Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Кем заменить отпускника ушедшего в отпуск
  • Мбоу "новопоселковская сош" - электронный дневник Школа образование 33 рф классный журнал
  • Разделение и кооперация труда: понятия, виды и формы
  • Заявление на изменение графика рабочего времени
  • Рассказы о весне для школьников
  • История создания миг 29. Легендарные самолеты. Состоял на вооружении
  • Инструменты мотивации инновационной деятельности на предприятии. Виды мотивации инновационной деятельности и их значение. Актуальность темы курсовой работы, прежде всего, показать, как мотивация влияет на развитие инноваций на предприятии, которые являютс

    Инструменты мотивации инновационной деятельности на предприятии. Виды мотивации инновационной деятельности и их значение. Актуальность темы курсовой работы, прежде всего, показать, как мотивация влияет на развитие инноваций на предприятии, которые являютс

    Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

    Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.

    Вопрос 3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

    Вопрос 3. Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

    Вопрос 4. Основные функции государственных органов.

    Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

    Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:

    1. Преимущества стратегического характера:

    Создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

    Рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;

    Обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

    2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

    Временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;

    Повышения качества и конкурентоспособности изделий;

    Увеличения доли продукта на рынке.

    3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:

    Реструктуризации деятельности;

    Снижению непроизводительных расходов;

    Экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий;

    Экономии средств в результате использования вторичного сырья;

    Снижению количества брака.

    4. Специальные выгоды и льготы:

    Информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;

    Льготное налогообложение;

    Льготное кредитование.

    Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.

    Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:

    С одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;

    С другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.

    Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов.

    Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

    1) рынок новаций (новшеств);

    2) рынок инновационного предпринимательства;

    3) рынок инвестиций.

    1. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении.

    Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности:

    Научно-исследовательские институты и университеты,

    Малые инновационные фирмы,

    Индивидуальные изобретатели.

    Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки:

    Прикладные исследования;

    Опытный образец;

    Инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

    Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

    Новация превращается в инновацию в результате практического использования.

    2. Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау.

    К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.

    3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

    В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.

    Особенность финансирования инновационных процессов заключается:

    В потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;

    Высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

    Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    № ___

    Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии

    Санкт-Петербург
    2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Введение

    1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
    1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности.

    2.1 Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности
    2.2 Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности
    Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»
    3.1 Описание ОАО «Пивоваренный завод « Балтика»
    3.2 Инновационная деятельность ОАО «Балтика»
    Заключение

    Введение

    Приоритеты в развитии мирового экономического сообщества сегодня таковы, что позиции каждой отдельной страны, уровень ее могущества, определяются не только обеспеченностью основными видами стратегических материальных ресурсов, но напрямую зависят от достижений государства в области инноваций, его научно-технического потенциала, способности создавать и эффективно использовать новые знания, выступающие необходимым условием успешной конкуренции и экономического роста. В свете таких тенденций первостепенное значение приобретает построение и реализация модели инновационного развития экономики, о которой уже много говорилось, но реальных и ощутимых шагов в этом направлении наше государство пока так и не сделало.

    Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня.

    Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности. Таким образом, в настоящее время:
    отсутствует теоретическое обоснование понятия мотивации и его специфики в контексте инновационной деятельности;
    отсутствует четкое разграничение мотивов и стимулов инновационной активности различных субъектов хозяйствования;
    не раскрыты содержание и структура механизма управления мотивацией инновационной деятельности;
    отсутствует проработка экономического аспекта мотивации инноваций, практическая применимость мотивационного механизма, методика оценки его эффективности.

    Тщательная теоретическая и практическая проработка указанных проблем определяется в качестве тематических задач исследования данной работы. В качестве метода на данном этапе исследования применяется качественный анализ.

    Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности

    1.1. Понятие инновации и инновационного процесса

    В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

    Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

    В литературе насчитывается десятки определений. Например, по признаку содержания внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

    Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

    Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

    В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

    Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

    Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

    1. Использование новой техники, новых технологических процессов нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
    2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
    3. Использование нового сырья.
    4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
    5. Появление новых рынков сбыта.

    Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

    В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

    Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

    Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

    Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

    Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные уся. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

    Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

    Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

    Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

    Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

    Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

    По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

    На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

    В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

    Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях местах применения.

    Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

    В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

    Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально- экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

    Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

    Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.

    Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями.На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

    Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

    Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

    Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

    Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).

    По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

    В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:

    Схема 1. Модель инновационного процесса

    где

    ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

    ПИ – прикладные исследования;

    Р – разработка;

    Пр – проектирование;

    С – строительство;

    ОС – освоение;

    ПП – промышленное производство;

    М – маркетинг;

    Сб – сбыт.

    Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

    Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

    Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

    Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

    Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

    Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

    Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:

    Схема 2. Развитие ФИ

    Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории вопроса).

    Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

    В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

    Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

    Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

    Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:

    Постановка цели и выбор стратегии

    Четыре цикла.

