Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Высокая мотивация к обучению. Как мотивировать ребенка к учебе

    Высокая мотивация к обучению. Как мотивировать ребенка к учебе

    В процессе обучения у школьников возникает немало проблем (конфликты с одноклассниками и учителями, плохое поведение), однако чаще всего родителей тревожит нежелание ребёнка усваивать материал.

    Чтобы повысить успеваемость своего любимого чада, многим мамам и папам нередко приходится использовать силовые методы, когда уговоры и убеждения не помогают. Сразу отметим, что давление и физическая сила – не решение проблемы, а усугубление ситуации, потеря контакта с ребёнком. К тому же, если угрозы и запугивания в младшем школьном возрасте могут дать желаемый результат, то в подростковом данный метод перестаёт работать. Что же может заставить ребёнка учиться? Ответ простой – высокая мотивация к учёбе.

    Основные виды мотивации

    В психологии различают несколько видов мотивации, но в процессе обучения ключевое значение имеют два из них – внутренняя и внешняя. Рассмотрим оба понятия.

    Понятие внешней мотивации для учёбы предполагает использование побуждающих явлений, не связанных с самим процессом получения знаний. Результат обусловлен внешними факторами. Данный вид очень действенен, но, как правило, он имеет краткосрочный эффект. Иными словами, вы можете пообещать купить дорогой телефон или планшет своему ребёнку, если он закончит семестр с отличием, но это вовсе не значит, что после получения желаемого подарка ваше чадо будет учиться так же хорошо, как и прежде.

    В отличие от внешней, особенности внутренней мотивации учёбы связаны с самим содержанием деятельности. Такие меры позволяют добиться желаемого результата на длительный срок.

    К внутренней мотивации на учёбу относятся:

    • познавательные мотивы – стремление получать новые знания;
    • социальные мотивы – стремление добиться успеха в жизни, поступить в престижный университет и получить высокооплачиваемую работу;
    • – желание добиться высоких результатов, опередив всех своих конкурентов;
    • мотивация избегания неудачи – стремление получить хорошие оценки, чтобы не сталкиваться с негативными последствиями, которые влечёт за собой промах.

    Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

    Особенности мотивации в учёбе могут меняться в течение всей жизни под воздействием различных факторов. Поэтому главное, что необходимо сделать родителям – заинтересовать школьника самим процессом получения знаний. Добиться это несложно, конечно, если приложить усилия со своей стороны и придерживаться очень простых, но невероятно эффективных правил.

    • Удовлетворяйте любознательность ребёнка

    Как бы вы ни устали и какой бы ни была ваша занятость, ни один вопрос ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте, не должен остаться без ответа. Удовлетворяя любопытство своего любимого чада, вы формируете у него интерес к познанию мира.

    • Поощряйте увлечения

    У ребёнка в любом возрасте могут возникнуть разные познавательные увлечения. Поощряйте их даже в том случае, если они кажутся вам бессмысленными и неперспективными. Если ваш ребёнок увлёкся астрономией, купите ему соответствующую литературу, телескоп или билет в планетарий. Если же его интересует музыка, отправьте своё чадо учиться в специализированную школу. При этом действуйте постепенно и не давите на ребёнка, а, наоборот, позвольте ему самому найти своё хобби, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

    • Создайте мотивационную среду

    На формирование мотивационной сферы школьника влияет не только воспитание. Имеют значение и окружающие условия. Поэтому, чтобы заинтересовать своё чадо в получении новых знаний и заставить его хорошо учиться, создайте ему правильную мотивационную среду. Запишите ребёнка в кружок, посещайте с ним различные выставки, семинары и конференции. Особенно важно это для подростков, которым предстоит .

    • Позаботьтесь о хорошем окружении

    В жизни каждого школьника важную роль играет его окружение. Если ребёнок учится в «слабом» классе, где учителя уделяют недостаточно внимания качеству процесса, задумайтесь о том, чтобы перевести его в иную школу. Ведь, как известно, успехи других людей (в данном случае одноклассников) мотивируют на достижение высоких результатов. Но в то же время соблюдайте баланс между отдыхом и учёбой, не допускайте высокой нагрузки в школе, особенно в младших классах, поскольку именно она нередко становится причиной спада интереса к процессу получения знаний.

    • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    Никогда не акцентируйте внимание на плохих отметках своего ребёнка, сравнивая их с оценками братьев, сестёр или одноклассников. Не забывайте, что вы – в первую очередь союзник, а ваша цель – заинтересовать учиться, а не унизить.

    • Воспитывайте ребёнка на личном примере или примере успешных людей

    Если вы достигли в жизни многих побед (например, стали чемпионом по плаванью или директором крупной компании), говорите об этом своим детям. Но лучше всего купите им книгу с биографиями успешных и знаменитых людей, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько важен умственный труд.

    • Создайте комфортную среду обучения

    Ваши дети будут учиться намного лучше, если у них будет всё, что для этого нужно. Многие родители не могут понять, каким образом дорогой дневник и модный рюкзак могут повлиять на качество обучения. Однако психологи доказывают, что красивые вещи дарят человеку эстетическое наслаждение и стимулируют его к достижению новых высот.

    Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

    Если сформировать интерес к учёбе в младшем школьном возрасте достаточно просто, то с подростками дело обстоит намного сложнее. У них уже есть определённое мировоззрение, отношение к школе, ВУЗу, работе и будущей жизни. Поэтому, если подросток потерял интерес к обучению, повысить его мотивацию в учёбе не так просто, как может показаться на первый взгляд.

    Безусловно, лучший способ сподвигнуть подростков на получение новых знаний – донести до них мысль о том, что образование – это не просто прихоть взрослых, а возможность добиться успехов в будущем, получить хорошую работу и сделать замечательную карьеру. В данном случае психологи рекомендуют проявлять максимум внимания к обучению ребёнка. Вы всегда должны знать, как прошёл день вашего сына или дочери в школе, что стало причиной плохой отметки или замечания в дневнике. Не забывайте, какой бы ужасной ни была ситуация, вам необходимо находиться стороне ребёнка и морально его поддерживать. Иначе в случае очередной неудачи он опустит руки и перестанет бороться за успех.

    Ещё один верный способ повышения мотивации в учёбе у подростков – показать им на примере других людей, насколько тяжёлой и бедной является жизнь без образования. Если ваш ребёнок отказывается учиться, предложите ему поработать во время каникул дворником, разносчиком пиццы или расклейщиком объявлений, и вы увидите, насколько подростка к получению знаний.

    Таким образом, методы мотивации для учёбы могут быть различны. Но это, прежде всего, работа взрослых. Это систематический контроль со стороны родителей и их включение в жизнь ребёнка, его интересы и увлечения. И хотя основные знания детям даёт школа, именно на плечи мам и пап ложится ответственность за то, чтобы их малыши осознали всю ценность образования и уверовали в то, что получение новой информации – это не только важно и полезно, но и очень интересно.

    От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

    Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

    Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

    Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

    Мотивация может быть:

    • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
    • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

    Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

    Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

    Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

    Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

    Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

    • удовольствие от самого процесса обучения,
    • стремление к успеху,
    • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
    • понимание необходимости учебы для жизни.

    Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

    • сверх-важность отметок,
    • учеба – вынужденный долг,
    • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
    • избегание наказаний за плохие отметки,
    • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

    Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

    Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

    В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

    Причины нежелания учиться

    Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

    Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

    Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

    • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
    • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
    • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
    • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

    Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

    1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
    2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
    3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
    4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

    Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

    • страхи,
    • комплексы,
    • психологическая травма,
    • неуверенность в себе,
    • ошибки мышления,
    • «запретные» чувства и прочее.

    Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

    Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

    Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

    Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

    Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

    Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

    Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

    Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

    Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

    Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

    Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

    Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

    Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

    Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

    Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

    Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

    Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

    1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
    2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
    3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
    4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
    5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
    6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
    7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

    Учебные мотивы имеют свойства запускать, направлять и поддерживать те старания, которые устремлены на исполнение учебной работы. Это довольно сложная система, которую образуют мотивы, цели, реакции на успех и отсутствие успеха, настойчивость и собственные установки учащегося. Уже в младшей школе учебная мотивация становится огромной проблемой - дети начинают шуметь, отвлекаться, перестают слушать учителей, не делают упражнения, которые учителя задают домой. Позже, уже в старших классах, желание учиться начинает колебаться. Те причины, которые ясны для взрослого человека, не ясны для младших школьников. Взрослые понимают, для чего им нужно учиться.

    Мотивация детей к учебе

    Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. Ученики в младшей школе могут учиться вполне удачно, если будут ориентироваться на оценку учителя и (или) одобрение родителей. Ученики начальной школы не осознают ценность полученных знаний. К любимым урокам они чаще всего относят предметы, содержащие элементы игр, развлечений, такие как: рисование, труд, физкультура. В таком возрасте многие ученики хотят принести удовольствие близкому человеку своими хорошими результатами в учебе. Стоит учитывать, что первоклассники под словом «учиться» понимают не только получение знаний, но и общение с друзьями в школе.

    У учащихся в средней школе интерес к урокам во многом зависит от личности и характера преподавания учителя; они хотят стать лучше и превзойти своих одноклассников практически во всем. В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания. Поэтому важно объяснить ребенку что не нужно становиться лучше кого-то, нужно превосходить себя.

    Когда ребенок идет в старшую школу, он начинает осознавать важность полученных знаний.

    Мотивы учения

    Познавательный – ярко выражающийся интерес к новым знаниям, получению новой информации, удовольствия от открытия нового для самого себя. Такие мотивы выражают стремления учеников самообразованию.

    Социальный – желание получать знания для своего будущего, стремление стать полезным для общества. Такие мотивы включают в себя желание занять лидерскую позицию. Данный мотив – важная основа для самовоспитания и самообразования, но не воспринимается младшими школьниками. У детей с наклонностями лидера часто бывает престижная мотивация. Она заставляет быть первым среди одноклассников, но она вызывает игнорирование одноклассников. У учеников, которые плохо успевают в учебе, присутствует компенсаторная мотивация. Благодаря данной мотивации такие ученики реализуют себя в другой сфере: спорт, музыка, рисование и так далее.

    Мотив общения – только те предметы, которые включают в себя общение с одноклассниками, вызывают интерес у школьников.

    Мотив социального одобрения – учащийся жаждет одобрения родителей и учителей.

    Мотивация достижения успеха – стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым и умным. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.

    Мотивация избегания неудачи – школьники пытаются избегать плохих оценок и наказания за них. Такие ученики все свои результаты объясняют обычной удачей и (или) простотой задачи.

    Внеучебная мотивация – ребенок в школе интересуется только в мероприятиях, которые не связаны с учебной деятельностью (концерты, выставки, соревнования и так далее)

    Виды мотивации

    Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут как наказывать, так и поощрять за результаты ребенка. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.

    Ко всем вышеперечисленным мотивам следует стремиться, ибо вся эта совокупность устанавливает большой уровень формирования учебной мотивации учеников.

    Очевидно, что мотивированная учеба намного лучше, чем принужденная. Ученик, который имеет внутренние мотивы к учебе, получает оценки выше, чем его одноклассники, материал, который он прошел надолго останется у него в памяти. И при всем этом родителям не нужно постоянно контролировать ребенка. Мотивация – это внутренний процесс, его нельзя образовать извне. Но взрослые в состоянии помочь ребенку преодолеть эту проблему.

    Учителя не всегда выделяют время, чтобы сформировать мотивацию учеников. Такие учителя считают, что если ребенок пришел в школу, он должен делать все что говорят ему учителя. Также некоторые учителя пользуются отрицательной мотивацией для достижения успеха. От отрицательной мотивации рождаются отрицательные эмоции и нежелание учиться и выполнять задания учителя. Без появления интереса ученика не будет результата, и материал не будет усвоен, будет только видимость учебного процесса.

