Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Проблемная ситуация. Условия создания проблемных ситуаций в обучении

    Проблемная ситуация. Условия создания проблемных ситуаций в обучении

    Классификация проблемных ситуаций

    В соответствии с тремя выделенными выше основаниями А. М. Матюшкин предлагает многомерную модель классификации проблемных ситуаций.

    В соответствии с типом неизвестного структурного элемента действия, считает А. М. Матюшкин, можно выделить три типа проблемных ситуаций:

    • 1. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет закономерности предмета действия. В проблемных ситуациях этого типа нужно раскрыть новую закономерность, отношение и т.п., необходимые для объяснения некоторого явления или для доказательства истинности определенного положения. Такие ситуации составляют большой класс теоретических проблемных ситуаций.
    • 2. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет способ действия. Примерами таких проблемных ситуаций являются многочисленные ситуации с заранее известной целью действий, составляющей вещь, состояние, процесс и т.п. Для разрешения таких проблемных ситуаций необходимо найти новый способ достижения цели. Этот класс проблемных ситуаций широко представлен как в различных видах профессиональной деятельности, так и в ситуациях обучения. В экспериментальных исследованиях мышления проблемные ситуации этого типа достаточно подробно описаны, например, для различных видов манипулятивных проблем ("головоломок", "игр" и т.п.), в которых известны начальная и конечная ситуации, но неизвестны оптимальные способы преобразования начальной ситуации в конечную.
    • 3. Проблемные ситуации третьего типа характеризуются тем, что неизвестное составляет условия действия. Они представлены широким классом ситуаций, возникающих на различных этапах тренировки действия, когда способ действия известен, но еще неизвестны общие условия, определяющие структуру его психической регуляции. Специальными случаями таких ситуаций являются ситуации, возникающие, например, в процессе формирования речевых, математических, сложных профессиональных навыков.

    При дальнейшей дифференциации плоскость действия может быть представлена более дробно. В результате, система проблемных ситуаций будет определяться специфическими особенностями предмета действия, конкретными способами и условиями выполнения усваиваемого действия.

    Проблемные ситуации могут классифицироваться не только по специфическим основаниям, но также и по ряду неспецифических оснований. Наиболее важными неспецифическими основаниями классификации проблемных ситуаций являются экстремальные условия выполнения действия. Они часто приводят к нарушению сложившихся форм психической регуляции и требуют становления новых форм психической регуляции. Такого типа проблемные ситуации характерны для различных видов профессиональной деятельности человека.

    Условия создания проблемных ситуаций в обучении

    Общим дидактическим приемом создания условий, вызывающих проблемные ситуации в обучении, является постановка перед учащимися специальных учебных заданий (теоретических и практических задач, вопросов и т.п.). Эти задания получили название проблемных. Психологическая специфика проблемных учебных заданий заключается в том, что они предшествуют усвоению нового знания. Выделение этого этапа (предшествующего процессу усвоения новых знаний) составляет важный вклад исследований в области проблемного обучения в общую теорию обучения.

    Процесс усвоения, утверждают сторонники идей проблемного обучения, осуществляется как продуктивный процесс. Он предполагает выполнение учеником специальных проблемных заданий, вызывающих у него познавательную потребность в новом знании. Это и обеспечивает его познавательную активность.

    Сторонники идей проблемного обучения отмечали также, что схема процесса учения, предложенная образованию ассоциативной психологией, слишком упрощена. Она не отвечает истинным представлениям о закономерностях процессов мышления и усвоения. Напомним, что в соответствии с ней усвоение начинается с предъявления учащемуся "готовых" знаний. Этап, предшествующий процессу усвоения нового знания, ранее не выделялся ни как необходимый этап учебной деятельности учащегося, ни как способ деятельности учителя. Для организации деятельности учителя и учащегося на этом этапе учения не было разработано специальной системы учебных заданий.

    Важно отметить, что ряд специалистов того времени считали, что постановка проблемных заданий перед учащимися уже сама по себе обеспечивает возникновение проблемных ситуаций в обучении. Экспериментальные исследования продуктивных процессов мышления показали (3. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин и др.), что это не так. Необходимым психологическим условием возникновения проблемной ситуации в обучении является организация деятельности учащегося по выполнению поставленного проблемного задания. Проблемная ситуация возникает только в процессе выполнения проблемного задания самим учащимся.

    Для реализации принципов проблемного управления процессами усвоения на этом этапе необходимы:

    • – разработка таких заданий, которые предшествуют процессу усвоения, их выполнение должно приводить к возникновению проблемных ситуаций, возникновению у учащегося познавательной потребности в новом знании;
    • – разработка таких методов работы учителя, которые позволяют представить известное учителю знание как неизвестное и необходимое для учащихся.

    Способность учителя к такой организации учебной деятельности учащихся является, с точки зрения концепции проблемного обучения, одной из важнейших составляющих его профессиональных способностей.

    Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли с помощью педагога выявить проблему, во-вторых, совместно с ним найти способы решения и, наконец, в третьих, ее решить. Для этого их необходимо обучать умениям видеть проблемы, но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств. Для того чтобы процесс обучения выполнил одну из основных своих функций – "обучающую", необходимо, чтобы проблема содержала в себе определенный познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработана учителем. То есть программа учебной деятельности представляет собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем.

    Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем задача превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и т.д.

    Существенным прежде всего для образовательной практики в плане развития этих представлений было установленное в психологических исследованиях положение о том, что решающим фактором развития продуктивного мышления являются не сами знания (объем, разносторонность и т.п.), а методы их усвоения. Эта мысль была выдвинута и поддержана как отечественными исследователями (А. М. Матюшкин, З. И. Калмыкова и др.), гак и зарубежными (Дж. Брунер И др.).

    Процесс проблемного усвоения новых знаний представляет собой дидактически организованный процесс "удовлетворения" познавательных потребностей, вызываемых у учащихся. Он может осуществляться, как это отмечено в дидактических и психологических исследованиях, в виде трех основных форм обучения:

    • а) сообщения усваиваемых знаний учителем (изложение);
    • б) совместной деятельности учителя и учащихся по "добыванию" нового знания;
    • в) организации собственной исследовательской деятельности учащихся, приводящей к субъективному открытию нового (исследование).

    Авторы концепции проблемного обучения подчеркивают, что выделенные типы проблемного учения можно рассматривать как основные этапы обучения человека. От начального обучения, где должно доминировать проблемное изложение, к обучению в старших классах школы и вузе, где преобладающим становится собственная исследовательская деятельность.

    Именно на этой основе, согласно концепции проблемного обучения, следует классифицировать методы обучения, соответствующие возрастающим творческим возможностям человека. На первых этапах обучения наиболее адекватным способом проблемного обучения, обеспечивающим возникновение у учащегося проблемной ситуации, является организация его собственной практической, предметной деятельности по выполнению ставящихся учителем проблемных заданий. На последующих этапах обучения (по мере развития теоретической деятельности детей) становится возможным постановка перед учащимися таких проблемных заданий, которые не требуют непосредственной практической деятельности, а выполнение таких заданий может осуществляться учителем совместно с учащимися. В старших классах и в высшем учебном заведении при достаточной сформированности теоретического мышления основным способом проблемного обучения является проблемное изложение знаний, составляющее доклад, лекцию, беседу и т.п.

    Таким образом, при анализе методов проблемного обучения целесообразно классифицировать их в соответствии с этими возрастающими возможностями учащихся – от непосредственной организации выполнения проблемных заданий учащимися в начальной школе до проблемного изложения в старших классах и в вузе.

    Наиболее простой и адекватной формой проблемного обучения, осуществляемого как имитация процесса открытия нового знания, является проблемное сообщение знаний учителем, отвечающим на поставленную проблему и "открывающим" то неизвестное, потребность в котором возникла у учащихся. Механизм проблемного обучения в этом случае может быть выражен такой последовательностью: учитель ставит перед детьми проблему и показывает на ее примере образец научного познания. В ходе ее решения он вскрывает эмбриологию научного знания, а учащиеся тщательно следят за логической точностью этого движения, усваивая при этом и новую для себя информацию, и теоретически осваивая способы ее получения. Главное в этом случае – представить уже сделанные открытия в осмысленной и доступной для учащихся форме и дать им возможность самим пережить тот энтузиазм и драматизм, которым сопровождались эти важные достижения. Усвоение нового знания учащимися в этом случае должно переживаться ими как собственное открытие этих знаний.

    Правила создания проблемных ситуаций в обучении, по мнению специалистов в области проблемного обучения, имеют следующий вид:

    • 1. Ученикам надо предлагать такие задания, при выполнении которых им следует открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Задания основываются на уже имеющихся у школьников знаниях и содержат только один неизвестный элемент. Неизвестное – это закономерность или общие условия действия, которые вызывают познавательную потребность.
    • 2. Проблемные задания должны соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся, а степень их трудности определяется мерой новизны и обобщенности. Чем больше потенциал ученика, тем сложнее для него должна быть проблемная задача.
    • 3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению учебного материала.
    • 4. Проблемные задания включают учебные задачи, вопросы и практические задания. Ни вопрос, ни задача сами по себе не являются проблемной ситуацией.
    • 5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий (теоретического или практического).
    • 6. Возникшую проблемную ситуацию формулирует учитель, указывая на причину невыполнения учебного задания.

    Психолог В. А. Крутецкий выделял уровни и критерии проблемного обучения. Среди них – степень теоретической подготовленности учащихся, а также готовности самого учителя к проведению проблемных уроков.

