Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Русский язык и мы Интересные презентации по русскому языку
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Особенности мировой транспортной системы. География транспорта — Гипермаркет знаний

    Особенности мировой транспортной системы. География транспорта — Гипермаркет знаний

    Транспорт мира Работа транспорта оценивается несколькими показателями: Количество перевезенных грузов (млн. т.) Количество перевезенных пассажиров (млн. чел.) Грузооборот (т × км) – произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км) Пассажирооборот (чел × км) - произведение количества перевезенных пассажиров (чел) на дальность перевозки (км)




    Значение видов транспорта (%) в грузообороте некоторых стран Страныж/давторечнойморскойавиатрубопроводный Россия52,71,33,9130,0729 ФРГ18,848,513,714,513,3 Китай37,513,512,634,50,11,8 США31,624,19,918,70,415,3 Франция9,2231,760,90,84,4 Япония110,5-88,30,2-


    Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Автомобильный Страны-лидеры по протяженности дорог: 1. США (более ¼ мировой автомобильной сети) 2. Индия 3. Япония








    Технико-экономические особенности различных видов транспорта Агент 007 центру! Дорогой сэр! Выполнить последнее задание – установить прибор слежения за перевозками на железной дороге из пункта А в пункт В не представляется возможным. Присланный Вами прибор, рассчитан на ширину европейской железнодорожной колеи в 1435 мм. Оказывается, в России ширина железнодорожной колеи составляет 1520 мм. Прошу организовать мне доставку прибора, рассчитанного на российский стандарт. Всегда Ваш, агент 007.


    Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Трубопроводный Страны-лидеры по протяженности нефте- и газопроводов: 1. США 2. Россия 3. Канада


    Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Речной Страны-лидеры по объему грузооборота: 1. США 2. Китай 3. Россия Страны-лидеры по доле в общем грузообороте: 1. Нидерланды 52% 2. ФРГ 25% 3. Бельгия 17%




    Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Воздушный Крупнейшие аэропорты: 1. Чикаго (ОХара) 2. Даллас 3. Лос-Анджелес 4. Атланта 5. Нью-Йорк (Кеннеди) 6. Лондон (Хитроу) А 380






    Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


    Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


    Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Кильский Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


    Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Кильский Важнейшие проливы: Ла-Манш (до 800 судов в сутки, гарантированные глубины до 35 м) Гибралтар Малаккский (глубина до 25 м) Макассарский (глубина до 50 м) Зондский (глубина до 50 м) Ормузский Босфор (глубина до 27 м) Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай



    Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

    Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

    По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

    Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

    Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов , общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т). Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), Мальта (27), Греция (26), Кипр (23), Норвегия (22), Сингапур (22), Япония (17), КНР (15) (см. таблица 32 учебника, стр. 396). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

    Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.

    Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

    Крупнейшие морские порты мира (таб 48 дополнения, стр 147)

    Грузооборот (млн.т)

    Сингапур

    Сингапур

    Роттердам

    Нидерланды

    Новый Орлеан

    Антверпен

    Иокогама

    Лос-Анджелес

    Гуанчжоу

    Порты с общим грузооборотом 50-100 млн т: Токио, Китакюсю, Кобе, Осака, Кавасаки, Куре (Япония); Нинбо (Китай); Нью-Йорк, Филадельфия, Тампа, Валдиз (США); Ванкувер (Канада);Тампико (Мексика);Тубаран (Бразилия); Марсель, Гавр (Франция); Гамбург (ФРГ); Лондон (Великобритания); Генуя (Италия); Александрия (Египет);Мина-Эль-Ахмади (Кувейт);Харк (Иран);Рас-Таннура (С. Аравия);Ричардс-Бей (ЮАР).

    Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.

    Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

    В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

    Основные направления морских перевозок:

    Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В Атлантическом океане сформировались несколько направлений морского судоходства:

    • 1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
    • 2. Южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой.
    • 3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

    Второе место по объему морских перевозок занимает Тихий океан. Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, Китая, стран Ю-В Азии, Австралии, США и Канады. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

    Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.

    На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы (Ла-Манш (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

    Основные направления мировых грузоперевозок:

    Нефть и нефтепродукты:

    • - из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию;
    • - из района Карибского моря в США и Западную Европу.

