Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Большой противолодочный корабль «Очаков. Большой противолодочный корабль очаков Стрелецкая бухта Севастополя

    Большой противолодочный корабль «Очаков. Большой противолодочный корабль очаков Стрелецкая бухта Севастополя

    БПК «Очаков» ССЗ им. 61 Коммунара (г. Николаев): 19.12.1969 г.; 30.04.1971 г.; 4.11.1973 г.

    Входит в состав ЧФ. Первый боевой выход в Средиземку был с 24.12.1974 по 12.05.1975 года, с заходом в Аннабу (Алжир)

    С 14-го по 19.06.1978 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Латакия (Сирия), с 13-го по 18.04.1979 г. — порт Риека (Югославия), с 11-го по 16.06.1979 г. — порт Тулон (Франция), с 10-го по 13.08.1979 г. — порт Варна (Болгария), с 20-го по 24.10.1986 г. — порт Гавана (Куба), с 26-го по 31.03.1987 г. — порт Стамбул (Турция), с 26-го по 30.10.1987 г. и с 8-го по 12.05.1990 г. — порт Сплит (Югославия), с 24-го по 28.04.1989 г. -порт Констанца (Румыния) и с 11-го по 14.06.1990 г. — порт Таранто (Италия). С 26.03.1980 г. по 18.07.1984 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) БПК прошел средний ремонт. В 1991 г. на СРЗ «Севморзавод» Очаков вновь по­ставили в средний ремонт. По состоянию на январь 2002 г. техническая готовность корабля составляла 41 %.

    Фотографии взяты из книги Апалькова Ю.В. «Корабли ВМФ СССР» Том 3 часть 1

    Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

    Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

    14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);

    13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);

    11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);

    10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);

    20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);

    26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);

    26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);

    24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);

    08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);

    11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).

    В период с 26.03.1980 г. по 18.07.1984 г. прошел на“Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

    В конце 80-х годов начался заводской ремонт корабля, однако в связи с распадом СССР он так и не закончился. А серьезный пожар в 1993 году на его борту значительно осложнил техническое состояние «Очакова».

    В настоящее время корабль находится в ремонте на Севастопольском морском заводе. Согласно имеющимся данным, корабль (после завершения ремонта и модернизации) планируется к вводу в строй в 2004—2005 годах.

    Имя «Очаков» присвоено в память об одной из самых ярких побед Черноморского флота при крепости Ачи-Кале в 1788 году. Официальная закладка корабля состоялась 19 декабря 1969 года на стапеле ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2002). Закладная доска корабля установлена лично Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым. Спуск на воду состоялся в октябре 1971 года, а уже 19 мая 1972 года был сформирован экипаж, который в марте того же года разместился на корабле. Швартовные испытания начались 10 ноября 1972 года, а 28 июля 1973 года на «Очакове» подняли Военно-Морской флаг.

    В марте 1974 г. «Очаков», еще не вступив в состав сил постоянной готовности, принял участие в учениях КЧФ, вступив в охранение ПКР «Москва». Впервые корабль шел под флагом Главкома ВМФ СССР. 11 июня 1974 г. на корабле был поднят флаг Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А.Гречко. В августе корабль посетил начальник Генерального штаба генерал армии В.Г.Куликов, Летом 1974 г. БПК был представлен для ознакомления министрам обороны Польши, Югославии, Финляндии, начальнику Генерального штаба Франции. 24.12.74 г, корабль вышел на БС в Средиземное море. В 1974—1975 годах осуществил серию мореходных испытаний в Бискайском заливе с представителями завода-строителя на борту. В апреле 1975 «Очаков» принимал участие в учениях «Океан-75» в составе сил обозначения под руководством командира 12 ДиПК БФ контр-адмирала В.А. Лапенкова из четырех БПК, семи ГиСу и ЭОС, ОС «Памир» в районе Азорских островов. Против конвоя действовало пять ПЛ, три из которых реально выходили в атаку по 12 кораблям конвоя. Во время проведения учений, старшим лейтенантом Павловым собственными корабельными гидроакустическими средствами была обнаружена иностранная ПЛ. Контакт с лодкой удерживался в течении 1 часа 5-минут на высоких скоростях, что мешало задействовать вертолет и другие БПК для организации КПУГ. Это слежение вошло в учебники тактики ВМФ как класси-ческий пример. Контакт был прерван отказом техники. С 24.12.1975 по 16.05.1976 гг. корабль принял участие в 9 тактических учениях по поиску ПЛ.

