Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • В поисках вдохновения: как музыка влияет на работу. В поисках вдохновения

    В поисках вдохновения: как музыка влияет на работу. В поисках вдохновения

    Немного предыстории. Гений Гауди

    Несколько лет назад я впервые посетила Барселону, где поняла, что всю жизнь недооценивала творчество Гауди. Этот человек был не то чтобы гением, он был романтиком, способным тонко чувствовать окружающий мир и проецировать его на свои работы. И это удивительно! Его дома и парки очень ярко отображают природу и животный мир. Их краски, уникальность форм, игру света.
    Саграда Фамилия - это лес, наполненный воздухом, высокими стволами деревьев и тишиной, которую дополняют разнообразные цвета, отражающиеся в витражах на окнах. Дом Бальо снаружи - сказочный дракон, пораженный мечом. Внутри - водопад, бесшумно стекающий по стенам коридора, потолки и лампы в форме цветов, окна в форме деревьев…

    Удивительно, насколько здания Гауди вписываются в окутывающую их природу. В них тепло и уютно как в домике в лесу или на берегу моря. И если Гауди удалось передать всю красоту окружающего мира в своей работе архитектора, то почему мы не можем сделать тоже самое с интерфейсами?

    Метод 1. Использовать ассоциации

    Средства: листок бумаги, карандаш и тишина

    В одном из проектов передо мной встала задача нарисовать интерфейс приложения для радио классической музыки. Что меня очень обрадовало, ведь я сама страстный поклонник классики. Но открыв рабочий редактор, я поняла, что не знаю, с чего начать. В голове множество идей, мыслей, эмоций, все они мечутся внутри, с бешенной скоростью сменяя друг друга, я не успевала зацепиться ни за одну из них, хотя бы на мгновение уловить, поймать…

    Как и многие дизайнеры в такой момент, я полезла в интернет. Смотреть аналогичные приложения, кто что рисует, создаёт. И довольно быстро я поняла, что всё это не то. Скучно, однообразно, без эмоций.

    Я сделала несколько глубоких вдохов и выдохов, разогнала все лишние мысли и подумала: «А что значит классика для меня?» . Бетховен, Бах, Эйнауди, Каччапалья, Шопен… Я включила подборку произведений разных композиторов, взяла листок с ручкой, надела наушники и закрыла глаза, погружаясь в музыку и записывая свои эмоции:
    1. Воздух. Много воздуха и пространства.
    2. Жизнь. Ощущение жизни. Сердечный ритм, движение.
    3. Лёгкость, воздушность, невесомость.
    4. Слова. Беззвучные. Так много слов, которые хочется сказать, но музыка делает это лучше.

    После чего начала анализировать и связывать между собой слова на листке. И вот оно: птицы! Колибри! Нечто живое с крыльями и перьями, символизирующими лёгкость и воздушность. А на фоне дымчатое небо, затянутое белыми облаками или туманом - символ воздуха и простора.

    Идём в гугл. Ищем птичку. Выбираем из неё цвета, корректируя их под «чистые» оттенки, хорошо отображающиеся на разных мониторах. Довольно быстро я получила первый концепт приложения.

    Я показала его коллегам. Они отметили, что им всё нравится, но.. (да, то самое «но») . На их взгляд приложение получилось довольно холодным. Эмоционально холодным.

    На следующий день, взглянув свежим взглядом на макет, я поняла, что они правы. Я влюбилась в цвета птички, совершенно не подумав о том, что это не классика. Это не скрипка, не виолончель и не фортепиано. Это нечто бездушное, без тёплых эмоций.

    И что я сделала? Правильно! Полезла в гугл и нашла другую птичку. :) Которая на этот раз идеально легла на интерфейс. К слову, даже сейчас, спустя годы, это приложение - одно из моих любимых. :)

    А тягу к «словам» я решила обыграть в сплэш-экранах. Идея была в том, что при каждом входе в приложение показывается рандомная красивая цитата о музыке, потом она размывается, и на её месте появляется плеер.

