Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Развитие частных ферм в белоруссии. Готовый бизнес план

    Развитие частных ферм в белоруссии. Готовый бизнес план

    Признаюсь честно: вот уже который год думаю о том, смогла бы я быть фермером или нет. Чем бы занялась? Скорее всего, плодоводством: выращивала бы в теплицах столовый виноград и землянику. Думаю, что о своем большом наделе земли мечтаю не я одна.

    В 1991 году, когда только был принят Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», стать хозяевами на земле мечтали 8 - 9 процентов опрошенных крестьян. То есть если бы они все воплотили в жизнь свою мечту, то сегодня в Беларуси было бы не менее 60.000 фермерских хозяйств. А так на 1 января их насчитывалось 2.469. А всего же за эти 22 года было создано 6.800 фермерских хозяйств. Причины ухода с этой стези у всех разные - не сумели, не смогли, заработали необходимую сумму - и землю с плеч долой...

    Фермерство - относительно новое направление деятельности в аграрном секторе. Его старт выглядел оптимистично: новая форма хозяйствования казалась перспективной. В 1995 году было зарегистрировано максимальное количество таких хозяйств - 3.030. А затем наметилась устойчивая тенденция к их ликвидации. Зато оставшиеся на плаву активно укрупнялись. Если в 1996 году на одно среднестатистическое хозяйство приходилось по 20 га земли, то сейчас более 60 га. Есть хозяйства, у которых уже более полутора тысяч гектаров. Растет и рентабельность. Замечу, она существенно выше, чем у крупных предприятий–конкурентов. В прошедшем году по сравнению с 1991–м производство овощей фермерами выросло в 525 (!) раз. В 43 раза больше стали они выращивать и картофеля.

    О многом говорит и такой показатель, как выработка за год на одного работника. В некоторых фермерских хозяйствах он за прошлый год был равен 47.000 долларов.

    Но у начинающих не всегда есть свои деньги для обустройства и закупки самого необходимого. И без помощи государства тут не обойтись. Она есть. Вот какие цифры озвучил заместитель начальника управления реформирования, распоряжения государственным имуществом и развития малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Александр Казакевич. В 2011 - 2012 годах на развитие фермерских хозяйств направлено 221,3 миллиарда рублей. Если пересчитать по сельхозугодьям, то в прошлом году на 1 га земли пришлось в среднем по 115 долларов господдержки. Цифра, безусловно, колеблется по регионам. Самый высокий ее показатель в Брестской области - 205 долларов на 1 га, а в Могилевской, к примеру, - только 28. Кроме целевого финансирования за счет средств республиканского бюджета, есть и другие направления поддержки хозяйств. Среди них - предоставление фермерам сельскохозяйственной техники на условиях долгосрочного лизинга и льготное кредитование.

    За четыре года (с 2008 по 2012–й) фермерские хозяйства получили около 7% оборудования, предоставленного в лизинг всем организациям аграрного сектора. В последние годы активнее предоставляется фермерам в аренду и недвижимость.

    Если все так хорошо, то что же сдерживает фермерство? Во–первых, отсутствие земли. Да–да, земли. Как бы это парадоксально ни звучало. А как же без нее, кормилицы? На сегодня 6,5% фермерских хозяйств все еще не получили землю. Отсюда и текучесть. Тогда возникает закономерный вопрос: зачем регистрировали хозяйство? Вместе с документами надо бы предоставлять и надел.

    К сожалению, во многих регионах резервный земельный фонд исчерпан. Участки приходится изымать у сельхозпредприятий. Но это получается не всегда. Сельхозпредприятия и фермерские хозяйства тут пока не могут существовать на равных. Хотя, по мне, кто лучше работает, тому и приоритет в предоставлении земли. Серьезным камнем преткновения порой становятся доступность (вернее, недоступность) кредитных ресурсов, проблематичность страхования посевов, отсутствие рынков сбыта готовой продукции. Эти вопросы все еще остаются открытыми.

    А жаль. Фермерские хозяйства при должной поддержке со стороны государства в состоянии обеспечить страну и фруктами, и ранними овощами - всем тем, что сегодня мы импортируем. И в немалых объемах.

    С точки зрения финансов, стоит это абсолютно дешево – государству придется заплатить всего 0,8 базовой величины. Однако в отличие от открытия ЧУП или ООО понадобится больше времени – около трёх месяцев.

