Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Описание системы управления вертолета ми 8мтв

    Описание системы управления вертолета ми 8мтв

    Вертолет Ми-8Т / Ми-8МТВ(АМТ)

    Базовым типом вертолета Ми-8 является транспортная модификация Ми-8Т . Это вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом и трехопорным шасси. Экипаж состоит из трех человек. Силовая установка вертолета Ми-8Т состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ2-117АГ и главного редуктора ВР-8А. Мощность каждого двигателя составляет 1500 л.с.

    Модификация Ми-8МТВ(АМТ) является более мощным вертолетом среднего класса с улучшенными летно-техническими характеристиками, созданным на базе вертолета Ми-8Т. Ми-8МТВ принципиально отличается от вертолета Ми-8Т более мощной силовой установкой, доработанной авионикой и рядом изменений в конструкции фюзеляжа. Силовая установка вертолета Ми-8МТВ(АМТ) состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМ и главного редуктора ВР-14. Мощность каждого двигателя составляет 2200 л.с.

    Существуют такие модификации вертолета Ми-8МТВ(АМТ), как Ми-171 и Ми-172.

    Основные области применения:

    • перевозка грузов в грузовой кабине - до 4 тонн;
    • перевозка до 24 пассажиров;
    • перевозка грузов и монтажные работы с использованием внешней подвески - до 3 тонн;
    • поисково-спасательные работы;
    • тушение пожаров;
    • аэрофотосъемка;
    • прыжки с парашютом.

    Перевозка грузов в грузовой кабине

    Грузовая кабина вертолета Ми-8 имеет следующие размеры: ширина 2.25 м, длина 5.34 м, высота 1.8 м. Для погрузочных работ в хвостовой части вертолета открываются грузовые створки.

    Общий объем перевозимого груза может составлять до 23 куб. м. Максимальная загрузка зависит от модификации Ми-8, дальности полета, высоты посадочных площадок над уровнем моря, температуры воздуха и других факторов, и составляет в среднем от 2 до 4 тонн.

    Перевозка пассажиров

    Для перевозки 22 пассажиров в грузовой кабине транспортной модификации Ми-8 вдоль каждого из бортов предусмотрены откидные сиденья. Существует также конвертируемый вариант грузовой кабины Ми-8 с быстросъемными креслами.

    Грузовая кабина имеет систему отопления, позволяющую использовать вертолет для перевозки людей даже в условиях Крайнего Севера.

    Пассажирская модификация Ми-8Т - вертолет Ми-8П . Основное отличие от транспортной модификации - это наличие у Ми-8П пассажирского салона с удобными креслами. Возможны различные варианты компоновки и виды отделки салона, установка столиков, мини-бара, аудио- и видеосистемы, туалета, кондиционера.

    Число посадочных мест в вертолете Ми-8П зависит от компоновки салона и составляет до 24 кресел для пассажиров.

    Работа с внешней подвеской

    Для перевозки грузов на внешней подвеске используется комплект специального оборудования, позволяющего быстро и надежно закрепить практически любые грузы. Возможно проведение монтажных работ различной степени сложности.

    Максимальный вес перевозимого на внешней подвеске груза зависит от модификации Ми-8, дальности полета, высоты посадочных площадок над уровнем моря, температуры воздуха и других факторов, и составляет до 3 тонн.

    Дополнительное оборудование

    В зависимости от региона авиационного обслуживания и для обеспечения полетов по международным воздушным линиям на вертолет Ми-8 устанавливается дополнительное оборудование. К такому оборудованию можно отнести метеолокатор, навигационный комплекс, система предупреждения об опасной близости земли, кислородное оборудование и пр.

    Также возможна установка лебедки для использования в поисково-спасательных работах, комплекта внешней подвески, оборудования для тушения пожаров, виброгасителей для устранения излишних вибраций при полете вертолета, оборудования для аэрофотосъемки и т.д.

    Для увеличения дальности полета вертолет Ми-8 оснащают дополнительными топливными баками - внутренними (перегоночный вариант) и внешними верхними.

    Следующим важным этапом модернизации Ми-8 стало оснащение его высотными двигателями ТВЗ-117ВМ, первые образцы которых прошли испытания в 1985-м. За два гада в ОКБ Миля создали новую базовую модель Ми-8МТВ (Ми-17-1В в экспортном варианте), способную взлетать и садиться на высотах до 4000 м и летать на высотах до 6000 м. Кроме потолков, возросли скороподъемность, дальность и т. д. Новая базовая модель отличалась современным оборудованием, включающим метеорадиолокационную станцию и радиостанцию дальней навигации, имела бронирование, протектированные баки с пенополиуретановым заполнителем, носовой и кормовой пулеметы ПКТ, шесть подвесных балочных держателей и шкворневые установки под оружие десантников.

    С учетом "афганского" опыта повысили живучесть частей и агрегатов вертолета, а для безопасности эксплуатации на Ми-8МТВ установили разработанную совместно с французскими фирмами систему аварийного приводнения. С 1988-го началось освоение серийного производства Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) в Казани. Базовую модель можно использовать в транспортном, десантном, десантно-штурмовом, санитарном, перегоночном вариантах, а также в вариантах вертолета огневой поддержки и постановщика мин.

    На заводе в Улан-Удэ Ми-8МТВ пошел в серию в 1991-м с небольшими изменениями в оборудовании под обозначением Ми-8АМТ (экспортный шифр - Ми-171). Улан-удэнские вертолетостроители построили уже несколько сотен таких машин. В 1997-м Ми-171 в России получил сертификат типа, а два года спустя - сертификат типа в Китае по американским нормам FAR-29 в пассажирском и грузовом вариантах для полета над сушей и водной поверхностью.

