Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Разделение и кооперация труда: понятия, виды и формы
  • Заявление на изменение графика рабочего времени
  • Рассказы о весне для школьников
  • История создания миг 29. Легендарные самолеты. Состоял на вооружении
  • Какие документы тсж обязано предоставить по запросу собственника
  • Рейдерский бизнес семьи Шандаловых?
  • История создания миг 29. Легендарные самолеты. Состоял на вооружении

    История создания миг 29. Легендарные самолеты. Состоял на вооружении

    6 октября 1977 года свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета МиГ-29 . МиГ-29 - это советский/российский легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, разработанный специалистами ОКБ МиГ. Согласно информации официального сайта РСК «МиГ», всего было выпущено более 1600 истребителей данного типа, которые состоят на вооружении ВКС России и еще 25 стран мира . Самолет производится серийно с 1982 года, сегодня в нашей стране выпускаются усовершенствованные модификации данной боевой машины, которые по-прежнему пользуются спросом на мировом рынке вооружений.

    Легкий истребитель МиГ-29 стал вторым боевым самолетом 4-го поколения, который был разработан конструкторами ОКБ имени А. И. Микояна, в то время как первым советским боевым самолетом 4-го поколения стал истребитель-перехватчик МиГ-31, работы над созданием которого начались еще в конце 1960-х годов. К работам над легким фронтовым истребителем МиГ-29 в ОКБ имени А. И. Микояна приступили в 1970 году. Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23. Помимо этого конструкторам ставилась задача превзойти по летно-техническим характеристикам новейшие на тот момент времени американские истребители F-15 и F-16.

    Основными особенностями нового истребителя стали: применение интегральной аэродинамической компоновки, в такой компоновке фюзеляж самолета выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы; перспективной силовой установки, состоявшей из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33; новых управляемых средств поражения; современной системы управления вооружением.

    В рамках работ по созданию истребителя МиГ-29 специально была организована межведомственная программа обеспечения надежности боевых систем и комплексов. В результате ее работы были достигнуты высокие показатели надежности, которые превосходили требования заказчиков и достигнутый к тому моменту мировой уровень. Также при создании нового легкого фронтового истребителя в ОКБ Микояна была создана специальная система стендов, в том числе - для полунатурного моделирования. Данное решение позволило значительно снизить сроки испытаний и повысить качество авиационной техники.

    По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка легкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А. А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолета был назначен М. Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В. В. Новиков. В настоящее время модернизация самолета МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А. Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя - под руководством Н. Н. Бунтина и И. Г. Кристинова.

    Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолет был готов к выполнению первого полета. В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А. И. Микояна А. В. Федотов впервые поднял самолет в небо. В летных испытаниях новой боевой машины также принимали участие летчики ОКБ: П. М. Остапенко, Б. А. Орлов, А. Г. Фастовец, В. Е. Меницкий, В. В. Рындин.

    После завершения в 1982 году широкомасштабной программы летных испытаний новый самолет был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня - Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.

    Дебют самолета на международной арене произошел в 1988 году. Самолет был представлен на авиасалоне Фарнборо в Великобритании, что само по себе было беспрецедентным решением. До этого советская боевая техника никогда не принимала участия в подобных авиасалонах. Появление истребителя МиГ-29 на авиасалоне Фарнборо стало настоящей сенсацией, а сам самолет стал главной звездой салона. Особенно зрителей и авиационных специалистов впечатлила фигура высшего пилотажа «Колокол». Данный элемент был включен в летную программу для того, чтобы предоставить потенциальным заказчикам как можно больше информации о новом самолете. В частности, наглядно демонстрировалось, что МиГ-29 сохраняет управляемость на траектории при нулевых и даже отрицательных скоростях полета, его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость машины, а силовая установка устойчиво и надежно работает во всем диапазоне скоростей.

    Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленен через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолета. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолета. Шасси МиГ-29 трехопорное, убирающееся.

    Примерно 40 % подъемной силы самолета в полете обеспечивает его корпус, 60 % - крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъемной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера легкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков.

    Основные конструкционные материалы планера самолета - это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и т. п.) был применен титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолета в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.

    Высокая тяговооруженность, рациональная аэродинамическая компоновка, надежная автоматизированная система управления обеспечили легкому фронтовому истребителю МиГ-29 отличные маневренные характеристики, которые присущи самолету и сегодня. В конструкции истребителя нашлось место широкому применению композиционных материалов. В основном варианте вооружение самолета состояло из 30-мм автоматической пушки ГШ-301, двух управляемых ракет средней дальности Р-27 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на цель и четырех управляемых ракет высокоманевренного ближнего боя Р-73.

    Впервые в мире на истребителе МиГ-29 была применена комплексная система управления вооружением на основе квантовой оптико-локационной станции КОЛС (комбинация обзорно-следящего теплопеленгатора с лазерным дальномером), импульсно-доплеровской РЛС Н019 и нашлемной системы целеуказания под обозначением «Щель-3УМ». Работой всех перечисленных систем, впервые в мире объединенных в единый комплекс, управляли бортовые электронно-вычислительные машины.

    Несмотря на то, что с момента первого полета опытного образца истребителя МиГ-29 прошло уже 40 лет, боевая машина по-прежнему востребована на мировом рынке военной техники, это подтверждается имеющимися заказами на данный истребитель. Так в 2016 году Россия закрыла контракт по поставке ВМС Индии 29 . Данные самолеты, относящиеся к поколению «4+», предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей современным высокоточным оружием. Самолеты могут одинаково эффективно использоваться в любых погодных условиях и днем, и ночью.

    Также в 2017 году Россия начала исполнение контракта по поставкам Египту истребителей МиГ-29М/М2. Всего эта североафриканская страна получит порядка 50 самолетов данного типа. Скорее всего, речь идет о поставке 46 истребителей МиГ-29М и 6-8 «спарок» МиГ-29М2 для боевой подготовки египетских летчиков. Впервые информация о данном контракте появилась в российских СМИ в мае 2015 года, тогда специалисты оценили стоимость контракта на поставку порядка 50 истребителей с вооружением примерно в два миллиарда долларов. Данный заказ стал самым большим на самолеты МиГ-29 за все постсоветское время.

    МиГ-29М/М2 можно назвать последним на сегодняшний день развитием платформы легендарного истребителя МиГ-29. Основным отличием новой машины являются новое радиоэлектронное оборудование, усовершенствованные двигатели с управляемым вектором тяги, возросшая дальность полета. Данный вариант истребителя был разработан в России в 2000-е годы с применением решений, которые возникли в ходе работ по созданию палубного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ (изделие 9-41/47).