    Летом 1976 г. БПК принял участие в поисковой операции 5 ОПЭСК «Удав». На корабль прибыл ГК ВМФ. В сентябре 1976 г. корабль посетил главный инспектор МО СССР Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. В сентябре 1979 г. состоялся показ корабля в Новороссийске военным атташе. «Очаков» посетили 80 дипломатов из 60 стран. В 1982 году на одной из учебных стрельб с кормовой ПУ ЗРК «Шторм» сорвалась ЗУР. Ударившись о палубу, она раскололась и БЧ упала за борт, а хвостовая часть осталась лежать на палубе, заклинив люки подачи зенитных ракет. Вскоре аналогичный случай произошел вновь, на той же ПУ, но уже в присутствии Главкома ВМФ. В 1985 г. БПК «Очаков» «отличился», случайно выпустив в сторону Нахимовского района г.Севастополя 3 реактивных неуправляемых снаряда из ПУ ЗИФ-121. Корабль вернулся из полигона и встал к 12-му причалу лагом для погрузки боезапаса. С обращенного к городу борта были случайно выпущены (при проворачивании) оставшиеся в установке снаряды. Два снаряда упали в воду, а один попал прямо в «ПД-30», ранив при этом одного рабочего.

    За период с 1974 по 1990 год БПК «Очаков» успешно выполнил задачи девяти боевых служб. Корабль посетил с официальными визитами и деловыми заходами 14 портов Средиземного моря. За достигнутые успехи в боевой подготовке неоднократно поощрялся переходящими знаменами, призами Министра обороны и Главкома ВМФ. 6 ноября 1977 года награжден вымпелом Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» объявлялся лучшим кораблем ВМФ СССР. С 1990 г. корабль проходит капитальный ремонт и модернизацию под новые виды вооружений на «Севморзаводе» в Севастополе. 9 февраля 1993 г. в 9 часов утра, при проведении огневых работ, из-за искр от сварочного аппарата загорелось изоляционное покрытие в помещении кормовой электростанции и отделении турбогенераторов. Пожар продолжался более 19 часов, но корабль удалось отстоять. В январе 2005 года БПК «Очаков» был поставлен в Восточный док «Севморзавода», а в начале июля из дока был выведен. Во время докования была заменена большая часть ржавых конструкций набора и обшивки в районе днища и переменного пояса. При выводе корабль ударился о батопорт и получил большую вмятину в корме по левому борту. 16 июля 2006 года на заводе состоялось совещание, проведенное заместителем Главкома ВМФ РФ по кораблестроению и вооружению вице-адмиралом А.А. Смоляковым при участии советника Министра обороны РФ адмирала Г.А.Сучкова. На совещании были рассмотрены вопросы выполнения работ на заказах МО РФ - ДПЛ «Б-380» и БПК «Очаков». Поставлена задача - завершить ремонт и модернизацию указанных объектов. В настоящее время над экипажем корабля шефствуют Северо-Восточный административный округ Москвы и ОАО «ГАЗ» из Нижнего Новгорода.

    Бортовые номера: 522 (1973 г.), 539 (1974-75 гг.), 526 (1975-76 гг.), 527 (1977 г.), 509 (1978 г.), 529 и 716 (1979 г.), 175 (1980 г.), 530 (1977 и 1983 гг.), 745 (1979 г.), 703 (1986-87 гг.), 714 (1988-89гг.), 707 (с 1.05.1990 г.).

    Известные командиры корабля:

    1972—1975 гг. - капитан 2 ранга И.В. Касатонов

    1975—1977 гг. - капитан 3 ранга В.Л. Шепелев

    1977—1980 гг. - капитан 3 ранга А.А. Рыженко

    1980—1981 гг. - капитан 3 ранга В.П. Свиридов

    1981—1985 гг. - капитан 2 ранга Н.Н. Жебрак

    1985—1988 гг. - капитан 2 ранга Е.В. Орлов

    1988—1990 гг. - капитан 2 ранга В.В. Шевченко

    1990—1992 гг. - капитан 2 ранга В.П. Савватеев

    1992—1997 гг. - капитан 2 ранга А.К. Фармазов

    1997—1999 гг. - капитан 2 ранга А.М. Железняков

    1999—2002 гг. - капитан 2 ранга Е.Г. Крылов

    С 2002 г. - капитан 1 ранга Е.Г. Шевченко.

