Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Русский язык и мы Интересные презентации по русскому языку
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • Государственные и международные стандарты и системы качества. Преимущества международных стандартов

    Государственные и международные стандарты и системы качества. Преимущества международных стандартов

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет "Управление"

    Заочное отделение

    Специальность "Менеджмент"


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине "Управление качеством"

    По теме: "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ"


    Научный руководитель: к. э. н., доцент к. менеджмента Ботош Н.Н.

    Исполнитель: студентка группы 4410 М.М. Попова


    Сыктывкар 2011


    Введение

    1. Международные стандарты

    1.1 Понятие, цели, задачи

    2.1 ISO-9000 в России

    Заключение

    Введение


    В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

    Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.

    Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.

    Целью работы является определение уровня внедрения международных стандартов на российских предприятиях.

    Объектом исследования в данной работе выступает система международных стандартов.

    Предмет исследования - стандарт серии ISO.

    1. Международные стандарты


    1.1 Понятие, цели, задачи


    Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

    Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

    Цели международной стандартизации:

    .сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

    2.обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

    .содействие международной торговле;

    .содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

    Основными задачами стандартизации являются:

    .установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

    2.развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

    .обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

    .разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

    .принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

    .формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

    .создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

    Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.


    1.2 Виды и положения международных стандартов


    Можно выделить следующие виды стандартов:

    .Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться „другие стандарты.

    2.Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

    3.Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы <#"justify">Положения могут носить методический или описательный характер.

    Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".

    Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

    Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.


    1.3 Международный стандарт "серия ISO-9000"


    Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.

    В 1987 году Организация приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

    Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический комитет 176" (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

    Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

    Вторая версия стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В основном она повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов.

    Третья версия международных стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г. Стандарт ISO 9001: 2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:

    .ISO 9000: 2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

    2.ISO 9001: 2000 Система менеджмента качества. Требования.

    .ISO 9004: 2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

    .ISO 19011: 2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

    .ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

    В 2008 году была принята и введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты содержат разъяснения терминов и уточнение требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире, подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира.

    В настоящее время утверждена и введена в действие серия национальных стандартов в области качества:

    .ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

    2.ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

    .ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 находится в стадии пересмотра и официальной публикации новой версии)

    Российские государственные стандарты в области качества введены в действие с ноября 2009 года (Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии № 470-ст от 18 декабря 2008 года). Текст стандартов аутентичен международным.

    Одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли.

    2. Международные стандарты в России


    2.1 ISO-9000 в России


    В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки, причем не только с сырьем, но и со сложной многокомпонентной продукцией. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

    Однако существует ряд проблем по внедрению стандартов ISO семейства 9000 на российских предприятиях.

    Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ISO 9001 весьма консервативны.

    Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

    Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

    Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

    Любой специалист упомянет, что есть и еще одна проблема, которая не могла не возникнуть в России - торговля сертификатами. В этом обвиняются и местные органы сертификации, и международные бренды. Правда, в последнем случае речь идет, скорее всего, о недостаточно скрупулезной сертификации - вряд ли международные компании опустятся до банальной торговли документами.

    Так же наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ISO 9000.

    Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ISO 9000 - это "жить по правилам, которые помогают жить лучше".

    В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

    Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества - это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

    Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ISO 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.


    2.2 ISO-9001 на ОАО "Газпром"


    В 2006 году ОАО "Газпром" ввело в действие комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества "СТО Газпром серии 9000". В основе комплекса корпоративных стандартов лежат международные стандарты ИСО серии 9000, с некоторыми дополнениями, учитывающими требования национальных и отраслевых нормативных документов.

    Цели внедрения комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000:

    .повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг поставщиков ОАО "Газпром";

    2.повышение результативности и эффективности деятельности поставщиков ОАО "Газпром" во всей цепи поставок. Оптимизация взаимодействия всех участников отраслевой кооперации;

    .создание в рамках конкурентной рыночной среды условий, устанавливающих приоритетность интересов потребителя в лице ОАО "Газпром" и обеспечивающих его гарантии в получении продукции требуемого качества;

    .создание процедур и механизмов объективной оценки выполнения организациями-поставщиками требований стандартов как со стороны ОАО "Газпром", так и со стороны органов по сертификации;

    Стандарт ОАО "Газпром" на системы менеджмента качества СТО Газпром 9001 устанавливает совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

    В соответствии с положениями статей 13 и 17 Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" стандарт имеет статус стандарта организации, Стандарт СТО Газпром 9001 разработан в следующих целях:

    .более полного удовлетворения требований потребителей (как непосредственных, так и конечных) по всей цени поставок;

    2.повышения эффективности деятельности поставщиков в интересах потребителей и в своих собственных интересах;

    .создания механизмов объективной оценки функционирования систем менеджмента качества организаций второй и третьей сторонами.