    Первым делом, следует ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют предстоящую фермерскую деятельность: Законом Республики от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. От 09.01.2017 г.); Земельным кодексом Республики ; Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

    Дальше, необходимо определиться с видами выращиваемых культур и местом их возделывания. Фермер может получить в безвозмездное, пожизненное использование до 50 гектаров сельскохозяйственных угодий. При этом земельный участок может передаваться по наследству, но его нельзя продавать или обменивать.

    Затем необходимо написать бизнес-план будущего фермерского хозяйства, который впоследствии будет рассматриваться районным исполнительным комитетом. Естественно, он должен объективно учитывать возможности возделывания конкретных культур на планируемых участках.

    Также следует узнать, кому именно принадлежат определенные участки земли, на которые Вы хотели бы претендовать.Земли могут быть в ведении сельсовета либо в ведении местного сельхозпредприятия. В зависимости от этого и происходит первичное согласование с сельсоветом или с сельхозпредприятием о возможности предоставления данных земель для ведения фермерского хозяйства. Сельсовет должен в течение двух недель дать ответ гражданину или юридическому лицу о возможности предоставления этой земли.

    После этого в райисполком подается заявление о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства по определенному образцу. К нему прилагается бизнес-план и решение сельсовета. Райисполком рассматривает это заявление в течение одного месяца. Преимущество на регистрацию фермерского хозяйства имеют лица, которые проживают в данной местности и имеют опыт сельскохозяйственных работ.

    После получения решения райисполкома следует зарегистрировать свою коммерческую организацию, т.е. фермерское хозяйство. Регистрация проходит в день подачи документов. Однако для государственной регистрации следует предоставить следующие документы:

    — заявление о государственной регистрации;

    — квитанцию об оплате (0,8 базовой величины);

    — два экземпляра устава фермерского хозяйства, его электронную копию;

    — копия документа райисполкома о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства в предполагаемом месте такого размещения.

    Затем в райисполком подается заявление о предоставлении земельного участка .

    Одновременно начинаются землеустроительные работы , составляется проект по отводу земель. По законодательству, данные работы оплачиваются местным бюджетом. Данные работы длятся около месяца.

    Полученный земельный участок необходимо зарегистрировать (делается в БТИ). После чего у заявителя появляются права на данный участок.

    Что еще следует знать будущему фермеру? Он должен уплачивать налоги за пользование землей. Первые три года земельный налог с фермерского хозяйства не взимается. В последующие годы возможно предоставление льгот от райисполкома.

    Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством.

    Если фермер заключает договора с наемными работниками, то он должен уплачивать налоги в соответствии с законодательством, т.е. взносы в ФСЗН, страховку и пр. На всех работников заводятся трудовые книжки.

    Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Так что в добрый путь, земледельцы!

    Светлана Лобан, начальник отдела экономики райисполкома.

    Ведение фермерского хозяйства — перспективная деятельность, даже учитывая все риски. Немногие предприниматели решаются на организацию КФК (крестьянское фермерское хозяйство), поскольку такой вид бизнеса требует немалых денежных вложений, а результаты работы будут видны лишь спустя 9-12 месяцев. Организовать агробизнес с нуля в Беларуси стоит недорого — за регистрацию придется заплатить одну базовую величину. Также в некоторых случаях предусмотрена государственная поддержка фермерской деятельности.

    Разведение КРС

    Как организовать фермерское хозяйство с нуля?

    КФХ — это коммерческая организация, организованная гражданином или членами одной семьи, для ведения предпринимательской деятельности по производству (переработке, хранению, транспортировке, продаже) сельхозпродукции, на выделенном государством участке земли.

    Будущему фермеру следует определить с направлением деятельности:

    • пчеловодство (мед, прополис, воск, перга);
    • (гуси, куры, утки, фазаны, индюки);
    • рыбоводство (карпы, щуки, форель, осетровые и т.д.);
    • скотоводство (козы, овцы, кони, коровы, кролики, свиньи);
    • растениеводство (виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, садоводство, семеноводство и др.).

