Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Зависимость температуры суг от окружающей среды. Углеводородные газы. Зависимость плотности пропан-бутановой смеси от ее состава и температуры

    Зависимость температуры суг от окружающей среды. Углеводородные газы. Зависимость плотности пропан-бутановой смеси от ее состава и температуры

    Вопросу организации полиции посвящена статья 4 Федерального закона «О полиции». Согласно содержанию указанной статьи полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. она входит в систему органов и подразделений МВД РФ.

    Подразделение представляет собой «часть, раздел» чего-нибудь, «входящий в состав более крупной части» . Подразделение - это «официально выделенная часть предприятия, учреждения и относящиеся к ним работники, выполняющие установленный им круг работ, отвечающие за выполнение возложенных на них задач. Подразделения выделяются чаще всего по признаку профиля порученных им работ. К подразделениям относятся отделения, цехи, лаборатории, секторы» .

    Пока в законодательстве отсутствует четкое определение термина «подразделение полиции», любая официально выделенная его часть может именоваться подразделением. Это с одной стороны. С другой стороны, если в каком-либо нормативном правовом акте относящееся к системе полиции учреждение (орган и т.п.) именуется подразделением, таковое можно именовать подразделением.

    Аналогичный подход возможен и при толковании понятия «служба». Однако нельзя забывать, что перечень подразделений и служб полиции должен быть определен в корреспонденции с положениями, закрепленными в п. 2 Указа Президента РФ № 250 «Вопросы организации полиции».

    В соответствии со ст. 14 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» полиция является составной частью органов внутренних дел, которые входят в единую централизованную систему МВД России.

    Часть 2 статьи 4 Федерального закона «О полиции» предусматривает, что в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. При этом федеральный законодатель делегировал Президенту РФ полномочия по определению состава полиции, порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции.

    Перечень подразделений и служб полиции утверждается:

    а) в центральном аппарате МВД России - Президентом РФ;

    б) в территориальных органах МВД России - Министром внутренних дел РФ.

    Подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:

    а) в центральном аппарате МВД России, территориальных органах Министерства на окружном и межрегиональном уровнях - Министром внутренних дел РФ;

    б) в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в") - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел РФ;

    в) в линейных отделах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства по федеральным округам на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих отделов, утверждаемых Министром внутренних дел РФ.

    В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровнях учреждена должность заместителя начальника соответствующего территориального органа Министерства - начальника полиции.

    Лица, осуществляющие в пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции:

    Министр внутренних дел РФ,

    Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел,

    Руководители подразделений полиции.

    Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции определяются Министром внутренних дел РФ в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел.

    В соответствии с «Нормативами формирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и их структурных подразделений», утвержденными приказом МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 подразделения полиции могут создаваться:

    В структуре главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

    В структуре управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

    В структуре центров специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации (на межрегиональном уровне);

    В структуре оперативных бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации (на межрегиональном уровне);

    В структуре линейных управлений МВД России;

    В структуре территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации;

    В структуре управлений (отделов) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений (отделов) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур», управлений внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Четвертого управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю;

    В структуре линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

    Подразделениями полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации являются :

    Подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части;

    Подразделения уголовного розыска;

    Оперативно-поисковые подразделения;

    Подразделения специальных технических мероприятий;

    Подразделения оперативно-разыскной информации;

    Подразделения собственной безопасности;

    Подразделения по противодействию экстремизму;

    Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

    Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

    Подразделения специального назначения и авиации;

    Экспертно-криминалистические подразделения;

    Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;

    Подразделения участковых уполномоченных полиции;

    Подразделения патрульно-постовой службы;

    Подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

    Подразделения по исполнению административного законодательства.

    Подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

    Подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

    Подразделения вневедомственной охраны;

    Подразделения дознания;

    Подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

    Подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;

    Подразделения лицензионно-разрешительной работы;

    Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

    Подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников полиции.

    Отдел полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне создаетсясоответственно:

    По муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории – при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования, поселения, части внутригородской территории, не менее 20 тысяч человек;

    По муниципальному образованию, поселению, отнесенным к территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, а также по муниципальному образованию, в котором 50% и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения или территориях, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям, – не менее 15 тысяч человек.

    Отделение полициисоздается соответственно:

    По муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории – при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования, поселения, части внутригородской территории, не менее 10 тысяч человек;

    По муниципальному образованию, поселению, отнесенным к территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, а также по муниципальному образованию, в котором 50% и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения или территориях, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям, – не менее 5 тысяч человек.

    Пункт полициисоздается соответственно:

    По муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории – при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования, поселения, части внутригородской территории, не менее 3 тысяч человек;

    По муниципальному образованию, поселению, отнесенным к территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, – не менее 1 тысячи человек.

    Пункт полиции по поселению, части внутригородской территории может входить в структуру отдела (отделения) полиции.

    Допускается формирование пунктов полиции по поселению, части внутригородской территории только из должностей участковых уполномоченных полиции.

    Линейный отдел полиции может создаваться при штатной численности не менее 40 единиц. Линейное отделение полиции может создаваться при штатной численности не менее 20 единиц. Линейный пункт полиции может создаваться на транспортных, пограничных узлах (пунктах перехода) и междорожных (внутридорожных) железнодорожных станциях, в аэропортах, морских и речных портах при штатной численности от 2 до 20 единиц. Линейный пункт полиции может входить в структуру линейного отдела (отделения) полиции.

    Полк полиции может создаваться в исключительных случаях с разрешения Министра внутренних дел Российской Федерации в структуре управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования (нескольких муниципальных образований), 1 миллион человек и более.