    Общие положения СТО Газпром 9001-2006 (Часть I.)

    Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

    Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

    Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.

    При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001]

    Совместимость с другими системами менеджмента.

    международный стандарт качество национальный

    Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

    Настоящий стандарт ее содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему (ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001

    Настоящий стандарт также включает отдельные требования в области менеджмента охраны окружающей среды, менеджмента рисков и безопасности, финансового менеджмента.

    Область применения.

    Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

    а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию" отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

    б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

    Настоящий стандарт совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2000) определяет требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

    Стандарт содержит общие требования, применимые ко всем организациям независимо от вида деятельности и поставляемой продукции.

    Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставок.

    Специальные требования ОАО "Газпром" изложены в стандарте СТО Газпром 9001 - Часть II.

    СТО Газпром 9001-2006 (части I и II) - это, по сути дела, описание модели требуемого ОАО "Газпром" уровня организации бизнеса на всех этапах жизненного цикла продукта. Фактически, с вводом комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000 ОАО "Газпром" предложил своим партнерам такие правила, при соблюдении которых риск выпуска некачественной продукции был бы сведен к минимуму.

    Те, кто эти правила принял, имеют реальный шанс попасть в элитный клуб поставщиков ОАО "Газпром". Своеобразным "входным" билетом послужит сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО Газпром 9001-2006.

    Наличие сертификата СТО Газпром 9001 будет полезно предприятию по двум причинам:

    Наличие сертификата дает предприятию статус одобренного поставщика Газпрома, то есть практически гарантирует получение выгодных контрактов. ОАО "Газпром" имеет разветвлённую сеть дочерних компаний, поставщиков, проектных и строительных компаний. В настоящее время ОАО "Газпром" реализует множество, проектов, в том числе и заграничных.

    Наличие сертификата позволяет с помощью специализированной консалтинговой фирмы проанализировать работу его системы менеджмента качества и определить те пути, по которым её надо дорабатывать, достраивать на соответствие требованиям СТО Газпром и это может быть средством для организации бизнеса как несущая доход модернизация системы управления.

    Заключение


    В данной контрольной работе была рассмотрена системе международных стандартов и их особенности внедрения на российских предприятиях.

    Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

    Один из важнейших инструментов для решения этой задачи - разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами ISO 9000.

    Что может дать отечественному производителю получение сертификата соответствия международным стандартам ISO серии 9000?

    В первую очередь выход на международный уровень и признание на международной арене. Повышение эффективности и конкурентоспособности. А так же улучшение качества продукции.

    Но, помимо этого существуют и ряд проблем по внедрению международных стандартов: бюрократические разногласия, торговля сертификатами, противоречие культурных основ.

    Однако, несмотря на эти сложности все же уже есть российские предприятия, которые получили сертификат соответствия международным стандартам. Одной из такой компании является ОАО "Газпром", которой внедрение международного стандарта дало улучшение признания на международной арене и возможность реализации заграничных проектов.

    Список использованной литературы


    1.История международных стандартов качества ISO (ИСО) серии 9000 - Сайт Центр сертификации ISO - http://www.iso-centr.ru/iso_standards/

    2.Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях. - Денис Дьяконов, - Сайт Консалтинговая группа БИГ-Петербург - http://www.big. spb.ru/publications/bigspb/qualiti/problem_iso_russia. shtml

    Сертификация СТО ГАЗПРОМ 9001-2006 -

    СТО Газпром 9001-2006 (Часть I и II) -

    5.ISO 9000 - Российские компании включились в борьбу за качество ISO 9000. - // Коммерсантъ -


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.

    Международные стандарты

    Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:

    • здравоохранение;
    • атомная энергетика, радиационная безопасность;
    • противопожарная защита;
    • метрология;
    • энергетика;
    • электрическое и электронное оборудование;
    • охрана окружающей среды;
    • машинное оборудование;
    • обработка информации;
    • материалы;
    • обеспечение и оценка качества и другие.
    • ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
    • IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
    • ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.

    Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается, что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

    Директивы Евросоюза

    В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.

    СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.

    Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.

    Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.

    Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).

    Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств - членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином - директивы Евросоюза.

    При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.

    Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.

    На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.

    Международные стандарты и ГОСТы

    Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.

    Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

    Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

    Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

    Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:

    • IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
    • MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
    • NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.

    Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

    • принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
    • принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

    Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

    Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

    Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.

    Международные стандарты требований по сертификации системы управления организации — их сила и слабость.

