Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • По определенной специальности квалификации. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих

    По определенной специальности квалификации. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих

    Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

    Что такое квалификация по диплому

    Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

    1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
    2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
    3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

    Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

    Пример квалификации в дипломе

    В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

    • прикладной бакалавр экономики;
    • менеджмента;
    • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

    В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

    • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
    • экономист – «экономическая безопасность»;
    • провизор – «фармация»;
    • юрист – « »;
    • художник-постановщик театра – «сценография».

    Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

    Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.

    Профессия

    Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?

    1. Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
    2. Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
    3. Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
    4. Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.

    Специальность

    Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач - эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь - сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.

    Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.

    Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

    Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» - это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.

    Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).

    Специализация

    Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.

    Как известно, профессии не стоят на месте - они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком - пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.

    Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.

    Второе высшее образование

    Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.

    В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!

    Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации - все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.

    Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов - знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.

    Как видим, дополнительное второе образование - это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.

  • Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  • Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
  • Профессия есть исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных ЗУН, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы. Различают 3 типа профессии: универсальных, частично специализированных, узко специализированных. Современные профессии квалифицируются по объекту или предмету труда, по средствам труда, по условиям труда, по отраслям. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: человек-жив, природа (агроном, ветеринар), человек-техника (слесарь-сборщик, техник-механик), человек-человек (продавец, парикмахер, врач, учитель), человек-знаковая система (программист, языковед, математик), человек-худ.образ (актер, художник, музыкант). По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на 4 группы: 1-Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. 2-Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции. 3-Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. 4-Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м)воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Специальность - вид деятельности в рамках профессии комплекс приобретенных ЗУН, создающих возможность определенной деятельности в какой - либо отрасли производства, услуг, культуры, образования. Квалификация - степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него ЗУН, необходимых для выполнения им работы определенного уровня сложности и качества. Профессиональная квалификация - ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности(разряд). Ступень квалификации - это этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). В лицеях СПО базовое, повышенное СПО, 5 ступень - среднее и общее образование -ВПО, бокалавриат, магистратура, послевузовское). Специализация- часть специальности в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение более углубленных и расширенных ЗУН в различных областях деятельности по данной специальности.



    Профессиограмма - это описательная модель самой проф.деят-ти специалиста. Она вкл.-описание хар-ки профессии, условий труда, необходимых ЗУН, профессионально важных качеств, прав и обязанностей. Профес.хар-ка профессии - это описательная модель профессии, к-ая определяет цели профес.обучения выпускника, общие треб-ия к рез-там подготовки выпускников по спец-ти без относительно категорий и разрядов. Проф.хар-ка отражает пар-ры обучения профессии и находит свое отражение в стандартах по профессии. Проф.хар-ка включает: название профессии, шифр по классификатору, назначение профессии; квалиф-цию, содержат-ные пар-ры проф.деят-ти, перечень уч.элементов фед.компонента содержания.


    Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности.



    Содержание профессионального образования - совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право). Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности. Содержание обучения - составной компонент процесса профессионального обучения, отвечает на вопрос «Что подлежит усвоению».

    В содержание обучения входят следующие компоненты: научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности. Содержание обучения определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

    Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно». Принципы построения содержания СПО: соответствие содержания СПО целям и ценностям СПО; соответствие содержания новейшим достижениям техники и технологиям; структурное единство содержания СПО на уровне циклов дисциплин; единство содержания с процессом теоретического и производственного обучения (содержание должно быть единым не только с целями образования, но и способами учебных и профессиональных действий, выступающих одним из компонентов содержания); единство содержания с процессом усвоения. Требования к содержанию: научность содержания - формирование точной картины мира, раскрытие реальных связей и отношений, правильное объяснение явлений и процессов, ознакомление с основными идеями научных теорий, лежащих в основе описания трудовых процессов. Т.о. наука - источник содержания образования; соответствие перспективам НТП - это выражается в опережающем характере подготовки, в реализации уровня выше уровня квалификации. Вывод: Т.о. требования к содержанию определяют три фактора: научно-технический, технико-технологический, производственно-экономический. На этой основе строится модель квалифицированного рабочего.