    Органы внутренних дел - правоохранительные органы исполнительной власти, состоящие из отраслевых служб: милиции, следственного аппарата, внутренних войск, уголовно-ис-полнительных учреждений.

    Им отведена ответственная роль в механизме правового государства. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства - проводят деятельность по защите экономики и окружающей среды от преступных посягательств (налоговая милиция, экологическая милиция), стоят на страже законности и правопорядка (ГАИ, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью защиту и охрану прав и свобод человека.

    Отдельные службы органов внутренних дел (милиция, ис-правительно-трудовые учреждения) наделены функциями дознания, которые они осуществляют в границах требований уго-ловно-процессуального закона.

    Одна из особенностей органов внутренних дел - наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный аппарат).

    Органы внутренних дел имеют широкий диапазон административно-надзорных функций - обеспечение общественного порядка, паспортного режима, правил разрешительной системы и др.

    Основные задачи органов внутренних дел:

    1) защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение гражданской безопасности;

    2) борьба с преступностью;

    3) предупреждение преступлений, их прекращение, раскрытие и расследование, розыск лиц, совершивших преступление, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

    4) обеспечение выполнения уголовных наказаний, участие в ресоциализации осужденных;

    5) обеспечение безопасности дорожного движения и пожар-,ной безопасности;

    6) охрана и защита государственных объектов, имущества всех видов собственности.

    Милиция - составная часть системы органов внутренних дел, которые осуществляют исполнительную государственную власть в сфере охраны общественного порядка.

    В структуру милиции входят: уголовная милиция, милиция общественной безопасности, транспортная милиция, государственная автомобильная инспекция, милиция охраны, специальная милиция.

    Функции милиции:

    Административная - исполнительно-распорядительная деятельность ее аппаратов, служб и подразделений по организации и осуществлению охраны общественного порядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами. Руководствуясь административным законодательством, работники милиции вступают в административно-правовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами и гражданами;

    Профилактическая - предупреждение преступлений и иных правонарушений, выявление причин и условий, которые их порождают, устранение их. Практически все подразделения милиции осуществляют профилактические мероприятия. Этим объясняется использование ими государственно-властных полномочий принудительного характера в большей степени, чем другими органами исполнительной власти.

    Оперативно-розыскная - выявление информации о готовящихся или совершенных правонарушениях; о лицах, уклоняющихся от органов расследования или отбывания уголовного наказания и др.;

    ~у головне-процессу альная - рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производство дознания и предварительного следствия по уголовным вопросам о преступлениях, расследование которых возложено законом на органы внутренних дел;

    Исполнительная - исполнение в границах своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний

    Раздел II. Теория государства^

    (осуждение лиц к исправительно-трудовым работам без лише-1 ния свободы и др.); |

    Охранительная - охрана на договорных началах имуще- ства всех видов собственности юридических и физических лиц. 1 Как государственный вооруженный орган исполнительной вла- , сти, милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

    Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для каких бы то ни было незаконных действий или бездействия милиции. Указания сотрудников милиции, сделанные в границах служебных полномочий как представителей власти, обязательны для всех граждан и служебных лиц. Ст.20 Закона Украины «О милиции» гласит: «Законные требования работников милиции являются обязательными для исполнения гражданами и служебными лицами».

    Министерство внутренних дел является своеобразным организующим и регулирующим центром системы органов внутренних дел Украины. Министерство внутренних дел возглавляет Министр, который назначается в соответствии с Конституцией Украины и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций, определяет степень ответственности заместителей Министра, руководителей подразделений министерства.

    Средним звеном выступают областные управления внутренних дел и Министерство внутренних дел Автономной Республики Крым. Правовое положение Министерства внутренних дел Автономной Республики Крым несколько отличается от областных управлений внутренних дел. В частности, согласно ст. 7 Закона Украины «О милиции», его глава является заместителем Министра внутренних дел, который назначается на должность и освобождается Кабинетом Министров Украины с подачи Министра внутренних дел. Что касается задач и полномочий органов внутренних дел Автономной Республики Крым, то они почти не отличаются от задач и полномочий областного управления органов внутренних дел.

    Областные органы внутренних дел реализуют свои полномочия через отделы (отраслевые службы) и через нижестоящие звенья - городские и районные отделы (управления) внутренних дел. Районные и городские отделы внутренних дел - основное звено системы Министерства внутренних дел Украины.

    Глава 8. Государственные органы власти Украины

    Налоговая милиция осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

    Профилактическая работа – одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел

    Органы внутренних дел играют особую роль в предупреждении преступности и правонарушений. Они вносят наибольший вклад в эту деятельность, что обусловлено рядом обстоятельств и особенностей:

    Постоянное сочетание мер убеждения и принуждения в отношении лиц, нарушающих нормы права.

    Широта компетенции ОВД в рассматриваемой сфере, сложность и многообразность их деятельности (ОВД ведут целенаправленную предупредительную работу практически во всех сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности – семейно-бытовой, производственно-трудовой и др.).

    Профилактические мероприятия ОВД осуществляют в отношении самых различных категорий лиц , склонных к совершению преступлений (лиц, которые совершили преступления ранее; склонных к совершению преступлений -–это лица совершающие административно-наказуемые правонарушения, аморальные проступки; социально-неустойчивые лица).

    Предупредительная деятельность ОВД осуществляется в значительной части на уровне специального предупреждения , но вместе с тем, в ряде случаев, она представляет элемент решения задач общесоциального предупреждения (напр., деятельность кадровых подразделений ОВД).

    Важной особенностью деятельности ОВД является то, что осуществляемые ими мероприятия по устранению причин и условий преступлений, предполагают обязательное включение в эту деятельность других субъектов .