    В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

    Современная доктрина достижения требуемых параметров функционирования организации основана на создании эффективной структуры, системы управления и методов работы такой организации. Именно обеспечив эти требования, можно c достаточной степенью уверенности гарантировать, что выпускаемая продукция довольно длительный срок будет отвечать требованиям заказчика, она будет поставлена в срок и без дефектов. Это основное стратегическое отличие новой системы достижения эффективности от старой, которая определяла это подтверждение определением параметров выпущенной продукции, то есть оценка деятельности по конечному результату . Проще говоря, новая модель делает упор на систему, производящую продукцию, а старая модель — на саму продукцию.

    Понятно, что создав современную, эффективную, адаптивную организацию, мы гарантировано будем получать от нее конкурентоспособную продукцию длительный срок, пользующуюся высоким спросом потребителей. Но здесь возникает основной вопрос, определяющий силу и одновременно слабость новой модели. Как определить, что организация современная, эффективная, адаптивная и т.д. ?

    В старой модели все было понятно и просто. Берем на выбор образцы продукции организации и проверяем их на соответствие требованиям нормативных документов. Соответствуют, значит, организация работает хорошо, она современная, эффективная, адаптивная и т.д.

    В настоящее время наиболее хорошо известны следующие международные стандарты требований по сертификации:

    • Стандарты серии ИСО 9000, определяющие требования по системе менеджмента качества
    • Стандарт OHSAS 18001, определяющий требования системы охраны здоровья и безопасности труда.
    • Стандарты серии ИСО 14000 , определяющие требования по системе экологической безопасности.
    • Стандарт SA 8000 — требования социальной ответственности.

    Все эти стандарты имеют общие черты — это добровольность применения, универсальность, то есть применение в любой организации по роду деятельности, размерам, форме собственности. В последнее время наметилась отчетливая тенденция совместного применения этих стандартов, то есть создания интегрированного менеджмента организации, которая выполняла бы требования этих стандартов.

    Выделим общие методологические принципы функционирования требований этих стандартов.

    1. Все действия организации должны быть расписаны в соответствующей документации, эта документация должна быть доступна, удобна и понятна для работника, своевременно обновляться. Каждый работник должен знать свою документацию, ее содержание и применять эту информацию в своей работе.

    2. Руководство организации является ведущим элементом внедрения требований, оно должно личным примером вести за собой подчиненных, должно быть самым заинтересованным лицом в проводимых начинаниях.

    3. Структура организации должна полностью отвечать требованиям наиболее эффективного проведения мероприятий по внедрению требований стандартов.

    4. Действия по улучшению деятельности организации должны проводится постоянно, они должны быть адекватными существующей на данный момент ситуации, и по возможности работать на опережение.

    Как уже говорилось, все перечисленные стандарты универсальны в применении. Отсюда, приведенные в них требования выражены в общих словах и трактоваться могут по разному. Приведем цитаты из наиболее распространенного стандарта ИСО 9001.«Там, где какое-либо требование(я) настоящего стандарта не может быть применено ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение». «Документация может быть в любой форме или на любом носителе». Понятно, что такие требования могут пониматься по разному аудиторами, это зависит от их опыта, квалификации, уровня требований и т.д. Универсальность и неопределенность требований этих международных стандартов вынуждает разработчиков разрабатывать собственные отраслевые международные стандарты, учитывающие специфические требования и более конкретные — TL 9000 (требования в сфере телекоммуникаций), AS 9100 (требования в аэрокосмической области), QS 9000 (требования в сфере автомобилестроения), ИСО 22000 (пищевое производство). Можно не сомневаться, что в ближайшее время появятся стандарты и для других отраслей.

    Структура требований всех стандартов примерно одинакова. Обычно она имеет 4 уровня. 1 уровень — это политика организации, то есть ее манифест, в котором в общих чертах выражается цель к которой необходимо стремиться. 2 уровень — это руководство, документ в котором показаны основные направления работы, взаимосвязь, обязанности и компетентность подразделений организации, существующих документов. 3 уровень — процедуры, в этих документах описываются основные бизнес-процессы организации, то есть главные определяющие достижение заявленных целей технологические процессы. 4 уровень — рабочие документы, это документы непосредственно исполнителей, которые описывают их текущие повседневные обязанности и действия — это должностные инструкции, маршрутные и технологические карты, инструкции по эксплуатации, нормативные документы, стандарты организации и т.д.

    Например, стандарт ИСО 9001 .

    1. Политика по качеству.

    2. Руководство по качеству. Разделы: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла; измерения, анализ, улучшения.

    3. Процедуры. Управление документацией, управление записями по качеству, проведение внутренних аудитов, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия, предупреждающие действия.

    4. Рабочие документы.

    Стандарт OHSAS 18001 .

    1. Политика по охране здоровья и безопасности труда.

    2. Программы менеджмента по охране здоровья и безопасности труда.

    3. Процедуры. Планирование, внедрение и функционирование, проверочные и корректирующие действия.

    4. Рабочие инструкции и планы.

