Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Боевое применение самолета су 24м

    Боевое применение самолета су 24м

    В 1973 году на вооружение авиации Советской Армии поступил новый бомбардировщик. Самолет был предназначен на замену уже устаревшему Як-28, который к тому же выполнял функции воздушного разведчика и самолета РЭБ (Р адиоэ лектронной Б орьбы — прим.ред.). Су-24 , а именно ему предстояло заменить Як-28, должен был выполнять те же задачи. Самолет быстро доказал свою эффективность и в 1979 году вошел в состав группы войск в ГДР. Затем, с 1984 года, эти машины использовали и в Афганской войне.

    Су-24 быстро завоевал уважение среди военных благодаря высокой скорости, устойчивости при полете на малой высоте, к тому же бомбардировщик несет весьма большую боевую нагрузку, однако за чет снижения количества топлива, следовательно и дальности полета.

    Однако машина обладала и недостатками системы БРЭО (Б ортовое Р адиоэ лектронное О борудование ), являвшаяся малоэффективной и ненадежной. Однако в последующей модификации самолета, Су-24М, такой недостаток был устранен. Су-24М — машина второго поколения семейства Су-24, в комплектацию модифицированного самолета входят такие системы, как:

    • Система дозаправки топливом в воздухе
    • Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят:
      • Поисковая РЛС (Р адиол окационная с истема ) «Орион-А»
      • РЛС следования рельефу местности «Рельеф»
      • Прицельная система «Кайра-24» с лазерным дальномером-целеуказателем и телевизионным блоком

    Благодаря «Тигру» самолет может использовать любые типы высокоточного оружия.

    Боевое применение самолета Су-24

    Эти самолеты, как первого, так и второго поколения, активно использовались в Чечне. На базе этого самолета были созданы модификации, предназначенные для разведки и РЭБ. Су-24МР способен собирать огромный объем разведданных и прочей информации. Разведчик оснащен аппаратурой для тепловой, радиоэлектронной и телевизионной разведки. Самолет оснащен РЛС бокового обзора, в сменных подвесных контейнерах размещено развед-оборудование, включающее приборы для электронной и радиационной разведки, лазерные системы разведки. Однако в этом случае самолет не является атакующим: из вооружения он может нести только управляемые ракеты класса «воздух-воздух » Р-60.

    Впоследствии самолеты Су-24 и Су-24М находились на вооружении морской авиации России в количестве около 70 штук, плюс 12 самолетов-разведчиков Су-24МР. Также эти самолеты находились на вооружении других стран, наибольшее количество — у ВВС Украины.

    ТТХ бомбардировщика Су-24

    Состав экипажа 2 человека
    Двигатели Два ТРДФ АЛ-21Ф-ЗА тягой по 11210 кгс на форсажном режиме
    Максимальная скорость у земли 1320 км/ч
    Максимальная скорость на высоте 11000 м Соответствует числу М=1,35
    Практический потолок 17000 м
    Боевой радиус с боевой нагрузкой 2500 кг 560 км
    Боевой радиус с ПТБ (П одвесные Т опливные Б аки ) 1250 км
    Массы Пустого 22300 кг; нормальная взлетная 36000 кг
    Размеры Длина: 24,594 м (с ПВД). Высота: 6,193 м
    Размах крыла
    • При угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
    • При угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
    8000 кг
    Пушечное вооружение
    • 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М
    • Дополнительно до трех контейнеров с пушками ГШ-6-23М на подвесках.
    Бомбы
    • Бомбы ТН-1000 и ТН-1200;
    • Корректируемые авиабомбы КАБ 500Кр с телевизионной системой наведения и КАБ-1500Л с лазерной системой наведения
    Ракетное вооружение
    • УР класса воздух-поверхность Х-23, Х-25МЛ, Х-29Л/Г и Х-59 «Овод»
    • Противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П, Х-29МП и Х-58, ПКР Х-31А иХ-35
    • До восьми блоков с PC
    • УР класса воздух-воздух Р-60


    Модификации самолета Су-24

    • Су-24М - фронтовой бомбардировщик с комплексом «Тигр»;
    • Су-24МР - самолет-разведчик, разработан на базе Су-24М;
    • Су-24МП - самолет - постановщик помех;
    • Су-24Т - воздушный самолет-заправщик.