    Уголь:

    Из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

    Железная руда:

    • - из Бразилии в Японию;
    • - из Австралии в Западную Европу и Японию.

    Зерновые культуры:

    Из США, Канады, Австралии и Аргентины в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

    Речной транспорт . Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

    В Европе - Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

    В Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.

    В Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.

    В Латинской Америке - Амазонка и Парана.

    В Африке .- Конго, Нигер, Нил.

    В Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

    Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

    Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

    Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и второе место по пассажирообороту (после автомобильного). В настоящее время его развитие замедляется. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному и трубопроводному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

    Развитость железнодорожного транспорта определяется следующими показателями:

        общей длиной железных дорог того, или иного региона,

        густотой (плотностью) железнодорожной сети (длине железных дорог на 100 или 1000 км 2).

        Грузооборотом и пассажирооборотом.

    Кроме того, важными показателями является степень электрификации железных дорог и другие показатели, характеризующие ее качество.

    Различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и странам мира очень велики. Например, страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

    В целом в мире из-за конкуренции с автомобильным транспортом идет сокращение протяженности сети железных дорог, главным образом в развитых странах (США и страны Западной Европы). Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся странах и странах с переходной экономикой (Россия, КНР и др.).

    По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (86), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Аргентина, Австралия, Франция, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

    По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

    По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции - 65%, в Италии, Австрии и Испании - более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог. Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

    В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

    По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ - 60 млрд пассажиро-км;

    В ряде развитых стран (Франция, Япония, ФРГ и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 300 км/ч) железные дороги.

    Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной Европой и Японией через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до Японии морем.

    Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.

    Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает около 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния (занимает первое место по объему перевезенных грузов). Главное преимущество этого вида транспорта в маневренности (от дома до дома). Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (28 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

    Большая часть автомобильного парка и сети шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии. По размерам автомобильного парка лидируют: США (215 млн), Япония (64), Германия (45), Италия (35), Франция (33), Великобритания (28), Россия (20), Испания (20), Канада (20), Бразилия (16) (см таб. 31 учебника, стр.395).

    Однако, об уровне автомобилизации более справедливо говорит показатель количества автомобилей в расчете на 1000 жителей. Страны-лидеры здесь: США (765), Люксембург (685), Малайзия (640), Австралия (620), Мальта (610), Бруней (590), Италия (565), Австрия (560), Канада (560), Н. Зеландия (560), Япония (545), Германия (540), Португалия (540), Кувейт (530), Исландия (525) и др. (см рис. 42 дополнения к учебнику, стр. 145). В этой группе присутствуют не только развитые страны, но и страны НИС, нефтеэкспортирующие и другие.

    Наибольшую протяженность автодорог имеют США (6300 тыс км), Индия (3350), Бразилия (1725), Китай (1700), Япония (1160), Канада (900), Франция (900), Австралия (810), Испания (665), Россия (590).

    Наибольшую плотность автодорог имеют европейские страны (в первую очередь Бельгия (4700 км/км 2), Нидерланды (2770), Швейцария (1800) и другие), а также Япония (3100). В странах-гигантах, даже экономически высокоразвитых этот показатель значительно ниже, например, США (670), Бразилия (200), Канада и Австралия (100), Россия (32).

    По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

    В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

    Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Главные преимущества трубопроводного транспорта - низкая себестоимость, стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

    Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет более 1,9 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива.

    В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента.

    В Западной Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента.

    В СНГ нефте- и газопроводы проведены из районов Западной Сибири и Поволжья в европейскую часть России и далее в Восточную и Западную Европу

    Среди стран по протяженности нефте- и газопроводов наиболее значимы следующие:

    • - нефтепроводы: США (325 тыс км); Россия (66 тыс км); Канада (50 тыс км); Китай (8 тыс км); Саудовская Аравия (8 тыс км); Мексика (6 тыс км); Алжир (5 тыс км); Румыния (4 тыс км); Великобритания (4 тыс км).
    • - газопроводы: США (440 тыс км); Россия (148 тыс км); Канада (95 тыс км); ФРГ (55 тыс км); Франция (30 тыс км); Италия (18 тыс км); Румыния (7 тыс км); Мексика (7 тыс км).

    По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Это обеспечивается, прежде всего, благодаря большому диаметру труб и давлению.