    Очаков - большой противолодочный корабль проекта 1134Б.Заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) 19 декабря 1969 года. Закладная доска корабля была установлена лично Главнокомандующим ВМФ СССР,

    Адмиралом Флота Советского Союза С. Г. Горшковым. 25 декабря того же года зачислен в списки кораблей ВМФ. Имя «Очаков» присвоено в честь взятия русской армией и флотилией крепости Ачи-Кале в 1788 году.

    Основные характеристики:

    Водоизмещение 6670 т (стандартное), 8533 т (полное).
    Длина 161,9 м (по КВЛ), 173,4 м (наибольшая).
    Ширина 16,78 м (по КВЛ), 18,54 м (наибольшая).
    Осадка 5,3 м (средняя), 6,35 м (с выступающими частями).
    Двигатели ГТУ (4 форсажных, 2 маршевых).
    Мощность 93 060 л. с.
    Скорость хода 32 узла (полная), 18,06 узлов (экономическая).
    Дальность плавания 6500/7100 миль на 18 узлах.
    Автономность плавания 30 суток (по запасам провизии).
    Экипаж 380 - 425 человек (в том числе 47 офицеров).

    Вооружение:

    Радиолокационное вооружение система космической навигации «Шлюз»,
    2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105,
    системы РЭП:2х2 140-мм ПК-2, 8х10 122-мм ПК-10.
    Радиоэлектронное вооружение ГАС кругового обзора «Титан-2Т».
    Зенитная артиллерия 2x2 76-мм АК-726 (1600 выстрелов),
    4х1 шестиствольных 30-мм АУ АК-630,
    Ракетное вооружение 2х4 ПЛУРК «Раструб-Б»,
    2х2 ПУ ЗРК «Шторм» (80 ЗУР В-601),
    2х2 «Оса-М» (40 ЗУР).
    Противолодочное вооружение 2х12 213-мм РБУ-6000 (144 РГБ-60),
    2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10).
    Минно-торпедное вооружение 2х5 533-мм ТА ПТА-53-1134Б (10 торпед 53-65К или СЭТ-65).
    Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25ПЛ, палубный ангар.

    Спущен на воду 30 апреля 1971 года. В марте 1974 года, ещё не вступив в состав сил постоянной готовности, принял участие в учениях КЧФ, вступив в охранение крейсера «Москва».
    Вступил в строй 4 ноября 1973 года, 28 ноября того же года включён в состав Краснознамённого Черноморского флота. Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота.
    Первоначально имел бортовой № 522 (1973 г.), затем №: 539 (1974-75 гг.), 526 (1975-76 гг.), 527 (1977 г.), 509 (1978 г.), 529 и 716 (1979 г.), 175 (1980 г.), 530 (1977 и 1983 гг.), 745 (1979 г.), 703 (1986-87 гг.), 714 (1988-89 гг.), 707 (с 1.05.1990 г.).

    Первый боевой выход в Средиземное море совершён с 24 декабря 1974 года по 12 мая 1975 года, с заходом в Аннабу (Алжир).

    Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях «Океан-75», «Крым-76». Награждён вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

    В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» объявлялся лучшим кораблём Военно-Морского Флота.

    Совершённые визиты:

    С 26 марта 1980 года по 18 июля 1984 года прошёл капитальный ремонт на Севастопольском морском заводе.

    В 1991 году начался новый ремонт корабля в Севастополе, однако после распада СССР, он не был завершён.

    В 1993 г. на борту корабля произошел серьёзный пожар. Планировалось, что «Очаков» вступит в строй в 2004-2005 годах, однако этого не произошло.

    20 октября 2008 года был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен на отстой у Троицкой бухты в Севастополе.

    20 августа 2011 года на корабле был спущен военно-морской Флаг, корабль был поставлен в отстой в Севастополе (Троицкая).

    В ночь с 5 на 6 марта 2014 г. затоплен российскими военными у входа в озеро Донузлав, по сообщению Минобороны Украины - для блокады кораблей ВМС Украины.

    Командиры корабля:

    1972-1975 гг. - капитан 2 ранга И. В. Касатонов.

    1975-1977 гг. - капитан 3 ранга В. Л. Шепеле.

