поэтому неудивительно появление местных монет, подражающих китайским. Выпускались монеты китайского типа трех видов . Первый вид - двуязычный: китайская надпись У Шу на одной стороне и местная надпись (пока не расшифрована окончательно, предположительно тохаристанская) - на другой (). Второй вид - только с местной надписью. Третий тип - анэпиграфный, очень маленького размера (). В 649 г. государство Куча прекратило существование под ударами войск династии Тан .

    Мы надеемся, что эта и будущие экспедиции в Манду сыграют решающую роль в том, чтобы показать, как возникают рыночные обмены и политическая экономика, ориентированная на города, и как их можно изучать с помощью биологических, лингвистических и исторических методологий, д-р.

    Другие исследователи, участвовавшие в экспедиции в Манду, включают доктора Джанет Монж из Университета Пенсильвании Мохаммеда Мчуллы, штатного ученого из Национальных музеев Кении в Форте Иисуса и доктора Амелии Хаббард из Государственного университета Райт. Также участвовал профессор Тэкуан Чжу из университета Сунь Ят-Сена, который определил монету. Исследователи также обнаружили человеческие останки и другие артефакты, которые предшествовали монете.

    Ютянь - также одно из восточнотуркестанских государств в районе нынешнего Хотана, примыкавшее к западной окраине Китая. Основной тип монет I-II вв. - двуязычные с легендами письмом кхарошти и по-китайски . Но имеется очень редкий выпуск хотанского правителя Фан Цяня (129-132 гг. н.э.), для которого за прототип, видимо, также взят китайский цянь У Шу : круглая свинцовая монета с двумя горизонтально расположенными китайскими иероглифами Ю Фан , правда, с весьма необычным и уникальным в своем роде прямоугольным отверстием ().

    Древние китайские монеты с квадратными отверстиями в центре и китайские иероглифы по бокам на Бали. Главной причиной для многих исторических событий было то, что торговля была основной. Китайское присутствие оказало большое влияние на балийскую культуру и искусство. Отношения даже привели к историческому браку между Шри Махараджей Аджи Джаяпангусом, королем Бали и китайской принцессой Цин Вей, в 12 году.

    Этот брак оправдал влияние Китая на Бали. История гласит, что Кан Синь Вэй попросил короля, чтобы китайские монеты были частью всех ритуалов на Бали. Поскольку ритуалы являются одной из самых важных вещей в жизни балийцев, китайские монеты последовали этому примеру и к тому времени уже стали частью народной денежной системы - сдвиг фазы от использования бартерной системы.

    Следующей монетой, сыгравшей исключительно важную роль в развитии монетного дела не только Китая, но и большинства окружающих стран, стала монета династии Тан с легендой Кай Юань Тун Бао , первый выпуск которой состоялся в 621 г. (). Выпуском этой монеты был заложен стандарт легенды лицевой стороны, остававшийся неизменным на протяжение всех последующих тринадцати веков обращения литых китайских цяней. Монеты с крестообразно расположенными четырьмя иероглифами по сторонам центрального квадратного отверстия выпускались и ранее, начиная с правления Ван Мана (9-23 гг.). Как правило, два иероглифа из четырех обозначали номинал монеты (например, Да Цюань У Ши - "великая монета достоинством 50 "). Начиная с монеты Кай Юань Тун Бао легенда лицевой стороны в большинстве случаев содержала так называемый "девиз периода правления " (пара верхнего и нижнего или верхнего и правого иероглифов) и наименование монеты (юань бао - "первоначальная драгоценность ", тун бао - "обращающаяся драгоценность ", чжун бао - "тяжелая драгоценность ").

    Европейцы, пришедшие в 17 веке, не изменили балийскую практику использования китайских монет, но также использовали свою собственную валюту в торговле. После того, как индонезийская независимость и рупия стали официальной национальной валютой, китайские монеты по-прежнему использовались в ежедневных сделках. Вот почему монеты имеют особую функцию среди балийцев.

    Но их цель в ритуалах жила и продолжалась. Наличие монет в ритуалах стало несколько обязательным. Между тем, запас монет видел снижение. Неудивительно, ведь по мере роста населения все больше людей проводят ритуалы, а спрос на монеты ракеты высок. Это увеличение привело к тому, что люди делали дубликаты. Дубликаты сильно отличаются от оригинальных древних китайских монет. Размеры меньше, они тоньше, и китайские персонажи почти исчезли. Эти грубые подражания можно легко найти на традиционных рынках.