    В настоящее время трубопроводы прокладываются не только по суше, но и под водой. Поэтому часто трубопроводный транспорт не относят к сухопутным видам, а выделяют в отдельную группу.

    Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира.

    Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 2,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

    Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Атланта (крупнейший в мире), Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне).

    По размерам авиаперевозок лидируют Северная Америка и Европа. Наибольшее количество авиапассажиров пересекает Атлантический океан из Америки в Европу. Среди стран по авиаперевозкам лидируют США, Япония, Великобритания, Китай, Франция.

    Сфера услуг наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики. Она включает группу отраслей непосредственно обслуживающих население:

    • - жилищно-коммунальное хозяйство;
    • - структуры социального обеспечения населения (дома престарелых, интернаты и т.п.);
    • - розничная торговля и общественное питание (магазины, киоски и т.д.);
    • - бытовое обслуживание (швейные, обувные мастерские и т.п.);
    • - кредитно-финансовое обслуживание (банки, фин. компании, инвестиционные фонды и т.п.);
    • - рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и т.п.);
    • - услуги связи (почта, телефон, телеграф и др.);
    • - культурное обслуживание (театры, концертные залы, музеи, библиотеки и др.);
    • -общественное обслуживание воспитания и обучения (ясли, детские сады, школы и др.);
    • - медицинское обслуживание и др.

    Все перечисленные отрасли в комплексе составляют социальную инфраструктуру общества. В этом состоит роль сферы услуг в хозяйстве.

    В настоящее время просматриваются две основные тенденции в развитии сферы услуг:

    • 1. Постоянное расширение этой сферы в хозяйствах стран, особенно высокоразвитых. В настоящее время в развитых странах сфера услуг занимает первое место.
    • 2. Расширение международной торговли услугами. Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультативные и другие услуги. По темпам роста экспорт услуг стал опережать экспорт товаров.

    Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80-90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997–1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показателей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др. Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, – понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя:

      сеть путей сообщения;

      работу транспорта;

      основные грузо– и пассажиропотоки.

    Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети. Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 1.

    Из приведенных в таблице 1 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов – железных дорог и внутренних водных путей – стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети – автодорог, трубопроводов и воздушных путей – продолжает довольно быстро возрастать. Графически соотношение отдельных видов транспортной сети показано на рисунке 1.

    Таблица 1. Динамика развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в.

    Рис. 1. Транспортная сеть мира, тыс. км

    Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров. Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.

    По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные – 7,5, внутренние водные пути – 5,5, морские – 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)

    Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 2) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.

    Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.

    Рис. 2. Структура мирового грузо– и пассажирооборота.

    Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

    Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

    Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.

    Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

    Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

    Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

    Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

    Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

    Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

    Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный – 36, автомобильный – 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.

    Современные условия жизни диктуют необходимость стремительного развития глобальной транспортной системы. Экономика и социальная сфера любого государства напрямую зависят от рациональной организации транспортных систем, включающих в себя как пассажирские, так и грузоперевозки.

    Необходимо отметить также личную зависимость каждого человека от транспорта. Транспортная система, так или иначе, участвует в нашей ежедневной деятельности. От степени ее налаженности (хорошие дороги, отсутствие пробок, безаварийное движение) зависит не только настроение населения и эффективность трудовой деятельности, но порой и здоровье, и даже жизнь человека.

    Терминология

    Транспортная система - это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров.

    Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.

    Инфраструктура - это комплекс материальных составляющих транспортной системы, неподвижно зафиксированных в пространстве, которые образуют транспортную сеть.

    Такой сетью называют совокупность связей (отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей и другое) и узлов (дорожные развязки, терминалы), которые используются при осуществлении Передвижение транспортных средств по сетям обуславливает образование транспортных потоков.

    При проектировании сетей необходимо учитывать характеристики транспортных средств, для которых создается инфраструктура, так как от габаритов, массы, мощности и некоторых других параметров транспортного средства, для которого предназначается разрабатываемая сеть, зависят ее геометрические и технические параметры.

    Обеспечение пропускной способности транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям проходящих через них пассажирских и грузопотоков, является важной задачей в деятельности специалистов транспортного комплекса.

    Особенности управления

    Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем - это комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и управление транспортными средствами.

    Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.

    Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).

    Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы - это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).