    1977-1980 гг. - капитан 3 ранга А. А. Рыженко.

    1980-1981 гг. - капитан 3 ранга В. П. Свиридов.

    1981-1985 гг. - капитан 2 ранга Н. Н. Жебрак.

    1985-1988 гг. - капитан 2 ранга Е. В. Орлов.

    1988-1990 гг. - капитан 2 ранга В. В. Шевченко.

    1990-1992 гг. - капитан 2 ранга В. П. Савватеев.

    1992-1997 гг. - капитан 2 ранга А. К. Фармазов.

    1997-1999 гг. - капитан 2 ранга А. М. Железняков.

    1999-2002 гг. - капитан 2 ранга Е. Г. Крылов.

    С 2002 г. - капитан 1 ранга Е. Г. Шевченко.

    Интересные факты

    Принимал участие в съемках художественного фильма «Одиночное плавание» (СССР, 1985). По сюжету действие фильма разворачивается непосредственно на корабле (БПК 703 «Очаков») с участием его команды.


    В отличие от морально устаревшего царского флота, большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций - строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов - от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».

    А в ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

    Давайте узнаем подробнее славную историю этого корабля …

    Фото 2.

    Большой противолодочный корабль «Очаков» - второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б» или просто «букарь»). Был наречен в честь событий 1788 г. - героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.

    Семь БПК проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это были мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение могло достигать 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволял им пересечь по диагонали Атлантический океан! Помимо высоких боевых качеств, «букари» отличались высокими стандартами обитаемости, обеспечивающими экипажу весьма высокий уровень комфорта в условиях длительного несения службы в любых климатических зонах.

    Фото 3.

    Высокие оценки БПК пр. 1134Б получили не только от отечественных моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советского корабля ПЛО дальней морской зоны. Стоит подчеркнуть исключительно высокую боевую устойчивость этих БПК - на борту каждого, кроме развитых противолодочных средств, было установлено четыре (!) зенитных ракетных комплекса, что делало «букари» трудноуязвиммой целью для всех средств воздушного нападения 70-х годов.

    Фото 4.

    Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.

    Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя — Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО «Заря» — с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей — Кировского завода в Ленинграде — с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке «материнского» пр.1134. под другую энергетику — газотурбинную.

    Тактико-техническое задание на проект, получивший номер «1134Б», было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ — капитан 2 ранга О.Т. Софронов.

    Фото 5.

    Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.

    На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны «Оса-M»; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.

    Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

    Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

    Фото 6.

    14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);
    13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);
    11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);
    10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);
    20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);
    26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);
    26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);
    24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);
    08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);
    11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).

    Фото 7.

    В 1991 году заслуженный корабль встал на ремонт в Севастополе, но, в связи с распадом Союза, ремонт неожиданно затянулся. В 1993 году на борту «Очакова» случился серьезный пожар. Корабль планировалось вернуть в строй в 2004-2005 гг., но этого не случилось.

    В 2008 году «Очаков» был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен в отстой в Троицкой бухте Севастополя. С этого момента судьба БПК была предрешена: солидный возраст и вечный недостаток финансирования поставили крест на дальнейшей карьере «Очакова».

    Фото 8.

    Фото 9.

    Фото 10.

    Фото 11.

    В августе 2011 г. на «Очакове» в присутствии командования ЧФ и бывших членов экипажа БПК состоялся торжественный ритуал спуска Военно-морского флага. По завершении митинга первый командир «Очакова» адмирал Игорь Касатонов спустил Андреевский флаг и передал его на хранение в музей Черноморского флота.

    И, вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины - как в прямом, так и в переносном смысле.

    Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…

    Фото 12.

    В ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

    «Очаков» в полуразобранном состоянии был приведен на буксире и поставлен между Северной и Южной косами на входе в озеро Донузлав (искусственно превращенного в залив). С подошедшего пожарного катера ЧФ корпус «Очакова» наполнили водой для потери остойчивости, затем, по неподтвержденным данным, на борту БПК был подорван заряд заложенной взрывчатки - корабль резко повалился на борт и лег на дно. Глубина в месте затопления составляет 9-11 метров, правый борт корабля по-прежнему виден над водой.

    Фото 13.

    При длине корпуса 173 метра затопленный «Очаков» намертво блокирует вход и выход в озеро Донузлав, где в настоящий момент базируются шесть боевых кораблей ВМС Украины, в т.ч. большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський» (U-402).