    Гаочан - государство, существовавшее на территории Турфанского оазиса (Синьцзян) в период с 499 г. по 640 г. Единственная монета (), выпущенная его правителями предположительно в 620-640 гг. , имеет легенду Гао Чан Цзи Ли ("удачное достижение [государства] Гаочан ") и прототипом для нее послужила китайская монета Кай Юань Тун Бао . Гаочан также был покорен династией Тан.

    Цена намного дешевле оригинала. Имитации хорошо продаются на рынке, поскольку многие покупают их, потому что у них нет выбора. Для некоторых людей «дешевая» может быть основной причиной, потому что в небольшом ритуале в небольшом храме количество монет может составлять тысячи рупий. Сумма покупки китайских монет может быть в числе «больших покупок» в ритуале.

    Однако использование имитационных монет в ритуалах не рекомендуется. Эта проблема получила особое внимание со стороны правительства. Балийское культурное бюро, как представитель правительства, сформировало Балийский фонд наследия. Видение - сохранить чистое культурное наследие. Их первый пилотный проект состоял в том, чтобы сделать китайские монеты в балийском варианте.

    Средняя Азия . Круглые монеты с квадратным отверстием отливались с VII в. в Согде . За образец и здесь была взята монета Кай Юань Тун Бао - с этой легендой выпускались первые согдийские "чохи" (), а к середине VII в. на этих монетах появились согдийские надписи и родовые знаки местных правителей (). Подобные монеты выпускались и в Тюргешском (VIII в., ) , и в Уйгурском каганатах (конец VIII - начало XIII в., , ). Известна монета китайского типа из Семиречья с четырьмя арабскими словами на л.с., атрибутируемая как протокараханидская X в. (). Характерно, что переход к размещению родовых знаков и надписей на местных языках не сопровождался отказом от китайского типа монеты.

    Завод производит массовые монеты для ритуалов и аксессуаров. В здании есть металлическое сливание и ковка в подвале, изготовление аксессуаров на верхнем этаже, а выставочный зал - спереди. Они включают железо, серебро, медь, золото и бронзу. Соответственно, материалы имеют особые значения и потенции. Балийские персонажи также проявляют особое значение и сильные стороны. Они заменяют китайских иероглифов, которые в основном отмечают имя выдающейся династии. Опять же, четыре из них представляют силу в четырех угловых точках компаса.

    Над письмами изображен падма, символ святости. Его обработка также включает совершенно уникальный метод сбора остатков домашних хозяйств. Помимо помощи в очистке окружающей среды, они также не хотели зависеть от материалов, предлагаемых на заводе. Но как можно использовать подержанные вещи для освященных церемоний?

    В китайской истории есть три государства, которые принято упоминать в перечне династий, относя их при этом к так называемой "нерегулярной линии " династий. Это располагавшиеся на китайских и близких к ним территориях некитайские государства - киданьское Ляо (916-1125 гг.), тангутское Западное Ся (1038-1227 гг.), чжурчженьское Цзинь (1115-1234 гг.). Правителями этих государств выпускались в официальное обращение монеты китайского типа, с легендами на китайском (большинство из известных монет) и тангутском языках, а также, по некоторым сведениям, с киданьскими и чжурчженьскими надписями. Все эти монеты традиционно включаются в сферу китайской нумизматики [см., например, 9].

    Мы собираем все материалы, а потом они становятся новой. Кроме того, мы также проводим церемонии перангугераханов в Бесаких и в храме Улун-Дану-Батур. Вначале мы использовали оригинальные китайские монеты. Итак, теперь мы просим божественного разрешения изменить его с помощью этих новых балийских монет, - сказала Сукма Свачита. СВАЧИТА считает, что уникальные свойства новых монет могут побудить людей использовать его в своих ритуалах. И теперь монеты были рекомендованы для использования бантеном или ритуальными производителями необходимости и священниками.