    Бомбардировщик заявил высокую боевую эффективность. Можно хотя бы перечислить его бомбовое вооружение, а именно:

    • ТН-1000 и ТН-1200 являются ядерными бомбами
    • КАБ 500Кр — бомба калибра 500 кг с телевизионным наведением
    • КАБ 1500Л — бомба калибра 1500 кг с лазерным наведением

    К чему эта вся информация? А к тому, что попав в зону поражения, шансов нет. Хотя если вдруг у вас будет каким-то образом хотя бы 5 минут до бомбардировки (предупреждений и извещений не ждите, его конёк — внезапность, это сверхзвуковая машина), то выжить можно. Но сложно.

    Самолет «Су-24М2» — новая модернизированная версия, прототипом которой послужил «Су-24» — фронтовой бомбардировщик. В нем всего 2 члена экипажа, большие отсеки во фюзеляже для вооружения и объемные топливные баки. Также здесь скрывается встроенная система дозаправки и перекачки, то есть такой самолет может как получать, так и передавать дополнительное топливо в воздухе.

    Фронтовой бомбардировщик — это возможность наносить бомбовые удары на и за линией фронта, в тылу врага. «Су-24М2» — сравнительно новая модель. Российские ВВС получили первый модернизированный самолет в 2007 году. На сегодняшний день парк машин составляет более 200 единиц, среди которых как прототипы, так и усовершенствованные версии.

    История

    Говоря о «Су-24М2», нельзя не упомянуть о «Су-24», на основе которого он собран. "Т-6" («Су-24») в феврале 1976 года запустили в серийное производство. Самолет выпускался на авиационном заводе в Новосибирске до 1993 года. В этом году завершился выпуск всех модификаций, основной чертой которых является крыло изменяемой стреловидности, позволяющее совершать полеты как на дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростях. Примечательно, что тяжелый ракетоносец «Ту-16» тоже изначально проектировался в "КБ Сухого" на основе модели «Т-4».

    При этом крылья (по передним консолям) могут принимать 4 положения: взлетно-посадочное — 16 градусов; дозвуковые полеты выполняются при 36 градусах; сверхзвуковое — 69 градусов. Также есть положение 45 градусов, предназначенное для лучшего маневрирования в бою.

    Конструкция

    Как и у прототипа, в «Су-24М2» кабина рассчитана на двух человек. Слева находится КВС, справа садится штурман, управление сдвоенное. В фонаре машины ничего примечательного нет, он, как и у других самолетов похожего типа, плавно переходит в обтекающие элементы фюзеляжа, прикрывающие всю проводку управления.

    Два двигателя расположены по бокам корпуса, прижаты к нему, освобождают тем самым крылья от дополнительного веса. Компоновка шасси рассчитана на три точки опоры, в полете их можно убрать. Передняя стойка складывается назад по ходу, задние наоборот. Две боковые опоры находятся почти под фюзеляжем, так как, кроме всех систем управления, там находятся основные топливные баки, блоки радиоэлектроники и другое оборудование. Крылья, кроме основного назначения, используются для крепления пилонов, держащих вооружение. Здесь же расположены тормозные щитки, также являющиеся передними створками ниш, в которых скрываются боковые шасси в полете. При посадке они отклоняются до 62 градусов перпендикулярно направлению полета. Двигатели имеют тягу 7800 кг, на форсаже выдают до 11500 каждый.

    Отличительной особенностью «Су-24М2» можно назвать наличие больших монолитных фрезерованных панелей. Их использование значительно удешевило производство. В то же время это уменьшает число соединительных швов в герметичных частях кабины и топливных баков, что, в свою очередь, улучшает безопасность полета. Большая часть конструкции основана на сплавах титана, магния, алюминия. Детали двигателей, работающие при высоких температурах, выполнены из нержавеющей стали.