    Сказанное наглядно представлено на схеме 3.

    1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
    2. Определение условий и организация: определение потребности в
    ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
    постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
    3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,
    реализация плана.
    4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий,
    накопление опыта. Оценка эффективности инновационных
    проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

    1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности.

    В силу сложности, многогранности и специфичности экономических, психологических и этических отношений, складывающихся между субъектами инноваций, инновационный процесс осуществляется в соответствии с присущими ему стохастическими закономерностями, но это не отрицает того факта, что он не поддается управлению. Управление же какими бы то ни было процессами требует глубокого осмысления их сущности, понимания движущих сил. Поэтому, зная, что стоит у истоков возникновения инноваций как таковых, что вызывает к жизни какую-либо идею, что побуждает различных субъектов хозяйствования быть активными участниками инновационной деятельности, какие мотивы лежат в основе их поведения, можно сформировать адекватную систему управления инновационными процессами, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всей страны. Основу подобной системы должен составлять механизм мотивации как источник активности различных участников инновационной деятельности в направлении постоянной разработки, внедрения и эффективного использования инновационных продуктов, но для построения модели такого механизма необходимо четкое определение понятийного аппарата и знание характера явлений и процессов, скрывающихся за тем или иным понятием.

    Первым шагом на пути решения данной проблемы является определение сущности категория "мотивация", а также осмысление основных понятий, неразрывно связанных с нею и необходимых для понимания сути самой категории. Следует отметить существование множества точек зрения относительно трактовки понятия "мотивация", что объясняется многоаспектностью и междисциплинарным характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность мотивации. В качестве примера приведем несколько определений:
    Мотивация - это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий ;
    Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации ;
    Мотивация - совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности ;
    Мотивация - совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей ;
    Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации .

    Как видим, упомянутые исследователи едины во мнении, что мотивация - это "нечто", что вызывает активность субъекта в определенном направлении для достижения конкретных целей. Это "нечто" можно охарактеризовать как совокупность мотивообразующих факторов, которые могут быть заданы извне или формироваться субъективно личностью в соответствии с ее ценностными ориентациями, стремлениями, интересами, ожиданиями. Но чаще всего влияние внешних факторов воспринимается субъектом только сквозь призму внутреннего "я", приводя к видоизменениям системы мотивообразующих факторов, которая уже не является идентичной ни внутренней, ни внешней совокупности факторов, порождающих определенные мотивы. Однако мотивацию нельзя просто рассматривать как совокупность каких-либо побуждающих сил, факторов, определенное состояние личности, это скорее процесс формирования мотивационной структуры личности, как совокупности мотивов, под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждающих субъекта к целенаправленному поведению и получению определенного результата.

    Если не углубляться в сопоставление различных точек зрения, имеющихся в научной литературе, то в самом общем виде мотив (от латинского movere - двигать, толкать) - это то, что побуждает к деятельности, побудительная причина действий и поступков человека, связанная с удовлетворением потребностей. Мотивы находятся "внутри" человека (имеют персональный характер), зависят от разнообразных внутренних и внешних по отношению к субъекту факторов, а также влияния других мотивов. Поведение индивида, как правило, детерминировано не одним мотивом, а их совокупностью, образующей определенную мотивационную структуру личности, в которой мотивы находятся в конкретном соотношении друг с другом в зависимости от степени побуждающего воздействия на человека. Процесс пробуждения в индивиде тех или иных мотивов с целью побуждения его к определенным действиям посредством воздействия извне представляет собой мотивирование . Именно процессы мотивирования лежат в основе управления человеческим ресурсом.

    В любом факте возникновения мотива прослеживается его связь с потребностью и необходимостью ее удовлетворения. Потребность - это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится ликвидировать. Потребность также возникает "внутри" человека, это необходимое условие любой деятельности, она также вызывает активность субъекта, но потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности . Мотив это уже не сама потребность, а ее проявление, как бы ее трансформированное и конкретизированное выражение. В этом основное отличие понятий потребность и мотив.

    Следует различать такие понятия как мотив и стимул, которые не являются тождественными, но довольно часто в литературе употребляются как равнозначные. Стимул (от латинского stimulus - стрекало, погонялка) - по аналогии с мотивом, также означает побуждение к действию, но при этом стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов , они всегда связаны с влиянием извне. Можно сказать, что стимул закрепляет возникший ранее мотив (или их совокупность), определенную активность индивида и направление этой активности, принесшие личности удовлетворение потребностей и получение ожидаемого результата, и побуждает к воспроизведению подобного поведения в будущем на прежнем или ином качественном и количественном уровне. В качестве стимулов могут выступать конкретные предметы, действия других людей, предоставляемые возможности, то есть все то, что индивид получит за выполнение определенных действий. Использование различных стимулов с целью активизации тех или иных мотивов в мотивационной структуре личности представляет процесс стимулирования, наиболее распространенной формой стимулирования в практике управления является материальное стимулирование. Таким образом, стимулы (или же вцелом стимулирование) выступают одним из средств, с помощью которого можно осуществлять процессы мотивирования, поэтому нельзя смешивать понятия мотив и стимул (мотивирование и стимулирование) и использовать их как равнозначные.