    Возможности оборонной промышленности СССР неоднократно недооценивались противниками, как потенциальными, так и вполне реальными. Ряд образцов советских вооружений за историю страны стал эталоном для конструкторов самых развитых в индустриальном отношении государств. Некоторые из них даже стали своеобразными символами вооруженных сил СССР и новой России. Слава автоматов Шпагина и Калашникова, танков Т-34 и Т-54, "Катюш" и других видов русской смертоносной продукции вышла далеко за пределы шестой части суши. МиГ тоже относятся к отечественной оружейной классике.

    История КБ МиГ

    Конструкторское бюро начало работать до Великой Отечественной войны. Инженерам А. И. Микояну (брату сталинского наркома) и М. И. Гуревичу к 1940 году удалось создать великолепный самолет-истребитель, по своим характеристикам один из лучших в мире. Он обладал рядом недостатков, но на момент первого испытательного взлета эта легкая скоростная машина с обтекаемыми обводами могла поспорить с любым самолетом Германии, Британии или США.

    КБ всегда стремилось не только следовать за мировыми тенденциями авиастроения, но и по возможности задавать их. Первый серийный реактивный истребитель в СССР, МиГ-9, был ответом на успешное внедрение в ВВС западных стран самолетов этого класса.

    Реактивная эра

    Неприятным сюрпризом для американских летчиков стал МиГ-15, по скоростным и маневренным характеристикам превосходивший хваленую продукцию Нортропа и других производителей из США, считавших свою технику непревзойденной. В небе воюющего Вьетнама отлично показали себя перехватчики МиГ-17 и МиГ-21. Были и другие модели самолетов, МиГ-19 и МиГ-23. Во время войны Израиля с Египтом сверхмощный МиГ-25 неоднократно нарушал линию фронта, производя рейды над Тель-Авивом. И хотя на нем не было никаких вооружений, сам факт безнаказанного полета советского самолета над страной, вооруженной новейшими американскими системами ПВО, остудил многие горячие головы. Ряд региональных конфликтов, в которых советские военные самолеты МиГ показали себя с самой лучшей стороны, стал своеобразной рекламой этой марки, гарантией качества и высочайшей эффективности советской боевой техники. Венцом усилий конструкторов был МиГ-29. Технические характеристики этого истребителя и сегодня, спустя 37 лет после окончания основных проектно-конструкторских работ, вполне отвечают современным требованиям, предъявляемым к боевым машинам этого класса.

    Важное правительственное задание

    В конце шестидесятых - начале семидесятых годов основной «рабочей лошадкой» ВВС США и нескольких стран - вероятных противников СССР - был знаменитый F-4, «Фантом» разных модификаций фирмы Макдоннелл-Дуглас. Конструкция этого самолета была очень удачной, он мог решать универсальные по характеру задачи - от ведения маневренного воздушного боя до нанесения бомбово-ракетных ударов по наземным целям. Но опыт Вьетнама и Ближнего Востока показал, что против советского МиГ-21 и даже более раннего МиГ-17 воевать ему тяжело. Соотношение потерь оказалось не в пользу американцев. В США начались работы по созданию замены «Фантому», результатом которых стали истребители F-14 «Томкэт» и F-15 «Игл». Советским ВВС срочно требовалась модернизация с учетом перспективных проектов заокеанских авиастроителей с их «котами» и «орлами». КБ МиГ советское правительство поставило задачу. К осени 1977 года был готов новейший перехватчик МиГ-29. Взлет опытного образца состоялся 6 октября. Через пять лет самолет приняли на вооружение Военно-воздушных сил СССР.

    Немного о внешности

    В те годы даже внешний вид нового вида вооружений составлял государственную тайну. И в самом деле, очень многие революционные технические решения, включая концептуальные, стали отличительной особенностью перехватчика МиГ-29. Фото, неосторожно опубликованное в прессе, или запись показательного полета, продемонстрированная по телевидению, могли навести специалистов враждебного лагеря на мысли о магистральной линии авиастроения будущего. Согласно идее Главного конструктора М. Вальденберга, поддержанной сменившим на посту Генерального Р. Беляковым, у самолета была так называемая интегральная схема компоновки. Это означает, что от принятого в мировой авиации деления конструкции на плоскости и фюзеляж в КБ отошли. Весь планер состоял из плавных переходов, наплывов, с «классическими» боковыми стенками только в носовой части.

    Меры по соблюдению секретности были отнюдь не излишней предосторожностью. Подсматривать чужие новинки умели и специалисты, проектировавшие самолеты МиГ. Фото регулируемого воздухозаборника упомянутого «Фантома», сделанное на одном из авиасалонов, дало в свое время бесценную информацию нашим инженерам. Аналогичный узел был применен на МиГе-23.

    Силовая установка и фигура «колокол»

    Двигателей у самолета два (РД-ЗЗ или РД-ЗЗК для модификации «М»), они расположены ниже крыла. Их суммарная тяга может достигать от 16 600 до 17 600 кН (кгс). Если принять во внимание, что взлетная масса машины несколько превышает 15 тонн, то несложно сделать вывод о превышении величиной показателя тяговооруженности единицы. Это в свою очередь означает, что если самолет МиГ-29 установить вертикально и вывести секторы газа в положение, близкое к предельному, то он зависнет на месте или поднимется выше без участия крыла. Эта техническая особенность позволяет не только показывать уникальные фигуры высшего пилотажа на показательных выступлениях, но имеет и важное прикладное значение. Локаторы работают на допплеровском принципе и могут отслеживать только движущиеся объекты. В момент выполнения «колокола» и «кобры» (а именно так называются фигуры пилотажа, во время выполнения которых происходит «зависание») скорость самолета МиГ-29 равна нулю, и все системы контроля и наведения средств ПВО противника перестают его видеть на своих экранах.

    «Жабры» МиГ-29

    В есть и другие решения, демонстрирующие свежесть подхода к решению насущных проблем. Мощная силовая установка требует много воздуха, и он засасывается в приемный заборник в огромных количествах. Если взлетная полоса заснежена, на ней присутствует песок (что в некоторых регионах не редкость) или другие загрязнения, все это попадает внутрь турбины. Есть несколько способов бороться с этой напастью. Например, можно установить воздушные фильтры, как в автомобиле. Но они тоже имеют обыкновение забиваться. Или еще одно решение: разместить воздухозаборники повыше. Но это ухудшает аэродинамические свойства планера самолета. В случае с МиГ-29 конструкторы приняли необычное и уникальное решение. Забор воздуха до момента убирания стоек шасси осуществляется через дополнительные впускные отверстия на верхнем зализе, соединяющем крыло с фюзеляжем. Их два ряда, расположены они симметрично с правого и левого борта. Их назвали «жабрами». При разбеге и посадке основные воздухозаборники полностью перекрыты, и только после набора достаточной для безопасной работы высоты они открываются.