    ОВД располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению преступлений, которая включает в себя не только данные уголовной статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и оперативных аппаратов, ИУ…



    Профилактика преступлений рассматривается как одно из основных направлений деятельности большинства служб и подразделений ОВД.

    В предупредительной деятельности органы внутренних дел исходят из того, что обстоятельства, детерминирующие преступления , могут проявляться как в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения в поведении, и в силу этого способных встать на преступный путь, так и в различных сферах социальной жизни, безотносительно к поведению конкретных лиц с антиобщественной направленностью.

    Этапы в деятельности ОВД по предупреждению преступлений и административных правонарушений:

    1) Выявление и устранение (нейтрализация) обстоятельств, могущих обусловить совершение преступлений и правонарушений (например, мероприятия проводимые сотрудниками ГИБДД по выявлению недостатков технического состояния транспортных средств граждан и дача указаний об их устранении; расстановка дорожных знаков в наиболее аварийных местах дорог ).

    2) Предупреждение реально возможных (в том числе готовящихся) преступлений, правонарушений и перехода на преступный путь определенных лиц. Это лица, судя по их антиобщественному поведению, от которых можно ожидать совершения преступных действий и к которым требуется принять необходимые воспитательные меры.

    3) Одним из ключевых моментов является своевременность выявления лиц, в отношении которых необходимо применить профилактические меры. Это обеспечивается следующим образом: · полным использованием информации, накапливаемой в органах здравоохранения, судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел; · выявлением по уголовным делам и использованием информации о круге лиц, находившихся в сфере влияния обвиняемого; · активизацией обмена информацией между предприятиями, учебными заведениями и правоохранительными органами.

    4) Большой объем предупредительной деятельности осуществляется ОВД по уже совершенным преступлениям: в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства выясняются и устраняются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и могущие вызвать новые преступления.

    5) Предупреждение рецидива преступлений (оказание помощи лицам, осужденным к мерам, не связанным с лишением свободы; аналогичные меры в отношении условно-досрочно освобожденных, предваряемые разъяснительной работой по подготовке к освобождению; надзор и контроль со стороны ОВД)

    Объекты воздействия ОВД в сфере предупреждения преступлений:

    1) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, или облегчающих их совершение, а также способствующих формированию личности правонарушителя;

    2) юридические лица и граждане, в отношении которых ОВД принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов;

    3) лица с устойчивым противоправным поведением, а также уже совершившие преступления;

    4) лица, являющиеся потенциальными жертвами преступлений вследствие образа жизни или места работы (бомжи, инкассаторы…)

    Приказом МВД России от 17.01.2006 №19 утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (ред. 12 05 2016).

    Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

    Согласно приказу, предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

    Вывод: Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

    1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

    2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.

    3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

    5. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних регламентированы приказом МВД России от15.10.2013 г. №845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (ред. 6 02 2014).

    Вопрос 2. Виды юридической ответственности. Цели и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Понятие презумпции невиновности, ее конституционное закрепление. Роль ОВД в обеспечении юридической ответственности.

    Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

    Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обусловливает специфику их регламентации и реализации.

    В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т. д.

    Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают Ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, конституционную.

    Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

    Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

    Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

    Меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни - расстрела.

    В основе процессуальной формы уголовной ответственности, как говорилось, лежит презумпция невиновности.

    Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления, круг которых закреплен в гл. 16 КоАП (административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, районным судами, органами внутренних дел, таможенными органами, органами специализированной охраны и надзора и т.д.). Меры административного принуждения - предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

    Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.

    Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки.

    Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.

    Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника.

    Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником.

    Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.

    Меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

    Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом (Трудовым кодексом РФ). Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате.

    Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.

    Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называют еще политико-правовой.

    В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального о конституционной ответственности высших структур власти: Президента, Правительства Федерального Собрания за возможные злоупотребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжелыми последствиями, затрагивающими судьбы людей страны (распад государства, нарушение его целостности, лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель граждан и т.д.).

    Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в частности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последовательна, и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, ее результаты.

    Сегодня она, к сожалению, мало эффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не несет, а спокойно пребывает на свободе, совершая все новые и новые уголовно наказуемые деяния.

    Причин много, но главное из них - общий системный кризис общества (экономический, социальный, политический, духовный, нравственный, правовой).

    Правонарушения и юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел

    Для правонарушений, которые совершают сотрудники органов внутренних дел, характерны все признаки, свойственные правонарушениям.

    Элементы правонарушения также являются общими для структуры всех видов правонарушений. Сотрудники органов внутренних дел могут совершить правонарушения на службе, в связи со службой и вне службы. Как уже отмечалось, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного вреда правонарушения бывают двух видов: преступления и проступки. Проступки, в свою очередь, бывают: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые (материальные) и др.

    Преступления являются наиболее опасным видом правонарушения. Среди преступлений, совершаемых сотрудниками на службе или связи со службой, выделяют, как правило, должностные преступления, некоторые виды преступлений против правосудия и др. Общим здесь является субъект преступления - сотрудник органов внутренних дел. Сотрудники могут совершать преступления, не связанные с выполнением служебных функций. Нередко общественная опасность преступлений, не связанных с выполнением служебных обязанностей, выше, чем должностных преступлений и преступлений против правосудия.

    Распространенный характер имеет такой вид должностного преступления, как фальсификация материалов (должностной подлог).

    Причем фальсификация используется и при совершении других должностных преступлений, например превышения власти, злоупотребления служебным положением в форме укрытия преступлений от учета, получения взятки, т. е. выступает в качестве средства преступления.

