Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Количественный, процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Процессный подход к управлению

    Количественный, процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Процессный подход к управлению

    Основные подходы к менеджменту

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Основные подходы к менеджменту
    Рубрика (тематическая категория) Менеджмент

    Во второй половинœеXX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического разви­тия, усилением элементов неопределœенности и непредска­зуемости внешней среды, обострением конкурентной борь­бы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены были осуществлять перестройку управ­ления с целью повышения уровня организационной дея­тельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определœенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуа­ционный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения.

    К примеру, с 50-х по 70-е гᴦ. XX в. доминировал количественный подход . Отправным моментом применения математических ме­тодов в управлении явилось образование в 1930 ᴦ. в Кливленде (США) ассоциации ʼʼМеждународное обще­ство для развития экономической теории в связи со ста­тистикой и математикойʼʼ, в которую входили известные экономисты И. Фишер, И. Шумпетер, Р. Фриш и др.
    Размещено на реф.рф
    Ассоциация выпускала журнал ʼʼЭконометрикаʼʼ. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на базе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие про­блемы постепенно стали исследоваться по специализиро­ванным направлениям: исследование операций, экономет­рика, теория принятия решений и другие. По своей сути, исследование операций - ϶ᴛᴏ примене­ние методов научного исследования к операционным про­блемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает мо­дель ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модель – представление объекта (си­стемы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свой­ства. В менедж­менте моделирование крайне важно в силу сложности проб­лем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ уви­деть будущее.

    Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждении и описательного анализа моделями, символами и количественными значе­ниями. Самый крупный толчок к применению количествен­ных методов в менеджменте дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструи­ровать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

    Говоря о значении количественного подхода, следует отметить два момента:

    1) подход углубил понимание сложных управленче­ских проблем благодаря разработке и применению моделœей;

    2) подход позволил облегчить руководителям приня­тие решений в сложных ситуациях.

    Вместе с тем, влияние науки управления или количе­ственного подхода было значительно меньше, чем влия­ние бихевиористского подхода отчасти потому, что гораз­до большее число руководителœей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого по­ведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Вместе с тем, до 60-х гᴦ. XX в. лишь у очень немногих руководителœей было образование, достаточное для понимания и применения сложных коли­чественных методов.

    Именно ʼʼколичественная школаʼʼ в мировой управлен­ческой мысли стимулировала привлечение положений те­ории систем, кибернетики – областей науки, синтезирую­щих, интегрирующих сложные явления в управлении, что способствовало преодолению кон­фликта между рационализмом сторонников ʼʼнауки управ­ленияʼʼ и романтизмом энтузиастов налаживания гармо­нии в человеческих отношениях.

    Концепцияпроцессного подхода , сложившаяся в данный же период (50–70-е гᴦ. XX в.), рассматривает управление как процесс. Работа по достижению целœей - ϶ᴛᴏ не единовременное действие, а серия непрерывных и взаимо­связанных действий – управленческих функций. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимо­связанных процедур, операций, действий. Процесс управ­ления является общей суммой всœех этих этапов управлен­ческого цикла.

    В современной теории нет единства по поводу перечня функций управления. Как известно, А. Файоль, которому принадлежит первона­чальная выработка этой концепции, насчитывал пять функций. Дру­гие авторы разработали иные перечни функций. Факти­чески почти в каждой публикации по управлению содер­жится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В совре­менной литературе по менеджменту чаще всœего выделяют­ся следующие функции: планирование, организация, ру­ководство, координация, контроль, мотивация, принятие решений.

    Системный подход (60 – 90-е гᴦ.XX в.) – направле­ние методологии научного познания и социальной практи­ки, в базе которого лежит исследование объектов как систем. Большой вклад в развитие системного подхода, как мы уже говорили, внес А. А. Богданов.Изложением принципов общего иссле­дования систем также занимались Л. фон Берталанфи, К. Болдинг, С. Вир, Н. Винœер и другие.

    Системный подход явился одной из наиболее существен­ных тенденций в развитии менеджмента во второй поло­винœеXX века. Он послужил общей методологической ос­новой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях зна­ния, в т.ч. и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всœегда имеют дело с объектами, являющими­ся совокупностью разнообразных взаимосвязанных элемен­тов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.