    Вслед за Ми-8МТВ-1 в 1990-е на казанском заводе последовали базовые модификации Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3. В их кабине размещалось до 30 десантников. Эти машины имели усиленное бронирование, модернизированные системы. На Ми-8МТВ-3 из шести балочных держателей осталось только четыре, но при этом число возможных вариантов подвески вооружения увеличилось с 8 до 24. Вертолеты получили рулевой винт с увеличенной хордой лопастей и повышенной жесткостью проводки управления, систему беспарашютного десантирования и бортовую стрелу большей грузоподъемности.

    Ми-8МТВ-3 в 1991-м послужил прототипом для экспортной модификации Ми-172, прошедшей в 1994-м сертификацию в индийском авиарегистре по американским нормам FAR-29. Все усовершенствования, опробованные на этих модификациях, в 1992-м внедрили и на новой демонстрационной модели Ми-17М. Кроме того, на ней установили международную навигационную систему и усовершенствованную РЛС, увеличили боковые двери, а задний грузовой люк переделали по типу Ми-26 (со створками уменьшенного размера и опускающимся трапом-аппарелью). Большой люк в полу позволил установить систему внешней подвески грузоподъемностью 5 т.

    Эта демонстрационная модель послужила основой для создания в 1997-м Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД), пользующейся большим успехом на международном авиационном рынке. По договору с канадской фирмой казанскими вертолетостроителями также прорабатывается совместная модификация Ми-17КФ. В 1998-м доработанные варианты Ми-171 и Ми-172 получили отечественный сертификат типа по американским нормам FAR-29. Им присвоены обозначения Ми-171А и Ми-172А.

    После развала СССР экипажи Ми-8 продолжают исправно выполнять свой нелегкий воинский долг в горячих точках России и СНГ. "Восьмерки" широко использовались во время конфликтов в Нагорном Карабахе, в Абхазии и в Таджикистане. Уникальные высотные характеристики Ми-8МТВ сделали их незаменимыми в высокогорных районах. Только они могут обеспечить боевые действия на высотах свыше 3500-4000 м.

    Они широко использовались во время контртеррористических операций в Чечне. В 1995-м здесь действовали несколько эскадрилий Ми-8, которые использовались преимущественно для переброски личного состава, его замены на позициях, подвоза боеприпасов и продовольствия, вывоза раненых и больных, а также эвакуации беженцев и оказания всесторонней гуманитарной помощи населению.

    50 лет назад, 2 августа 1962 года, впервые поднялся в воздух первый опытный образец многоцелевого вертолета Ми-8. Ми-8 (по натовской классификации Hip) – советский и российский многоцелевой вертолет, созданный ОКБ М.Л.Миля в начале 60-х годов прошлого века. В настоящее время является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире , а также входит в число наиболее массовых вертолетов в истории авиации. Широко применяется для решения большого количества гражданских и военных задач.

    На вооружении советских ВВС вертолет находился с 1967 года и показал себя настолько удачным видом техники, что закупки его для российских ВВС продолжаются и по сей день. При этом вертолет Ми-8 эксплуатируется более чем в 50 странах мира , включая такие государства как Китай, Индия и Иран.

    За свою полувековую историю серийного выпуска и конструкторских работ по усовершенствованию данного вертолета советскими и российскими конструкторами было создано порядка 130 различных модификаций, выпущено более 13.000 машин данного типа. На сегодняшний день это вертолеты Ми-8МТВ-1, МТВ-2, МТВ-5, Ми-8АМТШ, Ми-171, Ми-172.

    В 2012 году Ми-8 это не просто юбиляр – это первоклассный многофункциональный вертолет, который на сегодняшний день является одним из наиболее успешных продуктов отечественного вертолетостроения. Даже спустя 50 лет машина востребована по всему миру и приобретается даже государствами членами НАТО. С 2006 по 2008 годы в Чехию и Хорватию было поставлено 26 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш.

    На сегодняшний день заводы по производству Ми-8/17 ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и ОАО «Казанский вертолетный завод», входящие в состав холдинга «Вертолеты России» стабильно функционируют и загружены заказами на производство данных вертолетов на 2 года вперед. При этом работы по модернизации данной машины непрерывно продолжаются.

    ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» сегодня осуществляет сборку первого опытного образца модернизированной версии вертолета Ми-171А2, также определен технический облик данного вертолета. Вертолет был создан на базе вертолета Ми-171 и должен стать достойным вариантом развития всего семейства вертолетов Ми-8.

    Планируется, что данные вертолеты получат новую авионику, а в конструкции машины будут применены композиционные материалы, которые сделают вертолет существенно легче. Помимо этого модернизации подверглись все основные агрегаты и системы машины, были повышены ее летные и технические характеристики. Всего модернизация предусматривает порядка 80 нововведений . При этом экипаж вертолета будет сокращен до 2-х человек, что существенно скажется на его экономической эффективности.

    За свою историю вертолеты семейства Ми-8 приняли участие в большом количестве локальных конфликтов, они спасли тысячи человеческих жизней, выдерживали суровые сибирские морозы, катастрофическую жару и резкие перепады температур, пыль пустынь и тропические ливни. Ми-8 летали на предельно малых высотах и высоко в горах, базировались вне аэродромной сети и приземлялись в труднодоступных местах при минимальном техническом обслуживании, каждый раз доказывая свою высокую надежность и эффективность.