    При квалификации преступлений, совершенных сотрудниками, важное значение имеет понятие «насилие». Оно охватывает действия, направленные на незаконное лишение свободы с непосредственным применением к лицу физической силы, нанесением побоев, причинением легких и менее тяжких телесных повреждений, тяжких телесных повреждений без отягчающих обстоятельств, а также насилие, повлекшее неосторожное убийство.

    При квалификации преступлений против правосудия определяющую роль имеет объект посягательства, каковым является правосудие. Известны некоторые виды преступлений против правосудия (ст. 176 - 190 УК России), субъектами которых являются сотрудники органов внутренних дел в качестве должностного лица (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; заведомо незаконный арест или задержание; принуждение к даче показаний и др.),

    Проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), совершаемые сотрудниками, в отличие от преступлений, не столь опасны для общества. К ним относятся общественно вредные противоправные деяния, не предусмотренные уголовным законом. Проступки сотрудников могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего каждый вид проступков имеет свои определенные черты и признаки.

    Административными проступками являются общественно вредные, противоправные, виновные деяния сотрудников, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Вместе с тем, законодательство об административных правонарушениях прямо предусматривает применение за совершение ряда проступков лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, как правило, не административной, а дисциплинарной ответственности (ст. 16 Кодекса об административных правонарушениях).

    Дисциплинарные проступки сотрудников - это общественно вредные нарушения служебной, учебной, трудовой дисциплины, т. е. закрепленного нормами права (уставами, положениями, правилами) юридически обязательного порядка деятельности определенных коллективов органов и учреждений внутренних дел (например, прогул, опоздание на службу, волокита). Дисциплинарные проступки сотрудников влекут за собой применение дисциплинарных взысканий, таких, как замечание, выговор, строгий выговор, или мер общественного воздействия, налагаемых, например, судами чести.

    Гражданско-правовые проступки сотрудников - это посягательства на урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные отношения, а также некоторые отношения, предусмотренные нормами трудового, семейного, земельного права. Гражданско-правовые проступки влекут за собой применение установленных нормами гражданского права санкций, в частности возмещения причиненных убытков и ущерба, принудительного исполнения обязательств, признания сделки недействительной, опровержения по суду порочащих сведений, взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособного супруга и т. п.

    Вместе с тем в случае причинения сотрудниками ущерба организациям или гражданам во время исполнения служебных обязанностей эти лица несут материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Материальная ответственность сотрудников органов внутренними дел наступает за нарушение ими норм гражданского, трудового и ряда других санкций имущественного и неимущественного характера.

    Юридическая ответственность сотрудников имеет свои особенности, основная из них такова: сотрудники несут повышенную ответственность за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам.

    В качестве самостоятельных видов юридической ответственности, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, выделяют: уголовную, административную, дисциплинарную и материальную (гражданско-правовую).

    Каждая разновидность юридической ответственность сотрудников органов внутренних дел имеет свои собственные преимущества перед другими видами ответственности и свои ограниченные возможности. Поэтому достижение целей ответственности (общей и частной превенции) возможно только при условии комплексного использования мер ответственности различной отраслевой принадлежности.

    Юридическая ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер юридической ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости. Названные цели юридической ответственности позволяют говорить о карательной, превентивной и правовосстановительной функциях юридической ответственности.

    Применение мер юридической ответственности - это наказание, поскольку всегда связано либо с определенными ограничениями прав и свобод нарушителя, либо с возложением на него каких-то дополнительных обязанностей. Именно в этих ограничениях и дополнительных обременениях, которые отсутствовали бы в случае правомерного поведения, проявляется карательная функция юридической ответственности.

    Но наказание, безусловно, не самоцель. Наказание содержит в себе и воспитательный потенциал, так как преследует цели специального и общего предупреждения. Поэтому юридическая ответственность имеет также превентивную (предупредительную) функцию.

    Специальное предупреждение характеризуется тем, что наказание, воздействуя на конкретного нарушителя, побуждает его не допускать в дальнейшем совершения новых правонарушений.

    Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному нарушителю назначается в то же время для того, чтобы другие лица, склонные к совершению правонарушений, их не совершали.

    Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего указание на применение меры ответственности в случае нарушения установленных правил. Таким образом, можно считать, что юридическая ответственность выполняет своего рода и регулятивную функцию.

    Через применение мер юридической ответственности часто восстанавливаются нарушенные противоправным поведением общественные отношения, компенсируются потери потерпевшей стороны, восстанавливаются ее права. В такой ситуации проявляется правовосстановительная функция юридической ответственности. Она присуща, прежде всего, ответственности в гражданском праве, где имеется такая, например, общая санкция, как возмещение убытков (в виде возмещения реального вреда и упущенной выгоды - ст. 15 ГК РФ).

    Особенность проявления восстановительной функции юридической ответственности заключается в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов прекратить противоправное состояние и восстановить нарушенные им права потерпевшей стороны.

    Итоговой целью применения всех мер юридической ответственности является соблюдение установленного правопорядка, защита нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц и обеспечение правомерного поведения всех участников общественных отношений.

    Инструментом при недобросовестном завладении собственностью является, с точки зрения криминологии, преступный захват предприятий. Один из способов естественного процесса реструктурирования экономики в любой развитой стране есть поглощение или слияние.

    В российских условиях, однако, захват предприятий превратился в самостоятельный вид криминального бизнеса.

    Совершенно справедливым представляется замечание, что рейдерство в специфически российском понимании не может в принципе существовать без соучастия представителей государства и систематической коррупции как его принципиально значимых элементов. Если рейдеры при этом подрывают экономическую безопасность России, то коррупционерами, преступающими заградительные барьеры деловой этики и нравственности, подрывается доверие граждан к власти и еще больше усиливаются неблагоприятные тенденции 183 .