    Другие модификации

    Следует отметить, что "М2" — отнюдь не единственная модификация прототипа. Так появился «Су-24МР» — самолет, имевший на борту комплекс разведывательного оборудования. Например, возможности телевизионной и ИК-разведки, панорамный и перспективный аэрофотоаппараты (оба находятся в носовой части под кабиной). Оборудование для лазерного поиска крепится под фюзеляжем судна, на пилон под правым крылом устанавливается система радиационной, а под левым — радиотехнической разведки. Все собранные данные могут оперативно поступать на землю по широко- или узкополосным каналам связи. Систем вооружения нет.

    Другая версия «Су-24МП» — самолет для создания помех в радиодиапазонах. Система дозаправки позволяет долгое время находиться в воздухе.

    Модель "МК" («Су-24МК») стала поставляться в страны дружественные Советскому Союзу. «К» в названии означало коммерческий. Отличий от собственных машин ВВС не имеет, за исключением систем государственного опознавания.

    Также нужно отметить модель «Су-24М». Несмотря на схожее название с другими версиями, эта планировалась как отдельная. Здесь усовершенствовали систему навигации, установили всеракурсный теплопеленгатор. Также изменилось положение антенн станции предупреждения: они ушли в наплывы, плавно переходящие в центроплан.

    Характеристики оперения

    Среди модификаций можно назвать и «Су-24М2». Характеристики ее рассмотрим подробно, так как практически все другие описанные модели имеют те же возможности. И "М2" также вполне можно назвать прототипом любой из них.

    Из-за больших мощностей, развиваемых двигателями военного самолета, "Су" получил пару воздухозаборников, расположенных перед моторами, которые за время жизни получили несколько изменений. В итоге пришли к самому простому решению — регулировка потока воздуха включается только в моменты взлета и посадки. Управление производится движениями закрылков.

    Крыло имеет три секции закрылков, четыре секции предкрылков. Площадь закрылков примерно 10 кв. метров, в поздних версиях самолета закрылки два и три совместили, в результате чего эти версии имеют 2 секции. Угол их выдвижения достигает 35 градусов. Предкрылки имеют площадь 3 кв. метра и угол выдвижения 27 градусов. В поздних версиях они уменьшились на одну секцию. Так как самолет имеет изменяемую геометрию крыла, пилоны оснащены системой синхронизации положения относительно продольной оси машины.

    Вертикальное оперение площадью 9 метров, угол стреловидности киля — 55 градусов. В верхней части хвоста (под колпачком) находится антенна радиосвязи. В процессе жизни бомбардировщика под руль из фюзеляжа переехали тормозные парашюты.

    Летные показатели

    Максимальная при полете на высоте составит 17000 км/час, при полетах на уровне моря может достигнуть 14000 км/час. Радиус действия 390 км, потолок - 11000 км. Дальность перелета без дозаправки — 4000 км. Высота самолета составляет 7 метров, длина — 25 метров, размах крыла — 17 метров при максимальном угле.

    Вооружение

    В основе вооружения «Су-24М2» лежит прицельно-навигационная система «Пума». Радиолокатор, на основе которого она работает, может выделять даже малозаметные объекты на воде или суше. По ее показаниям можно поражать цели всеми свободно падающими бомбами, находящимися на борту. Кроме того, имеется пассивная радиолокационная система третьего поколения «Филин-Н», перекрывающая 6 диапазонов работы вражеских станций обнаружения. Теоретически по ее данным можно было поражать такие объекты, но впоследствии от этого отказались.

    Модернизация

    Современная стоимость военной авиации значительно выросла, в результате чего приходится пересматривать возможности улучшения старых моделей. "Су-24М2-Гефест", прошедший модернизацию на одноименном заводе, оказался очень удачным. И большинство военных пилотов сходятся во мнении, что в хороший бой они пойдут только на самолетах, побывавших на этом предприятии.

    Возможности бомбометания обычными бомбами самолета, побывавшего на «Гефесте», стали сопоставимы с результатами использования новейших КАБов (авиационных бомб).