    Все вышеизложенные положения лишь в общих чертах отражают соотношение основных понятий, присущих категории "мотивация" безотносительно к специфике инновационной деятельности. Далее постараемся проанализировать особенности мотивации в контексте инновационных процессов.

    Когда заходит речь о мотивах, лежащих в основе поведения участников инновационной деятельности, то зачастую они сводятся только лишь к прагматическим интересам материального характера и, в частности, к максимизации прибыли, рассматриваемой в качестве основной цели этой деятельности. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку в современном пространстве экономики лейтмотивом мотивации преобладающей части предпринимательства как такового является "нажива" любой ценой, получение максимум прибыли с целью достижения сверхприбыли в будущем, ради чего и осуществляются различного рода инновации, как производственные, так и организационные, направленные на недопущение потери преимущества перед конкурентами и снижение размера прибылей.
    Выдвигаясь на передний план, материализм сводит к нулю значение и влияние нематериальных факторов на мотивацию деятельности таких, как потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему "делу", стремление к общественному признанию и другие, которые могут быть и должны быть мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.
    Если подвергнуть анализу мотивы инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса и с точки зрения различных его участников, то нельзя стремление к получению максимального экономического эффекта возводить в ранг ведущего мотива в иерархической системе мотивов субъектов-участников инноваций на каждом конкретном этапе. Каждая стадия инновационного процесса характеризуется своей структурой мотивов, находящейся под воздействием многочисленных факторов, способствующих созданию благоприятных условий для творческой деятельности или же препятствующих ее реализации. В результате конструктивного или деструктивного влияния этих факторов происходят изменения в совокупности мотивов, как в процессе реализации конкретного этапа, так и при переходе к следующей стадии инновационного процесса. Этот переход предполагает определенные трансформации в приоритетности мотивов, ликвидацию одних и возникновение других мотивов, связанные с изменением условий протекания инновационного процесса, со сменой его участников, их потребностей, интересов, целевых установок и т.д.

    Например, на этапе зарождения идеи, рассматриваемого как этап поиска, открытия чего-то нового, не существующего в объективной (субъективной) реальности или же изменение и дальнейшее совершенствование уже имеющихся предметов и явлений, в основе творческой активности субъектов (а именно инициаторов новых идей, разработчиков инновационной продукции) могут находиться самые разнообразные мотивы такие, как стремление решить определенную проблему технического, технологического, организационного характера; познавательный интерес; потребность самовыражения, самоутверждения, постоянного творческого поиска; идентификация с кумиром; материальные мотивы, общественное признание и другие. При этом, если на стадии возникновения идеи доминирующим мотивом в системе мотивации субъекта к проведению исследований было стремление решить проблему определенного характера, то, скажем, на этапе экономического обоснования на первый план выдвигается стремление получить максимальный эффект от внедрения наиболее рационального варианта решения данной проблемы.

    Если говорить о приоритетности в рассмотрении проблем мотивации на каждой из стадий инновационного процесса и формировании действенного мотивационного механизма, то надо отметить, что основное внимание в современных условиях должно уделяться именно этапу зарождения идеи, так как это источник генерации инноваций, основанный на возможностях кадровой составляющей инновационного потенциала государства вцелом или отдельного предприятия, научно-исследовательской организации и т.п. Именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций, поэтому разработка вопросов мотивации творчества (инициирования инноваций) выступает ключевым фактором преодоления существующей сегодня инертности субъектов инновационной деятельности.
    Таким образом, мотивация инноваций представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих производителя и менеджера к активной деятельности в направлении создания и продажи инновации или, наоборот, путем ее покупки и использования в хозяйственном процессе.
    Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах:

      мотивация создания и продажи инноваций;
      мотивация покупки инноваций.
    Любая мотивация состоит из четырех элементов, к которым относятся:
      цель;
      мотивы;
      факторы;
      стремление к достижению цели.
    Целью создания и продажи инновации является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.
    Основными мотивами создания и продажи инноваций для предпринимателей обычно являются:
      повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;
      повышение своего имиджа на рынке;
      захват новых рынков;
      увеличение величины денежного потока;
      снижение ресурсоемкости продукта.
    Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:
      усиление конкуренции;
      изменения в производственно-торговом процессе;
      совершенствование технологий операций;
      изменения в системе налогообложения;
      достижения на международном финансовом рынке.
    Целью покупки инновации является получение хозяйствующим субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.
    Основными мотивами покупки инноваций являются:
      повышение конкурентоспособности и имиджа хозяйствующего субъекта;
      получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.
    Мотивы покупки инноваций обусловлены целым рядом факторов как объективных, так и субъективных.
    Основными объективными факторами покупки инноваций являются:
      Изменения в производственно-торговом процессе;
      Изменения в системе налогообложения;
      Достижения на международном рынке.
    К субъективным факторам относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности, профессионализм менеджеров и др.

    Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности

    2.1. Организация инновационной деятельности и оценка показателей ее динамики и эффективности

    Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

    Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:
    субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств;
    совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;
    структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.
    С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, л также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.
    Организация с позиций фирмы может рассматриваться как объединение людей или их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные, разноэлементные и разноразмерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени является появление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла.
    Так, инновационные предприятия и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях, на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.
    Внедрением и производством научно- технических и продуктовых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический и вузовский секторы и малые фирмы.
    На этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях. Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.
    Инновационные предприятия различаются также в зависимости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они подразделяются на следующие классы:
    инноваторы-лидеры, ориентирующиеся на новые научные открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;
    инноваторы-лидеры, создающие принципиально новые процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий и изобретений;
    инноваторы, создающие базовые инновации на основе старого способа,
    инноваторы, производящие, модернизирующие и рационализирующие новшества;
    инноваторы, создающие новшества, замещающие более ранние продукты и технологии;
    инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;
    инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие спрос на новых рынках;
    инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и тиражированием новшеств в различные сферы народного хозяйства.
    Инновационные предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны производимых инноваций (принципиально новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).

    Показатели, или, как их еще называют, метрики инноваций, помогают проанализировать способность организации к инновационным решениям и служат мерой успеха компании в этой области. И хотя большинство организаций пока не использует метрики инноваций в своей работе, существует несколько очевидных доводов в пользу того, почему это следует делать.
    Система показателей задает формализованную базу (объективные числовые данные) для принятия управленческих решений. Это особенно важно, если учесть, что многие инновационные проекты имеют долгосрочную перспективу и высокие риски.
    Показатели инноваций выражают стратегические интересы компании, позволяя "встроить" инновации в бизнес-процессы и наладить отношения между теми, кто генерирует новые идеи, и управленческой командой.
    Показатели помогают обоснованно распределять ресурсы между корпоративной системой управления идеями и инновационными инициативами. Плановые метрики устанавливают ожидания в отношении инновационного потенциала компании, а сравнение плановых показателей с их значениями в отчетные периоды позволяет увидеть "узкие" места - процессы, финансирование которых не соответствует поставленным целям.
    Показатели инноваций мотивируют персонал к инициативной работе. Четко сформулированные амбициозные цели делают сотрудников более предприимчивыми, побуждая их стремиться к выполнению поставленных задач.

    В настоящее время система управления инновациями как корпоративная дисциплина еще не получила распространения на большинстве предприятий, и компании, как правило, не располагают достаточным опытом для установления прикладных метрик инноваций. Ограничиваются в основном следующими показателями: (1) размер годового бюджета на новые разработки (R&D); (2) процентное отношение R&D-бюджета к объему годовых продаж; (3) количество патентов, полученных компанией за отчетный период; (4) количество рацпредложений, поступивших от сотрудников организации за отчетный период. Эти метрики, безусловно, могут оказаться полезными, но они не измеряют потенциальные инновационные возможности компании и не будут иметь существенного значения при выработке стратегических решений. Так, ежегодное освоение большого корпоративного бюджета на исследовательские и опытно-конструкторские работы вовсе не гарантирует появление бесчисленного количества новых продуктов, которые потрясут рынок и станут источником дополнительных доходов компании. Кроме того, помимо запатентованных решений у многих компаний есть ряд разработок, не защищенных патентами, а также технологические "ноу-хау", никак не фиксируемые с помощью показателя количества патентов. И, наконец, из огромного числа рацпредложений, поданных в корпоративный "ящик для предложений", могут быть реализованы лишь единицы.

    Финансовый результат от инноваций может представлять собой, например, (1) дополнительный доход, который получила компания от реализации нового продукта; (2) величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок; (3) величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании; (4) прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д.

    Затраты на инновации складываются из перечисленных выше составляющих, причем в знаменатель формулы не включаются расходы, связанные с процессом реализации инновационного проекта.
    Доля выручки от реализации новых продуктов в общем объеме прибыли за последние N лет.

    Изменение относительного роста рыночной стоимости компании по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет. В основе этого показателя лежит постулат о том, что именно инновации являются тем ключевым ресурсом компании, который обеспечивает ей дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка.
    Количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, которые компания вывела на рынок за последние N лет.

    Эту метрику целесообразно использовать для сравнения результатов, достигнутых вашей компанией, со значениями аналогичных показателей конкурентов, а также с собственными показателями прошлых периодов.
    Количество инновационных идей, выдвинутых сотрудниками компании в течение последних N месяцев.