    Фермерское хозяйство «ДАК»

    В безвозмездное пожизненное пользование можно получить до 50 гектаров сельскохозяйственных площадей. Участок нельзя продавать и обменивать, но можно передавать по наследству. Государственная финансовая поддержка может быть оказана приусадебным хозяйствам в течение года с момента их создания, а также фермерам, чья выручка от произведенной сельхозпродукции (кроме цветов, декоративных растений, пушного звероводства) составляет не менее 50 % от общей выручки предыдущего года.

    После выбора направление деятельности можно разрабатывать бизнес-план открытия фермерского дела, который будет представлять собой программу ведения бизнеса.

    Фермер должен продумать следующие пункты:

    • наименование КФХ;
    • состав лиц, входящих в хозяйство;
    • местонахождение КФХ;
    • цель;
    • размер уставного фонда, размер вкладов в УФ;
    • права и обязанности членов КФХ, порядок их вступления;
    • порядок распределения прибыли и др.

    Создание деятельности КФХ регулируется следующими документами:

    • Закон РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
    • Указ Президента Беларуси № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»;
    • Земельный кодекс РБ.

    После составления бизнес-плана, он подается в местный Райисполком вместе с заявлением о возможности размещения КФХ на определенном земельном участке. Заявление должно быть рассмотрено властями в течение одного месяца. При положительном ответе, сельхозпредприятие следует зарегистрировать.

    Выгодно ли заниматься фермерством?

    Если хотите минимизировать риски, подробно изучите рынок и уровень конкуренции, а также возможные места сбыта сельхозпродукции. Разведение крупного рогатого скота — прибыльное направление, т.к. спрос на мясную продукцию будет всегда. Но этот вид агробизнеса требует больших денежных вложений. При правильном подходе дело окупится в течение 2-5 лет. Если хотите быстрее получить прибыль, займитесь птицеводством или растениеводством. Данный бизнес не требует больших площадей и денег. Овощи, фрукты и ягоды можно выращивать весь год в теплицах. Особенно актуально это для зимнего периода: цены на продукцию резко вырастут. Рыбоводство при грамотном руководстве приносит приличный доход не только с продажи рыбы, но и с организации платной рыбалки. Инвестиции в разведение пчел также окупятся в короткие сроки.


    Островецкое фермерское хозяйство

    Налогообложение:

    • первые три года за пользование земельным участком налог взиматься не будет. В последующие годы фермер должен платить налог. Также есть возможность получить льготы от местных властей;
    • если в КФХ трудятся наемные рабочие, то фермер должен уплачивать взносы ФСЗН, страховку и др.;
    • КФХ может перейти на уплату единого налога (платеж в фиксированной сумме) для производителей сельхозпродукции.

    Также с 1 января 2018 года вступает в силу указ №311 об упрощении формы бухучета для небольших . КФК со средним числом работников 15 и менее человек и выручкой в год не более 110 тыс базовых величин предоставляется право на ведение бухучета по упрощенной форме в книге учета доходов и расходов фермерского хозяйства, в том числе лично их руководителями.

    Граждане, создавшие фермерское хозяйство

    О том, что зарабатывать на агробизнесе можно, доказал Михаил Шруб: 3 % земли Житковичского района приносят около 30 % от сельскохозяйственной выручки предприятий района. Белорус успешно занимается не только овощеводством, но и животноводством.


    Фермер Михаил Шруб

    В 1989 году в Беларуси впервые появились фермеры. Их деятельность составляла 2 % от сельхозпроизводства страны. На данный момент большинство государственных сельхозпредприятий страны убыточны, а количество приусадебных хозяйств сокращается. Главная причина — вымирание села и уменьшение численности жителей деревень. За 25 летний период в Беларуси было зарегистрировано около 7 тысяч КФХ, но по разным обстоятельствам 64 % из них ликвидировались.

    По данным Белстата, В 2016 году в пользовании белорусских фермеров было 2% от всех сельскохозяйственных площадей страны. На 1 января 2017 года 2531 фермерское хозяйство осуществляло свою работу. 2,3 % работников приходится на долю КФХ. Всего за 2016 год фермеры произвели сельхозпродукции на сумму 291 млн рублей.

    В Москву стремятся те, кто там не был, вероятно. Я там работал 10 лет, этого хватило, чтобы все понять. Последние 2,5 года работаю на себя, как предприниматель.