    Авионика

    Не только мощными двигателями и отличной аэродинамикой славится самолет МиГ-29. Технические характеристики, какими бы они не были распрекрасными, в современном воздушном бою не гарантируют победы, если пилоту не созданы эргономические условия и информационная поддержка, обеспечивающие возможность мгновенного принятия решения. Все-таки четвертое поколение к чему-то обязывает, тем более что к последним достижениям электроники наши вероятные противники всегда относились с большим вниманием. То, что в основе информационно-вычислительного комплекса стоит бортовая ЭВМ (это Ц100.02-06), ничего удивительного нет. Впервые в стране (а может быть, и в мире) применены многие дополнительные устройства, облегчающие работу пилота. В частности, «Наташа» (так летчики прозвали систему речевой индикации, на самом деле это «Алмаз-УП») приятным женским голосом сообщит, что заход на посадку выполняется на недостаточной высоте или скорости, оповестит о противнике, зашедшем в хвост, или иной опасности, ошибке или нештатной ситуации.

    Управлять вооружением очень удобно. Информация проектируется на участок лобового остекления фонаря кабины, а на шлемофоне установлена система целеуказания. Посмотрел на самолет, принял решение атаковать, нажал на кнопку боевого взвода - и можно считать, что врага больше нет. Такой вот смертоносный взгляд у наших пилотов. А если растерялся и утратил пространственную ориентацию, то ничего страшного, нажал на другую кнопку, и самолет сам выровняется и по дифференту, и по крену.

    Электронная система управления

    В современном военном летательном аппарате разделить авионику и системы управления вооружениями очень сложно. Без чувствительного к обнаружению цели на фоне земной поверхности радара одержать победу сегодня почти невозможно, но это устройство выполняет и навигационную функцию. Самолет МиГ-29 оснащен РЛС типа НО-93, способной сопровождать десяток целей одновременно. Она является составной частью прицельно-навигационного комплекса ОЭПРНК-29, который может выполнять оперативное картографирование, вычисляет алгоритмы атак на морские и наземные объекты противника. В ее составе есть и оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29, при ее разработке применены последние достижения квантовой физики. Цель обнаруживается и опознается на дистанции от 35 км (при догоне) до 75 км (на свободном пространстве). В общем, система управления сложная, но, несмотря на это, пользоваться ею удобно.

    Чем стрелять?

    Опыт показал, что с одними ракетами вести воздушный бой, особенно маневренный, трудно. Лишив артиллерии «Фантом», американцы были вынуждены изобретать специальные подвесные контейнеры с пушкой и боекомплектом. Истребитель МиГ-29 вооружен скорострельной (1500 выстрелов в минуту) пушкой ГШ-301 с водяным охлаждением, имеющей запас в сто снарядов (калибра 30 мм).

    Для ракет предусмотрены шесть наружных пилонов, смонтированных под крыльями. В зависимости от решаемых задач, на них можно устанавливать УР (Р-73 либо Р-60М). Для нанесения ударов по наземным объектам применяются УР типа Х-25М. Наведение этих средств осуществляется либо по телевизионному сигналу, либо по лазерному лучу. Прицеливание неуправляемых средств (НАР в кассетах, бомбы) производится с помощью РЛС. Морские цели поражаются УР Х-29 или сверхзвуковыми противокорабельными ракетами типа Х-31А, которые может нести МиГ-29. Вооружение перспективными образцами ракет заложено в конструкции подвесных узлов.

    Общее бомб и реактивных снарядов лимитируется максимальной боевой нагрузкой в 3 тонны (базовая модель) и 4, 5 тонны (МиГ-29М).

    ТТХ Миг-29

    Самолет по размерам и массе несколько меньше современных ему американских аналогов, к которым можно отнести F-14 и F-15. Размах крыльев советского перехватчика немного более 11 метров (такой же у «Томкэта» при максимальной стреловидности, а у «Игла» - 13 м). Длина составляет 17 метров вместе со штангой дозаправки в воздухе (против 19 у каждого из «американцев). МиГ-29, вес которого около 15 тонн, легче обоих самолетов - вероятных противников (примерно восемнадцать тонн каждый из них). Тяга двух турбин превосходит аналогичный показатель американских машин и достигает 17 600 кН (14 500 у «Томкэта» и чуть более 13 тыс. у «Игла»).

    Относительно небольшая площадь крыла (38 кв. м.) может насторожить высокой удельной нагрузкой, но она компенсируется высокой прочностью планера, обусловленной особенностями интегральной компоновки. Скорость МиГ-29 достигает 2,3 М (2 450 км/ч), у палубного варианта МиГ-29К она несколько ниже, 2300 км/ч. Для сравнения: F-14 в состоянии развить 1,88 М (1 995 км/ч), а F-15 - 2 650 км/ч. Еще один важный показатель - длина пробега при взлете и посадке. Чтобы МиГ взлетел, ему достаточно ВПП длиной 700 метров, а при форсажном режиме - всего 260 м. Садится он на площадку длиной 600 метров. Это позволяет использовать его в качестве палубного самолета (с тросовой тормозной системой) или эксплуатировать в условиях малоподготовленных аэродромов (или даже участков шоссе, как это случалось во время Югославской войны). Примерно такие же разбежно-пробежные характеристики имеют обе американские машины. Возможность применения истребителя в качестве базового на авианесущих кораблях предусмотрена и конструктивно, консоли крыла выполнены складными. Посадочная скорость МиГ-29 составляет 235 км/ч, что тоже указывает на его «морскую душу». Американские палубники имеют тот же аналогичный показатель.

    Практический потолок МиГа достигает 17 тысяч метров и занимает промежуточное положение между F-14 и F-15.

    Усредненные боевые качества советского МиГ-29, технические характеристики и его маневренность позволяют утверждать, что этот самолет превосходит все зарубежные аналоги, разработанные в то же время, что и он. Способность исчезать с экранов радаров в самый разгар воздушного боя придает этой машине уникальность. Новшества, примененные в системе управления, вывели отечественную авиапромышленность на качественно новый уровень. Важно и то, что истребитель МиГ-29 обладает широким модификационным потенциалом. Его разновидностей различной целевой направленности, разной дальности полета, с отличающейся по функциональному назначению бортовой радиоэлектронной аппаратурой, от фронтового истребителя до учебной «летающей парты», выпущено более двух десятков. Две из них (МиГ-33 и МиГ-35) выделены в самостоятельные модели линейки КБ им. Микояна и Гуревича.

    С разными эмблемами на крыльях

    После распада СССР военный авиапарк единого государства был поделен между бывшими союзными республиками. Испытывая материальные трудности, многие из них начали продавать ненужную им технику. К примеру, Молдавия уступила США два десятка бывших в эксплуатации МиГ-29. Стоимость каждого самолета составила 2 млн долларов, что во много раз ниже рыночной цены. Американцам этот перехватчик был нужен для отработки тактических приемов борьбы с ВВС стран, на вооружении которых он находится. МиГи продавались в зоны конфликтов на территории Африки, Азии и других частей света.