    Стр-ра содержания СПО подразделяется на обязательное (общеобразовательное и профессиональное) и факультативное. Проф.подготовка делится на 3 цикла дисциплин: Общетехнические (предметы, обеспечивающие изучение научных основ техники и технологии межотраслевого хар-ра), общепрофессиональные (ориентированы на опред. вид деят-ти межотраслевого хар-ра), профессиональные (прдметы, обеспнчивающие подготовку непосредственно по профессии-спецдисциплины). Проф.цикл делится на 2 части: базовые дисциплины (разрабатываются на основе федер.компонента стандарта) и специальные курсы (реал-ет регион.компонент и яв-ся продолжением базового курса).

    В англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation). Термин профессия применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды профессиональной деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

    В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

    Специальность – это комплекс приобретенных специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы. Т.о., специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

    Например: профессия - врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь- инструментальщик и др.

    Специализация – еще большая детализация специальности.

    Например: профессия – психолог; специальность – возрастной психолог; специализация – возрастной психолог, работающий с пожилыми людьми.

    Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют два основных вида:

    Формальная (отражается в званиях, тарифных разрядах и т.д.)

    Реальная (как на самом деле работает человек)

    Часто обнаруживается несоответствие между формальной и реальной квалификацией, что порождает производственные конфликты.

    В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

    К профессионально важным качествам относятся: ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств.

    Должность – обычно употребляют в 2-х смыслах:

    Должность как разновидность руководящей работы

    Должность – любая официально фиксируемая работа.

    Например: директор школы – и должность и профессия (менеджер в системе образования); учитель химии – и должность (есть должностная инструкция), и специальность, и профессия.

    Трудовой пост – это не конкретное место. Есть составляющие трудового поста (структура хорошей должностной инструкции):

    Фиксированная цель труда;

    Фиксированный результат труда;

    Фиксированные условия труда;

    Фиксированный предмет труда;

    Фиксированные средства труда;

    Фиксированные обязанности (зона ответственности);

    Фиксированные права работника.

    Это все психологическое понимание. А есть бюрократическое понимание. Что, по сути, неграмотно, но никто не хочет бороться с бюрократией.

    Например: Факультет психологии МГУ, при выдаче дипломов пишут: специальность – психология; квалификация – преподаватель психологии.

    Вопрос 3 Динамика мира профессий .

    Разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других древних государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции и последующий технический прогресс привел к значительному увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г было занесено 9333 профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник в нашей стране объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают ситуацию, сложившуюся ко времени их составления, но на момент выхода в свет уже нуждаются в корректировке, т.к. мир профессий весьма динамичен.

    Назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (уборщица – «оператор уборочных машин» или «техник по интерьеру»; проводник пассажирского вагона; делопроизводитель)

    Имеется группа «вымирающих» профессий, которые еще долго будут существовать на небольших кустарных предприятиях; названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение – старатель, скорняк, шорник. Эти профессии можно объединить в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов.

    В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства:

    Интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

    Усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмотехники, хромотроники и др.;

    Развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;

    Универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда.

    Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, возникает необходимость во введении названий новых профессий и определение их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.д. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники – менеджер, промоутер, супервайзер, мерчендайзер и т.д.

    Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов – конструкторов профессий – они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний, конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «трудовой пост»?

    2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».


    Похожая информация.


    Профессия

    Специальность

    Сравнение

    Выводы TheDifference.ru

    1. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены.

      Профессия, специальность и специализация: в чем разница?

      Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.

    Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

    Определение

    Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.

    Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

    Сравнение

    Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.

    Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.

    Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства.

    Чем отличается профессия от специальности?

    Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

    Выводы TheDifference.ru

    1. Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
    2. Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
    3. Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

    Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

    Определение

    Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике.

    Чем профессия отличается от специальности?

    Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

    Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

    Сравнение

    Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

    Выводы TheDifference.ru

    1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
    2. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
    3. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

    Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

    Определение

    Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

    Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке.

    Разница между профессией и специальностью

    Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

    Сравнение

    Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

    Выводы TheDifference.ru

    1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
    2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
    3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
    4. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

    Профессии социальной направленности обзор

    Профессии социального профиля имеют множество преимуществ. Специальности такого рода, как правило, позволяют заниматься интересной и разнообразной деятельностью, обеспечивают личностную самореализацию и постоянное расширение кругозора.

    К сожалению, далеко не все из них предполагают достойный уровень зарплаты и удобный график труда.

    Связывая судьбу с гуманитарными или экономическими науками, рассматривайте как можно больше вариантов, здраво оценивайте реальные плюсы и минусы каждого. В этом вам поможет предложенная статья.

    Социально-гуманитарные профессии

    Вот список примеров:

    • социальный педагог;
    • социальный работник;
    • социолог;
    • психолог, психоаналитик;
    • коуч (коучер);
    • сотрудник СМИ (корректор, тележурналист, корреспондент газеты, редактор, пресс-атташе и др.);
    • копирайтер, рерайтер;
    • блоггер;
    • археолог;
    • этнограф;
    • хед-хантер, рекрутер;
    • учитель (предметник, учитель начальных классов, преподаватель вуза либо техникума);
    • воспитатель;
    • спичрайтер;
    • политолог;
    • переводчик, литературный переводчик;
    • юрфакалингвист;
    • пиарщик, политтехнолог;
    • художник-иллюстратор, художник-оформитель;
    • экскурсовод;
    • библиотекарь;
    • музейный работник;
    • культуролог;
    • логопед.

    Лучше всего зарабатывают гуманитарии, которые трудоустраиваются в околополитической сфере (например, пиарщики, пресс-атташе и спичрайтеры).

    Однако такая работа далеко не всегда безопасна и стабильна, а вот со стрессами сопряжена всенепременнейше.

    Преподаватели, психологи, социальные педагоги и логопеды могут претендовать на солидную зарплату, только если их принимают в штат крупной компании допустим, в какой-то крупный центр раннего развития. В дошкольных образовательных учреждениях и в школах они получают немного.

    Профессии, связанные с написанием текстов, приносят хороший доход трудоголикам оплата в большинстве случаев бывает прямо пропорциональна объему сданного материала; оклад назначается не всегда. Нередко такая работа предполагает сильную загруженность и ненормированный день.

    Этнографы, археологи и другие герои науки часто трудятся за сущие копейки, во имя любимого дела. Социальная работа тоже удел людей, способных на каждодневное самопожертвование ради высокой цели.

    Социально-экономические и юридические специальности

    Выпускники экономических отделений вузов получают должности:

    • экономиста;
    • менеджера (по продажам, по персоналу, по закупкам, по связям с общественностью);
    • маркетолога;
    • бухгалтера.

    В юридической сфере есть множество специализаций. Выпускник юрфака может стать:

    • нотариусом;
    • госслужащим;
    • дипломатом;
    • адвокатом;
    • прокурором;
    • следователем;
    • специалистом по разрешению правовых споров определенного типа (например, автоюристом или семейным юристом) и т.д.

    Перечисленные профессии достаточно привлекательны в плане среднего заработка, однако спрос на них сейчас невелик. Приемлемые вакантные места в данной сфере обычно достаются не молодежи, а специалистам с солидным опытом и стажем.

    Проффесия или профессия? Как правильно пишется слово профессия?