    Метод 2. Войти в роль целевой аудитории

    Средства: эмоции и ощущения

    Пример. Сервис - спортивное сообщество для горожан. Где люди могут объединяться по районам или видам спорта в совместные тренировки, устраивать матчи или соревнования с ребятами из других районов, и так далее.

    Мне хотелось создать нечто своё. Я знала, чем спорт был для меня и именно это мне и хотелось отразить в приложении. К тому же, тогда был очень популярен только что появившийся Material Design. Все приложения под андроид были однотипными: светлый и чистый фон, яркие элементы. Material во многом мне нравится, но спорт - это иное, это эмоции. Поэтому я решила несколько от него отойти.

    В голову пришли картинки движения. Толпы людей в движении. Вода, пот, брызги. Испанские танцы. Резкость. Страсть. Красный цвет! Боль. Кровь. Мышцы. Облака. Туманность. Видимым остаётся только движение, а скука рутинных тренировок и желание побить рекорд уходят на второй план. Тёмный цвет. Фокус. Сила. Суровость.

    Я просто начала всё это смешивать в один образ и так родилось оно:

    Метод 3. Быть как Гауди

    Средства: природа

    В конце 2014 года передо мной поставили задачу нарисовать приложение социальной сети для рыбаков (да, вы не ослышались) . Изучая конкурентов и рынок, я довольно быстро поняла, что большинство приложений старенькие, страшненькие и не шибко удобные.

    Но! Я снова не знала, с чего начать. Я никогда не увлекалась рыбалкой. А значит, в этой теме я, по сути, полный профан.

    И тут мне в голову пришёл Гауди - человек, находивший вдохновение в природе. Так почему бы не попробовать? Как правило, рыбалка в России ассоциируется с озером или прудом, лесом, деревянными лодками, рыбками… Я вспомнила, как в одном океанариуме сфотографировала рыбку, очаровавшую меня своей формой и цветами, и нашла тот снимок (рыбка, кстати, с прикольным названием «мандаринка») .

    Абсолютно не заморачиваясь, я просто размыла фото на фоне под углом. Интерфейс поверх картинки лёг сам собой. Лёгкий, подчёркивающий цвета фона, но не перекрывающий их. Я хотела, чтобы приложение словно погружало в воду, в мир рыб. Отлично дополнял эту картинку эффект света, падающего сверху вниз под водой и играющий бликами лёгких волн.

    Концепт заказчику зашёл с первого раза. :)

    Метод 4. Фотографируй всё, что нравится

    Средства: город, природа, люди

    У меня есть старая привычка: фотографировать дома, небо, животных, витрины магазинов, растения и т.д. В природе и городах довольно часто встречаются необычные формы, красивые сочетания цветов, которых хочется запомнить. Научите себя останавливаться и запоминать или изучать то, что привлекло ваше внимание. Возможно, стоит даже завести отдельную папку на компьютере или телефоне, к которой вы будете обращаться в моменты творческого кризиса.

    Этот метод отлично работает. Для дизайнера совершенно нормально находиться в ситуации, когда цвета не стыкуются, никак не удаётся подобрать подходящий оттенок или цвет. И тогда в одном случае я могу вспомнить яркий бело-серо-оранжевый дом, который видела лет 5 назад на окраине какого-то города. А в другом - обратиться к полевым цветам или к оттенкам неба.

    На одном из проектов я почти неделю не могла подобрать цвет, так что решила заняться другими делами, оставив эту проблему на потом. Наконец элементы интерфейса были готовы, оставалось только раскрасить макет. Сроки сдачи концепта заказчику уже начинали подходить к концу, а у меня всё ещё не было цветовой гаммы.

    И вот как-то вечером мы с другом поехали на велосипедах к заливу. Над нашими головами город тихонько погружался в закат, окрашивая небо в различные оттенки синего. Местами тёмный-тёмный цвет, насыщенный и сочный. А местами - ещё нежный, чуть тёплый голубой оттенок чистого неба. Всего два цвета создали такой сильный и красивый контраст, от которого невозможно было оторвать взгляд. И я поняла - вот оно! Вот моё приложение! Снаружи ещё светлое, как чистое голубое небо. Позитивное и располагающее к действиям. Но чем дальше, тем глубже погружаешься в тёмную синеву, фокусирующую пользователя на самом важном.