    Задачи транспортной системы

    К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов. Поэтому определение эффективности транспортной системы - это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.

    Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план. В данном случае необходим компромисс - установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров. Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.

    Глобальная транспортная система

    Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. транспортной сетью отличаются наиболее и Азии. В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).

    Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.

    Железнодорожный транспорт

    Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.

    Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.

    Автомобильный

    Автотранспорт используется для осуществления 85 % общего объема грузоперевозок России, а также более 50 % внутренних пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт представляется основным компонентом транспортной системы многих европейских государств.

    Развитие автомобильных перевозок зависит от трех ключевых факторов: увеличение численности населения, интенсивная урбанизация и увеличение числа индивидуальных легковых автомобилей. Исследователи отмечают наиболее вероятное возникновение проблем с обеспечением пропускной способности транспортной инфраструктуры в тех странах и регионах, где наблюдаются интенсивные темпы роста всех трех перечисленных критериев.

    Трубопроводный

    Зависимость современной экономики от нефте- и газодобычи обуславливает стремительное развитие системы трубопроводов по всему миру. Так, протяженность российской системы трубопроводов составляет 65 тысяч км, а в США - более 340 тыс. км.

    Воздушный

    Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским авиаузлом считается московский. Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов пассажиров.

    Транспортная система России

    Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны, формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы, являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.

    Благодаря своему благоприятному географическому расположению, Россия получает существенные доходы от оказания транспортных услуг, в частности реализации транзитных грузоперевозок по своим коммуникациям. Удельный вес различных элементов и характеристик транспортного комплекса в таких совокупных экономических показателях, как основные государственные производственные фонды (примерно одна третья), валовый внутренний продукт (приблизительно 8 %), полученные инвестиции на развитие отраслей (более 20 %) и другие, отражает значимость и актуальность развития транспортной системы в России.

    Какой вид транспорта наиболее популярен? В транспортной системе РФ таковым являются автомобили. Автомобильный парк нашей страны составляют более 32 млн легковых и 5 млн грузовых единиц, а также примерно 900 тысяч автобусов.

    Предпосылки формирования транспортной системы

    Развитие транспортных сетей (водных, наземных или воздушных) зависит от следующих факторов:

    • особенности климата;
    • географическое положение;
    • численность и уровень жизни населения в регионе;
    • интенсивность товарооборота;
    • мобильность населения;
    • существование естественных путей сообщения (например, речная сеть) и другие.

    В основе формирования единой транспортной системы России лежит несколько предпосылок, основными из которых являются:

    • обширная площадь;
    • высокая популяция (большая численность населения);
    • неравномерный демографический уровень в Федеральных округах;
    • интенсивность развития промышленности по отраслям;
    • неравномерное размещение месторождений сырьевых и энергоресурсов;
    • географическое положение производственных центров;
    • количество валовой продукции в государстве;
    • исторически устоявшаяся система путей сообщения.

    Транспортные компании России

    Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.

    ООО "Транспортные системы" - это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО " Транспортные системы" дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.

    Организация "РТ Транспортные системы" осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн. Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.

    Криворотько И.А. Особенности мировой транспортной системы / И.А. Криворотько, В.Д. Жирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №3. – С. 88-92.

    ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

    И.А . Криворотько , канд. экон. наук, доцент

    В.Д. Жирова , студент

    Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

    (Россия, г. Симферополь)

    Аннотация : В статье дана характеристика мировой тра н спортной системы в конте к сте: автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского, и транспорта . Проан а лизировано значение каждого вида транспорта в предоставлении услуг и тенденции их ра з вития. Рассмотрена политика различных стран в предоставлении разнообразных видов м и ровых транспортных услуг.

    Ключевые слова : т ранспортные услуги, международные перевозки, мировая транспор т ная система, грузооборот, пассажирооборот.

    В современных условиях деятельности транспорт удовлетворяет одну из основных потребностей – потребность в перемещ е нии. От эффективной работы транспортной системы зависит развитие и нормальная деятельность промышленных предприятий, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Особое значение транспортная система имеет для внешнеэкономических связей, обороны государства, освоения новых з е мель. Таким образом, тема достаточно акт у альна. Целью статьи является анализ с о стояния мирового рынка транспортных у с луг в контексте: автомобильного, железн о дорожного, морского, авиационного .