    Заключение

    Если бы самый первый фронтовой бомбардировщик «СУ-24» дожил до наших дней, ему бы исполнилось 40 лет. Но развитие электроники, новых предупреждения, навигации не оставило бы ему больших шансов на борьбу в современном мире. И он тихо ушел бы на свалку истории. Но его модернизация «Су-24М2» предоставила возможность ВВС России использовать его и в наши дни. И хоть сейчас есть и новые разработки, этот самолет по-прежнему поднимается в воздух по первому требованию.


    Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

    Первый полёт состоялся 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации - разведчик и постановщик помех. Су-24М,МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

    Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолётов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и её производных вариантах. Выпускался на Новосибирском авиазаводе.

    Технические характеристики

    Экипаж: 2 человека

    Длина: 24,594 м (с ПВД)

    Размах крыла:

    при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м

    при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м

    Высота: 6,193 м

    Площадь крыла:

    при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²

    при угле стреловидности χ=69°: 51 м²

    Коэффициент удлинения крыла:

    при угле стреловидности χ=16°: 5,64

    при угле стреловидности χ=69°: 2,107

    Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°

    Поперечное V крыла: −4,5°

    База шасси: 8,51 м

    Колея шасси: 3,31 м

    Масса пустого: 22 300 кг

    Масса снаряжённого: 23 700 кг

    Нормальная взлётная масса: 33 500 кг

    Максимальная взлётная масса: 39 700 кг

    Нормальная посадочная масса: 24 500 кг

    Максимальная посадочная масса: 28 000 кг

    Масса топлива во внутренних баках: 9 800 кг

    Объём топливных баков: 11 860 л

    Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З

    Бесфорсажная тяга: 2 × 7 800 кгс (76,5 кН)

    Форсажная тяга: 2 × 11 200 кгс (110 кН)

    Лётные характеристики

    Максимальная скорость:

    на большой высоте: 1 700 км/ч (1,6М)

    на высоте 200 м: 1 400 км/ч (без подвесок)

    Скорость отрыва: 300-310 км/ч

    Посадочная скорость: 280-290 км/ч

    Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)

    Перегоночная дальность: 2 850 км (с ПТБ)

    Практический потолок: 11 000 м

    Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°)

    Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)

    Длина разбега: 1 150 - 1 250 м (при норм. взлётной массе)

    Длина пробега: 950 - 1 000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)

    Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g

    Вооружение

    Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.

    Точки подвески: 8

    Управляемые ракеты:

    ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)

    ракеты «воздух-поверхность»:

    4 × Х-25МЛ/МР или Х-23

    3 × Х-29Л/Т или Х-59

    Неуправляемые ракеты:

    192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или

    120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или

    30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или

    4 × 240 мм С-24 или

    6 × 266 мм С-25

    Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

    3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или

    7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или

    10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или

    30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или

    38 × 100 кг (ОФАБ-100) или

    7 × контейнеров КМГУ-2

    Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.

    Подвесной контейнер «Фантасмагория»

    Модификации самолёта:

    Т6-1 — первый прототип. Отличался треугольным крылом с изломом по передней кромке, маршевими двигателями Р-27Ф2М-300 (позже АЛ-21Ф) и 4 дополнительными подъёмными двигателями РД-36-35. Первый полёт 2 июля 1967 года. До 1974 года применялся в качестве летающей лаборатории. Затем передан в музей ВВС в Монино.

    Т6-2И — второй прототип. Отличался крылом изменяемой стреловидности. Первый полёт в 17 января 1969 года.

    Т6-4 — прототип с полным комплектом оборудования. Первый полёт в 1971 году.

    Т6-7 — первый прототип, изготовленный в Новосибирске.

    Т6-8Д — опытный с двигателями Р-29Т-300. Первый полёт в 1974 году.

    Т6-21 — прототип для испытания комплекса вооружения.

    Су-24 (Т-6, «изделие 41») — серийный фронтовой бомбардировщик. Выпускался в 1972-1983 годах.

    Су-24БМ — модернизированный (проект). Отличался увеличенными размерами, отсеком вооружений в фюзеляже между двигателями. Разрабатывался в 1979-1983 годах.

    Су-24К (Т-6К) — палубный (проект). Отличался усиленным планёром и шасси, более развитой механизацией крыла. Разработан в начале 70-х годов для авианосца проекта 1153.

