Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация. Презентация М.Горький "Старуха Изергиль" презентация к уроку по литературе на тему. Композиция произведения-рассказ с обрамлением

    История создания старуха изергиль максима горького презентация. Презентация М.Горький

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль "

    Если только для себя, то зачем ты? М. Горький

    Романтизм Возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью,изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    Композиция рассказа «Старуха Изергиль » Первая часть – легенда о Ларре Вторая часть – Жизнь Изергиль Третья часть – Легенда о Данко

    Легенда о Ларре

    Экспозиция (литературоведение) - часть произведения, которая рассказывает о действующих лицах и действиях (предшествует и запускает начало развёртывания единиц структуры произведения)

    Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? В чем суть конфликта людей и Ларры? «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. В чем трагедия бессмертия Ларры?

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. Гордость – Чувство собственного достоинства, самоуважения. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня - непомерная гордость.

    Легенда о Данко

    Портретная характеристика, детали и их функции. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

    Жизнь Изергиль

    Герой Данко Антигерой Ларра Старуха Изергиль Позиция героини Позиция автора

    Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? На что обречена Изергиль в конце жизни?

    Домашнее задание Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.


    Тип урока: урок-размышление. Урок был проведён мною 12 декабря 2016 года в 10 классе экономического профиля старшей школы № 2 города Капана. На уроке присутствовали администрация школы и коллеги по работе - учителя иностранных языков (русского, английского и немецкого). Успешному проведению урока и его высокой эффективности способствовало то, что предварительно с ними была проведена дополнительная работа - не по заучиванию «своих слов», а по ознакомлению с писателем, его произведением, героями. Дома ими самостоятельно прослушивалась рекомендованная мною аудиозапись рассказа «Старуха Изергиль». Знакомились они и с другими дополнительными текстовыми материалами из Интернета по теме урока. Поэтому на уроке учащиеся активно выступали, размышляли вслух, дискутировали по проблемным вопросам, подобранным нами для всех групп. Консультации по всем вопросам были организованы мною в основном во внеурочное время по современным видам связи - мобильным телефонам и электронной почте. По мобильному и сетевому телефону, в частности, отрабатывалось правильное произношение учащихся: ведь русский - не их родной язык. На примере Ларры и Данко в течение урока они рассказывали, размышляли, полемизировали на тему гниения и горения. Всеми единодушно было выбрано горение как форма жизни. Надеюсь, что учащимся на всю жизнь запомнится этот урок о самом главном - о смысле жизни человека.

    Просмотр содержимого документа
    «Открытый урок. Тема: «Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль»»

    Разработка урока по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

    Составила Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы

    ПЛАН УРОКА (подробный)

    Тема урока :
    Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».
    Тип урока: урок - размышление
    Методы : беседа, частично-поисковый
    Форма работы:
    Оборудование урока:


    Приёмы:

    Цели уроков:
    Обучающая :
    - проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев
    - сопоставить главных героев легенд
    Развивающая:
    - развить навыки логического мышления
    - развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.
    - развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив.
    - сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
    Воспитательная:
    - воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.
    - воспитывать ответственность за свои поступки
    - формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

    ХОД УРОКА

    СТАДИЯ ВЫЗОВА

    Слово учителя:

    Древнегреческий философ Диоген
    (около 400 - около 325 гг. до н.э.),
    который жил в бочке, днём ходил по людным местам Афин с зажжённым фонарём.

    На все недоумённые вопросы
    «зачем ему днём фонарь?»,
    отвечал кратко:
    «Ищу человека...»
    - Так кого же искал Диоген?
    - А что имел в виду Диоген,
    говоря о поиске человека?

    Эпиграф к уроку:
    Жизнь – не тающая свеча.
    Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
    Бернард Шоу (1856 - 1950),
    англ. драматург и публицист.

    Над чем заставляют задуматься слова Шоу?

    С помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче?

    Формулирование темы урока учениками.

    Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем исследовать?
    - Что есть человек?
    - Каким должен быть человек?