    В младшей школе родителям и ученикам не обойтись без внешней мотивации. Но стоит понимать и дать понять это ребенку, что важно не награда за результат, а сам результат. Большинство родителей мотивируют детей убеждением, при чем основными аргументами в пользу учебы становятся угрозы бедности, низкого статуса в обществе. Такие примеры не действенны на детей. Ученики младшей школы не могут ценить будущие выгоды образования.

    Мотивация имеет свойство меняться в зависимости от расположения духа человека, определенного предмета изучения и так далее.

    Изначально ученики приходят в школу с положительной мотивацией. Взрослым нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эту мотивацию.

    Как повысить мотивацию к учебе

    Самый действенный способ развития внутренней мотивации у ребенка – это делать это с помощью любознательности ребенка. Стоит учесть к чему именно лежит душа ребенка, и чем он хочет заниматься. Учеными доказано, что к обучению детей мотивируют отцы. Нужно прививать ребенку добиваться чего-то в жизни, добиваться чего-то. Отец на своем примере может показывать своему ребенку, как важно чего-то добиться в жизни.

    Одна из главных задач учителей в школе – преподать материал в такой форме, чтобы ученикам стало интересно, и они захотели его изучать. Устойчивый интерес у ребенка можно развить разными уроками-играми, уроками-путешествиями и тому подобным.

    Для того чтобы развить у ребенка внутреннюю мотивацию нужно поддерживать то состояние, при котором ребенок доволен своими результатами. Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ребенку те задачи, который он в состоянии выполнить. Нужно предлагать свою помощь, только если задание действительно сложное для ребенка. Задания для ребенка должны быть понятны ему, должны приобрести какое-то значение для него. Нужно объяснить ребенку и дать ему понять, что поражения случается если приложить мало усилий. Формировать мотивацию нужно всегда, будь то благополучные или не благополучные семьи.

    Однако так или иначе мотивация закладывается еще в дошкольном возрасте. И именно родители закладывают ее детям. Многие родители считают, что заложить мотивацию детям это не их забота и перекладывают это на учителей и воспитателей. Остальные предпочитают наказывать ребенка за плохую успеваемость: лишают компьютера, запрещают гулять или общаться с кем-то, некоторые берут в руки ремни. Многие родители отдают своих детей в школу довольно рано, когда ребенок еще не готов психологически. Он не может быть спокойным и делать то, что ему говорят. Нужно развивать в ребенке способность самостоятельно принимать решения. Некоторые идут на поводу у детей и нарушают режим дня. Каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен понять эту систему и вырабатывать у ребенка ту или иную мотивацию. Если у ребенка нет способностей к каким-то предметам, стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок разбирался хотя бы в одной области. Он должен побеждать над собой, над трудностями, которые стоят у него на пути.

    Нужно учить ребенка самостоятельности, давать ему самостоятельно ставить цели в учебе. Следует помнить, что запоминание у детей происходит в процессе игры и (или) развлечения. Всегда нужно хвалить своих детей, не игнорировать их, их проблемы, переживания. Любить детей нужно вне зависимости от того, с какими оценками они приходят домой. Ученики младших классов должны понимать, что нехватка способностей к какому-либо предмету должна быть компенсирована усердием.

    Ребенок – это личность и он всегда нуждается в поддержке.

    В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

    Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

    1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

    2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

    3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

    4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

    5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

    6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

    7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

    8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

    9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

    10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

    11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

    12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

    13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

    14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

    15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

    16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

    17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

    18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

    19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

    20. Любите ребенка.

    Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

    1. Предоставление частичной свободы выбора.

    2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

    3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

    4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

    5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

    6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

    7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

    8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

    9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

    10. Изменять методы и приемы обучения.

    11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

    12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

    13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

    14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

    15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

    16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

    17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

    18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

    19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

    20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

    21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

    22. Необычная форма преподнесения материала.

    23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

    24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

    25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

    26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

    27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

    28. Применяйте новые информационные технологии.

    29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

    30. Уважайте личность каждого ребенка.