    Япония . В письменных источниках прямо указывается, что первая японская монета Вадо Кайцзи () была выпущена в 708 г. по образцу Кай Юань Тун Бао . Интересно, что ранние варианты этой монеты отличаются в худшую сторону от более поздних выпусков. По-видимому, при отсутствии опыта японские монетные мастера не смогли должным образом справиться с достаточно сложной задачей. Об этом же говорит и тот факт, что на самом деле два горизонтально расположенных иероглифа До () и Цзи () представляют собой сокращения от более сложных иероглифов До () и Хэ () - неопытным мастерам так было проще. Вскоре после начала выпуска первых японских цяней (сен ) из Китая были приглашены монетные мастера, которые и занялись постановкой монетного дела в Японии. Первый период монетного обращения получил в японской нумизматике специальное название - "12 древних монет " , по числу различных легенд, размещенных на выпущенных до 923 г. монетах. После этой даты государственный выпуск собственных монет ввиду острой нехватки меди в Японии был прекращен на несколько веков. Для денежного обращения использовались монеты династий Сун и Мин, ввозимые из Китая. Особняком среди монет, использовавшихся в денежном обращении этого периода, стоит монета с девизом Эйраку Цухэ (), в силу разных причин ставшая весьма популярной в те годы и выпускавшаяся в Японии в многочисленных вариантах из меди, серебра и золота. Девиз Эйраку Цухэ - это повторение девиза монеты династии Мин Юн Лэ Тун Бао (), выпущенной в 1413 г. в Китае императором Чжэн Цзу. Кроме того, выпускались монеты местного назначения, имевшие хождение на ограниченной территории - провинциальные выпуски ( , ). Интересны выпуски, которые в японской нумизматике называют битасен ("плохие цяни" - некачественно сделанные имитации китайских монет, а также фальшивые монеты) и шимасен (очень необычная группа японских неофициальных выпусков, характерной особенностью которых являются фантазийные легенды, искаженный почерк, перестановка иероглифов известных монетных легенд). С 1587 г. регулярная отливка в Японии своей государственной медной монеты "китайского" образца возобновилась и продолжалась она вплоть до 1867 гг. (), когда была освоена чеканная технология монетного дела. Интересно отметить и такой факт, что специальным декретом 1659 г. властям Нагасаки был разрешен выпуск монет, предназначенных исключительно для торговли с другими странами. При этом нельзя было использовать легенды японских монет, поэтому японцы опять обратились к девизам китайской династии Сун ( , ).

    Социализация велась уже несколько лет назад. Для некоторых людей китайские монеты имеют особые значения и цели. Они считают, что монеты обладают божественными силами, а именно монетами со специальными символами или надписями. Считалось, что символы обладают полномочиями, связанными с ведущей фигурой. Когда его спросили о подтверждении слуха, Сукма Свачита только рассмеялся. Монеты - это только обычные объекты. Он будет содержать силы только в том случае, если они будут наполнены полномочиями через определенные ритуалы.

    Он показал некоторые другие аксессуары, такие как статуи из монет. Статуе Бхараты Рамбут Седаны почитают как Бога Богатства. Если дан особый ритуал, то статую можно использовать для поклонения. Но если это не так, это будет только статуя, используемая для декоративных целей.

    В 970 г. во Вьетнаме императором Дин Тьен Хоангом выпущена первая монета (страна тогда носила название Дайковьет) Тхай Бин Хунг Бао () - мы видим тот же тип, что и в Китае. Два вертикально расположенных иероглифа обозначают девиз периода правления, два горизонтальных - название монеты. Вьетнамцы помимо использовавшихся в Китае названий юань бао , тун бао , чжун бао ввели в оборот еще десятка полтора разных эпитетов для монет (хунг бао - "процветающая драгоценность", фэн бао - "изобильная драгоценность", вин бао - "вечная драгоценность" и т.д.). В истории денежного обращения Вьетнама присутствуют официальные выпуски правящих императорских домов, монеты различных претендентов и повстанцев, а также многочисленные частные цинковые и свинцовые монеты (), получившие особенно широкое распространение с XVII века на юге Вьетнама вследствие нехватки меди. Выпуск литых монет во Вьетнаме, бывшем тогда французской колонией "Протекторат Аннам", прекратился в 1945 г. после того, как император Бао Дай отрекся от престола ().

    Сегодня многие люди уже используют балийские версии китайских монет. Несмотря на это, его присутствие не является внезапным переходом от настоящих китайских монет. Прошло уже четыре года, но во многих ритуалах китайские монеты все еще можно найти. Для подробного обсуждения смысла символов шарма, пожалуйста, посетите Символы древнего китайского шарма: Звезда, Луна, Облако и Дракон, а также Китайские чары - Скрытое значение символов.