    Я с вами согласен, рынок конечно здесь большой. Но хотелось бы все-таки жить, а не бежать как белка в колесе, бесконечно, до гробовой доски. Тут я скорее склоняюсь к идее родовых поместий, с той лишь разницей, что больше коммерческой составляющей. Да и земли там мало, 1 га. Ничего толком не сделать.

    Граждане россии не имеют права оформить землю в собственность. Только аренда! Дом собственный,а земля в аренде. Фермерство открыть можно но для начала надо подлечить нервы))) рыть водоемы на земле без согласования нельзя (указываешь при открытии КФХ целевое назначение.) Проще начать с ЛПХ чтоб разобраться и понять. Приезжай экономике РБ как раз нужны финансовые влияния))))

    понятно. видимо начать надо с разрешения на проживание и гражданства, в любом случае.

    ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» (далее - Закон о гражданстве) любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно.

    Срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

    белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

    лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

    лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

    В соответствии со статьей 31 Закона о гражданстве заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, принимаются органами внутренних дел Республики Беларусь.

    На основании статьи 32 Закона о гражданстве и Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь принимают заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей.

    О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

    (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII, от 19.07.2005 N 44-З, от 09.07.2007 N 247-З, от 15.07.2008 N 397-З, от 06.07.2009 N 37-З, от 09.11.2009 N 55-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 01.07.2010 N 154-З, от 09.01.2017 №19-З)

    Настоящий Закон определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов.


    Глава 1

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

    1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство).

    2. Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.

    3. Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства.

    Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о фермерском хозяйстве

    1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, гражданским законодательством, законодательством об охране и использовании земель и иным законодательством.

    2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о фермерском хозяйстве, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств

    1. Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции.

    2. Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством.

    3. Установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского бюджета.

    4. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.

    5. На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством.


    Глава 2

    СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    Статья 4. Право на создание фермерского хозяйства

    1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

    2. Преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, имеют члены (работники) этих сельскохозяйственных организаций.

    3. Решение о создании фермерского хозяйства оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином).

    Статья 5. Устав фермерского хозяйства

    1. Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

    • наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство»;
    • сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);
    • место нахождения фермерского хозяйства;
    • цели деятельности фермерского хозяйства;
    • размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
    • размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
    • порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
    • порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
    • порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
    • права и обязанности членов фермерского хозяйства;
    • порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
    • порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидации.

    В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

    2. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства.

    В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства).

    3. В устав фермерского хозяйства вносятся изменения и (или) дополнения в порядке, установленном гражданским законодательством, в случае изменения положений пункта 1 настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

    Статья 6. Уставный фонд фермерского хозяйства

    1. При создании фермерского хозяйства формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом, иным законодательством и уставом фермерского хозяйства.

    2. Уставный фонд фермерского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) фермерского хозяйства.

    Вкладом в уставный фонд фермерского хозяйства могут быть принадлежащие учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

    Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд фермерского хозяйства подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

    В уставный фонд фермерского хозяйства не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено законодательством, договором либо собственником.

    3. Исключен.

    4. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства.

    5. Уставный фонд фермерского хозяйства делится на доли, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином. Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли учредителя фермерского хозяйства на момент формирования уставного фонда фермерского хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда фермерского хозяйства.

    Стоимость доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в имуществе фермерского хозяйства равняется части стоимости чистых активов фермерского хозяйства, пропорциональной размеру его доли в уставном фонде фермерского хозяйства.

    6. В случае внесения в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве общей собственности, размеры долей членов фермерского хозяйства считаются равными, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

    7. Уменьшение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств фермерского хозяйства и возмещения им убытков.

    8. Увеличение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после внесения всеми его учредителями (членами) вкладов в уставный фонд в полном объеме.

    Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов.

    При увеличении уставного фонда фермерского хозяйства за счет имущества фермерского хозяйства размер доли члена фермерского хозяйства может быть изменен с учетом вклада в уставный фонд и (или) личного трудового участия члена фермерского хозяйства в его деятельности по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

    Статья 7. Государственная регистрация фермерского хозяйства

    1. Фермерское хозяйство считается созданным с даты его государственной регистрации.

    2. Государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательными актами.

    Для целей государственной регистрации местом нахождения фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда).


    Глава 3

    ЧЛЕНСТВО В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

    Статья 8. Члены фермерского хозяйства

    1. Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи.