    Сообщается, что вместе с «Очаковым» в фарватере на входе в Донузлав было затоплено еще несколько вспомогательных судов ВМФ России.

    Фото 14.

    Украинская сторона выразила крайнее неудовольствие сложившейся ситуации. Когда возможность перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации еще не была столь очевидна, претензии украинцев сводились к причиненному материальному ущербу: в будущем для ликвидации искусственной «баррикады» на входе в Донузлав потребуются значительные затраты. Масса затопленных стальных конструкций «Очакова» превышает 5000 тонн - остов БПК невозможно оттащить в сторону без использования спецтехники, при этом, сперва необходимо разделить корпус на несколько частей (как вариант - разрушить взрывом). На проведение данных работ могут потребоваться долгие месяцы, и даже годы, учитывая, что пока никто даже не обсуждает подъем «Очакова».

    Фото 15.

    В настоящий момент, когда проблема подъема затопленных судов у крымского побережья становится чисто российской, претензии украинской стороны в основном связаны с негативными последствиями для экологии: в цистернах затопленного БПК могло остаться топливо, утечка которого способна нанести непоправимый ущерб побережью Крыма.

    «13 марта текущего года МИД Украины нотой уведомило российскую сторону о том, что в районе южной косы озера Донузлав от места затопления большого противолодочного корабля « Очаков » и водолазного катера в сторону моря перемещается полоса белого цвета неизвестного происхождения. Ответственность за последствия лежит на России».

    Никакой ответственности и никаких последствий затопления БПК не предвидится. Опасения украинских экологов не имеют под собой хоть сколько-нибудь разумных оснований. Да, в море вытекает машинное масло из механизмов «Очакова» и, возможно, последние остатки топлива. Какой-либо угрозы побережью Крыма эти вещества представлять не могут, ввиду ничтожности их объемов.

    Фото 16.

    ТТД:
    Водоизмещение: 8565 т.
    Размеры: длина — 173,4 м, ширина — 18,5 м, осадка — 5,74 м.
    Скорость полного хода: 32 узла
    Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
    Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
    Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
    Экипаж: 380 человек.

    Фото 17.

    Кто то даже проводит аналогии с трагическими событиями 1854-55 гг., когда русским морякам пришлось затопить свои корабли у входа в Севастополь. Парусники оказались бессильны против паровых фрегатов британского и французского флотов - адмирал Нахимов принял единственно верное решение преградить с их помощью вход в Севастопольскую бухту, а экипажи кораблей включить в гарнизон Севастопольской крепости.

    Фото 18.

    Фото Лили Абибулаевой

    Фото 19.

    Старые корабли лежат на дне. Обрывки ВМС Украины заперты у своих причалов. Черноморский флот предпринял все возможные меры к обеспечению бескровного присоединения Крыма к России.

    Фото 20.

    Большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций — строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов — от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».

    А в ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

    Давайте узнаем подробнее славную историю этого корабля …


    Большой противолодочный корабль «Очаков» — второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б» или просто «букарь»). Был наречен в честь событий 1788 г. — героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.

    Семь БПК проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это были мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение могло достигать 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволял им пересечь по диагонали Атлантический океан! Помимо высоких боевых качеств, «букари» отличались высокими стандартами обитаемости, обеспечивающими экипажу весьма высокий уровень комфорта в условиях длительного несения службы в любых климатических зонах.

    Высокие оценки БПК пр. 1134Б получили не только от отечественных моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советского корабля ПЛО дальней морской зоны. Стоит подчеркнуть исключительно высокую боевую устойчивость этих БПК — на борту каждого, кроме развитых противолодочных средств, было установлено четыре (!) зенитных ракетных комплекса, что делало «букари» трудноуязвиммой целью для всех средств воздушного нападения 70-х годов.


    Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.

    Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя — Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО «Заря» — с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей — Кировского завода в Ленинграде — с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке «материнского» пр.1134. под другую энергетику — газотурбинную.

    Тактико-техническое задание на проект, получивший номер «1134Б», было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ — капитан 2 ранга О.Т. Софронов.

    Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.

    На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны «Оса-M»; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.

    Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

    Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

    14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);

    13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);

    11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);

    10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);

    20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);

    26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);

    26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);

    24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);

    08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);

    11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).