    Буквальное значение термина ʼʼсистемаʼʼ – ʼʼцелое, со­ставленное из частейʼʼ, комплекс элементов, находящих­ся во взаимодействииʼʼ. Этот термин используется для опи­сания самых различных явлений и трактуется как пра­вильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются:

    ‣‣‣ сложность объекта и его целостность;

    ‣‣‣ способность делиться на подсистемы;

    ‣‣‣ быть элементом системы более высокого порядка;

    ‣‣‣ образовывать особое единство со средой.

    Важнейшим интегративным признаком системы явля­ется эффект целостности или, по определœению У. Эшби, ʼʼэмерджентностиʼʼ, то есть появление у данной совокупно­сти объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой дея­тельности под системой понимают организованное множе­ство структурных элементов, взаимосвязанных между со­бой и выполняющих определœенные функции. Целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами эле­менты детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть ʼʼправо на существованиеʼʼ.

    Системный подход, впервые примененный в США для достижения военных целœей (создание атомной бомбы), по­лучил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в т.ч. в менеджменте. Сис­темный подход применяется при решении задач, предпо­лагающих изучение или создание системных объектов вы­сокой сложности, а также управления ими. В каждом кон­кретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, про­цедур, инструкций, эталонов и приемов исследования дан­ных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия.

    Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной страте­гии их изучения. Важнейшие принципы системного под­хода:

    ‣‣‣ процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целœей;

    ‣‣‣ крайне важно рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять всœе последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

    ‣‣‣ необходимы выявление и анализ возможных альтер­нативных путей достижения цели;

    ‣‣‣ цели отдельных подсистем не должны вступать в кон­фликт с целями всœей системы;

    ‣‣‣ восхождение от абстрактного к конкретному;

    ‣‣‣ единство анализа и синтеза, логического и истори­ческого;

    ‣‣‣ выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

    Системный подход применительно к управлению дает возможность:

    ‣‣‣ с учетом всœей совокупности экономических и соци­ально-политических условий четко сформулировать цели и узнать их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением;

    ‣‣‣ установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ре­сурсов на единой информационной, методической и процедурной основе;

    ‣‣‣ подготовить и всœесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения постав­ленных целœей при минимальных затратах;

    ‣‣‣ осуществить выделœение и распределœение материаль­ных и финансовых ресурсов;

    ‣‣‣ оценить управленческий потенциал системы и выяс­нить возможности делœегирования полномочий по уровням иерархии управления.

    Применение системного подхода к управлению обеспе­чивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установле­ние иерархического порядка подчинœения и ответственность в рамках подсистемы, определœение обязанностей и прав принятия решений.

    Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стра­тегического менеджмента.

    В 70-е гᴦ. XX в теоретический и практический менедж­мент вошел еще один подход –ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Т. Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, про­изводящих и продающих разнообразную продукцию. Ав­торы рассматривали работу этих предприятий в стабиль­ных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная струк­тура управления. Важно заметить, что для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условии – органичес­кая структура.

    Ситуационный подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно си­туационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро ре­шать проблемы в конкретной ситуации, и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непо­средственного приложения полученных теоретических зна­ний к практике. Сущность ситуационного подхода заклю­чается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация - обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и тех­нологий управления. В управлении нельзя искать универ­сальную технологию выхода из какой-либо ситуации. Она всœегда конкретна, уникальна, хотя и содержит неко­торые общие приемы, формы и процедуры.

    Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что всœе принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Ра­стущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер.НаЗападе распространена ʼʼтеория обстоятельствʼʼ, сущность которой состоит по сути в том, что в отличие от единствен­ного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положе­ния, что самый лучший путь - ϶ᴛᴏ не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способ­ность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоя­тельствам.

    Смысл ситуационного подхода можно свести к двум по­зициям:

    1. Неопределœенность условий управления – важнейшая детерминанта͵ предопределяющая выбор методов и форм управления;

    2. Надо соотносить ʼʼконтекстуальныеʼʼ переменные об­стоятельства (четко определœенный набор) с главными внут­ренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.).

    Основное конструктивное положение ситуационного под­хода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целœей.