    В чём же смысл человеческой жизни?

    СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
    - А начнём мы с вами с небольшой разминки на тренажёре SMART Notebook.
    (Приложение 2)

    Цель работы: используя данные слова, охарактеризовать героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (16 слов).
    При необходимости прокомментировать.

    Свой рассказ великий русский писатель М. Горький написал, когда ему было 27 лет. Его, как человека с активной жизненной позицией, всегда волновал вопрос: каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
    В своём романтическом рассказе «Старуха Изергиль», воспевающем красоту подвига, он представил две модели поведения человека,
    две философии, две концепции жизни: Ларры и Данко.

    2. Прежде чем мы приступим к анализу легенд, давайте послушаем выступления групп и вспомним сюжеты легенд.
    Параллельно с этим, слушая пересказ учащихся, представители от групп,
    чьи имена написаны на конвертах, попробуют вместе выполнить задания
    и постараются прокомментировать свой выбор.

    Групповая работа по карточкам:
    группа «Ларра» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде о Данко;
    группа «Аналитики» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде
    о Ларре;
    группа «Данко» определяет, кому принадлежит цитата и пробует объяснить одну из них.

    Пересказ легенды о Ларре.

    Пересказ легенды о Данко.

    3 . Аналитическая беседа .
    Коллективный поиск решения проблемы. Беседа по содержанию.
    Сопоставление образов Данко и Ларры.
    (В ходе нашего обсуждения группа аналитиков обобщит сказанное вами в виде таблицы.)

    Критерии

    а) Портрет: Говорят, глаза – зеркало души. Какими были глаза у Ларры и Данко?

    б) Отношение к людям;

    в) Понимание гордости.
    Старуха Изергиль называет обоих «гордыми» - и Ларру, и Данко.
    В каком значении употреблён эпитет «гордый»?

    г) Поведение героев в момент суда (конфликт героя и толпы)

    д) Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
    Включить фрагмент видеоролика («Горящее сердце Данко»)

    е) Напрасна ли смерть Данко? Может, зря прожита его жизнь?

    ё) Почему осторожный человек не обошёл сердце Данко, а наступил
    на него? Чего он испугался?

    ж) Как сложилась судьба героев?
    Чем обернулось бессмертие для Ларры и Данко?
    Во что они превратились?

    з) Нужны ли людям подвиги? Почему?

    Слушаем выступление аналитиков: Сопоставление образов Данко и Ларры.

    СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

    СЛАЙД две формы жизни: гниение и горение (по Горькому)

    А что предпочитаете вы? Почему?
    - Поднимите руки те, кто выбирает гниение (горение). Почему?



    РЕФЛЕКСИЯ
    Я попросила вас принести фотографии людей, которых вы считаете героями.
    Давайте мы прикрепим их фотографии на постер «Вечная слава героям!» (Приложение 3)
    - Что объединяет всех этих людей?

    Возврат к эпиграфу.

    Пусть наша жизнь будет вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому и изменять к лучшему мир вокруг.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (трёхуровневое)
    1-й уровень. Изложение по тексту легенды о Данко.
    2-й уровень. Сочинение-миниатюра о герое.
    3-й уровень. «Данко нашего времени. Кто он?» (сочинение)

    ОЦЕНИВАНИЕ:
    Формирующее оценивание работы групп.

    ПЛАН УРОКА (краткий )

    в 10 классе экономического профиля
    Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы
    старшая школа № 2 г. Капана Сюникской области РА

    Тема урока : Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».

    Тип урока:
    урок - размышление

    Методы
    : беседа, частично-поисковый

    Форма работы:
    индивидуальная, фронтальная, групповая

    Оборудование урока:
    презентация к уроку, SMART Notebook «Ларра и Данко»,
    видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки, постер.

    Приёмы:
    «Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»

    ХОД УРОКА

    ()

    СТАДИЯ ВЫЗОВА
    1. Проблемный вопрос (поиск ответа в группе).
    2.Приём «Говорящий эпиграф».
    3. Формулирование темы урока.

    СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
    1. Разминка на тренажёре СМАРТ
    2. Пересказ легенд участниками двух групп, представляющих Ларру и Данко
    3. Работа с карточками, содержащими цитаты из текста
    4. Аналитическая беседа. Сопоставление образов Данко и Ларры
    5. Видеофрагмент («Горящее сердце Данко»)
    6. Заполнение таблицы и её представление группой аналитиков.

    СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
    Две формы жизни: гниение и горение

    РЕФЛЕКСИЯ
    Постер с горящим сердцем в руке с фотографиями героев (Приложение 3).


    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    (трёхуровневое)

    ОЦЕНИВАНИЕ

    Приложения для учителя .

    Приложение 1. Распределение учебного времени на уроке.

    Разминка на тренажёре в SMART Notebook

    Слово учителя

    Легенда о Ларре

    Легенда о Данко

    Опрос «слабых» учащихся

    Слайд 2

    Цель урока.

    Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» Проанализировать легенды о Ларре и Данко Сопоставить главных героев легенд. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

    Слайд 3

    «Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас... Что же делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им. …Он не борется больше, а только приспосабливается.» М. Горький

    Слайд 4

    Пафос

    Эмоциональный настрой, страсть,пронизывающая произведение.

    Слайд 5

    Романтизм

    Творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    Слайд 6

    Романтическое произведение

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Композиция произведения-рассказ с обрамлением

    Легенда о Ларре Рассказ о жизни старухи Изергиль Легенда о Данко

    Слайд 11

    Слайд 12

    Карточка №1 Ларра-отверженный, изгнанный

    Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.Высокое мнение о себе. Гордыня – непомер-ная гордость.

    Слайд 13

    Карточка №2

    Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum - неделимое) - мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значениеличности, личную независимость. Эгои́зм (от лат. ego - «я») - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм

    Слайд 14

    Слайд 15

    « Данко- один из тех молодых людей, молодой красавец»

    Слайд 16

    Слайд 17

    Карточка №3

    Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

    Слайд 18

    Ларра и Данко

    антиидеал индивидуа-листическое мировоззре-ние эгоист романтиче-ский идеал гуманисти-ческое мировоззре-ние альтруист

    Cлайд 1

    Романтический рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895. В канву этого произведения вплетены легенды о гордом и жестоком юноше Ларре, отвергнутым даже самой смертью, и благородном Данко, вырвавшем из собственной груди сердце во имя спасения других людей. Романтизм – направление в искусстве конца XVIII-XIXвв., возникшее в противовес классицизму. Романтикам свойственны неприятие действительности, стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора, крайний индивидуализм.

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Библейские мотивы Консерватизм сознания КОНСЕРВАТОР (от лат. conservator - охранитель), 1) приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований. 2) В Великобритании и ряде других государств член Консервативной партии. Разочарование ПРОРОКИ – такие святые люди, которые, по внушению Святого Духа, прорекали (т.е. предсказывали) будущее, особенно о Спасителе; возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса.

    Cлайд 4

    Бегство Моисея Моисей вырос при царском дворе, но он знал, что он еврей и любил свой народ. Однажды он заступился за еврея, которого немилосердно бил надсмотрщик, и убил египтянина. Об этом стало известно и Моисею пришлось бежать в другую страну. Призвание Моисея Однажды Моисей пас стада у горы Хорив. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Так (в виде огненного куста) Бог явился Моисею и повелел вывести народ еврейский из Египта. При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен (т.е. заикался), Господь дал ему в помощь брата его Аарона, чтобы он говорил вместо него. Детство Моисея В то время двум благочестивым людям Господь даровал мальчика. Три месяца мать прятала его от египтян. А потом она сплела корзинку, просмолила и спрятала в камышах. Сестра мальчика осталась присматривать за ним. Младенца нашла дочь фараона, которая пришла искупаться. Она пожалела ребенка, велела вскормить мальчика, а когда он вырастит, привести его во дворец. Теперь никто не мог причинить зла ребенку. Так Господь спас младенца. Когда мальчик подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, любила и воспитывала как сына. Она назвала его Моисей, что значит: вынутый из воды.