    Так, половина респондентов в ходе социологического исследования на

    тему «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России» с убежденностью говорила, что главный «рейдер» страны есть государство, освоившее и корпоративные, и силовые способы отъема собственности 184 . В.Г. Гриб в связи с этим отметил, что сегодня в российской политической жизни происходит то же самое, что в 90-х годах прошлого столетия происходило в криминальном мире: передел и распределение сфер влияния, выявление приоритетных путей развития.

    Широко используются практика компрометирующих материалов, шантажа,

    18 3 Состояние оперативной обстановки в Нижегородской области и прогноз ее развития на

    2009 год. Филиал ВНИИ МВД по Приволжскому федеральному округу. – Н. Новгород,

    18 4 Скиданова Л.А. Рейдерство как социальный феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 117. – С. 309-314.

    рейдерство (захват предприятий), убийства. Как следствие, замедляется развитие производственных отраслей, снижается инвестиционная привлекательность экономики 185 .

    В организации деятельности по противодействию коррупции и рейдерству важнейшая роль принадлежит органам внутренних дел. В последние годы в этой связи проводится целый ряд мероприятий для их реформирования, стоит задача интенсифицировать борьбу с одной из основных предпосылок и детерминант самого существования рейдерства – коррупцией. К настоящему времени принято значительное число нормативных актов, которые составляют основу для того, чтобы качественно изменить сущность взаимодействия ОВД с обществом, что определяет, как представляется, актуальность анализа их деятельности во всех сферах общества, в частности и в сфере противодействия негативным явлениям на рынке поглощений и слияний.

    Система органов внутренних дел возглавляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Согласно утвержденному Указом Президента РФ Положению, МВД России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции 186 .

    Из анализа п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской

    Федерации очевидно, что одними из основных для органов внутренних дел являются задачи по обеспечению имущественных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по противодействию преступности в сфере экономики и по охране

    18 5 Гриб В.Г. Современное состояние противодействия организованной преступности в России // Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 14 ноября 2008 года). – М.: ВНИИ МВД России, 2009.

    18 6 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. 2 марта.

    собственности. В структуре МВД России с целью выполнения данных задач предусматривается создание Главного управления уголовного розыска, Следственного департамента, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Управления по организации дознания, Управления оперативно-розыскной информации и Национального центрального бюро Интерпола.

    Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью МВД России.

    Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской

    а) на окружном уровне – главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

    б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

    в) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

    г) на районном уровне – управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской

    Федерации на комплексе «Байконур». Положения о территориальных органах утверждает Министр на основании Типового положения 187 .

    В области обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности на рынке поглощений и слияний органы внутренних дел осуществляют свои функции в рамках административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности 188 .

    Из сказанного следует, что использование субъектами оперативно-

    розыскной деятельности специфических сил, методов и средств работы представляет собой одну из важнейших неотъемлемых составляющих в успешном решении задач по выявлению и раскрытию преступлений в корпоративных отношениях.

    Также одно из центральных мест в сфере противодействия рейдерству продолжает занимать уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел.

    Органы внутренних дел Российской Федерации, таким образом, занимаются многофункциональной деятельностью в сфере противодействия корпоративным захватам и обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности на рынке поглощений и слияний 189 . При этом между ними присутствует существенное расхождение, что показывает сравнение статистических данных экспертов по вопросам слияний и поглощений и правоохранительных органов. Это влечет за собой искажение информации об оперативной обстановке и снижение

    эффективности противодействия рейдерству.

    18 7 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Российская газета. – 2011.

    18 8 Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2011. – 258 с.

    18 9 Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 29Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» // Российская газета. – 2008.

    Фактически только в Следственном департаменте МВД России существует упорядоченная отчетность. Неучтенным остается огромный массив совершенных через административные правонарушения недружественных поглощений. И это невзирая на то, что большую их часть можно было бы переквалифицировать в преступление в случае выявления значительного ущерба 190 .

    В этой связи необходимо принятие мер по аккумулированию данных.

    Для этой цели в полиции предлагается сформировать подразделение, на которое будут возложены обязанности проводить аналитический мониторинг оперативной обстановки на рынке поглощений и слияний и координировать деятельность с другими правоохранительными органами.

    Это позволит, как представляется, увеличить роль органов внутренних дел в деятельности по противодействию рейдерству и в сфере обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности.

    Работу правоохранительных органов по противодействию рейдерству удовлетворительной в целом признать нельзя. Осуществляющие оперативно- розыскную деятельность органы по вопросам выявления преступлений данной категории стоят на недостаточно активной позиции.

    Деятельность органов внутренних дел при противодействии рейдерской экономической активности составляют предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование соответствующих административных правонарушений и преступлений 191 .

    Организация противодействия коррупционным проявлениям имеет в данном направлении служебной деятельности особое значение. Каждый из

    этапов имеет самостоятельный характер и в то же время они все объединены

    19 0 Распоряжение СК при МВД России от 11 ноября 2008 года № 34 «Об усилении контроля за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам о рейдерских захватах» // Электронная правовая система Консультант плюс (дата обращения 10.11.12 г.)

    19 1 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. 2 марта.

    общей целью – организацией противодействия экономической преступности в сфере распространения недружественных поглощений.

    При исследовании более ста обвинительных заключений по уголовным делам, которые связаны с криминальными захватами предприятий, было выявлено, что больше 70% таких преступлений было квалифицировано по ст.

    159 УК РФ (мошенничество), 12% – по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), остальные 18% в небольших соотношениях как отдельно, так и в совокупности – со ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки либо отказу в ее совершении), в незначительном количестве по нисходящей: по ст.ст. 158 (кража); 330 (самоуправство); 160 (присвоение или растрата);

    303 (фальсификация доказательств); 185 (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг) и некоторым другим статьям УК РФ 192 .