    Это считается одной из самых красивых монет древнего Китая. Верхняя часть, которая круглой с квадратным отверстием, напоминает другие монеты времени. Китайский герой над дырой - это «один». Характер ниже отверстия - это дао, который является «ножом». Перевод - «один нож», а персонажи инкрустированы настоящим золотом.

    Выпуск собственных монет в Корее начался в 996 г. . В качестве прототипа был взят цянь династии Тан с легендой Цянь Чжун Юань Бао (758-759 гг., ), причем на оборотной стороне добавлены иероглифы Тон Гук - "восточное государство " (). Следующий монетный выпуск имел уже полностью самостоятельную легенду - Тон Гук Цзюн Бо (). Первый этап корейского монетного дела закончился в начале XII в., дальше следует перерыв в выпуске собственной монеты, обусловленный внутренними распрями и завоеваниями страны киданями и позже монголами. Следующие монетные выпуски появились только в 1423 - монеты имели легенду Чо Сон Тхон Бо - "обращающаяся драгоценность Чосона " (Чосон - древнее название Кореи). Появившаяся в 1633 монета с легендой Сан Пьон Тхон Бо была названа в честь официального учреждения - "Стабилизационного офиса", получившего право на выпуск монеты. Монеты с легендой Сан Пьон (), по-видимому, уникальное явление среди литых монетных выпусков китайского типа. При одной легенде лицевой стороны насчитывается более 3000 типов этих монет, отличающихся дополнительными иероглифами и знаками, нанесенными на оборотной стороне. Эти знаки обозначали различные монетные дворы, серии выпусков и даже номера плавильных печей. Выпуск монет Сан Пьон в Корее прекратился в 1891. Интересно отметить, что в корейской нумизматике не отмечено частных и локальных выпусков монет.

    Помимо его денежной ценности, эти деньги ножа также были желательны для его ценности как шарма. Таким образом, надпись на монете может быть прочитана как «стоит пять сыновей», которая считалась очень благоприятной в древние времена. Мужским детям традиционно нравились китайские родители по нескольким причинам. Сыновья были ответственны за продолжение родословной и выполнение поклонения предкам. Когда они выросли, они несли ответственность за заботу о своих родителях.

    Родители также надеялись, что их сыновьям удастся добиться высокого правительственного поста и тем самым принести честь и богатство семье. С другой стороны, дочери были традиционно менее желательны, потому что, когда они выросли, они выйдут замуж, покинут дом и будут нести ответственность за свои родственники.

    Каракитай (1141-1218). После завоевания государства Ляо чжурчженями (государство Цзинь) кидани переместились в Западный Туркестан и основали здесь государство Каракитай. По письменным источникам известно о 3-4 типах монет китайского типа. Но эти сведения пока не подтверждены реальными образцами монет.

    Тибет , несмотря на непосредственное соседство с Китаем, на протяжении многих веков сохранял свое своеобразие и независимость в культуре, во многом оставаясь terra incognita. Это справедливо и для монет, в производстве которых, в основном, нельзя найти никакого китайского влияния. Тем не менее, в истории Тибета есть период зависимости от Китая, когда в обращение выпускались монеты так называемого сино-тибетского образца . Китайцы открыли монетный двор в Лхасе в 1792 г., выпустив серебряные шо с девизом периода правления Цянь Лун династии Цин. Выпуски монет этого типа продолжались до 1836 и несут также названия периодов правления Цзя Цин и Дао Гуан (). На каждой из сторон крестообразно расположена надпись - на китайском или тибетском языках - "тибетская монета периода... ", на полях - дата в китайском стиле ("... год периода... ") или на основе тибетского циклического календаря. В центре - имитация четырехугольного отверстия. Интересно, что надпись на "китайской" стороне читается нетрадиционно - не "сверху вниз справа налево", а в "тибетском" направлении - "сверху вниз слева направо".

    Идеальной семьей в древние времена считалось пять сыновей и две дочери. Таким образом, эта ножевая монета ценилась как очарование, которое, надеюсь, принесло бы семье много мужских потомков. Монета имеет длину 5 мм. Верхнее кольцо имеет диаметр 28 мм, а нижний нож имеет максимальный диаметр 15 мм.