    ВВС стран-участниц тоже вооружались МиГами-29. Практически все они поступили в распоряжение «партнера» России в лице НАТО. Летчики Люфтваффе ФРГ, привыкшие в основном к американской технике, были приятно удивлены легкостью и эргономичностью управления - характерными качествами МиГ- 29. Фото советского истребителя с (опознавательными знаками ВВС Германии) сначала вызывали у непосвященных недоумение, затем к этому все привыкли.

    Самолет состоит на вооружении более чем двадцати пяти стран, и менять они его пока ни на что не собираются.

    При выборе поставщика оборонной продукции иностранные правительства руководствуются главным образом боевыми качествами и политическими соображениями. Но немаловажное значение имеет и финансовый аспект сделки. МиГ-29, стоимость которого составляет примерно 70-75 миллионов долларов за единицу, может решать большинство специфических военных задач не хуже своего заокеанского конкурента F-15, за который «просят» до сотни миллионов. В наше кризисное время такая разница явно играет на руку российскому «Оборонэкспорту».

    Боевой опыт МиГа

    До тех пор, пока соперничество «Точек опоры» («Fulcrum», так в НАТО прозвали МиГ-29) и американских «Орлов» F-15 носило теоретический характер, можно было спорить о том, какой из самолетов лучше. Первое серьезное реальное столкновение между двумя соперничающими машинами состоялось в небе над Персидским заливом (1991, операция «Буря в пустыне»). На фоне общего успеха, обусловленного тщательной подготовкой, преимуществом в информационно-аналитическом обеспечении и количественным превосходством, как-то слабо был освещен тот факт, что за все время войны в заливе авиация союзников так и не смогла одержать хоть одну подтвержденную победу над иракским МиГ-29. Технические характеристики этого перехватчика создавали пилотам Хуссейна условия для воздушных побед, документально зафиксирован случай уничтожения британского «Торнадо» на северо-западе Ирака (по неподтвержденным данным он был не единственным).

    13 югославских МиГ-29 (всего их было на вооружении СФРЮ 15, но два к началу агрессии оказались непригодными для вылетов) противостояли многократно превышающим силам НАТО. Каким-то загадочным образом американские летчики (по их словам) сбили их 24. В реальности все оказалось не столь бравурно, как рапортовали пилоты НАТО. Четыре единицы были разбомблены на аэродроме, один перехватчик потерян в результате аварии. Остальные шесть действительно были сбиты НАТО, руководство альянса, однако, всеми силами стремилось занизить собственные потери. Оценить их количество, а также долю заслуг МиГов в настоящее время затруднительно.

    Были и другие случаи боевого применения самолетов МиГ-29, к счастью, нечастые. В любом случае об успешности конструкции боевой машины судить можно только по случаям «чистого» противостояния при хотя бы примерно равной квалификации пилотов. Таких эпизодов в новейшей истории было немного, и все они говорят о том, что у МиГ-29 впереди еще долгая жизнь.

    6 октября 1977 года свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета МиГ-29. МиГ-29 - это советский/российский легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, разработанный специалистами ОКБ МиГ. Согласно информации официального сайта РСК «МиГ», всего было выпущено более 1600 истребителей данного типа, которые состоят на вооружении ВКС России и еще 25 стран мира. Самолет производится серийно с 1982 года, сегодня в нашей стране выпускаются усовершенствованные модификации данной боевой машины, которые по-прежнему пользуются спросом на мировом рынке вооружений.

    Легкий истребитель МиГ-29 стал вторым боевым самолетом 4-го поколения, который был разработан конструкторами ОКБ имени А. И. Микояна, в то время как первым советским боевым самолетом 4-го поколения стал истребитель-перехватчик МиГ-31, работы над созданием которого начались еще в конце 1960-х годов. К работам над легким фронтовым истребителем МиГ-29 в ОКБ имени А. И. Микояна приступили в 1970 году. Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23. Помимо этого конструкторам ставилась задача превзойти по летно-техническим характеристикам новейшие на тот момент времени американские истребители F-15 и F-16. Основными особенностями нового истребителя стали: применение интегральной аэродинамической компоновки, в такой компоновке фюзеляж самолета выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы; перспективной силовой установки, состоявшей из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33; новых управляемых средств поражения; современной системы управления вооружением.


    В рамках работ по созданию истребителя МиГ-29 специально была организована межведомственная программа обеспечения надежности боевых систем и комплексов. В результате ее работы были достигнуты высокие показатели надежности, которые превосходили требования заказчиков и достигнутый к тому моменту мировой уровень. Также при создании нового легкого фронтового истребителя в ОКБ Микояна была создана специальная система стендов, в том числе - для полунатурного моделирования. Данное решение позволило значительно снизить сроки испытаний и повысить качество авиационной техники.

    По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка легкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А. А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолета был назначен М. Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В. В. Новиков. В настоящее время модернизация самолета МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А. Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя - под руководством Н. Н. Бунтина и И. Г. Кристинова.

    Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолет был готов к выполнению первого полета. В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А. И. Микояна А. В. Федотов впервые поднял самолет в небо. В летных испытаниях новой боевой машины также принимали участие летчики ОКБ: П. М. Остапенко, Б. А. Орлов, А. Г. Фастовец, В. Е. Меницкий, В. В. Рындин.

    После завершения в 1982 году широкомасштабной программы летных испытаний новый самолет был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня - Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.


    Дебют самолета на международной арене произошел в 1988 году. Самолет был представлен на авиасалоне Фарнборо в Великобритании, что само по себе было беспрецедентным решением. До этого советская боевая техника никогда не принимала участия в подобных авиасалонах. Появление истребителя МиГ-29 на авиасалоне Фарнборо стало настоящей сенсацией, а сам самолет стал главной звездой салона. Особенно зрителей и авиационных специалистов впечатлила фигура высшего пилотажа «Колокол». Данный элемент был включен в летную программу для того, чтобы предоставить потенциальным заказчикам как можно больше информации о новом самолете. В частности, наглядно демонстрировалось, что МиГ-29 сохраняет управляемость на траектории при нулевых и даже отрицательных скоростях полета, его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость машины, а силовая установка устойчиво и надежно работает во всем диапазоне скоростей.

    Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленен через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолета. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолета. Шасси МиГ-29 трехопорное, убирающееся.

    Примерно 40 процентов подъемной силы самолета в полете обеспечивает его корпус, 60 процентов - крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъемной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера легкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков. Основные конструкционные материалы планера самолета - это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и т. п.) был применен титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолета в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.