    Созданный еще в середине прошлого века многоцелевой вертолет Ми-8 и сегодня является одним из наиболее востребованных в своем классе и еще многие годы будет востребован на российском и мировом рынке авиационной техники. За долгие годы производства Ми-8 стал основой для многих уникальных разработок, к примеру, «вертолета-амфибии» Ми-14.

    Конструкция вертолёта Ми-8

    Вертолет Ми-8 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, трёхопорным шасси и двумя газотурбинными двигателями. Фюзеляж машины обладает каркасной конструкцией и состоит из носовой, центральной, хвостовой и концевой балок. В носовой части вертолета находится кабина экипажа на трех человек: двух летчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает экипажу вертолета хороший обзор, правый и левый блистеры выполнены сдвижными и оснащаются механизмами аварийного сбрасывания.

    В центральной части фюзеляжа находилась кабина размерами 5,34 х 2,25 х 1,8 метра. В транспортном варианте она имела грузовой люк со створками, который увеличивал ее длину до 7,82 м. и центральную сдвижную дверь размерами 0,62 на 1,4 метра, которая имела механизм аварийного сбрасывания. На полу грузовой кабины находились электролебедка и швартовочные узлы, а над самой дверью устанавливалась стрела электролебедки.

    Грузовая кабина вертолета была рассчитана на транспортировку грузов массой до 4 тонн и снабжалась откидными сидениями, на которых могли разместиться 24 пассажира, также здесь имелись узлы крепления для 12 носилок. По желанию заказчика на вертолет может устанавливаться система внешней подвески грузов: шарнирно-маятниковая на 2500 кг и тросовая на 3000 кг, а также лебедка грузоподъемностью в 150 кг .

    В пассажирской версии вертолета кабина имела размеры 6,36 х 2,05 х 1,7 метра и оснащалась 28 креслами, которые ставились в 2 ряда с каждого борта с шагом 0,74 м. и проходом 0,3 м. В задней части кабины с правой стороны размещался гардероб, а в задней части створок был сделан проем под заднюю входную дверь, которая состояла из трапа и створок.

    Хвостовая балка вертолета имела клепаную конструкцию балочно-стрингерного типа и оснащалась работающей обшивкой. Она снабжалась узлами для крепления хвостовой опоры и управляемого стабилизатора. Вертолет оснащался стабилизатором размером 2,7 м и площадью 2 м 2 с профилем NACA 0012, его конструкция была однолонжеронной.

    Шасси вертолета было трёхопорным, неубирающимся. Передняя опора шасси была самоориентирующейся и состояла из 2-х колес размерами 535 х 185 мм. Главные опоры вертолета форменного типа оснащались жидкостно-газовыми двухкамерными амортизаторами и колесами размера 865 х 280 мм. На вертолете также имелась хвостовая опора, которая служила для предотвращения касания земли рулевым винтом. Опора состояла из амортизатора, 2-х подкосов и опорной пяты. Колея шасси составляла 4,5 метра, база шасси – 4,26 метра.

    Силовая установка вертолета включала в себя два турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВ2-117АТ производства Санкт-Петербургского НПО им. В.Я.Климова. На вертолетах Ми-8Т ее мощность составляла 1250 кВт, на Ми-8МТ, АМТ и МТБ устанавливалась турбина ТВЗ-117МТ мощностью в 1435 кВт. Газотурбинные двигатели монтировались сверху фюзеляжа и прикрывались общим капотом, имеющим открывающиеся створки. Двигатели вертолета снабжались пылезащитными устройствами, их масса составляла 330 кг.

    Топливная система включала в себя расходный топливный бак емкостью в 445 литров, правый подвесной бак емкостью в 680 или 1030 литров, левый подвесной бак емкостью в 745 или 1140 литров, а также дополнительный бак в грузовой кабине емкостью в 915 литров.

    Трансмиссия вертолета состояла из 3-х редукторов: главного, промежуточного и хвостового, несущего винта и валов тормоза . Главный редуктор вертолета обеспечивает передачу мощности от двигателей, которые имеют скорость вращения выходных валов 12 000 об/мин, к несущему винту со скоростью в 192 об/мин, а также рулевому винту со скоростью в 1 124 об/мин и вентилятору – 6 021 об/мин, который служит для охлаждения главного редуктора и маслорадиаторов двигателей. Общая масса маслосистемы вертолета составляет 60 кг.

    Управление вертолета было дублированным, с тросовой и жесткой проводкой , а также гидроусилителями, которые приводились в действие от дублирующей и основной гидросистем. Имеющийся четырехканальный автопилот АП-34Б обеспечивал вертолету стабилизацию в полете по курсу, крену, высоте и тангажу . Основная гидравлическая система вертолета обеспечивала работу всех гидроагрегатов, давление в системе составляло 4,5 МПа, дублирующая система обеспечивала только работу гидроусилителей, давление в ней равнялось 6,5 МПа.

    Вертолет Ми-8 был оснащен системой вентиляции и отопления, которая обеспечивала подачу холодного и подогреваемого воздуха в кабины пассажиров и экипажа. Также на вертолете имелась противообледенительная система, которая защищала от обледенения лопасти рулевого и несущего винтов, а также воздухозаборники двигателей и передние стекла кабины экипажа.

    Оборудование для полетов по приборам в сложных метеоусловиях, а также в ночное время включало в себя авиагоризонт, комбинированную курсовую систему, радиовысотомер, автоматический радиокомпас и 2 указателя скорости вращения несущего винта.