    Сравнивая показатели отчетных периодов, можно наблюдать динамику "инновационного настроя" в компании, чтобы в случае спада активности вовремя принять меры для вывода организации из состояния апатии.
    Отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений.

    Важнейший показатель, характеризующий эффективность корпоративной системы управления идеями.
    Время, прошедшее с момента инициирования (подачи) нового предложения до запуска инновационного проекта.

    Характеризует эффективность работы корпоративной системы управления идеями. Снижению значения этого показателя могут препятствовать далекие от оптимальных процедуры движения документов внутри компании и чрезмерная "зарегулированность" алгоритмов принятия решений.
    Отношение числа клиентов, считающих вашу компанию инновационной, к их общему количеству.

    Многие организации считают измерение инноваций очень непростым делом и разрабатывают собственную сложную систему инновационных метрик. Однако, если чрезмерно увлечься этим процессом, показатели могут приобрести абстрактные черты и потерять связь с жизнью компании.

    Слишком много показателей. Эта ошибка может явиться следствием двух причин: стремления сделать слишком много за очень короткий срок или нежелания избавиться от некоторых старых метрик, которые уже показали свою практическую непригодность. Результатом применения сложной системы показателей являются огромные затраты рабочего времени на сбор информации для расчета величин, которые в конечном счете оказываются неудобными для интерпретации. Чем понятнее и практичнее показатели инноваций, тем больше шансов установить разумные значения целевых величин и разработать грамотные стратегии для их достижения. Метрики инноваций должны быть соотносимы с принятой в компании системой финансовых и других внутрикорпоративных показателей или - в идеале - быть ее частью. Например, показатель ROII во многом напоминает традиционный ROI (return on investment), а процент клиентов, считающих компанию инновационной, структурно соотносится с показателями отдела маркетинга и продаж (процент клиентов, делающих повторные покупки или повторно обратившихся в компанию).
    Проектная точка зрения на инновации. Во многих компаниях инновации рассматриваются как проекты, которые управляются в соответствии с общепринятыми методами проектного менеджмента. При этом оценка успешности инноваций осуществляется с использованием "классических" финансовых показателей для проектной деятельности - NPV, IRR и срока окупаемости инвестиций. Однако инновации - это не совокупность отдельных проектов, а непрерывный процесс инициирования, развития и отбора инновационных идей, в результате которого рождаются и претворяются в жизнь новые проекты. Инновационные идеи и концепции скорее можно считать новыми платформами, которые служат основой для появления новых продуктов или дополнений к существующим продуктовым линейкам. Поэтому применять "проектные" показатели к измерению инноваций некорректно.
    Показатели инноваций разрабатываются и автономно используются отдельным подразделением компании. Широко распространена ситуация, когда локальные инновационные программы реализуются отдельными департаментами, например службой маркетинга или отделением по разработке новых продуктов. Эти метрики используются для оценки работы данного подразделения, но они не встроены в систему корпоративных показателей компании и не рассматриваются топ-менеджерами как стратегически важные. В этом случае инновационные инициативы носят "очаговый" характер и не охватывают жизнь всего предприятия.
    Акцент на снижении издержек. Если ключевым документом для компании является отчет о прибылях и убытках, то скорее всего основное внимание будет уделяться снижению затрат, а не изучению потребностей клиентов и их удовлетворению с использованием инновационных методов. В то же время практика успешных предприятий свидетельствует о том, что снижение издержек всегда является неизбежным следствием концентрации интеллектуальных и организационных усилий на ожиданиях покупателей и качестве продаваемого продукта.
    Ориентация на прошлое. Самый глубокий психологический аспект любой отчетной системы - страх наказания за недостижение поставленных целей. Ни одна самая совершенная система не в состоянии устранить этот страх. Этого можно добиться, только если относиться к результатам инновационной деятельности как к ценному опыту, который может быть использован для прогнозных целей, а показатели инноваций применять для сравнения и сопоставления. При этом поощряться должны как успехи, так и неудачи инновационных команд и их лидеров. Разумеется, такой подход оправдан только при условии искренней увлеченности и преданности персонала инновационным идеям.

    Любая, самая совершенная система показателей - это всего лишь инструмент, с помощью которого в компании поддерживается система управления идеями, но именно восприимчивость управленческой команды к инновациям является тем необходимым условием, без которого инновационный процесс в компании начать невозможно.

    Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.
    Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.
    К системе показателей предъявляются следующие требования:

      показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
      показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации
      показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период
      важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами
      показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации
      показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации
      проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.
      и т.д.................

    Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии будет получение дополнительных конкурентных преимуществ, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие.

    1. Преимущества стратегического характера:

    1. создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
    2. рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;
    3. обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

    2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

    1. временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;
    2. повышения качества и конкурентоспособности изделий;
    3. увеличения доли продукта на рынке.