    Высокая тяговооруженность, рациональная аэродинамическая компоновка, надежная автоматизированная система управления обеспечили легкому фронтовому истребителю МиГ-29 отличные маневренные характеристики, которые присущи самолету и сегодня. В конструкции истребителя нашлось место широкому применению композиционных материалов. В основном варианте вооружение самолета состояло из 30-мм автоматической пушки ГШ-301, двух управляемых ракет средней дальности Р-27 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на цель и четырех управляемых ракет высокоманевренного ближнего боя Р-73. Впервые в мире на истребителе МиГ-29 была применена комплексная система управления вооружением на основе квантовой оптико-локационной станции КОЛС (комбинация обзорно-следящего теплопеленгатора с лазерным дальномером), импульсно-доплеровской РЛС Н019 и нашлемной системы целеуказания под обозначением «Щель-3УМ». Работой всех перечисленных систем, впервые в мире объединенных в единый комплекс, управляли бортовые электронно-вычислительные машины.

    Несмотря на то, что с момента первого полета опытного образца истребителя МиГ-29 прошло уже 40 лет, боевая машина по-прежнему востребована на мировом рынке военной техники, это подтверждается имеющимися заказами на данный истребитель. Так в 2016 году Россия закрыла контракт по поставке ВМС Индии 29 корабельных истребителей МиГ-29К/Куб. Данные самолеты, относящиеся к поколению «4+», предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей современным высокоточным . Самолеты могут одинаково эффективно использоваться в любых погодных условиях и днем, и ночью.

    Также в 2017 году Россия начала исполнение контракта по поставкам Египту истребителей МиГ-29М/М2. Всего эта североафриканская страна получит порядка 50 самолетов данного типа. Скорее всего, речь идет о поставке 46 истребителей МиГ-29М и 6-8 «спарок» МиГ-29М2 для боевой подготовки египетских летчиков. Впервые информация о данном контракте появилась в российских СМИ в мае 2015 года, тогда специалисты оценили стоимость контракта на поставку порядка 50 истребителей с вооружением примерно в два миллиарда долларов. Данный заказ стал самым большим на самолеты МиГ-29 за все постсоветское время.

    МиГ-29М/М2 можно назвать последним на сегодняшний день развитием платформы легендарного истребителя МиГ-29. Основным отличием новой машины являются новое радиоэлектронное оборудование, усовершенствованные двигатели с управляемым вектором тяги, возросшая дальность полета. Данный вариант истребителя был разработан в России в 2000-е годы с применением решений, которые возникли в ходе работ по созданию палубного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ (изделие 9-41/47).

    Источники информации:
    http://www.migavia.ru
    http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29.html
    https://lenta.ru/news/2017/04/26/mig29
    Материалы из открытых источников

    Появившись почти одновременно с Су-27, в 1980-е годы самолет МиГ-29 фото видео сначала стал одним из символов советской военной мощи, а чуть позже - одним из главных участников массового вывода советских войск из Венгрии, ЧССР и объединенной Германии. Из «гадкого утенка» в обличье «Изделия 9.12» самолет сумел, хотя и очень не быстрым и непрямым путем, дорасти до полноценного многоцелевого самолета поколения 4++. Уместно отметить МиГ-29 единственный отечественный истребитель продолжающий оставаться на вооружении Североатлантического Альянс а (НА́ТО ).

    Сверхзвуковой истребитель МиГ-29 в воздухе. 1992 год

    Миг 29 из «гадкого утенка» дорос до полноценного многоцелевого самолета поколения 4++

    Если при создании МиГ-21, а затем и 23 в числе важных приоритетов была максимальная скорость, то проектирование истребителей нового поколения, начавшееся в СССР как ответ на , шло по совсем другому сценарию. Основными целями для проектировщиков стали высокая маневренность, значительно более совершенное оборудование и система управления вооружением. В рамках этой программы КБ П. О. Сухого создало самолет, позже известный как , а их коллеги из КБ А. И. Микояна - будущий -29.

    Миг-29УБ ВВС России побывавший на кап- ремонте, дальнейшая модернизация, именное оборудование радиоэлектронной борьбы - РЭБ и блоки выброса пассивных помех, Липецк

    Предполагалось, что машина Сухого, благодаря огромной дальности и большому числу ракет, станет основой авиации ПВО, а в ВВС будет выполнять роль истребителя сопровождения для бомбардировщиков Су-24, действуя на большом удалении от своих аэродромов. Однако ВВС для обеспечения господства в воздухе в районе линии фронта такой самолет был избыточен, и его решили дополнить меньшей, более легкой и дешевой машиной, разработку которой поручили КБ «МиГ».

    Руководство созданием новой машины, обозначенной «Проект 9», осуществляли А. А. Чумаченко и Р. А. Беляков (генеральный конструктор). С 1982 года главным конструктором МиГ-29 стал М. Р. Вальденберг.

    Основные данные истребителей 4 поколения

    сравнительные данные с французским миражом

    Фронтовой истребитель МиГ-29 28-ой гвардейский истребительный авиаполк

    Для нового самолета была выбрана интегральная компоновка с развитыми наплывами в корневой части крыла, как и на Су-27. Однако вместо революционной ЭДСУ, примененной на , позволяющей сделать самолет статически неустойчивым и получить выигрыш в массе и размерах рулей, осталась традиционная система управления, хорошо отработанная на предыдущих моделях МиГ. Силовая установка проектировалась специально для этого самолета в КБ В. Я. Климова под руководством главного конструктора С.П. Изотова. Новый 2-контурный ТРД с форсажной камерой (ТРДДФ) РД-33 оказался легче, экономичнее и существенно мощнее своих предшественников того же класса. Первый полет прототипа «Проекта 9.12» состоялся б октября 1977 года под управлением А. В. Федотова. Испытания и доводка 14 предсерийных машин заняли почти шесть лет, и лишь в 1984 году самолет начал поступать на вооружение советских ВВС.

    Характеристики истребителей поколения 4++

    F-16C ВВС США и МиГ-29 ВВС Польши во время учений «Белый орел» 2005 год, Польша, Авиабаза Кжесины

    С амолет МиГ-29 фото видео , в конце 1980-х годов, бесспорно, превосходил большинство массовых истребителей НАТО того времени. По числу стран, в которых МиГ-29 состоял на вооружении, он значительно обошел самолеты семейства Су-27. В отличие от Су-27, вскоре после поступления в советские ВВС МиГ-29 начал широко экспортироваться. Первые поставки за рубеж шли в страны ОВД (ГДР, Польша, ЧССР, Румыния, Болгария) и другим союзникам СССР (Индия, Югославия, Куба, Ирак, Сирия). В ходе кардинальных военных и политических перемен самолеты нередко оказывались в составе ВВС военных блоков, которые до того рассматривали МиГ-29 в качестве опасного противника. Машины, поставленные ГДР, на протяжении многих лет успешно служили в бок-о-бок с « » и « »; со временем оказались в НАТО польские, болгарские и словацкие машины. Одновременно шла распродажа избытков советских ВВС, доставшихся нескольким странам бывшего СССР, и немногочисленные поставки новых самолетов. К списку стран-обладателей присоединились Перу, Алжир, Иран, Венгрия, Малайзия, Йемен.