    Ми-8АМТШ

    В настоящее время Вооружённые силы России по-прежнему продолжают закупать вертолеты Ми-8. В рамках госооборонзаказа до 2020 года в войска должны поступить машины Ми-8АМТШ. Ми-8АМТШ – это штурмовой военно-транспортный вертолет (экспортное обозначение Ми-171Ш).

    Вертолет предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями, для поражения живой силы противника, перевозки десанта, грузов, раненных, а также выполнения поисково-спасательных операций. Вертолет разработан на Улан-Удэнском авиационном заводе в тесном сотрудничестве с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

    Для решения боевых задач вертолет может оснащаться системой ракетного и стрелково-пушечного вооружения, а также комплексом средств защиты от поражения, санитарным и десантно-транспортным оборудованием, а также приборным и радиоэлектронным оборудованием, которое позволяет вертолету совершать полеты в любое время суток, в том числе и в сложных метеоусловиях.

    При этом переоборудование вертолета Ми-8АМТШ из боевого варианта в санитарный или десантно-транспортный не требует много времени и может быть осуществлено непосредственно в период подготовки к полету на выполнение соответствующего задания.

    Для увеличения боевой живучести машины данный вертолет оснащается:
    — автоматом сброса отражателей АСО-2В;
    — экранно-выхлопными устройствами ЭВУ;
    — комплектом съёмных бронеплит, которые прикрывают экипаж;
    — протектированными подвесными топливными баками;
    — топливными баками с пенополиуретановым заполнителем.

    В состав экипажа машины входят :
    – командир – левый летчик , занимается пилотированием вертолета, осуществляет прицеливание и использование неуправляемого вооружения, при пуске управляемых ракет выполняет режим «пуск»;

    – второй летчик , занимается пилотированием вертолета в помощь командиру экипажа; выполняет функции оператора комплекса «Штурм-В» при поиске целей, пуске и наведении на цель управляемых ракет, а также выполняет обязанности штурмана;

    – бортмеханик , помимо выполнения своих штатных функций выполняет также функции стрелка кормовой и носовой пулеметных установок.

    Главной отличительной особенностью вертолетов Ми-8АМТШ стало включение в состав их вооружения современных ПТУР «Штурм-В» и УР класса воздух-воздух «Игла-В» . Комплекс высокоточных управляемых ракет «Штурм» позволяет достаточно эффективно поражать бронетехнику, в том числе оснащенную динамической защитой, малоскоростные воздушные цели, живую силу и укрепленные пункты противника.

    По комплексу возможного вооружения МИ-8АМТШ вплотную приблизился к , обладая при этом большей вариативностью применения.

    Ми-8 (В-8, изделие «80», по НАТО: Mi-8 Hip - «бедро») - cоветский/российский многоцелевой вертолёт, созданный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Данная машина является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории. Широко эксплуатируется во многих странах мира для выполнения большинства гражданских и военных задач.

    История

    Первый прототип В-8 взлетел 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А - 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются и в наше время. Ми-8 эксплуатирется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

    Модернизация вертолёта Ми-8, закончившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины - Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт полчившему обозначение Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117), а так же наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространен и используется примерно в 20 странах мира.

    В 1991 г. стартовало производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х - военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

    В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

    Конструкция

    Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта - шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта - совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Трансмиссия вертолёта Ми-8 такая же как и вертолёте Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеены 24 отсека (на некоторых версиях 23) с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующих профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Ми-8 оснащён электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах, и питается переменным напряжением 208 вольт. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой - 1445 мин-1. В системе управления вертолётом используются гидроусилители - три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.

    Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом есть хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта предоставляет возможность перевозить грузы массой до 3 т. Ми-8 оснащён четырёхканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полёта (+...-50м). В пассажирском варианте в салоне вертолёта могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте оборудован откидными скамейками на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оснащён системой обогрева, используется керосиновый обогреватель КО-50, и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток при любой погоде.

    Вертолёты разных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т) оборудованы двумя двигателями ТВ2-117 мощностью 1500 лс, с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При пуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя - от стартёр-генератора уже запущенного двигателя, и трех аккумуляторов. При запущенных двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в кабине пилота под этажерками электро и радиооборудования, по два с каждой стороны, оставшиеся два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3 км, при этом отдают ток 600-800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

    Трёхфазное напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный), однофазный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол - установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2, питающий радио- и навигационное оборудование, а от него - трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 - питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.

    Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (2250 лс) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В, стартёр-генератор СТГ-3 которой может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут. Главная система электроснабжения напряжением 208 В частотой 400 Гц питается от двух генераторов СГС-40ПУ, стоящих на главном редукторе. В системе 27 В для запуска ВСУ и аварийного питания установлены две аккумуляторных батареи 12САМ-28, для основного питания при работающих двигателях - три выпрямительных устройства ВУ-6А. От первого генератора питаются ВУ № 1, элементы обогрева винтов и трансформатор ТС310С04Б (мощностью 1 кВт) питания трёхфазной сети 36 В, от правого генератора - ВУ № 2 и № 3, обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей, трансформатор ТС/1-2.

    При отказе генератора № 1 ТС310С04Б автоматически переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

    На вертолёте две гидросистемы - основная и дублирующая, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45+-3 … 65+8-2 кгс/кв.см. автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами - двумя в основной системе и одним в дублирующей. Гидропитание потребителей - РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления, подвижного упора в системе управления рулевым винтом и фрикциона ручки «Шаг-Газ» - включается раздельными электромагнитными кранами ГА192.