    Первый уровень проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее и направляет ученика на поиск решения. Второй – когда педагог указывает проблему, а ученики пытаются ее сформулировать, а затем разрешить. Третий – связан с деятельностью самих учащихся, которые сначала формулируют проблему, потом анализируют ее и решают.

    Тем не менее, практика отечественного проблемного обучения строилась преимущественно па том, что проблему подбирал и отрабатывал сам педагог, как правило, не доверяя это детям. В дальнейшем, на уроке он стремился заинтересовать ей детей. Его главная забота в этом случае – сделать учебную проблему их собственной проблемой. Тематически эта проблема обычно удерживалась в рамках одного учебного предмета. Часто проблема требовала проведения детьми собственных наблюдений и экспериментов, однако эти наблюдения и эксперименты были направлены не столько на поиск новых знаний, сколько должны были либо создать противоречие между обыденными знаниями детей и фактическим положением дел, либо подтвердить то, что давно изучено и известно (игра в исследование). Все это позволяет рассматривать проблемное обучение в отечественном исполнении в качестве этапа, предваряющего исследовательское обучение.

    Способы создания проблемных ситуаций на уроке

    Одну из наиболее часто использовавшихся в образовательной практике классификаций способов создания проблемных ситуаций на уроке предложил известный ученый М. И. Махмутов.

    Проблемные ситуации в обучении, по его утверждению, могут возникать следующим образом:

    • 1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения.
    • 2. При организации практической работы учащихся.
    • 3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их к столкновению с прежними житейскими представлениями об этих явлениях.
    • 4. При формулировании гипотез.
    • 5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению.
    • 6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
    • 7. При исследовательских заданиях .

    Проблемная ситуация возникает в результате выявления невозможности выполнения нового задания с помощью известных действий и переживается человеком как познавательная потребность в новом, неизвестном, но необходимом знании, способе действия и т.п.

    • Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. С. 92-102.

    Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в самостоятельную жизнь, у ребят появится уверенность в своих силах и знаниях.

    Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Она заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления.

    Проблемные уроки очень эффективны и детям всегда интересны. Для учителя они требуют тщательной подготовки, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

    ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

    1.П.С. возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

      Проблемная ситуация: В греческой мифологии есть богиня здоровья – Гигиея. Ее изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

    Вопрос: Связаны ли слова «Гигиея» и «гигиена» между собой? Где атрибуты, чаша и змея, вы могли встретить в современной жизни? (В медицине; Гигиея дала название медицинской дисциплине: гигиена).

      Проблемная ситуация: Всем известно, что холодильник поддерживает низкую температуру для лучшего сохранения продуктов питания.

    Вопрос : Как в старину сохраняли продукты питания? (рыли погреба, использовали листья растений, бересту).

      Проблемная ситуация: Бытует мнения – «Кушать необходимо тогда, когда хочется» и «Кушать необходимо по режиму».

    Вопрос: Кто прав? А может у вас есть свое мнение на этот счет? (каждый человек сам выбирает, когда ему есть, но понимает – чрезмерное употребление или недоедание может привести к заболеваниям).

      Проблемная ситуация : В ходе наблюдения за комнатными растениями мы видим, что если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

    Вопрос: Почему кактус без воды не вянет? (он запасает влагу внутри в толстом и сочном стебле; корни способного запасать в своей толще влагу, либо, не уходя в глубь почвы, широко ветвятся у самой поверхности это помогает собирать больше росы ).

    2.ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений.

      Проблемная ситуация: Наши квартиры оборудованы эл.плитами для приготовления пищи. Многие хозяйки считают, что можно сэкономить электрическую энергию вовремя приготовлении пищи.

    Вопрос: Согласны ли вы с этим утверждением?

    Учащиеся делают предположения (уменьшать температуру, вовремя выключать)

    Учитель направляет на верный путь решения проблемы. Задает вопросы:

      Почему плиты имеют разный по диаметру конфорки?

      Почему разные диаметры кастрюль?

      Почему кастрюли имеют разный вес?

      Зачем кухонной посуде крышка?

      Почему нельзя использовать посуду с не ровным дном?

    Сформулируйте выводы: «Пути экономии электрической энергии при приготовлении пищи»

      При закипании воды, уменьшать температуру нагрева конфорки;

      Диаметр посуды должен соответствовать диаметру конфорки;

      Использовать посуду с толстым дном;

      Не использовать посуду с не ровным дном;

      Выключать эл.плиту за 5 мин до готовности.

    Составьте памятку, которой можно следовать, чтобы значительно сэкономить.

      Проблемная ситуация : в магазине продаются 2 вида растительных масел- рафинированное и нерафинированное.

    Вопрос? В чем их отличия? Какое из них полезное? (Нерафинированное масло более полезное. После отжима в нем сохраняется больше полезных веществ. Используют для холодных закусок Рафинированное масло подходит для обжаривания и запекания).

      Проблемная ситуация: Вам известны два вида материи: бумага и ткань. Вам приходилось с ними работать.