    Художник ищет вдохновения во всем. В звездах, цветах, улыбках, любви. Ему тоже нужно его найти. Нужно. Его менеджер, уже в который раз, говорит ему, что его картины потеряли свет, что они наводят тоску, а черно-белый пейзаж лишен его души. Что же делать, если его нет? Если ни одно движение судьбы не отражается в его сердце. Все эти люди, с их проблемами, неудачами, заурядным мышлением, вводят его в депрессию. А девушкам от него нужны только деньги. А любовь за деньги не сильно внесет свет в его картины. Он устал. Устал от жизни, от менеджера, который постоянно что-то хочет от него. Устал от себя, от своих идей. Осталось только одно желание. Забыться. Не помнить ничего. Уснуть. Он встал и пошел к знакомому, который обещал достать веронал. Пара таблеток, и ты погружаешься в сон, нет сновидений, людей, боли, 16 часов забытия. Но на встречу пришел не знакомый, а девушка, его дочь, создание лет семнадцати. Она с отвращением отдала ему таблетки. Он, испытывая чувство вины, взял их и быстро спрятал. Достал деньги, но она отказалась, сказала, что он рассчитается с ее отцом, а она не хочет иметь с ним ничего общего. А потом, посмотрев ему в глаза, спросила, действительно ли жизнь такая отвратительная, что нужно во сне ждать смерти. Он не знал, что ей ответить. Девушка развернулась и ушла. Он не выпел таблетки. Пришел, взял кисть, начал рисовать. На мольберте появился ангел с грустными глазами и каплей света в душе. Художник начал возрождаться. Он искал эту девушку. Знал, что она может вернуть его к жизни. Ее глаза были полны чистоты, любви, света. Он искал ее всюду. В лучах солнца, в отражении ручья, в цветах, во всем. Она становилась его вдохновением. Его любовью. Он искал встречи с ней, но она избегла его. И вот однажды она улыбнулась ему, мир как будто перевернулся для художника. Ее улыбка, ее взгляд единственное, что интересовало его, она и его любовь, его вдохновение. Они общались постоянно, непрерывно, иногда просто сидели рядышком на берегу и молчали, но одно ее присутствие наполняло его сердце радостным трепетом, которое отдавалось в движении кистью. Он опять рисовал. Рисовал так, как никогда в жизни, она учила его жить, жить каждое мгновение, радоваться восходящему солнцу, каплям дождя, пению птиц. О Боже! Он опять слышит, как поют птицы. Она учила его жить. Любить жизнь, а он любил ее. Всем сердцем, каждой частичкой своей души. Она хотела, чтобы он ее нарисовал, но для него важно было, чтобы любовался нее только он. Он не хотел делить ее ни с кем. Она его любовь, его жизнь, его вдохновение. Но судьба постоянно испытывает человека. Она отбирает то, чем дорожишь больше всего на свете. Она забрала ее. Просто взяла и оборвала ее жизнь,… они прогуливались по парку, машина, пьяный водитель, крутой поворот, она оттолкнула его и отдала судьбе себя,…она умерла. У него на руках. Что-то скатилось по щеке. Слезы. Он никогда не плакал. А теперь плачет. Как она могла умереть? Любовь не умирает. Она не может умереть! Она принадлежит ему. Он смотрел на кровь на своих руках. На распростертую девушку на дороге. На перевернутую машину. Подбежал полицейский. Собрались люди. Вызвали врача. Ему нужно осмотреть тело. Какое тело? Это любовь, его любовь. Она там лежит. Его любовь, его мечта, его вдохновение. Он оттолкнул врача, кто-то пытался его остановить, а он бежал к ней, он не хотел и не мог ее отпустить. Она принадлежит ему. Она не умрет. Она не может умереть…
    Он пришел домой. Пустота в квартире, но не в сердце. В сердце боль, отчаяние, одиночество. Он увидел чистый холст. И начал рисовать. Он выливал красками свою любовь и боль, отчаяние и вдохновение. Он рисовал любовь. Рисовал свою жизнь, рисовал ее. Дни сменяли ночи. Вечный круговорот времени. Но он не замечал ничего. Он рисовал. Ушла боль. Она осталась на картине. Каплю за каплей он передавал свою любовь. Он отдал все. А потом в опустошении опустился на пол. Он долго смотрел на картину. Черные, красные, белые краски все смешалось. Ангел и демон, рай и ад, свет и тьма, все в одной картине, под названием «Любовь». А завтра новый день. Новые мечты. Кто-то зажжет свет. Он станет опять знаменитым. Эта картина вернет ему славу и признание. У него будет все. Но не будет ее, не будет любви. На столе все тот же веронал. Он не принимал его с момента встречи с ней. Всего лишь две таблетки и забыться. Сон, долгожданный сон. Он смотрел на свою ладонь и вспоминал ее улыбку, ее глаза, ее голос, а что если взять четыре? Что тогда? Пара часов ада и он рядом с ней? Он взял семь. Ее любимое число. Через какое-то время пришел менеджер, он нашел художника. Сердце не остановилось, оно хотело жить. Ощущалось слабое дыхание. А на лице был улыбка, странная, горькая улыбка, щеки еще были влажные от недавних слез. Менеджер подбежал к телефону. Нужно вызвать врача и попытаться разбудить художника. Возможно, его еще можно спасти. Вдруг он увидел картину. Затаив дыхание, он смотрел на холст. Сердце забилось сильнее. Ужас, восхищение, страх и отвращение, любовь – все сразу стало заполнять его. Эта картина наполняла его. Проникала в самую глубь сознания. Он хотел дотронуться до нее, но отдернул руку как от огня. Тут он понял, что не слышит дыхание художника. Тот умер. Умерла его любовь, но осталась картина, в которой заключена его душа. Менеджер положил трубку. Не дотрагиваясь до картины, завернул ее в одеяло, и вышел, никто его больше не видел, как и картины.
    Говорят, что эта картина, стоит в Лувре, что сотни людей ежедневно смотрят на нее и в тот же миг их охватывают неизвестные им до этого чувства, они забывают обо всем. Кто-то сказал, что эта картина в Ватикане, что она запрещена папой, как рассадник зла, порока, невежества и страсти. Никто не знает правды. Она хорошо спрятана. И лишь иногда, в объятиях любимого человека, когда ты забываешь о времени, пространстве, когда остается только любовь, ты можешь увидеть ее, картину неизвестного художника, который искал вдохновение, а осознал смысл любви.