    Ситуационный подход ориентирует субъект управления:

    ‣‣‣ на поиск движущей пружины ситуации;

    ‣‣‣ на выявление связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический ме­тод) и прогноз развития ситуации в будущем. В про­тивном случае поверхностное решение – очередное ʼʼизобретение велосипедаʼʼ;

    ‣‣‣ на соотношение управленческой ситуаци­онной задачи с задачами глобального уровня. Ина­че – ʼʼситуационный пленʼʼ, ʼʼтекучкаʼʼ;

    ‣‣‣ на обоснование и использование опти­мальных методов, форм, технологий, решений управ­ленческих проблем в данной ситуации. Иначе –обо­стрение ситуации;

    ‣‣‣ на формирование адаптивного стиля управ­ления: новая тактика в новых обстоятельствах. Ина­че – отставание, застой, регресс, крах.

    Для менеджера исключительно важным является меха­низм реализации ситуационного подхода. В этой связи воз­никает вопрос: возможна ли стандартная процедура при­нятия управленческих решений в различных обстоятель­ствах? Скорее всœего, нет. При этом определœенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен.

    Основные подходы к менеджменту - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные подходы к менеджменту" 2017, 2018.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Количественный подход в управлении

    Введение

    Введение

    Новый рывок в управленческой мысли - развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950-60-е годы - оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. Именно "количественная школа" в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики - областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления - к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников "науки управления" и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.

    На рубеже 1970-х годов переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация - это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. 1970-80-е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления.

    1. Становление школы науки управления

    Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта . Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

    Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженеромФ.У. Тейлором , которого следует считать основоположником научного управления производством.

    Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

    Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

    Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

    Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

    Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению -- это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

    Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

    Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назватьГенри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

    Френк Гилбрет и его супругаЛилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

    Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон . Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

    Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

    Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

    Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

    1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

    2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

    Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

    Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

    Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

    Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

    Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

    Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801--1877).

    2. Последующее развитие научной школы управления

    Долгое время происходил, количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора.

    Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

    Задания, которые получает подчиненный;

    Качество выполнения задания;

    Время получения задания;

    Ожидаемое время выполнения задания;

    Средства, имеющиеся для выполнения задания;

    Коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

    Инструкции, полученные подчиненным;

    Убеждение подчиненного в посильности задания;

    Убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

    Размер вознаграждения за проведенную работу;

    Уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

    Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Макгрегор сформулировал две различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».

    Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

    Теория «Х»

    Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

    Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

    Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

    Теория «У»

    1. Работа для человека так же естественна, как игра.

    2. Внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

    3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации

    Это деление чисто теоретическое и на практике имеет место комбинация различных стилей управления. Такое явление называется сочетанием стилей руководства.

    В чистом виде теории «Х» и «У» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными.

    Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа.

    «Бизнес, изолированный от внешнего мира, вытесняется бизнесом испытывающим удары быстро возникающего, непрерывно меняющегося множества внешних сил.»

    На этом фоне Ульям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившего название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках.

    управление организация труд тейлор

    Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций -- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

    После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель -- форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

    Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

    В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:

    Методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

    Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

    Количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений.

    Список использованной литературы

    1. Каким быть руководителю. Л. Д. Кудряшова. - Л.: Лениздат, 1986 г.

    2. Менеджмент. П. А. Кохно. - М.: Финансы и статистика, 1993 г.

    3. Менеджмент - путь к успеху. Любимова Н. Г. - М.: Агропромиздат, 1992 г.

    4. Психология менеджмента - Карпов А.В. - М: Гардарики, 1999г.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Психологический аспект в теории научной организации труда Ф. Тейлора. Положения школы научного управления и их вклад в теорию организации. Делегирование полномочий и распорядительная деятельность, передача контроля над процессом в ведение сотрудника.

      контрольная работа , добавлен 29.01.2010

      Теория научного управления организацией Ф.В. Тейлора, необходимость перехода от практики к системе специального обучения. Сущность административной теории организации и управления. Теория бюрократического построения системы управления М. Вебера.

      реферат , добавлен 09.11.2009

      Виды, функции и сущность организации условий труда на рабочем месте, значимость аттестации рабочих мест. Анализ эффективности деятельности ООО "Комплект ЛТД", анализ условий труда на рабочем месте. Мероприятия по улучшению условий труда персонала.

      курсовая работа , добавлен 24.10.2009

      Использование системы дифференциальной оплаты за производительность труда. Исследования по научной организации труда. Выход книги Ф. Тейлора "Принципы научного управления". Основные принципы управления Тейлора. Две основные задачи менеджмента.

      презентация , добавлен 11.06.2016

      Историческое становление и развитие управленческой мысли как предпосылки возникновения теории научного менеджмента. Теория научной организации труда Ф. Тейлора. Основные положения концепции человеческих отношений и социологические методы в управлении.