    Над квадратной дырой находится «благоприятное облако». Эта монета имеет диаметр 6 мм и вес 5 граммов. Несколько веков от конца Хань до объединения Китая под династией Суй был периодом повторяющихся гражданских войн и социальных потрясений. Диаметр монеты составляет 26 мм, а вес - 0 грамм.

    Прямое типологическое влияние традиционных китайских цяней прослеживается не только в монетном деле ближайших соседей (Япония, Вьетнам, Корея, государства Восточного Туркестана), но и в более отдаленных регионах. Активное освоение китайскими поселенцами территорий стран Юго-Восточной Азии нашло свое отражение в тех монетах и монетовидных выпусках, которые имели хождение в этих государствах. С XV в. известны свинцовые, оловянные и латунные жетоны - подражания цяням в коммунах китайских торговцев на территории Малайзии , Явы и Индонезии (). Эта традиция была даже перенесена на официальные выпуски ряда государств, например, в султанате Келантан выпускались оловяные питис по форме китайских цяней и с арабскими легендами (). Фарфоровые игральные жетоны азартных домов (один из основных бизнесов китайской диаспоры в Таиланде в XVIII-XIX вв.) во многочисленных своих разновидностях имитируют металлические цяни (). Магические амулеты Явы , самые старые из которых датируются XIII в. , имеют ту же самую форму, что и китайские монеты () - и традиция эта сохранялась до XX в. ().



    Эта монета была выпущена в 319 году во время правления короля Ше Ле Королевства Чжао династии Восточного Цзинь. Надпись, написанная в печать, читает фэн-хуо, которая переводится как «монета изобилия». В то время считалось, что наличие этой монеты приведет к большому богатству, которое в результате принесло ему прозвище «наличные деньги».

    Диаметр монеты составляет 25 мм, а вес - 4 грамма.

    Справа от квадратного отверстия находится так называемое «благоприятное облако». Опять же, это обычная циркулирующая монета, которая имеет очарование. Это лицевая сторона монеты. Монета диаметром 24 мм и весит 6 грамм.

    Из представленного краткого обзора видно, насколько обширна, как во временном, так и в пространственном измерении, распространенность китайского типа литой монеты. История круглой монеты с квадратным отверстием началась в Китае в конце периода "Борющихся царств" (475-221 гг. до н.э.) с выпуска в царстве Янь монеты с девизом Мин Дао . В самом Китае последней монетой этого типа была Минь Го Тун Бао ("обращающаяся драгоценность Республики "), выпущенная в завершающий период перехода от литья к машинной чеканке монет в 1912-1914 гг. Распространение китайского типа за пределы империи началось в начале нашей эры с северо-западных границ Китая (государства Восточного Туркестана и Средней Азии), далее - Япония, Вьетнам, Корея, Юго-Восточная Азия, Тибет. Самые поздние выпуски литых цяней китайского типа, участвовавшие в денежном обращении, по-видимому, были во Вьетнаме, вплоть до 1945 г. Но данная монетная форма продолжает свою жизнь, правда, уже не в виде официальных выпусков, а в виде жетонов самого различного назначения, памятных серебряных и золотых монет, выпускаемых официальными монетными дворами Китая и Японии, монетовидных амулетов современного изготовления и сувениров для туристов.

    Эта монета также относится к династии Тан. Обратная сторона имеет китайский характер для «юга» над квадратным отверстием. Символ «один» находится ниже отверстия. Эта монета необычна тем, что имеет два дополнительных символа. Слева от отверстия находится полумесяц с точкой.

    Эта свинцовая монета имеет диаметр 20 мм и вес 3 грамма. Чонг имеет значение «возвышенного» и «поклонения». Нин может перевести как «спокойный» и «мирный».

    Кто-то, за последние 900 лет, взял эту монету с надписью, передающей ощущение «возвышенного», «поклонения» и «спокойного», и выгравировал картину на спине.