    Модификации

    Опытные

    В-8 - Первый опытный экземпляр с одним ГТД (газотурбинный двигатель) АИ-24В (одновальный турбовинтовой двигатель с 10-ступенчатым осевым компрессором, кольцевой камерой сгорания и трехступенчатой турбиной) конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт был совершён 24 июня 1961 года.


    -В-8А - Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117 (авиационный турбовальный двигатель)

    В-8АТ - Третий опытный экземпляр.

    В-8АП - Четвёртый опытный экземпляр.

    Пассажирские

    Ми-8П - пассажирский вертолёт имеет 28 мест. Оснащён иллюминаторами прямоугольной формы.

    Ми-8ПА - модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф (предназначен для работы в сложных климатических условиях)

    Транспортные

    Ми-8Т - транспортно-десантный вертолёт предназначенный для ВВС.

    Ми-8ТС - экспортный вариант Ми-8Т созданный специально для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

    Многоцелевые

    Ми-8ТВ - «Транспортный, вооружённый». состоит на вооружении ВВС СССР с 1968 года. Отличается установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).

    Ми-8АТ - вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.

    Ми-8АВ - воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Оснащался миноукладчиком ВМР-1. Который мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.

    Ми-8АД - модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, созданный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.

    Ми-8МТ - модификация с двигателями ТВ3-117.

    Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Серийное производство начато в Казани в 1988 году.

    Ми-8МТВ-5 - заменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оборудована изделием БУР «Тест-1» вместо САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).

    Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.

    Ми-17-1В - вариант Ми-8МТВ предназначенный на экспорт

    Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на авиационном заводе в Улан-Уде (с 1991 года). Имеются разные модификации: пассажирский, транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и т.д.

    Ми-171 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.

    Ми-171А1 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.

    Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Создан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт совершён 3 августа 1997.

    Ми-8ТГ - модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г (Улучшенный вариант ТВ2-117А с дополнительным графитовым уплотнением подшипников. Двигатели ТВ2-117А при ремонте дорабатываются до ТВ2-117АГ)

    Ми-14 - многоцелевой вертолёт-амфибия.

    Ми-18 - является удлинённым вариантом Ми-8МТ. Серийно не производится.

    Ми-8МСБ - украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.


    Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудована слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым во время эксплуатации и ремонта вертолётной техники.

    Ми-8ТЗ - заправщик и транспортировщик топлива.

    Ми-8БТ - буксировщик трала.

    Ми-8СП - специальный морской спасательный.

    Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей других летательных аппаратов в случае приводнения.

    Ми-8ТЛ - лесопожарная модификация, снабжённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.

    Ми-8С - штабной вертолёт оснащённый круглыми иллюминаторами.

    Ми-8ПС - штабной вертолёт оборудованный квадратными иллюминаторами.

    Ми-8КП - специализированный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.

    Ми-8ГР или Ми-8Р - вертолёт-разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.

    Ми-8К - артиллерийский корректировщик.

    Ми-8ТАКР - вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.

    Ми-8ВД - вертолёт радиационно-химической разведки.

    Ми-8С - модификация вертолёта с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.

    Ми-8МТЛ- разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.

    Ми-8МТЮ - Был сконструирован в единственном экземпляре. Создан специально для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу расположена антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.

    Ми-АМТ-1 - оборудован салоном повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ

    Воздушные командные пункты

    Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.

    Ми-8ИВ или Ми-9 - воздушный командный пункт предназначенный для командиров дивизий, серийная модификация.

    Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оборудован автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

    Ми-9Р - воздушный командный пункт созданный специально для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

    Медицинские

    Ми-8МБ - воздушный госпиталь. Сконструирован на базе Ми-8Т.

    Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.

    Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.

    Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолёт созданный на базе Ми-8МТВ.

    Ми-17Г - вариант воздушного госпиталя созданный для экспорта.

    Ми-17-1ВА «Амбулатория» - вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте сконструированный для экспорта.

    Постановщики помех

    Ми-8СМВ - постановщик помех, оснащённый станцией постановки помех «Смальта-В» (Смальта-вертолётная).

    Ми-8ПП - вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), по некоторым данным оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было называть названиями растений, вполне возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА.

    Ми-8ППА - вертолёт РЭБ, оборудованный станциями «Азалия» и «Фасоль», по данным некоторых источников - доработанная версия Ми-8ПП.

    Ми-8МТП - постановщик помех.

    Ми-8МТПБ - постановщик помех.

    Ми-8МТПИ - постановщик помех.

    Ми-8МТПШ - постановщик помех.

    Ми-8МТД - постановщик помех.

    Ми-8МТР1 - постановщик помех.

    Ми-8МТР2 - постановщик помех.

    Ми-8МТС - постановщик помех.

    Ми-8МТШ1 - постановщик помех.

    Ми-8МТШ2 - постановщик помех.

    Ми-8МТШ3 - постановщик помех.

    Ми-8МТЯ - постановщик помех.

    Ми-8МТ1С - постановщик помех.

    Сельскохозяйственные

    Ми-8АТС - сельскохозяйственный вариант вертолёта с устройствами распыления удобрений. Сконструирован на базе Ми-8Т.

    Ми-8МТСх - сельскохозяйственный вертолёт. Разработан на базе Ми-8МТ.