    У всех они свои. Лично для меня это книги, которые я читаю, мой личный опыт и понимание того, что я могу всегда что-то изменить в себе и в окружающем мире. А еще меня вдохновляют страхи. Они мотивируют двигаться дальше, открывать новые горизонты, преодолевать себя. Ведь по большому счету главные источники вдохновения не вокруг, а внутри нас. Окружение - это лишь отражение нашего внутреннего мира. Поэтому не плывите по течению, а ищите место, где можете развиваться, самореализовываться, где ваши таланты будут востребованы.

    Переключайтесь

    Можно помыть посуду, а можно побегать, поплавать или побить боксерскую грушу (я так часто делаю). Когда вы отвлекаетесь на простое физическое действие, вы видите действительность без лишних деталей. Именно в этот момент к вам может прийти вдохновение, вы можете придумать что-то новое и интересное.

    Учитесь новому

    Смотрите вокруг, не переставайте учиться и наберитесь терпения. Вдохновение - это момент, когда кажется, что стоит вдохнуть, и все случится само собой. На самом деле любой проект требует времени, тщательности и внимания. Если чувствуете, что «перегорели» и ничего не получается, значит, пришло время отправиться за другим опытом. Можно попробовать выучить новый язык или сменить сферу деятельности - возможно, она станет вашим призванием, или вы вернетесь к прежнему занятию, осознав, что оно было делом вашей жизни.