    3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря: реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака.

    4. Специальные выгоды и льготы:

    1. информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;
    2. льготное налогообложение;
    3. льготное кредитование.

    Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

    1. рынок новаций (новшеств);
    2. рынок инновационного предпринимательства;
    3. рынок инвестиций.

    Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели. Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут находиться на разных стадиях разработки:

    1. идея;
    2. прикладные исследования;
    3. опытный образец;
    4. инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

    Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, кᴏᴛᴏᴩая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

    Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

    В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.
    Стоит отметить, что особенность финансирования инновационных процессов заключается:

    1. в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;
    2. высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

    "Руководитель автономного учреждения", 2011, N 10

    Сегодня в системе образования происходят изменения, которые дают возможность педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Более того, курс на инновационное развитие государства изначально предполагает выдвижение на первый план именно преподавателя с его культурой, физическим, психическим, нравственным здоровьем. Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций.

    Внешние и внутренние мотивы

    Одной из серьезных проблем отечественной системы образования в настоящее время можно считать эмоциональное выгорание педагогов . Этой опасности прежде всего подвержены люди старше 40 лет, хотя в таком возрасте многие из них уже имеют достаточный профессиональный опыт и, казалось бы, именно от этих специалистов стоит ожидать существенного подъема в профессиональном плане. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что средний возраст педагогов в российских образовательных учреждениях составляет именно 42 - 45 лет. Поэтому руководителям подобных учреждений необходимо обратить особое внимание на потенциальную опасность для сотрудников и вовремя оказать им эмоционально-психологическую поддержку, сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии.

    Отметим, что в большинстве случаев мотивация трактуется как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Однако при этом следует помнить: чтобы побудить человека как-либо действовать, нужно сделать так, чтобы он сам этого захотел.

    Психологи традиционно разделяют факторы, влияющие на инновационную активность педагогов, на две группы:

    • внешние по отношению к субъекту инновационного процесса;
    • внутренние, связанные с индивидуально-психологическими и личностными особенностями новаторов (ценностная ориентация, уровень тревожности, самоактуализация, контроль).

    Внутреннюю готовность к принятию системного нововведения относят к наиболее важному условию осуществления инноваций.

    Как показывает практика, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Однако, вводя внешние побудители, необходимо помнить, что обстоятельства и условия среды влияют на мотивацию только в том случае, если они становятся значимыми для человека, начинают удовлетворять его потребности или желания. Таким образом, внешние факторы в процессе мотивации должны трансформироваться во внутренние.

    Формируем мотивацию

    Приведем пример, как внутренние факторы мотивации могут влиять на работоспособность сотрудников и их степень восприимчивости к инновациям. Психолого-педагогические тренинги по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности, проведенные в МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы "Истоки" (ЯНАО, Новый Уренгой), дали интересные результаты. Исходя из задач данного образовательного учреждения, связанных с внедрением новаций, была запланирована работа по трем основным направлениям :

    1. Выявление проблемы (наблюдения, диагностика, анализ данных).
    2. Практические занятия (тренинги, консультации).
    3. Обратная связь. Рефлексия.

    Темы для тренингов определялись на основании выявленных в ходе диагностики проблем, а также с учетом рекомендаций методистов городского управления образования. В результате был составлен план занятий , который предусматривал отработку таких важных тем, как:

    1. Психологический портрет специалиста.
    2. Причины профессионального выгорания.
    3. Стресс и стрессоустойчивость (здоровьесберегающие технологии).
    4. Самоменеджмент педагога, развитие педагогической рефлексии.
    5. Базовые потребности личности и их иерархия.
    6. Основные стадии мотивации.

    По итогам занятий у педагогов была выявлена положительная и отрицательная мотивация.

    В случае положительной мотивации у сотрудника появлялось желание непосредственной реализации потребности в достижении успеха, развития своих способностей, познания нового, а также побуждение к ощущению собственной значимости.

    В случае отрицательной мотивации возникал своего рода самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например , педагоги нередко говорили: "Мне инновации ни к чему, я работаю по программе уже двадцать лет, чувствую себя как рыба в воде, а мне предлагают пойти на курсы повышения квалификации". Или: "И без того работы хватает, а тут еще конкурсы вроде "Педагог - исследователь - новатор".

    Исследования также выявили нечеткость приоритетов сотрудников. Для 65% педагогов родное общеобразовательное учреждение не является единственным "светом в окошке". Лишь 47% специалистов близки интересы учеников и их проблемы, а поддержка и признание коллег важны для 29%.

    Что касается психоэмоционального состояния, 88% педагогов отметили, что повышенная чувствительность нервной системы и неблагоприятное стечение обстоятельств могут выбить их из колеи, а работа с учениками отнимает много физических и душевных сил. Причем 18% педагогов часто испытывают чувство тревоги и бессилия и лишь у 6% сотрудников благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы.