    Выполнение требований данных стандартов должно привести к созданию в организации эффективной системы управления и структуры. Так должно быть, но бывает не всегда. Почему? Потому что достаточно трудно понять и описать, что такое эффективная структура и система управления. Эти вещи достаточно индивидуальны и эксклюзивны для каждой организации, зависят от работников, личности руководителя, рода деятельности, ситуации на рынке сбыта и т.п. Это показатель комплексный, трудно выражаемый в конкретных единицах измерения, который может быстро изменяться в зависимости от ситуации и т.п.

    По этой же причине очень сложной задачей является сертификация организации по выполнению требований стандартов и доказательства своего уровня, удовлетворяющего заявленным требованиям.

    Этот момент является самым слабым звеном сертификации на право получения сертификата, соответствующего международным требованиям.

    Любая сертификация — это действие по изучению объекта на соответствие его определенным требованиям, описанным в соответствующем нормативном документе, проводимое независимым компетентным уполномоченным органом.

    Основные требования стандарта по созданию эффективной структуры и системы управления достаточно трудно проверить, поэтому упор делается на проверку выполнений формальных требований, создания документации. Причем упор делается именно на это. Здесь происходит переход на старую давно отработанную систему оценки по конечному продукту. Смотрим, что написано в нормативном документе и проверяем, есть ли это в реальности. Понятно, что проверить эффективность системы организации достаточно сложно, поэтому просто смотрим, есть ли у нее документы, описанные в стандарте. А вот как эти документы работают, пользуются ими исполнители, их полезность проверить и понять довольно сложно и это требует много времени и очень высокой квалификации аудиторов.

    Для преодоления этого свойства стандартов требуется новый подход к аудиту, необходимо изучать организацию в динамике, ее работу, а не наличие бумаг в отделах. Следует отметить, что в стандарте по аудиту системы качества ИСО 10011 (казахстанский аналог — СТ РК 3.15) имеется анкета — вопросник, которую должна изучить сертифицируемая организация и ответить на ее вопросы, но эти вопросы достаточно обтекаемы и не конкретны, что создает возможность опять же довольно широко трактовать уровень состояния системы качества на предприятии.

    Также в стандарте ИСО 9001 достаточно размыто говорится о технологии и оборудовании, инфраструктуре. Новая доктрина достижения качества ставит на первый план работника, его желание и возможность делать качественную работу. Это правильно, но наличие современного оборудования и технологии тоже не стоит снимать со счетов. Но в требованиях стандарта об этом говорится как-то мимоходом, что позволяет получить сертификат соответствия организации, не владеющей передовыми технологиями и современным оборудованием. Здесь можно вспомнить случай, что в Алматы на одном предприятии, получившем сертификат ИСО 9000, обвалился потолок одного цеха, который был построен в 1943 г. и ни разу после этого капитально не ремонтированного.

    О недостатках международных стандартов, особенно серии ИСО 9000, уже много говорилось и писалось, эта проблема возникла не сегодня. И вряд ли ее будет возможно решить в ближайшее время, а может она не будет решена никогда. Вот, что сказал один из разработчиков современной теории менеджмента качества Д. Джуран: «У меня накопилось немало сомнений относительно стандартов ИСО 9000, и мне кажется, что существует значительный риск того, что, невзирая на все вложенные в эти стандарты усилия и на всю их пропаганду со стороны органов по стандартизации и обществ по качеству, заработавших большие деньги за участие в этой работе, вся затея потерпит большую неудачу. Компании обнаружат, что нет никаких оснований тратить деньги на поддержание сертификатов соответствия этим стандартам, которые не обеспечивают им лидерства в области качества » («Д. Джуран: два века качества» (интервью с др. Д. Джураном): Пер. с англ. // «Европейское качество». 1999 год. Т. 6. № 2. С. 57.). Количество организаций имеющих сертификат системы качества серии ИСО 9000, постоянно растет, сейчас их количество достигло 800 000, только в Китае таких организаций более 140 000. Достаточно хорошо видна тенденция уменьшения авторитета такого сертификата, это естественно: когда сертификат есть почти у всех, его ценность падает. Понятно, что не все организации, получившие сертификат, имеют реальную систему менеджмента качества, по данным российского журнала «Стандарты и качество» в России таковых не более 10%.

    Возникает вопрос: «Как решить этот вопрос? Стоит ли развивать эти стандарты?». Ответ однозначен: «Стоит».

    Но для подъема статуса международных сертификатов, повышения их авторитета необходимо решить основную задачу: главный принцип — сертификат получают для потребителя, потребитель должен иметь ясный знак, что он получает товар надлежащего качества. Пока будут существовать другие мотивы получения сертификата, сертификация не может гарантировать наличие реальной системы менеджмента качества. Какие же это мотивы:

    1. Руководство организации в основном озабочено, чтобы хорошо выглядеть перед вышестоящим начальством. Интересы потребителя для него второстепенны.