    Ранее мы уже указывали, что относящиеся к рейдерству деяния также квалифицируются по ст.ст. 163 УК РФ (вымогательство) и 327 УК РФ (подделка документов). Федеральный закон от 30 октября 2009 года № 241- ФЗ 19 3 вводит в действие ст.ст. 185.2 (нарушение порядка учета прав на ценные бумаги), 185.4 (воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг). Федеральный закон от 1 июля

    2 01 0 года № 147-ФЗ 19 4 в УК РФ вводит очередные статьи антирейдерской

    направленности: ст.ст. 170.1 (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), 185.5 (фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета

    д и р екторов (наблюдательного совета) хозяйственного общества), 285.3

    19 2 Хадиуллина Г.Н., Лабутин А.А. Организация и тактика выявления, пресечения и раскрытия механизма недобросовестных корпоративных захватов: Учеб. пособие. – Казань: КЮИ МВД России, 2008. – 108 с.

    Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2009. 3 ноября.

    19 4 Федеральный закон от 1 июля 2010 года № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2010. 5 июля.

    (внесение в единые государственные реестры, заведомо недостоверных сведений).

    Изучение роли ОВД в противодействии незаконным корпоративным захватам было бы не полным без проведения экспертного опроса мнений сотрудников, непосредственно участвующих в планировании и реализации данной деятельности, т. к. это позволит наиболее точно охарактеризовать реальную картину и выявить перспективы совершенствования данной деятельности.

    Для этих целей была разработана анкета, включающая 10 вопросов 195 ,

    направленных на выявление степени информированности практических специалистов, определение реального положения с планированием и реализацией мероприятий по противодействию и профилактике рейдерства, а также определение возможных вариантов повышения эффективности данной деятельности.

    В качестве экспертов были выбраны сотрудники ОВД, непосредственно участвующие в расследовании преступлений, связанных с незаконными корпоративными захватами, а также в планировании и реализации профилактических мероприятий в данном направлении.

    В частности, нами были опрошены сотрудники и руководители подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (120 человек), а также сотрудники следственных подразделений (60 человек).

    Следует отметить, что общее распределение экспертов по специальным званиям (полковников – 21%, подполковников – 47%, майоров – 30%, капитанов – 2%.) позволяет сделать вывод о наличии достаточного стажа профессиональной деятельности, и соответственно, профессиональной компетентности экспертного мнения.

    Анализируя результаты экспертного опроса, следует отметить, что

    бо ль ш ин ство экспертов (93%) осознает значимость угрозы незаконных

    19 5 См: Приложение 1.

    корпоративных захватов для экономической безопасности государства в целом и корпоративных отношений в частности.

    Как показал проведенный нами экспертный опрос, материалы оперативных проверок, а также заявления граждан и негосударственных органов послужили в качестве основных источников информации о совершении данных преступлений.

    Прием сообщений и заявлений о преступлениях и правонарушениях возложен в органах внутренних дел на сотрудников дежурных частей, обязанных незамедлительно организовывать проведение неотложных следственных действий.

    При этом следует отметить, что в этих случаях не всегда возможно квалифицировать преступное деяние как относящееся к области недружественных поглощений, поскольку в уголовном законодательстве отсутствуют категории «рейдерство» или «незаконный корпоративный захват» и их признаки. Такая квалификация фактически имеет характер даже не столько юридический, сколько теоретический. То есть соответствующим образом оценить заявление может только обладающий достаточными знаниями и имеющий соответствующую специальную подготовку сотрудник. В результате около 60% преступлений данной направленности, как свидетельствуют результаты опроса сотрудников ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обнаружены более чем через год после момента их совершения.

    Следственным подразделениям при этом следует действовать совместно с органом дознания, по единому согласованному плану, который утвердили руководители служб. В план должны входить конкретные закрепленные за определенными исполнителями мероприятия, указан срок их исполнения. При этом руководителями указанных служб должна быть предусмотрена система регулярного контроля за выполнением пунктов плана. Особое значение принадлежит в области организации противодействия рейдерству оперативно-розыскной деятельности.

    Информацию о замаскированной и законспирированной деятельности преступной группы, о ее составе, структуре, обстоятельствах осуществления криминальной деятельности, связях и т. д. зачастую можно получить именно посредством оперативно-розыскной работы.

    Процесс доказывания в криминальном рейдерстве, ввиду маскировки с помощью придания преступным действиям видимости правомерных, является особо сложной проблемой, которую вызывает ситуация дефицита информации относительно противоправной деятельности в области перехвата прав владения, управления и распоряжения результатами деятельности юридических лиц. Объективно необходимое условие для решения задач по обнаружению и пресечению криминального рейдерства, а также для возбуждения уголовного дела, подготовки и проведения следственных и судебных действий, формирования доказательств по уголовному делу, привлечения лиц в качестве обвиняемых и избрания соответствующих мер принуждения и т. д. представляет собой оперативно- розыскная деятельность правоохранительных органов.

    При выявлении и документировании фактов недружественного поглощения предприятий сотрудники оперативных служб органов внутренних дел должны по возможности использовать все оперативно- розыскные мероприятия, которые указаны в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 196 . В качестве оснований для проведения таких мероприятий, как правило, выступают:

    Наличие уголовного дела, которое возбуждено по фактам недружественного поглощения предприятий;

    Поручения следственных или судебных органов по находящимся в их производстве уголовным делам, которые связаны с недружественным

    по глощением предприятий;

    19 6 Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 28 декабря 2010 года) // Российская газета. – 1995. 18 августа.

    При отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, сведения ставшие известными относительно признаков подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, которые связаны с недружественным поглощением предприятий, а также сведения о лицах, которые их подготавливают, совершают или совершили, и др.