    Ударные

    Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - Ми-171Ш) - транспортно-штурмовой вертолёт, оборудован комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и приспособлен под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил обозначение «Терминатор». С конца 2011 года оборудован бортовым устройством регистрации «Тест-1» вместо САРПП-12. С конца 2013 года оборудуется изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых).
    Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ (Ложная цель - устройство, сооружение, образование или средство, имитирующее реальный защищаемый объект по сигнальным характеристикам, параметрам движения (если объект движется) и иным существенным для распознавания признакам и предназначенное для отвлечения средств радиоэлектронного вооружения от действительной цели (защищаемого объекта)), постановщик помех, защищенные топливные баки.

    Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, камера инфрокрасного излучения.

    Вооружение С-8 ракеты в блоках, ракеты Атака.

    Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оборудованная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

    ТТХ Ми-8

    В-8 Ми-18
    Год постройки 1961 1965 1965 1975 1980 1987 1991 1991 2014
    Экипаж, чел. 3 3 3 3 3 3 3 3
    Число пассажиров (десантников) 18 28 24 24 30 24 27 26
    Длина (с вращ. винтами), м. 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31
    Высота (с вращ. рулевым винтом), м 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54
    Диаметр несущего винта, м 21 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3
    Масса пустого, кг 5726 7000 6934 7200 7550 7381 6913 7514
    Нормальная взлётная масса, кг - 11570 11100 11100 11500 11100 11100 11878
    Максимальная взлётная масса, кг - 12000 12000 13000 13000 13000 13000 нет данных 12500
    Двигатели 1 х АИ-24В 2 х ТВ2-117 2 х ТВ2-117 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е
    Мощность двигателей (на взлётном режиме) 1 х 1900 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 1500 л. с.
    Максимальная скорость, км/ч - 250 260 250 270 250 250 250 260
    Крейсерская скорость, км/ч - 225 225 220 240 240 230 230 225
    Динамический потолок, м - 4200 4500 5000 5550 6000 6000 6000 9150
    Практическая дальность, км - 425 480 520 580 590 570 715 600

    Дальность полёта, км:
    -при дополнительных топливных баков 1300
    -при максимальном запасе авиатоплива 800
    -при максимальной загрузке 550
    -Расход авиатоплива, т/час 0,72

    Боевое применение МИ-8

    Шестидневная война (1967) - по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
    -Эфиопо-сомалийская война (1977-1978)
    -Афганская война (1979-1989) - 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. Во время афганского конфликта был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд («бур»).
    -Грузино-абхазская война (1992-1993)
    -Ирано-иракская война (1980-1988) - в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
    -Война Пакиша (1981) - огнём извинтовок FAL был сбит один перуанский вертолёт Ми-8
    -Война в Карабахе
    -Первая чеченская война (1994-1996)
    -Эфиопо-эритрейский конфликт (1998-2000)
    -Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) - российская армия потеряла как минимум три Ми-8.
    -Каргильская война (1999)
    -Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл подобный случай.
    -Вторая чеченская война (1999)
    -Война в Афганистане (с 2001)
    -Война в Ираке
    -Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
    -Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
    -Гражданская война в Сирии (с 2011)
    -Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

    Эксплуатируется:

    Используется в более чем 50 странах мира

    Россия - 534в 2010 поставлено в строй 34 Ми-8 (22 Ми-8АМТШ остальные Ми-8АМТ и Ми-8МТВ) на авиабазы Будённовска и Кореновска (10 Ми-8). 53 Ми-8АМТШ в 2013
    -Азербайджан
    -Алжир
    -Аргентина - в 2010-11 заключён контракт на шесть Ми-171Е для полётов с побережья Аргентины в Антарктиду
    -Армения - по состянию 2014 закуплены еще и 3 м-17в
    -Ангола
    -Афганистан - заключён договор на поставку 21 военно-транспортных Ми-17В5.
    -Бангладеш
    -Бразилия - 2011 году изготовлены три Ми-171А1 для авиакомпании «ATLAS».
    -Белоруссия
    -Болгария
    -Босния и Герцеговина
    -Буркина-Фасо
    -Бутан
    -Венесуэла - 20 Ми-17 (на вооружении ВВС страны), 6 Ми-17 заказаны.
    -Венгрия
    -Вьетнам
    -Гана
    -Гайана
    -Германия
    -Грузия - в 2011 году, на вооружении имелось 17 шт. Ми-8Т
    -Джибути
    -Замбия
    -Египет
    -Индия - эксплуатируется большое количество вертолётов Ми-8 и Ми-17, запланирована поставка ещё 80 вертолётов, Ми-17В-5.
    -Индонезия - 6 Ми-17-В5 поставлены в июле 2008 по договору, заключённому в 2005 году.
    -Ирак - в 2010 году США сделали заказ для ВВС Ирака на 80 вертолётов Ми-17 (из них 46 бывших в употреблении), к 2012 году поставлены 68.
    -Иран - 5 Ми-171 заказаны, из которых 2 уже поставлены.
    -Казахстан
    -Камерун - в 2013 году заключён договор на поставку партии Ми-17.
    -Канада
    -Кения
    -Кипр
    -Киргизия
    -Китай
    -Северная Корея
    -Колумбия
    -Куба - в 2011 году, на вооружении имелось 2 шт. Ми-8Р и 8 шт. Ми-17
    -Латвия - по состоянию на 2011 год, на вооружении имелось 4 шт. Ми-17
    -Ливия
    -Литва - в 2011 году, на вооружении имелось девять Ми-8
    - Македония
    -Мексика
    -Молдавия
    -Монголия
    -Мьянма
    -Непал
    -Нигерия
    -Никарагуа - по состоянию на 2011 год, 16 шт. Ми-17 состоит на вооружении
    -ОАЭ
    -ООН
    -Пакистан
    -Приднестровье
    -Польша
    -Перу - В 2010 приобретено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш.
    -Румыния - в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году - ещё 3 шт. Ми-17; в 1990е годы для полиции приобретены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД).
    -Сирия
    -Сербия
    -Словакия
    -Судан - 6 шт закуплено в 2012 году, в 2013 году заключён контракт на поставку 16 транспортных Ми-8. Полиция Судана - 1 Ми-17В-5 (б/н 101, серийный номер 736М07)
    -США - 70 шт Ми-17В5 приобретено для миссий в Афганистане.
    -Сьерра-Леоне
    -Таджикистан
    -Туркмения
    -Турция - в 1993 году заказаны и в 1995 году поставлены 19 шт. Ми-17-1В для жандармерии, в 2007 году один вертолёт разбился по техническим причинам
    -Украина
    -Узбекистан
    -Финляндия
    -Чад
    -Черногория
    -Чехия
    -Хорватия
    -Шри-Ланка
    -Эквадор
    -Эритрея
    -Эстония
    -Южная Корея. Полиция Республики Корея - 3 Ми-172, по состоянию на начало 2014 года.
    -ЮАР
    -Южный Судан

    ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-8МТВ-2

    РАЗМЕРЫ: Диаметр несущего винта - 21.3: длина с вращающимися винтами - 25,3 м; высота по втулку несущего винта - 4,76 м

    МАССЫ: масса пустого - 7380 кг; нормальная взлетная - 11 500 кг; максимальная взлетная - 13 000 кг

    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: два ТВЗ- 117ВМ взлетной мощностью по 2000 л.с.

    ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ максимальная скорость - 250 км/ч; крейсерская скорость - 240 км/ч; статический потолок без учета влияния земли - 3980 м; динамический потолок - 6000 м; дальность полета - 590 км

    КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет Ми-8 спроектирован по одновинтовой схеме с рулевым винтом. В носовой части фюзеляжа находится кабина летчиков с большой площадью остекления. Летчики расположены бок о бок. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, рассчитанная на перевозку до 30 солдат с полным снаряжением, в грузовой кабине располагается третий член экипажа вертолета - бортгехник. Грузовая кабина рассчитана на перевозку грузов массой до 4000 кг. В кормовой части кабины имеется большой двустворчатый люк, сдвижная грузовая дверь расположена по левому борту. К шпангоутам фюзеляжа крепятся фермы с пилонами для подвески вооружения. Хвостовая балка овального сечения, переходящая в стреловидное вертикальное оперение, крепится к фюзеляжу. В месте сопряжения хвостовой балки киля установлен управляемый стабилизатор. Шасси не убирающееся с управляемой носовой опорой. На хвостовой балке имеется опора с двумя подкосами и амортизатором.

    НЕСУЩАЯ СИСТЕМА. Пятилопа- стный несущий винт имеет горизонтальные и вертикальные шарниры, гидравлические демпферы. Лопасти оборудованы электрической противообледенительной системой. Рулевой винт - трехлопастный, установлен с левой стороны вертикального оперения.

    Система управления дублированная, с жесткими тягами и тросовой проводкой.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Совершенное пилотажно-навигапионное и радиосвязное оборудование позволяло эксплуатировать вертолет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав бортового оборудования входит четырехосный автопилот, обеспечивающий стабилизацию по крену, курсу и тангажу на любых режимах полета, а также стабилизацию по высоте горизонтального полета и стабилизацию на режиме ви- сения.

    Электрооборудование запитывается от двух трехфазных генераторов переменного тока мощностью по 40 кВА и шести аккумуляторных батарей.

    Вертолет оснащен средствами пассивной обороны - станцией постановки ИК помех СОЭП-В1А, контейнерами отстрела тепловых ловушек АСО-2В-02, предусмотрена возможность установки снаружи фюзеляжа бронезащиты кабины летчиков.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Концепция новой винтокрылой машины средней грузоподъемности с двумя турбовальными двигателями, предназначенной для замены поршневого вертолета Ми-4. была сформирована М.Л. Милем еще в конце 1950-х годов. В мае 1960 г. в ОКБ приступили к проектированию. а в июне следующего года на испытания вышла опытная машина, оснащенная одним газотурбинным двигателем АИ-25В мощностью 2700 л.с., созданным под руководством А. Ивченко, и четырехлопастным несущим винтом от Ми-4. В сентябре 1962 г. поднялся в воздух второй прототип Ми-8. имеющий уже два "родных" разработанных в ОКБ В.Я. Климова двигателя ТВ2-117 (2x1400 л. е.). Позднее на вертолет установили и новый пятилопастный несущий винт.

    Серийный выпуск вертолетов Ми-8, предназначенных как для вооруженных сил, так и для гражданской авиации, первоначально был организован на Казанском авиационном заводе. Несколько позже к нему присоединился и завод в забайкальском городе Улан-Удэ. Вертолет Ми-8 стал самым массовым средним транспортным вертолетом в мире.