    Литература

    1. Воробьев М.В. "К вопросу определения древних китайских монет "5 шу" ("ушуцянь") ", "Эпиграфика Востока", т.XX, 1971, c.15-28.
    2. Dong Qingxuan , Jiang Qixiang Xinkiang Numismatics , Hong Kong, 1991 {XN}
    3. "Очерки истории Китая ", под ред. Шан Юэ, М., 1959.
    4. Cribb, J. "The Sino-Kharosthi Coins of Khotan. Their Attribution and Relevance to Kushan Chronology ", part 1, "The Numismatic Chronicle", v.144, London, 1984, pp.128-152; part 2, NC, v.145, London, 1985, pp.136-149.
    5. Воробьев М.В. "К вопросу определения древних китайских монет "кайюань тунбао ", "Эпиграфика Востока", т.XV, 1963, c.124-146.
    6. Смирнова О.И. "Сводный каталог согдийских монет. Бронза", М., 1981. {Смирнова}
    7. Francois, T. "Les Monnies de Boquq Qaghan des Ouighours (795-808) ", in:Turcica, vol.30, 1998, pp. 263-278.
    8. Настич В.Н. "Монетные находки из Казахстана и Киргизии ", Вторая всесоюзная нумизматическая конференция, Москва, 1987, стр.52-53.
    9. Ивочкина Н.В. "Медь в денежном обращении чжурчженьского государства Цзинь (1115-1234 гг.) ", Труды Государственного Эрмитажа, XII, Ленинград, 1971, с.37-48.
    10. Munro, N.G. "Coins of Japan ", Yokohama, 1902, repr.1962.
    11. "The catalog of Japanese coins and bank notes ", published by Japan Numismatic Dealers Association, Tokyo, 1997.
    12. Mandel, E.J. "Cast coinage of Korea ", Racine (USA), 1972. {Mandel}
    13. Krause C.L. , Mishler C. "Standard Catalog of World Coins, 1701-1800 ", Krause Publications, 2 nd ed., 1997. {KM}
    14. Krause C.L. , Mishler C. "Standard Catalog of World Coins, 1801-1900 ", Krause Publications, 2 nd ed., 1998. {KM}
    15. Kann, E. "Illustrated Catalog of Chinese Coins (Gold, Silver, Nickel and Aluminium) ", Hongkong, 1954. {Kann}
    16. Singh, S. "The Encyclopaedia of the coins of Malaysia, Singapore and Brunei. 1400-1967 ", 2 nd edition, 1996, Kuala Lumpur, Malaysia, 604 pages. {SS}
    17. Ramsden, H.A. "Siamese porcelain and other tokens ", Yokohama, 1911; in "Siamese coins and tokens. An anthology ", London, 1977.
    18. Cribb, J. "Magic coins of Java, Bali and the Malay Peninsula ", 1999, London. {JC}
    19. Дин Фубао , "Ли Дай Гу Цянь Ту Шо ", 1940, переиздана в 1996 с комментариями Ма Динсяна, на кит.языке. {Дин}
    Иллюстрации
  • Для просмотра в увеличенном масштабе нажмите на изображение монеты.
  • В тексте использованы китайские иероглифы из этимологической базы данных "Вавилонская башня" (
  • Статья из книги "Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет." А.А. Щелоков, М. 2007

    Тсю, пу и цянь

    Считается, что монеты как средство платежа появились в Малой Азии. Письменные источники и богатые материалы археологических изысканий свидетельствуют, что первые металлические деньги зазвенели в Лидии. Затем, на рубеже VIII—VII веков до нашей эры, их стали чеканить на острове Эгина. К началу VI века они уже переходили из рук в руки на рынках многих греческих государств-городов. Однако и древние китайские монеты по праву являются современниками малоазийских. Хотя монетная система здесь заметно отличалась от античной как по материалу, так и по форме. Античные монеты делались из золота и серебра, китайские изготавливались из бронзы.

    История возникновения и развития китайских денег наглядно демонстрирует общемировые закономерности. Первыми посредниками в товарном обмене стали ракушки каури, игравшие роль примитивных монет. Красивые раковины, похожие на искусные изделия из фарфора, поначалу использовались в качестве украшений, а потому очень высоко ценились. Это и придало им внутреннюю стоимость, которая обеспечивала равноценность обмена.

    Именно ракушки на заре китайской цивилизации породили иероглиф «бэй», который в самом древнем его начертании выглядел схематическим изображением брюхоногого моллюска в раковине.