    Вопрос: Одинаковые ли у них свойства? В чем отличия бумаги от ткани?

      Проблемная ситуация: Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?

    Сыром раньше в обиходе называли продукт, который мы все с вами называем «творог». То есть «сырник» - это «творожник» и есть, только по-старому.

      Проблемная ситуация: Существует интересный миф, что еда, разогретая в микроволновой печи, становится канцерогенной.

    Вопрос: Каково вашем мнение? ( Это, конечно, неправда. Если в продукте до разогревания не присутствовали канцерогены, то и после они не появятся. Микроволны в печи вызывают только колебание молекул воды в пище, разогревая ее. В подогреваемом же продукте изменений не происходит).

    3. ПС при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов.

      Проблемная ситуация: Сегодня на уроке вы познакомились с современными гаджетами для уборки дома (робот-пылесос, увлажнитель воздуха, посудомоечная машина, полотер, стеклоочиститель). Все они экономят время, обеспечивают бесшумную работу, благотворно влияют на здоровье, компактны.

    Вопрос : Есть ли «минусы» у этих приборов? (высокая цена аппарата и аксессуаров, габариты, замена запчастей – батарейки, фильтры, необходима зарядка аккумулятора, подходят не для всех поверхностей).

      Проблемная ситуация: Хлеб - это самый стратегически важный продукт питания, без которого не смогло бы существовать само человечество. В день съедается почти десять миллионов буханок хлеба. Потребление космонавтами хлеба – весьма необычная процедура. Космический хлеб расфасован так, что 1 упаковки хватает на 1 укус.

    Вопрос: Для чего это сделано? Ваши предположения? (для безопасности, т.к. летающие крошки, попадая в дыхательные пути, приводят к несчастным случаям).

      П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений.

      Проблемная ситуация: Профессия портного в давние времена, считалось одним из главных достоинств женщины.

    Вопрос: Как оценили работу портного власти городов? (установили памятник – Англия, Нью-Йорк).

      Верно ли утверждение, что название грузинского блюда «цыпленок табака» происходит от названия спец.сковороды с крышкой? (Да, верно « tapha » тарелка, поднос) /

      Проблемная ситуация: Срок годности этого продукта составляет 3000 лет. Он содержит минимум жидкости, к тому же он отличается кислотной природой. В таких условиях бактерии умирают моментально.

    Вопрос: Что это за продукт? (Мед)

    Какие продукты еще могут иметь долгий срок хранения? (соль, сахар и рис).

      П.С. при исследовательских заданиях.

      Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

    Определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

      Приготовить в домашних условиях блины двумя способами: первый- без добавления разрыхлителя (сода), а второй с добавлением соды.

    Определить вкусовые качества и внешний вид блинов. Сделать выводы.

    Использование проблемных ситуаций на уроке считаю результативным средством, его применение способствует формированию УУД, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения школьников. Учащиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Использование проблемных ситуаций способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.

    2. Описание проблемной ситуации

    Существует несколько технологий, позволяющих провести всесторонний анализ проблемы и ее детализацию. В основном эти технологии используются при разрешении проблем, стоящих перед конкретной организацией и рассматривают ее с точки зрения системы, имеющей как внутренние проблемы, так и внешнее окружение. Например, при анализе сложных проблем и разработке проектов по их устранению используется логико-структурный подход (ЛСП), который еще носит название целевого планирования. В рамках ЛСП используется технология SWOT-анализа. Это достаточно эффективный аппарат, позволяющий учесть все аспекты существующей проблемы.

    SWOT-анализ представляет собой инструмент оценки, с помощью которого проводится анализ организации (проблемы) с четырех сторон:

    Сильные стороны – внутренние положительные качества организации;

    Слабые стороны – внутренние отрицательные черты организации;

    Возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы организации;

    Угрозы – внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех организации.

    SWOT-анализ проводится, как правило, с привлечением всех заинтересованных сторон. Результаты этого анализа записываются в виде таблицы, состоящей из четырех клеток. Рассмотрим выше приведенную проблему о неэффективности деятельности ЗАО "АКСИТ" (Табл. 1). Построение такой таблицы существенно облегчает понимание проблемы и позволяет учесть все возможные аспекты при ее детализации. Такое представление полезно при построении дерева проблемы (целей), так как позволяет учесть интересы всех заинтересованных сторон.


    2.1 SWOT-анализ деятельности ЗАО "АКСИТ"

    Таблица 1

    Сильные стороны Слабые стороны

    3. Способность к инновациям

    4. Высокий уровень затрат

    5. Слабая материальная база

    Возможности Угрозы

    1. Рост доходов населения

    2. Наличие незанятых сегментов рынка

    Но самый главный эффект достигается при использовании основной матрицы SWOT-анализа. Эта матрица позволяет от первой таблицы, описывающей сильные и слабые стороны организации и влияние внешнего окружения, перейти непосредственно к набору мероприятий, которые обязательно необходимо реализовать при решении проблемы. Эта матрица полезна для реализации второго этапа логической схемы системного анализа – выбор путей достижения целей, т.е. определения набора тех работ и мероприятий, реализация которых будет способствовать решению стоящей перед нами проблемы.

