Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Конспект занятия рисование по мотивам хохломской росписи. Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью. Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе

    Конспект занятия рисование по мотивам хохломской росписи. Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью. Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе

    Декоративное рисование

    «Завиток»

    (по мотивам хохломской росписи)

    (подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

    Программное содержание.

    Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

    Материал.

    Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

    Связь с другими образовательными областями.

    Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

    Ход занятия.

    I Организационный момент.

    II Основная часть.

    Часть 1

    Слайд 1

    Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

    Слайд 2

    Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

    Слайд 3-7

    Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

    Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

    Из дерева .)

    Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

    Слайд 8-10

    Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

    Слайд 11

    ).

    Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

    Травный орнамент, или «травка»,

    Так характерен для всей хохломы,

    Чудесный рисунок волшебной страны!

    Слайд 12

    Элементы травной росписи.

    Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

    “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

    “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

    “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

    “Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

    Слайд 13

    Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

    Богат и наряден чудесный узор.

    По золоту фона затейливой змейкой

    Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

    Слайд 14

    Листики

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

    Слайд 15

    Ягодки

    Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

    Слайд 16

    Ягодки смородины

    Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

    Слайд 17

    А вот посмотрите – знакомый сюжет.

    Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

    Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

    Слайд 18-20

    Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

    Слайд 21

    Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

    Слайд 22

    Кисть хохломская! Большое спасибо!

    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

    Игра « Убери лишний предмет»

    Часть 2

    А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

    завиток ). Правильно завиток.

    Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

    Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

    Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

    Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

    А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

    Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

    Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

    Дети рисуют под музыку.

    III Итог

    Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Декоративное рисование

    «Завиток»

    (по мотивам хохломской росписи)

    (подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

    Программное содержание.

    Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

    Материал.

    Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

    Связь с другими образовательными областями.

    Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

    Ход занятия.

    I Организационный момент.

    Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

    Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

    II Основная часть.

    Часть 1

    Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

    Слайд 1

    Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

    Слайд 2

    Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

    Слайд 3-7

    Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

    Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

    Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева .)

    Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

    Слайд 8-10

    Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

    Слайд 11

    Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный ).

    Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

    - Травный орнамент, или «травка»,

    Так характерен для всей хохломы,

    Чудесный рисунок волшебной страны!

    Слайд 12

    Элементы травной росписи.

    Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

    “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

    “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

    “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

    “Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

    Слайд 13

    Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

    Богат и наряден чудесный узор.

    По золоту фона затейливой змейкой

    Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

    Слайд 14

    Листики

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

    Слайд 15

    Ягодки

    Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

    Слайд 16

    Ягодки смородины

    Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

    Слайд 17

    А вот посмотрите – знакомый сюжет.

    Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

    Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

    Слайд 18-20

    Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

    Слайд 21

    Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

    Слайд 22

    Кисть хохломская! Большое спасибо!

    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

    Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

    Игра « Убери лишний предмет»

    Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

    Игра «Найди завиток на моем фартуке».

    Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

    Часть 2

    А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

    Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток ). Правильно завиток.

    Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

    Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

    Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

    Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

    А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

    Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

    Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

    Дети рисуют под музыку.

    III Итог

    Анализ

    Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.


    Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.
    воспитатель Фешина Елена Леонидовна
    Образовательная область: «Художественное творчество»
    Тема: «Волшебный завиток хохломы»
    Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
    Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
    Задачи:
    1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
    Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
    2. Развивать творческое воображение;
    3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
    4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.
    Предварительная работа.
    Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
    Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
    Рисование элементов хохломского узора.
    Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
    Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
    Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки. Ход образовательной деятельности
    1. Вводная часть
    Психологическая разминка
    Возьмёмся за руки друзья
    Друг другу улыбнёмся
    Мы пожелаем всем добра
    И скажем «Здравствуй солнце».
    Ярче солнечных лучей
    Дружба в целом свете
    Ведь с друзьями веселей
    На любой планете.
    Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.
    Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
    Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
    Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
    А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).
    Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: «Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду. Не поможете ли нам? (хохломские мастера)
    Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?
    А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.
    Основная часть
    Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)
    Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.
    Золотая хохлома.
    Как волшебница Жар- птица,
    Не выходит из ума
    Чародейка – мастерица,
    Золотая Хохлома.
    И богата, и красива,
    Рада гостю от души.
    Кубки, чаши и ковши.
    И чего здесь только нет.
    Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?
    Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).
    Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
    Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
    А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)
    Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.
    Игра «Угадай-ка»
    Физминутка
    Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
    Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
    Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
    Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
    Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
    Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
    Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
    Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
    Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
    Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
    Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.
    Объяснение воспитателя:
    Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)
    Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
    Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
    Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
    У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.
    А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
    Пальчиковая гимнастика.
    Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
    И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
    Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
    Не сидится им опять (встряхивание кистями).
    Постучали, повертели,
    Рисовать мы захотели.
    Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
    (Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно
    Заключительная часть
    Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).
    Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?
    Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
    Дети подготовили стихи о хохломе.
    Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
    Отголоски лета в зелени травы.
    Роспись хохломская словно колдовская
    В сказочную песню просится сама.
    И нигде на свете нет таких соцветий
    Всех чудес чудесней наша хохлома.
    Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера! Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!

    Все готовые работы рассмотреть с детьми, выбрать самые интересные (предлагая ребятам обосновать свой выбор), украсить ими групповую комнату, вестибюль.

    Материалы. Цветная бумага для вырезывания, половинки альбомных листов (или альбомные листы) нескольких мягких тонов для фона, клей, ножницы.

    Занятие 77. Декоративное рисование "Композиция с цветами и птицами" (по мотивам народной росписи)

    Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или холодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

    Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми созданные ими ранее композиции по мотивам народной росписи. Предложить создать декоративную композицию в теплой или холодной гамме. За несколько дней до занятия можно устроить выставку декоративных изделий с изображениями цветов и птиц (хохломская, мезенская, городецкая роспись, изделия народных мастеров данного региона и др.). Рассмотреть с детьми выставленные изделия.

    В процессе рассматривания готовых работ отобрать наиболее удачные и сделать из них фризы, которыми затем оформить группу (один фриз в теплой, другой – в холодной гамме).

    Материалы. Бумага белая (или тонированная) чуть больше формата А4, простой графитный карандаш (для наброска птицы), краски акварель, кисти.

    Рассматривание декоративных композиций в альбомах, на репродукциях, на изделиях народного творчества (городецкая, хохломская роспись и др.).

    Занятие 78. Рисование "Обложка для книги сказок"

    Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

    Методика проведения занятия. В начале занятия рассмотреть с детьми различные по оформлению обложки книг сказок, обратить внимание на расположение рисунка, на сочетание цветов.

    Предложить каждому ребенку выбрать бумагу для обложки. Спросить у нескольких ребят, что они хотят нарисовать и как это сделают. Указать на возможные различия в последовательности выполнения рисунка (можно начать с оформления рамки или с главного сюжета, предмета).

    Материалы. 3–4 книги сказок. Листы бумаги разных цветов (цветная бумага для обложки может быть подготовлена детьми накануне занятия), краски гуашь (6–8 цветов), кисти, палитра.

    Связь с другими образовательными областями. Беседы о книгах, о том, кто и как их создает (писатели, художники, фотографы). Знакомство с двумя художниками-иллюстраторами книг (по иллюстрациям); орагизация выставки их книг.

    Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

    Методика проведения занятия. Спросить у детей, на каких изделиях народного и современного искусства они видели завитки. Если они не ответят, напомнить о хохломской росписи, показать характерные изделия. Уточнить, как они украшены, напомнить элементы украшения.

    "Субботник"

    Надя М., подготовительная группа

    Предложить детям нарисовать изогнутую веточку-завиток и украсить ее завитками, цветами, ягодами, листочками и т. п. Вызвать ребенка для показа приема рисования основного завитка и боковых веточек-завитков.

    Предложить каждому ребенку выбрать бумагу, подумать, краски каких цветов будут хорошо сочетаться с фоном. Напомнить, что нужно рисовать крупно, во весь лист.

    Рассмотреть с детьми готовые рисунки, лучшие работы отобрать для украшения групповой комнаты и других помещений детского сада.

    Материалы. Бумага формата А4 разных оттенков (на выбор), краски акварель, гуашь белила, палитры, кисти (вместо акварели можно взять цветные восковые мелки или пастель).

    Связь с другими образовательными областями. Знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью.

    Занятие 80. Рисование "Субботник"

    Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

    Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о субботниках. Предложить создать рисунки на эту тему. Обсудить, что ребята будут рисовать, как расположат фигуры на листе. В ходе занятия поощрять наиболее полное отражение темы в рисунке.

    По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить выбрать те, на которых изображены интересные виды труда, фигуры людей в рабочих позах.

    Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши, краски, кисти.

    Связь с другими образовательными областями. Труд детей на участке детского сада. Наблюдения за трудом взрослых.

    Занятие 81. Лепка по замыслу

    Программное содержание. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

    Методика проведения занятия. Предложить детям вылепить по замыслу группу людей (животных). Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение фигур по величине, добиваясь сходства вылепленных людей (животных) с реальными.

    В конце занятия рассмотреть все работы, предложить детям выбрать наиболее интересные и обосновать выбор.

    Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

    Вариант занятия. Лепка "Няня с младенцем"

    Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.

    Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую няню с младенцем. Уточнить форму, пропорции фигуры; приемы и последовательность лепки фигур куклы, младенца.

    В конце занятия все вылепленные фигуры рассмотреть, выбрать самые красивые.

    Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковская игрушка – няня с младенцем.

    Связь с другими образовательными областями. Рассматривание различных дымковских кукол, уточнение их образного содержания, формы и пропорций частей.

    Занятие 82. Рисование "Разноцветная страна"

    Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании гуашью).

    Методика проведения занятия. Предложить детям создать иллюстрации к книге "Радуга". Уточнить их знания о цветовых эталонах.

    Предложить каждому ребенку подумать, на какой цвет радуги он хотел бы выполнить картинку. Если на какой-то цвет не будет желающих, следует мягко уговорить ребят, подсказав возможные изображения. На каждый цвет радуги выполняется своя картинка.

    Из созданных рисунков можно собрать книги и подарить детям старшей группы.

    Вариант занятия

    Предложить детям нарисовать сказочные картинки, выполнив все изображения в одном цвете, но разными оттенками.

    Можно предложить нарисовать "Сказочный домик" с прозрачными стенами, в котором живут птички более яркого цвета, чем сам домик. Предложение может быть и таким: создать узоры, используя разные оттенки (теплые и холодные) одного цвета.

    В итоге можно устроить выставку детских рисунков, украсить рисунками помещения детского сада, группы.

    Материалы. Зависят от темы, выбранной педагогом.

    Мишнева Ирина Владимировна

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области»

    Воспитатель

    Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе: «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

    Программные задачи :

    Учить детей украшать силуэт вазы крупной веткой с завитками и плодами (типичным главным элементом росписи декоративных изделий).

    Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки).

    Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа).

    Развивать чувство композиции.

    Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

    Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».

    Материалы:

    Хохломская посуда для показа, народные промыслы для игры «Найди и расскажи», картинки с элементами хохломская узора, план в картинках, презентация о хохломском промысле, ноутбук, аудиозапись народной музыки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: силуэт ваз.

    Предварительная работа.

    Знакомство с процессом изготовления хохломских изделий, рассматривание и беседа о них. Знакомство с декоративными приемами рисования, рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

    Ход работы:

    Релаксация:

    Доброе утро
    Солнцу и птицам!
    Доброе утро!
    Приветливым лицам!
    И каждый становится
    Добрым, доверчивым!

    (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

    Мотивационно-ориентировочный этап

    Дети стоят около педагога полукругом.

    Ребята, наш Винни пух собрался в гости к своему американскому Винни пуху, и хотел бы взять с собой русский сувенир – хохломскую посуду. Вы же знаете, что в других странах очень ценят предметы русского декоративно-прикладного искусства. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами. Но он ничего не знает об этой посуде. Негде её взять. Как нам помочь Винни пуху.

    Поисковый этап:

    План в картинках:

    1.Рассказать о промыслах, которые мы знаем.

    2.Узнать всё о хохломской посуде.

    3.Расписать посуду для Винни пуха.

    Практический этап:

    Вот я принесла целую коробку предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти хохломскую посуду? Помогите мне это сделать. Предлагаю детям поиграть в игру «Найди и расскажи». В сундуке предметы художественных промыслов: Дымковская, Семёновская матрёшка, Борисовская керамика, Гжельская, Хохломская посуда.

    Программное содержание:

    • Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (ложках, тарелках, стаканчиках) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.
    • Закреплять знания народных промыслов: дымковской игрушки, филимоновской глиняной свистульки, гжельской, Городецкой, хохломской посуды.
    • Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.
    • Развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы.
    • Воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам.

    Методическое сопровождение:

    Предметы художественных промыслов: Дымковская, Филимоновская глиняная игрушка, Городецкая, Гжельская, Хохломская посуда; схема – подсказка, посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, тычки, палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.

    Ход занятия

    – Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами.

    – Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.

    Предлагаю детям поиграть в игру “Путаница”.

    Поочередно достаю из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называя неправильно художественный промысел (достаю Дымковскую игрушку называя ее Хохломской. Дети исправляют и т.д.).

    Дойдя до Хохломской посуды говорю:

    – А что это за тарелка?

    Дети отвечают, что эта деревянная посуда и есть Хохломская.

    – Спасибо дети. Что помогли разобраться с народными промыслами. Вот и нашла я подарок своему гостю – Золотую Хохлому.

    – Ребята, посмотрите, сколько гостей приехало к нам со всего района, ведь мы с вами можем сами расписать Хохломскую посуду.

    Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Предлагаю схему – подсказку, по ней дети вспоминают особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.

    1. Фон (красный, черный, золотой, желтый).
    2. Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
    3. Ягодно-травный орнамент.
    4. Виды ягод.

    – Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.

    Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов.

    – С чего надо начинать рисовать?

    – Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)

    – Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)

    Даю указания к работе:

    – Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии) .

    – Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.

    – Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

    Под народную мелодию дети приступают к рисованию.

    Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

    Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.

    Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:

    Роспись Хохломская словно колдовская,
    В сказочную песню просится сама
    И ни где на свете нет таких соцветий
    Всех чудесней наша Хохлома.

    Дети дарят свои работы гостям.