    Сделаем небольшое отступление. Мы, европейцы, часто удивляемся сложности китайской письменностии недоумеваем, почему ее не пытаются упростить или реформировать. Все дело в том, что в Китае, где на протяжении веков сосуществовали десятки языков,; множество наречий и диалектов, объединяющим началом служило не слово, а иероглиф — символ, обозначающий предмет или понятие.

    Слева — иероглиф «бэй» в древнем начертании. Справа — в таком виде он входит в современные слова, связанные с торговлей, ценой, богатством.

    Как бы ни звучало на огромной территории слово «нож» или «лопата», люди легко узнают его смысл в определенных иероглифах. Газету, изданную в Пекине, свободно читают в разных регионах, произнося названия иероглифов на свой лад. Там, где два гражданина Китая не могут объясниться устно, они передадут друг другу записки и поймут их содержание. А если перевести китайскую письменность на буквенный или слоговой алфавит, то нарушится письменная связь языков и культур огромной страны.

    Каждый из нас встречал пиктограммы — примитивные рисунки, которые объясняют назначение арен, помещений или стадионов на крупных международных спортивных соревнованиях. Это своеобразные иероглифы, которые помогают ориентироваться в чужой стране с незнакомым языком. Запрети употребление пиктограмм, замени их надписями, и вы поймете, что испытали бы китайцы, лишившиеся своего традиционного письма.

    Символ бэй входит во многие иероглифы, с которыми жители Китая сталкиваются повседневно: цена, товар, торговля, покупки.

    По мере расширения масштабов торговли внутри страны ракушек каури, которые привозили в Китай с Мальдивских островов, стало не хватать. Поэтому их копии начали вытачивать из камня, а позднее — отливать из бронзы.

    Что же покупали ремесленники на базарах? В первую очередь продукты, будь то дары моря или земли. Рыбаки и земледельцы приобретали у ремесленников лопаты, мотыги, ножи, топоры, рыболовные крючки... Естественно, что символы всеобщего эквивалента изначально имели форму миниатюрных ножей, прясел, мотыг, колокольчиков. Широкое распространение этих предметов, сделанных путем примитивного литья, фиксируется со второй половины второго тысячелетия до нашей эры.

    Впрочем, сам металлургический процесс в Китае находился уже тогда на высоком уровне. Сперва мастер вырезал углубленную форму нужного предмета в куске известняка. Затем выравнивал плоскость разреза и подгонял вторую часть «изложницы» к первой. Потом обе части складывали, скрепляли, прорезали желобки для расплава. Отливку зачищали от заусенцев, придавали ей товарный вид, и монета была готова.

    Интересна такая деталь: для разных уделов государства были характерны свои типы монет-вещей. Так, в уделе Ци мастера предпочитали лить ножи (тао), в уделах Цинь, Чжао, Янь — мотыги (пу). В уделе Чу обращались монеты в виде музыкальных инструментов.

    Со временем монеты приобрели форму круглых дисков с круглым или квадратным отверстием посередине. Квадратные отверстия постепенно стали характерной особенностью китайских монет. Кроме того, на каждой монете указывался ее вес, ставилась метка (иероглиф) монетного двора и знак «бэй», чтобы все знали — это деньги.

    Не стоит думать, что предметы-деньги на этапе формирования рыночных отношений были свойственны только Китаю. Еще Гомер писал, что деньги-топоры вручались в виде призов победителям соревнований. В девяностых годах прошлого века вблизи немецкого города Галле совершенно случайно обнаружили клад. Его составляли бронзовые бруски, отлитые в виде топориков.

    Круглая китайская монета цянь с отверстием в центре впервые упомянута в летописных источниках в 947 году до нашей эры. Считается, что ее форма обязана своему происхождению кольцу, которое в то время все еще выступало в качестве менового предмета (русское название цяня — чох, английское — cash).

    Самые первые цяни имели круглое отверстие. Монеты нанизывали на шнурок, образуя связки по 100 штук. Десять связок именовались дяо или гуаню.

    На бронзовых монетах помещали иероглифы, обозначающие номинал и сообщавшие название монетного двора.

    Где-то в VI веке до нашей эры, в эпоху, когда в Греции появилась серебряная драхма, китайцы начали делать отверстие в центре монеты квадратным.

