Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Проектирование и конструирование социальной среды. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Типология социальных проектов

    Проектирование и конструирование социальной среды. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Типология социальных проектов

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

    По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

    Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

    Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

    Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

    Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

    Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

    Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

    Рис. 10.1.

    по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

    Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

    К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


    Рис. 10.2.

    лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

    Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

    • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
    • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
    • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

    Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

    • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
    • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
    • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

    Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

    Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


    Рис. 10.3.

    На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

    Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

    • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
    • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
    • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
    • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    22 ноября 2017 Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности Семинар КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

    2 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИТОГ ОБУЧЕНИЯ: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.) Совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.) метапредметных (универсальные учебные действия) предметных (система основных знаний)

    3 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Активную учебно -познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования Деятельностный акцент ФГОС обеспечивает

    4 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск СРЕДА В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «...совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»

    5 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Известный русский и советский педагог- экспериментатор С.Т. Шацкий положил в основу своей концепции идею организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в урочной и избранной сфере внеурочной деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом; проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Для реализации творческого потенциала обучающихся необходимо:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Использование нетрадиционных форм проведения уроков (уроки в музее, уроки с привлечением родителей, уроки –экскурсии, интегрированные уроки и т.д.) Предоставление максимально широкого спектра внеурочных занятий по всем направлениям Вовлечение родителей во все возможные виды деятельности Создание условий для желания учиться, дальнейшей способности к саморазвитию помимо системы основных знаний и реализации творческого потенциала обучающихся в МКОУ СОШ №1 п. Воротынск:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск Уроки в музее «Как строят дом?» урок технологии 8 класс Учитель М.В. Ломакина(высшая квалификационная категория)

    9 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе» Урок литературы 11 класс учитель А.В. Дубовова (1 квалификационная категория)

    10 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жизнь на селе в старину. Обереги» окружающий мир, 3 класс, учитель Коренькова В.Н(высшая квалификационная категория)

    11 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки с привлечением родителей литература, 5 класс, учитель Дубовова А.В.(первая квалификационная категория)

    12 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Юный журналист, Я и мой выбор, Живое право (основное направление социальное) Интеграция внеурочной деятельности:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Школьный театр, русский язык как неродной, Живое слово, музыкальная мозаика (основное направление общекультурное) Интеграция внеурочной деятельности:

    14 слайд

    Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

    Данное учебное пособие представляет собой третье, переработанное и дополненное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы.

    Глава 1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

    § 1. Понятие социального проектирования

    Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

    Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

    Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

    Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т.п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

    Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но - среди прочих - приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

    Контекст общих понятий. Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

    В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

    Инновация. Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

    Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

    Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

    Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

    Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно – как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т.е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

    Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

    Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т.е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т.е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

    Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

    Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций – наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

    Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

    Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.

    Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое» 1 . Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

    Федеральное государственное бюджетное

    Образовательное учреждение высшего

    Профессионального образования

    Мичуринский государственный аграрный университет

    Шифр № 141747

    Контрольная работа

    По политологии и социологии

    за 1 курс

    Студента–заочника Гончарова Андрея Александровича

    Института заочного и дистанционного образования

    Направление/специальность Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

    Социальное проектирование.

    Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

    Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.

    Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

    Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает много вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

    Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

    Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.


    Итак, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

    Этапы и методы

    Проектирование - ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

    Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

    Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

    При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

    Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

    Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

    Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

    В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х - начале ЗО-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

    На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Наследующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

    Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

    На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

    Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

    На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

    Виды социального проектирования:

    1. Социальное проектирование новых производств

    Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

    Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

    При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.

    Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Многие «хорошие» проекты и планы испытывали трудности при их осуществлении не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.

    При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие - в корне изменить свое содержание, а третьи - стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

    Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.

    Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии.

    Итак, социальное проектирование новых производств - это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы - работников и членов их семей - в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.

    2. Проектирование новых городов.

    Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их учет стал особенно актуален в условиях интенсивной урбанизации. Все больше проектов новых городов подготавливается на основе сопоставления различных вариантов, что позволяет выбрать наиболее приемлемый план строительства как промышленных, так и социально-культурных объектов.