    МиГ-29 показательные полеты индийских ВВС на МАКС 2011, Индия одна из немногих стран покупательниц способных оплачивать свои приобретения

    Отступление..., на данный момент в эксплуатации в воздушных силах и на флоте России находится чуть более 300 самолетов, около трети способны подняться в воздух, остальные.... С начала 90-х пополнение самолетов не велось, не берется в счет модернизация единичных экземпляров, читай, ремонт старых образцов. Пополнение летного парка произошло после отказа от закупки Алжиром (на машинах были установлены б/у и контрафактные детали), модифицированных образцов с аббревиатурой СМТ, Российские ВВС получили около тридцати новых(!) машин(!) в 2008 году и..... стали самыми современными(!). Малайзия одна из немногих стран, способных платить, то же пока не проявляет энтузиазма в покупках, в эксплуатации у нее находилось 18 самолетов, срывы поставок запчастей привели к тому, что часть машин пришлось пустить на запчасти, теперь о закупках с их стороны никто и не заикается. С конца 90-ых, по большому счету серийное производство практически не ведется, напомню установленный производителем срок службы 20 лет и наработка 2500 часов. Так что не все так уж безоблачно, как может казаться на первый взгляд.

    Очередь из сушек и мигов на ремонт в 121 авиационный ремонтный завод п.Кубинка 2014 г

    Боевое применение самолет МиГ-29 фото видео , смотрим в отдельной статье, и хотя ниже на на фото лежит наш сбитый Миг, не забываем, что именно ему предстояло снять шапку-невидимку с американского самолета изготовленного с использованием технологии стелс, F-117.

    Сбитый МиГ-29 ВВС Югославии

    Выпуск истребителей был освоен на МАПО им. Дементьева - московском заводе, расположенном на Ходынке, недалеко от ОКБ. Однако в первоначальном виде истребитель не совсем устраивал заказчика - прежде всего из-за малой дальности полета, отчего первые МиГ-29 заслужили саркастическое прозвище «истребитель завоевания господства в воздухе над своим аэродромом». Кроме того, в процессе серийного производства менялись и улучшались и некоторые элементы конструкции - схема передней стойки шасси, замена некоторых композитных элементов конструкции металлическими, отказ от аэродинамических гребней под хвостовой частью.

    МиГ-29 ВВС Венгрии фото

    Важным направлением развития МиГ-29 стало оснащение его бортовым комплексом радиоэлектронного подавления «Гардения», который сумели довести до рабочего состояния лишь в начале 1980-х. Размещение этого оборудования требовало заметного объема, и единственным выходом стало появление накладного грота - обтекаемого отсека за кабиной пилота. Топливная система была перекомпонована, и емкость внутренних баков удалось несколько увеличить. Кроме того, для МиГ-29 был разработан подфюзеляжный конформный ПТБ, а под крылом стало возможным подвесить еще два ПТБ.

    Все эти меры заметно снизили остроту проблемы с дальностью - теперь при дальних перелетах с тремя ПТБ самолет мог покрывать почти 3000 км. Такие самолеты получили наименование «Изделие 9.13» (хотя обозначение МиГ-29 осталось неизменным); их выпуск начался в 1986-м, и этот вариант стал самым массовым и составил основу фронтовой истребительной авиации к началу 1990-х годов. Он должен был стать массовым истребителем ВВС СССР и союзников по ОВД, что требовало массовой подготовки и переучивания летчиков. Параллельно с совершенствованием боевых, ОКБ создало 2-местную учебно-боевую модификацию МиГ-29УБ («Изделие 9.51»).

    А 2 местная учебно боевая модификация МиГ-29УБ

    Лишенная РЛС, «спарка» обладала ограниченными боевыми возможностями. Выпуск этих машин был передан авиазаводу в Горьком (ныне Нижний Новгород), почти все послевоенное время выпускавшем только «МиГи». Хотя неспециалисты зачастую не могут отличить МиГ-29 от Су-27, в реальности назначение и компоновка этих самолетов различные - одинаковы у них лишь число килей и двигателей.
    ПОКОЛЕНИЯ 4+
    Главным оружием МиГ-29 были ракеты «воздух - воздух», а основным назначением - борьба с авиацией противника.

    МиГ-29 73-й истребительной эскадры люфтваффе выполняет пуск ракеты Р-27. Авиабаза Лааге, на 2003 год ВВС Германии располагали 13 самолетами, в 2004 году переданы польским воздушным силам

    Хотя истребитель мог наносить удары по наземным целям, номенклатура вооружения была крайне скудной и включала лишь обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты - высокоточное вооружение оставалось для МиГ-29 недоступным. Пока на вооружении ВВС имелись сотни прекрасных истребителей-бомбардировщиков Су-17 и МиГ-27, такая специализация не вызывала вопросов. Однако в начале 1990-х годов массированное сокращение состава ВВС завершилось полной ликвидацией этого класса самолетов, и решение задач ИБА легло частично на штурмовики Су-25, а частично - на фронтовые истребители.
    Модификации самолет МиГ-29 фото видео
    С этого момента основным направлением развития МиГ-29 становятся попытки придать ему многофункциональность - как путем модернизации выпущенных самолетов, находящихся в строю, так и разработкой новых модификаций. Последнее направление привело к появлению таких проектов, как СМ, СМТ и семейства МиГ-29М/-33/-35. В итоге он стал настоящим многоцелевым самолетом, обзавелся системой дозаправки в полете и его ЛТХ были заметно улучшены. Еще одним отдельным направлением стала разработка корабельной модификации МиГ-29К, изначально предназначавшейся для оснащения . Можно посмотреть на видео, новейшую версию самолета МиГ 29ОВТ снято с высоким разрешением, будет интересно.