    Орфография - дело тонкое. Надо помнить десятки правил, чтобы писать грамотно. И "Ворд" не всегда придет на помощь и подчеркнет красным ошибки. Написание многих спорных слов лучше зазубрить наизусть. Это касается, в частности, и слова "профессия". Часто его пишут с ошибками даже отличники. Есть два самых распространенных способа написания этого слова: "проффесия" или "профессия".

    Возникновение понятия "профессия"

    Перед тем как появится какое-либо слово, должно возникнуть само понятие, которое это слово будет обозначать. К примеру, словом "телефон" в конце 19-го столетия назвали новое изобретение - устройство, способное передавать звук на расстоянии. До появления самого аппарата в слове не было необходимости.

    Как и когда же возникло понятие "профессия"? Дело в том, что в обществе первых людей всегда было разделение обязанностей, которое определялось отчасти умениями самого человека, а отчасти — обычаями. Мужчины занимались охотой, рыбалкой и земледелием, а женщины - домашним хозяйством и детьми. Когда численность населения увеличилась, возникла возможность задействовать отдельных людей для производства отдельных благ. Так начали вычленяться профессии в современном понимании этого слова. Появились скотоводы, ткачи, гончары, музыканты.

    Одна из первых распространенных профессий - это кузнец. Он занимался всем, что было связано с обработкой железа, изготавливал все: от гвоздей до мечей. Столяр же, например, производил любые деревянные изделия, начиная от дверей и кончая шкафами. Поначалу вся семья помогала мастеру и была задействована в производстве материальных благ. На следующем этапе разделения труда каждый мастер определялся с конкретным профилем в рамках одной профессии. Это обуславливалось тем, что появился больший спрос на отдельные блага. К примеру, одни столяры занимались исключительно бочками, другие - колесами, третьи - санями и т. д. Таким образом и появилось понятие профессии человека.

    Как возникло слово "профессия"

    Оно происходит от латинского слова profiteor, которое буквально переводится "объявляю". Оно, в свою очередь, образовано от латинского префикса pro (за, вместо) и корня fateri (признавать). Если дойти до праиндоевропейских корней, то приходим к древнему *bha (говорить). Значения слова profiteor следующие:

    • громко и публично объявлять, открыто говорить;
    • открыто заявлять, признавать себя;
    • объявлять что-либо предметом своих занятий;
    • обещать;
    • судить, подавать надежду на что-либо;
    • открыто, официально объявлять, показывать;
    • явиться на службу, записаться на военную службу.

    Каждое значение слова "профессия" имеет один общий признак: публичное заявление о чем-либо.

    Однокоренное professus (явный, признанный) дало жизнь русскому слову "профессор". В Древнем Риме professae называли публичных женщин, потому что они открыто заявляли о своем роде деятельности (второе значение profiteor). Еще одно однокоренное латинское слово - confessia (вероисповедание), но в нашем языке "профессия" и "конфессия" таковыми, естественно, не являются.

    В русский язык обсуждаемое слово перекочевало из латыни посредством французского (франц. profession) в 18-м веке. Но перейдя языковую границу, оно приобрело несколько иное значение: "вид деятельности". В позапрошлом веке возникли производные. До появления слова "профессия" для обозначения рода деятельности человека использовали слово "ремесло".

    Семантика слова

    Профессия - это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, который предусматривает определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта, умений и трудовых навыков и является источником дохода. Круг профессий достаточно широкий, они делятся на основные категории: экономические, технические, творческие, педагогические и др.
    Примеры отдельных профессий: экономист, менеджер, актер, бухгалтер, строитель, монтажник, учитель, переводчик. Варианты использования слова: программист по профессии, выбрать профессию, сменить профессию, получить профессию, женщины древнейшей профессии. Родственными лексемами в других языках являются чешское - profese, польское - profesja.

    Варианты написания

    Далеко не все точно знают, как пишется слово "профессия".