    Развитие мировой транспортной системы осуществляется путём синхронизации с о вместного функционирования различных видов транспорта, их коллективной де я тельности, при реализации смешанных п е ревозок. Объём перевозок генеральных гр у зов и товаров в контейнерах увеличивается особенно интенсивно. Как в международной практике, так и на территории России, для комплексного обеспечения такого вида п е ревозок используется создание транспор т ных коридоров [ 2, с. 87] .

    Классификация транспортных услуг о п ределяется рядом показателей, таких как, вид используемого транспорта, предмет транспортной операции (перевозки груз о вые , пассажир ские , багаж ные ), транспор т н ая характеристик а груз а, периодичност ь перевоз о к.

    Наиболее масштабным среди видов транспорта выступает – автомобильный. Объём м ирово го, зарегистрированного па р ка автомобильного транспорта , составля ло в 2014 г. более 800 млн. единиц, 85% из кот о рых – это легковые автомобили, 14% – гр у зовые , и 1% – автобусы. В Европе зарегис т рировано наибольшее число автомобилей – 37% , в Америке – 29% , и в Азии – 19%. В 2015 г оду было отмечено увеличение пр о тяжённости автомобильных дорог, и нек о тор ый рост автопарка. Совершенствование в сфере автомобильного транспорта в стр а нах, имеющих высокоразвитую экономику, воплощ ается в количественном увеличении и модернизац ии транспортных средств, со з дании и внедрении высокотехнологичных процессов, снижаю щих вредные выбросы , и защищающих окружающую атмосферу [ 3 ].

    С учётом того, что в развивающихся г о сударствах, таких как Индия, Бразилия, происходит стремительное наращива ние автомобильного транспорта, ожидается, что относительн ая дол я , приходящаяся на ра з витые страны, будет уменьшаться . По пр о гнозам э ксперт ов , до 2017 г ода, парк груз о вых автомобилей будет увеличиваться на 1,6-2,5% в год . Т акже прогноз ируется ув е личение протяженности автомобильных дорог , и сохранение за экономически разв и тыми странами лидерства, п о уровню кач е ства автомобильных дорог и автомобилей [ 6 ].

    П роцесс у автомобилизации присущи серьезные негативные аспекты, но политика развитых стран в сфере транспорта , напра в л ена не на сдерживание , а на регулирование этого процесса, в цел ях снижения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и п о терь от них . В экономически развитых стр а нах , приоритет в перевозке пассажиров принадлежит автомобильн ому транспорт у (рис. 1 ) .

    Как видно из рис унка 1 доля автом о бильного транспорта в перевозке пассаж и ров больше всего в таких странах как Ге р мания (86,1%), Франция (85%) и США (81,9%) . Самыми низкими показателями обладают: Болгария (50,9%), Венгрия (48,9%) и Румыния (37,2%). Т.е. пассажир о оборот связан с благополучием в стране, что дает возможность перемещаться.

    Но с учётом использования легкового транспорта, который находится в личной собственности, ему принадлежит основная доля в перевозках пассажиров, так как на него приходится большая часть пассажир о оборота (табл. 1) . Как видно из таблицы 1 наибольшую долю имеет США – 84%, на и меньшую – Румыния – 31%. Тут также и г рает роль благополучие население, возмо ж ность иметь личный транспорт, средства на его обслуживание. По длине автомобил ь ных дорог выделяются – США, Россия, И н дия; по густоте – Европа и Япония.

    Таблица 1 . Доля легкового автомобильного транспорта личной собственности в мир о вых перевозках пассажиров

    № п/п

    Страна

    Доля, %

    Италия

    США

    Франция

    Германия

    Великобритания

    Словения

    Словакия

    Чехия

    Польша

    Венгрия

    Югославия

    Румыния

    Источник: [ 6 ]

    В России п еревозки грузов автомобил ь ным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих пер е возок грузов – 44-45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. Об о стряется конкуренция на рынке контейне р ных отправок, транспортировки скоропо р тящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на рассто я ниях до 2000 км .