    2. Иметь сертификат престижно, это как новая иностранная игрушка.

    3. Партнер по бизнесу в обязательном порядке требует наличие сертификата, причем сертификат должен быть показан в самое ближайшее время.

    Эти мотивы сами по себе не являются плохими, они являются дополнительными, но если они становятся главными доминирующими, то в этом случае сертификат соответствия может превратиться в обычную бумагу.

    Государственные, европейские и международные стандарты

    ГОСТ 2.701-84 ЕСКД Схемы, виды и типы. Общие требования к выполнению.

    ГОСТ 3.1103-84 ЕСТД. Основные положения.

    ГОСТ 8.009-84 ГСИ Нормируемые метрологические характеристики средств измерений.

    ГОСТ 8.016-84 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерения плоского угла.

    ГОСТ 8.019-84 ГСИ. Государственный специальный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений тангенса угла потерь.

    ГОСТ 8.021-84 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная первичная схема для средств измерения массы.

    ГОСТ 8.022-91 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы постоянного электрического тока.

    ГОСТ 8.023-90 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений световых величин непрерывного и импульсного излучения.

    ГОСТ 8.027-89 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электродвижущей силы и постоянного напряжения.

    ГОСТ 8.028-86 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электрического сопротивления.

    ГОСТ 8.029-80 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений индуктивности.

    ГОСТ 8.050-73 ГСИ. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений.

    ГОСТ 8.051-81 ГСИ. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм.

    ГОСТ 8.057-80 ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Основные положения.

    ГОСТ 8.061-80 ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и построение.

    ГОСТ 8.065-85 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений силы.

    ГОСТ 8.109-83 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений коэффициента амплитудной модуляции высокочастотных колебаний.

    ГОСТ 8.129-99 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений времени и частоты.

    ГОСТ 8.132-74 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы тока 0,04-300 А в диапазоне 0,1-300 МГц.

    ГОСТ 8.144-75 ГСИ. Государственный специальный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений магнитной индукции в диапазоне 0,05-2 Тл.

    ГОСТ 8.157-75 ГСИ. Шкалы температурные практические.

    ГОСТ 8.188-85 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений магнитной индукции в диапазоне 0,1 - 10 Тл.

    ГОСТ 8.207-76 ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения.

    ГОСТ 8.256-77 ГСИ. Нормирование и определение динамических характеристик аналоговых средств измерения. Основные положения.

    ГОСТ 8.268-77 ГСИ. Методика выполнения измерений при определении и статических магнитных характеристик магнитотвердых материалов.

    ГОСТ 8.310-90 ГСИ. Государственная служба стандартных справочных данных. Основные положения.

    ГОСТ 8.315-97 ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения.

    ГОСТ 8.371-80 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электрической емкости.

    ГОСТ 8.372-80 ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Порядок разработки, утверждения, регистрации, хранения и применения.

    ГОСТ 8.377-80 ГСИ. Материалы магнитомягкие. Методики выполнения измерений при определении статических магнитных характеристик.

    ГОСТ 8.381-80 ГСИ. Эталоны. Способы выражения погрешностей.

    ГОСТ 8.395-80 ГСИ. Нормальные условия измерений при поверке Общие требования.

    ГОСТ 8.401-80 ГСИ. Классы точности средств измерений. Общие требования.

    ГОСТ 8.417-81 ГСИ. Единицы физических величин.

    ГОСТ 8.498-98 ГСИ. Государственный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений электрической добротности.

    ГОСТ 8.508-84 ГСИ. Метрологические характеристики средств измерения и точностные характеристики. Раздел III. СЕРТИФИКАЦИЯ Глава 13. Деятельность органов по сертификации и лабораторийстики средств автоматизации ГСП. Общие методы оценки и контроля.

    ГОСТ 8.525-85 ГСИ. Установки высшей точности для воспроизведения единиц физических величин. Порядок разработки, аттестации регистрации, хранения и применения.

    ГОСТ 8.532-85 ГСИ. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Порядок межлабораторной аттестации.

    ГОСТ 5.558-93 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения температуры.

    ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

    ГОСТ 12.1 – ГОСТ 12.4 Серия системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

    ГОСТ 14.201-83 ЕСТПП. Общие правила обеспечения технологичности конструкции изделия.

    ГОСТ 26.201.1-94. Система КАМАК. Организация и требования к магистрали.

    ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения.

    ГОСТ 1954-82 Меры электродвижущей силы. Элементы нормальные. Общие технические условия.

    ГОСТ 2875-88. Меры плоского угла призматические. Общие технические условия.

    ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

    ГОСТ 8026-92. Линейки поверочные. Технические условия.

    ГОСТ 8032-84. Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

    ГОСТ 9038-90. Меры длины концевые плоскопараллельные Технические условия.

    ГОСТ 9378-93. Образцы шероховатости поверхности (сравнения) Общие технические условия.

    ГОСТ 10905-86. Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

    ГОСТ 12635-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 10 Гц до 1 МГц.

    ГОСТ 12636-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 1 до 200 МГц.

    ГОСТ 12637-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 200 до 2000 МГц.

    ГОСТ 12997-84. Изделия ГСП. Общие технические условия.

    ГОСТ 13033-84 ГСП. Приборы и средства автоматизации электрические аналоговые. Общие технические условия.

    ГОСТ 14014-91. Приборы и преобразователи измерительные цифровые напряжения, тока, сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний.

    ГОСТ 16465-70. Сигналы радиотехнические измерительные. Термины и определения.

    ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

    ГОСТ 17353-89. Примеры для измерений отклонений формы и расположения поверхностей вращения. Типы. Общие технические требования.



    ГОСТ 18242-72. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля.

    ГОСТ 18353-79. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.

    ГОСТ 20504-81. Система унифицированных типовых конструкций агрегатных комплексов ГСП. Типы и основные размеры.

    ГОСТ 20906-75. Средства измерений магнитных величин. Термины и определения.

    ГОСТ 22261-94. Средства измерения электрических и магнитных величин. Общие технические условия.

    ГОСТ 22315-77. Средства агрегатные информационно-измерительных систем. Общие положения.

    ГОСТ 23217-78. Приборы электроизмерительные аналоговые с непосредственным отсчетом. Наносимые условные обозначения.

    ГОСТ 24026-80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения.

    ГОСТ 24289-80. Контроль неразрушающий вихретоковый. Термины и определения.

    ГОСТ 24450-80. Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения.

    ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.

    ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски форм и расположений поверхностей. Числовые значения.

    ГОСТ 2855-81 Преобразователи измерительные тока, напряжения, мощности, частоты, сопротивления аналоговые. Общие технические условия.

    ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости, ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.

    ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСПД. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

    ГОСТ 25348-82. Ряды допусков, основных отклонений и поля допусков для размеров свыше 3150 мм.

    ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками.

    ГОСТ Р 1.0-92 ГСС. Основные положения.

    ГОСТ Р 1.2-92 ГСС. Порядок разработки государственных стандартов.

    ГОСТ Р 1.4-93 ГСС. Стандарты отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

    ГОСТ Р 1.10-95 ГСС. Порядок разработки, применения, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии и сертификации и информации о них.

    ГОСТ Р 1.12-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения.

    ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.

    ГОСТ Р 8.561-95 ГСИ. Метрологическое обеспечение банковских технологий.

    ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений.

    ГОСТ Р 8.565-96 ГСИ. Метрологическое обеспечение эксплуатации атомных станций. Основные положения.

    ГОСТ 8.568-97 ГСИ. Аттестация испытательного оборудования.

    ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

    ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

    ГОСТ Р 50779.42-99 Статические методы. Контрольные карты Шухарта (ИСО 8258-91).

    ГОСТ Р ИСО/МЭК17025-2000 Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий (взамен ГОСТ Р 51000.3-96 с 07.07.2000.

    ГОСТ Р 51000-96. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Общие требования к органам, действующим в системе сертификации продукции (взамен ГОСТ Р 51000 5-96 с 07.07.2000).

    ГОСТ Р 51000.6-96. Общие требования каккредитации органов по сертификации продукции и услуг.

    ГОСТ Р 51000.9-97. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала.

    ГОСТ Р ИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть I. Проверка.

    ГОСТ Р ИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов.

    ГОСТРИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.

    ГОСТ Р 40.002-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.

    ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.

    ГОСТ Р 40005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств.

    ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

    ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания к принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

    ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

    ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.

    ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

    ГОСТ Р ИСО 14040-99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принцип и структура.

    ГОСТ Р ИСО 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.

    EN 29000. Серия европейских стандартов – аналог серии ИСО 9000.

    EN 45001. Общие требования к деятельности испытательных лабораторий.

    EN 45002. Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий.

    EN 45003. Общие требования к органам по аккредитации лабораторий.

    EN 45010. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (проект).

    EN 45011. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции.

    EN 45012. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем обеспечения качества.

    EN 45013. Общие требования к органам по сертификации проводящим аттестацию персонала.

    ИСО 900:1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Четыре части.

    ИСО 9000-1:1994. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.

    ИСО 9000-2:1994. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

    ИСО 9000-3:1994. Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного обеспечения.

    ИСО 9000-4:1994. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

    ИСО 9001:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании (Российский аналог ГОСТ Р ИСО 9001-96).