    Для целей настоящего Закона членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье.

    2. Членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с:

    • выходом на пенсию по возрасту или инвалидности - пожизненно;
    • переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, прохождением альтернативной службы, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, прохождения альтернативной службы, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования.

    Статья 9. Основания для изменения состава членов фермерского хозяйства

    Изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям:

    • принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства;
    • выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
    • исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
    • смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим.

    Статья 10. Принятие нового члена фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства

    Гражданин, соответствующий требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, может быть принят в состав членов фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства или главы фермерского хозяйства (в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином) при условии внесения вклада в уставный фонд фермерского хозяйства, а также в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства.

    Статья 11. Выход и исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства

    1. Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других членов фермерского хозяйства при условии предварительного их уведомления в порядке и сроки, установленные уставом фермерского хозяйства, но не позднее чем за месяц до выхода из состава членов фермерского хозяйства.

    2. Член фермерского хозяйства может быть исключен из состава членов фермерского хозяйства на основании решения общего собрания членов фермерского хозяйства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами или уставом фермерского хозяйства, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также по иным основаниям, установленным уставом фермерского хозяйства.

    Статья 12. Порядок осуществления расчетов при выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства

    1. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли, определяемой в соответствии с положениями статьи 17 настоящего Закона.

    2. Причитающаяся гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, стоимость доли в имуществе фермерского хозяйства определяется по бухгалтерскому балансу, составленному на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на день расчета с ним. Выплата стоимости доли и части прибыли гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, производится по окончании финансового года, в котором он вышел или исключен из состава членов фермерского хозяйства, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятия решения об исключении, если иной срок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

    Статья 13. Изменение состава членов фермерского хозяйства в случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим

    1. В случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим его наследник (наследники) может быть принят в члены фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

    В случае смерти члена фермерского хозяйства, если его наследниками по завещанию являются юридическое лицо Республики Беларусь или административно-территориальная единица Республики Беларусь, им выплачивается стоимость наследуемой доли в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.

    В случае смерти главы фермерского хозяйства, созданного одним гражданином, его наследник (наследники), изъявивший (изъявившие) желание вести фермерское хозяйство, признается членом (членами) этого фермерского хозяйства.

    При отказе наследника (наследников) от вступления в состав членов фермерского хозяйства либо при вынесении общим собранием членов фермерского хозяйства решения об отказе в принятии наследника (наследников) в состав членов фермерского хозяйства расчеты с ним (с ними) производятся в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.

    2. В случае отмены судом решения об объявлении гражданина умершим решение о членстве наследника (наследников) такого лица принимается общим собранием членов фермерского хозяйства.

    Статья 14. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

    1. Члены фермерского хозяйства вправе:

    • участвовать в управлении деятельностью фермерского хозяйства в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства;
    • получать информацию о деятельности фермерского хозяйства, в том числе о его доходах и расходах, знакомиться с его уставом, документами бухгалтерской отчетности и иными документами в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства;
    • участвовать в распределении прибыли, полученной фермерским хозяйством;
    • получать часть прибыли в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства;
    • получать вознаграждение за труд в денежных единицах и (или) натуральной форме, иметь ежедневный и еженедельный отдых, трудовые и социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде;
    • продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства;
    • приобретать у членов фермерского хозяйства в преимущественном порядке перед другими гражданами (не членами фермерского хозяйства) доли (их части) в уставном фонде фермерского хозяйства;
    • выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других его членов в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства, и получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также причитающуюся часть прибыли;
    • получить в случае ликвидации фермерского хозяйства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость пропорционально своей доле в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

    Члены фермерского хозяйства в соответствии с законодательством об охране труда, социальной защите и социальном страховании имеют право на охрану труда, социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы.

    Члены фермерского хозяйства могут иметь другие права, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства.

    2. Члены фермерского хозяйства обязаны:

    • сформировать уставный фонд фермерского хозяйства в порядке и сроки, предусмотренные законодательством и уставом фермерского хозяйства;
    • принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона или уставом фермерского хозяйства;
    • не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну фермерского хозяйства;
    • соблюдать требования устава фермерского хозяйства и исполнять решения его органов управления, соответствующие настоящему Закону, иным актам законодательства и уставу фермерского хозяйства.