    Эта матрица целенаправленно ориентирует на генерацию четырех видов обязательных мероприятий (Табл. 2).


    2.2 Матрица SWOT-анализа

    Таблица 2

    Сильные стороны

    1. Конкурентоспособность на рынке таких видов бизнеса как производство отделочных работ и производство паркетной доски

    2. Высокая квалификация инженерно-технических работников

    3. Способность к инновациям

    4. Хорошая репутация организации как работодателя

    Слабые стороны

    1. Отсутствие стратегии развития организации

    2. Тяжелое финансовое состояние организации

    3. Неконкурентоспособность такого вида бизнеса, как производство оконных блоков

    4. Высокий уровень затрат

    5. Слабая материальная база

    6. Неудовлетворительные отношения со смежниками

    7. Возрастание зависимости от заемного капитала

    Возможности

    1. Рост доходов населения.

    2. Наличие незанятых сегментов рынка.

    Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей:

    1. Выход на новые сегменты рынка с такими видами производств, как отделочные работы и производство паркетной доски.

    2. Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски.

    3. За счет высокой квалификации инженерно-технических работников и способности к инновациям расширить ассортимент предоставляемых услуг.

    4. За счет хорошей репутации организации как работодателя организовать набор высококвалифицированных работников, что позволит расширить производственную линию

    Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны, используя предоставленные возможности:

    1. Увеличение ассортимента продукции и выход на новые рынки позволит увеличить объем прибыли предприятия, а следовательно улучшить его финансовое состояние.

    2. Сократить производство неконкурентоспособной продукции.

    3. За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства.

    4. Укрепить материальную базу предприятия

    1. Возможность появления новых конкурентов

    2. Изменение потребностей и вкусов потребителей

    3. Увеличение неплатежей между предприятиями

    Мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз:

    1. Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, позволит предотвратить появление новых конкурентов.

    3. Разработать систему расчета с потребителями, используя систему скидок.

    Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз:

    1. Снижение издержек производства

    2. Заключение постоянных договоров с поставщиками

    3. Снижение зависимости от заемного капитала за счет реинвестирования прибыли

    4. Укрепление материальной базы предприятия

    При принятии решения необходимо использовать разделение факторов на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые. Данное различие можно сделать, используя классификационную матрицу (Табл. 3)

    2.3 Матрица классификации факторов проблемной ситуации

    Таблица 3

    Управляемые Неуправляемые
    Внешние

    1. Неудовлетворительные отношения со смежниками.

    2. Возрастание зависимости от заемного капитала.

    1.Конкурентоспособность на рынке таких видов бизнеса как производство отделочных работ и производство отделочной доски.

    2. Рост рынка.

    3. Возрастающее конкурентное давление.

    4. Изменение потребностей и вкусов потребителей.

    Внутренние

    1. Высокая квалификация инженерно-технических работников.

    2. Способность к инновациям.

    3. Хорошая репутация организации как работодателя.

    Увеличение ассортимента предоставляемых товаров и услуг

    Выход на новые сегменты рынка.

    Расширение производственной линии

    Отсутствие стратегии развития организации.

    Тяжелое финансовое состояние организации.

    Неконкурентоспособность такого вида бизнеса, как производство оконных блоков.

    Высокий уровень затрат.

    Слабая материальная база.

    На этапе продумывания существующих проблем необходимо разделить проблемы на части, выделить основные и второстепенные характеристики проблемы, установить причинно-следственные связи по всем возможным вариантам решения проблемы, а также необходимо разработать рекомендации к действиям. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, для этого необходимо построить "Древо проблем" (Рис.1)

    Рисунок 1

    Главными задачами системного анализа являются определение и детализация на составные элементы целей и путей их достижения, выявление существующих между ними взаимосвязей, обеспечение определенной логики решения возникшей проблемы (цели - пути достижения целей - ресурсы) Решению этих задач в существенной мере способствует применение метода структуризации. Метод структуризации основан на расчленении исследуемой проблемы на составные элементы с возможной последующей численной оценкой их относительной важности. Такую процедуру часто называют построением дерева целей (Рис.2). Одна из главных задач построения дерева целей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева целей (количественный аспект).

    Рисунок 2

    Так как для ЗАО "АКСИТ" основной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, необходимо проранжировать предложенные мероприятия. Для этого используем экспертные методы оценки.

    Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где такое возможно, следует отдавать достаточно простым методам. Это положение относится и к экспертным методам.