    ИСО 9002:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании (Российский аналог ГОСТ Р ИСО 9002-96).

    ИСО 9003:1994. Общие требования к системе качества предприятия при окончательном контроле и испытаниях.

    ИСО 9004.2:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания по услугам.

    ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества Основы и словарь.

    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества Требования.

    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

    ИСО 10012-1. Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования.

    ИСО 10013. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

    ИСО 14020:1998 Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы.

    ИСО 14021:1998 Экологическая маркировка и декларация. Декларация об окружающей среде.

    ИСО 14024:1998 Экологическая маркировка и декларация. Экологическая маркировка 1-го типа. Принципы и процедура.

    ИСО 14031:1996 Управление окружающей средой. Оценка окружающей среды. Руководящие указания.

    ИСО 14041:1998 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области.

    ИСО 14042:1998 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействий.

    ИСО 14043:1999. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация.

    ИСО/МЭК 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (термины и определения в области стандартизации, сертификации и управления качеством), 1996.

    ИСО/МЭК 7. Руководящие указания по разработке стандартов, предназначенных для подтверждения соответствия, 1995.

    ИСО/МЭК 22. Общие требования к декларации соответствия поставщика, 1996.

    ИСО/МЭК 25. Общие требования к оценке технической компетентности испытательных лабораторий.

    ИСО/МЭК 28. Общие правила для моделей системы сертификации продукции третьей стороны.

    ИСО/МЭК 38. Общие требования к приемке испытательных лабораторий.

    ИСО/МЭК 40. Общие требования по приемке органов сертификации.

    ИСО/МЭК. 43. Организация и проведение проверок на компетентность.

    ИСО/МЭК 45. Руководящие положения по представлению результатов испытаний.

    ИСО/МЭК 49. Руководящие положения по разработке "Руководства по качеству" для испытательных лабораторий.

    ИСО/МЭК 55. Система аккредитации испытательных лабораторий. Общие рекомендации по руководству действием систем.

    ИСО/МЭК 60. Правила практической деятельности по подтверждению соответствия. 1995.

    ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации и регистрации, 1996.

    ИСО/МЭК 62. Общие требования к органам, осуществляющим оценку к сертификацию систем качества, 1996.

    QS 9000. Требования к системам качества.

    Определение международных стандартов.

    На протяжении последних почти ста лет обнаруживается стойкая тенденция к расширению круга вопросов, регулируемых международным правом, а также к углублению такого регулирования по различным направлениям.

    В частности, отправление правосудия, в том числе и в отношении несовершеннолетних, традиционно относилось к вопросам внутригосударственного регулирования, однако в настоящее время отправление правосудия в отношении несовершеннолетних подлежит осуществлению на основе как внутригосударственных, так и международноправовых актов, причем в последних содержатся стандарты, которым надлежит следовать и при принятии и реализации внутригосударственных норм. Ввиду этого представляется необходимым разобраться в том, что же такое по своей сути международные стандарты.

    Как представляется, под международными стандартами понимаются принципы международного права, относящиеся к той или иной сфере правового регулирования. Принципы международного права содержатся в международных актах и обычаях. Вместе с тем в отличие от конкретных международных правил поведения, которые всегда оформляются в виде норм международных актов или обычаев, каждый принцип международного права может быть сформулирован в каком-либо международном акте в виде некоторой нормы, хотя может и не получить четкой формулировки, а проявляться в совокупности норм, изучение которых в комплексе позволяет судить об их соответствии определенному принципу. Принципы права невозможно рассматривать без связи с нормами права, а правовые нормы не могут существовать вне правовых принципов, поэтому бессмысленно противопоставлять нормы принципам. И все же принципы права не тождественны нормам права. Содержанием принципов права являются фундаментальные начала, из которых исходят (или, по крайней мере, должны исходить) при формулировании, толковании и реализации норм права. Вследствие этого принципы права находят то или иное проявление в конкретных правилах поведения, содержащихся в нормах права. Все сказанное относится как к общим, так и к отраслевым принципам права, в том числе и к принципам международного права.

    Основой обязательной силы международного права выступает добровольное ясно выраженное либо молчаливое общее или отдельное (т. е. с участием только группы стран, но не всего мирового сообщества) согласие государств по поводу установления или признания определенных правил международного общения (в данном случае речь идет и о принципах и о нормах, закрепляющих конкретные модели поведения), правил, соответствующих правосознанию народов в конкретную историческую эпоху. По сути, указанное согласие государств является соглашением между ними вне зависимости от того, вырабатывается ли при этом какой-либо формально определенный письменный или устный договор или же складывается правовой обычай единообразной практики. Необходимость такого соглашения, как и соблюдения установленных им конкретных норм определяются вполне объективными закономерностями общественного развития, порождающими потребности регулирования разнообразных отношений между участниками международного общения.