    Ми-8Т

    Первый транспортный вариант вертолета Ми-8 отличался от гражданской модификации Ми-811 наличием большого грузового люка и заменой прямоугольных окон в бортах фюзеляжа круглыми иллюминаторами. В кабине могло разместиться до 24 солдат с полным снаряжением. Силовая установка включает два ГТД ТВ2-117А. Впервые публично Ми-8Т демонстрировался на авиационном параде в Домодедово в июле 1967 г., на вооружение принят в 1968 г. На базе Ми-8Т выпускался санитарный вариант, рассчитанный на перевозку 12 больных на носилках. Ми- 8Т - стал стандартным транспортным вертолетом Советской Армии и армий нескольких десятков иностранных государств.

    Ми-8ТВ

    В начале 70-х годов был создан "боевой" вариант Ми-8ТВ, вооруженный 12.7-мм пулеметом Афанасьева на ограниченно подвижной носовой установке НУВ-1-2М. На шести пилонах по бортам фюзеляжа (по три с каждой) этот вариант вертолета мог нести шесть блоков НАР УБ-32-57. Часть Мн-8ТВ в дальнейшем дополнительно получила управляемое противотанковое вооружение - четыре ПТУР 9М17М "Фалан- га-М" с полуавтоматическим радиокомандным наведением. Для наведения ракеты служил гиростабилизированный прицел, размещенный у правого летчика. Максимальное количество блоков НАР увеличено до шести за счет установки двух дополнительных пилонов.

    Ми-8МТ (Ми-17)

    Ми-8М является первой модификацией вертолета Ми-8 с двигателями ТВЗ117 и рулевым винтом, расположенным с левой стороны вертикального оперения. Серийный выпуск вертолетов Ми- 8МТ начался в Казани в 1977 г. Применение новых двигателей значительно улучшило характеристики: статический потолок увеличился до 3950 м (у Ми-8Т статический потолок 1760 м). на тонну, с 3 т до 4 т. выросла масса полезного груза. В вариант Ми-8М было переоборудовано значительное число вертолетов моделей "Т", ТБ", "ТБК". Несколько сотен вновь построенных машин сошло со сборочных линий заводов в Казани и Улан-Удэ.

    Ми-8МТВ-1 Вариант вертолета Ми-8МТ с высотной модификацией ГТД ТВЗ-117 - ТВЗ- 1 17ВМ. Серийный выпуск осуществляется на Казанском вертолетном заводе с 1988 г., в Улан-Удэ - с 1991 г.

    Ми-8МТВ-2 Вооруженный вариант транспортного вертолета Ми-8МТВ-1 оснащен шестью пилонами для подвески в«х·ружения.

    Ми-8МТВ-3 Количество балочных держателей сокращено с шести до четырех при одновременном расширении ассортимента вооружения. Внедрен новый рулевой винт с увеличенной хордой лопасти.

    Ми 8МТВ 5 (Ми 17МЛ) Вертолет Ми-17МД (Ми-8МТВ-5) представляет собой дальнейшее развитие Ми-17-1В. Быстрая погрузка-выгрузка десанта или техники и грузов обеспечивается кормовой рампой с гидроприводами. заменившей боковые створки грузоотсека. применяемые на всех других транспортных вариантах Ми-8; ширина сдвижной двери левого борта увеличена с 830 мм до 1250 мм. Предусмотрена возможность установки в носовом обтекателе цветной метео РЛС 8А-813Ц. Навигационное оборудование включает систему ближней навигации "Курс-МП-70" с дальномером СД-75. позволяющим работать по системам УОК/165·, ДМЕ. Бортовое оборудование не привязано "жестко" к вертолету, и его состав может меняться согласно пожеланиям заказчика, предусмотрена возможность установки аппаратуры как отечественного, так и западного производства. Вертолет Ми-8МТВ- 5 оснащен устройствами пассивной защиты: экранно-выхлопные устройства на соплах двигателей, устройства постановки активных И К помех и отстрела тепловых ловушек. На четырех пилонах возможна подвеска авиационных средств поражения, таких как свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, блоки НАР, пушечные и пулеметные контейнеры; кроме того, в состав вооружения включены ПТУР "Малютка-2" и УР класса воздух-воздух "Игла". Десатники имеют возможность вести огонь из личного оружия через иллюминаторы, а в проемах дверей грузовой кабины предусмотрена установка пулеметов ПК"Г. Борта кабины экипажа прикрыты бронелистами. Несмотря на возросшую массу, летные характеристики Ми-8МТВ- 5 по сравнению с другими "восьмерками" не ухудшились.

    На базе транспортных модификаций строились специализированые варианты Ми-8: вертолеты-постановщики помех Ми-8ППА. Ми-8СМВ и др.; вертолеты-воздушные командные пункты Ми- 8ВЗПУ и Ми-9; фоторазведчики Ми- 8Т(К); корректировщики артиллерийского огня Ми-8К, ряд других модификаций. Для перевозки высшего командного состава было построено небольшое количество вертолетов Ми-8ПС (пассажирский-связной), оснащенных мощной радиосвязной аппаратурой, так же, как и Ми-8П, вертолет имел прямоугольные окна пассажирского салона. Все специализированные варианты Ми- 8 не несли вооружения.

    В общей сложности насчитывается несколько десятков военных и гражданских модификаций вертолета Ми-8.

    Специалисты Московского и Казанского вертолетных заводов, завода в Улан-Удэ работают над совершенствованием одного из самых знаменитых вертолетов XX века. Разработан вариант вертолета, оснащенный ИК системой ночного видения. В Улан-Удэ разработана штурмовая модификация Ми- 8АМТШ, оснащенная комплексом противотанкового управляемого оружия.