    Император Цинь Шихуанди (259—210 годы до нашей эры) внес в жизнь Китая много нового. Он начал строительство Великой китайской стены и занялся реформированием денежной системы. В частности, приказал унифицировать вес монет и одновременно изъять из обращения все примитивные знаки обмена: каури, черепашьи щиты и т.п. Единственной монетой в Империи стала круглая бронзовая монета с квадратным отверстием в центре и надписью «пол-ляна». Лян, служивший в те времена мерой веса, равнялся 35—38 граммам.

    Войны, которые приходилось вести Китаю, не позволили унифицированной монете сохранить свою покупательную способность. И уже в начале первого тысячелетия нашей эры император Ван Ман (9—24 годы) разрешил восстановить в обращении ракушки каури, черепашьи щиты и деньги-предметы.

    В царстве Южное Сун (502—556 годы) появились и чугунные монеты номиналом в 5 шу, но они имели в два раза меньшую покупательную способность, нежели ли бронзовые деньги того же достоинства (позже в обращении находились только литые чугунные монеты). При этом вывоз этих денег за пределы страны был запрещен. Законодатели стремились предотвратить использование железа для изготовления оружия, ведь из монет получались неплохие наконечники дротиков, стрел, пик, да и ножи. А если учесть, что весовая стоимость железа на рынке равнялась монетному весу, то такое сырье было вполне рентабельным.

    До 1889 года монетным металлом в Китае служила исключительно бронза. Бронзовые монеты были удобны для ремесленников, ведущих розничную торговлю, но постепенно становились тормозом для развития крупного бизнеса. Представьте, что на сумму, примерно равную одному доллару, приходилось передавать с рук на руки почти 1,8 килограмма бронзовых монет.

    Чтобы преодолеть эти затруднения, стали выпускать серебряные слитки разной массы. Точная дата их появления в денежной системе Китая не установлена. Наиболее широко слитки применялись в обращении в середине XIX — начале XX веков. В 1935 году правительство запретило их использование, заменив слитки серебряными монетами и банкнотами.

    По своей форме серебряные слитки походили на примитивные лодочки или корытца. Русские на Дальнем Востоке именовали их «ямбы». Англичане называют их инготс (ingots) — слитки, бруски, а также монетами-корабликами (boat money) и монетами-башмачками (shoe money), поскольку по форме они напоминали «шу » (башмачки). В самом Китае слитки в разных местах именовали по-разному: юань-пяо, вень-ян и т.д. На дне ямбов ставились клейма, гарантировавшие точность веса и пробу металла.

    Слитки-ямбы различались по массе, пределы которой строго выдерживались и номинировались в таэлях. Ямб в 1/2 таэля весил примерно 19 граммов, 1 таэль — 38, 10 — 380, 50 таэлей — 925 граммов. Существовали и другие промежуточные номинации ямбов, что обеспечивало удобство пользования ими.

    Сталкиваясь с надписями, выполненными на восточных монетах иероглифами, коллекционер нередко испытывает трудности в определении места их производства. Не претендуя на всеобъемлющее раскрытие методов нумизматического анализа (это дело опыта, знаний, умения пользоваться справочниками и каталогами), обозначим лишь некоторые отправные точки для возможного «опознания» монеты.

    На монетах Чосон — Страны утренней свежести — Кореи присутствует иероглиф «бо». Вглядитесь, и вы увидите на нем черты уже знакомого нам знака каури.

    На монетах Японии — в том или ином виде присутствует изображение многолепестковой розетки (так называемый мон). Этот древний символ империи в виде красного диска до сих пор изображает солнце на государственном флаге страны.

    Кроме того, в начертании иероглифа «иена», обозначающего японскую денежную единицу, опять же нетрудно угадать черты стилизованной раковины каури.

    Современные монеты Китайской Народной Республики определяет присутствие иероглифа джун (середина)

    Джун-го, Джун-хуа — «Срединное государство», «Срединный цветок» — самоназвание Китая. Запомнить ключевой иероглиф достаточно просто — это прямоугольник, разделенный вертикальной линией пополам.

    Бронзовые монеты с квадратными отверстиями находились в Китае в обращении до конца XIX века, установив своеобразный рекорд долгожительства формы, избранной на заре зарождения денег. Более того, эта форма определила внешний вид монет в сопредельных с Китаем государствах. В Японии деньги с квадратным отверстием носили название мон, в Корее — чон, во Вьетнаме — ван.