    Экспертные методы широко используются при определении коэффициентов относительной важности (КОВ) в деревьях взаимосвязей и, вообще, когда необходимо из указанного множества свойств и взаимосвязей отобрать лишь существенные, наиболее важные. Приходиться также прибегать к помощи экспертов, чтобы проранжировать рассматриваемые свойства и взаимосвязи но степени их важности и существенности.

    Следует отметить, что при анализе сложных систем некоторые из существенных свойств и взаимосвязей либо вообще не допускают количественного описания, либо не представляется возможным в рассматриваемый момент времени получить о них количественные данные. Поэтому в этих случаях необходимо с помощью экспертов получить информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок.

    Для рационального использования информации, полученной от экспертов, необходимо преобразовать ее в форму, удобную для дальнейшего анализа. Возможности формализации информации зависят от особенностей объекта анализа, надежности и полноты имеющихся данных.

    Важным для формализации информации является наличие у эксперта системы предпочтений, что означает способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации.

    Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой экспертизы. В анкетных методах, в зависимости от используемой шкалы, выделяют метод ранжирования (ранговая шкала) и нормированная (интервальная шкала). В данной работе будет использоваться метод ранжирования.

    Метод ранжирования. Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д. Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей задачи.

    Экспертам предложено проранжировать предложенные мероприятия и расставить их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена в Таблице 4.

    ФОРМИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ

    Для проведения анализа проблемной ситуации необходи­мо прежде всего четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место.

    1) определение существования проблемы, т.е. установле­ние, есть ли в действительности проблема или она является мнимой;

    2) определение новизны проблемной ситуации;

    3) установление причин возникновения проблемной си­туации;

    4) определение взаимосвязи с другими проблемами;

    5) определение степени полноты и достоверности инфор­мации о проблемной ситуации;

    6) определение возможности разрешимости проблемы.

    Для проведения анализа проблемной ситуации использу­ется широкий набор эвристических и формальных методов. Индукция и дедукция, классификация, группировка, систе­матизация, обобщение и другие методы обработки и анализа информации обеспечивают необходимую полноту и глубину проработки проблемной ситуации. В качестве источников информации о проблемной ситуации используются распоря­дительная (постановления, приказы, распоряжения и др.), отчетная и статистическая документация, результаты на­блюдения, научные исследования и проведение эксперимен­тов, мнения экспертов.

    Рассмотрим более подробно содержание анализа про­блемной ситуации.

    Определение существования проблемы включает провер­ку истинности или ложности формулировки проблемы и ее принадлежности. Практика показывает, что нередки случаи, когда ставятся надуманные проблемы или проблемы, не относящиеся к компетенции данного органа управления.

    Необходимо проверить существование проблемы по кри­терию экономической эффективности для данной системы (отрасли, ведомства, объединения, предприятия). Проверка по этому критерию позволяет четко определить принадлеж­ность проблемы, т.е. «своя» или «чужая» это проблема.

    Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления возможных прецедентов или аналогий. Если устанавливаются прецеденты или аналоги, то имеется воз­можность проанализировать применимость прошлых реше­ний в настоящей проблемной ситуации. Наличие прошлого опыта, как правило, существенно облегчает работу ЛПР по принятию решения. В случае принципиальной новизны про­блемной ситуации приходится решать задачу принятия ре­шений заново, без использования априорной информации. Однако, будучи решенной, эта задача создает прецедент, ко­торый может быть использован в будущем.

    Информация о прецедентах в основном хранится в памяти руководителей и в малой степени отражена в литературе.

    В распорядительных документах, как правило, проблемная ситуация подробно не описывается; даже если проблема и формулируется, то ситуация, с ней связанная, не фиксирует­ся, поскольку считается, что условия, в которых имеет место проблема, известны. Кроме того, в распорядительных документах не обосновывается, почему нужно делать так, а не по-другому, т.е. в этих документах нет анализа альтернативных путей решения проблемы. Поэтому распорядительные доку­менты являются очень бедным источником, информации о прецедентах проблемных ситуаций и связанных с ними задач принятия решений.



    В этой связи целесообразно было бы создать библиотеку прецедентов задач принятия решений.

    Однако реализация этого предложения связана с большими трудностями, в том числе и психологического характера, Дело в том, что понятие «проблема» трактуется часто как недоста­ток, упущение. Четкое описание проблемной ситуации одно­значно определяет и адресность «виновника» этого упущения. Кроме того, полное описание задачи принятия решения, с од­ной стороны, дает возможность выявить ошибки и недоста­точную компетентность лица, принимающего решения, а с другой - не позволяет скрыть собственные цели и мотивы по­ведения руководителя. Эти обстоятельства приводят к неже­ланию отдельных руководителей фиксировать в документах процесс принятия решений.