    Организуйте утро правильно

    Утро - самый продуктивный период, поэтому важно начинать заниматься делами еще до первого кофе. С утра можно ответить на письма, которые пришли вечером, или доделать то, что не успели выполнить вечером в офисе. Обычно утром все получается проще и быстрее. Разумно еще перед сном решить, чем займетесь после пробуждения.

    Я придумываю важные вопросы ночью, а утром приходят ответы. Это может случиться во время пробежки или приготовления полезного завтрака. Утром самое главное - не торопиться, прислушиваться к себе, получать удовольствие от каждой минуты, движения и даже мысли.

    Планируйте день

    Заведите мини-блокнот и каждый день утром на отрывном листе пишите список из 5 обязательных дел. Иногда это может быть непросто, но этот ритуал успокаивает и настраивает на продуктивный день. Выделите несколько временных интервалов на работу с почтой и мессенджерами. Не старайтесь всем отвечать оперативно - некоторые вопросы могут подождать. Иначе ваш день превратится в сплошную переписку. Вечером старайтесь отключаться: смотрите кино, готовьте ужин, читайте.

    Позволяйте себе лениться

    Паузы - очень важный элемент продуктивной работы. Если вы замучаете себя делами, вдохновение к вам точно не придет. В субботу можно позволить себе не делать ничего вообще и даже не думать. Пустая голова - никаких мыслей. В воскресенье можно прибраться и сходить на плавание, например. Любая физическая нагрузка отлично упорядочивает мысли. Когда все время занято работой, теряется свежесть восприятия. Нет ничего плохого в том, чтобы поставить дело на паузу и вернуться чуть позже - увидите много нового, исправите ошибки.

    Ставьте промежуточные цели

    Однажды мы с подругой бежали 10 км. Она бежала всю дистанцию в одном темпе, а я меняла скорость: первые 500 м бежала очень быстро, вторые - очень медленно. До пятого километра я еле дожила, а потом открылось второе дыхание. Поставьте себе промежуточную цель. Ее легче и быстрее достичь, и эта «маленькая победа» поможет идти дальше с новыми силами.

    Занимайтесь спортом

    Любая физическая активность возвращает нас к себе, помогает победить стресс. Даже простая дыхательная гимнастика. А еще есть такое психологическое упражнение: нырните под воду и вынырните новым человеком. А потом сделайте еще несколько повторов.

    Создайте свою атмосферу

    Есть люди, которые не могут творить в условиях офиса. А есть те, которые, наоборот, не могут сосредоточиться дома. Им нужна другая атмосфера - стол, компьютер, рабочее место. Подумайте, какой вариант вам ближе.

    Работайте в команде

    У всех людей разный опыт, и не стоит упускать возможность перенять его. Работа в команде дает возможность совершить взаимовыгодный обмен знаниями. Используйте этот шанс.

    Набирайтесь опыта

    В искусствоведении есть такое понятие - «насмотренность». Ты не можешь считаться специалистом и профессионалом, пока через твои руки не пройдет определенное количество произведений. Насмотренность - это опыт работы с разными категориями. Любое новое задание, даже самое банальное, - это возможность увеличить свою насмотренность, которая в свое время позволит добиться большего.

    Придумайте свои ритуалы

    Например, когда нужно переключиться, просто откройте любую книгу и прочитайте две страницы. Отвечайте на почту под музыку. Или начинайте день с планирования 5 важных дел. Ритуалы у всех свои.

    Одним нужна полная тишина, другие не могут приступить к рабочему процессу без чашки кофе, третьи же обожают работать под музыку.

    Исследователи из Нидерландов и Австралии во главе с Симоной Риттер (Simone Ritter) и Сэмом Фергюсоном (Sam Ferguson) решили выяснить, действительно ли музыка способна улучшить продуктивность, а также какие мелодии являются самыми подходящими для этого. Может показаться, что выбор музыки – это дело вкуса и личных предпочтений, но оказалось, что не вся музыка одинаково полезна.