    Одни пишут его так: проффесия, другие - профессия, третьи - проффессия, и четвертые - професия. Наиболее часто используют первые два варианта. Те, у кого развита орфографическая интуиция, понимают, что удвоение каких-то согласных все-таки должно иметь место, но не должно быть чрезмерным, поэтому отсеивают третий и четвертый варианты. Встречаются, очевидно, и те, кто вместо безударного "о" пишет "а": прафессия, но для этого случая есть проверочное однокоренное слово — про´-фи, которое вносит ясность.

    В таком случае остается открытым один вопрос. Проффесия или профессия? И почему так, а не иначе?

    Как правильно?

    Основная дилемма такова: проффесия или профессия. Надо разобраться в этом раз и навсегда. Так все-таки как правильно пишется слово профессия?

    С одним "ф" и двумя "с": профессия.

    Почему возникают ошибки?

    В заблуждение вводит, наверное, звучание слова. Кому-то слышится удвоенное "ф". Этот звук в данном слове мягкий и глухой, и некоторые склонны произносит его протяжно, поэтому и создается впечатление, что и буква должно быть не одна. Это и есть причиной сомнений насчет того, как пишется слово "профессия". Но не всегда надо ориентироваться на собственное произношение.

    Что же касается двойного "с" при написании, то оно действительно обусловлено долгим произношением этого согласного звука. Вообще, долгие согласные этимона могут сохранять долготу при артикуляции в русском языке в различной степени. Это зависит от их размещения в слове. Различают слабые и сильные позиции для удвоенных согласных. Если звук находится в интервокальном положении после ударного гласного, то такая позиция считается сильной, и долгота сохраняется и на письме.

    Если сравнить английское слово profession и русское "профессия", то согласный с находится как раз в сильной позиции, и поэтому нужно писать две буквы "с".

    Этимология в помощь

    Так как слово заимствованное, то логично допустить, что оно должно соответствовать своему этимону. Но это не всегда так. Во-первых, многие слова со временем утратили двойную букву в русском языке. Во-вторых, спорным является вопрос о том, какой именно язык считать источником. Ведь очень часто одно и то же слово даже на родственных языках пишется по-разному. Вот примеры: русское "группа" на немецком пишется gruppe, на французском - groupe, на английском - group. Если руководствовться только этим правилом, то как знать, на какой именно язык надо ориентироваться?

    Правда, со словом "профессия" все гладко: на всех языках оно пишется с одним "ф" и удвоенным "с": profession (англ.), profession" (франц.), professio (лат.). В этом частном случае можно смело брать за основу языки-источники. Теперь вопрос о том, как писать - проффесия или профессия, окончательно решен.

    Корень слова

    В отличие от своего латинского аналога, обсуждаемое слово состоит из двух морфем: корня "професси" и окончания "я". Начальные буквы "про" префиксом не являются. Окончание можно определить с помощью изменения слова по падежам и числам: профессии, профессию, профессией, профессиями, профессиях. Корень слова профессия является частью основы нескольких других слов: профессионал, профессиональный, профессионализм, профессор, профи. Первые три образованы суффиксальным способом, последнее - усечением основы. Правда, являются ли слова "профессор" и "профессия" однокоренными - вопрос спорный. Некоторые лингвисты считают, что они давно утратили общий смысл.

    Схожие по значению лексемы

    Синоним к слову профессия подобрать несложно. Ряд схожих по значению слов не беден: специальность, ремесло, деятельность, звание, занятие, призвание, работа, труд, квалификация, дело, профиль. Не все являются стопроцентными синонимами. Например, слово специальность подразумевает комплекс навыков и знаний, полученных в процессе обучения и подтвержденных соответствующим образом. То есть, иными словами, специальность должна быть подтверждена документально, а профессию можно приобрести и на практике, без специального обучения. Если по-простому, то специальность говорит о том, на кого человек учился, а профессия - кем он работает в данное время, причем это могут быть разные сферы деятельности. Но в основном каждая вышеперечисленная лексема может использоваться как синоним к слову профессия.

    Как пройти полиграф Присвоение и растрата