    Су-24М (Т-6М, «изделие 44») — модернизированный. Отличался удлинённой носовой частью, отсутствием гребней на центроплане, двигателями АЛ-21Ф-3А, составом оборудования. Выпускался в 1978-1993 годах.

    В 1972 году самолёт был запущен в серийное производство на Новосибирском авиазаводе под обозначением Су-24. Лётно-конструкторские и государственные испытания 17 опытно-серийных образцов продолжались до августа 1974 года. Испытания проходили трудно: в катастрофах было потеряно 10 прототипов. Но важность темы вынуждала продолжать работу. Всего было совершено около 2000 испытательных полётов. 4 февраля 1975 года Су-24 был принят на вооружение фронтовой авиации. Первые серийные самолёты поступили в 4 ЦБПиПЛС в Липецке.

    Су-24 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой геометрии и цельноповоротным оперением. В конструкции фюзеляжа прямоугольного сечения широко использованы фрезерованные панели. Консоли крыла оснащены поворотными пилонами для подвески вооружения (впервые на отечественном самолёте). Кабина экипажа двухместная с расположением кресел К-36Д (К-36ДМ) рядом друг с другом. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. На самолётах первых серий предусматривалась установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки. Самолёт оснащён (также впервые в отечественном самолётостроении) прицельно-навигационным комплексом ПНС-24 «Пума-А», в состав которого включены двухдиапазонная РЛС переднего обзора «Орион-А», многорежимная система автоматического управления САУ-6 с цифровой ЭВМ (также применена впервые) ЦВУ-10-058М «Орбита-10», радиолокатор предупреждения столкновения «Рельеф» и пассивная система радиолокационной разведки «Филин-Н» (её антенны расположены в носу самолёта на держателе изогнутой формы). В состав вооружения входят пушка ГШ-6-23, УР Р-55, Х-23, Х-28, Х-58, НУРСы С-8, С-13 и С-24, свободнопадающие бомбы (включая тактические ядерные), кассеты РБК-250, РБК-500 и КМГ-У. Для увеличения дальности полёта могут подвешиваться 2 ПТБ-3000 под крылом и 1 ПТБ-2000 под фюзеляжем.

    Самолётами Су-24 в первую очередь комплектовались части западных округов. Первой строевой частью, получившей бомбардировщики этого типа стал 4 гв.бап в Черняховске (ПрибВО). Летом 1979 года первые Су-24 появились в 16 ВА (ГСВГ). Позже полки на Су-24 появились во всех округах на территории СССР, а также в Северной группе войск. В боевых условиях самолёт впервые применён весной 1984 года в Афганистане и воевал там до вывода войск в 1989 году.

    Серийное производство продолжалось до 1983 года. Изготовлено более 500 бомбардировщиков Су-24. Дальнейшим развитием самолёта стал модернизированный Су-24М.

    В Амурской области произошла в четверг после подлома стойки шасси самолета в результате жесткой посадки, сообщил РИА Новости официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик.

    По состоянию на июнь 2009 года, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су‑24 различных модификаций , из них 60 - в авиации ВМФ.

    Размах крыла - 17,64 / 10,37 м; длина самолета - 24,53 м; высота самолета - 6,19 м; площадь крыла - 55,17 / 51,02 кв.м; масса, кг: пустого самолета - 22 320, нормальная взлетная - 36000, максимальная взлетная - 39700; тип двигателя - 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ‑21‑Ф‑3А; тяга: нефорсированная - 2х76,49 кН (х7800 кгс); форсированная - 2х110,32 кН (2х11250 кгс); максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м - 2320, на уровне моря - 1400; практическая дальность - 4270 км; боевой радиус действия - 560‑1300 км; длина разбега - 850‑900 м; длина пробега - 800‑850 м; практический потолок - 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - 6.

    Су‑24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
    Конструкция бомбардировщика СУ‑24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К‑36Д/ДМ.

    Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно‑бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су‑24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ‑2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.

    Су‑24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ‑500Кр с ТВ‑наведением или КАБ‑500Л с лазерным наведением, до двух КАБ‑1500Л с лазерным наведением.