    Становление причин возникновения проблемной ситуа­ции позволяет глубже понять закономерности функциониро­вания объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на достижение целей. Этому способст­вует и определение взаимосвязи данной проблемы с другими проблемами. Бытует представление, что проблемы возника­ют внезапно, неожиданно. Это представление неверно и объясняется тем, что часто в процессе управления не выполняется функция выявления проблем. Эта функция должна постоянно осуществляться руководством в любой организационной системе. Для реализации функции выяв­ления проблем необходимо организовать систематический сбор информации о состоянии системы и внешней среды и проводить анализ степени достижения целей.

    Большое значение имеет прогнозирование появления проблем £ будущем. Прогнозирование проблем устраняет неожиданность их появления и, следовательно, увеличивает располагаемое время для подготовки решений.

    Во многих случаях анализ проблемной ситуации позволяет выявить целую совокупность взаимосвязанных проблем. При этом возникает необходимость классификации этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные.

    При анализе проблемной ситуации необходимо устано­вить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами. Определение таких взаи­мосвязей позволяет более четко и глубоко выявить причин­но-следственную зависимость возникновения анализируемой проблемы и способствует выработке комплексного решения.

    Большое значение в анализе имеет определение степени Полноты и достоверности информации о проблемной ситуа­ции. Для осуществления такого анализа необходимо описы­вать проблемную ситуацию по определенной системе, сущ­ностью которой является структура информации и логиче­ская последовательность ее вложения.

    Еще философ Древнего Рима Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью описать, руководствуясь следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях. Эти вопросы определяют структуру изложения информации и позволяют детализировать описание проблемной ситуа­ции.

    Основными элементами описания проблемной ситуации должны быть:

    Сущность проблемы;

    Возникновение и развитие проблемной ситуации;

    Основные факторы и условия ситуации;

    Актуальность и срочность решения проблемы;

    Степень полноты и достоверности информации.

    В случае полной и достоверной информации нетрудно непо­средственно сформулировать сущность проблемы и комплекс характеризующих ее условий. Эта информация служит ис­ходной базой для последующей формулировки целей, ограни­чений и альтернативных вариантов решений.

    Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо рассмотреть две возможные альтернативы. Пер­вая альтернатива - провести комплекс мер по получению недостающей информации. Вторая альтернатива - отказать­ся от попытки получения дополнительной информации и принимать решение в условиях имеющейся неопределенно­сти. Выбор той или иной альтернативы определяется воз­можностью получения дополнительной информации, распо­лагаемым временем и ресурсами для принятия решения. Может оказаться, что уменьшение неопределенности требует таких затрат времени и ресурсов, которые совершенно не окупаются увеличением эффективности решения.

    Получение необходимой информации рассматривается в научной литературе как проведение эксперимента.

    В том случае, если выбрана вторая альтернатива, проблем­ная ситуация описывается неполно и, возможно, недостовер­но. Поэтому возникает необходимость доопределения про­блемной ситуации путем формирования гипотетических си­туаций. Выполнение этой работы составляет предмет второй процедуры процесса принятия решений.

    Формирование множества гипотетических ситуаций явля­ется творческим процессом, требующим специальных знании, широкой эрудиции и большого опыта в рассматриваемой об ласти. Поэтому для формулировки возможных альтернатив­ных ситуаций должны привлекаться высококвалифицирован­ные эксперты.

    Существуют ли какие-нибудь методы для генерации аль­тернативных ситуаций? К сожалению, таких общих методов нет. Имеются лишь некоторые рекомендации, содержание ко­торых сводится к следующему. Альтернативные гипотетиче­ские ситуации (гипотезы, версии) должны быть независимы и образовывать полную группу, т.е. включать все возможные варианты событий/Ситуации описываются содержательно и могут включать количественные характеристики. Важной ха­рактеристикой достоверности является вероятность ситуации. Сумма вероятностей независимых ситуаций, образующих полную группу, равна единице. Если возникают трудности в определении полной группы, то формируется ситуация «все остальные неизвестные ситуации», которой приписывается определенная вероятность. В дальнейшем эта ситуация может быть уточнена и раскрыта в виде ряда конкретных ситуаций.

    Формирование множества альтернативных гипотетических ситуаций обеспечивает уменьшение исходной неопределенно­сти, поскольку становится ясным полный перечень ситуаций, появление которых рассматривается как случайное, но с оп­ределенными вероятностями.

    Важной составной частью анализа проблемной ситуации является определение степени разрешимости проблемы. Еще на первом шаге этапа формирования решений необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность решения про­блемы, поскольку не имеет смысла заниматься разработкой решения для явно неразрешимой проблемы.

    Качественное выполнение анализа проблемной ситуации способствует более эффективной работе ЛПР и экспертов по формированию вариантов решений и выбору оптимального из них, что приводит к уменьшению вероятности ошибоч­ных действий в процессе принятия решений.

    1. Описание проблемной ситуации должно быть полным, точным, кратким и носить аналитический характер.

    2. Дать описание условий: место, время и сущность про­блемы (ответы на вопросы: где? когда? что?).