    Первоначальную стадию выявления и документирования, связанную с незаконным корпоративным захватом предприятий противоправной деятельности, представляет собой сбор необходимой информации, источниками получения которой могут являться:

    · сообщения и заявления граждан;

    · материалы и документы, находящиеся в государственных органах (Росрегистрации, ФНС России, других контрольно-надзорных органах, судах общей юрисдикции и арбитражных и др.);

    · документы, находящиеся в кредитно-финансовых учреждениях и нотариате;

    · адвокаты;

    · сообщения и публикации в СМИ и др.

    В дальнейших действиях оперативных сотрудников после сбора необходимой информации для выявления и документирования указанной преступной деятельности можно условно выделить три этапа:

    1. К первому этапу относится проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке потерпевшей стороны:

    а) проведение опросов, наведение справок с целью проверки и анализа полученной информации, где необходимо:

    Установление потерпевшей стороны;

    Установление и опрос лиц, которыми были направлены заявления в налоговые органы о внесении изменений в учредительные и прочие правоустанавливающие документы потерпевшей стороны;

    Получение учредительных документов потерпевшей стороны, а также документов, свидетельствующих о законности пользования либо владения потерпевшей стороной недвижимостью или другим имуществом (в том числе ценными бумагами), которые являются объектами преступных посягательств;

    Получение юридических документов, послуживших основанием для захвата организации (решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, выписок из реестра акционеров, договоров купли-продажи недвижимого имущества, свидетельств о внесении изменений в ЕГРЮЛ и т.

    Опрос вышеуказанных лиц с предъявлением полученных документов об обстоятельствах захвата;

    б) сбор образцов для сравнительного исследования, где необходимо:

    Получение образцов почерка и подписей имеющих право подписи документов (в том числе на основании доверенностей) руководителей, учредителей и иных представителей потерпевшей стороны;

    Получение оттисков действовавших в период захвата предприятия печатей и штампов организации;

    в) исследование документов, где необходимо проведение с использованием полученных образцов почерка, подписей, оттисков печатей и штампов исследования документов потерпевшей стороны на предмет установления признаков их подделки.

    2. Второй этап – проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке организации-захватчика:

    Наблюдение за имеющими отношение к планированию и осуществлению захвата представителями организации-захватчика, в ходе проведения которого можно также установить заказчика недружественного поглощения и иных причастных к совершению данного преступления лиц;

    Отождествление личности для установления участвовавших в захвате предприятия, а также имевших отношение к подготовке и совершению данного преступления лиц;

    Обследование занимаемых организацией-захватчиком зданий, сооружений, помещений для обнаружения и изъятия заведомо подложных документов, а также печатей и штампов, оттиски которых содержатся на указанных использованных для осуществления захвата предприятия документах;

    Оперативное внедрение в занимающуюся недружественными поглощениями предприятий рейдерскую организацию или в преступную группу;

    Прослушивание телефонных переговоров причастных к подготовке и осуществлению захвата лиц;

    Снятие информации с используемых причастными к совершению захвата лицами технических каналов связи;

    Оперативный эксперимент с целью фиксации фактов вымогательства за прекращение процедуры захвата предприятия представителями организации-рейдера у потерпевшей стороны денежных средств.

    3. Третий этап – осуществление оперативно-розыскных мероприятий по отработке иных относящихся к совершению захвата организаций и лиц:

    а) проведение опросов и наведение справок для проверки и анализа полученной информации, где необходимо:

    Установление совершивших действия, в результате которых было осуществлено недружественное поглощение, в том числе с использованием заведомо подложных документов, представителей государственных контрольно-надзорных органов (ФНС РФ, Росрегистрации и др.), кредитно-финансовых учреждений, нотариата, адвокатов;

    Получение документов, послуживших основанием для внесения изменений в учредительные и иных послуживших основаниями для

    захвата предприятия правоустанавливающих документов, достоверность которых вызывает сомнение;

    Получение от указанных лиц с предъявлением полученных документов объяснений по данным фактам;

    б) исследование документов, где необходимо проведение сравнительного исследования полученных из государственных контрольно-надзорных органов, нотариата, кредитно-финансовых учреждений, от адвокатов документов с полученными от потерпевшей стороны документами, образцами подписей и почерка, на предмет установления признаков их подделки.

    После реализации указанных оперативно-розыскных мероприятий необходимы осуществление обобщения и анализ собранных материалов и на основании проведенного анализа:

    Установление по хронологии событий обстоятельств захвата, выделение организаторов, исполнителей и иных участников его совершения;

    Определение, признаки составов каких преступлений содержатся в полученных материалах;

    При наличии в действиях совершивших недружественное поглощение предприятия лиц признаков конкретных преступлений:

    Составление рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК РФ;

    Направление материалов, собранных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, в следственные подразделения органов внутренних дел или прокуратуры.

    Отметим, что глубокий и всесторонний анализ имеющихся судебных решений необходим также при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Прежде всего, следует проверить их подлинность, так как поддельные судебные решения однозначно представляют собой доказательства

    совершенного преступления. С планируемым решением, учитывая ст. 90

    УПК РФ, тщательно сопоставляются подлинные судебные акты, вынесенные по расследуемым фактам, которые вступили в законную силу, не обжалованы в кассационном или апелляционном порядке или прошли эти инстанции.

    Следует обратить внимание, что даже в случае принятия решения о возбуждении уголовного дела надо удостовериться в отсутствии уголовных дел по тому же предприятию в других подразделениях по месту нахождения или регистрации юридического лица, так как на практике нередко случается, что в среднем возбуждается около 2 – 5 уголовных дел по одним и тем же событиям.

    После решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть изъяты все документы, которые имеют отношение к переходу права собственности на акции и переизбранию руководства предприятия (реестр акционеров и выдававшиеся в разное время заинтересованным лицам выписки из него, учредительные договоры и уставы, передаточные распоряжения и договоры отчуждения ценных бумаг, протоколы общих собраний акционеров, бюллетени для голосования, протоколы счетных комиссий, приказы о назначении должностных лиц предприятия, доверенности на совершение различных видов действий и т. д.). При этом следует учесть, что в различных организациях и учреждениях могут находиться одни и те же документы.

    Скажем, уставные документы хранятся как в налоговой инспекции, так и у самого юридического лица, а их копии – в лицензионном органе или в органе по регистрации прав.

    Потерпевшие и подозреваемые должны быть детально допрошены по вопросам отчуждения ценных бумаг и переизбрания руководящих органов предприятия с предъявлением всех имеющихся документов, а в случае противоречий в их показаниях проведены очные ставки.

    Если возникают сомнения в подлинности указанных документов на предмет присутствия подделки, должны быть назначены почерковедческая и

    технико-криминалистическая экспертизы, а также детально проанализирована юридическая сторона этих документов. На сегодняшний день сохраняет дискуссионность вопрос привлечения для дачи экспертного заключения по вопросам правомерности тех или иных юридических фактов лица, которое обладает специальными познаниями в области права, поскольку, будучи лицом с высшим юридическим образованием, следователь сам является специалистом в данной области. Однако на практике допустимо привлечение специалиста к даче заключения по указанным вопросам, что не противоречит, в принципе, нормам УПК РФ.

    На первоначальном этапе предварительного расследования необходимо принять незамедлительные меры, чтобы не допустить действия по отчуждению уже ставших предметом преступного посягательства активов предприятия, для чего с согласия прокурора следует возбудить перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество. Названные меры осуществить необходимо и в отношении компании или компаний, в пользу которых незаконное отчуждение ценных бумаг было осуществлено. Так как суть ареста составляет запрет на отчуждение имущества для его сохранности до решения суда, то наложение ареста на право голосования акциями положениям ст. 115-116 УПК РФ противоречит. Один экземпляр постановления о наложении ареста должен быть получен представителем самого юридического лица, второй – руководителем осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество органа.

    В кратчайшее время кроме перечисленных действий необходимо урегулировать на предприятии пропускную систему, для этого следует проверить у охранной структуры наличие лицензии на частную охранную деятельность, договор на осуществление охранных функций, выяснить, на основании чего прежние руководители не допускаются на территорию (копии документов об этом должны быть приобщены к материалам уголовного дела).

    При осуществлении охраны предприятия подразделениями вневедомственной охраны МВД России следователю должно быть известно, что согласно указаний министра внутренних дел РФ № 1/18884 2001 года «О недостатках в организации договорной работы по охране объектов» подразделения вневедомственной охраны не имеют права на заключение договора об охране являющихся предметом спора между собственниками предприятий, а действие уже заключенного договора следует незамедлительно приостановить. Поэтому не всегда законно выполнение охранных функций сотрудниками полиции (а тем более вторжение на территорию спорного предприятия). В этом случае руководство подразделения должно быть немедленно поставлено в известность о нарушении ведомственного нормативного акта.

    Задержание лиц, которые подозреваются в совершении преступления, предъявление им обвинения и избрание меры пресечения следует отнести к первоначальным следственным действиям.

    Совместно с оперативными сотрудниками следователями параллельно с этим должна быть подробно разобрана схема совершения преступления, очерчен круг потенциальных обвиняемых, не находящихся под стражей, определены направления движения денежных и иных ценных средств и приняты меры к их возврату. В это время должное внимание необходимо обратить на сбор и анализ различных характеризующих сведений на обвиняемых. В этом деле ограничиваться только сбором справок из психоневрологического, наркологического диспансеров и справок о судимости не стоит, следует провести доскональное выяснение финансового состояния этих лиц, наличия в их собственности недвижимости (причем как на российской территории, так и за рубежом) и иного дорогостоящего имущества. Следует также получить информацию о том, являются ли указанные лица руководителями или учредителями каких-либо юридических лиц.

    В том случае, когда подозреваемый скрылся до того, как было возбуждено уголовное дело, выставления одних только сторожевых листков недостаточно, следует также обязательно запросить по месту жительства сведения о получении им заграничного паспорта и направить ориентировки в линейные отделы транспортной полиции, в таможенную и пограничную службы. Необходимо также направить ходатайство в суд о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, держать на контроле и записи переговоров.

    Судя по проведенному Следственным комитетом при МВД России анализу результатов расследования уголовных дел по преступлениям, которые связаны с незаконными захватами предприятий, в данном направлении довольно низкой является эффективность следствия: следователи допускают ошибки, просчеты, а во многих случаях – и нарушения закона, и поэтому в кратчайшие сроки должны быть приняты меры, чтобы совершенствовать организацию работы по расследованию преступлений данной категории. В первую очередь требуется серьезная методическая работа. Путь к решению стоящих перед органами предварительного следствия задач состоит в том, чтобы изучать с личным составом судебную и следственную практику, корпоративное право, законодательство о рынке ценных бумаг и инвестиционной деятельности, усилить процессуальный контроль за расследованием уголовных дел о преступлениях данной категории, обучать и специализировать следователей по этой линии. Кроме того, со стороны руководителей следственных органов регионального уровня необходим более ответственный подход к организации работы по расследованию уголовных дел о незаконных захватах предприятий, личный контроль над всеми делами этой категории, как над имеющими большой общественный резонанс, недопущение случаев вмешательства в конфликты на чьей-либо стороне сотрудников следственных органов.