    Обратим также внимание на еще одно последствие того обстоятельства, что действенность международного права обеспечивается, прежде всего, добровольным согласием государств на реализацию его принципов и норм. Именно в силу того, что исполнение положений международных актов опирается на добровольное согласие государств на их применение, важное значение имеют не только обязательные, но и рекомендательные международные документы. Обязательные для исполнения нормы содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах (которые могут иметь различные наименования - договоры, соглашения, пакты, конвенции и т. д.) и обычаях международного права. Обязательными для исполнения могут быть и предписания, содержащиеся в актах, издаваемых определенными органами, создаваемыми на основе международных договоров, в том числе и отдельными органами некоторых международных организаций (например, резолюции Совета Безопасности ООН).

    Рекомендательные акты могут приниматься на различных международных конференциях и иных форумах, а также органами, образуемыми на базе международных договоров, в том числе и органами международных организаций. К примеру, рекомендательный характер носят резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Акты рекомендательного характера принимаются также комитетами, образуемыми в соответствии с международными пактами о гражданских и политических правах и о социальных, экономических и культурных правах, с международными конвенциями о ликвидации всех форм расовой дискриминации, о правах ребенка и с некоторыми другими многосторонними международными договорами.

    Несмотря на то, что рекомендательные акты формально не имеют обязательной юридической силы, государства все же не могут полностью игнорировать содержащиеся в них положения, поскольку они сами либо непосредственно участвовали в их разработке и принятии на каких-либо международных конференциях или иных форумах либо являются сторонами в международном договоре, предусматривающем создание органов, компетентных принимать рекомендательные решения по тем или иным вопросам. Известны случаи, когда внутригосударственные суды использовали положения международных документов, носящих рекомендательный характер, в качестве дополнительного обоснования собственных решений. Если государства в течение достаточно долгого времени придерживаются положений тех или иных рекомендательных решений, то такие положения вполне могут превратиться в нормы международно-правового обычая. Следует отметить, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли актов так называемого «мягкого» международного права, под которым понимают совокупность положений рекомендательных международных актов и неписанных традиций, отход от которых порицается, хотя такие положения и рекомендации не носят формально обязательного характера. Среди актов рекомендательного характера, которые были приняты в виде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и которые непосредственно касаются ювенальной юстиции, следует упомянуть, в частности, Минимальные стандартные правила ООН в отношении отправления правосудия по делам несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 год), Правила ООН в отношении защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (Гаванские правила) (1990 год), Руководящие принципы ООН в отношении предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 год). При этом следует иметь в виду, что указанными актами отнюдь не исчерпывается совокупность рекомендательных актов, в той или иной степени касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а более подробно упомянутые и другие акты будут рассмотрены ниже.

    Универсальные и региональные международные стандарты.

    В виду того, что государства в той или иной мере сами участвуют в разработке и принятии международных документов, содержащих определенные стандарты поведения, такие стандарты не могут рассматриваться как нечто навязанное извне. И как раз потому, что такие стандарты вырабатываются в результате согласования позиций различных государств, указанные стандарты представляют собой набор минимально необходимых правил поведения, с соблюдением которых согласны государства, принимавшие участие в их разработке и одобрении. Естественно, государствам, которые в результате исторического развития ближе друг к другу по правосознанию, легче выработать одинаковые и детально проработанные правила поведения. Поэтому универсальные стандарты (т. е. стандарты, зафиксированные в документах, к которым присоединились государства, существующие на различных континентах, и к которым, в идеале, могут присоединиться остальные государства) носят обычно более общий характер по сравнению с региональными международными стандартами (т. е. стандартами, содержащимися в документах, к которым присоединяются государства, располагающиеся в рамках того или иного географического региона). Отдельные стандарты могут уже использоваться всеми государствами, другие стандарты некоторым государствам еще предстоит воплотить в практику своей внутренней жизни, а иные стандарты для определенных государств являются уже давно пройденным этапом, и на своем общенациональном уровне они руководствуются гораздо более высокими мерками. Так, отдельные институты исторически появились, и какое-то время существовали только в одном или в весьма ограниченном числе государств, прежде чем распространились по другим странам и превратились в международно-признанные стандарты. В этой связи, конечно же, международные стандарты нельзя воспринимать как нечто, стоящее неизмеримо выше любых правил, действующих в каждом отдельно взятом государстве. Вместе с тем такие стандарты служат ориентирами при определении направления развития правового регулирования различных институтов внутри страны (в данном случае отправления правосудия).

    Международное право и правовая система России.

    Стоит обратить также внимание на то, что, согласно Конституции РФ (часть 4 статьи 15), «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» 1 . При этом указывается, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .