Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Подготовка руки к письму план. Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму)

    Подготовка руки к письму план. Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму)

    Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный этап. В связи с этим обучение нередко заканчивается ссорой с ребенком. Как следствие, возникает нежелание учиться. В дальнейшем такие дети чувствуют себя в общеобразовательном учреждении неуверенно. Чаще всего они имеют низкую успеваемость и неаккуратный почерк. В нашей статье присутствует информация, которая позволит понять родителям, как правильно подготовить ребенка к письму.

    Специальные игрушки

    Письмо - это сложный для изучения детьми навык. Освоить его сразу может не каждый ребенок. Подготовка руки к письму - один из наиболее сложных процессов, который должен быть пройден до систематического обучения. Написание букв требует слаженной работы руки и всего тела. У детей младшего возраста мелкая моторика развита на недостаточном уровне. Мышцы рук в этот период еще слабы. Важно ребенка младшего возраста подготовить к письму, а не обучать ему. Надо создавать такие условия, которые позволят детям получить практический опыт.

    С чего должна начинаться подготовка руки к письму? 3 года - это лучший возраст для того, чтобы начать первый этап обучения. На сегодняшний день существует множество игрушек, благодаря которым можно с легкостью подготовить ребенка к написанию букв. В трехлетнем возрасте дети еще плохо ориентируются в пространстве, и работа с прописью им не подходит. Именно поэтому игрушки позволяют весело и интересно получить новые навыки.

    Одной из игрушек, которые помогают подготовить ребенка к письму, является юла. С ней знаком каждый, но вот ее положительные качества известны далеко не всем. Благодаря такой игрушке можно освоить несколько методик захвата. Движения кистей рук вниз и вверх укрепляют их. При знакомстве ребенка с юлой необходимо научить его раскручивать игрушку всей рукой. Ее понадобится напрягать и удерживать в одном положении. Со временем ребенка необходимо научить раскручивать игрушку тремя пальцами. Тренировки с юлой всегда оказываются эффективными, поскольку детей завораживает процесс ее движения. Еще один плюс такой игрушки - низкая стоимость.

    Всем также известна игрушка волчок. Она также отличается низкой стоимостью и эффективностью. Она достаточно схожа с юлой. Однако для ее вращения необходимо выполнить резкое круговое движение кистью руки, держа ручку тремя пальцами. Волчок бывает разных размеров. Наиболее маленькие модели можно найти в шоколадных яйцах с сюрпризом. Подготовка руки к письму с такой игрушкой более эффективна. Однако для того, чтобы ее раскрутить, необходима определенная сноровка и ловкость. Для большей эффективности ребенок может соревноваться с родителями или сверстниками. В таком случае для детей такое необычное обучение будет более привлекательным.

    Немаловажную роль в обучении играют и музыкальные инструменты. Например, барабан тренирует сгибательные и разгибательные мышцы кистей. Для того чтобы улучшить подвижность детских пальцев, необходимо отдавать предпочтение клавишным и струнным музыкальным инструментам. К ним можно отнести балалайку, гитару, пианино и подобные.

    Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца.

    Пальчиковая гимнастика

    Подготовка руки дошкольника к письму - это важный этап обучения, который требует определенных навыков. Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно.

    Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев.

    Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами.

    Особенности формирования письма у детей

    Письмо - это достаточно сложный в изучении навык для детей 3-7 лет. К первому классу у ребенка, по данным физиологии, формируется нервная система и нервно-мышечный аппарат. По этим критериям шестилетний ребенок не уступает взрослому человеку. После 5-6 лет, согласно исследованиям, у детей возникают условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слова в формировании двигательных навыков.

    Подготовка руки к письму делится на несколько этапов. Дошкольный возраст считается ориентировочной стадией. В процессе ее ребенок знакомится с графическими движениями, а также приобретает графический навык. От правильной организации данного этапа напрямую зависит успех первых письменных упражнений в общеобразовательном учреждении. Известно, что детей с первых лет жизни интересует бумага и ручка. В дошкольных учреждениях систематически проходят занятия по изобразительной деятельности. На них дети усваивают графические навыки, которые им будут необходимы в дальнейшем.

    Известно 3 группы навыков письма:

    • техническая - умение по назначению использовать канцелярские принадлежности;
    • графическая - умение правильно изображать буквы, цифры и звуки;
    • орфографическая - умение услышать и правильно записать слово.

    На начальных этапах обучения ребенок контролирует свои движения зрением. Он смотрит на написанную на доске букву, и мысленно анализирует ее структуру. Со временем в голове создается модель буквенного знака и посторонняя помощь не нужна.

    Специалисты утверждают, что ребенок еще до школы должен приобрести чувственный опыт ориентации в пространстве. Он должен уметь корректировать свои движения. Именно поэтому программа подготовки руки к письму должна быть пройдена заранее. Благодаря ей ребенок избавляется от тех трудностей, которые возникают на первых этапах. Дети с легкостью могут овладеть письмом, имея начальные знания. Именно такие дети чаще всего имеют каллиграфический почерк.

    Каплетерапия - отличный способ подготовки

    Достаточно просто проходит подготовка руки к письму. 4-5 лет, по мнению многих родителей, - это лучший возраст для того, чтобы получить начальные знания и умения. Каплетерапия - это метод, благодаря которому ребенок сможет не только подготовить руку к письму, но и развить в себе разностороннюю и творческую личность.

    Каплетерапия - это рисование разноцветными каплями. Для использования данной методики подготовки необходимо заранее подготовить:

    • акварельные краски;
    • бумагу;
    • салфетки;
    • губку;
    • фартук;
    • пипетку.

    В каждом стакане необходимо развести определенный цвет. Желательно, чтобы палитра красок была разнообразной и яркой. Методика достаточно проста для ребенка. Ему необходимо набрать в пипетку желаемый цвет и с помощью капель изобразить на бумаге рисунок.

    Работа с разными цветами нравится детям. Благодаря этому занятие получается интересным и ярким. Рисовать необходимо аккуратно, а наносить каплю точно. Занятие является эффективным, поскольку движения ребенка становятся более координированными.

    Благодаря каплетерапии у детей развивается мелкая моторика. Со временем ребенок сможет правильно держать Он с легкостью сможет выполнить задание учителя и написать ту или иную букву. Помимо этого, каплетерапия развивает у детей творческое воображение. Известно, что благодаря работе с данной методикой наблюдается положительная динамика готовности будущих школьников к обучению в общеобразовательном учреждении. Каплетерапия положительно влияет на самооценку, внимательность и координацию. Дети учатся видеть что-то прекрасное в каждой капле.

    Декоративное рисование при подготовке к письму

    Многим тяжело дается подготовка руки к письму. 4-5-летние малыши не могут сосредоточиться на том или ином обучающем занятии. Подготовка детей нередко не устраивает и преподавателей младших классов. Они утверждают, что многим ребятам тяжело научиться писать. Это связано с тем, что они не имеют начальных знаний, которые должны быть получены в дошкольном возрасте, для того, чтобы получить навык письма.

    При выборе дошкольного учреждения важно узнать присутствует ли там подготовка руки к письму в старшей группе. Однако не стоит забывать, что немаловажную роль в обучении играют родители. Они также должны регулярно проводить занятия со своим ребенком. Важно, чтобы они ни в коем случае при этом не ругали чадо за ошибки. Родители и воспитатели не должны брать на себя обязанности школьного учителя и обучать ребенка написанию букв. В их обязанности входит лишь полная подготовка руки к письму. Детям важно, чтобы такие занятия проходили весело и непринужденно.

    Эффективной методикой, которая позволяет подготовить ребенка, считается декоративное рисование. Она помогает в развитии двигательных ощущений и мелкой моторики рук. Рисуя узоры, дети учатся рисовать линию. Нанесение точек, штрихов и мелких элементов учит ограничивать свои движения. Это крайне необходимо для написания слов, цифр и знаков. Некоторые элементы напоминают фрагменты букв, а именно овал, крючки, палочки и т. д.

    Декоративное рисование позволяет решить и многие другие обучающие проблемы. Оно положительно воздействует на мыслительную деятельность. Оно позволяет внести в мир ребенка радость и другие положительные эмоции. Благодаря декоративному рисованию дети видят результат своей деятельности. Они учатся их анализировать, а также находят им применение. Такая подготовка руки к письму в школе позволяет воспитать в ребенке многогранную личность.

    Подготовка к письму по методу Монтессори

    Методика обучения детей Монтессори уже не первый год популярна среди родителей. Такая техника позволяет обучить ребенка самым разнообразным навыкам. Методика Монтессори нередко встречается в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. На сегодняшний день также существуют заведения, в которых преподаватели занимаются с детьми только по этой технике. В таких учреждениях наблюдается высокая успеваемость.

    Родители часто не понимают, как должна проходить подготовка руки к письму. 5 лет - это возраст, когда детей чаще всего начинают обучать и готовить к школе. Однако подготовка к письму должна начинаться намного раньше. Позднее начало обучения никогда не заканчивается успехом.

    Благодаря ребенка можно подготовить к письму намного раньше, чем он заинтересуется ручкой и бумагой. Для этого существует множество упражнений, которые без труда можно выполнять дома. С раннего возраста ребенок может тренировать мелкую моторику, нанизывая бусины на нитку и нарезая бумагу. Согласно методике Монтессори, мытье рук, чистка обуви и стола - это также своеобразная подготовка руки к освоению письменных навыков. Это неслучайно, ведь все движения выполняются правой рукой круговыми движениями слева направо. Она абсолютно также движется при написании букв.

    Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму по методике Монтессори начинается с основного упражнения. Оно связано с рамками-вкладышами. В нем ребенку необходимо обвести специальную рамку, а затем заштриховать полученную фигуру. Благодаря такому упражнению дети учатся держать письменные принадлежности правильно и выполняют те же движения, что и при заполнении прописи. При этом ребенок не испытывает дискомфорта и выполняет задание с интересом.

    Достаточно эффективным является шершавый алфавит по методике Монтессори. Суть заключается в том, что на деревянную доску наклеивают контуры букв из шершавой бумаги. Ребенку необходимо обвести их двумя пальцами правой руки. Взрослый при этом должен произнести соответствующий букве звук. В данном упражнении задействована тактильная, слуховая и зрительная память.

    Подготовка руки к письму (5-6 лет) по методике Монтессори включает в себя упражнение, в котором ребенок должен чертить буквы на песке или манке.

    Со временем можно использовать мел и доску. На самом последнем этапе дети начинаются писать ручкой на бумаге. Считается, что методика Монтессори является одной из наиболее эффективных. Именно поэтому ее нередко используют родители и преподаватели. Благодаря ей также происходит развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму по методике Монтессори занимает несколько месяцев. Она дается ребенку с легкостью. Подготовку можно начинать с 4-5 лет. До этого возраста можно тренировать руку в жизни. Как мы говорили ранее, это может быть мытье рук и различных поверхностей.

    Графические диктанты

    Учится писать дети начинают в школе. Однако им этих знаний недостаточно. Важно также выполнять упражнения дома. Подготовка руки к письму (6-7 лет) может происходить благодаря графическим диктантам. Родители должны заранее специальные шаблоны. Их можно приобрести в книжном магазине или подготовить самостоятельно на компьютере, а затем распечатать. На листе в клетку располагается точка. Именно от нее ребенок будет вести первую линию. В нижней части листа располагается специальная таблица. В ней указано, какая должна быть длина линии и ее направление. Следуя инструкции, ребенок сможет начертить силуэт животного или какого-либо предмета.

    Такая подготовка руки к письму (6-7 лет) развивает воображение. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение. Рисовать по клеточкам очень занимательно и полезно. Детям нравится видеть результат своей деятельности в виде определенного рисунка.

    Прописи. Обзор подготовительных пособий

    Подготовка руки к письму в подготовительной группе нередко происходит посредством выполнения упражнений в специальной прописи. Такой способ обучения является наиболее распространенным. Однако далеко не каждая пропись является качественной. В нашей статье рассмотрено несколько учебных пособий.

    Автором пособия "Мои первые прописи" является Н. В. Володина. Оно было выпущено издательством "Стрекоза". Дизайн прописи не отличается особой яркостью. Однако преподаватели считают это плюсом, поскольку яркая обложка может отвлекать внимание дошкольника. В начале прописи даны рекомендации в стихах, благодаря которым обучение можно сделать более эффективным. Существует несколько выпусков данного пособия. В первом издании ребенку предложено выполнить наиболее простые задания. Уровень сложности постепенно возрастает. В последнем издании присутствуют задания, в которых ребенок должен будет самостоятельно написать буквы.

    "Мои первые прописи" выпущены в виде обычной тетради. Это является плюсом, поскольку ребенок учится правильно работать с рабочей тетрадью. Стоимость одного издания составляет примерно 50 рублей.

    "Мои первые прописи" имеют и недостатки. Издание отличается достаточно тонкой бумагой. Местами листы просвечиваются, и это может отвлекать дошкольника. Изображения, которые предложено раскрасить, имеют достаточно маленький размер.

    "Подготовка руки к письму" - это пропись, которая была выпущена издательством "ВК Дакота". На ней стоит маркировка - "5-6 лет". Такая подготовка руки к письму (1 класс) не подойдет дошкольникам. В прописи содержатся достаточно трудные задания. Оно подойдет первоклассникам, которым нужно тренировать свой навык написания букв. На каждой из страниц обрабатывается определенный элемент письма. Задания достаточно однообразные. Неусидчивому ребенку работать с такой прописью будет неинтересно, поскольку игровые элементы там отсутствуют.

    Это пропись для детей 4-5 лет. Это красочное издание с привлекательными иллюстрациями. Задания разделены на 14 занятий. Каждое из них включает в себя 2 страницы и небольшую историю про мышонка. В издании нет заданий с элементами букв. Оно лишь подготавливает руку дошкольника к письму. Ему потребуется обводить линии, рисовать черточки и осваивать штрихование.

    "Рисую узоры" - пропись, которая выпущена издательством "Эксмо". Она предназначена в прописи вполне доступны для дошкольников. В ней также можно найти пальчиковую гимнастику. Бумага достаточно плотная. Пропись разделена на 34 занятия.

    Выбор ручки

    При обучении письму ребенка немаловажную роль играют канцелярские принадлежности. Правильно подобранная ручка - залог успеха. Ее длина не должна превышать 15 сантиметров, а диаметр -7 миллиметров. Различные ребристые и четырехгранные ручки не подходят для подготовки к письму. Держа их, ребенок быстро устает. Важно, чтобы цвет пасты был темно-синим или темно-фиолетовым.

    В последнее время особую популярность имеют так называемые ручки-самоучки. Это своеобразный тренажер, благодаря которому ребенок учиться правильно держать письменные принадлежности и красиво писать. Их также используют для того, чтобы переучить левшу. Выпущена также серия, которая позволить скорректировать почерк ребенка 7-8 лет.

    Подводим итоги

    Подготовка руки к письму в подготовительной группе - это сложный этап обучения. Как организовать данный процесс известно далеко не всем родителям. Именно подготовительный этап влияет на конечный результат. Правильно проведенная подготовка ребенка - залог его хорошего почерка. Важно начинать ее с двухлетнего возраста. В этот период необходимо развивать моторику. Спустя год родители могут использовать специальные методики, с которыми вы ознакомились в нашей статье. Работу с прописью рекомендовано начинать в возрасте 4-5 лет. Однако не стоит учить ребенка писать буквы. В ином случае в школе ему будет неинтересно. Необходимо подготовить руку к письму. Это станет основой для получения навыков в общеобразовательном учреждении.

    Рабочая программа по подготовке руки к письму

    Пояснительная записка

    Актуальность

    «История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

    Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

    Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

    Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

    Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Цель и задачи :Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

    Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

    Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.

    Особенности программы

    Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

    Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

    Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

    Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

    Возраст обучающихся детей – 5-7 лет.

    Особенности детей данной возрастной группы

    • Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
    • Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
    • Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
    • Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

    Сроки реализации программы: долговременные

    Форма и режим организации образовательного процесса:

    Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.

    Форма занятий: по подгруппам (8-10 детей в подгруппе)

    Методы и средства:

    Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

    Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами

    Графические упражнения

    Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

    К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

    Мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

    Крупных движений и умения владеть своим телом;

    « -пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

    Активной речи, словарного запаса;

    Мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

    Навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

    Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.

    Средства для реализации программы: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка),раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.

    Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь с воспитателями, преподавателями по изобразительной деятельности, и встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.

    Работа с родителями:

    1. Беседы, консультации об особенностях психо - физиологическом развитии детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
    2. Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
    3. Разучивание пальчиковой гимнастики.

    Перспективное планирование.

    Октябрь

    п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш)

    Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

    Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.

    Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

    (Здравствуй карандаш)

    Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1

    Рисуем вертикальные линии.

    (Веселый дождик)

    Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

    Цветные карандаши, простой

    карандаш, камешки, раздаточный

    лист 2

    Регулируем нажим на карандаш.

    (Дождик тише, дождик громче.)

    Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на

    листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш.

    Цветные карандаши, простой

    карандаш, счетные палочки,

    раздаточный лист 2

    Вырезаем ножницами.

    (Аппликации Дом для трех поросят)

    Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги

    Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3

    Рисуем вертикальные линии.

    (Строим забор)

    Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от

    друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

    Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные

    карандаши, раздаточный лист №3

    Регулируем нажим на карандаш

    (Разукрашиваем забор)

    Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия

    правой и левой руки.

    Простые неотточенные

    карандаши, цветные карандаши,

    счетные палочки, раздаточный

    лист №4

    Раскрашиваем рисунок

    (Цыплята гуляют на лужайке)

    Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги

    и карандаша.

    Карандаши неотточенные по 2 на

    каждого ребенка, фасоль по 10

    штук, тарелочки по 3 штуки,

    счетные палочки, цветные

    карандаши, раздаточный лист №5

    Ноябрь

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Горизонтальные линии

    (Учимся рисовать дорожку)

    Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

    Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6

    Горизонтальные линии

    (Дорожки для автомобилей)

    Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

    Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный

    Пунктирные линии

    (Чудесный платочек)

    Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

    Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8

    Пунктирные линии

    (Украсим платочек)

    Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

    Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9

    Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

    (Расчески для куклы)

    Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

    Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10

    Штриховка горизонтальными линиями

    (Учимся штриховать)

    Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

    демонстрационный лист и раздаточный лист №11

    Штриховка вертикальными линиями

    (Учимся штриховать)

    Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

    Карандаши неотточенные по 2
    на каждого ребенка, фасоль
    по 10 штук, тарелочки по 3
    штуки, счетные палочки,
    цветные карандаши, демонстрационный лист и
    раздаточный лист №12

    Штриховка наклонными линиями

    (Учимся штриховать
    )

    Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

    Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №13

    Декабрь

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Рисование по точкам

    (Учимся рисовать по точкам)

    Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

    Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14

    Волнистая линия

    Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

    Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

    Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

    Волнистая линия

    (Волны большие, волны маленькие)

    Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

    Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15

    Вырезание ножницами

    (Резные снежинки)

    Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

    Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

    Линии в различных направлениях

    (Елочка - зеленая иголочка)

    Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение

    соблюдать направление линии.

    Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

    Цветная и белая бумага, ножницы, клей

    Вырезание ножницами

    (Волшебные ладошки (елка))

    Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

    Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

    Рисование и вырезание

    (Приглашение на праздник)

    Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение,

    полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

    Цветные карандаши, краски, альбомный лист, демонстрационные листы

    Рисование

    (Ах, ты зимушка-зима)

    Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

    штриховки сверху вниз, слева на право.

    Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист

    Январь

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Лепка

    (Кто приходил к нам на праздник)

    Вызвать у детей эмоциональный отклик от
    прошедшего праздника, развивать у детей
    воображение умением передавать в лепке
    характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

    Пластилин

    Линии разных направлений

    (Мороз рисует узоры на стекле)

    Развивать воображение, зрительно-моторную

    координацию, чувство пространства, умение

    соблюдать на листе бумаги направление линий.

    Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

    (Украсим рукавички)

    Закрепить умение проводить линии разных видов:

    вертикальные, горизонтальные, волнистые,

    пунктирные. Развивать зрительно-моторную

    координацию

    Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

    Спираль

    (Волшебный клубочек)

    Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать

    восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,

    низ.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

    Спираль

    (Волшебный клубочек)

    Продолжать формировать умение самостоятельно

    рисовать клубочки на свободном пространстве

    листа.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

    Штриховка

    (Заштрихуй рисунок)

    Продолжать формировать умение штриховать
    только в заданном направление, не выходить за
    контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,
    не сближать штрихи.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

    Февраль

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Обрывание бумаги

    (Снеговик . Аппликация)

    Развивать умение выполнять аппликацию способом
    обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации.. Развивать мелкую моторику рук.

    Цветной картон, белые листы,

    клей, ножницы, карандаши,

    демонстрационный материал

    №21

    Рисование полукругов

    (Цветы на лугу)

    Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.

    Горох, фасоль, листок в клетку,

    цветные карандаши, демонстрационный лист №22

    Рисование полукругов

    (Цветы на лугу)

    Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве

    Мячи резиновые маленькие, на

    каждого по 2 шт., цветные

    раздаточный материал №23

    Рисование круглой формы

    (Угощение для друзей)

    Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета

    Мячи резиновые маленькие, на

    каждого по 2 шт., цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал №24

    Рисование круглой формы

    (Угощение на тарелочках)

    Продолжать учить рисовать предметы круглой формы

    (тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения

    Фасоль, тарелочки, цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал №25

    Рисование круглой формы

    (Рисуем веселого снеговика)

    Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

    продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

    листа.

    Горох, фасоль, цветные

    карандаши, демонстрационный

    лист №26

    Вырезание ножницами

    (Открытка для папы (аппликация))

    Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам.

    Цветной картон и бумага,

    ножницы, клей, демонстрационный №27

    Рисование круглой формы

    (Платье для куклы)

    Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.

    Прищепки по 2 шт. на каждого,

    трафарет платья, цветные карандаши

    Март

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Вырезание ножницами

    (Цветы для мамы (аппликация))

    Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость.

    Цветная бумага и картон, клей,

    карандаши цветные, ножницы,

    демонстрационный материал

    №28

    Линии разных видов

    (Украсим шапочки)

    Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,
    пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

    Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29

    Раскрашивание

    (Села птичка на окошко)

    Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

    Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30

    Волнистая линия

    (Кораблик качается на волнах)

    Закрепить умение рисовать волнистую линию.

    Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

    Мячи, тонкие шнурки, цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный листы №31

    Графические узоры

    (Узоры на коврике)

    Продолжать формировать умение
    ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно
    рисовать графические узоры по образцу. Развивать
    зрительно-моторную координацию.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32

    Рисование

    (Весна, ручейки, солнце ярко светит)

    Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в

    рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях

    Мячи резиновые маленькие, на

    каждого по 2 шт., цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал №33

    Штрихуем разными способами

    Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,

    волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

    Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34

    Лепка

    (Мои любимые игрушки)

    Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно

    выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук.

    Пластилин, демонстрационный материал

    Апрель

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Учимся писать цифры (цифра 1)

    Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол.

    Учимся писать цифры

    (Цифра 2)

    Учить писать цифру 2. Согласовывать свои

    хватом карандаша.

    Учимся писать цифры

    (Цифра 3)

    Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

    Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 4)

    Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать правильным положением тела.

    Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 5)

    Учить писать 5. Согласовывать свои действия с пространственных ориентации.. Развивать

    внимание, сосредоточенность, следить за

    правильным положением тела

    Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 6)

    Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия внимание, сосредоточенность, следить за

    правильным положением тела

    Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 7)

    Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

    правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки

    Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 8)

    Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки.

    Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Май

    № п/п

    Тема, цели

    Кол-во часов

    Используемый материал для работы

    Учимся писать цифры

    (Цифра 9)

    инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

    Совершенствовать графомоторные навыки.

    Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 10)

    Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

    Совершенствовать графомоторные навыки

    Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Дорисование

    (Путешествие божий коровки)

    Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

    Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал № 35

    Линии разных видов

    (Сказочные цветы)

    Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

    Рисование по точкам

    (Чудная картина)

    Продолжать совершенствовать умение детей

    обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.

    Каштаны по 2 шт. на каждого,

    цветные карандаши,

    демонстрационный материал №37

    Штриховка

    (Вот как мы умеем штриховать)

    Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

    Прищепки по 2 шт. на каждого,
    простые карандаши.

    Рисование по замыслу

    (Вот как мы умеем рисовать)

    Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.

    Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.


    Рисование по замыслу

    (Вот как мы умеем рисовать (продолжение))

    Каштан, цветные карандаши.


    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 393» Ново-Савиновского района г. Казани

    Пояснительная записка:

    Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития у него графических навыков.

    Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с задачами, рекомендованными в программах воспитания и обучения детей в детском саду. Сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программ позволит более успешно обеспечить реализацию поставленных целей и задач.

    Так как программа данного курса ориентирована на дополнительное образование, в ней предусмотрены задания, обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания.

    • игровые;
    • словесные;
    • наглядные;

    Основные цели:

    1. Подготовка дошкольника к обучению письму средствами художественно-продуктивной, познавательно-речевой деятельности, через интенсивное развитие координирующих движений (мелкой моторики) , совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребенка.
    2. Формирование графических навыков, подготовки руки ребенка к овладению письмом.

    Основные задачи:

    • развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения;
    • отрабатывать умение достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая подготавливает ребенка к письму;
    • добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма;
    • отрабатывать навык штриховки;
    • познакомить детей с многочисленными способами штриховки.

    Организация занятий.

    Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет

    К концу года дети должны уметь:

    К концу курса дети должны уметь:

    • различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны;
    • писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на сигнальную красную строчку со штрихом;
    • соблюдать строку, и вести прямую линию закруглять ее
    • писать элементы букв по образцу;
    • учиться ориентироваться в тетради, на ее листах;
    • прописывать элементы букв (от простого к сложному) :

    а) обвести контур в воздухе;

    б) по пунктирам;

    в) по опорным точкам;

    г) самостоятельное прописывание по образцу.

    Список литературы

    1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2006
    2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224с.
    3. Бабушкина Р.Л. Кислова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи. СПб: КАРО, 2005.
    4. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и дополнение: М. «АРКТИ» , 2007г.
    5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М.: Росмэн, 2008г. – 24с.
    6. Толбанова А., Речедвигательный тренинг. Коррекционно- развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Феникс, Ростов - на – Дону, 2010
    7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. «Лань» , Санкт-Петербург, 1998.

    Татьяна Скороходова
    Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму)

    Актуальность.

    «Развитость мелкой моторики влияет

    на эмоциональное благополучие ребенка,

    на его самооценку,

    высокий уровень предотвращает

    формирование школьных трудностей».

    Большакова С. Е.

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению . К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка , не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо , ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы . Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму . Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития я организовала через кружковые занятия по программе "Золотые ручки »". Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом .

    Пояснительная записка.

    Подготовительные занятия кружка «Золотые ручки » для детей 5-6 лет не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму . Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе . Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу , которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев и кисти рук , играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе . Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста) .

    Образовательная деятельность проводится с октября по апрель включительно, длительностью 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

    Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.

    Целью программы является : помочь детям развивать механизмы координации руки , необходимые для овладения письмом , создавая условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи :

    Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

    Укрепление руки , улучшение координации движений;

    Усвоение правил гигиены письма , сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке;

    Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

    Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма ;

    Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

    Снижение психологической нагрузки ребенка.

    Для решения данных задач выработаны следующие принципы :

    Уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в

    сочетании с разумной требовательностью;

    Комплексный подход при разработке занятий ;

    Систематичность и последовательность занятий;

    Вариативность содержания и форм проведения занятий;

    Наглядность;

    Постепенность (пошаговость, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

    Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу только

    после полного освоения материала предыдущего этапа.

    Формы работы :

    Индивидуальная

    Фронтальная

    Свободная самостоятельная деятельность самих детей;

    Консультативная работа с родителями

    Методы и приемы работы :

    Наглядный метод обучения и метод практических действий.

    Ориентировочно-исследовательская деятельность.

    Методы проблемно-поискового характера.

    Массаж кистей рук;

    Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

    Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

    Пальчиковый театр;

    Лепка из пластилина с использованием природного материала

    (семена, крупы, ракушки и т. д.) ;

    Рисование по трафаретам;

    Нетрадиционные техники рисования : пальцем, свечкой и т. д. ;

    конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с

    конструктором ЛЕГО;

    Штриховка;

    Дорисовка (по принципу симметрии) ;

    Лабиринты;

    Шнуровка;

    Игры с мелкими предметами ;

    Дидактический материал и техническое оснащение

    Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего» , «Маленький строитель»

    Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока)

    Мелкие предметы : счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка, семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…

    Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

    «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» , каштаны)

    Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,

    Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами» , рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.

    Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов.)

    Тетради в крупную клетку

    Тематические иллюстрации.

    Учебный план

    Количество занятий в месяц 4

    Количество занятий в год 28

    Структура занятий

    1 часть - упражнения на развитие координации пальцев рук :

    пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками, карандашом т. д.

    2 часть – упражнения развитие двигательной деятельности : физкультминутка.

    3 часть - упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе : работа в тетради , графические диктанты.

    4 часть - Итог.

    Взаимодействие с родителями.

    Основная задача в работе с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми . Одно из важнейших условий развития детей - взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка .

    Формы работы :

    родительские собрания;

    наглядная информация;

    семинары-практикумы;

    проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями :

    проведение мастер-классов.

    Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем по данному направлению.

    Диагностика развития мелкой моторики рук .

    Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу .

    Диагностика детей старшей группы на 2015-2016учебный год.

    ФИ ребенка Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила Умение правильно выполнять звуковой диктант Умение правильно держать в руке карандаш Умение ориенти-роваться на листе тетради Соблюдение правил гигиенических требований для письма

    н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г

    Способы проверки знаний, умений, навыков.

    3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

    2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

    1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

    От 0 до 8- низкий уровень развития

    От 9 до 15– средний уровень развития

    От 16 до 18 баллов – высокий уровень развития

    На начало года : высокий -16% ребёнка; средний-75%детей; низкий 8%-

    К концу года : высокий 33%ребенка; средний- 66%; низкий -0%.

    Календарно – тематическое планирование занятий.

    1-занятие. Тема. «Ознакомительное» .

    Цель. Познакомить детей с тетрадью в крупную клеточку, правилами гигиены письма . Учить детей сохранять правильное положение головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке.

    Ход занятия : В гости приходит Незнайка, который не знает, что такое тетрадь, для чего она нужна, как на ней писать и т. д.

    Воспитатель предлагает Незнайке присесть за стол и выполнить пальчиковую гимнастику вместе с детьми.

    Проведение пальчиковой гимнастики.

    «Подарки»

    Пальцы в гости к нам пришли и подарки принесли.

    Будем мы их представлять и подарки принимать.

    Вот большой, он палец мудрый, книгу хочет нам вручить.

    Указательный придумал нам фонарик подарить.

    Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?

    Пластилин есть и бумага и набор карандашей.

    Безымянный - славный мальчик, всем друзьям принес он мячик.

    А малыш - мизинчик игрушечный автомобильчик.

    Скажем мы : «Спасибо, пальцы!»

    И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)

    Проведение физминутки.

    Девочки и мальчики прыгают, как мячики

    (после слов выполняют прыжки,

    Ручками хлопают (хлопки три раза,

    Ножками топают (топают три раза,

    Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

    После отдыхают (приседают, руки свободные ) .

    После физминутки воспитатель рассказывает Незнайке о правилах письма , о правильном положении головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке. Незнайка вместе с детьми выполняет выше сказанное. Воспитатель проверяет, при необходимости поправляет.

    Итог занятия.

    2-занятие. «КАПЕЛЬКИ» .

    Цель : Продолжать знакомить детей с тетрадным листом в крупную клеточку, ориентировке в клеточке (нахождение левого верхнего угла, левого нижнего угла, середины клеточки и т. д.) Развивать мелкую моторику , внимание.

    Упражнение. «Подними пальчики» . Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке (3-4р.)

    Физкультминутка «Детский сад»

    Детский сад, детский сад,

    Он всегда ребятам рад. (Хлопки на каждое слово)

    «ку-ку» - спрятаться)

    И конструктор собирать,

    И игрушки за собой убирать. (Руки движутся вправо-влево)

    Буду бойко танцевать (приседание)

    И лепить, и рисовать,

    (Руки сложить "замком" перед собой)

    «Капельки»

    Капельки упали на листок тетради.

    Точечками стали на бумажной глади.

    Уголки у клеточек заняли неспешно,

    Острый карандашик им помог, конечно.

    Итог занятия.

    3-занятие. «ДОРОЖКА»

    Цель. Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. Развивать работы

    Упражнение. «На зарядку становись!» . Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

    Физкультминутка

    Детский сад, детский сад, он всегда ребятам рад. (Хлопки на каждое слово)

    Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

    И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)

    И игрушки за собой убирать. (Руки движутся вправо-влево)

    Буду бойко танцевать (приседание)

    И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)

    Буду песни каждый день напевать. (Руки сложить "замком" перед собой)

    Выполнение графических заданий «ДОРОЖКА»

    Слева направо протянем дорожку :

    От детского сада – к родному порожку.

    Не будет дорожка петлять, загибаться, -

    Мы не хотим на ней потеряться!

    Итог занятия.

    4-занятие «БУСЫ»

    Цель. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. Развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук.

    Упражнение. «Ванька – встанька» .

    Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку» , то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

    Физминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

    Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

    Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

    Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

    Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

    Выполнение графических заданий «БУСЫ» .

    Мы по линеечке ниточку протянем.

    В уголки клеточек точки поставим.

    Вот получились на каждой из строчек

    Бусы для мамы, бусы для дочек.

    Итог занятия.

    1-занятие «СТОЛБИКИ»

    Цель. Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. Развивать пространственное мышление, произвольное внимание.

    Упражнение. «Собери палочки в корзинку» .

    Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее) . Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

    Физкультминутка «Наша страна» .

    В нашей стране горы - высокие,

    Реки глубокие,

    Степи широкие,

    Леса большие,

    А мы - ребята вот такие!

    Выполнение графических заданий «СТОЛБИКИ»

    Столбики бывают разной высоты.

    Все они похожи на палки иль шесты.

    Карандаш уверенно ведём от точки,-

    Получились ровные палочки - шесточки.

    Итог занятия.

    2-занятие «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ»

    Цель. Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. Развивать мелкую моторику , пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

    Упражнение. «Шаги» . Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев) . И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

    Физкультминутка Столица нашей Родины – Москва

    (руки поднять вверх , пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки )

    Ехать очень долго – дня два.

    (поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх )

    С высокой, главной башней, (подняться на носки, поднять)

    С курантами на ней (руки вверх , потянуться)

    И с площадью огромной, (развести руки в стороны на уровне груди)

    С названием скромным, (руки согнуть в локтях , вытянуть их вперёд)

    Зовётся она Красной и смотрится прекрасно.

    Музеев там не перечесть, (согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

    Театры, памятники есть. (Загнуть левой рукой два пальца правой руки )

    Поедим в гости мы к друзьям, (руки согнуть в локтях , поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

    Чтоб рассказать об этом вам. (Согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

    Выполнение графических заданий «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!»

    Ветер подул, и забор повалился!

    Но не упал, лишь слегка наклонился.

    Итог занятия.

    3-занятие «КОЛЕЧКИ» .

    Цель. Формировать умения размещать внутри клеточки круг. Развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственное мышление. Воспитывать усидчивость.

    Упражнение «Вертушка» . Берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей) . Другой конец карандаша направлен от груди.

    Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

    Физкультминутка «Самолет»

    Руки ставим все вразлет : появился самолет.

    Мах крылом туда-сюда, делай «раз» и делай «два» .

    Раз – два! Раз – два! Руки в стороны держите ,

    Друг на друга посмотрите, Раз – два! Раз – два!

    Опустили руки вниз , и на место все садись.

    Выполнение графических заданий «КОЛЕЧКИ» .

    Колечки, колечки нашли возле речки.

    Обронили колечки белые овечки :

    Шли мимо осинки, зацепились шерстинки,

    Повисли на ветке, соберём их, детки!

    (Размещать внутри клеточки - круг.)

    Итог занятия.

    4-занятие «ЗУБЦЫ»

    Цель. Учить соединять углы клеточек по диагонали. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Воспитывать аккуратность в работе .

    Упражнение «Мячик» .

    Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

    Физкультминутка «О левой и правой руке»

    Смотрите-ка, вот две руки :

    Правая и левая! (вытягиваем руки вперед , показывая)

    Они в ладоши могут бить –

    И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

    Они мне могут нос зажать –

    И правая, и левая! (По очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

    Ладошкой могут рот прикрыть -

    И правая, и левая! (Прикрываем рот той и другой)

    Дорогу могут показать –

    И правая, и левая! (Показываем направление то правой, то левой рукой)

    И с правою, и с левою! (Дружеское рукопожатие)

    И могут ласковыми быть и правая, и левая!

    Обнимут вас, ко мне прижмут –

    И правая, и левая! (Обхватываем себя руками – “обнимаем”)

    Выполнение графических заданий «ЗУБЦЫ» .

    Стена крепостная в тетрадке растет.

    По ней карандаш наш неспешно идет.

    Зубцы появляются сразу меж строчек,

    Бойцы за них спрячутся без проволочек

    (соединять углы клеточек по диагонали) .

    Итог занятия.

    1-занятие «ВОЛНЫ» .

    Цель. Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

    Упражнение «Обнималки» . Садимся на стул, руки - на уровне глаз . Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху . Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

    Физкультминутка «Дикие животные» .

    Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.

    Поднимайтесь, ручки , вверх, шевелитесь, пальчики, –

    Так шевелят ушками серенькие зайчики.

    Крадемся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.

    Волк озирается кругом, и мы головки повернем.

    Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норках мыши.

    Выполнение графических заданий «ВОЛНЫ.

    Гонит ветер волны, волны. Хватит ветер. Полно! Полно!

    Успокойся, стань потише! Волны сразу станут ниже!

    (Вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки).

    Итог занятия.

    2-занятие «КИРПИЧИ» .

    Цель. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе (прямоугольники) . Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

    Упражнение «СТРОИМ ДОМ» .

    Целый день тук да тук. Руки сжаты в кулаки , большой палец поднят вверх.

    Раздается звонкий стук. Движение сверху вниз большим пальцем.

    Строим домик для зайчат. Правым кулаком постучать сверху по левому.

    Молоточки стучат. Постучать кулаком о кулак.

    Строим домик для бельчат. Левым кулаком постучать сверху по правому.

    Этот дом для мальчиков, Разжать левую руку ладонью к педагогу.

    Этот дом для девочек, Разжать правую руку ладонью к педагогу.

    Этот дом для Светы –

    Он большой и светлый. Большой палец правой руки касается мизинца .

    Здесь живет Алеша,

    Мальчик он хороший. Большой палец правой руки касается безымянного.

    В этом доме Маша,

    Солнышко ты наше. Большой палец правой руки касается среднего .

    Этот – дом Марата,

    Будет дом богатым. Большой палец правой руки касается указательного.

    Этот дом для Светы –

    Он большой и светлый. Большой палец левой руки касается мизинца .

    Здесь живет Алеша,

    Мальчик он хороший. Большой палец левой руки касается безымянного.

    В этом доме Маша,

    Солнышко ты наше. Большой палец левой руки касается среднего .

    Этот – дом Марата,

    Будет дом богатым. Большой палец левой руки касается указательного.

    Вот какой хороший дом, Сжимание пальцев обеих рук в кулак и разжимание их.

    Как мы славно заживем. Вращение кистями обеих рук.

    Физкультминутка

    Ходит по двору индюк (шаги на месте)

    Среди уток и подруг.

    Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

    Рассердился сгоряча.

    Сгоряча затопал (потопать ногами)

    Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

    Весь раздулся, словно шар (руки на поясе )

    Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью )

    Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала» , как индюк)

    Понесся стрелою. (Бег на месте)

    Выполнение графических заданий «КИРПИЧИ»

    Запасаем кирпичи, -

    Плохо дома без печи!

    Наберем их, сколько нужно, -

    И за печь возьмёмся дружно!

    (Входить в клеточку, обводить две клеточки вместе, прямоугольники) .

    Итог занятия.

    3-занятие «ПИРОЖКИ»

    Цель. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Воспитывать уверенность в своих умениях.

    Упражнение «Повар» .

    Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу.

    А тут отключили свет.

    Повар леща берет Загибают большой палец на левой руке.

    И опускает в компот.

    Бросает в котел поленья, Загибают указательный палец

    В печку кладет варенье,

    Мешает суп кочерыжкой, Загибают средний палец

    Угли бьет поварешкой. Загибают безымянный палец

    Сахар сыплет в бульон. Загибают мизинец.

    И очень доволен он! Разводят руками .

    Физкультминутка

    Мы приходим в магазин,

    (ходьба на месте)

    Без лукошек и корзин,

    (сгибают руки в локтях , прижимая кисть к поясу)

    Чтобы хлеб купить, батон,

    (загибают пальцы правой и левой руки )

    Колбасу и макарон,

    Сыр, зефир и пастилу,

    Шоколад и пахлаву,

    Молоко, кефир, сметану,

    Кофе, чай и два банана.

    Нам продал их продавец,

    (руки согнуты в локтях , сгибают и разгибают пальцы рук)

    Всё купили, наконец.

    (рукопожатие)

    Выполнение графических заданий «ПИРОЖКИ»

    «Вот так славный пирожок!

    Ты не ешь меня дружок!

    Не в печи я подымался, -

    из тетради показался».

    Полукруг рисуют детки

    на своих листочках в клетки.

    (Входить в клеточку, обводить её дугообразной линией) .