    В состав управляемого ракетного вооружения Су‑24 входят управляемые ракеты (УР) Х‑23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х‑28 и Х‑58.

    Су‑24М может нести более широкий спектр УР класса "воздух‑поверхность" с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х‑25, Х‑29, Х‑58 и Х‑59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ‑6‑23М (23 мм). На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ‑6 с ГШ‑б‑ 23М.

    В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух‑воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р‑60 (Р‑60М).

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Су-24 (классификация НАТО: Fencer) – советский/российский фронтовой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1960-х годов.

    История Су-24

    В конце 1950-х годов, на вооружение ВВС СССР был принят бомбардировщик Су-7Б на базе которого было принято решение создать специальный бомбардировщик для прицельного уничтожения малоразмерных целей. Со-временем задачи самолета менялись: к 1963 году был нужен самолет, способный прорываться на большой скорости и малой высоте ПВО противника и, при этом иметь укороченные взлет/посадку. К 1965 году в новой концепции произошли изменения – из-за большого размера РЛС «Орион» экипаж расположили не тандемом, а рядом.

    В 1967 году прототип Т-6 с экипажем Ильюшина совершил первый полет. Внедрение нового двигателя АЛ-21Ф удалось достичь характеристик укороченного взлета/посадки. Тогда же начались работы по внедрению на самолете концепции крыла изменяемой стреловидности. Самолет с новым крылом взлетел в 1970 году, тогда же он получил официальное название Су-24. На проведение доводки и испытаний машины ушло несколько лет. Причиной сдвижек графиков стали, в основном, «детские болезни» самолета, в котором было реализовано большое количество революционных на тот момент технологий и методик. Самолет был принят на вооружение в 1975 году.

    Су-24 выпускался на заводах Сухого в Новосибирске (ныне, НАПО) и в Комсомольске-на-Амуре (ныне, КнАЗ). Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

    Конструкция Су-24

    Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° - на взлёте и при посадке, 35° - в крейсерском дозвуковом полёте, 45° - при боевом маневрировании и 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное

    Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40-50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

    Модификации

    • Су-24 - базовая модификация самолета.
    • Су-24М - модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
    • Су-24МП - постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
    • Су-24МР - самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
    • Су-24МК - экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
    • Су-24М2 - современная модернизация. Установлена новая навигационная система, позволяющая осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно - 10-30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

    Видео Су-24: Видео бреющего полета бомбардировщика

    Боевое применение Су-24

    В течение войны в Афганистане (1979-1989) самолеты применялись ограниченно, так как более легкий и простой в бомбежках мелких групп боевиков был эффективнее тяжелого бомбардировщика. Су-24 работали только с советских военных баз и потерь не понесли.

    Во время войны в Персидском заливе (1991, Буря в пустыне) большинство самолетов ВВС Ирака эвакуировались в Иран (там и остались), оставшиеся были разбомблены авиацией США на аэродромах.

    Во время войны в Нагорном Карабахе около десятка Су-24М применялись Азербайджаном для нанесения ударов по армянским городам и войскам, однако, из-за низкого уровня подготовки летчиков и плохого технического состояния, бомбардировки были неэффективны.

    Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

    Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.

    Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов.

    Один ливийский самолет был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

    Используется украинской армией в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году, при этом один из самолетов был поврежден в результате попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК, еще один - сбит 20 августа в районе н.п. Новосветловка Луганской области.

    Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года, ракетой Пэтриот сбит Су-24 вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.

    На вооружении

    Состоит на вооружении

    • Россия - 124 единицы разных модификаций по состоянию на 2012 год.
    • Украина - 33 Су-24М и МР (+55 на хранении) по состоянию на 2013 год.
    • Алжир - 34 Су-24М/Су-24МК и 4 Су-24Е, по состоянию на 2010 год
    • Узбекистан - 23 Су-24, по состоянию на 2010 год
    • Иран - 30 Су-24MK по состоянию на 2010 год
    • Сирия - 19 единиц, по состоянию на 2010 год
    • Ангола - 12 единиц, по состоянию на 2010 год
    • Казахстан - 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год
    • Азербайджан - 1 самолет, по состоянию на 2010 год