    • МиГ-29М,/29МЭ,
    • МиГ-33 (изделие 9-1 5) Самолет «изделие 9-15» представля-ет собой второе поколение в семействе МиГ-29, от более ранних машин он отличается во многих отношениях. Радикально изменилась конструкция планера, которая стала главным образом сварной. Исключены верхние воздухозаборники на корневых наплывах крыла, количество подкрыльевых пилонов доведено до восьми. Масса подвесного вооружения составляет 4500 кг. Установлена аналоговая электро-дистанционная система управления и РЛС «Жук». Обновлен состав приборного оборудования. В СУВ интегрированы управляемое вооружение класса воздух - поверхность. Всего было построено шесть прототипов самолета «изделие 9-15», перый полет выполнил 25 апреля 1986 года летчик-испытатель В.Е. Меницкий.
    • Истребитель МиГ-29МЭ является экспортным вариантом самолета МиГ-29М, также известного как МиГ-33.
    • МиГ-29СМТ. Обвал финансирования оборонной про-мышленности в 1990-х годах похоронил надежду на запуск в серийное производство самолетов МиГ-29М. Как менее дорогая альтернатива "эМке" в ОКБ разработана модификация МиГ-29СМТ. Самолет предназначался для замены состоявших на вооружении российских ВВС истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и Су-17. Для ВВС РФ предполагалось модернизировать ранее построенные «9-13», программа была свернута. «9-18» и «9-19» разработаны для экспорта. Первые модификации СМТ были поставлены на экспорт в Йемен («9-18», 2002 год) и Алжир («9-19», 2007 год), но сделка с Алжиром обернулась скандалом (контрафактные комплектующие, и б/у запчасти использованные в новом самолете) - все самолеты были возвращены России и поступили на вооружение ВВС РФ.
    • МиГ-29УБТ (изделия 9-52, 9-53)
    • Двухместный учебно-тренировочный вариант МиГ-29СМТ.
    • МиГ-29КВП (изделие 9-1 8) вариант МиГ-29КВП был модернизирован прототип «изделия 9-12». Работы проводились в рамках программы создания истребителя корабельного бази-рования для авианосцев проекта 1 1345. Установлен тормозной гак, усилена конструкция планера и шасси. Результаты испытаний использованы при разработке истребителя корабельного базирования МиГ-29К.
    • МиГ-29К (изделие 9-41). Ренессанс корабельного мига связан с модернизацией в «нормальный» авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии. ВМС Индии заказали 1б МиГ-29К. Состав БРЭО полностью обновлен. Существуют планы закупки корабельной модификации для морской авиации России.Самым заметным внешним отличием МиГ-29К от - 29КВП является крыло большего размаха и большей площади со складывающимися консолями. БРЭО аналогично используемому на МиГ-29М. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе. Построено два прототипа истребителя МиГ-29К.
    • МиГ-29УВТ. Одноместный сверхманевренный истребитель с двумя ТРДДФ с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. В прототип в 2001 году доработан четвертый опытный МиГ-29М. МиГ-29УВТ оснащен двигателями с управляемым вектором тяги.
    • МиГ-29М2 (МиГ-35, изделия 9-61 и 9-67). Одноместный («9-61») и двухместный («9-67») - сверхманевренные многоцелевые истребители-бомбардировщики. МиГ-35 относится к поколению истребителей «4++».
    • МиГ-29КУБ (изделие 9-47). Двухместный вариант «изделия 9-41» с полноценными боевыми возможностями, заказан ВМС Индии.
    • В Белоруссии разработан усовершенствованный вариант МиГ-29БМ, собственные обозначения получали модернизированные самолеты ВВС третьих стран.

    ВИДЫ ВООРУЖЕНИЯ

    В состав оптико-электронного прицельно- навигационного комплекса ОЭПрНК-29 (помимо других систем) входит оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29. Она включает комбинированную оптико-лазерную станцию КОЛС и нашлемную систему целеуказания «Щель- ЗУМ». КОЛС позволяет производить поиск цели и пуск по ней ракет с ИК ГСН в режиме скрытности, при выключенной РЛС, что затрудняет противнику обнаружение цели и делает атаку внезапной.
    ВВС многих стран мира имеют пилотажные демонстрационные команды, но большинство из них используют легкие учебно-боевые самолеты. Полноценные боевые самолеты летают в составе лишь нескольких таких команд, и среди них российские ВВС выделяются тем, что имеют одновременно две группы на боевых истребителях - широко известные «Витязи» используют Су-27, а «Стрижи» - МиГ-29. Авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) «Стрижи» была создана б мая 1991 года.

    Первый вариант окраски самолетов Миг-29 пилотажной группы Стрижи

    Стрижи из пилотажной группы МиГ-29 на стоянке

    В ее состав вошли самолеты и пилоты Центра показа авиационной техники, базирующиеся на подмосковном аэродроме Кубинка. Кстати, именно туда попали первые серийные МиГ-29 в 1983 году. Задачей Центра была демонстрация советской авиатехники зарубежным покупателям, и летчики умели выжать из машин «все соки», показывая их сильные стороны, в том числе и пилотаж на малых высотах и скоростях, маневренные возможности.

    Взлет Миг-29 пилотажная группа стрижи фото МАКС 2011

    Первое выступление «Стрижей» состоялось в 1991 году в Швеции, а в последующие годы они принимали участие во многих авиасалонах и шоу. Первые 10 лет самолеты АГВП имели бело-синюю окраску, а в 2003 году ее сменила нынешняя бело-красно- голубая. В настоящее время в составе АГВП летают шесть самолетов «9.13» и «9.51». Несмотря на сложность и опасность работы, за время существования группы не произошло ни одной катастрофы. «Стрижи» были участниками большинства парадов Победы, проводившихся в последние годы. Уместно вспомнить, что в 1996-2002 годах ВВС Украины имели пилотажную группу «Украинские соколы», летавшую, как и «Стрижи», на МиГ-29.

    МиГ-29М2 кабина пилота самолет истребитель фото видео

    Для аварийного покидания самолета летчик имеет катапультное кресло К-36ДМ серии 2, предназначенное для спасения летчика на высотах от уровня земли до 25 км и в диапазоне скоростей от 0 до 3000 км/ч. Для спасения летчика на большой высоте кресло имеет автономную кислородную систему. Для выживания летчика при катапультировании в безлюдной местности кресло снабжено аварийным запасом (еды, питья и средств выживания) и радиостанцией.
    На передней кромке крыла установлены трехсекционные отклоняемые носки, выпускающиеся автоматически при увеличении угла атаки до 8,7 или синхронно с выпуском закрылков. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 42°.

    технические характеристики миг 29 и краткое описание конструкции

    Перед килями расположены блоки выброса ложных целей БВП-30-26. Каждый содержит по 30 ложных тепловых целей ППИ-26 либо патронов с дипольными отражателями ППР-26.
    На основной приемник воздушного давления (ПВД) с обеих сторон установлены профилированные гребни, выполняющие функции генераторов вихрей. Аналогичную роль выполняют корневые наплывы крыла. За счет образования вихрей, которые нормализуют обтекание крыла и управляющих поверхностей, удалось заметно оттянуть момент срыва потока, что значительно улучшило обтекание, а следовательно, и управляемость на малых скоростях и больших углах атаки.
    МиГ-29, будучи фронтовым истребителем, должен был действовать с аэродромов в прифронтовой полосе. При продвижении войск истребители меняли место базирования, что предполагало в том числе использование в качестве ВПП малоподготовленных сооружений - участков дорог, частично поврежденных ВПП и рулежных дорожек.