    Кроме того, обнаружились и проблемы с самооценкой. У 65% педагогов она существенно зависела от внешних обстоятельств, мнения других, настроения, 23% педагогов было свойственно принижать значение своей личности, им было трудно вступать в свободное общение с другими. И только у 29% специалистов оказалось позитивное самовосприятие, то есть преобладало творческое мышление, они были способны создать атмосферу живого общения.

    Самовыгорание

    В настоящее время принято выделять три основных симптома профессионального самовыгорания.

    1. Снижение самооценки. Работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние, привести к смене места работы.
    2. Одиночество. Люди, подверженные эмоциональному сгоранию, не в состоянии установить нормальный контакт ни с родителями учащихся, ни с детьми, ни с другими педагогами и руководством учреждения. Даже любой совет они будут воспринимать в штыки, не говоря уже о замечаниях в адрес их педагогической деятельности.
    3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям.

    Загруженность работой, неудовлетворенность качеством деятельности и, как следствие, эмоциональные срывы влияют не только на здоровье сотрудника, но и на самочувствие детей, с которыми он работает, а также окружающих людей.

    Что делать?

    Немаловажное значение для развития мотивации имеют формы воздействия на сотрудника, которые объединяются в три группы.

    К первой группе относятся просьба, предложение и убеждение . Опыт подтверждает, что все три данные формы воздействия на мотивацию оказываются действенными, если имеют ясные и вежливые формулировки, предполагают право отказать, а также уважительное отношение к отказу.

    Во вторую группу входят приказы, требования, принуждение. Эти формы воздействия воспринимаются как проявление власти над другими, что, как показывает практика, приводит к внутреннему сопротивлению субъекта. Снять негативную реакцию можно путем продуманной аргументации выдвигаемого требования - тогда оно превратится из внешнего побудителя во внутренний. Положительная сторона принуждения в том, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на определенном отрезке времени и выполнению сотрудником необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга.

    Третья группа форм воздействия - "заражение" эмоциональным состоянием и подражание (оно чаще всего проявляется у молодых специалистов). "Заражение" эмоцией, передающейся от человека или группы другому (другим), особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме. Участие педагогов в конкурсе "Учитель года", в конкурсах на гранты главы города, губернатора региона, Президента страны тоже иллюстрирует данную форму воздействия.

    Среди способов стимулирования педагогов к инновационной деятельности , используемых в образовательных учреждениях, можно выделить следующие:

    1. отдельные виды материального стимулирования - доплаты, премии;
    2. улучшение материально-технической базы, необходимой для работы;
    3. повышение категории, предоставление педагогу свободного времени и уменьшение внешнего вмешательства;
    4. проведение конкурсов, семинаров, открытых уроков.

    Большую роль в развитии мотивации педагогов играет поэтапная работа руководства учреждения по введению инновационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, чтобы внедрение инноваций действительно способствовало нахождению новых способов решений педагогических проблем, необходимы профессиональное взаимодействие всех участников образовательного процесса и целенаправленная работа над мотивацией сотрудников.

    В.Г.Шпаковский

    Эксперт журнала

    "Руководитель

    автономного учреждения"