    Одним из требований при проектировании городов является рациональное размежевание жилой и промышленной зоны.

    Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощутимой при составлении комплексных планов экономического и социального развития городов. Как общую тенденцию можно отметить, что теперь при подготовке проектов новых городов внимательнее относятся к социальным аспектам жизни населения: строительству учреждений культурно-бытового назначения, детских и школьных заведений, организации здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания. Социальные аспекты стали необходимой составной частью районных планировок и генеральных планов городов, выступающих как связующее звено между проектированием территориально-пространственных комплексов и отдельных населенных пунктов и промышленных районов.

    Достоинство этих проектов-планов заключается в том, что, во-первых, они помогают решать одну из важнейших народнохозяйственных задач, а во-вторых, их реализация предусматривает комплексный учет всех аспектов - от технических до социальных.

    Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

    Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

    Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.

    Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы.

    Список использованной литературы:

    1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

    2. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.

    3. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

    4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.

    Технология социального проектирования

    Л.М. Чабак

    Учитель английского языка

    МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»

    г. Казань

    Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

    Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность .

    Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

    1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

    2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

    3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

    На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ .

    Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

    Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

    Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

    Подготовка проекта

    Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом

    Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.

    Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды.

    Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.

    Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение).

    Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности

    Обучить членов команды основам проектной деятельности

    Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

    Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

    Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона

    Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.

    Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики

    «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).

    Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:

    а) при сохранении существующих тенденций,

    б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.

    Прогнозы развития ситуации.

    Составить подробный отчет о проведенном исследовании

    Систематизированные материалы отчета

    Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

    Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Расставить проблемы по степени их значимости

    Выделение приоритетной проблемы

    Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

    Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

    Сформулировать социальную проблему (или проблемы).

    Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

    Определить причины существования данной социальной проблемы

    Перечень причин появления проблемы

    Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

    Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Сформулировать основную цель социального проекта

    Четкая формулировка цели проекта.

    Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

    Проектное решение

    Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

    Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

    Шаг № 5. Составление плана работы

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

    Письменно оформленный документ - план работы

    Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

    Точный график выполнения плана

    Определить ответственных за каждый пункт плана

    Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

    Указать необходимые ресурсы и источники их получения

    Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

    Шаг № 6. Составление рабочего графика

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Составить график выполнения всех пунктов плана

    Рабочий график

    Оформить график в виде таблицы

    Письменно оформленный график работ

    Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

    Перечень обязанностей

    Описать основное содержание каждой обязанности

    Описание обязанностей

    Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

    Список членов команды с указанием обязанностей каждого

    Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

    Список необходимых ресурсов

    Составить список источников получения ресурсов

    Список источников получения каждого вида ресурса

    Шаг № 9. Составление бюджета

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Определить источники поступления денежных средств (доходов)

    Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

    Составить список предстоящих расходов

    Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

    Определить разницу между доходами и расходами

    Реализация проекта

    Шаг № 11. Составление предложений по проекту

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации

    Окончательная редакция плана реализации проекта

    Составление краткого резюме проекта

    Резюме проекта

    Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям

    Варианты предложений о совместной деятельности

    Составление текста договора о совместной деятельности

    Варианты договора

    Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта

    Список организаций и лиц

    Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах

    Информация о деловых партнерах

    Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров

    Подробная информация

    Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта

    Текст договора (устная договоренность)

    Подписать договор о сотрудничестве

    Подписанный текст договора

    Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы

    Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время

    Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

    Точное и полное выполнение всех пунктов плана

    Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

    Основные задачи

    Ожидаемые результаты

    Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.

    Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.

    Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.

    Новая (откорректированная) версия проекта

    П редостережения от ошибок

    1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

    Не пропускайте процедуру прогнозирования.

    2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы.

    Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

    3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом - имитация.

    Для имитатора идеальный проект - долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек». В данном случае определяющей является ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в организационно-деятельностном аспекте есть, прежде всего, проект способов участия в распределении ресурсов.

    Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

    4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу.

    5 . Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной.

    Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.