    Члены фермерского хозяйства выполняют и другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства.


    Глава 4

    ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    Статья 15. Состав имущества фермерского хозяйства

    1. Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

    2. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, являются собственностью этого фермерского хозяйства.

    Статья 16. Источники формирования имущества фермерского хозяйства

    1. Источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут быть:

    • вклады в уставный фонд фермерского хозяйства;
    • доходы, полученные от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством;
    • иные источники, не запрещенные законодательством.

    2. Организации и индивидуальные предприниматели вправе передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы сроком до трех лет.

    Статья 17. Распределение прибыли фермерского хозяйства

    1. Прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.

    2. Уставом фермерского хозяйства может быть установлен иной порядок распределения прибыли фермерского хозяйства.

    Статья 18. Ответственность фермерского хозяйства

    1. Фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    2. Члены фермерского хозяйства не отвечают по обязательствам фермерского хозяйства, а фермерское хозяйство не отвечает по обязательствам членов фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


    Глава 5

    УПРАВЛЕНИЕ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

    Статья 19. Органы управления фермерского хозяйства

    1. Управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства и глава фермерского хозяйства.

    Общее собрание членов фермерского хозяйства является высшим органом управления фермерского хозяйства.

    Глава фермерского хозяйства является исполнительным органом фермерского хозяйства.

    2. В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава фермерского хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.

    Статья 20. Общее собрание членов фермерского хозяйства

    1. К исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства относятся:

    • внесение изменений и (или) дополнений в устав фермерского хозяйства;
    • изменение размера уставного фонда фермерского хозяйства;
    • принятие в состав членов фермерского хозяйства, исключение членов фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства, в том числе принятие решения о членстве наследника (наследников) гражданина, объявленного умершим, в случае отмены судом решения об объявлении этого гражданина умершим;
    • избрание на должность главы фермерского хозяйства и освобождение его от этой должности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона;
    • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов фермерского хозяйства, распределение прибыли фермерского хозяйства;
    • принятие решения о реорганизации или ликвидации фермерского хозяйства;
    • иные вопросы, отнесенные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства.

    Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства, не могут быть переданы общим собранием членов фермерского хозяйства на решение главы фермерского хозяйства.

    2. Каждый член фермерского хозяйства вправе присутствовать на общем собрании членов фермерского хозяйства, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

    Каждый член фермерского хозяйства на общем собрании членов фермерского хозяйства имеет один голос, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

    3. Общее собрание членов фермерского хозяйства полномочно принимать решения только при условии присутствия на нем не менее двух третей от всех членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

    Решение принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов членов фермерского хозяйства принятым считается решение, за которое проголосовал глава фермерского хозяйства. Уставом фермерского хозяйства может быть предусмотрен иной порядок принятия решений.

    Решения общего собрания членов фермерского хозяйства оформляются протоколами, которые подписываются присутствовавшими на нем членами фермерского хозяйства.

    Статья 21. Глава фермерского хозяйства

    1. Главой фермерского хозяйства является один из учредителей (членов) фермерского хозяйства, избранный на эту должность собранием учредителей фермерского хозяйства или общим собранием членов фермерского хозяйства и указанный в уставе фермерского хозяйства.

    Глава фермерского хозяйства подотчетен общему собранию членов фермерского хозяйства.

    2. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином главой фермерского хозяйства является этот гражданин.

    3. Глава фермерского хозяйства не может быть одновременно руководителем иной коммерческой организации.

    4. Глава фермерского хозяйства должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона.

    5. Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, гражданами и юридическими лицами, совершает от имени фермерского хозяйства сделки, выдает доверенности на право представительства от имени фермерского хозяйства, распоряжается имуществом фермерского хозяйства, является нанимателем лиц, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому договору, осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Законом или уставом фермерского хозяйства к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства.

    6. В случае временной потери трудоспособности или отсутствия (не более четырех месяцев подряд) главы фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства глава фермерского хозяйства может уполномочить выполнять его обязанности на основании доверенности одного из членов фермерского хозяйства.