    Несколько лет назад большинство книг и статей, посвященных инновационной деятельности, начинались с раздела о ее мотивации, причинах, побуждающих работников разрабатывать инновации. Обычно ход рассуждений был следующим. Если вы не разрабатываете инновационной продукции, то это сделают ваши конкуренты, которые вытеснят вас с рынка. Другими словами, как основная причина инновационной деятельности отмечался страх, страх быть вытесненными с
    рынков, страх потерять свою работу. Известное выражение Энди Гроува «выживает только параноик» является, пожалуй, наиболее ярким выражением этой позиции.
    Основная проблема, возникающая при толковании этого выражения как побуждающей причины инновационной деятельности, заключается в том, что страх не всегда мотивирует инновационную деятельность. И он не является единственным ее мотивом. Во многих случаях он не является даже наиболее важным мотивом. И хуже того, иногда страх скорее тормозит инновационную деятельность, чем способствует ей. Для менеджера главный вопрос состоит в том, чтобы определить, когда и где страх способствует развитию инноваций и его следует использовать как мотивирующий фактор, а когда необходимо использовать что-то другое. В некоторых случаях, возможно, полезно будет создать обстановку общей паранойи . А в других случаях это окажется совсем неуместным.
    Рассмотрим пример, который, в частности, показывает, что страх может иногда убивать революционные идеи. Представьте себе, что вы являетесь молодым изобретателем, и у вас есть революционная идея о принципиально новой продукции и вы знаете, как эту идею претворить в жизнь. Вы уже проверили и убедились, что технически идея вполне осуществима, но вам нужны партнеры для развития и реализации идеи, поскольку создание и реализация коммерческой модели требует гораздо больше финансовых ресурсов, чем есть в вашем распоряжении. Вам необходимо найти компанию, которая инвестирует средства в развитие вашей идеи и реализует ее в рыночной продукции.
    Таким образом, вы, молодой изобретатель, обращаетесь во всевозможные высокотехнологичные инновационные компании и предлагаете им свою идею. И вы с удивлением обнаруживаете, что они отвергают вашу идею. Тогда вы направляетесь в компании, которые производят продукцию, близкую к той, которую вы собираетесь разрабатывать, но они тоже отворачиваются от вашей идеи.
    Почему они отворачиваются? Главным образом из-за страха. Они боятся, что ваша продукция не будет достаточно качественной, что ее не смогут продавать, а может они боятся, что новая продукция поглотит ту, которую компания успешно производит. Это тот страх, который мешает компаниям инвестировать средства в развитие вашей идеи и помочь вам внести свой вклад в развитие новой продукции.
    В конце концов вы находите небольшую компанию, которая готова попытаться произвести новую продукцию, развивая вашу идею. Небольшая компания ничего не теряет. Хотя инвестиции в развитие вашей идеи являются ее основными инвестициями, малая компания не играет ведущей роли на рынке, где будет продаваться ваша новая продукция. Ее руководство достаточно смело для того, чтобы попытаться создать что-то новое. Оно оценило коммерческий и технический смысл вашей идеи и решило инвестировать в нее свои средства. Компания разделяет ваш взгляд на тенденции развития продукции и вашу оценку коммерческого смысла идеи, ее шансов на успех. Компания руководствуется не страхом, а общими представлениями о развитии продукции, ее вкладе в удовлетворение потребностей людей и вознаграждении, которое она может получить за этот вклад. Компания может опасаться потерять свои деньги, если новая продукция окажется неудачной, но она действует, несмотря на свой страх.
    Как результат своих общих представлений о развитии продукции, направляющих инвестиций, небольшая компания растет и богатеет. Ее продукция пользуется большим успехом на рынке. Успех оказывается более значительным, чем предполагали. И все потому, что несколько лет назад вы смогли рассмотреть
    что-то, чего другие не заметили, и вы имели смелость настойчиво продвигать свою идею в течение многих лет.
    Руководствовались ли вы, молодой изобретатель, в своих действиях страхом? Была ли паранойя в основе вашей мотивации инновационной деятельности? Скорее всего нет. Если бы вы боялись потерять свои средства к существованию, вы бы никогда не потратили так много времени на свое изобретение, поскольку оно не имело отношения к вашей текущей работе. В основу этого примера положена реальная история жизни человека, который потратил много лет жизни на попытки реализовать свое изобретение. Если бы вы поступали так же, то вполне вероятно, что ваша одержимость привела бы вас к безработице. Страх ориентировал бы вас на то, чтобы бросить свое изобретение и заняться чем-то, что могло бы принести гораздо более быструю отдачу. Но вами руководили смелость и настойчивость, общие представления о технологическом развитии, о продукции будущего, желание внести свой вклад в развитие продукции и пожинать плоды своего успеха. Если страх и руководил вами, то совсем в небольшой степени.
    Человек, жизнь которого составила основу этого примера, - это Честер Карлсон, изобретатель ксерокопирования. Он родился в начале 20-го века и гораздо раньше других понял, что возможно разработать способ производства фотокопий любого документа на листе бумаги. После нескольких лет экспериментирования он в 1938 году добился производства фотокопий в лабораторных условиях . Он назвал этот процесс ксерографией и в конце 1930-х годов получил первые патенты на этот процесс. Будучи американцем он попытался предложить свою идею гигантам американской промышленности. Он обратился в наиболее инновационные, высокотехнологичные компании того времени - IBM, Kodak и многие другие. Но все они отвернулись от этих идей. Или они не верили в эти идеи, или боялись, что в случае успеха пострадает их основной бизнес.
    Но Карлсон был очень настойчивым. В конце 1940-х годов он, наконец, нашел небольшую компанию, которая согласилась инвестировать в его идеи. Это компания называлась Haloid. Она решила поменять название на Xerox и стала одной из самых блистательных, наиболее успешных американских компаний 1950-60 годов. Она далеко обогнала своих конкурентов по масштабам и доходности. Так было до 1970-х годов, когда была разрушена всемирная монополия компании Xerox на рынке копирования.
    Если бы Карлсон руководствовался в основном страхом, то он никогда не смог бы упорствовать так долго. Но он руководствовался общими представлениями о технологическом развитии и месте в нем его изобретения. Он видел потребность, которую знал, как удовлетворить, поэтому он был настойчив в реализации своих представлений. Если бы руководство компании Haloid направлялось в своих действиях в основном страхом, то оно никогда бы не инвестировало бы в изобретение Карлсона, и эта компания никогда бы не стала бы компанией Xerox. И вероятно, что мир получил бы возможность делать фотокопии несколькими десятилетиями позже.