    Прогноз России состоит в том , что в среднесрочной перспективе данная тенде н ция сохранится. В 2016 — 2018 гг. планируе т ся построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, ме ж муниципального и местного значения. В среднесрочной перспе к тиве прогнозируется дальнейшее снижение пассажирооборота на автобусном тран с порте до 115,2 млрд. пасс-км в 2018 году (98,1% к 2014 году). В 2015 году объем пассажир о оборота городского электрического транспорта составит 54,8 млрд. пасс-км (98,4% к уровню 2014 года). При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесро ч ной перспективе будет постепенно возрастать и в 2018 году может достичь уровня 2014 г. — 55,9 млрд. пасс-км. (100,4% к 2014 году) [ 5, с. 54 ].

    Не менее важным и распространенным является железнодорожный транспорт. Около 50% общей длины железны х дорог приходится на 10 стран – США, Россия, Индия, Канада, К и тай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа [ 8, с. 340 ]. По показателям протяженности электриф и цированных железных дорог первенство принадлежит Росси и (около 40,3 тыс. км), второ е мест о у Германи и – (18,8 тыс.км) , и ЮАР (16,8 тыс. км). П очти 3/4 общей пр о тяженности электрифицированной желе з ной дороги мира приходится на 12 экон о мически развитых стран .

    Достаточно специфическим, но распр о страненным можно назвать авиационный транспорт. В 2014 г. более 50% авиаперев о зок пассажиров и грузов по международным и внутре н ним линиям было осуществлено компаниями США (34,5%), Японии (6,2%) и Германии (5,2%). 25 крупнейших компаний мира в 2010 г. осуществили 75% общемир о вого грузо об о рота по регулярным линиям. О сновной объем перевозок (75%) на ме ж дународных лин и ях приходится также на 25 компаний. Среди этих компаний 9 европе й ских, 8 Азиатско-Тихоокеанского региона, 5 компаний США, по одной из стран Средн е го Востока и стран Латинской Америки и Карибского региона [ 7 , c . 201 ] .

    По данным Ассоциации европейских п е ревозчиков, членами которой являются 30 крупнейших европейских к омпаний, на д о лю которых в 2013 г. приходилось 33% м и рового пассажирооборота по междунаро д ным линиям, общее снижение количества перевезенных ави а компаниями-ч ленами Ассоциации , пассажиров , по междунаро д ным линиям , в 2014 г. сост а вило 2,5% или 5 млн. пассажиров. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Авс т ралии, ФРГ. В международных возду ш ных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэр о портов (только в Европе их около 400) [ 4 ].

    З а 2014 г. произошло снижение объемов пассажирских авиаперевозок по междун а родным маршрутам авиакомпаний-членов Ассоциации европейских авиаперевозчиков : на североа т лантическом направлении – на 11,2%, на дальневосточном направлении – на 0,6% [ 6 ].

    Несмотря на замедление темпов развития морского транспорта, лидерство в междун а ро д ных перевозках остаётся за ним. Любое торговое судно имеет приписку в опред е лённом порту, и ходит под конкретным г о сударственным флагом, который не все гда находится в соо т ветствии с гражданством владельца. Под чужими флагами ходит зн а чительная часть груз о вых судов (42% всех судов), особенно популярны «удобные», или «дешёвые» флаги стран открытого с у дового регистра, дающие возможность м и нимизировать судовладельцам расх о ды по налогам, оплате труда, и прочим параме т рам. Либерия, Панама, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Бага м ских островов – государства, официально явля ю щиеся странами открытого судового регистра. Мировыми лидерами по тоннажу являются кру п нейшие владельцы судов Греция, Япония, США, Россия. Самый большой речной и озе р ный флот – в США. Среди ведущих стран мира по объему гр у зооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, Германию и Канаду. № п/п

    Наименование

    2014 год отчет

    2015 год оценка

    2016 год

    2017 год

    2018 год

    прогноз

    Объем коммерческих перев о зок, млн.т

    3661,8

    3531,7

    3558,0

    3609,9

    3680,0

    темп роста к предыдущему г о ду, %

    97,7

    96,4

    100,7

    101,5

    101,9

    Коммерческий грузооб о рот, млрд.т-км

    2538,8

    2523,6

    2534,8

    2566,0

    2605,3

    темп роста к предыдущему г о ду, %

    103,4

    99,4

    100,4

    101,2

    101,5

    Пассажирооборот общего пользов а ния, млрд.пасс-км

    543,9

    519,6

    510,4

    512,0

    527,3