    В эксперименте, проведенном учеными, приняли участие 155 добровольцев. Все они были разделены на 5 групп. Участники четырех из них должны были выполнять тестовые задания, предложенные учеными, под разную музыку, а тем, кто вошел в пятую группу, предложили справляться с ними в полной тишине. В ходе тестов участникам приходилось как генерировать новые идеи, так и выбирать лучший способ решения той или иной проблемы.

    Оказалось, что позитивная, веселая музыка (в качестве образца такой музыки выступали «Времена года» Антонио Вивальди) способствовала большей креативности – участники, работавшие под музыку, придумали больше оригинальных идей, чем те, которые творили в тишине. Тревожные или такого эффекта не вызывали.

    Впрочем, музыкальное сопровождение влияло лишь на креативность, не оказывая никакого влияния на конвергентное мышление. Это значит, что с важными решениями и серьезными задачами, возможно, все-таки стоит разбираться в спокойной тихой обстановке.

    Объясняя, с чем связан подобный эффект, Ирва Йарвеля (Irma Järvelä) из Университета Хельсинки (University of Helsinki) предполагает, что веселые мелодии способствовали выработке дофамина, нейромедиатора, связанного с чувством удовольствия. Увеличение его концентрации также связывают с повышением креативности и работоспособности.

    О том, что музыка действительно может оказаться полезной для рабочего процесса, свидетельствует и тот факт, что хирурги, оперирующие под любимые мелодии, делают более аккуратные разрезы и швы.

    Ученые из Университета Техаса пришли к выводу, что музыка может не только способствовать снятию стресса, но и положительно влиять на технику оперирующего врача. В эксперименте принимали участие 15 хирургов. Всех их просили наложить швы на разрезы, сделанные на поверхности свиной ноги. В один день врачи накладывали швы под музыку, а в другой – в тишине. Сами участники исследования о цели эксперимента не знали, а их работу оценивали независимые эксперты, которые ничего не знали об условиях испытания. Оказалось, что скорость наложения швов под музыку возрастала на 7-10%, качество работы, выполненной с музыкальным сопровождением, также оказалось выше.

    Если мы опустошены, нам нечего отдавать, то и работа не идет. И можно сколько угодно сидеть, уставившись на пустой лист. Пока не будет энергии, не будет и вдохновения. Отсутствие сил для работы у нас возникает в моменты плохого настроения, эмоциональной и физической усталости. Словом, когда в нашей жизни что-то не так, то и творчество стоит на месте.

    Другой вариант творческого кризиса - состояние эмоционального ступора. Когда есть проблема, но никак не можешь найти решение. Или устал от ежедневной рутины, от бесконечных «должен» и хочется бросить все, уехать так далеко, чтоб никто не трогал.

    Творческий отпуск

    Хорошо тем свободным художникам, чья работа не ограничена сроками. Они могут позволить себе «переждать» временное отсутствие идей. Иногда для этого достаточно просто принять все как есть, взять небольшой тайм-аут и верить, что муза скоро вернется. А чтобы сократить ожидание, а заодно и наполниться новыми впечатлениями, дающими новые идеи, получить новый заряд творческих сил, можно отправиться в путешествие или хотя бы сходить на выставку, в музей, в театр, в кино.

    Кому-то помогает переключение на другой вид деятельности. Например, на генеральную уборку или ремонт в квартире. Мозг отвлекается от бесконечного поиска идей, такая передышка идет ему на пользу. Можно заняться благоустройством дачного участка или записаться волонтером в какой-нибудь благотворительный фонд. Новые дела могут привести вас к новым открытиям и стать источником вдохновения.

    Ну а если причина творческого кризиса кроется в какой-то тяжелой душевной травме или вызвана страхом потерпеть неудачу, не суметь превзойти свои же или чужие творения? Тогда лучше обратиться за помощью к психологу. Хорошей специалист за несколько сеансов вернет вам музу и радость жизни.

    Суп из топора

    Ну а если нет возможности неделями вынашивать идею нового творения и нужно буквально к утру сдать работу - написать бизнес-план или научную статью? Как быстро найти нужные мысли? Над этим вопросом бьются все творческие люди. И у каждого свой рецепт.

    Но есть несколько универсальных советов, возможно один из них подойдет и вам.