      реферат , добавлен 05.12.2010

      Понятие и основные элементы научной организации труда. Задачи и основные функции научной организации труда. Рабочие взаимодействия, осуществляемые на рабочем месте. Анализ организации труда на переписном участке. Анализ рабочего места инструктора.

      курсовая работа , добавлен 28.03.2012

      Биография Ф. Тейлора и основные положения его "науки управления производством". Эксперименты Тейлора по изучению производительности труда, разработка основных положений системы рационализации труда. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей.

      курсовая работа , добавлен 31.01.2012

      Возникновение науки об управлении, формулировка его принципов и целей. Школы в науке об управлении. Количественный, процессный, системный и ситуационный подходы. Функции управления: планирование, организация работ, мотивация, контроль, коммуникация.

      контрольная работа , добавлен 30.06.2009

      Социологический подход в системном анализе. Общая теория систем. Ситуационная теория: понятие, главные принципы. Производственные системы предприятия, степени сложности. Астонские исследования и развитие системного видения. Основные типы бюрократии.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2015

      Анализ научной школы управления. Направления развития менеджмента в XXI в. Биографическая справка из жизни Г.Ф. Тейлора. Основной вклад в науку управления ученого, оценка трудов. Командный стиль управления, системный подход. Современные школы управления.

    Ситуационный подход

    Системный подход

    Процессный подход

    Современные подходы в менеджменте

    Лекция № 3

    Профилактика отравлений.

    1. Строгое соблюдение инструкций по хранению, транспортировке и применению пестицидов и минеральных удобрений.

    2. Контроль за правильной подготовкой кормов к скармливанию.

    3. Контроль МДУ пестицидов в кормах, ПДК в почве и воде.

    4. Периодически проводить осмотр пастбищ и сенокосов на наличие ядовитых растений.

    5. Соблюдать правила хранения и применение лекарственных средств.

    Процессный подход. Основу данного научного подхода заложил А.Файоль, которого называют «отцом менеджмента». Являясь ав­тором «школы административного управления», он считал основ­ными функциями менеджмента предсказание, планирование, орга­низацию, распоряжение, координирование и контроль. Каждая из этих функций является самостоятельной и не зависит от других. Развивая взгляды А. Файоля, авторы процессного научного подхо­да рассматривают управление как сумму всех функций управле­ния, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия. Другими словами, управление рассматривается как непрерывный процесс.

    У разных ученых есть собственное видение набора основных функций (например, кроме предложенных А. Файолем, это могут быть исследование, оценка и т.д.). Поэтому для упрощения пони­мания сущности процессного подхода принято считать, что ос­новными, базовыми функциями управления являются: планиро­вание; организация; мотивация; контроль (рис. 1).


    Рис. Основные функции управления

    Эти функции находятся в постоянной взаимной связи. Между собой они объединены процессами принятия решений и передачи информации.

    Системный подход. В основе системного научного подхода ле­жит понятие «система» - комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внеш­ней средой.

    Суть системного подхода заключается в следующем. Менедже­ры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимо­зависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ко­торые ориентированы на достижение различных целей под влия­нием внешней среды.

    Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Ч. Барнард считал, что любое предприятие - это социальная си­стема. Он говорил: «Организация - комплекс физических, биоло­гических, личностных и социальных компонентов, которые нахо­дятся в специфическом системном отношении в связи с коопера­цией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».



    Менеджеру необходимо знать и учитывать единство формаль­ной и неформальной организаций. При этом формальная (офици­альная) организация представляет собой систему, сознательно построенную руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и персонала. В свою очередь неформальная (неофи­циальная) организация есть устойчивая сеть межличностных и социальных отношений, стихийно возникающих при объедине­нии людей в их трудовой среде.

    Все предприятия и организации можно рассматривать как откры­тые или закрытые системы. Открытая система характеризуется максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через обмен ресурсами, продукцией, информацией и т.д. Поскольку вы­живание такого предприятия зависит от внешней среды, оно вынуж­дено постоянно адаптироваться к непрерывно изменяющимся усло­виям ее существования. Таких предприятий - открытых систем в мире подавляющее большинство. Закрытые системы относительно незави­симы от внешней среды. Характерным примером в этом отношении является натуральное хозяйство в сельскохозяйственном производ­стве, которое обеспечивает себя необходимыми ресурсами и в кото­ром большая часть производимой продукции потребляется на месте. Предприятия - открытые системы в схематическом виде мож­но представить состоящими из трех основных блоков: вход; пере­работка; выход (рис. 2).