    гамма вооружений многоцелевого варианта истребителя Миг-29

    При этом поверхность могла быть значительно засорена камнями, кусками бетонного или асфальтового покрытия, которые при попадании в воздухозаборник гарантированно вывели бы двигатель из строя. Для него создали надежную систему, предотвращающую попадание в воздухозаборник любых посторонних предметов. На земле входные отверстия воздухозаборников перекрываются специальными заслонками, а воздух попадает в двигатели через систему щелей с заслонками на верхней поверхности корневых наплывов.

    Миг-29 деталировка самолета

    • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГ-29 (9.13)
    • Тип: 2-двигательный фронтовой истребитель, экипаж, чел: 1
    • Двигатели: 2 х ТРДДФ Климов РЗЗ с тягой 50 кН без форсажа, и 81,3 кН на форсаже каждый
    • Размеры, м: длина: 17,32 размах крыла: 11,36 высота: 4,73
    • Вес, кг: пустого: 11 200 нормальный: 15 300 максимальный: 18 480
    • Технические характеристики:
    • максимальная скорость, км/ч: 2450 (на высоте)
    • потолок, км: 18
    • дальность полета, км: 1500 (боевая); 2900 (перегоночная)
    • Вооружение: до 6 ракет «воздух - воздух» малой (Р-60 и Р-73) и средней (Р-27) дальности или иная боевая нагрузка весом до 2180 кг на 6 узлах подвески под крылом, встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 снарядов)

    Двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 (изд. 59) с форсажной камерой. Двигатель установлен под углом к вертикальной (сопла на 1,5° наружу) и горизонтальной (сопла на 4° выше) осям самолета. Двигатель двухвальный, имеет осевой двухкаскадный компрессор, состоящий из низконапорного 4-ступенчатого вентилятора и регулируемого 9-ступенчатого компрессора высокого давления, кольцевую камеру сгорания, двухступенчатую турбину, форсажную камеру и регулируемое сверхзвуковое реактивное сопло. Для использования на необорудованных площадках запуск двигателей может производиться от автономного бортового стартера-энергоузла ГТДЭ-117.
    Горизонтальное оперение (стабилизатор) цельноповоротное, с силовым приводом от гидроцилиндров. Передняя часть каждой консоли стабилизатора и силовой набор, образующий кессон, выполнены из металла; панели обшивки и задняя кромка используют композиционные материалы. Левая и правая половины стабилизатора могут поворачиваться независимо друг отдруга при таком дифференциальном отклонении стабилизатор играет ту же роль, что и элероны.


    Разработка истребителя 4-го поколе­ния началась в ОКБ имени Микоя­на в начале 1970-х годов. Разработ­ку перспективного фронтового истребителя разделили на две темы - создание тяже­лого самолета (ТПФИ) и легкого самолета (ЛПФИ). Из ТПФИ получился Су-27, а ре­зультатом работы по ЛПФИ стал МиГ-29 .

    Задание предусматривало создание машины с летными характеристиками, не уступающими данным американских самолетов F-15, F-16 и YF-17 (позже по­лучил обозначение F/A-18). Главной зада­чей самолета определили завоевание пре­восходства в воздухе над районом боевых действий сухопутных войск, второстепен­ной - нанесение ударов по наземным це­лям неуправляемым оружием днем в про­стых метеоусловиях.

    Самолеты 4-го поколения нарушили традиционный путь развития авиации - гонку за скорость и высоту. Теперь прио­ритет получила маневренность, прежде всего, в вертикальной плоскости за счет высокой (более 1) тяговооруженности.


    Опытный МиГ 29 в музее ВВС в Монино.
    Под руководством генерального кон­структора Р.А. Белякова и главного кон­структора М.Р. Вальденберга прорабатыва­лось несколько конфигураций ЛПФИ, все проекты предполагали разработку двух­двигательного самолета.

    Окончательный вариант, принятый к полномасштабному проектированию, сильно отличался от всех ранее постро­енных самолетов с маркой МиГ Само­лет получил обозначение МиГ-29, или по классификации ОКБ - «изделие 9». Па­раллельно с конструкторами ОКБ Сухого микояновцы пришли к интегральной ком­поновке своего «изделия», однако «сте­пень интегральное™» у МиГ-29 выражена меньше, чем у Су-27.

    Конструкторам удалось добиться высо­чайших маневренных характеристик, а но­вые двигатели обеспечили «изделию 9» тяговооруженность на уровне 1,1. Даже сегодня во взлетной конфигурации без внешних подвесок МиГ-29 остается самым тяговооруженным самолетом в мире - не случайно в свое время выполнение пет­ли со взлета считалось «визитной карточ­кой» пилотажной группы «Стрижи».

    Пик опытно-конструкторских работ по ЛПФИ пришелся на 1974-1977 годы.

    В испытаниях задействовали 19 опытных самолетов, включая двухместную маши­ну. Первый прототип «9-01» впервые под­нял в воздух 6 октября 1977 года старший летчик-испытатель фирмы А.В. Федо­тов. Предназначенные для испытаний двигателей второй («9-02») и четвертый («9-04») прототипы, оба - одноместные, разбились 15 июня 1978 года и 31 ок­тября 1980 года - летчики А.В. Федотов и В.Е. Меницкий благополучно катапуль­тировались. Самолет «изделие 9-03» стал прототипом спарки МиГ-29УБ. Осталь­ные опытные машины использовались для отработки различных бортовых систем.

    В ходе испытаний выяснилось, что само­лет обладает недостаточной путевой устой­чивостью, поэтому пришлось установить подфюзеляжные кили. На серийных са­молетах, начиная с четвертой серии, вме­сто установки подфюзеляжных килей была увеличена площадь рулей направления (подфюзеляжные кили не устанавлива­лись).

    По программе летных испыта­ний 19 прототипов выполнили порядка 2000 полетов.

    Серийное производство МиГ-29 на­чалось в 1982 году на старейшем оте­чественном авиазаводе «Знамя труда», расположенном в Москве на Ходынке. Окончательная сборка и облет самолетов выполнялись в Луховицах. До прекраще­ния массового производства в 1990 году завод построил более 1000 МиГ-29 ва­риантов «9-12» и «9-13», порядка 300 (главным образом, «9-12») из них по­ставлены на экспорт. Несомненно, количе ство построенных МиГ-29 могло быть на­много больше, но в 1990-е годы ВВС РФ сделали ставку на развитие Су-27. Ма­лыми сериями на экспорт МиГ-29 выпу­скались в 1990-е годы и начале 2000-х.

    В общей сложности построили примерно 1 500 МиГ-29 всех модификаций.