Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото). Цветные фотографии сергея прокудина-горского

    Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото). Цветные фотографии сергея прокудина-горского

    Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


    1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

    Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

    Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

    Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

    Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

    Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

    При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


    1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


    1910 год. Женщина на реке Сим


    1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


    1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


    1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


    Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


    1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


    1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


    1910 год. Дагестанские женщины


    1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


    1910 год. Артвин (сейчас Турция)


    1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

    Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

    Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

    Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

    Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

    Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

    Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

    Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

    Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

    2.

    1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

    3.

    1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

    4.

    1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

    5.

    1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

    6.

    1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

    7.

    1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

    8.

    1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

    9.

    1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

    10.

    1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

    11.

    1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

    12.

    1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

    13.

    1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

    14.

    1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

    15.

    1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

    16.

    1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

    17.

    1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

    18.

    1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

    19.

    1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

    20.

    1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

    21.

    1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

    22.

    1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

    23.

    1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

    24.

    1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

    25.

    1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

    26.

    1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

    27.

    1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

    28.

    29.

    1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

    30.

    1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

    31.

    1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

    32.

    1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

    33.

    1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

    34.

    1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

    35.

    1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

    36.

    1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

    37.

    1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

    38.

    1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

    39.

    Study with boy. Western Europe

    40.

    1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

    41.

    1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

    42.

    1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

    43.

    1908, Switzerland. At veranda in Lugano

    44.

    1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

    45.

    1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

    46.

    1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

    47.

    1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

    48.

    1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

    49.

    1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

    50.

    1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

    51.

    1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

    52.

    1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

    53.

    1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

    54.

    1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

    55.

    1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

    56.

    1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

    57.

    1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

    58.

    1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

    59.

    1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

    60.

    1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

    61.

    1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

    62.

    1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

    63.

    1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

    64.

    1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

    Смотрите также

    В от история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

    Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

    Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

    Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

    П рокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

    Контрольные чёрно-белые картинки для показа слайдшоу.


    Крестьяне на покосе


    На жнитве.


    На жнитве.


    Насосы для откачивания воды


    Кордон (сторожка) в лесу


    Монахи за посадкой картофеля


    Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы.


    Село Ковжа. Береговые укрепления.


    Часовня Петра I около деревни Петровское.


    Било и доски с надписями о посещениях. Часовня в дер. Петровское.


    Тип старых шлюзовых ворот. Белозерский канал


    Плотина Императрицы Марии Федоровны.


    Вытаскивание спицы из плотины (система Поарэ).


    Церковь во имя Св. Петра и Павла.Белозёрск.


    Икона в церкви Ильи Пророка.Белозёрск 1909.


    Группа детей.


    Городецкий и Никитский погосты.


    Общий вид Горицкого монастыря.Деревянная баржа.


    Город Кириллов с горы.


    Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора.


    Плотина и шлюз Императора Николая II.Мариинский водный путь 1909.


    Скит Иоанна Богослова «Крестик».


    Стоги сена.


    Пильщики на Свири.


    Крым. Ласточкино гнездо.>


    Петрозаводск. Общий вид с жел. дороги (Олонецкой губ.
    Мурманская железная дорога.


    Крестьянка мнет лен; Пермской губ.


    Грузин - торговец помидорами.


    Полоцк. Вид с северо-востока.


    Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.


    Исток Волги у деревни Волговерховье.


    Озеро Пено у места впадения Волги


    Выход Волги из озера Пено у дер. Изведово.


    Пожарная лесная вышка Удельного Ведомства около мес. Богатырь.

    Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
    Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

    Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

    Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

    По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
    За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
    А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

    Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
    "В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

    Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
    В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

    В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
    Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

    Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

    В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

    К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

    Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

    Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

    В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

    Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

    За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

    После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

    Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

    В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

    В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

    Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.