    Предприятие (переработка)
    Вход Выход

    (ресурсы) (продукция)


    Рис. Предприятие как открытая система

    На входе предприятие получает материальные, трудовые, фи­нансовые и информационные ресурсы. В результате обработки и преобразования этих ресурсов создается продукция (товары или услуги), которая затем реализуется потребителям. Процесс произ­водства и управления осуществляется в непрерывном взаимодей­ствии с окружающей средой.

    Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

    Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть

    конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на

    организацию в данное время.

    Используя данный подход руководители могут лучше понять, какие приемы

    будут в большей степени способствовать достижению целей организации в

    конкретной ситуации.

    Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с

    определенными и конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей

    организации наиболее эффективно.

    Ситуационный подход использует ситуационные различия между

    организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо

    определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на

    эффективность организации.

    Методология ситуационного подхода к менеджменту.

    Менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, и количественных

    методов принятия решений;

    Менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как

    положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или

    концепции в конкретной ситуации.

    Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию

    Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее

    важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за

    собой изменение одной или нескольких переменных;

    Менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы

    наименьший, отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым

    обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

    Количественный подход. Существенный вклад в теорию управления внесли математика, статистика, инженерные науки. Их влияние можно проследить в применении Ф.У.Тэйлором научного метода при анализе работы, количественные методы наиболее широко стали применяться с 195*0 по настоящее время. Количественный метод предусматривает для объективного сравнения и описания значимых переменных, отношений между ними задавать этими переменными количественные значения.

    Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитии компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые являются наиболее точными. Большинство менеджеров ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, мотивов поведения людей. Но в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагают применение компьютеров и использование количественных методов.

    Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, состоящий из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называются управляющими функциями. Процесс управления состоит из 4-х основных функций: планирования, организация, мотивация, контроль. И связывающих функций: принятия решений и коммуникации. Каждая управляющая функция тоже представляет процесс, потому что состоит из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех действий.

    Количественный подход . Появляется этого подхода связанно с переходом от экстенсивных методов управления производством к интенсивным. Количественный подход сформировался в 50-е г и совершенствуется до сих пор. Представители Р. Акофф, С. Бир, Р. Люс и т.д.

    В развитие этого подхода существенный вклад внесли такие науки, как математика, инженерные науки, информатика. Основной особенностью этого подхода явилась замена рассуждения и описания анализа моделями, символами.

    Количественные методы получили название «исследование операций». Их суть сводится к следующему: для начала выделяются проблемы организации, затем разрабатывается модель ситуации, переменным которой задаются количественные значения. Это позволяет эффективно описать и оценить каждую переменную и отношения между ними.

    В рамках количественного подхода разработаны следующие методы принятия решений:

    0 Методы платежной матрицы

    1 Дерево решений

    2 Управления по целям

    3 Кружки качества

    4 Мозговой штурм

    5 Портфельный менеджмент (управление портфелем инвестиций)

    Системный подход рассматривает процессы и явления в виде совокупных целостных элементов, структурных движущих ими.

    Теория систем впервые была применена в точных науках и техники.

    Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг.явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

    Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из который вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существуют два типа систем: открытые и закрытые.

    Ситуационный подход – «кейсовый подход» был направлен на развитие ситуационного мышления, этот подход чаще всего используют вне стандартных ситуациях, ситуация неопределенности и риска. Воспитывает у менеджера такие качества как гибкость, предвидение, способность принимать запрограммированное решение в нестандартных ситуациях, быть оригинальным в достижении цели. Суть подхода состоит в том, что результаты одних тех же управленческих действий в различных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому менеджер должен действовать исходя из того в какой ситуации он действует.

    Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

    Ситуационный подход внес большой вклад, в теорию управления используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е.конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время . Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретных ситуациях.

    Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиорической школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

    Ситуационный подход в процессе управления

    Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах их решения. В нем также сохранена концепция управления, применяемая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

    Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации более эффективно.

    Ситуационный подход концентрирует на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

    Методологию ситуационного подхода можно определить как четырех шаговый процесс:

    1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

    2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои слабые и сильные стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

    3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

    4. Руководитель должен уметь указывать конкретные проблемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект или дали бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.