    3. Описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемной ситуации (при каких условиях? почему?).

    4. Определить принадлежность проблемы (кто?).

    5. Оценить актуальность, срочность и новизну проблемы (с какой целью? когда нужно решать? было ли раньше?).

    6. Определить взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?).

    7. Оценить степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации (насколько полны и точны данные?).

    8. Оценить возможность решения проблемы с учетом су­ществующих условий (можно ли решить?).

    9. Дать краткую и емкую формулировку проблемной си­туации.

    Основные вопросы темы:

    1. Понятие правовой проблемной ситуации.

    2. Выявление и осознание правовой проблемной ситуации.

    3. Классификация правовых проблемных ситуаций.

    4. Этапы выявления и осознания правовых проблемных ситуаций.

    5. Правовые задачи в профессиональной деятельности

    1. Правовая проблемная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств, которые делают необходимым использование определенных правовых средств, совершение определенных профессиональных и управленческих действий для достижения результатов, ликвидирующих данную проблемную ситуацию.

    2. Выявить проблемную ситуацию - значит проанализировав реальное состояние дел, оценить положение с позиций действующего законодательства и сложившейся практики. Умение выявить правовые проблемные ситуации приобретается в процессе регулярного выполнения юридической деятельности. Эти навыки формируются при условии широких познаний в области права и экономики, а также глубокого знания той отрасли права, в которой юрист специализируется.

    Проблемные ситуации и их разрешение программируется профессиональными обязанностями юриста и тем должностным положением, которое он занимает в производственной или коммерческой сферах. Участие юриста в их выявлении, осознании и разрешении - основное содержание его профессиональной деятельности. Осознание проблемных ситуаций образует процесс понимания содержания и задач профессиональной деятельности в рамках должности.

    Профессиональная деятельность состоит из наборатиповых и неожиданных проблемных ситуаций.

    Правовые проблемные ситуации возникают как в деятельности отдельных юристов, так и в деятельности специализированных ведомств и правоохранительных структур с которыми юрист обязан взаимодействовать для достижения поставленных целей.

    3. Классификация правовых проблемных ситуаций:

    · проблемная ситуация правовой оценки фактов.

    · проблемная ситуация организации профессиональной деятельности.

    · проблемная ситуация информационного и ресурсного обеспечения.

    · проблемная ситуация взаимодействия с другими должностными лицами и учреждениями.

    · проблемная ситуация контроля и корректировки своих действий.

    4. Этапы выявления и осознания проблемной ситуации:

    · анализ собственной профессиональных обязанностей;

    · анализ фактических обстоятельств, являющихся объектом выполнения профессиональных обязанностей;

    · выявление вопросов, требующих правового разрешения;

    · получение представлений о необходимом результате деятельности;

    · выбор возможных методов, способов, приемов последующего решения данной проблемной ситуации.

    Выявление и осознание проблемной ситуации означает установление ответов на вопросы:



    · Что нужно делать?

    · Почему?

    · Кто заинтересован в развитии событий?

    Сложность задачи заключается в выявлении латентных (скрытых) проблемных ситуаций. Это необходимо для лучшего исполнения своих профессиональных обязанностей, особенно тогда, когда обязанности юриста определены достаточно широко.

    5. Правовая задача - это ситуация правового характера, требующая осуществления комплекса действий по получению таких количественных и качественных характеристик исходной информации об объекте познания, которые в свою очередь, позволяли бы получить новые данные о нем и использовать их для достижения истины в проводимом правовом исследовании.

    Правовые задачи в профессиональной деятельности формируются на основе выявления и осознания проблемных ситуаций, анализа возможностей правового разрешения проблемы и представляют собой частный алгоритм деятельности, включающий в себя:

    · представления о целях, которые должны быть достигнуты;

    · представления о способах достижения целей;

    · представления об условиях реализации данной задачи.

    Виды правовых задач:

    · правообеспечивающие - задачи, связанные с получением определенных ресурсов, поиск источников правовой и дополнительной информации, необходимых для достижения поставленных целей правовыми средствами;

    · правотворческие - задачи по созданию необходимых локальных нормативных актов и документов для выполнения поставленных задач;

    · правоприменительные - задачи по отбору, применению и толкованию конкретных правовых норм в соответствии с конкретными ситуациями;

    · правоорганизующие - задачи связанные с организацией обеспечения профессиональной деятельности, защищенностью и гарантиями безопасного выполнения должностных обязанностей;

    · легитимационные - задачи связанные с обоснованностью необходимых предлагаемых решений, их правомерностью, эффективностью и законностью.

    См. также:

    &Литература к теме

    1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.

    2. Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие: Под. Ред. проф. Н.Полевого, к.ю.н. В.Крылова. - М.: Издательство БЕК, 1994.

    3. Кудрявцев В. Правовая ситуация и юридическая наука. М.: Свободная мысль, 1994.