    7. В случае временной потери трудоспособности или длительного отсутствия (более четырех месяцев подряд), отказа от выполнения обязанностей главы фермерского хозяйства, выхода или исключения из состава членов фермерского хозяйства или смерти главы фермерского хозяйства решением общего собрания членов фермерского хозяйства избирается новый глава фермерского хозяйства.

    8. Если ведение фермерского хозяйства осуществляется одним гражданином, то в случае временной потери им трудоспособности или отсутствия (но не более четырех месяцев подряд) он может уполномочить выполнять его обязанности на основании договора поручения или договора доверительного управления имуществом дееспособного гражданина.


    Глава 6

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    Статья 22. Виды деятельности фермерского хозяйства

    1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.

    2. В случаях, предусмотренных законодательством, отдельные виды деятельности могут осуществляться фермерским хозяйством только на основании специального разрешения (лицензии).

    3. Фермерское хозяйство вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

    Статья 23. Реализация продукции фермерского хозяйства

    1. Фермерское хозяйство вправе распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по своему усмотрению в соответствии с заключенными договорами.

    2. При реализации сельскохозяйственной продукции, а также в процессе ее производства, переработки, хранения и транспортировки фермерское хозяйство обязано соблюдать санитарные нормы и правила, требования законодательства в области качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, а также требования экологической безопасности.

    Статья 24. Участие фермерских хозяйств в создании коммерческих и некоммерческих организаций

    1. Фермерские хозяйства могут создавать унитарные предприятия, быть учредителями (участниками) хозяйственных товариществ и обществ, членами потребительских кооперативов.

    2. Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.

    Статья 25. Участие фермерского хозяйства в финансовых и кредитных отношениях

    1. Фермерское хозяйство имеет право получать кредитные и заемные средства в соответствии с законодательством.

    2. В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору фермерское хозяйство может использовать залог своего имущества, включая урожай сельскохозяйственных культур, а также залог права аренды имущества.

    3. Фермерским хозяйствам могут предоставляться льготные кредиты в пределах средств республиканского бюджета, направляемых на эти цели, с уплатой процентов за пользование ими в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь начиная со второго года после получения кредита.

    4. Фермерское хозяйство вправе открывать текущий (расчетный) и иные счета для хранения денежных средств, осуществления расчетных и (или) кассовых и иных операций в соответствии с законодательством.

    Статья 26. Утратила силу.

    Статья 27. Учет и отчетность в фермерских хозяйствах

    Особенности учета доходов и расходов фермерских хозяйств, а также порядок составления и представления ими бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности устанавливаются законодательством.

    Статья 28. Трудовые отношения в фермерском хозяйстве

    1. Глава фермерского хозяйства заключает трудовые договоры с членами фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о труде.

    2. При необходимости для выполнения работ в фермерском хозяйстве могут привлекаться по трудовому или иному договору лица, не являющиеся членами фермерского хозяйства, с соблюдением требований законодательства.

    3. На членов фермерского хозяйства и иных лиц, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому договору, если работа в фермерском хозяйстве является для них основной, ведутся трудовые книжки в порядке, установленном законодательством о труде.

    Статья 29. Разрешение споров, связанных с деятельностью фермерского хозяйства

    Споры, связанные с деятельностью фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.


    Глава 7

    РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    Статья 30. Реорганизация фермерского хозяйства

    1. Фермерское хозяйство может быть реорганизовано по решению высшего органа управления фермерского хозяйства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

    Реорганизация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и уставом фермерского хозяйства.

    2. Члены вновь возникшего в результате реорганизации фермерского хозяйства должны соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона.

    Статья 31. Ликвидация фермерского хозяйства

    1. Ликвидация фермерского хозяйства осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами.

    2. Споры о ликвидации фермерского хозяйства разрешаются в хозяйственном суде.

    Статья 32. Распределение имущества фермерского хозяйства между его членами в случае ликвидации фермерского хозяйства

    Имущество ликвидируемого фермерского хозяйства, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами пропорционально их долям в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.


    Глава 8

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 33. Приведение учредительных документов фермерских хозяйств в соответствие с настоящим Законом

    Фермерские хозяйства в течение года после вступления в силу настоящего Закона обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.

    Статья 34. Переходные положения

    1. Требования, изложенные в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, не распространяются на граждан, являющихся членами фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона.

    2. Статья 26 настоящего Закона действует до вступления в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

    Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Н.ДЕМЕНТЕЙ