    В 1991 году заслуженный корабль встал на ремонт в Севастополе, но, в связи с распадом Союза, ремонт неожиданно затянулся. В 1993 году на борту «Очакова» случился серьезный пожар. Корабль планировалось вернуть в строй в 2004-2005 гг., но этого не случилось.

    В 2008 году «Очаков» был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен в отстой в Троицкой бухте Севастополя. С этого момента судьба БПК была предрешена: солидный возраст и вечный недостаток финансирования поставили крест на дальнейшей карьере «Очакова».




    В августе 2011 г. на «Очакове» в присутствии командования ЧФ и бывших членов экипажа БПК состоялся торжественный ритуал спуска Военно-морского флага. По завершении митинга первый командир «Очакова» адмирал Игорь Касатонов спустил Андреевский флаг и передал его на хранение в музей Черноморского флота.

    И, вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины — как в прямом, так и в переносном смысле.

    Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…

    В ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

    «Очаков» в полуразобранном состоянии был приведен на буксире и поставлен между Северной и Южной косами на входе в озеро Донузлав (искусственно превращенного в залив). С подошедшего пожарного катера ЧФ корпус «Очакова» наполнили водой для потери остойчивости, затем, по неподтвержденным данным, на борту БПК был подорван заряд заложенной взрывчатки — корабль резко повалился на борт и лег на дно. Глубина в месте затопления составляет 9-11 метров, правый борт корабля по-прежнему виден над водой.

    Фото 13.

    При длине корпуса 173 метра затопленный «Очаков» намертво блокирует вход и выход в озеро Донузлав, где в настоящий момент базируются шесть боевых кораблей ВМС Украины, в т.ч. большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський» (U-402).

    Сообщается, что вместе с «Очаковым» в фарватере на входе в Донузлав было затоплено еще несколько вспомогательных судов ВМФ России.

    Украинская сторона выразила крайнее неудовольствие сложившейся ситуации. Когда возможность перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации еще не была столь очевидна, претензии украинцев сводились к причиненному материальному ущербу: в будущем для ликвидации искусственной «баррикады» на входе в Донузлав потребуются значительные затраты. Масса затопленных стальных конструкций «Очакова» превышает 5000 тонн — остов БПК невозможно оттащить в сторону без использования спецтехники, при этом, сперва необходимо разделить корпус на несколько частей (как вариант — разрушить взрывом). На проведение данных работ могут потребоваться долгие месяцы, и даже годы, учитывая, что пока никто даже не обсуждает подъем «Очакова».

    Потом уже, когда проблема подъема затопленных судов у крымского побережья становится чисто российской, претензии украинской стороны в основном связаны с негативными последствиями для экологии: в цистернах затопленного БПК могло остаться топливо, утечка которого способна нанести непоправимый ущерб побережью Крыма.

    «13 марта 2014 года МИД Украины нотой уведомило российскую сторону о том, что в районе южной косы озера Донузлав от места затопления большого противолодочного корабля « Очаков » и водолазного катера в сторону моря перемещается полоса белого цвета неизвестного происхождения. Ответственность за последствия лежит на России».

    Никакой ответственности и никаких последствий затопления БПК не предвидится. Опасения украинских экологов не имеют под собой хоть сколько-нибудь разумных оснований. Да, в море вытекает машинное масло из механизмов «Очакова» и, возможно, последние остатки топлива. Какой-либо угрозы побережью Крыма эти вещества представлять не могут, ввиду ничтожности их объемов.

    Водоизмещение: 8565 т.

    Размеры: длина — 173,4 м, ширина — 18,5 м, осадка — 5,74 м.

    Скорость полного хода: 32 узла

    Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.

    Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

    Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

    Экипаж: 380 человек.


    Кто то даже проводит аналогии с трагическими событиями 1854-55 гг., когда русским морякам пришлось затопить свои корабли у входа в Севастополь. Парусники оказались бессильны против паровых фрегатов британского и французского флотов — адмирал Нахимов принял единственно верное решение преградить с их помощью вход в Севастопольскую бухту, а экипажи кораблей включить в гарнизон Севастопольской крепости.


    Фото Лили Абибулаевой


    Старые корабли лежат на дне. Обрывки ВМС Украины заперты у своих причалов. Черноморский флот предпринял все возможные меры к обеспечению бескровного присоединения Крыма к России.


    Фото Лили Абибулаевой