    Cлайд 5

    Моисей и Аарон передали сначала волю Божию старейшинам народа израильского, а потом пошли к фараону и от имени Божия потребовали, чтобы он отпустил евреев. Но фараон разгневался и велел еще сильнее угнетать евреев. Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на египтян 10 казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон отпустил еврейский народ. Эти бедствия не касались евреев. После десятой казни фараон отпустил евреев.

    Cлайд 6

    Cлайд 7

    Cлайд 8

    В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко? Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах- выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение. Моисей во всём опирается на помощь Бога, потому что исполняет Его волю. Господь вмешивается, когда видит, что люди его ослушались: наказывает израильтян, только после испытаний выводит на путь к обещанной земле обетованной. Данко сам вызывается спасти людей, ему никто не помогает, он сам сумел сплотить и повести дальше охваченных злобой людей.

    Cлайд 9

    Значение сюжетных несовпадений легенд. Найти в рассказе Горького объяснение главной причины, почему сильные люди «не могли пойти биться насмерть» с врагами. Насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперёд? Люди консервативны, оправдывают свою нерешительность и безответственность перед поколениями тем, что они вынуждены бездействовать ради сохранения для них «заветов». Как в пути складывались отношения между Данко и толпой? Почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? Почему они «стали роптать на Данко»? Почему люди в «гневе обрушились на Данко»? Какие чувства испытывает Данко к людям? Как проявляют себя люди по отношению к герою?

    Cлайд 10

    Настроение толпы объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера в то, что Данко один справится с возможными трудностями. В раздражении толпа, ранее поклонявшаяся Данко, теперь разочарована. Им кажется, что он даже в чём-то уступает многим(«молодой и неопытный»). Данко, «который шёл впереди их»,вызывал раздражение, так как «стыдно было сознаться в бессилии». И снова люди лгут себе: «стали они упрекать его в неумении управлять ими». Данко: «вы только шли», «вы шли, как стадо овец», «в его сердце вскипело негодование», «но от жалости к людям оно погасло», «вспыхнуло огнём желания спасти их». Данко сумел усмирить свою гордыню. Чувство любви к миру и людям в нём победило. Он умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью. «радостные и полные надежд…не заметили смерти…»Данко, не осознали, какой ценой смельчак добился того, что они пришли «на свободную землю». Они ещё переживают свои испытания в пути, в них ещё живы прежние страхи. Поэтому «один осторожный человек…наступает на гордое сердце ногой…» Но со временем народ воздаёт должное своим героям: «голубые искры» памяти о них живут в его сознании вечно.

    Романтический пафос и суровая правда в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

    Слайд 2

    Раннее творчество М. Горького идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

    Слайд 3

    Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).

    Слайд 4

    В произведениях раннего периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.

    Слайд 5

    Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.

    Слайд 6

    В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море...»).

    Слайд 7

    Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.

    Слайд 8

    Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа «Старуха Изергиль» вы можете отметить? Повествование Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями. Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.

    Слайд 9

    Из чего «складывается» образ Ларры? Ларра – сын земной женщины и орла. Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.

    Слайд 10

    Из чего «складывается» образ Ларры? Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула... а мне было нужно ее я один... я не поклонюсь никому в жизни... ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Чистякова Ольга. Эгоизм

    Слайд 11

    Из чего «складывается» образ Ларры? Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.

    Слайд 12

    Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».

    Слайд 13

    В чем привлекательность образа Данко? В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество. От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.

    Слайд 14

    В чем привлекательность образа Данко? «Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то и пошли за ним, что «верили в него».

    Слайд 15

    В чем привлекательность образа Данко? Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы. Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

    Слайд 16

    В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».

    Слайд 17

    В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.

    Слайд 18

    В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

    Слайд 19

    В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».

    © 2005-2017, HOCHU.UA